Коды ОКВЭД по услугам грузоперевозок с расшифровкой


Понятие ОКВЭД

После регистрации компаниям присваиваются индивидуальные номера и коды, которые отображают выбранный вид деятельности в цифровом обозначении. Он называется ОКВЭД – общероссийский классификатор видов экономической деятельности. Присваиваются коды и компаниям, занимающимся грузоперевозками, транспортными услугами.


Многообразие видов транспорта для предоставления услуг

Правила выбора экономических кодов

Согласно ОКВЭД грузоперевозки могут осуществляться разными видами транспорта. Соответственно, и коды будут отличаться в зависимости от конкретного вида деятельности, равно как и транспорта, который используется для предоставления услуги. Они преимущественно совпадают в РФ, РБ и РК. В Белоруссии и Казахстане некоторые отличаются, так как адаптированы под местное законодательство.

Внимание! Справочник ОКВЭД по грузоперевозкам в 2021 не изменился. На данный момент численные обозначения сохраняются такими же, как были.

Транспортным услугам в 2021 году ОКВЭД номера присваивают сразу после регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя. Компания обязана вести свою автотранспортную работу в строгом соответствии с этим кодом. Если же меняется направление деятельности, нужно обратиться в ИФНС в течение 3 рабочих дней и сообщить об изменениях. Впоследствии предприятию присваивается новый код, соответствующий текущему профилю деятельности.

В соответствии с ОКВЭД транспортные услуги предоставляются разными способами. В целом такая деятельность подразделяется на транспортировку и хранение. Первым численным обозначением указывается вид транспортного средства:

  • 49 – сухопутный или трубопроводный;
  • 50 – водный;
  • 51 – воздушный (или космический, но логистическими ООО или ИП такие транспортные услуги не предоставляются).

Предусмотрено также оказание фирмами дополнительных услуг:

  • 52 – вспомогательный транспортный сервис, преимущественно предоставляемый в области сельского хозяйства;
  • 53 – государственные почтовые или частные курьерские услуги.

Указанные численные обозначения отвечают лишь классовой принадлежности: только этих 2 чисел будет недостаточно. Обязательно потребуется более детальная идентификация деятельности по профилю.

Расчет предельного количества автотранспорта

При расчете предельного количества автотранспортных средств, позволяющего применять ЕНВД, учитывайте все машины, предназначенные для перевозки пассажиров и грузов:

  • находящиеся в собственности организации (независимо от того, используются ли они в хозяйственной деятельности или простаивают (находятся в ремонте));
  • полученные от сторонних организаций по договору аренды или лизинга.

В расчет предельного количества автотранспортных средств для целей применения ЕНВД не включайте:

  • прицепы, полуприцепы и прицепы-роспуски (абз. 10 ст. 346.27 НК РФ);
  • транспортные средства, сданные в аренду (в т. ч. с экипажем), лизинг, прокат.

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 18 ноября 2013 г. № 03-11-11/49499, от 23 октября 2012 г. № 03-11-09/79 и от 9 октября 2012 г. № 03-11-11/294.

Ситуация: нужно ли при расчете предельного количества автотранспортных средств для применения ЕНВД учитывать автомобили, которые не используются для оказания услуг по перевозке пассажиров и грузов (например, служебные автомобили)?

Ответ: да, нужно.

Организация, оказывающая услуги по перевозке пассажиров и грузов, может применять ЕНВД, если она имеет в собственности или арендует не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг (подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). При этом характер фактического использования имеющихся транспортных средств при расчете их предельно допустимого количества значения не имеет. Для целей перехода на ЕНВД в это количество включаются все автомобили, в том числе и те, которые используются для хозяйственных нужд, в качестве служебного транспорта, находятся в ремонте или на консервации.

При расчете предельного количества транспортных средств не учитываются лишь те автомобили, которые организация сдает в аренду.

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 23 октября 2012 г. № 03-11-09/79 (адресовано ФНС России), от 10 октября 2012 г. № 03-11-11/302, от 9 октября 2012 г. № 03-11-11/294. Некоторые арбитражные суды подтверждают правомерность такого подхода (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 18 апреля 2012 г. № А42-4511/2011).

Пример расчета предельно допустимого количества автомобилей для перехода на ЕНВД по виду деятельности «услуги по перевозке пассажиров и грузов»

На балансе организации состоит 30 автомобилей, предназначенных для перевозок пассажиров и грузов. Из них:

  • 16 автомобилей эксплуатируется в предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров и грузов;
  • 4 автомобиля используется для хозяйственных нужд организации;
  • 1 автомобиль используется в качестве служебного транспорта для руководства организации;
  • 10 автомобилей сдается в аренду.

В состав автотранспортных средств, учитываемых при оценке права организации на применение ЕНВД, включается 21 автомобиль (16 + 4 + 1). Поскольку эта величина превышает предельно допустимое количество автотранспортных средств, организация не вправе применять ЕНВД. С доходов от реализации услуг по перевозке пассажиров и грузов она должна платить налоги в соответствии с общей или упрощенной системой налогообложения.

Следует отметить, что ранее финансовое ведомство придерживалось другой точки зрения. В письмах Минфина России от 28 декабря 2011 г. № 03-11-11/329, от 4 октября 2011 г. № 03-11-06/3/108, от 30 октября 2009 г. № 03-11-06/3/263, от 6 марта 2008 г. № 03-11-04/3/106 говорилось, что при расчете предельно допустимого количества транспортных средств для целей перехода на ЕНВД не учитываются автомобили, которые предназначены для перевозок пассажиров и грузов, но фактически в этой деятельности не эксплуатируются (используются для хозяйственных нужд или в качестве служебного транспорта). Однако с выходом более поздних писем прежние разъяснения утратили актуальность.

Ситуация: подпадает ли под ЕНВД деятельность таксопарка, если численность автомобилей, используемых для перевозки пассажиров, превышает 20 единиц? Ежедневно на линию выходят менее 20 автомобилей.

Ответ: нет, не подпадает.

Одним из видов деятельности, по которому организация может перейти на уплату ЕНВД, является оказание платных услуг по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом (подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Критерием для возможного перехода на ЕНВД является количество транспортных средств (автобусов, легковых и грузовых автомобилей), предназначенных для перевозок. Оно не должно превышать 20 единиц. Это следует из положений подпункта 5 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ.

Таким образом, для перехода на ЕНВД неважно, сколько автомобилей фактически участвует в перевозках. Этот показатель влияет лишь на расчет суммы налога. Важно, сколько автомобилей (находящихся на балансе или арендованных) предназначено для оказания услуг по перевозке пассажиров и грузов. Если количество транспортных средств превышает 20 единиц, организация не может применять ЕНВД и должна платить налоги в соответствии с общей или упрощенной системой налогообложения. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 28 декабря 2011 г. № 03-11-11/329 и от 26 января 2010 г. № 03-11-06/3/10.

Ситуация: нужно ли при расчете предельного количества автотранспортных средств, позволяющего применять ЕНВД по перевозке пассажиров и грузов, учитывать количество автопогрузчиков (каров)?

Ответ: нет, не нужно.

Под транспортными средствами понимаются автотранспортные средства, предназначенные для перевозки по дорогам пассажиров и грузов (абз. 10 ст. 346.27 НК РФ). Такой транспорт регистрируется в органах ГИБДД (п. 2 постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938).

Транспортные средства, не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, регистрируют органы Гостехнадзора (п. 2 постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938). К таким транспортным средствам относятся и автопогрузчики (кары) – они используются для перемещения грузов на территории организации. Поэтому при расчете предельного количества автотранспортных средств, позволяющего применять ЕНВД по перевозке пассажиров и грузов, учитывать количество автопогрузчиков (каров) не нужно.

Аналогичная точка зрения отражена в письмах Минфина России от 17 сентября 2010 г. № 03-11-11/245, от 17 сентября 2009 г. № 03-11-09/319, от 28 октября 2008 г. № 03-11-04/3/489.

Ситуация: нужно ли при расчете предельного количества автотранспортных средств, позволяющего применять ЕНВД по перевозке пассажиров и грузов, учитывать количество тракторов, дорожно-строительных и иных аналогичных машин?

Ответ: нет, не нужно.

Под транспортными средствами понимаются автотранспортные средства, предназначенные для перевозки по дорогам пассажиров и грузов (абз. 10 ст. 346.27 НК РФ). Такой транспорт регистрируется в органах ГИБДД (п. 2 постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938).

Транспортные средства, не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, регистрируют органы Гостехнадзора (п. 2 постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938). К таким транспортным средствам относятся тракторы, дорожно-строительные и иные аналогичные машины – они не предназначены для перевозки пассажиров и грузов по дорогам общего пользования. Поэтому при расчете предельного количества автотранспортных средств, позволяющего применять ЕНВД по перевозке пассажиров и грузов, учитывать их количество не нужно.

Аналогичная точка зрения отражена в письмах Минфина России от 17 сентября 2010 г. № 03-11-11/245, от 17 сентября 2009 г. № 03-11-09/319, от 28 октября 2008 г. № 03-11-04/3/489.

Ситуация: нужно ли, рассчитывая предельное количество транспортных средств для применения ЕНВД, учитывать автомобиль сотрудника, на котором тот ездит в служебных целях?

Ответ на этот вопрос зависит от того, как оформлено использование личного автомобиля сотрудника.

Если организация заключила с сотрудником договор аренды, то автомобиль придется учесть. Ведь в расчет предельного количества транспортных средств, при соблюдении которого можно применять ЕНВД, нужно включать все легковые и грузовые автомобили, а также автобусы любых типов, имеющиеся у организации на праве собственности, пользования, владения или распоряжения (подп. 5 п. 2 ст. 346.26, ст. 346.27 НК РФ). А по договору аренды как раз таки арендатору (организации) временно переходят права пользования имуществом арендодателя, то есть автомобилем сотрудника (ст. 606 ГК РФ). Поэтому если с сотрудником заключили именно такой договор, то, оценивая возможность применения ЕНВД, учитывайте арендованный автомобиль в общем количестве транспортных средств. Правомерность такого вывода подтверждается письмами Минфина России от 9 октября 2012 г. № 03-11-11/294, от 28 декабря 2011 г. № 03-11-11/329, от 26 января 2010 г. № 03-11-06/3/10.

А вот другой вариант: сотруднику просто выплачивают компенсацию за использование его личного имущества в интересах организации, и условие об этом прописали в трудовом договоре (ст. 188 ТК РФ). Тогда в расчет предельного количества транспортных средств автомобиль не включайте. При таком подходе организация не получает никаких прав на владение автомобилем, следовательно, под ограничение, установленное подпунктом 5 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ, такой автомобиль не подпадает.

В обоих случаях не имеет значения, является ли сотрудник собственником автомобиля, или использует его по доверенности. Важно лишь, перешло ли к организации (хотя бы временно) право собственности, пользования, владения или распоряжения (подп. 5 п. 2 ст. 346.26, ст. 346.27 НК РФ). А такое возможно и тогда, когда сотрудник пользуется автомобилем по доверенности.

Для автомобильных перевозок

Обратите внимание! Согласно статистике ОКВЭД перевозка грузов автомобильным транспортом 2021 представляет собой наиболее популярное направление среди всего многообразия транспортных услуг.

Поэтому первым в цифровом обозначении будет идти 49, также выбирается подкласс – 49.4, который означает, что предприятие предоставляет соответствующие услуги на автомобильном транспорте, преимущественно связанные с перевозкой пассажиров или грузов. Также могут задействоваться обычные автомобили, если нужно доставить совсем небольшой груз.


Доступно использование любого автотранспорта

Но и указанных 3 чисел недостаточно для регистрации предприятия в официальном порядке. Подкласс 49.41 – автомобильный грузовой транспорт также подразделяется на:

  • …1 – использование специализированных автомобилей;
  • …2 – использование неспециализированных автомобилей;
  • …3 – использование грузовых автомобилей, управлением которых занимается корпоративный водитель.

Подкласс 49.42 – это услуги, связанные с перевозками.

Список кодов ОКВЭД по грузовым перевозкам в 2021 для ИП и ООО пополнился дополнительными пунктами:

  • 52.10 – хранение;
  • 52.21 – вспомогательные услуги на сухопутных авто, включая использование фуры или другого масштабного транспорта;
  • 52.24 – обработка;
  • 52.29 – другие вспомогательные услуги, связанные с транспортировкой грузов.

Также численный ряд дополняется, если услуги предоставляются курьерами:

  • 53.20.3 – доставка курьером;
  • 53.20.31 – доставка курьером на автомобиле, такси или другом транспорте;
  • 53.20.39 – прочие услуги курьерской доставки.

Деятельность по доставке товаров

Ситуация: подпадает ли под ЕНВД деятельность торговой организации по доставке товаров покупателям? Для доставки товаров используются не более 20 автомобилей.

Такая деятельность подпадет под ЕНВД, если в договоре купли-продажи стоимость доставки товаров выделить отдельной строкой или если организация окажет услуги перевозки по отдельному договору.

Таким образом, ответ на этот вопрос зависит от того, как оформлены договоры с покупателями.

Если доставка товара предусмотрена договором купли-продажи и стоимость доставки включена в цену товара, то оснований для перехода на ЕНВД нет. Самостоятельной предпринимательской деятельностью доставка товара в этом случае не считается. Она представляет собой способ исполнения обязанности продавца по передаче товара, то есть сопутствующую услугу, неразрывно связанную с торговлей (п. 1 ст. 458 ГК РФ). Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 31 июля 2014 г. № 03-11-11/37735, от 13 апреля 2011 г. № 03-11-06/3/45, ФНС России от 3 апреля 2006 г. № 02-0-01/128. Правомерность такого подхода подтверждается арбитражной практикой (см., например, п. 2 информационного письма Президиума ВАС РФ от 5 марта 2013 г. № 157, постановления ФАС Северо-Западного округа от 19 мая 2008 г. № А66-3224/2007, Московского округа от 29 марта 2007 г. № КА-А41/2005-07 и Центрального округа от 18 июля 2006 г. № А64-11624/05-13).

Если же в договоре купли-продажи стоимость доставки товаров выделена отдельной строкой или доставка не предусмотрена и организация заключает для этого отдельный договор перевозки, то в отношении таких сделок организация может применять ЕНВД. В этом случае доставку следует рассматривать как предпринимательскую деятельность, связанную с перевозкой грузов (подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). ЕНВД можно платить, если в муниципальном образовании допускается применение этого спецрежима в отношении данного вида деятельности, а организация использует в перевозках не более 20 транспортных средств. Аналогичная точка зрения отражена в письмах Минфина России от 31 июля 2014 г. № 03-11-11/37735 и от 7 марта 2012 г. № 03-11-11/76. Суды также поддерживают данную позицию. При этом некоторые из них указывают на необходимость оформления отдельного договора перевозки (см., например, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 12 февраля 2010 г. № А32-18385/2008-19/278, Московского округа от 29 марта 2007 г. № КА-А41/2005-07).

Раньше суды принимали решения, в которых говорилось, что для применения ЕНВД в договорах купли-продажи стоимость доставки товаров достаточно выделить отдельной строкой (см., например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 5 марта 2012 г. № А78-5193/2011, от 21 августа 2012 г. № А78-4149/2011, Северо-Западного округа от 12 января 2011 г. № А44-1665/2010, Уральского округа от 2 мая 2007 г. № Ф09-3023/07-С2). Однако с выходом информационного письма Президиума ВАС РФ от 5 марта 2013 г. № 157 данные решения более не актуальны.

Для грузоперевозок другими видами транспорта

Поскольку грузы доставляются не только автотранспортом, но и другим способом, в перечне ОКВЭД имеются прочие группы/подгруппы.

Морской

Когда предприятие планирует предоставлять услуги, связанные с перевозками, посредством использованием морских грузовых или иных судов, ему присваивается код 50.20. В группу входят:

  • Стандартная морская перевозка.
  • Перевозка посредством буксирования.
  • Аренда судов (возможно со своей бортовой командой) для перевозки грузов.

Внутренний водный

Для предоставления услуг в рамках водных грузовых внутренних перевозок фирмы получают код 50.40. В группу входят:

  • Транспортировка по водным внутренним путям и акваториям.
  • Смешанная транспортировка, например, частично по рекам и морям.
  • Транспортировка ядерных предметов вооружения или отходов по акваториям.
  • Аренда судов для предоставления услуг в рамках посреднической деятельности.

Воздушный

Для перевозки грузов воздушным способом выбирается код 50.21.
Обратите внимание! В группу входят самостоятельная и отдельная транспортировка, равно как аренда транспорта в целом, либо отсека багажного отделения в частности для предоставления соответствующей услуги.

ОКВЭД логистика

Логистика относится не столько к грузовым или иным перевозкам, сколько к планированию и созданию подходящих маршрутов.


Пример того, насколько много факторов нужно учитывать при создании грамотной логистики для транспортировки грузов

Такая деятельность называется вспомогательной и ей присваивается код 52.29. В группу входят следующие направления:

  • отправка грузов в соответствии с расписанием;
  • подготовка к отправлению, организаторская деятельность, экспедирование;
  • работы с транспортными документами, различными путевыми листами и прочими;
  • распределение и деятельность, связанная с оптимальной сортировкой грузов для быстрой и выгодной транспортировки;
  • брокерская таможенная деятельность, консультации и профессиональная информационная поддержка клиентов;
  • посреднический сервис;
  • вспомогательные услуги по сохранению или подготовке различных предметов к перевозкам, например, усиление упаковки или помещение изделий в защитную пленку для предотвращения контакта с водой.

К данной группе не относятся следующие виды услуг:

  • почтовые или курьерские доставки (53);
  • страхование транспорта или грузов (65.12);
  • тристические услуги, включая перевозку пассажиров по достопримечательностям, трансфер от аэропорта или подобные (79.11, 79.12, 79.90).

Также к группе и подгруппе можно отнести код 63.40. К нему относятся:

  • транспортное или экспедиционное обслуживание, предоставляемое в рамках одной компании;
  • частная или корпоративная деятельность таможенных брокеров или экспедиторов;
  • составление лучших и наиболее оптимальных маршрутов.

Логистические компании могут предлагать одновременно широкий спектр услуг.

Обратите внимание! Чаще всего клиентам интересны трансферные продукты.

К примеру, они хотят отправить единичную или крупную партию груза в другую страну или даже на другой континент. В этом случае они нанимают логистов, которые составляют грамотные пути следования с возможными перекладываниями грузов с одного вида транспорта на другой.

Перевозка грузов в составе сборного груза

Зачастую Вам требуются осуществление транспортных услуг для груза небольшого веса и размера в другой город. Естественно для перевозки одного стула на расстояние две тысячи километров нерационально заказывать отдельный автомобиль. Для таких отправок существует доставка сборных грузов. В рамках таких транспортных услуг мы самостоятельно осуществляем забор груз с вашего склада (офиса) и доставляем в необходимый город прямо в руки грузополучателю. Расчет стоимости грузоперевозки происходит на основе веса и габаритных размеров отправления.

Транспортные услуги

Классы кодов ОКВЭД для транспортных услуг:

  • 49 – сухопутный;
  • 50 – водный;
  • 51 – воздушный и космический;
  • 52 – вспомогательный (например, складирование);
  • 53 – курьерский.

Сферы деятельности, которые не имеют отношения к транспортным услугам:

  • техническое сервисное обслуживание автомобилей, другого вида транспорта;
  • ремонт транспортных средств;
  • аренда автомобилей без найма водителей;
  • строительство путей, автомобильных дорог, железный дорог, самолетных взлетных и посадочных полос, а также содержание и обслуживание этих коммуникаций.

ЕНВД и особенности

ЕНВД (расшифровка – единый налог на вмененный доход) представляет собой такой формат налогообложения, в рамках которого предпринимателю потребуется уплачивать фиксированную сумму в казну государства, независимо от величины дохода, что он получил. Для крупных экспедиторских организаций такой налог является более выгодным чем упрощенка.

Основная особенность «вмененок» заключается в том, что предприниматель платит фиксированную сумму. Если его доход увеличивается, это не сказывается на налоге. Упрощенка же напрямую зависит от дохода, и если компания его не получает, то налог не уплачивается. Такой вариант выгоднее для мелкого предпринимателя, который только начинает свою работу.

Универсальный помощник: когда лучше остановиться на коде 796 по ОКЕИ

Код 796 в счете-фактуре на услуги означает единицу измерения «штука». Эту единицу измерения можно считать универсальной — в штуках подсчитывают самые разнообразные объекты, в том числе при оказании услуг.

Пример 3

ИП Губайдуллин Л. Г. оказал ООО «Библиотечная компания» услугу по переплету книг. Объем услуги измеряется обновленными экземплярами. Единица измерения «книга» или «экземпляр» в ОКЕИ отсутствует, поэтому в счете-фактуре ИП Губайдуллин Л. Г. укажет:

  • в графе 2 — 796;
  • в графе 2а — шт.

Если же выполненную услугу сложно оценить в штуках, тут и универсальный код 796 не поможет — в счете-фактуре нужно будет проставить прочерк.

Какой выбрать код

Руководящие работники предприятия должны выбрать код при регистрации ИП, ООО или другого юридического лица


Код ОКВЭД нельзя выбрать, какой захочется: существует система, в соответствии с которой делается подбор

Кодировка включает в себя следующие уровни:

  • 2 цифры – уровни;
  • 3 – подуровни;
  • 4 – группы (например, 49.41, 49.42, 60.24);
  • 5 – подгруппы;
  • 6 – вид деятельности.

Кодировка должна быть полноценной, включающей в себя все 6 чисел этого цифрового ряда. Классификация время от времени пересматривается и изменяется.

Внимание! Некоторые коды 2021 уже неактуальны в 2021. Поэтому предпринимателям рекомендуется всегда следить за актуальными новостями во избежание проблем.

Таким образом, чтобы законно осуществлять предпринимательскую деятельность, необходимо правильно подобрать код ОКВЭД. Если бизнесмен самостоятельно не может этого сделать, допустимо обратиться в соответствующие органы, описать потенциальную работу компании. Они подберут подходящий код, основываясь на законе и опыте.

Как Минфин, ФНС и судьи предлагают заполнять код услуги в счете-фактуре

Учитывая, что от правильности оформления счета-фактуры зависит право на вычет НДС у заказчика услуги, важно изучить мнение контролирующих и судебных органов по данному вопросу. Для наглядности мнение чиновников и судей мы представили на одном рисунке:

И еще два важных момента:

  • штраф в налоговом законодательстве за неверное указание кода услуги или его отсутствие в счете-фактуре не предусмотрен;
  • ошибка в коде услуги не относится к препятствующим получению вычета по НДС (п. 2 ст. 169 НК РФ).

О причинах отказа в вычетах по НДС расскажем в этой публикации.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]