Порядок проведения инвентаризации кассы на территории России установлен Федеральным законом от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ», Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств».
Цель проведения инвентаризации кассы — проверка правильности и реальности текущего учета кассовых операций, выявление ошибок в расчетах, контроль над сохранностью денежных средств и денежных документов в кассе, соблюдение принципа материальной ответственности должностных лиц.
Периодичность и условия проведения инвентаризации
Инвентаризация является одним из методов ведения бухгалтерского учета и выступает в качестве инструмента подтверждения фактического наличия и учетных данных. Более подробно рассмотреть понятие инвентаризация можно в рамках изучения дисциплины: «Теория бухгалтерского учета», в статье: «Инвентаризация как метод бухгалтерского учета».
Применение данного метода имеет достаточно древние корни и является неотъемлемой частью ведения бухгалтерского учета любого предприятия.
Историческая сводка!
Слово «инвентаризация» впервые было упомянуто менее ста лет назад… Читать далее
Инвентаризация кассы в свою очередь обеспечивает подтверждение правильности оформления кассовых операций, способствует выявлению ошибок и выполняет контролирующую функцию за сохранностью денежных средств.
Нормативной базой при проведении инвентаризации выступают:
- Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 N 402-ФЗ
- Приказ Минфина России от 29.07.1998 N 34н (ред. от 11.04.2018) «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ»
- Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Министерства финансов РФ от 13.06.95 № 49
Согласно данным нормативным документам законодательно закреплены случаи обязательного проведения инвентаризации:
- имущество, передаваемое в аренду, а также при осуществлении выкупа или его продажи;
- имущество государственной или муниципальной организации в случае его преобразования;
- ежегодно все имущество, инвентаризация которых проводилась до 1 октября перед составлением годовой отчетности, при этом для отдельных категорий есть свои особенности.
- в случаях смены материально-ответственного лица (в день передачи дел);
- в результате фактов хищения и порчи имущества;
- при возникновении чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, пожаров;
- имущество организации, подлежащей ликвидации, реорганизации;
Данные взяты из статьи: «Инвентаризация как метод бухгалтерского учета».
Кроме того, предприятие вправе проводить внеплановую инвентаризацию кассы. Такой вид инвентаризации осуществляется в сроки, определенные руководством организации и отражается в приказе о проведении внеплановой инвентаризации с указанием причин ее проведения. Типовыми причинами при этом могут выступать:
- выполнение контролирующей функции, повышение ответственности кассового работника;
- выяснение причин возникновения ошибок в учете;
- по предписанию внешних контролирующих органов.
Когда проводится ревизия в кассе
В плановом порядке проверка кассы осуществляется в случаях, регламентированных нормативно-правовыми актами, длительность и порядок ее проведения закрепляются в учетной политике компании. К примеру, необходима инвентаризация кассы:
- на усмотрение руководителя раз в отчетном периоде и обязательно на окончание финансового года;
- при передаче активов фирмы в аренду, на реализацию;
- при смене кассира;
- при выявлении злоупотреблений, хищений, других нештатных ситуаций;
- при ликвидации фирмы.
Внеплановая ревизия осуществляется внезапно. Инициировать ее могут:
- ревизионный аппарат вышестоящей организации;
- следственные органы;
- руководство компании для усиления контролирующих функций либо при выявлении несоответствий в учете.
Независимо от статуса проверки, начинается она исключительно при предъявлении приказа, назначающего комиссию и указывающего причину проведения. Как внутренний приказ руководителя компании, так и распоряжение проверяющих органов должны быть правильно оформлены и содержать всю необходимую информацию.
Инвентаризационная комиссия: понятие, состав, функции
Перед проведением инвентаризации руководитель утверждает приказ о проведении инвентаризации. Данный приказ определяет наименование имущества, обязательств, подлежащих проверке. Кроме того, данный приказ содержит в себе сведения о сроках проведения, причине, а также о составе инвентаризационной комиссии. Инвентаризационная комиссия подписывает данный приказ в лице председателя комиссии и членов комиссии, с указанием занимаемых должностей.
Понятийная справка!
Инвентаризационная комиссия – это специальная комиссия, созданная на предприятии с целью осуществления сверки учетных данных с фактическими.
Согласно п.2.2 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Министерства финансов РФ от 13.06.95 № 49 состав комиссии, является постоянно действующим. Однако при большом объеме работ могут создаваться рабочие комиссии. Состав инвентаризационной комиссии определяется внутренним распорядительным документом (приказом).
Персональный состав комиссии включает в себя:
- представитель управляющего звена организации;
- сотрудник бухгалтерской службы;
- сотрудник аудиторской службы внутри предприятия/ представитель независимой аудиторской компании;
- работник отдела безопасности компании и др.
Отсутствие даже одного члена комиссии является основанием для аннулирования результатов инвентаризации.
В случае отсутствия кадровых изменений в составе комиссии нормативная база не обязывает предприятие переиздавать приказ, закрепляющий ее состав.
Ключевой функцией инвентаризационной комиссии является контролирующая функция. Данная функция реализуется через систему основных направлений, подлежащих проверке:
- Хранение в кассе денежной наличности, согласно установленного лимита. Проверка данного условия проводится путём сверки остатка денежных средств в кассе на конец дня с размером суммы лимита.
- Наличие и актуальность заключённых договоров с кассирами о полной материальной ответственности.
- Соблюдение порядка заполнения кассовой книги и иных кассовых документов.
- Сохранность наличных денежных средств. В случае обнаружения излишка или недостачи, выяснение причин и выявление виновников.
- Корректность проставленной контировки на соответствие распределения по статьям затрат.
- Проверка соблюдения сроков принятия к учету первичных кассовых документов и др.
Каждое предприятие, осуществляющее транзакции с денежной наличностью, обязуется совершать проверку кассы путем проведения инвентаризации.
Порядок проведения инвентаризации, основные правила
Начальным этапом проведения инвентаризации является приостановка работы кассы и предоставление комиссии последних первичных документов по движению кассовой наличности. При этом лицо с которым заключен договор о полной материальной ответственности (кассир, бухгалтер на которого возложены функции кассира) обязан сдать составленный кассовый отчет на день проведения инвентаризации, а также расписку, что документы сданы в бухгалтерию или переданы комиссии, все поступившие в кассу денежные средства оприходованы, а выданные – списаны в расход.
Следующим шагом является проверка денежной наличности, а именно прямой пересчет денег в кассе в присутствии всех членов комиссии, а также материально-ответственного лица. Пересчитывается наличность в сейфе (банкноты, монеты) и денежные документы. Полученная сумма сверяется с остатком денежных средств согласно учетных данных (первичных документов, бухгалтерской программой). Кроме того, в случае если предприятие осуществляет расчеты с использованием контрольно-кассовых машин, то обязательной проверке подлежат показатели ККМ.
Основные правила проведения инвентаризации:
- Обеспечение присутствия всех членов комиссии, утвержденных приказом. Данное условие является обязательным для признания результатов инвентаризации действительными.
- Документы составляемые в процессе инвентаризации оформляются минимум в двух экземплярах (сличительные ведомости, акты, протоколы).
- Материально-ответственное лицо обязательно должно присутствовать при проведении инвентаризации.
- Документация, составляемая по результатам инвентаризации, подлежит подписанию всеми участниками инвентаризационной комиссии и материально-ответственным лицом.
Инвентаризационный акт является заключительным документом при проведении проверки и содержит сведения об учетных и фактических данных.
Списание недостачи при инвентаризации
Одновременно с тем, как провести списание недостачи, требуется взыскать ущерб с виновника. Порядок действий регулируется стат. 248 ТК. Здесь сказано, что недостаток менее размера средней зарплаты за 1 месяц может быть удержан по приказу директора компании. Издание распоряжение нужно выполнить не позднее месяца с момента определения окончательного ущерба.
В противном случае взыскать недостачу получится только через суд. Эта же норма действует и в той ситуации, когда сотрудник отказывается возместить ущерб добровольно. По взаимному согласию сторон (работодателя и кассира) допускается погашение недостатка средств не единой суммой, а частями, то есть с рассрочкой. При этом необходимо оговорить точные сроки расчетов: работник должен предоставить письменное обязательство по уплате недостающих сумм.
Обратите внимание! Дополнительно на виновного сотрудника может быть наложена дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.
Оформление результатов инвентаризации
Оформление результатов инвентаризации осуществляется путем формирования следующих документов:
- «Акт инвентаризации наличных денежных средств» (форма № ИНВ-15);
- «Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности» (форма № ИНВ-16).
Акт инвентаризации, как и остальные документы составляется в двух экземплярах. При смене материально-ответственного лица в трех экземплярах. Один экземпляр сдается в бухгалтерию, второй передается МОЛ сдавшему ценности, третий экземпляр – МОЛ принимающему ценности.
Сопоставление учетных и фактических данных при оформлении акта инвентаризации, позволяет сделать вывод об их соответствии либо о наличии расхождений. Данная информация направляется главному бухгалтеру и руководителю организации для принятия дальнейших решений.
Соответствие фактических данных учетным подтверждает качественную работу кассира и правильное построение учета кассовых операций.
Обнаружение каких-либо отклонений (недостача, излишек) предполагает выяснение причин их возникновения и отражения данных несоответствий в акте проверки.
Выводы
Основная цель ревизии кассы – контроль над соблюдением кассовой дисциплины ответственными сотрудниками предприятия.
Данная процедура подразумевает контроль правильности учета наличности и оформления документов, выявление возможных нарушений в сфере ведения кассовых транзакций, а также оценку качества работы кассиров, являющихся материально ответственными субъектами.
Показательным итогом такой инвентаризации считается подтверждение соответствия или выявление расхождений между реальным кассовым остатком и сведениями учета наличности.
Обнаружение излишков/недостач требует бухучета, документального оформления, а также принятия руководством надлежащих мер.
Типовые проводки по оформлению инвентаризации кассы в бухгалтерском учете
Бухгалтерские записи по данным акта отражаются на счете 50
№ | Содержание хозяйственных операций | Первичные документы | Корреспондирующие счета | |
Дебет | Кредит | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Оприходованы излишки денежной наличности, обнаруженные при инвентаризации в кассе | Акт инвентаризации, инвентаризационная опись | 50 | 91/1 |
2 | При инвентаризации обнаружена недостача денег в кассе | Акт инвентаризации, инвентаризационная опись | 94 | 50 |
3 | Сумма недостачи отнесена на кассира | Акт инвентаризации, инвентаризационная опись | 73/2 | 94 |
4 | Кассир внес в кассу сумму недостачи | ПКО | 50 | 73/2 |
5 | Сумма недостачи удержана с оплаты труда кассира | Расчетно-платежная ведомость | 70 | 73/2 |
6 | Обнаруженная суммы недостачи денег в кассе отнесена на прочие расходы предприятия (виновные не обнаружены) | Акт инвентаризации, инвентаризационная опись | 91/2 | 94 |