Почему вопрос взыскания страховых взносов, доначисленных фондом, актуален в 2021 году
С 2021 года страховые взносы сменили администратора и подчиняются всем требованиям НК РФ, в т. ч. в части проверок. Такие проверки теперь осуществляют налоговые органы. Но это касается только тех взносов, которые начислены после 2016 года.
О том, что изменилось в страховых взносах с их включением в НК РФ, читайте в статье «Налоговый кодекс и страховые взносы в 2017 году».
В отношении же начислений, сделанных до 2021 года, проверки по-прежнему проводятся фондами (ст. 20 закона «О внесении изменений…» от 03.07.2016 № 250-ФЗ). И правила этих проверок все так же устанавливает закон «О страховых взносах…» от 27.07.2009 № 212-ФЗ, утративший свою силу с 2021 года.
Однако взыскивать доначисленные суммы с 2021 года фонд сам не вправе. Эта функция полностью перешла к налоговым органам, и процедура взыскания страховых взносов теперь подчиняется правилам, установленным ст. 46-48 НК РФ.
Порядок взыскания налогов
Если человек вовремя не подал декларацию, и просрочил оплату налоговых сборов, на сумму просрочки начисляются штрафные пени. Также по адресу его проживания из налоговой службы отправляется официальное уведомление с напоминанием о необходимости произвести погашение долга. Статья №52 НКРФ отводит для отправки уведомления срок в один месяц с момента наступления крайнего срока платежа. После получения официального письма из налоговой службы, у плательщика имеется месяц на погашение образовавшейся задолженности. Исключение – если в налоговом уведомлении указан другой срок.
Однако, и после получения предупреждения, далеко не все налогоплательщики торопятся с произведением выплат. Но не стоит полагать, что неуплаченные вовремя сборы попросту забудутся. Статья №75 налогового законодательства предусматривает следующий порядок начисления штрафных санкций по отношению к непунктуальным гражданам. Сумма пени вычисляется исходя из суммы долга, помноженной на дни просрочки и на 1:300 от установленной ЦБРФ ставки рефинансирования. О начислении пени плательщик также извещается официальным письмом.
В случаях злостного уклонения от уплаты налоговых сборов, органами ФНС могут налагаться штрафы. Стандартный размер их составляет 20% от общей суммы образовавшейся задолженности. Статья №122 НКРФ предусматривает увеличение штрафа до 40%, если удастся доказать умышленный характер неплатежей. Начисляются штрафы в случае, если величина налога вычислена в соответствии с положениями налогового законодательства, и неплательщику в определённые нормативами сроки были отправлены уведомления о необходимости погасить задолженность.
Последовательность взыскания неуплаченных сумм страховых взносов с 2021 года
В текст ст. 46-48 НК РФ, посвященным вопросам взыскания налоговых платежей, с 2021 добавлено упоминание о страховых взносах. Таким образом их содержание распространено и на страховые взносы.
Описание, приводимое в ст. 46-48 НК РФ, однозначно определяет следующую последовательность взыскания:
- денежные средства на рублевых счетах;
- денежные средства на валютных счетах;
- электронные денежные средства;
- наличные деньги (для физлица-плательщика взносов);
- имущество.
К каждому последующему этапу переход оказывается возможным только тогда, когда действиями предшествующего этапа недоимку погасить не удалось. Поэтому взыскание ее за счет имущества, минуя этапы удержания неуплаченных взносов из денежных средств плательщика, невозможно.
О том, какой стала процедура взыскания страховых взносов за счет денежных средств с 2021 года, читайте в материале «Ст. 46 НК РФ (2017): вопросы и ответы».
Аналогичную точку зрения до 2021 года высказывали судебные органы, рассматривавшие дела, касавшиеся последовательности взыскания фондами неуплаченных сумм взносов.
Взыскание задолженности по налогам
Одним из самых значимых действий при проведении налогового контроля, наряду с выявлением недоимок по налогам и страховым взносам, является последующее взыскание с налогоплательщика налоговым органом соответствующей задолженности по недоимкам, пеням и штрафам.
Действующее налоговое законодательство предусматривает, что взыскание указанных выше доначислений может производиться двумя путями: в виде бесспорного взыскания доначисленных сумм и путем обращения налогового органа в суд с соответствующим заявлением.
Бесспорное взыскание налоговой задолженности налоговым органом с налогоплательщика
Процедура взыскания задолженности по налогам, страховым взносам, пеням и штрафам, начинается с направления налогоплательщику требования об уплате налога. По общему правилу оно направляется не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, а если неуплата выявлена по результатам налоговой проверки — в течение 20 дней со дня вступления в силу итогового решения. Налогоплательщик обязан уплатить долг в течение восьми рабочих дней с даты получения требования. В противном случае налоговый орган приступит к принудительному взысканию задолженности.
В настоящее время Правительство РФ увеличило предельный срок направления требования на шесть месяцев, что следует из п. 7 Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 N 409. Следовательно, указанный срок составит, в частности, девять месяцев со дня выявления недоимки либо шесть месяцев и 20 дней со дня вступления в силу соответствующего решения, вынесенного налоговым органом по результатам проверки.
Положение о продлении сроков имеет срочный характер и действует до 31.12.2020 г. (пп. 5 п. 3 ст. 4 НК РФ).
Следует учитывать, что в первую очередь налоговый орган обратит взыскание на денежные средства налогоплательщика в банке. И если этих средств будет недостаточно, взыскание будет обращено на имущество налогоплательщика (п. 7 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ).
Взыскание задолженности по налогам, страховым взносам, штрафам и пеням за счет денежных средств налогоплательщика осуществляется налоговым органом в следующем порядке:
— налоговый орган выносит решение о взыскании и направляет в банк поручение на списание денежных средств в бесспорном порядке;
— банк исполняет поручение налогового органа и списывает средства со счетов налогоплательщика в банке, направляя их в бюджет.
Процедура взыскания соответствующих сумм состоит из следующих шагов, предпринимаемых налоговым органом:
— налоговый орган выносит решение о взыскании налоговых доначислений в соответствии с пп. 3, , 10 ст. 46 НК РФ в срок не позднее двух месяцев после истечения срока на исполнение требования об уплате, если общая сумма недоимки, пеней и штрафов, указанная в требовании, превышает 3.000 рублей.
При пропуске указанного срока, взыскание доначислений возможно только в судебном порядке. Решение, принятое налоговым органом с пропуском срока, недействительно и исполнению не подлежит, что следует из п. 3 ст. 46 НК РФ;
— не позднее двух месяцев со дня, когда общая сумма недоимок, пеней и штрафов превысит 3.000 рублей, если изначально требование было выставлено на сумму менее 3.000 рублей, но в течение трех лет со дня окончания срока его исполнения общая сумма, подлежащая взысканию с организации, превысила 3.000 рублей;
— не позднее двух месяцев со дня, когда прошло три года с окончания срока исполнения самого раннего требования об уплате, — если сумма недоимок, пеней и штрафов, подлежащая взысканию с организации, не превысила 3.000 руб. в течение указанного срока;
В нынешних условиях Правительство РФ увеличило предельный срок принятия решения о взыскании на шесть месяцев, что следует из п. 7 Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 N 409.
Налоговый орган доводит это решение до организации-налогоплательщика в течение шести рабочих дней после его вынесения и направляет поручение на списание и поручение на перевод электронных денежных средств в банк.
Необходимо иметь в виду, что после вынесения решения о взыскании налоговый орган вправе приостановить операции налогоплательщика по счетам в банке и переводы электронных денег (п. 8 ст. 46, пп. 1, 2 ст. 76 НК РФ).
Кроме того, как было указано выше, если денежных средств на счетах в банке будет недостаточно для уплаты доначислений, налоговый орган вправе произвести арест имущества налогоплательщика (пп. 1, 3 ст. 77 НК РФ).
В соответствии с п. 5 ст. 46 НК РФ банк списывает задолженность налогоплательщика с тех счетов и в тех суммах, которые налоговый орган указал в поручениях на списание.
В первую очередь банк спишет денежные средства с расчетных (текущих) рублевых счетов налогоплательщика. Если денежных средств на этих счетах недостаточно, то списание будет производиться с валютных счетов, а затем — со счетов в драгоценных металлах налогоплательщика. В последнюю очередь взыскание обращается на электронные деньги (пп. 5, 6.1 ст. 46 НК РФ).
Необходимо обратить внимание, что иностранную валюту и драгметаллы со счетов налогоплательщика банк, по поручению налогового органа, обязан будет продать и погасить задолженность за счет полученных денежных сумм в рублях. Расходы по этой операции оплачиваются за счет налогоплательщика (п. 5 ст. 46 НК РФ).
Следует иметь в виду, что средства с вкладов (депозитов) можно списать только после окончания срока вклада (депозита) (п. 5 ст. 46 НК РФ). Следовательно, в этом случае банк должен дождаться окончания срока вклада (депозита), и только потом осуществлять списание денежных средств в пользу бюджета.
Если средств на счете налогоплательщика будет достаточно, то банк произведет списание в следующем порядке и сроки:
— с рублевых счетов налогоплательщика — не позднее следующего операционного дня с даты, когда банк получил поручение налогового органа;
— с валютных счетов и со счетов в драгоценных металлов — не позднее двух операционных дней с даты, когда было получено поручение;
Порядок списания денежных средств со счетов налогоплательщика регулируется как гражданским (ст. 855 ГК РФ), так и налоговым законодательством (ст. 46 НК РФ). Исходя из этого, если к счетам налогоплательщика предъявляются требования первой и второй очереди, то банк сначала обязан погасит эти требования, а затем будет исполнять последующие требования налогового органа.
Поручение на списание денежных средств банк будет исполнять до тех пор, пока оно не будет приостановлено или отозвано налоговым органом (п. 4.1 ст. 46 НК РФ).
Например, действие поручения на списание может быть приостановлено определением арбитражного суда при принятии судом обеспечительных мер (ст.ст. 91, АПК РФ).
Случаи, при которых налоговый орган отзывает неисполненные поручения на списание, указаны в п. 4.1 ст. 46 НК РФ:
— налоговая задолженность полностью погашена;
— налогоплательщик получил отсрочку или рассрочку по уплате налогов, пеней, штрафов;
— сумма налога, пеней, штрафа уменьшена в уточненной декларации, направленной налогоплательщиком в налоговый орган;
— суммы недоимок, пени признаны безнадежными к взысканию и списаны;
— в судебном или административном порядке отменены или признаны недействительными соответствующие правоустанавливающие документы, на основании которых налоговый орган осуществлял соответствующие взыскания.
Об отзыве поручений налоговый орган в обязательном порядке выносит решение. В противном случае, налогоплательщик вправе обжаловать бездействие налогового органа первоначально в вышестоящий налоговый орган, а затем и в суд.
Если банк исполнит поручение, которое подлежит отмене, то денежные средства, списанные со счета налогоплательщика, будут считаться излишне взысканными. Налоговый орган обязан их вернуть и уплатить проценты на сумму излишне взысканных денежных средств проценты (пп. 1, 9 ст. 79 НК РФ).
Взыскание налоговой задолженности за счет имущества налогоплательщика
Если задолженность по налогам, страховым взносам, пеням и штрафам за счет денежных средств налогоплательщика налоговому органу не удалось взыскать полностью, то остаток такой задолженности подлежит взысканию за счет имущества налогоплательщика (п. 7 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ).
С этой целью налоговый орган принимает два документа: решение и постановление о взыскании. Постановление налогового органа о взыскании в силу ст. 12 ФЗ «Об исполнительном производстве» относится к исполнительным документам, что также подтверждено в п. 64 Постановления Пленума ВАС РФ № 57 от 31.07.2013 г.. в котором говорится, что судам необходимо учитывать, что по смыслу статьи 47 НК РФ и пункта 5 части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика является исполнительным документом.
Соответственно на основании постановления налогового органа судебные приставы-исполнители будут осуществлять взыскание, обращая его на имущество налогоплательщика.
Как было указано выше, налоговый орган принимает два документа, касающиеся обращения взыскания на имущество налогоплательщика: решение и постановление. Решение принимается в течение одного года с даты окончания срока исполнения требования об уплате налога.
Как и в отельных предыдущих случаях, Правительство РФ увеличило предельный срок вынесения налоговым органом решения о взыскании на шесть месяцев (п. 7 Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 N 409).
Таким образом, решение о взыскании за счет имущества может быть принято в течение полутора лет после истечения срока исполнения требования об уплате.
При пропуске срока для вынесения решения, взыскать задолженность налоговый орган сможет лишь, обратившись в суд. Решение, принятое с пропуском срока, является недействительным и исполнению не подлежит (п. 1 ст. 47 НК РФ). При этом решение о взыскании налогоплательщику налоговым органом не направляется.
Все действия по взысканию имущества осуществляет судебный пристав-исполнитель в соответствии с ФЗ «Об исполнительном производстве».
Для этого судебный пристав-исполнитель совершает необходимые для взыскания юридические действия, в следующем порядке, и в следующие сроки.
1) Пристав выносит постановление о возбуждении исполнительного производства в 3-х дневный срок с момента получения им исполнительного документа (п. 8 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
2) Пристав направляет копию постановления должнику и в налоговый орган о возбуждении исполнительного производства либо постановление в электронной форме, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью, не позднее следующего рабочего дня с даты его вынесения (п. 17 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
3) Пристав осуществляет взыскание, если в течение 5 дней, с момента получения постановления, должник не погасит долг (п. 12 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
4) Пристав произведет изъятие и продажу имущества должника-налогоплательщика на торгах, а за счет вырученных от такой продажи денежных средств погасит долги налогоплательщика перед бюджетом, расходы по исполнительному производству и исполнительский сбор (ст. 69 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Следует иметь в виду, что изъятие и продажа имущества должника-налогоплательщика ничем не отличается от изъятия и продажи имущества иных должников, имеющих задолженность по оплате за поставленные в их адрес товары (работы, услуги).
Изымать имущество для реализации пристав будет в очередности, установленной п. 5 ст. 47 НК РФ:
— наличные и безналичные денежные средства и драгметаллы;
— имущество, которое должник не используете непосредственно в производстве (картины и предметы дизайна, золотые украшения);
— готовая продукция и прочие материальные ценности, не предназначенные для участия в производстве;
— сырье, материалы, оборудование и прочие занятые в производстве активы;
— имущество, которое налогоплательщик передали другим лицам (в аренду, на хранение и т.п.);
— прочее имущество.
Срок на совершение указанных действий составляет два месяца с даты, когда пристав получил постановление налогового органа о взыскании (п. 4 ст. 47 НК РФ). В этот срок не включается время, в течение которого исполнительные действия фактически не совершались.
Как показывает практика, указанный двухмесячный срок почти никогда не выдерживается, поскольку процедура взыскания представляет собой сложный многоступенчатый механизм, связанный с установлением, изъятием и продажей имущества должника, с целью соблюдения баланса интересов, как кредиторов, так и должника.
Пристав оканчивает исполнительное производство и выносит постановление, копии которого направляет должнику и в налоговый орган не позднее следующего рабочего дня с даты его вынесения (п. 6 ст. 47 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Окончание исполнительного производства происходит тогда, когда, например:
— задолженность должника была полностью погашена;
— взыскатель отозвал исполнительный документ;
— организация-должник ликвидирована или признана несостоятельной (банкротом) .
Взыскание налоговой задолженности налоговым органом в судебном порядке
Законодательство о налогах и сборах, представляющее собой, по сути, административную отрасль права, и построено таким образом, что взыскание соответствующей налоговой задолженности с юридических лиц производится в бесспорном порядке. При несогласии налогоплательщика с таким взысканием, он вправе оспорить ненормативные акты налогового органа действия или бездействие их должностных лиц (п. 12 ст. 21 НК РФ).
При этом в соответствии со ст. 79 НК РФ излишне взысканные налоговым органом с налогоплательщика денежные средства подлежат возврату с начислением процентов, что является компенсацией потерь налогоплательщика.
Вместе с тем, из этого правила о бесспорном взыскании налоговой задолженности с налогоплательщика, имеются исключения. Налоговый орган осуществляет взыскание такой задолженности через суд в следующих случаях:
— с лицевых счетов организаций, если взыскиваемая сумма превышает 5.000.000 рублей;
— со счетов взаимозависимых компаний в случаях, предусмотренных пп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ;
— если налоговая задолженность возникла в результате переквалификации сделки;
— когда задолженность возникла по результатам проверки, проведенной ФНС России;
— если задолженность взыскивается с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем.
— когда налоговый орган пропустил срок на взыскание задолженности за счет денежных средств налогоплательщика (п. 3 ст. 46 НК РФ);
— если налоговый орган пропустил срок на взыскание задолженности за счет имущества налогоплательщика (п. 1 ст. 47 НК РФ).
Прежде чем обратиться в суд, налоговый орган должен направить налогоплательщику требование об уплате налога (ст. 69 НК РФ).
Согласно ст. 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налоговым органом налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Тем самым, налоговый орган информирует налогоплательщика об имеющихся у него суммах недоимок, штрафов и пени.
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Наиболее часто применяемым на практике случаем является ситуация, связанная со взысканием с налогоплательщика денежных средств, предусмотренная под. 3 п. 2 ст. 45 НК РФ, а именно: с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной таким налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика.
Включение в НК РФ указанной нормы направлено на защиту имущественных прав налогоплательщиков — юридических лиц и предпринимателей от неправомерных притязаний налоговых органов, связанных с произвольной квалификацией сделок по усмотрению налоговых органов.
Иными словами, налоговые органы при проведении налоговых проверок, изменив квалификацию совершенных налогоплательщиком сделок, не вправе взыскивать с налогоплательщика недоимки по налогам, штрафы и пени в бесспорном порядке.
Законодатель, предоставляя налогоплательщику дополнительную защиту при совершении налоговым органом такой переквалификации, посчитал, что основания подобной переквалификации сделок и доначисления налогоплательщику налогов, начисления пеней и привлечения к ответственности подлежат особой проверке, осуществляемой исключительно в судебном порядке, поскольку при вынесении налоговым органом ненормативного акта между сторонами уже существует спор, связанный с определением налоговым органом действительной сущности хозяйственной операции, совершенной налогоплательщиком.
Указанные отношения можно рассматривать, как некую дополнительную форму контроля за правомерностью действий налогового органа при проведении налоговой проверки юридических лиц, наряду с административным порядком обжалования ненормативных актов налоговых органов.
В НК РФ отсутствуют понятия «юридическая квалификация сделки» и «юридическая переквалификация сделки». Законодатель решил не стеснять себя в этом случае какими-либо рамками закона.
На основании ст. 431 ГК РФ можно сделать вывод о том, что квалификация сделки — это определение ее предмета и существенных условий и, исходя из этого, определения вида обязательства. Конституционный Суд РФ в Определении от 16.12.2002 N 282-О разъяснил, что правовая квалификация сделок означает выяснение реальных отношений между сторонами сделки (была ли совершена купля-продажа, мена и т.д.). При этом вид сделки устанавливается исходя из предмета договора, его существенных условий и последствий, к которым она приведет.
В ГК РФ предусмотрена возможность переквалификации сделок, например в ст. 170 ГК РФ установлено право переквалификации притворной или мнимой сделки. Притворной является сделка, которая совершена с целью прикрытия другой сделки. Мнимая сделка — сделка, осуществленная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия.
В ситуации с притворной сделкой одна сделка выдается за другую. В случае, когда имеет место быть мнимая сделка, то совершенная сделка в налоговых целях является нереальной (п. 1 ст. 54.1 НК РФ).
При переквалификации сделки налоговый орган самостоятельно, по своему усмотрению, выбирает вид обязательства который, как ему кажется, наиболее соответствует данным правоотношениям, заменяя волю сторон своей волей.
Налоговый орган, переквалифицируя сделку, определяет, какая сделка должна быть совершена вместо той, которую заключили стороны.
В п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 г. N 53 «ОБ ОЦЕНКЕ АРБИТРАЖНЫМИ СУДАМИ ОБОСНОВАННОСТИ ПОЛУЧЕНИЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ НАЛОГОВОЙ ВЫГОДЫ» указано, что налоговая выгода может быть признана необоснованной, в частности, в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера).
Пунктом 4 Постановления также предусмотрено, что налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно п. 7 Постановления, если суд на основании оценки представленных налоговым органом и налогоплательщиком доказательств придет к выводу о том, что налогоплательщик для целей налогообложения учел операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом, суд определяет объем прав и обязанностей налогоплательщика, исходя из подлинного экономического содержания соответствующей операции.
Таким образом, если налоговый орган во время проведения проверки придет к выводу о том, что налогоплательщиком был заключен и исполнен, например, договор поставки, а сам налогоплательщик считает совершенную им сделку – договором комиссии, то налоговый орган производит изменение юридической квалификации сделки, т.е. он переквалифицирует договор комиссии на договор поставки.
В этом случае налоговый орган вправе доначислить налогоплательщику налоги, начислить пени и привлечь к ответственности, исходя из условий договора поставки.
Но взыскание указанных налоговых начислений он может произвести только путем обращения в суд с соответствующим заявлением, поскольку имеется переквалификация налоговым органом договора по сравнению с тем, как этот договор был заключен и исполнен самим налогоплательщиком.
За взысканием недоимки, которая образовалась в результате переквалификации сделки, налоговый орган должен обратиться в суд (Письмо Минфина России от 08.02.2013 N 03-02-07/1/3089). Именно суд определит обоснованность переквалификации сделки и законность налоговых доначислений. Об этом же говорится в Постановлениях Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57, постановлении Президиума ВАС РФ от 06.11.2012 N 8728/12.
Без вмешательства в эти отношения суда налоговым органом взыскиваются соответствующие налоговые доначисления только при мнимых сделках, т.е.тех, которых фактически не было (п. 2 ст. 170 ГК РФ). К примеру, в случае, рассмотренном Президиумом ВАС РФ в Постановлении от 01.06.2010 N 16064/09, налоговый орган установил, что документы, которыми оформлена сделка, недостоверны и противоречивы, и сделал вывод, что на самом деле этой сделки в действительности не было. Налоговый орган отказал налогоплательщику в возмещении НДС и исключил затраты по этой сделке из расходов по налогу на прибыль, а доначисленные налоги взыскал в бесспорном порядке, без обращения в суд с соответствующим заявлением. ВАС РФ признал решение налогового органа законным и обоснованным.
В постановлении Президиума ВАС РФ от 16.07.2013 г. N 3372/13 говорится, что судебный порядок взыскания налогов, доначисленных в результате переквалификации сделки, совершенной таким налогоплательщиком, или статуса и характера его деятельности, призван обеспечить судебный контроль, прежде всего за законностью доначисления таких налогов.
Между тем такой контроль может быть обеспечен как путем оспаривания решения о привлечении к ответственности или решения об отказе в привлечении к ответственности, так и путем обращения в арбитражный суд с заявлением о взыскании налога, доначисленного таким решением.
В связи с этим, само по себе несоблюдение судебного порядка взыскания налога при том, что решение инспекции о привлечении к ответственности, на основании которого было вынесено решение о взыскании налога за счет денежных средств на счетах налогоплательщика — организации или индивидуального предпринимателя, было предметом судебного контроля и признано законным, не свидетельствует о нарушении прав и законных интересов налогоплательщика.
Думается, что такой подход является оправданным, поскольку ведет к процессуальной экономии в вопросе, который уже был до этого рассмотрен в судебном порядке, что полностью исключает повторное его рассмотрение.
Самый простой пример переквалификации сделки – это договор комиссии. По одному из дел налоговый орган объявил заключенный налогоплательщиком договор комиссии договором поставки (Постановление АСВСО от 29.05.2019 N Ф02-1926/2019 по делу N А19-18267/2018).
При рассмотрении спора суды поддержали налогоплательщика, подчеркнув, что налоговый орган должен не высказывать мнение о характере сделки, осуществляемой проверяемым лицом, а представить доказательства того, что комиссионер фактически осуществлял продажу товаров самостоятельно, а не по поручению комитента. Вместе с тем, таких доказательств налоговый орган в настоящем деле не представил.
Козлов С.Ю., адвокат МКА «Юлова и партнеры»
Налоговый кодекс 2021: Минфин подготовил масштабные изменения
В Госдуме предложили отменить транспортный налог
Итоги
С 2021 года контроль уплаты страховых взносов и их взыскание проводят налоговые органы. Это не изменило правил проверки взносов, начисленных до 2021 года, которые по-прежнему осуществляют сами внебюджетные фонды. Однако взыскание сумм недоимки вне зависимости от того, к какому периоду она относится, осуществляет ФНС, руководствующаяся положениями ст. 46-48 НК РФ. Процедура, описанная в НК РФ обязывает соблюдать определенную последовательность взыскания, предусматривающую невозможность обращения к имуществу, пока не осуществлена попытка получить неуплаченную сумму за счет денежных средств плательщика взносов.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Виды и сроки уплаты налогов
Согласно положениям НКРФ, перечень необходимых к уплате налогов различен для юридических лиц (фирм и организаций), и обычных граждан. ИП, несмотря на то, что де-юре они относятся к частным гражданам, выделяются налоговым законодательством в отдельную группу из-за специфики их деятельности, и особенностей применяемого к ним налогообложения. Все сборы условно можно разделить на несколько групп. По уровню конечного получателя:
- Федеральные. Оплачиваемые в федеральный бюджет государства.
- Региональные – идут в бюджет субъектов федерации (областей, республик, краёв).
- Местные – остаются в бюджете муниципальных образований.
Налогов, установленных в России для физических лиц, всего восемь – как общих, так весьма специфических. Обычный человек, не являющийся предпринимателем, должен оплачивать в бюджет следующие налоговые сборы:
- На доход физических лиц (он же — подоходный, НДФЛ). Уплачивается с любых доходов гражданина, полученных им за прошедший финансовый год. Исключение составляют доходы от реализации имущества, принадлежащего гражданину свыше 3-х лет; собственности, полученной в дар от близкого родственника или по наследству. Стандартная ставка НДФЛ составляет 13%, минимальная – 9%, максимальная – до 35% (с выигрышей и депозитов).
- Имущественный. Выплачивать данный сбор обязаны все лица, имеющие в частном владении любые объекты недвижимости – дома, гаражи и т.д. Ставка в этом случае зависит от рыночной стоимости объекта, и составляет 0,1–2% от неё.
- Транспортный – обязательный для граждан, имеющих в своём распоряжении автотранспортные средства. Порядок расчета транспортного налога весьма сложен, и зависит от нескольких факторов – региона регистрации ТС; мощности двигателя; стоимости авто; типа автотранспорта.
- Земельный. Ещё один вид имущественного налога. Распространяется он на всех российских землевладельцев, независимо от размера земельного надела, находящегося в их собственности. Ставка налога устанавливается региональными властями и варьируется от 0,02 до 1,5%. Рассчитывается в зависимости от кадастровой цены надела.
- Акциз. Является косвенным налогом, то есть «спрятанным» в стоимость некоего товара. Акцизными сборами облагаются спиртосодержащая продукция, табачные изделия, ввозимый из-за границы автотранспорт, горюче-смазочные материалы.
- Водный. Данный сбор частные граждане обязаны платить лишь в случае использования ими в личных целях артезианской воды. Например, при бурении скважины на земельном участке необходимо получить лицензию, после чего происходит начисление налоговых сборов. На 2021 года ставка составляет порядка 90 рублей за 1 м3 воды.
- Охотничий налог. Оплачиваются гражданами, получившими разрешение на охоту. Устанавливается статьёй №333 НКРФ, размер его зависит от количества добытых животных и вида охотничьих угодий.
- Налог на рыбалку — последний, восьмой вид налогов, предусмотренный для физических лиц. Также регламентируется статьёй №333 НКРФ, как и охотничий. Уплачивается в случаях, когда для рыбалки человеку требуется получать специальную лицензию.
Стандартно крайние сроки уплаты налоговых сборов устанавливаются до 1 декабря последующего года. То есть налоги за 2021 год должны быть выплачены до 1.12.2018 года. Это относится к следующим видам сборов – подоходному, имущественному, транспортному, земельному и водному. В противном случае к неплательщику будут применены различные меры воздействия – прежде всего, начисление штрафных пени. Прочие виды налоговых платежей не предполагают сдачи отчётности в ФНС в определённые сроки.
Акцизный налог оплачивается непосредственно в момент покупки облагаемого акцизом товара, а охотничий и рыбацкий – при покупке разрешительной лицензии. Оплачиваются сборы в том территориальном отделении ФНС, где зарегистрирована облагаемая налогом собственность, или проживает налогоплательщик.
Требование ИФНС об уплате недоимки по страховым взносам ПФР
Обнаружив недоимку, налоговики направляют должнику требование об уплате страховых взносов.
Не дольше, чем три месяца со дня выявления недоимки по страховым взносам (в ПФР, ФОМС, ФСС) – такой срок отводится налоговым органам для направления требования плательщику. Но если недоимка по взносу, и сумма начисленных на нее пеней и штрафов не превышает 500 рублей, налоговикам отводится на выдачу требования до 1 года со дня обнаружения долга (п. 1 ст. 70 НК РФ).
Если недоимка выявлена налоговиками в результате проведенной проверки, то требование о ее погашении будет направлено плательщику в более сжатые сроки — 20 дней с момента вступления в силу решения об этом (п. 2 ст. 70 НК РФ).
В требовании указывается не только сумма задолженности, размер пеней, начисленных на момент отправления требования, и срок, в течении которого плательщик должен это требование исполнить, но и меры ответственности, которые применяются к должнику в случае уклонения от исполнения таких требований ИФНС (ст. 69 НК РФ).
Если в тексте требования не указан более продолжительный срок, то плательщик должен погасить задолженность, указанную в нем, в течение 8 дней после получения документа по почте, электронным каналам связи, либо в личный кабинет налогоплательщика. При этом, требование, направленное должнику почтой заказным письмом, через 6 дней с даты его отправления автоматически считается полученным, а значит, недобросовестным плательщикам не удастся избежать ответственности, просто проигнорировав почтовое извещение на получение требования о недоимке (п. 6 ст. 69 НК РФ).
Если не исполнить требование об уплате недоимки, ИФНС может направить в банк решение о приостановлении операции по банковским счетам должника, и тогда все расходные операции, кроме обязательных, будут невозможны до полного погашения долга по требованию (ст. 76 НК РФ).
Взыскание налогов через суд
Если и после начисления штрафов гражданин игнорирует необходимость выплаты государственных сборов, то следующим шагом будет возбуждение против него судебного производства. Возбуждаться оно может по прошествии трёх налоговых периодов (годов), считая с того дня, когда налог должен быть оплачен. Инициатором открытия дела выступают налоговые органы, путём подачи в суд иска о взыскании налогов с данного гражданина. Условия для начала судебного разбирательства таковы:
- С момента образования долга по оплате налоговых сборов минул срок в 3 года.
- Сумма общей задолженности по налогам составила 3 тысячи рублей.
- С того момента, когда сумма долга превысила порог в три тысячи рублей прошло полгода.
После принятия судебного решения о принудительном востребовании с должника налоговой задолженности, приводится в действие процесс взыскания. Вся процедура находится под контролем службы приставов-исполнителей. Порядок их действий регламентирован соответствующими нормативными актами. В организацию, где работает неплательщик, направляется исполнительный лист из ССП. На его основании происходит удержание части заработной платы в пользу налоговых инстанций. Максимальный размер удержаний составляет 50% от размера зарплаты. На деле же размер вычета зависит и от других факторов:
- Общего размера доходов налогоплательщика.
- Наличия на иждивении у гражданина несовершеннолетних детей, престарелых родителей, инвалидов.
- Суммы прочих выплат, производящихся человеком – алиментных платежей, обслуживания кредитов.
Также судебные исполнители имеют право лично выезжать на работу к должнику для встречи с ним, и с его руководством. Сотрудники проводят переговоры и разъяснительные беседы с гражданином, не желающим платить по долгам. Считается, что подобные меры простимулируют нерадивого плательщика к скорейшему погашению задолженности. Когда неплательщик официально не трудоустроен, к нему применяется весь спектр мер, предусмотренный для взимания долга при прочих обстоятельствах.
Сотрудниками ССП арестовываются его банковские счета и депозиты – все находящиеся на них, и поступающие извне средства перечисляются в пользу налоговой службы. В отсутствие банковских счетов взыскание обращается на личную собственность должника. Всё ликвидное имущество гражданина описывается и реализуется с открытых торгов. Вырученные деньги направляются на покрытие налогов, не выплаченных человеком вовремя.
Если выручки от продаж конфискованной собственности недостаточно для уплаты долга, должник может быть привлечён к принудительным работам с удержанием части заработка в пользу ФНС.