Главная — Статьи
Организация состоит на учете в одной из ИФНС города, разделенного на районы, и у каждого района свой код ОКАТО (как, например, в Москве или Санкт-Петербурге). В этом же городе она открыла обособленное подразделение (ОП). Оно было поставлено на учет в другой ИФНС этого же города, не в той, в которой зарегистрирована сама организация. При этом коды ОКАТО территорий, где находятся организация и ОП, разные.
Примечание Кстати, возможна и такая ситуация: организация и ее ОП находятся в разных городах области, у каждого города свой ОКАТО, но все они состоят на учете в одной межрайонной ИФНС области. К примеру, к межрайонной ИФНС России N 17 по Московской области относятся городские поселения Люберцы, Красково, Малаховка, Октябрьский, Томилино, городские округа Котельники, Дзержинский, Лыткарино. И у каждого из них свой код ОКАТО.
НДФЛ за всех сотрудников организация перечисляла только по месту своего нахождения и в платежках указывала реквизиты самой организации: ИНН, КПП и ОКАТО. Правильно ли она делала? Не будет ли претензий у налоговиков в этом случае? И если претензии возможны, как их избежать?
Как платить НДФЛ за работников обособленного подразделения
По закону НДФЛ, удержанный с доходов работников ОП, нужно перечислять в бюджет именно по месту нахождения ОП (Пункт 7 ст. 226 НК РФ). Поэтому налоговые органы давно настаивают на оформлении отдельных платежек на перечисление НДФЛ за каждое ОП. В платежках они рекомендуют указывать реквизиты конкретного ОП, а именно его КПП и код ОКАТО того муниципального образования, на территории которого находится ОП (Письмо ФНС России от 03.08.2011 N АС-4-3/12547; Письма УФНС России по г. Москве от 01.07.2010 N 20-15/3/068888, от 24.01.2008 N 28-11/006047). Как объясняют налоговики, это нужно для того, чтобы НДФЛ попал в бюджет того муниципального образования, где расположено ОП. В общем-то такой же позиции придерживается и Минфин. Правда, только в том случае, если каждое ОП стоит на учете в своей ИФНС (Письма Минфина России от 09.12.2010 N 03-04-06/3-295, от 29.03.2010 N 03-04-06/55, от 29.03.2010 N 03-04-06/54). В рассматриваемой нами ситуации НДФЛ за всех работников организации был перечислен одной платежкой с реквизитами самой организации. То есть, исходя из позиции налоговиков, организация неправильно уплачивала НДФЛ. Ведь коды ОКАТО муниципальных образований (например, в г. Москве — внутригородских муниципальных образований), на территориях которых находятся организация и ОП, разные.
ОП на отдельном балансе или нет
Обособленное подразделение (ОП) не является юридическим лицом – это лишь часть организации с определенными функциями. Для их осуществления оно может быть наделено имуществом, которое принадлежит компании. Собственных активов ОП не имеет, а все свои операции ведет от имени головной организации.
При создании обособленного подразделения компания должна утвердить положение о нем, в котором среди прочего прописываются нюансы документооборота. Один из вопросов – выделяется ли ОП на отдельный баланс или нет.
Выделение подразделения на отдельный баланс означает, что оно должно рассчитывать некоторые показатели своей деятельности, формировать отчеты и передавать их в головную организацию для управленческих целей. Внутренняя отчетность (баланс) обособленного подразделения в данном случае не является бухгалтерской отчетностью и не подается в ИФНС. Однако ОП на отдельном балансе обязаны вести бухучет.
Подразделение без выделенного баланса бухгалтерский учет не ведет – он организуется в компании централизовано. ОП в ходе своей деятельности оформляет первичные документы и передает их головной офис. На их основании там учитываются хозяйственные операции подразделения и включаются в общие показатели.
Вне зависимости от того, выделено ОП на отдельный баланс или нет, бухгалтерская отчетность подается головной организацией. Она содержит показатели деятельности всех его обособленных подразделений. Таким образом, сдавать отчетность бухгалтерскую, то есть баланс, ОП самостоятельно не должно.
Что будет за неправильное перечисление НДФЛ
По мнению налоговиков, нарушение порядка перечисления НДФЛ приводит к образованию недоимки в бюджете конкретного муниципального образования. Ведь несмотря на то, что НДФЛ — налог федеральный (Статья 13 НК РФ) и перечисляется на единый казначейский счет, впоследствии он распределяется по нормативам между бюджетами разных уровней. И часть налога идет в бюджет муниципального образования (Пункт 2 ст. 56, п. 2 ст. 61, п. 2 ст. 61.1, п. 2 ст. 61.2 Бюджетного кодекса РФ). А поскольку налог распределяется по коду ОКАТО, то часть НДФЛ (причитающаяся муниципальному образованию) попадет в бюджет того муниципалитета, код ОКАТО которого указан в платежном поручении (Пункт 16 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 05.09.2008 N 92н). Например, если организация и ее ОП находятся в г. Москве и при перечислении налога организация указала код ОКАТО по месту своего нахождения, то НДФЛ попадет только в бюджет того внутригородского муниципального образования г. Москвы, на территории которого находится организация. А бюджет другого внутригородского муниципального образования, где расположено ОП, ничего не получит (Подпункт 1 п. 1, п. 2 ст. 8 Закона г. Москвы от 08.12.2010 N 53 «О бюджете города Москвы на 2011 год»; Приложение N 9 к этому Закону). И налоговики считают, что в этом бюджете имеется недоимка. Поэтому они при проверке начисляют пени (Пункт 1 ст. 75 НК РФ; Письмо ФНС России от 17.01.2006 N 04-1-03/21). Кстати, ранее проверяющие еще и налагали на организацию за неправильное перечисление НДФЛ штраф в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению (Статья 123 НК РФ). Но в последнее время они этого не делают. Ведь Высший Арбитражный Суд РФ сначала в 2005 г., а потом и в 2009 г. указывал, что в НК РФ не предусмотрена ответственность за нарушение порядка перечисления удержанного НДФЛ. И если налог со всех работников организация удерживала и в полном объеме своевременно перечисляла в бюджет (пусть даже только по месту своего нахождения), то оштрафовать ее за неперечисление НДФЛ по ст. 123 НК РФ нельзя (Постановления Президиума ВАС РФ от 24.03.2009 N 14519/08, от 23.08.2005 N 645/05). Но если вдруг ИФНС попытается оштрафовать вашу организацию, вы можете этот штраф оспорить, ссылаясь на позицию ВАС РФ.
Что возразить в суде
Если налоговики потребуют заново перечислить НДФЛ с реквизитами ОКАТО каждого подразделения и начислят вам пени, можно попытаться решить этот вопрос сначала в досудебном порядке (на стадии рассмотрения разногласий по акту проверки). Ну а если это не удастся, то можно поспорить и в суде. Шансы на успех велики. 1. На требование заново перечислить НДФЛ по месту нахождения ОП вы можете возразить, что вообще-то налог с работников вы уже удержали и в бюджет перечислили, пусть даже и по неправильным реквизитам. Если же вы вновь перечислите налог, то делать это придется за счет собственных средств. А это прямо запрещено гл. 23 НК РФ (Пункт 9 ст. 226 НК РФ). В качестве дополнительного аргумента вы можете сослаться на разъяснение самой же ФНС, которая указала, что если организация перечислила в бюджет сумму НДФЛ, превышающую сумму налога, удержанную из доходов работников, то эта сумма не является НДФЛ. Это просто деньги, принадлежащие организации, «ошибочно перечисленные в бюджетную систему РФ». И организация может только вернуть их на свой расчетный счет, написав заявление (Письмо ФНС России от 04.07.2011 N ЕД-4-3/10764). А у вас при повторном перечислении налога как раз и получается такая ситуация. Ведь в бюджет в этом случае вы перечислите уже не налог, удержанный из доходов работников (вы его уже перечислили по месту нахождения самой организации), а свои собственные деньги. И потом их же придется возвращать из бюджета по вашему заявлению. 2. На требование уплатить пени вы можете привести такие аргументы: — пеня — компенсация потерь бюджета в результате неполучения сумм налога в срок (Определение КС РФ от 04.07.2002 N 202-О; Постановление КС РФ от 17.12.1996 N 20-П). А при перечислении НДФЛ по месту нахождения организации, а не ОП бюджет муниципального образования в целом налог получил полностью. Например, у бюджета г. Москвы особый статус, и бюджеты внутригородских муниципальных образований — составная часть единого бюджета г. Москвы. И НДФЛ в бюджет города зачисляется в размере 100% (Пункты 2, 3 ст. 56, п. 2 ст. 61.2 Бюджетного кодекса РФ; п. 1 ст. 2, пп. 1 п. 1, п. 2 ст. 8 Закона г. Москвы от 08.12.2010 N 53; Приложение N 9 к этому Закону). А раз недоимки по НДФЛ нет, то нет и оснований для начисления пени (Пункт 1 ст. 75 НК РФ). И многие суды эту позицию разделяют (Постановления ФАС ДВО от 11.10.2011 N Ф03-4920/2011; ФАС СЗО от 20.10.2010 по делу N А66-15290/2009; ФАС ЗСО от 13.05.2010 по делу N А45-9320/2009). Но хотим вас предупредить, что есть суды, которые считают правомерным начисление пеней при непоступлении НДФЛ в местный бюджет (Постановления ФАС УО от 22.12.2010 N Ф09-10219/10-С2; ФАС ЦО от 13.02.2009 по делу N А64-2317/08-26); — обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление денег на соответствующий счет Федерального казначейства (при наличии нужной суммы на расчетном счете) (Подпункт 1 п. 3, п. 8 ст. 45 НК РФ). Так что при правильном указании счета казначейства сумма налога поступает в бюджетную систему, и недоимки в этом случае нет. А тот факт, что в этой платежке указан не тот код ОКАТО, значения не имеет. С тем, что нет оснований для начисления пеней при неправильном указании кода ОКАТО в платежках на перечисление НДФЛ, согласны и суды (Пункт 7 ст. 45 НК РФ; Постановления ФАС МО от 29.07.2011 N КА-А40/7917-11, от 30.06.2011 N КА-А40/6142-11-2, от 08.10.2010 N КА-А40/11919-10, от 17.02.2010 N КА-А40/368-10; ФАС ВСО от 01.09.2011 по делу N А33-3885/2010, от 26.04.2010 по делу N А19-13821/09, от 11.11.2008 N А33-2043/08-Ф02-5509/08; ФАС СЗО от 14.03.2011 по делу N А05-4762/2010; ФАС ЦО от 08.07.2010 по делу N А64-6646/09; Восемнадцатого ААС от 25.05.2010 N 18АП-3779/2010).
Итоги
Уплачивать НДФЛ следует отдельно по каждому обособленному подразделению и отдельно по головному предприятию. С 2021 года есть возможность в некоторых случаях платить НДФЛ централизованно. Перечисление налога, как правило, осуществляет головная фирма. Но если подразделение выделено на самостоятельный баланс, то филиал вправе перечислять налог самостоятельно.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
А можно ли уточнить платеж?
Налоговым кодексом предусмотрено, что, если ошибка в платежке не повлекла непоступление налога в бюджет на нужный счет Федерального казначейства, ее можно исправить. Для этого в ИФНС надо подать заявление с просьбой уточнить платеж (Пункт 7 ст. 45 НК РФ). Как мы уже выяснили, при неверном указании кода ОКАТО налог в бюджет все равно поступает. И, к примеру, суд Западно-Сибирского округа, разбирая подобный спор, указывал, что ошибка в коде ОКАТО при перечислении НДФЛ по месту нахождения организации, а не ОП может быть исправлена путем подачи заявления об уточнении платежа (Постановления ФАС ЗСО от 23.06.2010 по делу N А27-19112/2009, от 23.06.2010 по делу N А27-14315/2009). Как правило, налоговики делают уточнение всего платежа целиком. А в рассматриваемой ситуации нужно уточнить только часть неправильно перечисленного НДФЛ. То есть в заявлении об уточнении платежа надо указать, что такая-то сумма НДФЛ из платежки, которой налог был перечислен по месту нахождения организации, причитается к уплате по работникам ОП с таким-то кодом ОКАТО. ИФНС, в принципе, может принять решение о частичном уточнении платежа по НДФЛ, никаких препятствий для этого нет (Приказ ФНС России от 02.04.2007 N ММ-3-10/[email protected]). Если же налоговики откажут вам в частичном уточнении платежа и скажут, что могут перебросить на другой код ОКАТО только всю сумму НДФЛ, указанную в платежке, то соглашаться на это не стоит. Ведь, если сделать такое уточнение, у вас будет недоплата НДФЛ уже по месту нахождения организации. Также не имеет смысла делать уточнение лишь по некоторым платежам (например, весь январский НДФЛ перебросить на ОП, весь февральский — оставить на организации). На первый взгляд кажется, что это поможет распределить платежи между организацией и ОП и уменьшить сумму пени. Но на самом деле возникнут сложности, если в какие-то моменты по работникам ОП будет переплата. Как мы уже сказали, ФНС считает, что сумма, перечисленная в бюджет и превышающая налог, удержанный с работников, не является переплатой по НДФЛ (Письмо ФНС России от 04.07.2011 N ЕД-4-3/10764). И такие излишне уплаченные суммы налоговики не зачтут в счет будущих платежей по НДФЛ.