Баланс — это один из наиболее достоверных финансовых отчетов организации.
Он отражает сведения о состоянии хозяйственных средств.
А также является источником для проведения анализа текущей ситуации на предприятии и составления прогноза дальнейшей деятельности.
В общем, этот документ — главная составляющая работы бухгалтера.
Субъекты малого предпринимательства
Ситуация: по каким формам нужно сдавать Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах малому предприятию?
Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах малому предприятию можно сдавать как по общеустановленным, так и по специальным формам.
Малые предприятия могут применять специальные упрощенные формы бухгалтерской отчетности. Формы Бухгалтерского баланса и Отчета о финансовых результатах для субъектов малого бизнеса приведены в приложении № 5 к приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н. Это следует из части 4 статьи 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.
О том, как составить бухгалтерскую отчетность субъекту малого бизнеса по специальным формам, см.:
- Порядок заполнения Бухгалтерского баланса малым предприятием;
- Порядок заполнения Отчета о финансовых результатах малым предприятием.
Вместе с тем, может возникнуть ситуация, когда в отчетности нужно указать дополнительные сведения для оценки финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности. Если упрощенные формы не содержат необходимых граф, дополнений в них не вносите. Используйте для этого общеустановленные формы.
Ведь малые предприятия вправе формировать представляемую бухгалтерскую отчетность в соответствии с пунктами 1–4 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н (т. е. в общеустановленном порядке). Поступать так позволяет абзац 2 подпункта «б» пункта 6 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н. Это означает, что субъекты малого предпринимательства могут сдавать Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах по основным формам, приведенным в приложении 1 к приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н. При этом данные формы могут содержать только укрупненные показатели по группам статей, то есть без детализации по статьям.
Это указано в подпункте «а» пункта 6 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н. Аналогичные разъяснения приведены в письме ФНС России от 29 мая 2015 г. № ГД-3-3/2180 в отношении электронных форматов отчетности.
Таким образом, организация самостоятельно определяет, по каким формам сдавать Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах.
Внимание: на практике инспекторы на местах могут потребовать представить машиночитаемые формы бухгалтерской отчетности.
Однако такое требование неправомерно. Действующее законодательство, в частности приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н, не содержит никаких условий о представлении именно машиночитаемых форм. Формы Бухгалтерского баланса и Отчета о финансовых результатах, приведенные в приложении № 1 (основные) и приложении № 5 (упрощенные) к приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н, являются действующими, и их применение законно и правомерно.
Вместе с тем, если вы хотите избежать претензий налоговых инспекторов при подаче отчетности, представьте машиночитаемые бланки:
– либо основных форм бухгалтерской отчетности;
– либо специальных упрощенных форм для субъектов малого предпринимательства.
Добавим, что ФНС России периодически меняет формы бланков со штрихкодами. И не всегда получается вовремя отследить такие корректировки. В результате возможна путаница с бланками. Даже если вы принесете бланк с устаревшим штрихкодом, инспекторы должны его принять. Отсутствие штрихкода также не является основанием для отказа в приеме отчетности (письмо ФНС России от 18 апреля 2014 г. № ПА-4-6/7440). Несмотря на то что разъяснение дано в отношении налоговых деклараций, к бухгалтерской отчетности оно также применимо.
Поэтому штрафа за бухгалтерскую отчетность не по машиночитаемой форме (с устаревшими штрихкодами) не будет. Ведь наказание предусмотрено только за то, что бухгалтерская отчетность вообще не сдана либо представлена с опозданием.
Отчет о движении денежных средств, Отчет об изменениях капитала, Пояснения к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах малые предприятия вправе не сдавать (п. 85 Положения, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н). Однако эти отчеты все же придется составить, если важная информация о финансовом положении или результатах деятельности предприятия не отражена в Бухгалтерском балансе или Отчете о финансовых результатах. Такой вывод следует из подпункта «б» пункта 6 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.
Например, в Пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах целесообразно раскрыть:
- те положения учетной политики, которые необходимы для объяснения порядка формирования показателей баланса и Отчета о финансовых результатах. Например, использовался ли кассовый метод учета доходов и расходов, применяла ли организация ПБУ 18/02 и т. п.;
- информацию о важных операциях. Например, о начислении и выплате дивидендов, вкладах в уставный капитал и т. п.
См. начисление и выплата дивидендов — проводки
Аналогичные выводы следуют из письма Минфина России от 3 апреля 2012 г. № 03-02-07/1-80 и информации Минфина России от 26 апреля 2013 г.
Особая ситуация с организациями, которые подпадают под обязательный аудит. В частности, это акционерные общества (в т. ч. малые предприятия) и ООО с суммой активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года больше 60 млн руб. Такие организации не могут составлять бухгалтерскую отчетность по упрощенным формам.
Причина в том, что отчетность любых акционерных обществ (как публичных, так и непубличных) и ООО с валютой баланса свыше 60 млн руб. подлежит обязательному аудиту. А те организации, которые обязаны проводить аудит, не вправе применять упрощенные формы бухгалтерского учета и отчетности. Данные требования закреплены в пункте 1 части 5 статьи 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и пункте 1 части 1 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ.
Некоммерческие организации
Минимальный состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческой организации таков: Бухгалтерский баланс, Отчет о целевом использовании средств и приложения к ним. Об этом сказано в части 2 статьи 14 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.
Некоммерческие организации должны составлять Отчет о финансовых результатах, если выполняются следующие условия:
- в отчетном году некоммерческая организация получила доход от предпринимательской и (или) иной приносящей доход деятельности;
- показатель полученного некоммерческой организацией дохода существенен;
- раскрытия данных о прибыли от предпринимательской и (или) иной приносящей доход деятельности в Отчете о целевом использовании средств недостаточно для формирования полного представления о финансовом положении некоммерческой организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении;
- без знания о показателе полученного дохода заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения некоммерческой организации и финансовых результатов ее деятельности.
Такой вывод следует из положений части 1 статьи 13 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, пунктов 6 и 11 ПБУ 4/99, информации Минфина России от 4 декабря 2012 г. № ПЗ-10/2012.
Вместе с тем, некоммерческие организации могут не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности Отчет о движении денежных средств (п. 85 Положения, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н).
Некоммерческие организации вправе сдавать отчетность по особым, упрощенным формам Бухгалтерского баланса и Отчета о целевом использовании средств. Это касается некоммерческих организаций, признанных иностранными агентами.
Кроме того, исключение составляют адвокатские и нотариальные объединения, различные виды кооперативов, общества взаимного страхования, политические партии, микрофинансовые, государственные и саморегулируемые организации, а также некоммерческие организации, признанные иностранными агентами. Такие организации не вправе применять упрощенные способы ведения бухучета и сдавать отчетность по упрощенным формам.
Аналогичные выводы следуют из части 5 статьи 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.
Состав отчетности некоммерческих организаций приведен в таблице.
Баланс в упрощенной форме
Некоторые организации, а также предприниматели, могут вести бухучёт и готовить отчеты в упрощенном сокращенном виде. На самом деле форм упрощенной отчетности несколько видов, рассмотрим сначала для наглядности сокращенную форму Баланса.
Форма Баланса имеет две основные части, это активы и пассивы. В форму Баланса, необходимо вносить не только данные на текущую отчётную дату, но и указать сальдовые остатки на прошлую отчётную дату.
В каждой из строк баланса, отражается суммарный сальдовый остаток соответствующего актива или пассива на отчётную дату по отдельным активам и пассивам.
Информация за прошлые периоды, всегда переносится из предыдущих отчетов, а текущие данные берутся из бухгалтерских регистров или из электронной сальдовой оборотки программы бухучета (1С или др.).
При заполнении отчета, в пустых строчках обычно проставляются прочерки.
Сама упрощенная форма этого отчета, имеет гораздо меньше строчек, она и выглядит проще. Чтобы заполнить такой отчёт, требуется значительно меньше времени и трудоемкости. Рассмотрим порядок заполнения сокращенного Баланса подробно.
Участники проекта «Сколково»
Участники проекта «Сколково» вправе применять специальные упрощенные формы бухгалтерской отчетности. Для них предусмотрены формы:
- Бухгалтерского баланса и Отчета о финансовых результатах, приведенные в приложении № 5 к приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н (для коммерческих организаций);
- Бухгалтерского баланса и Отчета о целевом использовании средств, приведенные в приложении № 6 к приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н (для некоммерческих организаций).
Аналогичные выводы следуют из пункта 3 части 4 статьи 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и письма Минфина России от 27 декабря 2013 г. № 07-01-06/57795 (доведено до сведения налоговых инспекций письмом ФНС России от 17 марта 2014 г. № ГД-4-3/4788).
Вместе с тем, применение упрощенных форм является правом, а не обязанностью. Поэтому организации – участники проекта «Сколково» могут составлять отчетность и в общеустановленном порядке. То есть сдавать в составе отчетности Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах по основным формам, приведенным в приложении № 1 к приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.
Показатели отчетности
Формы бухгалтерской отчетности, утвержденные приказом Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н, содержат показатели, отражающие финансовое и имущественное положение организации. Ряд показателей, включенных в разные формы, совпадает. Взаимосвязь между показателями типовых форм бухгалтерской отчетности представлена в таблицах. Используйте их для проверки правильности составления отчетности.
Типовые формы Бухгалтерского баланса, Отчета о финансовых результатах, Отчета о движении капитала и Отчета о движении денежных средств сформированы по группам статей (например, «Финансовые вложения», «Прочие доходы»). Детализацию этих статей организации определяют самостоятельно, исходя из существенности того или иного показателя (п. 3 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н). При этом для каждой строки, где это необходимо, вводят подстроки. В них указывают числовые значения, входящие в состав укрупненных показателей, предусмотренных типовой формой. Вводить подстроки нужно для существенных показателей. Несущественные показатели в подстроки можно не выделять. Показатель является существенным, если без сведений о нем нельзя правильно оценить финансовое положение организации.
Если отчетность представляется в органы исполнительной власти (например, в органы государственной статистики, налоговую инспекцию), то каждому показателю присвойте код согласно приложению 4 к приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н. Код укажите в соответствующей графе. При этом, в случае если в бухгалтерской отчетности отдельных категорий организаций (например, субъектов малого предпринимательства) отражаются укрупненные показатели, включающие несколько показателей, код строки указывается по показателю, имеющему наибольший удельный вес в составе укрупненного.
Такой порядок установлен пунктом 5 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.
Критерий существенности организация определяет самостоятельно и прописывает его в учетной политике для целей бухучета.
Некоторые наиболее типичные ошибки в Балансе и методы их исправления
Рассмотрим типичные ошибки при составлении Баланса:
- Неверное указание оценочной стоимости активов, для корректировки данной ошибки может потребоваться переоценка или инвентаризация.
- Нестыковка финансовых данных во взаимосвязанных формах отчетности, по различным строкам, по разным отчётным периодам — необходимо внимательно проверить данные бухгалтеру в соответствующих бухгалтерских регистрах, возможно, потребуется произвести корректировку предыдущих в форм отчётности и подать в налоговую уточненные формы.
- Иногда после подачи формы итоговой отчётности, может быть выявлено, что были допущены неточности, возможно, что-то неверно учтено, тогда необходимо также подать в налоговую уточненные формы отчётности с пояснениями.
Учетная политика
Ситуация: нужно ли сдавать в налоговую инспекцию копию приказа об утверждении учетной политики для целей бухучета?
Нет, не нужно.
Законодательство не содержит таких требований. К тому же существенные элементы и принципы учетной политики раскрываются в Пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах, которые организация сдает в налоговую инспекцию (п. 17, 18 ПБУ 1/2008, подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ).
Вместе с тем, в учетной политике для целей бухучета может содержаться информация, необходимая при проведении проверок (например, рабочий план счетов организации, утвержденный перечень первичных документов, используемых организацией, и т. д.). Поэтому в рамках выездной проверки инспекция вправе потребовать этот документ. Форма требования приведена в приложении 5 к приказу ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338.
В течение 10 рабочих дней после того, как из инспекции получено письменное требование, организация обязана представить копию приказа об утверждении учетной политики. Такие правила установлены пунктом 12 статьи 89 и пунктом 3 статьи 93 Налогового кодекса РФ.
Если организация не исполнит полученное требование, ее могут оштрафовать. Размер штрафа составит:
- для организаций 200 руб. (п. 1 ст. 126 НК РФ);
- для должностных лиц (например, руководителя организации) от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).
Когда сдавать бухгалтерский баланс, если отчетный период сокращен или увеличен
Обычно отчетный период равен году. За это время нужно составить баланс и представить его во все инстанции в установленные сроки.
Но можно зарегистрироваться и начать работать с любой даты внутри календарного года, и тогда отчетный период будет меньше традиционного. При этом сроки подготовки баланса обычные: в течение 3 месяцев после окончания отчетного периода.
Другой случай — ликвидация компании. Для такой компании отчетный период заканчивается датой внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации (ст. 17 закона № 402-ФЗ), а для подготовки и сдачи отчетности применяется тот же 3-месячный срок.
Подробнее о том, куда предоставляется ликвидационный баланс, читайте в материале «Куда представить ликвидационный баланс».
Увеличенный отчетный период возникает в том случае, когда решение начать бизнес принимается в конце года и регистрация происходит после 30 сентября (например, в октябре 2021 года). Тогда по п. 3 ст. 15 закона № 402-ФЗ отчетный период увеличивается и продолжается с 1 октября 2021 года по 31 декабря 2021 года. На установленный законодательно срок сдачи бухгалтерского баланса такое увеличение не влияет.
> Итоги
Сдавать отчетность нужно не позднее установленных законом сроков. Несдача баланса или задержка его представления приведет к штрафам.
>Росстат: что сдаем в 2021 году
Информация, сопутствующая бухгалтерской отчетности
Пояснительная записка с 1 января 2013 года не входит в состав бухгалтерской отчетности. То есть начиная с отчетности за 2012 год сдавать пояснительную записку не нужно. Это следует из положений части 1 статьи 14 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и подтверждается письмами Минфина России от 23 мая 2013 г. № 03-02-07/2/18285, от 9 января 2013 г. № 07-02-18/01, информацией Минфина России от 4 декабря 2012 г. № ПЗ-10/2012.
Данный документ является информацией, сопутствующей бухгалтерской отчетности. Как правило, такая информация не связана с числовыми показателями Бухгалтерского баланса или Отчета о финансовых результатах (Отчета о целевом использовании средств). Организация может предоставить такую информацию, если считает ее полезной для заинтересованных пользователей при принятии экономических решений. В составе информации, сопутствующей бухгалтерской отчетности, раскрываются следующие показатели:
- динамика важнейших экономических и финансовых показателей организации за ряд лет;
- планируемое развитие организации;
- предполагаемые капитальные и долгосрочные финансовые вложения;
- деятельность в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
- природоохранные мероприятия;
- иная информация.
Из предоставления информации, сопутствующей бухгалтерской отчетности, должно быть ясно, что она не входит в состав данной отчетности. Для этого нужно соблюдать следующие правила:
- в бухгалтерской отчетности не должно быть ссылок на такую информацию;
- из наименования предоставленной информации не должно следовать, что она является частью бухгалтерской отчетности;
- такая информация должна быть обособлена от бухгалтерской отчетности.
Об этом сказано в пункте 39 ПБУ 4/99, письме Минфина России от 9 января 2013 г. № 07-02-18/01, информации Минфина России от 4 декабря 2012 г. № ПЗ-10/2012.
Анализ Баланса
Как уже понятно из приведённого выше, Баланс содержит достаточно много важных сведений о любой компании. Поэтому, эту форму отчетности могут затребовать у вас не только в налоговой, но например, и в банке при выдаче кредита. Некоторые компании при заключении важных или крупных договоров, просят фирму-партнера предоставить им Баланс.
При рассмотрении и анализе баланса, часто учитывают величину оборотов компании, на отдельные важные для них активы компании, наличие собственного капитала, имеющуюся в компании долговую нагрузку, объем любой задолженности и другие существенные данные. Важное значение, имеет соотношение отдельных статей этого отчета между собой, если в компании имеются какие-то финансовые проблемы, то они будут сразу же очевидны любому специалисту, только при одном взгляде на Баланс фирмы.
Еще одним очень важным моментом, являются динамика финансовых показателей Баланса. Приведённые в Балансе показатели за три года, отлично отражают динамику развития компании — они могут показывать устойчивый рост фирмы, имеющиеся проблемы с развитием или стагнацию, а также ухудшение финансового состояния.
Грамотный специалист, проанализировав любой Баланс, сразу увидит слабые и сильные стороны компании и даже сможет предложить пути финансового оздоровления или наиболее эффективные точки роста для данной организации.