Средства целевого финансирования отражают на счете 86 “Целевое финансирование”. В бухгалтерском учете к средствам целевого финансирования относят: государственную помощь и тому подобные средства (например, гранты и техническую помощь от международных организаций); целевые средства, полученные застройщиком на строительство объекта ОС от инвесторов; а также любые средства, полученные некоммерческими организациями на ведение ими уставной деятельности. Порядок применения счета 86 зависит от вида организации (коммерческая или некоммерческая).
Вводная информация
Действующее законодательство не содержит четких определений понятий «целевые средства» и «целевые поступления». Тем не менее, статьей 251 Налогового кодекса установлены закрытые перечни доходов, которые могут быть отнесены к средствам целевого финансирования и целевым поступлениям. При этом необходимо помнить, что специалисты Минфина руководствуются правовой позицией, согласно которой в статье 251 НК РФ содержится исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль (например, письма Минфина России от 16.08.11 № 03-03-05/88, от 01.06.11 № 03-03-06/4/62). Поэтому любая попытка расширенного толкования перечней средств целевого финансирования и целевых поступлений может привести к спору с налоговым органом.
Виды целевых средств и поступлений
Целевое финансирование. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, которое определено источником целевого финансирования (организацией либо физическим лицом), а также законодательством РФ.
К основным видам целевого финансирования бюджетных учреждений можно отнести следующие виды доходов:
- лимиты бюджетных обязательств (бюджетные ассигнования);
- субсидии, предусмотренные бюджетной системой РФ;
- средства, получаемые медицинскими организациями (за исключением казенных учреждений), осуществляющими медицинскую деятельность в системе обязательного медицинского страхования, за исключением медицинских услуг застрахованным лицам от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование этих лиц.
Целевое финансирование в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) может поступать казенным учреждениям.
Бюджетным и автономным учреждениям на основании пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса из бюджетов разных уровней могут предоставляться субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ), а также субсидии на иные цели.
Целевые поступления. Под целевыми поступлениями, не учитываемыми при налогообложении прибыли, понимаются использованные по назначению поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно любо на основании решений уполномоченных органов, либо от других организаций и (или) физических лиц.
Особого внимания заслуживает такой вид целевых поступлений как пожертвования. Согласно пункту 1 статьи 582 Гражданского кодекса, пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, учреждениям (лечебным, воспитательным, благотворительным, научным и образовательным, связанным с социальной защитой, культурой и т.д.), фондам, музеям, общественным, религиозным и иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в статье 124 Гражданского кодекса.
Бухучет
В бухучете средства целевого финансирования отражайте на счете 86 «Целевое финансирование». Какое именно имущество предоставляет инвестор, определяется договором (ст. 421 ГК РФ). Это могут быть как деньги, так и материальные ценности (например, основные средства, МПЗ).
Ситуация: как в бухучете определить стоимость имущества (например, основных средств), полученного организацией в собственность в рамках негосударственного целевого финансирования?
Поскольку в рамках негосударственного целевого финансирования организация получает имущество на безвозмездной основе, то его стоимость нужно определять в общем порядке, действующем в отношении безвозмездно полученных активов (п. 10.3 ПБУ 9/99). Подробнее об этом см.:
- Как отразить в учете получение основных средств безвозмездно;
- Как отразить в учете поступление материалов.
Налоговый учет целевых средств и поступлений
При налогообложении прибыли не учитываются средства целевого финансирования (пп. 14. п. 1 ст. 251 НК РФ), а также целевые поступления (п. 2 ст. 251 НК РФ). Подробные перечни доходов, которые могут быть отнесены к средствам целевого финансирования и к целевым поступлениям содержатся в статье 251 НК РФ.
Помимо названных видов поступлений бюджетным и автономным учреждениям могут предоставляться из бюджетов субсидии двух видов: на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием; субсидии на иные цели.
Субсидии первого вида не учитываются в доходах, поскольку в их отношении может быть применен подпункт 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ. Отметим, что такая позиция поддерживается Минфином России в письме от 29.11.10 № 03-07-11/458. А вот говоря в том же письме о субсидиях на иные цели, специалисты финансового ведомства отмечают, что порядок их учета при налогообложении прибыли зависит от правовой квалификации целей, на которые были выделены субсидии.
Правило, которое позволяет отнести бюджетные субсидии к средствам целевого финансирования, приведено в письме Минфина России от 30.05.11 № 03-07-11/151. Оно звучит так: деятельность учреждения, финансовое обеспечение которой производится за счет субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, должна осуществляться в соответствии с государственным заданием. Только в этом случае субсидии, выделенные таким учреждениям на иные цели, при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются в доходах на основании подпункта 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ.
Распределение по срокам возникновения
Для отражения в отчетности обычно используется развернутое сальдо, чтобы можно было более полно раскрыть информацию.
В свою очередь прочие задолженности могут числиться:
- в разделе IV «Долгосрочные обязательства» -строка 1450;
- в разделе V «Краткосрочные обязательства» — строка 1550.
Как следует из названия разделов, отнести недоимки надо в зависимости от срока их возникновения:
- до 12 месяцев считаются краткосрочными;
- свыше 12 месяцев — это долгосрочные.
В прочих обязательствах собирается информация на конец отчетного периода, которая учитывается согласно утвержденному Плану счетов. Этот документ является рабочим руководством для бухгалтера. К краткосрочным прочим обязательствам можно отнести кредитовое сальдо:
При этом необходимо знать, что информация, скапливающаяся на 76-м счете, может относиться к другим строкам отчета, в зависимости от субсчета, и она не должна превышать существенный уровень. В противном случае сведения, отраженные на данном счете, должны быть включены в состав кредиторской задолженности.
Примечание от автора! Субсчета — это счета второго порядка, которые идут сразу за основным синтетическим счетом. Они характеризуют конкретное направление учета.
В состав краткосрочных прочих обязательств могут быть включены:
- долги перед инвесторами при освоении целевого финансирования;
- специальные фонды для покрытия текущих расходов (счет 82);
- депонированная заработная плата (счет 76.04);
- расчеты по претензиям (счет 76.02);
- расчеты по векселям;
- суммы НДС, принятые к вычету при поступлении предоплаты от покупателей (счет 76.АВ).
Суммы НДС с авансов не рекомендовано отражать в пассиве, так как они уменьшают итог баланса. Погашение НДС с авансов, в отличие от прочих субсчетов, должно приводить информацию к свернутому виду. Так как в составе дебиторской задолженности находятся предоплаты, то кредитовое сальдо надо сворачивать на сумму по дебету 76.АВ «НДС, начисленный с авансов» и показывать результат в разделе «Оборотные активы» по статье «Прочие оборотные активы» Формы № 1.
Налоговый учет пожертвований
Согласно подпункту 22 пункта 1 статьи 251 НК РФ при исчислении налога на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, безвозмездно полученного на ведение уставной деятельности. А в пункте 2 статьи 251 НК РФ сказано, что при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров), среди которых названы и пожертвования.
Кроме пожертвований в виде имущества (в том числе денежных средств), пожертвования могут быть в форме безвозмездного выполнения работ, но при условии, что результаты указанных работ использованы в соответствии с их целевым назначением. Согласно статье 5 Федерального закона от 11.09.95 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» благотворительные пожертвования могут быть выражены в форме бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) выполнения работ, предоставления услуг благотворителями – юридическими лицами в интересах благополучателя. На наш взгляд, это означает, что безвозмездное выполнение работ можно расценивать как пожертвование.
Здесь необходимо отметить, что безвозмездным признается договор, по которому одна сторона обязуется предоставить что-либо другой стороне без получения от нее платы или иного встречного предоставления (п. 2 ст. 423 ГК РФ). Следовательно, в договоре должно обязательно быть указано, что речь идет о пожертвовании, иначе он будет считаться возмездным.
Популярное
Бухгалтерская отчетность Сроки сдачи отчетности в 2021 году: таблица
Выплаты персоналу Пособие на погребение в 2021 году
НДФЛ Справка 2-НДФЛ: новая форма 2019
Декретный отпуск Выплаты по беременности в 2021 году
Статистическая отчетность Статистическая отчетность
НДФЛ Справка 2-НДФЛ: новая форма-2018
Экологические платежи Сдача отчета МСП за 2021 год
Кадровое делопроизводство Производственный календарь-2019 с праздниками и выходными
Страховые взносы ПФР Образец заполнения СЗВ-СТАЖ и ОДВ-1
Страховые взносы ФСС Подтверждение вида деятельности в ФСС 2021: сроки
Транспортный налог Ставки транспортного налога по регионам 2018 (таблица)
Налоги и взносы Календарь бухгалтера: 2021 год
Страховые взносы ПФР ОДВ-1 – новая форма
Страховые взносы ПФР Как узнать номер СНИЛС
Бухгалтерский учет целевых поступлений
Большая часть средств (имущества, права), поступающих в государственные (муниципальные) учреждения, в целях налогового учета может быть квалифицирована в качестве целевых поступлений (целевого финансирования).
Необходимость раздельного учета целевых средств и поступлений для целей налогового учета предусмотрена подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ, пункта 2 статьи 251 НК РФ. О такой необходимости Минфин напоминал в письме Минфина России от 05.03.12 № 03-03-06/4/18. При отсутствии раздельного учета целевых средств и поступлений данная хозяйственная операция подлежит налогообложению с даты получения доходов.
Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета (утверждена приказом Минфина России от 01.12.10 № 157н, далее — Инструкция № 157н) предусматривает определенный инструментарий для организации раздельного учета доходов и расходов в разрезе отдельных видов целевых средств. Согласно пункту 21 Инструкции № 157н при формировании кода номера счета в 18 разряде субъекты учета указывают коды вида финансового обеспечения (1 — бюджетная деятельность; 2 — приносящая доход деятельность и т. д.).
Отражение пожертвований в бухгалтерском учете.
Рассмотрим учет целевых поступлений в бухгалтерском учете на примере пожертвований.
Пример
Строительная организация в рамках благотворительной деятельности бесплатно отремонтировала детскую площадку в дошкольном учреждении. Стоимость работ по ремонту детской площадки, выполненных организацией в рамках благотворительной деятельности, следует отразить по дебету счета 2 401 20 225 «Расходы на работы, услуги по содержанию имущества» и кредиту счета 2 401 10 180 «Прочие доходы» с использованием счета 2 205 81 000 «Расчеты с плательщиками по прочим доходам».
1. Отражен ремонт детской площадки, оказанный безвозмездно: Дт 2 205 81 560 «Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам» Кт 2 401 10 180 «Прочие доходы» Дт 2 401 20 225 «Расходы на работы, услуги по содержанию имущества» Кт 2 302 25 730 «Увеличение кредиторской задолженности по работам, услугам по содержанию имущества»
Основанием для отражения данной операции служат такие первичные документы, как Акт о приемке выполненных работ и Справка о стоимости выполненных работ и затрат.
2. Отражены расчеты по ремонту: Дт 2 302 25 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по работам, услугам по содержанию имущества. Кт 2 205 81 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам».
Расшифровка строк актива баланса
10 «Материалы, 11 «Животные на выращивании и откорме», 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей», 20 «Основное производство», 21 «Полуфабрикаты собственного производства», 23 «Вспомогательные производства», 28 «Брак в производстве», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 41 «Товары», 42 «Торговая наценка», 43 «Готовая продукция», 44 «Расходы на продажу», 45 «Товары отгруженные», 97
50-3 «Денежные документы», 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
Как организовать бухгалтерский и налоговый учет целевых средств и поступлений?
Однако для организации достоверного учета целевых средств как в целях бухгалтерского, так и в целях налогового учета инструментов, предусмотренных Инструкцией № 157н, недостаточно. Поэтому в учетной политике государственного (муниципального) учреждения должны быть предусмотрены инструменты для организации обособленного учета операций, осуществляемых с имуществом (в том числе с денежными средствами), поступление которого ранее было квалифицировано в качестве целевого в целях налогового и (или) бухгалтерского учета. К таким инструментам относятся:
- использование при формировании аналитических счетов дополнительных кодов (путем введения дополнительного цифрового кода в номер счета);
- организация учета в разрезе определенных аналитических показателей;
- организация дополнительного забалансового учета.
Отчетность об использовании целевых средств и поступлений
Организации, получившие целевое финансирование, целевые поступления и другие средства, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 251 НК РФ, должны представить в ИФНС «Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования» — лист 07 Декларации по налогу на прибыль.
Коды видов поступлений для заполнения листа 07 Декларации приведены в приложении № 3 к Порядку заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль (утв. приказом ФНС России от 22.03.12 № ММВ-7-3/[email protected]). Кроме того, для доходов в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров, установлен код вида поступлений 130.
В данный отчет не включаются средства в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, а также в виде субсидий, предоставленных бюджетным и автономным учреждениям (п. 15.1 Порядка заполнения листа 07 Декларации по налогу на прибыль).
По какому признаку включать в состав баланса
Прочими обязательствами принято называть все, что не умещается в формат других статей бухгалтерского баланса и в то же время слишком незначительно, чтобы включать в отдельную строку.
Любая организация по окончании отчетного года обязана сдать финансовую отчетность по результатам своей экономической деятельности. Это Форма № 1 «Бухгалтерский баланс» с приложениями, Форма № 2 «Отчет о финансовых результатах» и другие. Из чего состоит баланс — описывается в ПБУ 4/99.
Баланс делится на две части:
- Активы.
- Пассивы.
В активах учитывается имущество предприятия, в пассивах — его обязательства перед сторонними и внутренними контрагентами. Существенные задолженности располагаются в специально отведенных для них строках. Несущественные показатели — в прочих обязательствах, которые собирают разнообразные данные бухгалтерии.
Примечание от автора! Уровень существенности устанавливается в 5%. Это означает, что показатель признается существенным, если без него информация в отчете будет нераскрытой. Сумма, которая по отношению к итогу раздела баланса меньше 5%, считается несущественной.