Что такое налоговый учет по нормам статьи 313 НК РФ


Зачем нужен налоговый учет

Каждый вид учета ориентирован на свою цель. Итог работы бухгалтеров – это финансовая отчетность, составленная по принципам, утвержденным государством.

Управленческий учет тоже дает информацию о финансовых показателях бизнеса, но в форматах, удобных для руководства и собственников.

Но в обоих случаях расчет обязательных платежей не является первостепенной задачей. Поэтому бизнесменам часто приходится организовывать еще и специальный налоговый учет (НУ).

Принципы и порядок организации налогового учета

Общие правила ведения налогового учета отражены в ст. 313 НК РФ.

Налоговый учет основан на тех же базовых принципах, что и бухучет:

  1. Денежное измерение — учет всех операций в рублях.
  2. Обособленность имущества — отделение объектов, находящихся в собственности организации от арендованных, взятых в залог и т.п.
  3. Непрерывность – ведение учета в течение всего «срока жизни» бизнеса.
  4. Временная определенность – порядок признания доходов. В зависимости от вида налога они могут признаваться как по начислению, так и по оплате.
  5. Последовательность – все применяемые нормы должны в общем случае без изменений применяться из года в год. Исключения возможны, если меняется законодательство или компания корректирует учетную политику.
  6. Равномерность – доходы и относящиеся к ним расходы следует учитывать в одном налоговом периоде.

Расчет налоговой базы может проводиться в двух вариантах.

Если для исчисления обязательного платежа достаточно «обычных» бухгалтерских данных, то налог считают по этим цифрам.

А если необходимых сведений в бухучете нет, то бизнесмен должен использовать дополнительные формы – налоговые регистры. Формат некоторых из них установлен нормативными актами. Это, например, книги продаж и покупок при НДС или книга учета доходов и расходов при УСН.

Если же бизнесмен сам разрабатывает налоговые регистры, то они должны включать ряд обязательных реквизитов:

  1. Наименование.
  2. Период (дата).
  3. Вид операции.
  4. Сумма, а при наличии – количество в натуральных единицах.
  5. Подпись ответственного лица с расшифровкой.

В небольших предприятиях налоговый учет обычно ведут те же специалисты, которые занимаются бухучетом. А в средних и крупных компаниях для этого могут быть организованы отдельные подразделения.

Налоговое требование об уплате налога

1.1 Что такое налоговое требование об уплате налога?

Требование об уплате налога (штрафа) — это акт властного характера, посредством которого налоговые органы понуждают налогоплательщика исполнить свои налоговые обязательства (обязательства по уплате штрафа) перед бюджетом.

Выставление требования об уплате налога является мерой принудительного характера, и перечисление денежных средств во исполнение решения налогового органа не может рассматриваться как добровольное исполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налога и сбора (Постановление № 13592/04 от 29.03.2005 Президиума ВАС РФ).

Требование об уплате налога — это письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок не уплаченную сумму налога (ст. 69 НК РФ).

1.2 Виды налоговых требований об уплате налога

Налоговые органы обязаны выставлять требование об уплате налоговой санкции (штрафа) по правилам, установленным ст.69 «Требование об уплате налога» НК РФ.

Формы требований об уплате налога утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов .

Налогоплательщики сообщают о том, что к ним поступают разного вида требования — первоначальное, повторное и уточненное, требование об уплате налога (сбора), требование об уплате штрафа. Вид требования об уплате налогов един, он определен в Налоговом Кодексе.

Статья 71 НК РФ предусматривает только один случай направления уточненного требования — это изменение налоговой обязанности после направления первоначального требования. Отсутствие условий для направления уточненного требования при наличии выставленного уточненного требования означает, что налоговый орган направил повторное требование. Налоговые органы не имеют права под видом уточненного налогового требования повторно направлять требование по одним и тем же налогам и за один и тот же период. Данные обстоятельства будут свидетельствовать о незаконности действий налоговых органов. Неоднократное направление требований об уплате налогов за один и тот же период и по одним и тем же налогам нарушает законные права налогоплательщика

1.3 Что содержит требование об уплате налога?

  • сумма задолженности по налогу и пени;
  • меры, которые будут приняты по взысканию налога;
  • основания взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог;
  • срок уплаты налогов;
  • срок исполнения требования.

1.4 Порядок направления требования об уплате налога

Ранее налоговой инспекции требовалось доказать факт передачи налогового требования. Все возможные действия налогового органа по принуждению налогоплательщика к уплате налоговых платежей в бюджет могли быть осуществлены в случае, если налоговый орган располагал сведениями о вручении либо невручении налогоплательщику требования (пример, Постановление ФАС Центрального округа от 30 июня 2011 г. по делу N А14-9429/2010/335/28).

В настоящее время НК РФ предоставляет налоговому органу три самостоятельных и независимых способа направления требования:

  1. личная передача руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) под расписку;
  2. направление по почте заказным письмом. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма;
  3. передача в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Случается, налоговый орган направляет требование по почте заказным письмом. Факт вручения письма налогоплательщику не отслеживает. Действительно, в соответствии со ст. 54 ГК РФ юридическое лицо несет риск негативных последствий неполучения адресованной ему корреспонденции, если при требуемой от него степени заботливости и осмотрительности не предпримет мер, направленных на получение этой корреспонденции по месту своего нахождения (пример — постановление ФАС Поволжского округа от 6 сентября 2011 г. по делу N А72-8864/2010).

Судебная практика по таким вопросам формируется, но можно выделить два основных момента:

  • требование об уплате налога должно быть вручено налогоплательщику после наступления срока его исполнения;
  • требование должны быть направлены заказной почтой по адресу, соответствующему данным налогового учета.

Важно: Факт выявления налоговым органом недоимки фиксируется документом по установленной форме. Данный документ о выявлении недоимки налогоплательщику не направляется.

1.5 Срок направления требования об уплате налога

Установлен общий срок направления требования — не позднее 3 (трех) месяцев со дня выявления недоимки. Если требование об уплате налога направляется налогоплательщику в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, то срок должен быть не позднее срока, установленного п. 1 ст. 70 НК РФ, но не ранее 75 календарных дней со дня выявления недоимки.

Срок направления требования по результатам налоговой проверки (в том числе направленного в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи) — в течение 20 (двадцати) дней с даты вступления в силу соответствующего решения.

Последствия пропуска срока направления налогового требования. В практике нередки ситуации, когда налоговый орган пропускает установленный срок направления налогоплательщику требования. Налоговый Кодекс не предусматривает изменения течения срока или его прекращение. Таким образом, пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога не исключает возможности применения дальнейших мер по взысканию недоимки.

1.6 Срок исполнения требования об уплате налога

Минимальный срок на исполнение требования, который обязан предоставить налоговый орган налогоплательщику для добровольной оплаты недоимки: 8 (восемь) дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (ст. 69 НК РФ).

Если же требование об уплате налога будет направлено налогоплательщику в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, то согласно п. 4 Письма ФНС России от 9 марта 2011 г. N ЯК-4-8/[email protected] «О порядке направления требования в электронном виде» срок исполнения требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, направленного организациям, индивидуальным предпринимателям в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, должен составить не менее 20 календарных дней, а физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, — не менее 30 календарных дней.

До истечения срока на добровольное исполнение требования налоговый орган не вправе применять последующие меры для принуждения к уплате налога, пени и штрафа.

Основания для обжалования требования по уплате налогов

  • отсутствие сведений, информирующих налогоплательщика о факте наличия задолженности;
  • отсутствие сведений о начале в отношении его процедуры принуждения к исполнению обязанности по уплате налога и мерах по взысканию и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога;
  • не предоставление налогоплательщику минимально установленного срока для добровольного исполнения требования;
  • нарушение порядка вручения требования.

Неисполнение налогового требования по уплате налогов ведет к процедуре бесспорного взыскания недоимки (пени, штрафа, процентов). Для обеспечения исполнения требования по уплате налога налоговый орган вправе применить следующие меры понуждения к уплате:

  • пени – это сумма, которую налогоплательщик уплачивает помимо начисленных налогов и сборов, в случае если уплата происходит позже установленных сроков. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от не уплаченной суммы налога или сбора. Ставка равна одной трехсотой ставки рефинансирования.
  • приостановление операций по счетам налогоплательщика (ограничение прав налогоплательщика распоряжаться своими денежными средствами в сумме предъявленного требования, налоговым органом выносится соответствующее решение, в случае погашения задолженностей перед бюджетом, решение должно быть отменено в течение 2 дней);
  • поручительство (поручитель обязан выплатить все суммы налогов и сборов, пеней и штрафов в том случае, если налогоплательщик в определенные сроки этого не делает, оформляется договором);
  • банковская гарантия (банк является гарантом уплаты задолженностей налогоплательщика перед бюджетом; к банку, предоставляющему банковскую гарантию, предъявляется ряд требований, которые изложены в ст. 74.1 НК РФ);
  • залог имущества (оформляется договором между налоговой и организацией, в случае неуплаты положенных сумм в определенные сроки, налоговый орган осуществляет оплату самостоятельно за счет стоимости заложенного имущества);
  • арест имущества (производится только с санкции прокурора и только в случаях наличия достаточных оснований полагать, что налогоплательщик может скрыться или принять меры к сокрытию имущества; может быть как полным, так и частичным).

Если после направления требования суммы недоимки, пеней или штрафов изменились (например, выявлены недочеты в результате сверки платежей), то налоговый орган высылает уточненное требование об уплате. Таким образом, направление требования об уплате налога является неотъемлемой частью процедуры принудительного исполнения обязанностей налогоплательщика перед бюджетом.

Налог на прибыль

Многие бизнесмены, когда говорят о налоговом учете, имеют в виду, в первую очередь, налог на прибыль. Не удивительно – расчет именно этого обязательного платежа связан с множеством нюансов.

Хотя формально налоговая база по прибыли аналогична итогу бухучета – финансовому результату за период, но на практике все гораздо сложнее.

Порядок учета многих видов доходов и расходов для налога на прибыль существенно отличается от принятого в бухучете. Вот лишь несколько примеров:

  1. Амортизация. Учетной политикой может быть предусмотрено, что в бухгалтерском учете и налоговом учете применяются разные методы начисления износа.
  2. Резервы, формируемые под различные предполагаемые расходы. Например, резервы на выплату отпускных или по сомнительным долгам в налоговом учет можно не создавать, а в бухгалтерском учете – они должны быть обязательно (кроме малых предприятий).
  3. Лимитируемые затраты. Некоторые виды расходов, например, командировочные или представительские в бухгалтерском учете признаются в полном объеме, а в налоговом учете – в пределах установленных лимитов.

Расхождений между бухгалтерским и налоговым учетом настолько много, что бизнесмены часто ведут для расчета налога на прибыль параллельный учет всех доходов и расходов в отдельных регистрах.

Ведение регистров

Регистры налогового учета заполняйте в хронологическом порядке. Налоговые регистры можно вести в виде форм: самостоятельно разработанных таблиц, ведомостей, журналов. Делайте это на бумажных (машинных) носителях или в электронном виде.

Если в регистре налогового учета обнаружена ошибка, внести исправление вправе только сотрудник, ответственный за ведение регистра. Причем исправление должно быть не только заверено подписью последнего (с указанием даты), но и письменно обосновано.

Такой порядок предусмотрен в статье 314 Налогового кодекса РФ.

Каким способом внести исправления в налоговый регистр, Налоговый кодекс РФ не уточняет. Поэтому сделать это можно, например, путем включения исправительной записи (если регистр сформирован в электронном виде) или вычеркиванием неверной суммы (если регистр составлен на бумаге).

НДС

Основные регистры для расчета НДС – это книги продаж и покупок (постановление Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137). Плательщики этого налога заносят в них выставленные и полученные счета-фактуры. Затем по итогам квартала определяется общая сумма начисленного и вычитаемого НДС, а также итог к уплате либо к возмещению из бюджета.

Существует и дополнительный регистр – журнал учета полученных и выданных счетов-фактур. Его используют комиссионеры, агенты, экспедиторы и застройщики. Т.е. речь в данном случае идет о бизнесменах, которые действуют в интересах других лиц.

Единый сельхозналог

Расчет ЕСХН во многом похож на исчисление налога на прибыль: необходимо определить разницу между доходами и расходами.

Закон разрешает юридическим лицам определять облагаемую базу по ЕСХН на основе данных бухучета (п. 8 ст. 346.5 НК РФ). Однако нужно иметь в виду, что доходы и расходы при ЕСХН определяются «по оплате», поэтому напрямую использовать бухгалтерские данные не получится.

ИП могут вообще не вести бухгалтерию, поэтому для них разработана специальная книга учета доходов и расходов при ЕСХН (приказ Минфина РФ от 11.12.2006 № 169н).

ЕНВД и патентная система

При использовании этих режимов налог определяется на основании физических параметров. Это может быть численность работников, площадь помещений, количество транспортных средств и т.п. Порядок учета этих показателей каждый налогоплательщик определяет сам.

Доходы и расходы для расчета самого налога в данном случае не нужны. Но для тех, кто использует ПСН, учет доходов необходим для контроля лимита. Дело в том, что патент можно использовать только, если годовая выручка не превышает 60 млн руб. Чтобы отслеживать выручку предприниматели, использующие ПСН, должны вести книгу учета доходов (приказ Минфина от 22.10.2012 № 135н).

Постановка на учет в РФ

За постановку на учет несут ответственность налоговые органы. Регистрация происходит с момента поступления информации в ЕГРН, ЕГРЮЛ, ЕГРИП или на основании заявления. Вставать на учет необходимо по месту жительства или месту нахождения организации, ее имущества, филиалов. Процедура постановки занимает 5 дней независимо от того, какой статус имеет налогоплательщик – физическое это лицо или юридическое. На учет встают:

  • физ. лица, регистрирующие ИП;
  • физ. лица, ведущие нотариальную или адвокатскую частную практику;
  • лица, имеющие в собственности транспортное/недвижимое имущество;
  • организации, создающие обособленные учреждения;
  • организации, имеющие статус «крупнейший налогоплательщик»;
  • иностранные граждане и организации.

В случае расширения компании и открытии филиалов, налогоплательщик обязан поставить на учет обособленную структуру там, где она фактически находится. Процедура постановки организации на учет в целом одинаковая. Но имеется ряд отличий в документации для регистрации и после нее.

Физические лица

Граждане ставятся на учет автоматически с момента поступления сведений от соответствующих органов:

  • От служб, регистрирующих граждан по месту жительства или временного пребывания, а также от консульских учреждений, дипломатических представительств.
  • От органов, ставящих на государственный учет недвижимое имущество.
  • От ГИБДД.
  • От органов опеки, попечительства.
  • От нотариальных служб.
  • От органов, занимающихся выдачей паспортов и сменой документов.

Для того чтобы постановка на учет прошла быстрей, можно самостоятельно обратиться в налоговый орган с заявлением.

Граждане (не имеющие статус ИП), занимающиеся оказанием услуг, обязаны оповестить о своей деятельности налоговую службу и зарегистрироваться. Самозанятые физические лица работают по специальному режиму, часто патентному. После регистрации они не получают документ или уведомление о регистрации в налоговой. Во всех остальных случаях отправляется уведомление по почте.

После регистрации выдается специальный документ – ИНН, который по желанию налогоплательщика можно внести в паспорт. Учетная запись вносится в ЕГРН. Если физическое лицо регистрируется в качестве ИП, ему выдается свидетельство о регистрации, подтверждающее получение ИНН, данные вносятся в ЕГРИП. Регистрация ИП занимает пять дней. Если ИП прекращает свою деятельность, то налоговая служба снимает его с учета, делается выписка из ЕГРИП.

Юридические лица

Регистрация организаций в налоговом учете происходит по месту нахождения. То же правило касается и филиалов, и представительств, и имущества компании. Как только в ЕГРЮЛ делается запись о создании компании, НС в течение пяти дней ставит эту организацию на учет.

Если у предприятия работают обособленные структуры (например, филиалы), заниматься их регистрацией следует самостоятельно. То есть в этом случае нужно подать заявление в ту налоговую, где находится филиал или иная обособленная структура. Сделать это можно в течение месяца после открытия. Для постановки на учет потребуются:

  • Свидетельство о постановке на учет самой организации.
  • Необходимо предоставить выписку из ЮГРЮЛ, в которой предоставлены данные об обособленной структуре.
  • Документация, подтверждающая создание филиала или иной обособленной организации.

ВАЖНО: Филиалы могут находиться в пределах одного региона. В этом случае их можно зарегистрировать только в одной налоговой службе. Причем ее выбор остается на усмотрение организации.

Постановка учет обязательна в следующих случаях – создание компании, реорганизация уже существующей структуры, ликвидация в другое место. Все эти операции подлежат регистрации в НС в течение 10 дней. Для этого собирается определенный пакет документов:

  • свидетельство о государственной регистрации;
  • учредительные документы;
  • документация, подтверждающая создание предприятия.

Перед тем, как подавать заявление, сходите в местную налоговую службу и узнайте, какие именно понадобятся документы. Набор документации может варьироваться, в каждом регионе действуют свои, дополнительные требования. Если организация прекратила деятельность, налогоплательщик оповещает об этом НС, подает заявление. Процедура снятия состоит из выписки из ЕГРЮЛ и непосредственно снятия с учета.

Регистрация транспортного средства, а также недвижимости происходит автоматически. Соответствующие органы, ГИБДД или Федеральная регистрационная служба, отправляют сведения в налоговую. На их основании и происходит постановка на учет. Налоговая служба отправляет налогоплательщику соответствующий документ о регистрации.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]