ПОЛОЖЕНИЕ ПО ВЕДЕНИЮ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ В РФ

Согласно российскому законодательству о бухучете, прежде всего Закону № 402-ФЗ от 6 декабря 2011 г., все предприятия обязаны обеспечить достоверное ведение бухгалтерского учета по установленным стандартам. Ответственным лицом за организацию признается руководитель компании (ст. 7 ч. 1 № 402-ФЗ). При установлении соответствующих принципов бух учета в компаниях различной отраслевой принадлежности следует руководствоваться методическими указаниями и рекомендациями по ведению бухгалтерского учета в РФ.

Упрощенные способы бухучета

Упрощенные способы ведения бухучета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, вправе применять три группы организаций. К первой из них относятся субъекты малого предпринимательства. Во вторую группу входят организации, получившие статус участников проекта «Сколково». И наконец к третьей группе относятся некоммерческие организации (бухгалтерская отчетность НКО описана также в другой нашей статье).

При этом упрощенные способы ведения бухгалтерского учета не вправе применять:

  • организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством России;
  • жилищные и жилищно-строительные кооперативы;
  • кредитные потребительские кооперативы (включая сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы);
  • микрофинансовые организации;
  • организации государственного сектора;
  • политические партии, их региональные отделения или иные структурные подразделения;
  • коллегии адвокатов;
  • адвокатские бюро;
  • юридические консультации;
  • адвокатские палаты;
  • нотариальные палаты;
  • некоммерческие организации, включенные в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Таковы требования частей 4 и 5 статьи 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Основные отличия финансового и управленческого учета

В организации бухгалтерского учета на уровне финансового и управленческого имеются яркие отличительные признаки.

Финансовый учетУправленческий учет
ТочныйПриблизительный
Сбор и обработка информации для планирования производстваСбор и обработка информации для управления производством
Представляется пользователям в сроки, строго установленные законодательствомПредставляется только определенному кругу пользователей в сроки, определенные внутренней необходимостью
Учет должен быть максимально точным и организован в соответствии с нормативными актамиОтветственность за данные учета, несет только составитель
Учет обязательный для всехУчет не обязательный для всех, но рекомендуемый
Учет обобщающий отчеты предприятия в целомУчет содержащий данные о конкретных видах продукции, в зависимости от поставленных целей
Структура финансового учета:
Активы = обязательства + собственный капитал
Структура управленческого учета:
Активы = затраты + готовая продукция
Информация по учету – регулярнаяИнформация предоставляется по запросу
Учет не является финансовой тайной предприятияУчет является финансовой тайной предприятия
Учетом пользуются акционеры, органы власти, все заинтересованные лицаУчетом пользуются менеджеры, управленцы, собственники
Принципы финансового учета – это общепринятые стандартыПринципы управленческого учета – производственная необходимость в размерах, предписываемых организацией

Организация бухгалтерского учета

Ведение бухучета и хранение документов бухучета организует руководитель организации (ч. 1 ст. 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Он обязан выбрать один из следующих вариантов и закрепить это в учетной политике:

  • возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или на другого ответственного сотрудника организации;
  • заключить договор об оказании услуг по ведению бухучета со сторонней организацией (специалистом);
  • принять ведение бухучета на себя (для субъектов малого и среднего бизнеса, а также некоммерческих организаций, имеющих право применять упрощенные способы ведения бухучета).

Об этом сказано в части 3 статьи 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Бухгалтерская информация и ее значение в управлении производством

Руководители и специалисты на предприятии и вне его пользуются определенной информацией, которая позволяет проводить оценку деятельности организации, эффективности использования имеющихся ресурсов и перспектив развития, а также поступления платежей. Данную информацию они получают в процессе ведения бухгалтерского учета, и называется она бухгалтерской информацией.
Понятийная справка!
Бухгалтерский учет упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации о состоянии имущества и источников его образования на определенную дату в денежном выражении, путем непрерывного, документального отражения всех хозяйственных операций. Бухгалтерская информация – это количественная экономическая информация, получаемая в процессе ведения бухгалтерского учета.

Бухгалтерская информация является отправной точкой в принятии решений различного рода. Управленцы среднего звена на основе бухгалтерских данных анализируют и отслеживают операционную деятельность хозяйствующего субъекта, кроме того формируют стратегические планы. Кроме того, учетная информация интересна коммерческому блоку, с целью сопоставления цен в разрезе продукции, поставщиков, регионов, временном отрезке. Управленцы высшего звена на основе отчетных данных принимают управленческие решения в текущем периоде и на перспективу. Инвесторы и кредиторы как внешние пользователи черпают из бухгалтерской информации сведения позволяющие оценить капитальные вложения и возможности кредитования.

Помимо вышеизложенных пользователей бухгалтерская информация интересна различным контролирующим органам, так к примеру налоговой службе.

Требования к главбуху АО

Особые требования к главному бухгалтеру установлены в АО.

Тот, на кого возлагается ведение бухучета (например, главный бухгалтер), должен отвечать следующим требованиям:

  • иметь высшее образование (причем не обязательно по профессии);
  • иметь стаж работы, связанной с ведением бухучета, составлением отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет. Если же высшего образования в области бухгалтерского учета и аудита нет, то стаж должен быть не менее пяти лет из последних семи календарных лет;
  • у него не должно быть неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики (раздел VIII УК РФ).

Такие правила установлены частью 4 статьи 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Если руководитель поручает ведение бухгалтерского учета стороннему специалисту, последний также должен отвечать указанным требованиям. Если же договор об оказании услуг по ведению бухучета заключен с организацией, она должна иметь не менее одного сотрудника, отвечающего таким требованиям.

Это установлено частью 6 статьи 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Федеральное законодательство может устанавливать и иные дополнительные требования к главному бухгалтеру (другому лицу, на которое возложено ведение бухучета) (ч. 5 ст. 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Указанные требования не применяются, если главбух (иное лицо) приступил к своим обязанностям до 1 января 2013 года (ч. 2 ст. 30 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Внимание: в части 4 статьи 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ речь идет о главных бухгалтерах открытых акционерных обществ (ОАО). Однако с 1 сентября 2014 года такая организационно-правовая форма не существует. Теперь все ОАО, которые размещают акции по открытой подписке, считаются публичными акционерными обществами (ПАО). То есть по сути требования по образованию и стажу работы именно к главбуху ПАО, а техническую правку в часть 4 статьи 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ чиновники внесут в ближайшее время.

Начало учета. Кто должен вести бухучёт?

Ведите учет и сдавайте всю отчетность в ФНС, ПФР, ФСС и Росстат через Контур.Бухгалтерию.
Получить бесплатный доступ на 14 дней

Обязанность вести бухгалтерский учёт диктует федеральный закон № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте». Он гласит, что бухгалтерский учёт должны вести все юридические лица, коммерческие и некоммерческие организации, и ни форма собственности, ни система налогообложения не снимают эту обязанность.

До 2013 года компании, применяющие УСН, могли не вести бухгалтерский учет, но в 2013 году у них это право у них отняли. Однако специально для небольших организаций есть послабления. Например, федеральный закон № 209-ФЗ разрешает субъектам малого бизнеса вести бухгалтерский учёт в упрощённой форме.

Единственное исключение — индивидуальные предприниматели: они пока еще вести бухучет не обязаны. Отсутствие бухгалтерского учета или грубые нарушения правил ведения бухучёта караются штрафами.

Ответственность за нарушение правил ведения бухучета

За грубое нарушение правил ведения бухучета налоговая инспекция может оштрафовать организацию по статье 120 Налогового кодекса РФ. Так, грубым нарушением правил ведения учета доходов и расходов признаются отсутствие первичных документов, счетов-фактур, регистров бухучета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение в бухучете активов и хозяйственных операций.

Если организация допустила такое нарушение в течение одного налогового периода, то размер штрафа составит 10 000 руб. А если в течение нескольких, то размер штрафа увеличится до 30 000 руб. Если при этом организация еще и занизила налоговую базу, то в бюджет придется отдать 20 процентов от суммы каждого неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб.

Есть также мера наказания и для должностных лиц организации. Она прописана в Кодексе РФ об административных правонарушениях. Санкции предусмотрены за грубое нарушение требований к бухучету, в том числе к бухгалтерской отчетности. За такие действия предусмотрен штраф в размере от 5000 до 10 000 руб. Повторное нарушение грозит штрафом от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификацией на срок от одного года до двух лет.

Наказание по заявлению налоговой инспекции назначает суд (ч. 1 ст. 23.1, ст. 15.11 КоАП РФ).

В каждом конкретном случае виновный в правонарушении устанавливается индивидуально. При этом суды исходят из того, что руководитель отвечает за организацию бухучета, а главный бухгалтер – за его правильное ведение и своевременное составление отчетности (п. 24 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18). Поэтому виновным в нарушении обычно признают главного бухгалтера (бухгалтера с правами главного). Руководителя же признают таковым, только если:

  • в организации вообще не было главного бухгалтера (постановление Верховного суда РФ от 9 июня 2005 г. № 77-ад06-2);
  • учет и расчет налогов вела сторонняя специализированная организация (п. 26 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18);
  • причиной нарушения стало письменное распоряжение руководителя, с которым главный бухгалтер был не согласен (п. 25 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18).

Если руководитель организации не организовал ведение бухучета, то суд может признать такие действия как злоупотребление полномочиями. А если при этом еще докажут, что он преследовал корыстные цели, то суд может приговорить его к ответственности по статье 201 Уголовного кодекса РФ.

Как можно избежать штрафов

Избежать наказания, когда речь идет об искажении данных бухучета, из-за которых организация не доплатила налог в бюджет, можно. Во-первых, штрафа не будет, если подать в инспекцию уточненную налоговую декларацию (расчет), а перед этим погасить недоимку и заплатить пени. Во-вторых, можно исправить ошибки и сдать пересмотренную бухгалтерскую отчетность в инспекцию. Об этом сказано в пункте 2 примечания к статье 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Совет: если инспекторы выставили штраф за ошибку в бухгалтерском учете, которая никак не отразилась на сумме налога, то такое наказание можно оспорить.

Самые распространенные ошибки в бухучете, которые часто признают грубыми, представлены в таблице.

В чем инспекторы видят ошибку Почему ошибку считают грубой Можно ли оспорить штраф
Входной НДС приняли к вычету на основании копий счетов-фактур из-за того, что поставщик задерживает оригиналы Искажены данные по счетам 19 и 68 субсчет «Расчеты по НДС» Штраф можно оспорить, так как бухгалтер нарушил правила вычета НДС, предусмотренные главой 21 Налогового кодекса РФ. Бухгалтерское законодательство этот вопрос не регулирует. Более того, данные на счета 19 и 68 попадают из налоговых регистров – книг покупок и книг продаж. Важное уточнение про ошибки в счетах-фактурах. Если неточности не мешают инспекторам идентифицировать покупателя, продавца, наименование товаров, работ, услуг, а также их стоимость, ставку НДС и сумму налога, то проверяющие не вправе отказать в вычете (п. 2 ст. 169 НК РФ). И тогда об искажении данных на счетах не может быть речи
Входной НДС приняли к вычету на основании счетов-фактур, в которых есть ошибки
Входной НДС приняли к вычету не в том налоговом периоде Несвоевременно отражены данные по счету 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
Налоговые расходы списали на основании копий первички из-за того, что поставщик задерживает оригиналы Искажены данные по счету 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Штраф можно оспорить, если речь идет о расходах, которые организация признает при расчете налога на прибыль на основании специальных налоговых регистров. Например, любые нормируемые затраты (представительские, рекламные расходы, проценты по займам, компенсация за использование личного имущества сотрудника на службе и т. д.). Организации, как правило, учитывают такие расходы на основании справок-расчетов или иных налоговых регистров. А раз так, то говорить об искажении в бухучете нельзя
Налоговые расходы списали на основании первички, в которой есть ошибки
Налоговые расходы списали на основании копий первички из-за того, что поставщик задерживает оригиналы Несвоевременно отражены данные по счету 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
Занизили стоимость объекта основных средств на счете 01 (03) Занижен налог на имущество, так как отражена неверная сумма на счете 01 (03) Штраф оспорить не получится, так как ошибка напрямую связана с искажениями в бухучете. Ведь налоговой базой является среднегодовая стоимость имущества, которую компания определяет по данным бухучета (п. 1 ст. 375 НК РФ). Обратите внимание, что с 2014 года региональные власти могут прописать в законодательстве другой порядок по некоторым объектам: базой станет кадастровая стоимость, а не бухгалтерская

Основные правила ведения бухгалтерского учета

Организации должны вести бухгалтерскую отчетность, соблюдая требования Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и ряда нормативных документов. Так, при ведении бухучета нужно руководствоваться:

  • федеральными и отраслевыми стандартами. До их утверждения следует применять документы, регулирующие порядок ведения бухучета, утвержденные до 1 января 2013 года (ч. 1 ст. 30 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). При этом указанные документы применяются в части, не противоречащей Закону от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ (информация Минфина России от 4 декабря 2012 г. № ПЗ-10/2012);
  • положениями по бухучету (субъекты малого предпринимательства, руководствуясь ч. 4 ст. 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, вправе не следовать ПБУ 18/02, ПБУ 2/2008, ПБУ 16/02 и ПБУ 8/2010, ПБУ 11/2008);
  • рекомендациями в области бухгалтерского учета (например, письма Минфина России);
  • стандартами экономического субъекта (т. е. это инструкции и положения, которые утвердила сама организация для того, чтобы упорядочить учет);
  • другими документами в области регулирования бухучета.

Это следует из положений статей 4 и 21 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Законодательство устанавливает ряд требований к ведению бухучета:

1. Организация обязана вести бухгалтерский учет в рублях.

2. Вести бухгалтерскую отчетность нужно непрерывно с даты госрегистрации до даты прекращения деятельности (в результате ликвидации или реорганизации).

3. Все объекты бухучета нужно отражать в регистрах бухгалтерского учета без пропусков и изъятий (т. е. каждый объект должен быть документально подтвержден и отражен в учете).

4. Не допускается отражение в регистрах бухучета мнимых и притворных объектов бухучета.

5. Вести бухучет нужно с использованием метода двойной записи (если иное не установлено федеральными стандартами). При этом не допускается ведение счетов бухучета вне применяемых регистров бухучета.

Такие правила установлены частью 3 статьи 6, частями 2 и 3 статьи 10, частью 2 статьи 12 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Микропредприятия и некоммерческие организации вправе вести бухучет по простой системе (без применения двойной записи), предусмотрев это в своей учетной политике (п. 6.1 ПБУ 1/2008, ч. 4 ст. 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Основополагающие принципы бухгалтерского учета и требования, предъявляемые к нему

К ведению бухгалтерского учета во всех организациях независимо от организационно-правовой формы, формы собственности и отраслевой принадлежности предъявляются общие требования 1:

  1. Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций (фактов хозяйственной 1 Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996г. № 129-ФЗ; Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации от 27 августа 1998 г. № 1598. деятельности) путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов. Рабочий план счетов бухгалтерского учета утверждается организацией на основе Плана счетов бухгалтерского учета, утвержденного Министерством финансов Российской Федерации.
  2. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций (фактов хозяйственной деятельности) ведется в валюте Российской Федерации – в рублях. Документирование имущества, обязательств и иных фактов хозяйственной деятельности, ведение регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности осуществляется на русском языке. Первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык.
  3. Для ведения бухгалтерского учета в организации формируется учетная политика, предполагающая имущественную обособленность и непрерывность деятельности организации, последовательность применения учетной политики, а также временную определенность факторов хозяйственной деятельности. Учетная политика организации должна отвечать требованиям полноты, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности.
  4. Полнота – отражение в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности.
  5. Своевременность – своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете.
  6. Осмотрительность – большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытных резервов.
  7. Приоритет содержания перед формой – отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько 2 Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» от 31 декабря 1998 г. № 1673. из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования.
  8. Непротиворечивость – тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последующий календарный день каждого месяца.
  9. Рациональность – рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации.
  10. В бухгалтерском учете организации текущие затраты на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг и затраты, связанные с капитальными и финансовыми вложениями, учитываются раздельно.
  11. Основное требование к бухгалтерскому учету в условиях рыночной экономики – это полезность его информации для принятия решений различными группами пользователей. Чтобы информация была полезной, к бухгалтерскому учету предъявляются еще и такие требования, как сопоставимость планируемых (прогнозных) и учетных показателей; достоверность учетных данных; оперативность учета; полнота и простота учета; экономичность учета.
  12. Сопоставимость планируемых (прогнозных) и учетных показателей необходима, прежде всего для контроля за выполнением планов, прогнозов и заказов, например, по показателям производительности труда, материалоемкости, себестоимости продукции и т.д.
  13. Достоверность учетных данных обеспечивается документированием всех хозяйственных операций, правильным осуществлением инвентаризации, стоимостной оценки имущества и обязательств.
  14. Оперативность учета состоит в своевременном представлении информации для принятия управленческих решений, составления и предоставления отчетности.
  15. Простота учета заключается в том, что бухгалтерская информация должна быть максимально доступной (в установленной форме представлена) всем пользователям.
  16. Экономичность учета означает, что затраты на получение бухгалтерской информации должны окупаться полезностью этой информации в системе управления хозяйственными процессами с целью получения дохода (прибыли). Получение же избыточной информации нарушает целостность системы учета и делает ее экономически неоправданной. Полезность информации зависит также от ее понятности, уместности и степени надежности.
  17. Понятность – это требование того, чтобы информация была понятной для пользователей, которые обладают определенным уровнем знаний.
  18. Уместность. Информация считается уместной или относящейся к делу, если она влияет на экономические решения пользователей и помогает им оценивать явления хозяйственной жизни, принимать решения и т.п. На уместность информации влияет ее содержание и существенность (материальность). Информация считается существенной, если ее отсутствие или неправильная оценка могут повлиять на решения пользователей.
  19. Надежность. Информация считается надежной, если она не содержит существенных ошибок или пристрастных оценок и правдиво отражает хозяйственную деятельность. Чтобы быть надежной, информация должна быть достоверной (правдивой) и стабильной. Стабильность информации достигается использованием общепринятых принципов и правил ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Эффективность системы бухгалтерского учета в организациях обеспечивается только при последовательном использовании и соблюдении всех перечисленных требований. Кроме того, при формировании учетной политики организации, ее оптимизации и претворении в практическую жизнь необходимо прогнозировать и учитывать следующие возможные предположения (гипотезы) – допущения: имущественная обособленность организации; непрерывность деятельности организации; временная определенность фактов хозяйственной жизни; последовательность применения учетной политики организации.

  1. Допущение автономности (имущественной обособленности) означает, что активы (имущество) и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций.
  2. Допущение действующей организации (непрерывности деятельности) предполагает, что организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке.
  3. Допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности предполагает, что факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.
  4. Допущение последовательности (последовательности применения учетной политики) предполагает, что принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому.

Основной или исходной базой бухгалтерского учета как методологической науки (счетоведения) и как практической деятельности (счетоводства) являются его основополагающие принципы. На их основе в каждой организации разрабатываются стратегические положения и определяются (выбираются) правила ведения бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций.

Вместе с тем, по составу и перечню принципов бухгалтерского учета нет единого мнения среди специалистов. В экономической литературе последних лет отечественными авторами работ, а также их иностранными коллегами приводятся различные принципы бухгалтерского учете. В этих работах наблюдаются различие не только в перечне принципов, но и в толкованиях данного понятия. Одни авторы работ отождествляют отдельные допущения и требования с принципами бухгалтерского учета, другие считают,что между ними есть ряд сходных черт, но и есть существенные различия. Есть и другое мнение, где говорится, что «… принципы одной науки, выражающие ее основу и являющиеся базовыми для этой науки не могут быть «заимствованы из основ и базовых положений другой науки».

Следует отметить, что нецелесообразно отождествлять понятия «принципы», «допущения» и «требования». Принцип (от латинского Principium основа, начало) – основное, исходное положение какой-либо теории, учения и т.д. Допущение – предположение, гипотеза.

Требование – правило, условие, обязательное для выполнения. Не совсем обоснованными являются также утверждения о том, что принципы бухгалтерского учета должны быть постоянными, неизменными во времени.

Принципы бухгалтерского учета, как и его функции, не являются чем-то раз и навсегда заданным. Напротив, они исторически изменяются и развиваются, как и сама наука. Более того, развитие принципов и функций представляет собой важную сторону (содержательную) развития самой науки счетоведения.

Современная наука счетоведение во многих отношениях существенно отличается от той науки, которая существовала в советский период и раньше. Изменился весь ее облик и характер ее взаимосвязей с остальными экономическими и другими науками. Поэтому возникают новые принципы и новые функции бухгалтерского учета, что связано также с открытостью данной системы и ее взаимодействием с другими организованными системами хозяйственного механизма и внешней средой. Поэтому «… понимание степени действительной реальности учитываемых объектов зависит, прежде всего, от знания принципов, с помощью которых бухгалтеры эту реальность формируют».

Исходя из приоритетных направлений развития учета в условиях рыночной экономики, а также учитывая его роль и место в системе управления деятельностью организаций, к основополагающим принципам бухгалтерского учета можно отнести следующие:

1. Принцип сложной организованной системы означает, что система бухгалтерского учета обладает целостной, устойчивой структурой. Систему бухгалтерского учета можно дифференцировать на взаимосвязанные и взаимодействующие подсистемы финансового и управленческого учета, которые не могут существовать одна без другой. Исходя из данного принципа системности следует также, что как в теории, так и на практике дальнейшее членение, например, выделение «налогового учета», будет означать выход за рамки возможного, необходимого, приводящий к разрушению системообразующих связей и упорядоченности бухгалтерского учета.

2. Принцип целостности – система учета должна отвечать задачам управления хозяйственными процессами и информационным потребностям внешних пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности. Понимание данного принципа означает также то, что все элементы учета, которые не могут влиять на процесс принятия обоснованных решений, как излишние должны быть изъяты из системы учета.

3. Принцип денежного (стоимостного) измерения – это оценка всей хозяйственной деятельности с помощью единого денежного измерителя. В качестве единицы измерения выступает валюта страны (рубль).

4. Принцип двойственности отражения факторов хозяйственной жизни означает, что в бухгалтерском учете любой факт (явление) хозяйственной жизни отражается: на счетах путем использования двойной записи в диграфическом счетоводстве; в регистрах (книгах) по способу «расход – доход» в униграфическом счетоводстве.

Не нашли что искали?

Преподаватели спешат на помощь

Дипломные

Контрольные

Курсовые

Рефераты

5. Принцип регистрации означает, что все факты хозяйственной жизни организации должны быть зафиксированы путем составления первичных документов и регистров учета.

6. Принцип периодичности – регулярное, периодическое составление отчетности, соблюдение графика документооборота.

7. Принцип конфиденциальности – данные первичных документов и регистров бухгалтерского учета организации представляют собой коммерческую тайну, за разглашение которой предусмотрена законодательно установленная ответственность. В международных стандартах учета и отчетности этот принцип означает, что информация, отраженная в отчетности организации, не должна наносить ущерба ее интересам.

8. Принцип многократности преобразования информации связан с тем, что информация должна быть полезной для управления. Но этого не произойдет, если она не будет понятной и воспринимаемой пользователям. Причем информация должна переходить от одного уровня понятности к другому (в зависимости от уровней ее обобщения и иерархических уровней использования в управлении). Поэтому для понимания информации в бухгалтерском учете осуществляются такие процедуры, как интерпретация – первоначальное приписывание информации смысла и значения; реинтерпретация – уточнение и изменение смысла и значения; конвергенция – объединение, слияние прежде разрозненных смысла и значения; дивергенция – разъединение прежде единого смысла на отдельные подсмыслы; конверсия – качественное видоизменение смысла и значения, их радикальное преобразование.

9. Принцип активности поведения системы – существенную роль играет в решении поставленных перед учетом задач путем воздействия на объект управления посредством коммуникационных процессов и влияния на управляющую систему. Данный принцип нацеливает бухгалтерский аппарат на повышение эффективности коммуникации информации, ее специализации и принятие участие в разработке управленческих решений.

10. Принцип адаптивности поведения системы – приспособление, адаптация учета к изменениям системы управления, новым информационным потребностям ее иерархических структурных элементов и ступеней.

11. Принцип реагирования и действенности системы учета на изменения внешней среды – обеспечение необходимой информационной базой системы управления в условиях неопределенности и риска (например, изменения налоговой политики, роста инфляции, снижения спроса и предложения и др.).

12. Принцип консерватизма – соблюдение осторожности при выборе правил и форм ведения бухгалтерского учета, методических приемов оценки имущества, а также при использовании правил МСФО. В счетоведении этот принцип ориентирует на соблюдение преемственности, сохранении прогрессивных положений отечественной теории, методов и традиций учетной практики.

13. Принцип определения элементов бухгалтерской (финансовой) отчетности. Этот принцип означает, что элементами финансовой отчетности являются: активы (ресурсы, являющиеся результатом прошлых событий и источником будущих экономических выгод); обязательства (задолженности, являющиеся результатом прошлых событий и источником будущих изъятий ресурсов организации и уменьшения экономических выгод); капитал (оставшаяся доля собственных активов организации после вычета обязательств); доходы (это увеличение экономических выгод организации); расходы (уменьшение экономических выгод организации).

Указанные принципы бухгалтерского учета могут быть расширены и дополнены принципами относительности точности данных учет, регламентации и непротиворечивости и др. Таким образом, принципы учета лежат в основе развития теории, построения системы ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Кроме принципов, допущений и требований методологическое, организационное и практическое развитие бухгалтерского учета связано с постулатами (аксиометрическими положениями). Отсюда теоретическую основу бухгалтерского учета, как вида практической деятельности, можно в процессе развития строить как систему взаимосвязанных компонентов (блоков):

Принципы, допущения и требования должны лежать в основе концепций, которые определяют направления развития теории; постулаты – помогают понять содержание положений, правил (стандартов) бухгалтерского учета, что обеспечивает правильный выбор организационных,методических и технических аспектов бухгалтерского учета и оптимизации учетной политики организации с целью осуществления функций учета.

ПБУ 18/02 с середины года

Ситуация: как начать использовать ПБУ 18/02, если организация потеряла право не применять его в середине года (например, утратила статус малого предприятия)?

ПБУ 18/02 нужно применять с начала календарного года.

Объясняется это следующим. Налог на прибыль, который нужно заплатить в бюджет, определяется как налог, рассчитанный из бухгалтерской прибыли организации, скорректированный на суммы постоянного налогового обязательства, постоянного налогового актива, отложенного налогового актива и отложенного налогового обязательства (п. 20, 21 ПБУ 18/02).

Налог на прибыль считают по итогам налогового периода – года (п. 1 ст. 285, п. 2 ст. 286 НК РФ). Поэтому, чтобы правильно это сделать исходя из данных бухучета и их взаимосвязи с налоговыми показателями, ПБУ 18/02 нужно применять с начала календарного года.

При этом придется выявить все разницы между бухгалтерским и налоговым учетом, которые возникли с 1 января до начала квартала, в котором организация утратила статус субъекта малого предпринимательства. На эту дату нужно отразить постоянные и отложенные налоговые обязательства (активы). То есть организации, которая потеряла право не применять ПБУ 18/02 в середине года, необходимо внести дополнения в бухучет, отразив все необходимые корректировки за период, когда данное положение не применялось. Сделайте это в том периоде, в котором возникла обязанность применять ПБУ 18/02.

Пример, как отразить разницы между бухгалтерским и налоговым учетом. Организация утратила статус субъекта малого предпринимательства

ООО «Альфа» в сентябре 2021 года утратило статус субъекта малого предпринимательства. Разницы по ПБУ 18/02 бухгалтер отразил с 1 января 2021 года. В учете организации с 1 января 2021 года бухгалтер выявил только одну разницу между бухгалтерским и налоговым учетом: в остаточной стоимости объекта основных средств. В налоговом учете она составила 50 000 руб., а в бухгалтерском – 60 000 руб. Норма амортизации в месяц в налоговом учете – 1389 руб., а в бухгалтерском – 1667 руб. До конца срока полезного использования осталось 24 месяца (и в бухгалтерском и в налоговом учете).

Бухгалтер ООО «Альфа» в 2021 году сделал следующие проводки:

Дебет 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 77 – 2000 руб. ((60 000 руб. – 50 000 руб.) × 20%) – отражено отложенное налоговое обязательство;

Дебет 44 субсчет Кредит 02 – 1667 руб. – начислена амортизация;

Дебет 77 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» – 56 руб. ((1667 руб. – 1389 руб.) × 20%) отражено уменьшение отложенного налогового обязательства.

В течение 24 месяцев бухгалтер будет начислять амортизацию и списывать отложенное налоговое обязательство.

Дополнительные записи внесите на основании подтверждающих документов (ч. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Например, это могут быть:

  • первичные документы, свидетельствующие о возникновении различий между бухгалтерским и налоговым учетом;
  • бухгалтерская справка с обоснованием вносимых записей.

При необходимости внесите изменение в учетную политику организации на текущий год: пропишите обязанность использовать ПБУ 18/02 и порядок его применения (п. 10 ПБУ 1/2008).

Список действующих стандартов МСФО:

  1. International Accounting Standards (IAS)
  2. International Financial Reporting Standards (IFRS)
  3. Standing interpretations Committee
  4. International Financial Reporting Interpretations Committee (IFRIC)

International Accounting Standards (IAS) – (пер. с англ. — международные стандарты бухгалтерского учета)

Данные стандарты были приняты Комитетом по Международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО). В 1973 году организации ряда стран в сфере бухгалтерского учета и аудита создали данный комитет и с этого времени начала развиваться система МСФО. Работу КМСФО осуществлял до тех пор, пока не был преобразован в СМСФО. Стандарты, разработанные в период с 1973 года по 2001 год КМСФО, получили название IAS.

International Accounting Standards (IAS)

Номер стандартаНаименованиеПериод действия
123
МСФО (IAS) 1«Представление финансовой отчетности»действует с 1 января 1975 года – по настоящее время
МСФО (IAS) 2«Запасы»действует с 1 января 1976 года – по настоящее время
МСФО (IAS) 7«Отчеты о движении денежных средств»действует с 1 января 1979 года – по настоящее время
МСФО (IAS) 8«Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки»действует с 1 января 1979 года – по настоящее время
МСФО (IAS) 10«События после окончания отчетного периода»действует с 1 января 1980 года – по настоящее время
МСФО (IAS) 12«Налоги на прибыль»действует с 1 января 1981 года – по настоящее время
МСФО (IAS) 16«Основные средства»действует с 1 января 1983 года – по настоящее время
МСФО (IAS) 17«Аренда»действует с 1 января 1984 года до 1 января 2021 года
МСФО (IAS) 19«Вознаграждения работникам»действует с 1 января 1985 года – по настоящее время
МСФО (IAS) 20«Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи»действует с 1 января 1984 года – по настоящее время
МСФО (IAS) 21«Влияние изменений обменных курсов валют»действует с 1 января 1985 года – по настоящее время
МСФО (IAS) 23«Затраты по займам»действует с 1 января 1986 года – по настоящее время
МСФО (IAS) 24«Раскрытие информации о связанных сторонах»действует с 1 января 1986 года – по настоящее время
МСФО (IAS) 26«Учет и отчетность по пенсионным планам»действует с 1 января 1988 года – по настоящее время
МСФО (IAS) 27«Консолидированная и отдельная финансовая отчетность»действует с 1 января 1990 года – по настоящее время
МСФО (IAS) 28«Инвестиции в ассоциированные предприятия»действует с 1 января 1990 года – по настоящее время
МСФО (IAS) 29«Финансовая отчетность в гиперинфляционной экономике»действует с 1 января 1990 года – по настоящее время
МСФО (IAS) 32«Финансовые инструменты: представление информации»действует с 1 января 1996 года – по настоящее время
МСФО (IAS) 33«Прибыль на акцию»действует с 1 января 1999 года – по настоящее время
МСФО (IAS) 34«Промежуточная финансовая отчетность»действует с 1 января 1999 года – по настоящее время
МСФО (IAS) 36«Обесценение активов»действует с 1 июля 1999 года – по настоящее время
МСФО (IAS) 37«Резервы, условные обязательства и условные активы»действует с 1 июля 1999 года – по настоящее время
МСФО (IAS) 38«Нематериальные активы»действует с 1 июля 1999 года – по настоящее время
МСФО (IAS) 39«Финансовые инструменты: признание и оценка»действует с 1 января 2001 года – по настоящее время
МСФО (IAS) 40«Инвестиционное имущество»действует с 1 января 2001 года – по настоящее время
МСФО (IAS) 41«Сельское хозяйство»действует с 1 января 2003 года – по настоящее время

International Financial Reporting Standards (IFRS) — (в пер. с англ. – международные стандарты финансовой отчетности).

Стандарты IFRS были разработаны Советом по международным стандартам финансовой отчетности (СМСФО). Это независимая организация, созданная в 2001 году. Члены совета занимаются разработкой и публикацией МСФО, а также утверждением их интерпретаций. Преобразован СМСФО из Комитета по Международным стандартам финансовой отчётности (КМСФО). Территориально совет находится в столице Великобритании в Лондоне. С 2001 года и по настоящее время стандарты разрабатываются СМСФО и называются IFRS.

International Financial Reporting Standards (IFRS)

Номер стандартаНаименованиеПериод действия
123
МСФО (IFRS) 1«Первое применение международных стандартов»действует с 1 января 2004 года – по настоящее время
МСФО (IFRS) 2«Платеж, основанный на акциях»действует с 1 января 2005 года – по настоящее время
МСФО (IFRS) 3«Объединения бизнеса»действует с 1 апреля 2004 года – по настоящее время
МСФО (IFRS) 4«Договоры страхования»действует с 1января 2005 года до 1 января 2021 года
МСФО (IFRS) 5«Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность»действует с 1 января 2005 года – по настоящее время
МСФО (IFRS) 6«Разведка и оценка запасов полезных ископаемых»действует с 1 января 2006 года – по настоящее время
МСФО (IFRS) 7«Финансовые инструменты: раскрытие информации»действует с 1 января 2007 года – по настоящее время
МСФО (IFRS) 8«Операционные сегменты»действует с 1 января 2009 года – по настоящее время
МСФО (IFRS) 9«Финансовые инструменты»действует с 1 января 2015 года – по настоящее время
МСФО (IFRS) 10«Консолидированная финансовая отчетность»действует с 1 января 2013 года – по настоящее время
МСФО (IFRS) 11«Совместная деятельность»действует с 1 января 2013 года – по настоящее время
МСФО (IFRS) 12«Раскрытие информации об участии в других предприятиях»действует с 1 января 2013 года – по настоящее время
МСФО (IFRS) 13«Оценка справедливой стоимости»действует с 1 января 2013 года – по настоящее время
МСФО (IFRS) 14«Счета отложенных тарифных разниц»действует с 1 января 2021 года – по настоящее время
МСФО (IFRS) 15«Выручка по договорам с покупателями»действует с 1 января 2021 года – по настоящее время
МСФО (IFRS) 16«Аренда»вступит в силу с 1 января 2021 года
МСФО (IFRS) 17«Договоры страхования»вступит в силу с 1 января 2021 года

Помимо международных стандартов существуют интерпретации к ним.

Standing interpretations Committee – постоянный комитет по интерпритациям.

SIC— это разъяснения к стандартам выпущенным КМСФО до 2001 года. Публикациями данных стандартов занимался Постоянный комитет по интерпретациям.

Standing interpretations Committee (SIC)

Номер стандартаНаименованиеПериод действия
123
SIC 7«Введение евро»действует с 1 июня 1998 года – по настоящее время
SIC 10«Государственная помощь: отсутствие конкретной связи с операционной деятельностью»действует с 1 августа 1998 года – по настоящее время
SIC 15«Операционная аренда – стимулы»действует с 1 января 1999 года – до 1 января 2021 года
SIC 25«Налоги на прибыль — изменения налогового статуса предприятия или его акционеров»действует с 15 июля 2000 года – по настоящее время
SIC 27«Оценка существа операций, облеченных в юридическую форму аренды»действует с 1 января 2002 года – до 1 января 2021 года
SIC 29«Договоры концессии по предоставлению услуг: Раскрытие информации»действует с 1 января 2002 года – по настоящее время
SIC 31«Выручка-бартерные операции с участием рекламных услуг»действует с 1 января 2002 года – по настоящее время
SIC 32«Нематериальные активы: затраты на Интернет-сайт»действует с 25 марта 2002 года – по настоящее время

International Financial Reporting Interpretations Committee (IFRIC) — (в пер. с англ. – международный комитет по интерпретации финансовой отчетности).

IFRIC – это разъяснения и интерпретации к международным стандартам, опубликованным после 2001 года. Данные разъяснения были опубликованы Комитетом по разъяснениям международной финансовой отчетности.

International Financial Reporting Interpretations Committee (IFRIC)

Номер стандартаНаименованиеПериод действия
123
IFRIC 1«Изменения в существующих обязательствах по выводу объектов из эксплуатации, восстановлению природных ресурсов и иных аналогичных обязательствах»действует с 1 сентября 2004 года – по настоящее время
IFRIC 2«Доли участия в кооперативах и подобные финансовые инструменты»действует с 1 января 2005 года – по настоящее время
IFRIC 4«Определение наличия в соглашении признаков договора аренды»действует с 1 января 2006 года – до 1 июля 2021 года
IFRIC 5«Права, связанные с участием в фондах финансирования вывода объектов из эксплуатации, восстановления окружающей среды и экологической реабилитации»действует с 1января 2006года – по настоящее время
IFRIC 6Обязательства, возникающие в связи с деятельностью на специфическом рынке — отработанное электрическое и электронное оборудованиедействует с 1 декабря 2005 года – по настоящее время
IFRIC 7«Применение подхода, требующего пересчёта финансовой отчётности в соответствии с IAS 29 Финансовая отчётность в условиях гиперинфляции»действует с 1 марта 2006 года – по настоящее время
IFRIC 9«Повторный анализ встроенных производственных инструментов»действует с 1 июня 2006 года – по настоящее время
IFRIC 10«Промежуточная финансовая отчётность и обесценение»действует с 1 ноября 2006 года – по настоящее время
IFRIC 12«Договоры концессии по предоставлению услуг»действует с 1 января 2008 года – по настоящее время
IFRIC 13«Программы лояльности клиентов»действует с 1 июля 2008 года – по настоящее время
IFRIC 14«AS 19 — Предельная величина актива пенсионного плана с установленными выплатами, минимальные требования к финансированию и их взаимосвязь»действует с 1 января 2008 года – по настоящее время
IFRIC 15«Договоры на строительство недвижимости»действует с 1 января 2009 года – по настоящее время
IFRIC 16«Хеджирование чистой инвестиции в иностранное подразделение»действует с 1 октября 2008 года – по настоящее время
IFRIC 17«Распределения акционерам в неденежной форме»действует с 1 июля 2009 года – по настоящее время
IFRIC 18«Передача активов от клиентов»действует с 1 июля 2009 года – по настоящее время
IFRIC 19«Погашение финансовых обязательств долевыми инструментами»действует с 1 июля 2010 года – по настоящее время
IFRIC 20«Затраты на вскрышные работы на этапе эксплуатации разрабатываемого открытым способом месторождения»действует с 1 января 2013 года – по настоящее время
IFRIC 21«Обязательные платежи»действует с 1 января 2014 года – по настоящее время

В Российской Федерации основные правила по ведению бухгалтерского учета закреплены в положениях по бухгалтерскому учету (ПБУ).

Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ)

Номер стандартаНаименованиеПериод действия
123
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской ФедерацииПриказ Минфина России от 29.07.1998 N 34н
ПБУ 1/2008Учетная политика организацииПриказ Минфина России от 06.10.2008 N 106н
ПБУ 2/2008Учет договоров строительного подрядаПриказ Минфина России от 24.10.2008 N 116н
ПБУ 3/2006Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валютеПриказ Минфина России от 27.11.2006 N 154н
ПБУ 4/99Бухгалтерская отчетность организацииПриказ Минфина России от 06.07.1999 N 43н
ПБУ 5/01Учет материально-производственных запасовПриказ Минфина России от 09.06.2001 N 44н
ПБУ 6/01Учет основных средствПриказ Минфина России от 30.03.2001 N 26н
ПБУ 7/98События после отчетной датыПриказ Минфина России от 25.11.1998 N 56н
ПБУ 8/2010Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активыПриказ Минфина России от 13.12.2010 N 167н
ПБУ 9/99Доходы организацииПриказ Минфина России от 06.05.1999 N 32н
ПБУ 10/99Расходы организацииПриказ Минфина России от 06.05.1999 N 33н
ПБУ 11/2008Информация о связанных сторонахПриказ Минфина России от 29.04.2008 N 48н
ПБУ 12/2010Информация по сегментамПриказ Минфина России от 08.11.2010 N 143н
ПБУ 13/2000Учет государственной помощиПриказ Минфина России от 16.10.2000 N 92н
ПБУ 14/2007Учет нематериальных активовПриказ Минфина России от 27.12.2007 N 153н
ПБУ 15/2008Учет расходов по займам и кредитамПриказ Минфина России от 06.10.2008 N 107н
ПБУ 16/02Информация по прекращаемой деятельностиПриказ Минфина России от 02.07.2002 N 66н
ПБУ 17/02Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работыПриказ Минфина России от 19.11.2002 N 115н
ПБУ 18/02Учет расчетов по налогу на прибыль организацийПриказ Минфина России от 19.11.2002 N 114н
ПБУ 19/02Учет финансовых вложенийПриказ Минфина России от 10.12.2002 N 126н
ПБУ 20/03Информация об участии в совместной деятельностиПриказ Минфина России от 24.11.2003 N 105н
ПБУ 21/2008Изменения оценочных значенийПриказ Минфина России от 06.10.2008 N 106н
ПБУ 22/2010Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетностиПриказ Минфина России от 28.06.2010 N 63н
ПБУ 23/2011Отчет о движении денежных средствПриказ Минфина России от 02.02.2011 N 11н
ПБУ 24/2011Учет затрат на освоение природных ресурсовПриказ Минфина России от 06.10.2011 N 125н
Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестицийПисьмо Минфина России от 30.12.1993 N 160

Во всех ПБУ регламентируются порядок организации бухгалтерского учета в целом для всех предприятий, организаций, учреждений народного хозяйства РФ.

Рабочий план счетов

Обязанность утвердить рабочий план счетов установлена в пункте 4 ПБУ 1/2008. Разрабатывая план счетов, необходимо опираться на учетную политику для целей бухучета. Одновременно рабочий план счетов должен учитывать специфику деятельности организации. Обеспечить это можно, если оптимально построить синтетический и аналитический учет.

В рабочий план нужно включить только те синтетические счета, которые организация будет использовать на практике. Учтите, что добавлять в рабочий план новые синтетические счета (не предусмотренные планом счетов) можно только по согласованию с Минфином России. Об этом сказано в абзацах 4 и 6 Инструкции к плану счетов.

Определить структуру аналитического учета (виды субсчетов, глубину аналитики и т. п.) организация может самостоятельно. При этом данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.

В Инструкции к плану счетов после характеристики каждого синтетического счета дана типовая схема его корреспонденции с другими синтетическими счетами. В случае возникновения фактов хозяйственной деятельности, корреспонденция по которым не предусмотрена в типовой схеме, организация может дополнить ее, соблюдая единые подходы, установленные Инструкцией (письмо Минфина России от 24 марта 2009 г. № 07-02-06/90).

Разногласия главбуха и директора

Ситуация: как поступить главному бухгалтеру, если между ним и руководителем организации возникли разногласия по поводу отражения в учете той или иной операции?

Главному бухгалтеру нужно потребовать от руководителя письменное распоряжение на оформление спорной операции.

Именно с письменного распоряжения руководителя организации можно отражать или не отражать объекты бухучета и брать во внимание (или нет) данные первичных документов в ситуации, когда есть разногласия по этому вопросу между директором и тем, кто отвечает за ведение бухучета. В таком случае руководитель единолично несет ответственность за достоверность отражения финансового положения, финансового результата, движения денежных средств и другой информации.

Такой вывод следует из части 8 статьи 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Без письменного распоряжения руководителя принимать к исполнению сомнительные документы не стоит.

Ситуация: как передать дела при смене главного бухгалтера?

Если главный бухгалтер увольняется, то он обязан передать своему преемнику все документы и материальные ценности, за которые ответственна бухгалтерия. На практике обычно оформляют акт приема-передачи документов или специальную опись. При этом учитывайте, что бухгалтерские документы, в частности первичку, отчетность, регистры, учетные политики, аудиторские заключения и т. д., нужно хранить не менее пяти лет (ст. 29 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). То есть все подобные документы за такой период нужно включить в опись или в акт.

Внутренний контроль

Организация обязана организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни (ч. 1 ст. 19 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Как именно необходимо организовать такой контроль, в законодательстве не разъясняется. На практике для этого обычно создают службу внутреннего контроля организации или назначают ответственного сотрудника. Функции и задачи пропишите в должностных инструкциях сотрудников, которые отвечают за внутренний контроль, и в Положении о внутреннем контроле.

Как написать учетную политику организации?

Учетная политика — это внутренний документ компании, который определяет принципы и варианты ведения бухучета. Учетную политику нужно оформить и утвердить в течение 90 дней со дня государственной регистрации юридического лица.

В небольших фирмах, в которых учет не богат особенностями, учетная политика часто принимается один раз на всю жизнь предприятия. Однако при необходимости в ученую политику вносятся изменения, например: из-за появления нового направления деятельности организации или изменений в законодательстве.

Если к вам придет проверка, будьте готовы предъявить учетную политику: ее запросят прежде всего. Чтобы у проверяющих не было возможности толковать неясности законодательства не в вашу пользу, опишите в в учетной политике особенности учета в вашем бизнесе.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]