Как пройти выездную проверка ФСС? Документы, сроки и штрафы

Пенсионный фонд и Фонд соцстраха для контроля за начислением и уплатой страховых взносов проводят камеральные и выездные проверки страхователей (ст. 33 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). Камеральным проверкам подвергаются все отчеты, сданные в фонды. Они не требуют присутствия плательщика взносов, их цель – проверить, правильно ли составлена отчетность и произведена уплата. Срок проведения «камералок» – 3 месяца со дня отправки отчета. Выездные проверки — более сложная процедура, требующая тщательной подготовки.

Как узнать заранее, предстоит ли вам выездная проверка ПФР и ФСС, что проверяют инспекторы, какие документы они могут затребовать – обо всем этом пойдет речь далее.

Виды проверок и их периоды

Пенсионный фонд РФ силами своих территориальных подразделений проводит камеральные и выездные проверки организаций (ст. 33 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). И в том и в другом случае цель одна – проверить, правильно ли начислены и уплачены взносы на пенсионное и обязательное медицинское страхование. Но вот периоды, охватываемые такими проверками, как правило, отличаются. Быстро сориентироваться во всех сроках и периодах выездной и камеральной проверок можно по сравнительной таблице. Если выплаты идут не в ПФР, тогда ознакомьтесь, как перевести деньги с негосударственного пенсионного фонда.

В рамках камеральной проверки сотрудники территориального отделения фонда контролируют лишь тот период, за который организация составила и сдала расчет по форме РСВ-1 ПФР (ч. 1 ст. 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Например, это расчет РСВ-1 ПФР за девять месяцев 2015 года. Тогда в рамках камеральной проверки данного расчета Пенсионный фонд РФ может проконтролировать, правильно ли начислены взносы только за эти девять месяцев. Хотя в ходе проверки сотрудники фонда могут использовать сведения и за другие отчетные периоды.

А вот в рамках выездной проверки сотрудники фонда вправе проверить период в пределах трех календарных лет. Тех, что предшествуют году, в котором такую проверку назначили (ч. 9 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). И кстати, конкретные периоды выездной проверки должны быть обозначены в решении о ее проведении (п. 3 ч. 4 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Кто рискует попасть в «черный список»

Есть несколько категорий организаций, рискующих оказаться в «черном списке»:

  1. Фирмы, у которых присутствуют несоответствия в расчетных действиях в рамках форм РСВ-1, 4-ФСС.
  2. Компании, имеющие крупные расходы, покрываемые за счет денег ФСС.
  3. Организации, не предоставляющие в срок необходимый набор отчетных бумаг.
  4. Структуры, обеспечившие выплаты сотрудникам, если они не стали объектами обложения страховыми или пенсионными взносами.
  5. Компании, применяющие льготы на уплату СВ.
  6. Корпорации, имеющие долги в этом направлении свыше двух отчетных лет подряд.
  7. Фирмы, которые предоставили данные по суммам страховых взносов, а они сократились в сравнении с прошлым периодом.
  8. Организации, требующие неоднократного проведения корректировок.

Таким образом, если организация попадает хотя бы под несколько этих критериев, вероятность того, что эти службы захотят их навестить, увеличивается.

Результат проверки

Общий порядок камеральной проверки

Камеральную проверку начнут с того дня, когда страхователь подал в Пенсионный фонд РФ расчет по форме РСВ-1 ПФР. Длиться такая проверка может три месяца с этой даты (ч. 2 ст. 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

При проведении камеральной проверки сотрудники фонда руководствуются статьей 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и Методическими рекомендациями, утвержденными распоряжением Правления ПФР от 31 июля 2014 г. № 323р.

Камеральную проверку проводят на территории фонда. Поэтому, кроме самого расчета, сотрудники фонда могут использовать в ходе проверки лишь уже имеющиеся у них документы. К примеру:

  • расчеты страховых взносов, представленные раньше;
  • документы, которые страхователь подал с первоначальными расчетами, – если речь идет о камеральной проверке уточненного расчета;
  • выписки из регистров бухгалтерского или налогового учета;
  • другие документы, полученные от страхователя в порядке, установленном Законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Запросить же дополнительные документы сотрудники фонда вправе, только если в сданной отчетности они выявили какие-либо ошибки или противоречия. В этом случае они могут потребовать от организации устранить эти несоответствия. А также вправе запросить письменные или устные пояснения.

О выявленных ошибках (несоответствиях) проверяющие должны сообщить плательщику. Одновременно они направят требование внести исправления в расчет. Исполнить такое требование необходимо в течение пяти рабочих дней. Срок считайте со дня, следующего за тем, когда организация получила требование по ТКС или лично в руки. Если же требование пришло почтой, то оно считается полученным на шестой день с даты отправки, которая `указана в штампе. Вместе с пояснениями можете дополнительно представить в фонд документы, которые подтверждают достоверность данных. Например, выписки из регистров бухучета.

Такие правила установлены в частях 3–4 статьи 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Кроме того, в ходе камеральной проверки сотрудники ПФР могут вызвать плательщика взносов в территориальное отделение фонда для дачи устных пояснений (п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Вызов оформляется письменным уведомлением.

Ситуация: можно ли не исполнять требование Пенсионного фонда РФ представить письменные пояснения, если в этом документе не указаны конкретные ошибки и (или) противоречия, выявленные при камеральной проверке?

Да, можно.

Пенсионный фонд РФ вправе требовать от организации письменные пояснения, только если в отчетности есть ошибки и противоречия. При этом проверяющие обязаны сообщить организации о конкретных выявленных неточностях и одновременно могут потребовать письменные пояснения к ним. Об этом говорится в части 3 статьи 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Когда же ошибок и противоречий нет, у сотрудников фонда нет оснований требовать от страхователя пояснения. А если они все-таки запросили таковые без указания на конкретные ошибки и (или) противоречия, то данное требование можно не исполнять. Оно считается незаконным.

Совет: Ответить на незаконное требование ПФР все же стоит. Напишите, что требовать пояснения сотрудники ПФР могут, только если в расчете есть ошибки и противоречия (ч. 3 ст. 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). А поскольку в полученном требовании об ошибках ничего не сказано, запрос выглядит необоснованным и организация не может его исполнить.

Критерии отбора страхователей

Поскольку эти службы всегда действуют сообща, увидеть их на тех или иных проверках по отдельности нереально. У них есть общий план-график, который можно отыскать на официальном ресурсе регионального отделения ФСС https://fss.ru/. Его они и придерживаются в процессе совершения контрольных мероприятий.
Каждый фонд стремиться включить в список план страхователей, которые представляют для него особый интерес. В итоге по 50% компаний проверка инициируется ПФР, а по 50% организаций – ФСС.

Есть несколько ключевых критериев, по которым осуществляется выбор страхователей:

  1. Расхождения в отчетной документации. Назначение выездной ревизии осуществлено в ходе камеральной проверки. К примеру, если сотрудники служб в ходе контроля обнаружат какие-то огрехи в бумагах и несоответствия, в последующем будет назначена плановая выездная проверка.
  2. Снижение заработной платы. Если в сравнении с прошлым годовым периодом в рамках организации произошло заметное снижение ФОТ, это также является поводом для ее включения в план проверочных мероприятий.
  3. Нулевой отчет. Особого внимания со стороны инспекторов заслуживают организации, которые сдают нулевые декларации. Ведь заработная плата сотрудника, который честно отработал свое время и соблюдал нормы, не может быть меньше МРОТ. Если предполагается начисленная заработная плата, должны присутствовать и взносы по страхованию.
  4. Необлагаемые денежные суммы. К таким выплатам на практике относят государственные пособия, плату лицам, временно находящимся на территории РФ, иностранным работникам. В плане есть и компании, отражающие значительные суммы по данным направлениям.
  5. Сниженные тарифы. В частности, речь идет об организациях, работающих по упрощенной схеме налогообложения. Особый риск по поступлению в план проверок имеют компании с пониженным тарифом, не подавшие документы на камеральную проверку.
  6. Наличие обязательств. Речь идет о долгах. В плане обязательно окажутся организации, которые имеют по взносам определенные недоимки. При этом ФСС интересуют как организации с долгом в 1000 рублей, так и крупные должники.
  7. Масштабность налогоплательщика. Из всего списка проверяющие структуры будут выбирать лиц, которые имеют наибольший доход (базу обложения налогами), максимальный показатель СЧП и страховой фонд.
  8. Крупные суммы расходов, финансируемые службами. Если управленец предприятия тратит много денег на сомнительные выплаты, это станет поводом навестить его в ходе планирования очередной проверки.
  9. Подходит срок проверки. Выездные мероприятия осуществляются разово в трехлетний период. Поэтому, если компания не подвергалась проверке три года подряд, сотрудники, скорее всего, назначат эту меру.

Это далеко не весь перечень критериев, по которым осуществляется отбор, но он считается основополагающим.

Общий порядок выездной проверки

Выездные проверки сотрудники фонда проводят, руководствуясь статьей 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и Методическими рекомендациями, утвержденными распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 3 февраля 2011 г. № 34р.

Такое контрольное мероприятие проходит, как правило, на территории плательщика взносов (т. е. организации-работодателя). Но есть исключение. Если у страхователя нет возможности предоставить помещение для проверки, тогда ее проведут в территориальном отделении ПФР. Об этом сказано в части 1 статьи 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Выездная проверка начинается с того, что сотрудники ПФР вручают плательщику взносов решение о проведении проверки. В таком документе должны быть обозначены состав проверяющих и проверяемый период, который не может быть больше трех лет (ч. 4–9 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Убедитесь, что такое решение есть на руках у проверяющих. А вместе с ним проверьте и служебные удостоверения. Если таких документов у них нет, то вы вправе не пускать с проверкой на территорию организации.

С предъявленным решением надо ознакомиться и поставить свою подпись. После этого сотрудник ПФР вручит требование о представлении документов. Кстати, если проверку проводят совместно с ФСС России, то от каждого фонда должно быть свое требование. И исполнять эти требования придется по отдельности независимо одно от другого. То есть документы нужно будет подготовить в двух экземплярах.

Выездная проверка заканчивается в тот день, когда сотрудники фонда составили справку о ее проведении. В общей сложности выездная проверка не может длиться дольше двух месяцев (ч. 11, 14 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

В отдельных случаях срок проверки может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев (ч. 11 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Основанием для продления выездной проверки до четырех и (или) шести месяцев может стать:

  • получение в ходе проверки информации, которая свидетельствует о наличии в организации нарушений законодательства о страховых взносах и требует дополнительной проверки;
  • форс-мажорные обстоятельства на территории, где проводится проверка;
  • наличие в составе проверяемой организации четырех и более обособленных подразделений;
  • непредставление (несвоевременное представление) организацией документов, необходимых для проведения выездной проверки.

Об этом говорится в части 11.1 статьи 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Чтобы продлить срок выездной проверки, отделение ПФР, которое ее проводит, должно направить мотивированный запрос в вышестоящий орган фонда. На основе этого запроса руководитель (его заместитель) вышестоящего органа примет решение о продлении выездной проверки или откажет в таком продлении.

Такой порядок предусмотрен в части 11.2 статьи 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Оформление результатов

В последний день проверки происходит оформление соответствующей справки. Два месяца отводится на оформление акта, выступающего в качестве итога проверки и основания для привлечения к ответственности.

Если организация с данным решением не согласна, она вправе предоставить возражение и оспорить решение, приложив к письменному документу оправдательные бумаги. Материалы отправляются фондовым руководителям, которые и выносят окончательные решения.

Большой семинар по проверкам в организациях представлен ниже.

Виды выездных проверок

Выездные проверки бывают двух видов: плановые и внеплановые.

Плановые выездные проверки территориальные отделения ПФР могут проводить только совместно с территориальными отделениями ФСС России. План-график таких проверок на каждый отчетный период можно найти на портале своего регионального отделения ФСС России. Учитывайте, что в этот график могут вноситься изменения.

Внепланово выездные проверки проводят лишь в определенных случаях. Например, при ликвидации или реорганизации организации. Об этом сказано в письме Минздравсоцразвития России от 22 февраля 2011 г. № 19-5/10/2-1748. Внеплановые проверки и ПФР, и ФСС России могут проводить отдельно.

Кстати, в совместных проверках, помимо сотрудников фондов, могут принимать участие еще и налоговые инспекторы. Их привлекают, чтобы проверить обоснованность применения пониженных тарифов страховых взносов, если организация:

  • осуществляет деятельность в области информационных технологий;
  • оказывает инжиниринговые услуги.

Такой порядок установлен пунктом 2 части 5 статьи 33 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Что проверяет ФСС

Можно выделить несколько основных моментов, существующих в деятельности практически любой компании, которые могут заинтересовать ФСС:

  • Начисление и уплата взносов (правильность начисления, своевременна ли уплата);
  • Порядок траты денег, которые страхователь начислил по таким страховым случаям, как декретный, больничный или отпуск по уходу за ребенком;
  • Путевки;
  • Порядок траты денег, перечисленных при получении сотрудником травмы.

Таким образом, проверяющие из ФСС следят за тем, чтобы перечисляемые выплаты по страховому обеспечению были обоснованными, а взносы рассчитаны верно и перечислены вовремя.

Для дополнительного контроля отправляемых отчетов в ФСС, компании могут проверить их при помощи специальной проверки ФСС. Она проверяет правильно ли работодатель заполнил расчет, определил базу, а также сумму начислений и выплат. Такая проверка осуществляется исходя из контрольных соотношений и выполняется бесплатно.

Какие документы может требовать ПФР при выездной проверке

Пенсионный фонд РФ может требовать от плательщика страховых взносов копии документов, которые:

  • являются основанием для исчисления и уплаты страховых взносов;
  • подтверждают правильность расчета и уплаты страховых взносов.

Об этом сказано в пункте 1 части 1 статьи 29 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Например, сотрудники ПФР могут требовать копии расчетных, расчетно-платежных, платежных ведомостей, документы, подтверждающие занятость во вредных условиях труда, договоры гражданско-правового характера и т. д.

Требовать документы, которые не имеют отношения к предмету проверки, сотрудники фонда не вправе (п. 2.3 Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 5 мая 2010 г. № 120р). Например, они не могут требовать налоговые декларации, в которых фиксируются суммы страховых взносов.

Перечень документов, которые сотрудники фонда могут истребовать в ходе выездной проверки, приведен в пункте 7.4 Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 3 февраля 2011 г. № 34р. К ним, в частности, относятся:

  • учредительные документы;
  • приказы об учетной политике;
  • лицензии;
  • расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам;
  • бухгалтерская отчетность, в том числе годовые отчеты, пояснительные записки к ним, аудиторские заключения;
  • регистры бухгалтерского (налогового) учета по расчетам с персоналом и подотчетными лицами, по социальному страхованию и обеспечению, по учету денежных средств;
  • карточки индивидуального учета начисленных выплат (вознаграждений) и страховых взносов;
  • организационно-распорядительные документы, договоры и дополнительные соглашения к договорам (приказы, коллективные договоры, трудовые договоры и т. д.);
  • банковские и кассовые документы;
  • первичные документы, подтверждающие выплаты персоналу (например, ведомости по начислению и выдаче зарплаты, расходные кассовые ордера, ведомости на выдачу аванса, зарплаты, премий и других вознаграждений, выписки банка по зачислению денежных средств на банковские карточки и счета физических лиц).

Дополнительно в ходе выездной проверки могут быть запрошены копии документов индивидуального учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Перечень документов, подлежащих проверке, приведен в приложении 1 к Методическим рекомендациям, утвержденным распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 3 февраля 2011 г. № 34р.

Ситуация: может ли Пенсионный фонд РФ при проверке произвести выемку документов?

Нет, не может.

Перечень контрольных мероприятий, которые могут проводить должностные лица Пенсионного фонда РФ при выездной проверке, определен в статьях 36–37 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Среди них:

  • доступ на территорию плательщика взносов;
  • истребование документов для проведения проверки.

Закон не дает сотрудникам ПФР права на выемку документов. Поэтому, даже если у них есть основания считать, что документы могут быть уничтожены, сокрыты или изменены, проводить такое мероприятие (в отличие от налоговых инспекторов) сотрудники фонда не могут.

Как подготовится к проверке?

В ряде случаев при проверке ФСС выявляются нарушения, связанные с оформлением документов. Документы, заполненные некорректно, могут быть не признаны в составе расходов. Предприятие, получившее уведомление о проверке (решение) должно провести контроль документов на предмет наличия и полноты заполнения реквизитов.

Формы документовОбязательные реквизиты
Расчетные ведомости по заработной платеПодписи ответственных лиц
Платежные ведомостиПодписи работников, получивших заработную плату наличным расчетом
Расходные кассовые ордера на разовые выплатыПолнота заполнения (суммы прописью, паспортные данные), подписи лиц
Табели учета рабочего времениПодписи руководителя и ответственных лиц
Листки нетрудоспособностиШтамп, печати медучреждения, врача и расчет
ПриказыПодписи об ознакомлении лица
Справки-расчеты, заявленияКорректность заполнения

Право ответственных лицах, подписывающих документы, должно быть подтверждено приказами о назначении или временном исполнении обязанностей. До начала проверки необходимо отделить документы, касающиеся проверки от материалов, не представляющих интерес для проверяющих. При наличии недоимки по взносам в ФСС необходимо оперативно погасить задолженность.

Как подать документы по требованию ПФР

Представить копии документов по требованию проверяющих можно как на бумаге, так и в электронном виде. Бумажные копии нужно заверить. Для этого на них нужно сделать надпись «Верно», указать должность лица, заверившего копию, его личную подпись и расшифровку подписи (инициалы и фамилию), поставить дату заверения и печать организации. Такой порядок предусмотрен пунктом 3.26 ГОСТ Р 6.30-2003, утвержденного постановлением Госстандарта России от 3 марта 2003 г. № 65-ст.

Заверить нужно каждую копию документа. Заверять подшивки, состоящие из копий нескольких документов, нельзя.

Документы, которые были истребованы в ходе проверки, нужно представить в течение 10 рабочих дней со дня вручения соответствующего требования (п. 4 ч. 2 ст. 28, ч. 5 ст. 37 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Внимание: если не представить документы по требованию проверяющих в течение 10 рабочих дней, то организацию или предпринимателя оштрафуют на 200 руб. за каждый неподанный документ (ст. 48 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). А ответственному сотруднику организации, в частности, ее руководителю, грозит денежное наказание в размере от 300 до 500 руб. (ч. 3 ст. 15.33 КоАП РФ).

Что делают проверяющие в случае выявления нарушений?

Если в ходе выездной проверки были выявлены нарушения законодательства РФ об обязательном социальном страховании в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, территориальный орган ПФР в соответствии с требованиями Методических рекомендаций:

  • осуществляет подбор документов, подтверждающих отдельно каждый факт выявленных нарушений;
  • производит доначисление сумм страховых взносов;
  • формирует предложения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или об отказе в привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за правонарушение, а также об устранении выявленных нарушений.

По каждому выявленному факту нарушения законодательства к материалам проверки должны быть приложены копии соответствующих документов.

Выбор проверяемых

Страхователь рискует попасть в план проверяемых (разд. II Методических рекомендаций), если: — имеет задолженность по страховым взносам (свыше двух отчетных периодов подряд), нарушает сроки представления расчетов; — по результатам камеральных проверок были выявлены следующие факты: — уменьшение сумм начисленных страховых взносов (по сравнению с предыдущим периодом) при постоянном количестве работающих застрахованных лиц; — наличие в расчете значительных сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, по отношению к суммам выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиком в пользу физических лиц; — резкое изменение численности работающих в организации в течение расчетного периода; — применяет пониженные тарифы страховых взносов (в том числе наряду с использованием общего тарифа); — неоднократно вносил изменения и корректировки в расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам; — от органов ФНС России поступила информация об участии организации в схемах минимизации обязательств по уплате страховых взносов. Такая информация может быть также запрошена у налоговых органов в соответствии с Соглашением по взаимодействию между Федеральной налоговой службой и Пенсионным фондом Российской Федерации от 22.02.2011 N ММВ-27-2/5/АД-30-33/04сог (доведено Письмом ФНС России и ПФР от 22.02.2011 N ПА-4-2/[email protected]/ТМ-30-25/1769). На основании критериев отбора плательщиков страховых взносов в IV квартале года, предшествующего году, в котором планируется проводить выездные проверки, формируется ежегодный план-график их проведения. При этом страхователи, не ведущие финансово-хозяйственную деятельность, в план-график не включаются. Следовательно, по указанным критериям в IV квартале текущего года будут отобраны страхователи, осуществляющие выплаты физическим лицам, для включения их в план-график проведения выездных проверок в 2012 г. Выездная проверка страхователя в большинстве случаев проводится на его территории. Следовательно, плательщику страховых взносов надлежит предоставить пенсионщикам помещение для проведения выездной проверки. Если же у него отсутствует такая возможность, то выездная проверка может проводиться по месту нахождения территориального отделения фонда (п. 1 ст. 35 Закона N 212-ФЗ). Основанием для проведения выездной проверки является решение руководителя (заместителя руководителя) территориального отделения ПФР по месту нахождения организации (обособленного подразделения). Решение оформляется по форме 9-ПФР (Приложение N 14 к Приказу Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 N 957н) в двух экземплярах. Первый экземпляр вручается для ознакомления организации (ее уполномоченному представителю) на территории (в помещении) проверяемого страхователя или в помещении территориального отделения ПФР (в зависимости от места проведения проверки). В последнем случае уполномоченные представители организаций вызываются путем направления уведомления о вызове плательщика страховых взносов по форме 7 (Приложение N 11 к Приказу N 957н). Второй экземпляр решения приобщается к материалам выездной проверки (п. 3.5 Методических рекомендаций). Проверяющие при первом появлении обязаны предъявить свои служебные удостоверения и решение руководителя (его заместителя) о проведении выездной проверки. Выездные проверки обособленных подразделений организаций, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (филиалов, представительств), могут проводиться как по инициативе территориального отделения ПФР по месту нахождения обособленного подразделения, так и в рамках выездной проверки всей организации (п. п. 3 и 12 ст. 35 Закона N 212-ФЗ). Основанием послужит решение о назначении проверки в первом случае — местным отделением фонда, во втором — отделением ПФР по месту нахождения головного подразделения. При проверке организации, включая ее обособленные подразделения, акт по результатам проверки составляется с учетом фактов, установленных в ходе проверки обособленных подразделений. В этом случае территориальным отделениям ПФР, принимавшим участие в проверке обособленных подразделений, по месту их нахождения направляются копии акта выездной проверки плательщика-организации и решения, принятого по результатам рассмотрения материалов проверки. В случае проведения самостоятельной проверки обособленного подразделения организации по аналогии копии акта выездной проверки подразделения и принятого решения направляются в территориальное отделение ПФР по месту нахождения головной организации (п. 6.3 Методических рекомендаций). Одновременно с ознакомлением плательщика взносов с решением о проведении проверки должностное лицо, ее проводящее, вручает требование о представлении документов, необходимых для проведения проверки по форме 14 (Приложение N 21 к упомянутому Приказу N 957н, п. 3.7 Методических рекомендаций). Представить документы страхователь должен в виде заверенных им копий. Истребование нотариальных копий не допускается. В случае необходимости проверяющие вправе ознакомиться и с подлинниками, но осуществить это они могут только на территории проверяемого лица (п. п. 2, 3, 4 ст. 37 Закона N 212-ФЗ). На сбор указанных документов ему отводится 10 рабочих дней. Все представленные хозяйствующим субъектом документы проверяющим рекомендуется принимать по описи, заверяемой с обеих сторон (п. 4.6 Методических рекомендаций). Страхователю предоставляется возможность отсрочить указанную в требовании дату представления запрашиваемых документов. Соответствующее письменное обращение с указанием причин задержки и срока, в течение которого требование может быть исполнено, ему необходимо направить пенсионщикам в течение дня после получения запроса (п. 4.9 Методических рекомендаций). Свой вердикт по этому поводу руководство отделения ПФР должно вынести в двухдневный срок с этого момента (п. 6 ст. 37 Закона N 212-ФЗ). Принятое решение оформляется по форме 15 (Приложение N 22 к Приказу N 957н) (п. 4.10 Методических рекомендаций). Непредставление или несвоевременное представление документов является основанием для привлечения к ответственности в виде взыскания штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ (ст. 48 Закона N 212-ФЗ). Как видим, требование о представлении документов, необходимых для проверки, страхователю вручается одновременно с ознакомлением его с решением о назначении выездной ревизии. Следовательно, инспекторы Пенсионного фонда РФ тщательно готовятся к посещению страхователей, еще до начала проверки определяют, какие документы им понадобятся. На это указывает и п. 7.1 Методических рекомендаций. Он предписывает проверяющим проанализировать перед выходом на проверку всю имеющуюся в отделении ПФР информацию о страхователе, сформировать по нему реестр платежей страховых взносов, запросы в иные организации о представлении дополнительной информации и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты платежей во внебюджетные фонды. Объем необходимых для проверки документов и информации о деятельности страхователя определяется инспекторами ПФР самостоятельно, в том числе исходя из состояния бухгалтерского учета проверяемого, степени вероятности обнаружения нарушений и пр. Отсюда вытекает неограниченность количества требований, выставляемых проверяющими в ходе выездной проверки (п. 4.2 Методических рекомендаций).

Наставления руководства

В начале текущего года Правление ПФР выпустило Методические рекомендации по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов (утв. Распоряжением от 03.02.2011 N 34р, далее — Методические рекомендации). В связи с этим признаны утратившими силу Временные методические рекомендации по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов (введены были Распоряжением Правления ПФР от 11.05.2010 N 127р). В Методических рекомендациях рассматриваются вопросы планирования и проведения выездных проверок территориальными отделениями ПФР только плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. Их действие применяется к правоотношениям при проведении выездных проверок за расчетный период с 1 января 2010 г. Напомним, что при проведении выездной проверки по уплате страховых взносов в ПФР одновременно проводится проверка документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию и предоставлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (п. 7 ст. 35 Закона N 212-ФЗ).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]