В каких случаях нужен обязательный аудит отчетности за 2021 год

Опубликовано: 19.01.2017. Рубрика: Закон и Право

Под обязательной аудиторской проверкой подразумевается независимое рассмотрение и анализ деятельности компании, проводимый по нормам ФЗ «Об аудиторской деятельности». По окончанию исследования формируется акт в письменном виде. Специализированная компания проводит обязательный аудит соответственно действующим нормативам. Весь комплекс действий выполняется специалистами с должными знаниями на базе разрешения, подтвержденного лицензией.

Сегодня проверка ведения учета становится обязательным условием для ведения деятельности начиная с 2021 года. Обязательно ознакомтесь со списком таких компаний.

Что такое – критерии обязательного аудита

Однозначного закрытого списка критериев в законодательстве об аудите не содержится. Все случаи, когда должен проводиться обязательный аудит отчетности за 2021 год, были собраны в информации Минфина РФ. В этом перечне можно выделить следующие основные критерии обязательного аудита в 2021 году:

  • ведение определенного вида деятельности,
  • превышение установленных лимитов дохода или активов,
  • определенная организационно-правовая форма,
  • принадлежность к конкретной организации,
  • представление консолидированной отчетности.

Проводить обязательный аудит, критерии которого приведены выше, компаниям следует ежегодно. Результаты проверки оформляются в аудиторское заключение, и подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юрлиц.

Полезные функции аудита

Следует отметить, что аудит, помимо своей обязательности в указанных выше случаях, также выполняет ряд положительных для организации функций.

  • отличный способ подготовиться к грядущей проверке налоговыми органами, а соответственно и возможность сэкономить на штрафных санкциях. Кроме того, за деятельность организации директор лично несет не только административную и материальную, но и уголовную ответственность. Не нарушая умышлено налоговое законодательство, руководитель компании все равно может быть подвергнут преследованиям контролирующих органов. Причин тому много, но, самая распространенная из них — ошибка бухгалтера;
  • аудит – хорошая возможность проверить квалификацию и работу бухгалтерского персонала, ведь бухгалтерская ошибка при проверке может дорого стоить;
  • аудит дает оценку эффективности деятельности организации, так как обязательным элементом аудиторской проверки является выполнение анализа финансово-хозяйственной деятельности;
  • можно открыть новые способы минимизации налоговых платежей. На практике достаточно часто встречаются случаи, когда организации переплачивают налоги, вследствие технических ошибок или незнания отдельных особенностей и льгот налогового законодательства.

Фирммейкер, январь 2012 (обновляется ежегодно) Светлана Маркина, Ирина Базылева При использовании ссылка обязательна

Обязательный аудит за 2021 год – критерии

Перечислим, для каких организаций по итогам 2021 г. будет обязательным наличие аудиторского заключения, исходя из основных критериев обязательного аудита:

  • для организаций, являющихся кредитными, бюро кредитных историй, организаций, являющихся профучастниками рынка ценных бумаг, страховыми компаниями, обществами взаимного страхования, клиринговыми организациями, организаторами торговли, организаторами азартных игр, операторами лотереи, спецдепозитариями, пенсионными негосударственными, акционерными инвестиционными и другими фондами, управляющими компаниями ПИФ или НПФ, а также организаций, у которых допущены к торгам ценные бумаги и другие;
  • для организаций, чей объем выручки за 2021 год превысил 400 млн руб., либо активы по балансу на 31.12.2016 г. составили более 60 млн руб.; эти критерии проведения обязательного аудита 2021 г. не относятся к ГУП, МУП, сельхозкооперативам и госучреждениям;
  • абсолютно для всех акционерных обществ, а также фондов, госкорпораций, госкомпаний, ФГУП, публично-правовых компаний;
  • для Центробанка РФ, Агентства по страхованию вкладов, госкорпораций «Ростех», «Росатом», ОАО «РЖД», Фонд содействия кредитованию и др., в данном случае критерием обязательного аудита является принадлежность к конкретной организации;
  • для организаций, представляющих или раскрывающих годовую консолидированную бухотчетность.

Такие критерии проведения обязательного аудита предусмотрены ст. 5 закона № 307-ФЗ и другими законами РФ. Например, закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ обязует проводить аудит в саморегулируемых организациях (п. 4 ст. 12 закона № 315-ФЗ), а по закону от 30.12.2004 № 214-ФЗ обязательному аудиту подлежит отчетность застройщика 9 п. 4 ст. 18 закона № 315-ФЗ). Аудиторской проверке также подлежат жилищные накопительные кооперативы, государственные, микрофинансовые и другие организации.

Требования к аудитору

Аудит может проводить аудитор или аудиторская организация, которые должны состоять в СРО. СРО определяет требования к членству (ст. 18 ФЗ 307-ФЗ):

  1. наличие квалификационного аттестата аудитора;
  2. коммерческая организация может быть создана в любой организационно-правовой форме, за исключением публичного акционерного общества, государственного или муниципального унитарного предприятия;
  3. численность аудиторов, являющихся работниками коммерческой организации на основании трудовых договоров, должна быть не менее 3 (трех);
  4. доля уставного (складочного) капитала коммерческой организации, принадлежащая аудиторам и (или) аудиторским организациям, должна быть не менее 51 процента;
  5. численность аудиторов в коллегиальном исполнительном органе коммерческой организации должна быть не менее 50 процентов состава такого исполнительного органа. Лицо, являющееся единоличным исполнительным органом коммерческой организации должно быть аудитором. Полномочия исполнительного органа коммерческой организации не могут быть переданы по договору другой коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю (управляющему);
  6. безупречная деловая репутация аудитора — положительная оценка. При оценке деловой репутации СРО аудиторов исходит из того, что аудиторская организация имеет безупречную деловую репутацию, если отсутствуют свидетельства обратного. К примеру, заведомо ложное аудиторское заключение, привлечение два и более раза в течение трех лет к ответственности за грубое нарушение Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, причинение ущерба, уклонение от прохождения внешнего контроля качества работы, недостоверность существенных сведений, наличие неснятой или непогашенной судимости, наличие обвинительного приговора суда и т.д.;
  7. наличие и соблюдение правил осуществления внутреннего контроля качества работы;
  8. уплата взносов в СРО.

Что такое СРО аудиторов?

История такая.

1993 — появились временные Правила аудиторской деятельности.

1994 — была введена обязательная аттестация аудиторов.

1995 — появилось лицензирование аудиторских организаций и частных аудиторов.

2002 — ФЗ «Об аудиторской деятельности», который оказал определённое воздействие на рынок финансового аудита и его движение в сторону более цивилизованных стандартов работы. В частности, закон установил специальную правоспособность для аудиторских организаций (аудиторские фирмы имеют право заниматься только аудитом и сопутствующими услугами). Была введена минимальная численность штата аудиторских фирм. Был закрыт доступ индивидуальных аудиторов на рынок обязательного аудита.

2009 — ФЗ «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ, в соответствии с которым лицензирование аудиторов заменено обязательным членством в аудиторских СРО. Членами СРО должны быть также физические лица-аудиторы. Индивидуальным аудиторам частично возвращён доступ к проведению обязательного аудита. Страхование ответственности заменено механизмом компенсационных фондов СРО.

В настоящее время все аудиторские СРО слились в одну — Саморегулируемая организация аудиторов Ассоциация «Содружество». Число аттестованных аудиторов составляет 18.8 тыс. человек и 4.5 тыс. аудиторских организаций. А рынок аудита России представлены три основные группы игроков:

  • международные аудиторско-консалтинговые группы («Большая четвёрка»),
  • крупные российские аудиторско-консалтинговые компании, многие из которых входят в международные сети и оказывают услуги под их маркой,
  • средние и мелкие аудиторские компании.

Обязательный аудит – критерии 2021 для ООО

Наличие аудиторского заключения в составе годовой отчетности, специально для обществ с ограниченной ответственностью, законом № 315-ФЗ не оговаривается, но если ООО подпадает под какие-либо критерии, перечисленные выше, то аудит для него обязателен.

Так, в 2021 г. требуется обязательный аудит для ООО, критерии которых следующие:

  • выручка в 2021 г. без учета НДС превышает 400 млн руб., или
  • балансовые активы на 31.12.2016 г. превышают 60 млн руб.

Если такое ООО относится к субъектам малого предпринимательства, от обязательного аудита данный статус его не освобождает.

Законом об ООО от 08.02.1998 № 14-ФЗ предусмотрена аудиторская проверка по решению общего собрания участников общества, а обязательный аудит требуется, если это установлено иными законами и нормативными актами (ст. 48 закона № 14-ФЗ).

Почему надо провести обязательный аудит предприятия по итогам 2021 года

Опыт работы аудиторской позволяет утверждать, что организации проводившие аудит имели возможность своевременно выявить основные промахи в бухгалтерском учете и своевременно их исправить. Поэтому обязательный аудит имеем свои преимущества и несомненную пользу.

Устранение типовых ошибок.

Своевременное выявление и устранение несоответствий в налоговом и бухгалтерском учете возможно благодаря проведению своевременной независимой аудиторской проверки по итогам отчетного финансового года. Исправление таких ошибок за отчетный финансовый год как в бухгалтерском так и в налоговом учетах позволит избежать штрафных санкций со стороны налоговых инспекторов.

В ходе аудиторской проверки фирмы аудиторы проверяют не только правильность составления бухгалтерской отчетности, но и правильность формирования налоговых деклараций и их достоверность по итогам отчетного 2021 года. Актуальность правильного ведения бухгалтерского учета, особенно важна ввиду усиления административной ответственности за нарушения в сфере бухгалтерского законодательства и представления недостоверной бухгалтерской отчетности. За грубые нарушения в бухучете штрафы увеличены. Новые штрафы утверждены 30 марта 2021 года. Президент подписал Федеральный закон № 77-ФЗ о внесении изменений в КоАП РФ. Штрафные санкции на должностных лиц устанавливаются в пределах от 5 000 до 10 000 рублей (было — от 2 до 3 тысяч рублей). За повторное в течение календарного года нарушение штраф увеличится и составит от 10 000 до 20 000 рублей или дисквалификация на срок от одного года до двух лет (ранее наказание за повторное нарушение не было предусмотрено).

Ниже приводим нарушения, которые классифицируются как грубые:

  • занижение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухгалтерского учета;
  • искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10%;
  • регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни, мнимого, притворного объекта бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета;
  • ведение счетов бухучета вне применяемых регистров бухучета;
  • составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных регистров бухучета;
  • отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов и (или) регистров бухучета и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности в течение установленных сроков хранения таких документов.

Срок давности привлечения к ответственности за нарушение законодательства о бухучете установлен статьей 4.5 КоАП и ограничен двумя годами со дня совершения правонарушения (ранее этот срок составлял 3 месяца).

Штраф за отсутствие аудиторского заключения.

Если организация, по каким-то причинам не провела обязательный аудит, ее за это не накажут, действующим законодательством ответственность за непроведение обязательного аудита не предусмотрена, но установлена административная ответственность за отсутствие (непредставление, неопубликование) аудиторского заключения.

В частности, отсутствие у Акционерного Общества аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей в соответствии с ч. 1 ст. 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Непредставление или несвоевременное представление в органы государственной статистики годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, в состав которой должно входить аудиторское заключение, обернется административным штрафом по ст. 19.7 КоАП РФ в размере от трехсот до пятисот рублей на должностных лиц и от трех тысяч до пяти тысяч рублей на юридических лиц.

Неопубликование акционерным обществом на странице в сети Интернет аудиторского заключения в установленный срок, в соответствии с ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ, может повлечь наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц — от семисот тысяч до одного миллиона рублей.

Какие документы проверяют

В ходе проверки аудиторы запрашивают большой список документов, в который входят:

  • бухотчетность (к ней относятся 2 важных бумаги: бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах компании, но они сопровождаются массой других документов — последние указаны ниже);
  • налоговые декларации;
  • первичная документация;
  • уставные документы;
  • разрешения, лицензии и многое другое.

Проверяется, правильно ли заполнены бумаги, соответствуют ли они утвержденным формам, соблюдены ли сроки подачи (деклараций), заверены ли документы подписями главного бухгалтера и руководителя и т.д.

К СВЕДЕНИЮ! Если проводится аудит по спецзаданию, то в такой ситуации проверяется только та документация, которая относится к конкретной задаче.

Порядок проведения аудита бухгалтерской отчетности

Аудит проходит в несколько этапов:

  1. Традиционно первый этап — это планирование и подготовка к проверке. Аудитор изучает деятельность компании, составляет план работы, запрашивает необходимые документы. На этом же этапе между аудиторской фирмой и объектом проверки заключается договор.
  2. Далее начинается сбор доказательств и анализ данных, полученных для проверки. Изучается список всех запрошенных документов. Если это необходимо, то опрашиваются сотрудники компании, иногда и в письменной форме. Данные группируются, подвергаются систематизации. Аудитор делает заключение о достоверности бухгалтерской отчетности.
  3. Руководителю аудируемой компании сообщается заключение — мнение о достоверности бухгалтерской финансовой отчетности. Формируется и выдается на руки заключение аудитора, что и является непосредственной целью проверки. Кроме того, некоторые фирмы составляют аудиторский отчет, где в подробностях описывают ход проверки, все выявленные недочеты и другую информацию, которая может пригодиться руководству проверяемой компании для улучшения качества работы бухгалтерского отдела.

Результат

Итак, в конце проверки компания получает отчет и аудиторское заключение. Форма, в которой будет предоставляться информация, а также ее получатели, должны быть прописаны заранее в договоре с аудиторской фирмой. Отчет, он же письменная информация, — документ конфиденциальный. Как правило, он содержит следующую информацию:

  • методы, которыми аудитор пользуется при проверке;
  • рекомендации по изменениям в учетной политике, которые могут повлиять на финансовую отчетность организации;
  • предложения по корректировке отчетности компании;
  • другие моменты, на которые руководителю организации нужно обратить внимание (сюда можно отнести ошибки в ведении внутреннего контроля, ситуации необоснованных действий руководства).

В отчете прописываются выявленные нарушения и возможные варианты их исправлений. Как правило, это оформляется в виде сводной таблицы.

ВНИМАНИЕ! К отчету должны быть обязательно приложены копии бухгалтерской отчетности за текущий год и самое главное — заключение аудитора.

Заключение аудитора

Это официальный документ, который содержит мнение эксперта-аудитора о достоверности бухотчетности проверяемой компании. Именно его следует предоставлять в органы статистики вместе с бухгалтерской отчетностью.

О структуре и информации, которая должна быть внесена в заключение аудитора, подробно написано в ст. 6 ФЗ №307, упомянутого ранее.

Коротко о том, что должен содержать документ:

  • название «Аудиторское заключение»;
  • сведения о том, кому адресован документ (акционеры АО, участники ООО и т.д.);
  • информацию об аудируемом лице;
  • информацию об аудиторе, проводящем проверку;
  • список документов (бухотчетности), который проверялся аудитором, с обозначением срока, когда они были составлены;
  • мнение аудитора о достоверности информации, указанной в проверенных документах;
  • результаты проверки;
  • дату, когда было составлено заключение.

Заключение может предоставляться только тому лицу, с кем был заключен договор.

Цели и задачи аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности

Цель данного аудита — сформировать мнение специалиста по аудиту о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности фирмы и, кроме того, выяснить, соответствует ли ведение бухучета нормам законодательства нашей страны.

Вопрос: Является ли аудиторское заключение частью бухгалтерской отчетности? Посмотреть ответ

Выделяют следующие задачи аудита бухотчетности:

  • выяснить, соответствуют ли отчетность и ее показатели нормам законодательства и учетной политике компании;
  • выяснить, насколько полно отражаются в документации все хозяйственные операции;
  • проверить, как организованы и функционируют системы внутреннего контроля компании;
  • проверить, во всех ли формах бухгалтерской отчетности показатели совпадают и соответствуют реальным.

Вопрос: Как отразить в учете организации (акционерного общества) штрафные санкции за непредставление аудиторского заключения? Организация не провела в установленный срок обязательный аудит годовой бухгалтерской отчетности. Согласно постановлению о наложении административного штрафа за непредставление аудиторского заключения на организацию наложен штраф в размере 5 000 руб. Для целей налогового учета доходов и расходов применяется метод начисления. Посмотреть ответ

Методы, которыми пользуются специалисты при аудите бухгалтерской отчетности, аналогичны методам аудиты в целом. К ним относятся:

  • фактический контроль (наблюдение, инвентаризация, экспертные оценки);
  • документальный (изучение важных бумаг компании по форме и содержанию);
  • расчетно аналитический (статистические расчеты, экономический анализ).

Как пройти обязательный аудит?

Особенности правового регулирования

С 1 января 2021 года в России введены обязательные параметры 30 международных стандартов аудита (МСА), согласно приказу Минфина РФ от 24.10.2016 №192н. Дополнительно, Приказом Минфина от 09.11.2016 № 207н утверждены 18 новых стандартов аудита. В целом, аудит стал более прозрачным и стал соответствовать международным нормам, но более громоздким и, соответственно, более дорогим.

По общему правилу критерием обязательного аудита является:

  • конкретный объективный факт хозяйственной жизни предприятия;
  • определенный юридический статус организации.

Основная проблема в том, что критерии обязательного аудита не собраны в каком-либо одном нормативном документе. Поэтому их приходится буквально выуживать из различных законодательных актов.

Полного перечня критериев проведения обязательного аудита нет даже в профильном Законе 2008 года «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ. Он здесь имеет открытый характер. Обратимся к нему.

Виды аудиторских проверок

Аудиторская проверка бывает двух видов:

  • обязательная;
  • добровольная (инициативная).

Налоговые инспекции всех уровней могут истребовать у аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов любые документы и информацию об организации или ИП, полученные о налогоплательщике в ходе аудита или другого взаимодействия с клиентами (Федеральный закон от 29 июля 2021 г. № 231-ФЗ о внесении поправок в Налоговый кодекс действует с 1 января 2021 года). Принятые изменения по сути уничтожили понятие аудиторской тайны.

Чтобы получить информацию, инспекция должна прислать аудитору запрос. Основанием для такого запроса является решение руководителя (его заместителя) ФНС России.

В частности, аудиторы должны будут направить в налоговую все документы (информацию), которые являются основаниям для исчисления и уплаты (удержания, перечисления) налогов (сборов, страховых взносов) в бюджет РФ. Но при условии, что налоговики уже обращались с этим вопросом к самому налогоплательщику или налоговому агенту и затребовали у него такие сведения, а он не представил их в налоговый орган при осуществлении:

  • выездной налоговой проверки плательщика;
  • проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

Камеральные проверки в этот перечень не входят, хотя и могут служить основанием для проведения надзорных мероприятий.

Также инспекторы ФНС смогут истребовать у аудиторов все вышеперечисленные документы и данные, если в отношении проверяемого лица поступил официальный запрос компетентного фискального органа иностранного государства (территории), с которым у РФ заключен об этом международный договор.

Аудитор может сообщить своему клиенту о поступившем запросе, но только в случае, если запрос не содержит запрет на разглашение такой информации.

Аудитор в течение 10 дней с момента получения запроса должен передать налоговикам необходимую информацию и документы.

За отказ предоставить информацию для аудиторов предусмотрено административное наказание. Размер штрафа в этом случае по КоАП РФ достигает 10 000 рублей.

Новый закон начинает действовать с 1 января 2021 года. Его положения применяются в отношении документов, полученных в ходе аудита компаний за налоговые периоды, начинающиеся с 1 января 2019 года. Информацию за 2021 и предыдущие годы аудиторы могут налоговикам не представлять.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]