Порядок оплаты по договору оказания услуг: основания, сроки, гарантийное письмо, ответственность


Сроки

В действующем законодательстве не написано, когда именно потребитель должен перечислить деньги исполнителю за оказанную услугу. Однако и в ГК РФ, и в ФЗ РФ «ЗОЗПП» написано, что оплата должна поступить в сроки, обозначенные в договоре, заключенном между сторонами. Таким образом, участники сделки самостоятельно определяют эту дату. Как правило, такая информация прописывается в разделе «Стоимость и порядок расчетов».

Деньги могут быть выплачены в виде наличных либо безналичным путем (например, перевод на карту, перечисление средств на электронный кошелек и т.д.).

Как быть, если в соглашении не указан период поступления денежных средств?

Иногда бывают случаи, когда в договоре возмездного оказания услуги не прописывается конкретный момент, к наступлению которого от заказчика должна поступить оплата. В данной ситуации следует руководствоваться нормой, изложенной в п.2 ст.314 ГК РФ.

Так, согласно данному положению, если для обязательства не предусмотрен срок его исполнения или условие, которое помогло бы определить эту дату, то тогда его следует выполнить в течение 7 дней с момента получения соответствующего требования от кредитора.

Нужно ли сохранять счета для налоговой инспекции

Если счет является офертой и заменяет договор между продавцом и покупателем, его нужно обязательно сохранить для налоговых органов. Именно он подтвердит обоснованность расходов покупателя при расчете налога на прибыль. Кроме того, счет необходим, если он дополняет договор, в котором прямо прописана обязанность поставщика выставить счет контрагенту.

В других случаях счет на оплату стоит сохранять только для того, чтобы иметь меньше вопросов со стороны налоговиков, хотя первичным документом он не является, и штрафы за его отсутствие не предусмотрены. Это всего лишь информация для покупателя с указанием цены и количества поставляемого товара.

Гарантийное письмо

В определенных ситуациях для того, чтобы не допустить срыва сроков оплаты и начисление пени, заказчик отправляет в адрес исполнителя гарантийное письмо.

Под данным документом подразумевается письменное подтверждение факта наличия задолженности по оказанной услуге, содержащее обещание погасить данное обязательство к определенной дате.

В каких случаях пишется?

По общему правилу гарантийное письмо направляется исполнителю в том случае, если заказчик не может своевременно оплатить услуги, обозначенные в договоре.

Причинами этого обстоятельства могут выступать:

  • отсутствие свободных оборотных средств (если речь идет об организации);
  • временное пребывание в другой стране;
  • тяжелое финансовое положение и т.д.

В большинстве случаев такое письмо выступает ответом на досудебную претензию исполнителя, содержащую просьбу выполнить свои обязательства по оплате. Однако иногда его направляют заранее, если потребитель уверен, что не сможет произвести платеж к дате, указанной в договоре возмездного оказания услуги.

Содержание

В законодательстве не прописаны какие-либо правила, касающиеся порядка составления гарантийных писем. Тем не менее в практике делового письма сложился определённый типовой образец такого документа. Его содержание должно включать следующую информацию:

  1. Вводная часть – тут указываются реквизиты адресата и заявителя, а именно:
      название организации (если юридическое лицо);
  2. ФИО и должность официального представителя (обычно пишется на имя генерального директора);
  3. адрес.
  4. Название документа и его регистрационные данные (дата и номер записи в журнале исходящей корреспонденции).
  5. Содержательная часть – тут последовательно излагаются следующие сведения:
      сумма задолженности, имеющаяся перед заказчиком на дату написания гарантийного письма;
  6. реквизиты договора, на основании которого она возникла;
  7. обещание выполнить свои обязательства с указанием конкретного дня.
  8. Подпись заявителя и официальная печать организации.

Мы не рекомендуем самостоятельно оформлять документы. Экономьте время – обращайтесь к нашим юристам по телефонам:

8 (800) 350-14-90

Если в лице заказчика высыпает гражданин, то тогда оно подготавливается на обычном листе формата А4. Если же заявителем является юридическое лицо, то для этих целей можно использовать свой фирменный бланк.

Правильно указать назначение платежа

При переводе денег самозанятому вы должны прописать назначение платежа. Это лучше сделать в таком формате: «Выплата по счету №111. Предоплата за написание текстов». Перечислять все работы не нужно. Если вы платите без счета, нужно подробнее указать сами работы.

В назначении платежа ни в коем случае нельзя писать «зарплата», «премия» или другие слова, которые намекают на трудовые отношения. Зарплату и премию можно платить только сотрудникам, а сотрудника вы обязаны устроить по трудовому договору и платить за него налоги и отчисления. Самозанятому фрилансеру вы просто оплачиваете конкретную работу, и зарплатой это называть нельзя — иначе банк заблокирует счет, а налоговая оштрафует вас за неуплату налогов и взносов.

Ответственность за нарушение сроков

Нарушителя сроков оплаты услуги по договору могут ожидать следующие виды ответственности:

  1. Неустойка – практически в каждом договоре можно встретить условие, по которому в случае несвоевременной оплаты тех или иных услуг за каждый день просрочки начисляется пеня. Это может быть фиксированная величина или же определенный процент от суммы задолженности.
  2. Судебное разбирательство – если вторая сторона всячески будет игнорировать требование о выплате денег, то исполнитель может подать на нее в суд. В этом случае в иск может быть включено не только требование оплатить оказанные услуги, но и компенсировать моральный ущерб. Более того, если исковое заявление будет удовлетворено, то ответчику придется возмещать государственную пошлину и прочие судебные расходы, понесенные истцом.

При невыполнении судебного решения о выплате причитающейся суммы по договору возмездного оказания услуг, к делу могут подключить судебных приставов. Следует иметь в виду, что данные уполномоченные лица по закону имеют право использовать самые разные механизмы воздействия на должника, начиная от ареста счетов и вплоть до продажи с торгов его личного имущества. Таким образом, лучше не доводить ситуацию до такой степени.

О процедуре взыскания задолженности по договору оказания услуг читайте здесь.

Выставление счета без соглашения

Можно ли выставлять счет без составления соглашения? Можно при наличии двух обстоятельств:

  • Наличие существенных условий в чеке (объем продаж, наименование товара).
  • Сделка не входит в перечень операций, для которых наличие договора является обязательным.

Оплата товара покупателем – это и есть согласие с условиями, предложенными продавцом. В суде подобные операции признаются разовой сделкой. То есть права и обязанности участников касаются только одной сделки.

Порядок процедуры

Исходя из положений, изложенных в ч.2 ст.37 ФЗ РФ «О ЗПП», можно выделить три варианта внесения платы:

  • в полном размере после оказания услуги;
  • в виде 100% предоплаты;
  • выдача аванса.

Предоплата

При заключении соглашения стороны сделки могут договориться о внесении предоплаты, включит такую информацию в раздел «Стоимость и порядок расчетов». Под данным термином подразумевается перечисление денег в адрес исполнителя до того, как он приступит к выполнению своих обязательств.

Предоплата может составлять 100% или же только какую-то отдельную часть от общей стоимости оказываемой услуги (например, 50%, 30% и т.д.). Предварительное внесение денежных средств выступает своего рода гарантией серьезности намерений со стороны клиента.

Постоплата

В большинстве случаев заказчики оплачивают услугу уже после того, как она совершена. Это наиболее классический вариант расчётов между сторонами сделки. В данном случае в договоре четко прописывается число, к моменту наступления которого клиент должен оплатить услуги, оказанные исполнителем.

Поэтапное перечисление денежных средств

На практике также встречается поэтапная оплата. В данном случае деньги перечисляются исполнителю по мере выполнения определенного объема услуг. Довольно часто такую схему расчетов можно встретить в строительстве, при осуществлении ремонта лифтового оборудования, при оказании услуг массажиста. Например, в последнем случае лечебный курс может включать 10 сеансов массажа. При этом клиент должен будет оплачивать данные услуги после каждой процедуры.

Инструкция по оформлению счёта на оплату

Четкого регламента по написанию не предусмотрено. Однако обычно применяется определенный порядок заполнения.
Вверху проставляются данные покупателя и продавца. Ниже фиксируются:

  • банковские данные;
  • номер бланка (нумерация ведется с 1 января текущего года);
  • дата выставления;
  • список товаров (работ, услуг), с фиксированием их количества, цены и конечной стоимости с учетом или без учета НДС;
  • по желанию — другие условия.

Внизу ставится подпись уполномоченного лица.

Реквизиты

При заполнении этот раздел обязателен. Что указывается:

  • наименование участников (например, ИП Минина Светлана Игоревна, ООО «Стройсервис»);
  • ИНН для ИП, для компаний — ИНН и КПП;
  • данные банков (например, Сбербанк России ОАО г. Анапа, БИК 1234567, счет № 454773777, р/с № 57585998696);
  • адреса участников (ИП указывают фактический). Например: 353440, г. Анапа, ул. Астраханская, дом 12, тел.;
  • подписи (должность, Ф.И.О., расшифровка).

Важно: если вместо ИП подписывается представитель, то нужно указывать и реквизиты доверенности.

Регистрация выставленного счета

Разрешается не регистрировать, так как все расходы учитываются по накладным, а доходы — по фактическому зачислению денежных средств.

Регистрации подлежат только счета-фактуры — они вносятся в «книгу продаж» или «книгу покупок». Делать это обязаны только те фирмы, что работают по ОСН.

Фирмы, работающие УСН, не платят НДС, но и претендовать на его возмещение из бюджетных средств они не могут.

Необходимость заверения печатью

С 2021 года наличие печати не является обязательным атрибутом. Это правило распространяется на индивидуальных предпринимателей и организации. Чтобы заверить счёт, достаточно подписи ответственного лица.

Основания

В качестве основания для перечисления платы в адрес исполнителя могут выступать следующие документы:

  • соглашение, заключенное между сторонами сделки;
  • акт об оказании определенной услуги;
  • выставленный счет.

На нашем сайте есть информация о нюансах оказания медицинских, образовательных, транспортных, финансовых, юридических, бытовых, почтовых, аудиторских, гостиничных услуг.

Что такое «первичные документы»

В федеральном законе 402-ФЗ «О бухучете» описаны все бухгалтерские и первичные документы. Они нужны, в основном, для налоговой — как документы, которые подтверждают понесенные вами расходы и правильность определения налоговой базы.

Первичные документы нужно хранить 4 года. В течение этого времени налоговая может в любой момент их запросить для проверки вас или ваших контрагентов. «Первичка» также используется в судебных процессах при спорах с контрагентами.

Документы первичного учета составляются в момент осуществления хозяйственных операций и свидетельствуют об их совершении. Список документов, сопровождающих ту или иную сделку, в зависимости от типа сделки может быть разным. Подготовкой всех необходимых первичных документов, как правило, занимается поставщик. Особое внимание нужно уделять тем документам, которые возникают в ходе сделок, где вы покупатель, потому что это ваши расходы, и поэтому вы более заинтересованы в соблюдении буквы закона, нежели ваш поставщик.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]