Бухгалтерские проводки по денежным средствам на расчетном счете

Каждое предприятие ежедневно в своей работе сталкивается с теми или иными банковскими операциями. Поступление оплаты за товары на расчетный счет, перечисление в пользу поставщика материалов, выдача сотруднику средств под отчет через кассу — взаимодействие с банком стало неотъемлемой частью деятельности современной организации. В статье мы расскажем о том, как отражать основные операции по банковскому счету в проводках.

От чего зависят финансовые отношения с банком

Работая с банковской организацией, юридическое лицо вступает с ней во взаимоотношения с определенными обязательствами обеих сторон. Для того чтобы сотрудничество началось, нужно его документально оформить. Регулирует эти обязательства подписанный между сторонами договор:

  • на открытие банковского счета (ст. 845 Гражданского кодекса РФ);
  • на размещение вклада (ст. 834 ГК РФ);
  • на получение кредитных средств (ст. 819 ГК РФ);
  • факторинга (финансирование под уступку требования средств);
  • иных финансовых взаимоотношений, разрешенных Уставом кредитной организации и законодательством РФ.

Вопрос: Можно ли застройщику при УСН учесть расходы на услуги банка по отправке договора долевого участия в Росреестр? Посмотреть ответ

Как выглядит в плане счетов

Сейчас настало время заглянуть в план счетов и посмотреть как выглядит расчетный счет в программе 1С Бухгалтерия. Давайте попробуем рассказать про счет и «предсказать», что мы ожидаем увидеть, когда начнем с ним работать. Ок?

Глядя на характеристики мы видим, что 51 счет:

  • «Аналитический», поскольку имеются субконто: «Банковский счета» и «Движения денежных средств»
  • «Активный» — видим букву «А»

Вспоминаем, счет «Активный», значит информация с него в Балансе пойдет в таблицу Актив. Остаток по счету может быть только в Дебете либо 0. Приход всех денег будет отображаться в Дебете, а расход пойдет в Кредит.

Субконто «Банковский счета» в проводке будет подставлять выбранный пользователем конкретный банковский счет фирмы.

Субконто «Движение денежных средств», чем оно нам интересно? Дело в том, что это субконто разделяет информацию по расчетному счету на более подробную, показывая нам Как двигаются безналичные денежные средства. Посмотрите на самые распространенные варианты «Движения денежных средств», что имеются в программе 1С Бухгалтерия.

Пример справочника реального предприятия

Еще пример справочника реального предприятия

Пример отчета

Оплачиваемые банковские услуги

Банковские операции, регламентированные отечественным законодательством, перечислены в ст. 5 Федерального закона № 395-1 от 02 декабря 1990 года «О банках и банковской деятельности» в его свежей редакции от 26 июля 2021 года. Наиболее востребованные и часто встречающиеся среди них следующие:

  • открытие и ведение счетов юрлиц;
  • расчетно-кассовый сервис (проведение платежей, инкассация, выдача наличности и пр.);
  • реализация валюты (кэшем и безналичной формой);
  • выдача кредитов;
  • доверительное управление средствами и/или имуществом;
  • аренда банковских ячеек для хранения бумаг, ценных вещей;
  • лизингодательские функции и др.

Все эти операции для клиента банка облагаются комиссией – платой за оказание данных услуг в рамках заключенного договора.

Как учесть услуги банка при расчете налога на прибыль?

Отражение эквайринга. Настройка функциональности и справочников

Для отражения в программе данных операций, нужны настройки функциональности программы. Для этого зайдем в «Главное-Настройки-Функциональность».


Рис.1 Раздел «Функциональность»

На закладке «Банк и касса» необходимо установить галочку «Платежные карты». Данный функционал включает возможность проводить операции с использованием платежных карт и банковских кредитов.


Рис.2 Закладка «Банк и касса»

Предварительно нам необходимо занести и настроить договор с банком. Можно это, конечно, сделать и по ходу выполнения операций, но мы рассмотрим этот шаг отдельно. В «Контрагенты-Справочники-Покупки и продажи», в карточке нашего банка занесем данные договора эквайринга.


Рис.3 Справочник «Контрагенты»


Рис.4 Договоры эквайринга

При этом вид договора — «Прочее».


Рис.5 Вид договора

В дальнейшем эти данные нам будут необходимы при заполнении справочника «Виды оплат», данные которого указываются в документе, отражающем операцию по оплате платежной картой. Данный справочник доступен в разделе меню «Все функции-Справочники-Виды оплат организаций».


Рис.6 Виды оплат организаций

Поле для его заполнения будет доступно непосредственно в документе «Операция по платежной карте», который мы рассмотрим чуть позже.

Создадим элемент справочника «Виды оплат» и заполним данные, согласно условиям договора эквайринга. Обратите внимание, на поле, где указывается банковский процент и счет расчетов.


Рис.7 Виды оплат


Рис.8 Создание вида оплат

Предварительно специалистами настраивается терминал, данные которого также отражены в настройке.


Рис.9 Настройка терминала

Эти настройки будут использованы при заполнении документа «Операция по платежной карте».

Особенности взимания платы за банковские услуги

Размер банковской комиссии устанавливается в договорной форме. Он не может быть изменен любой стороной – ни клиентом, ни банком, для этого придется изменить существующий договор или принять новый.

К СВЕДЕНИЮ! Комиссионные не вносятся отдельно, при проведении операции банк снимает эти средства со счета заказчика и оформляет на них особый банковский ордер.

В п. 9.3 Положения № 383-П, которое утвердил Банк России 19 июня 2012 г., указано два равно правомерных варианта снятия оплаты за услуги банка с клиента:

  • с предварительным акцептом – то есть прежде чем деньги за услуги будут сняты, клиент должен выразить на это согласие;
  • без информирования плательщика – автоматически.

Как на УСН учесть расходы на услуги банков?

Сроки взимания комиссионных оговариваются индивидуально, это может быть как ежедневный расчет, так и другие выбранные и согласованные периоды.

Пример проводок у бенефициара: получение и списание гарантии

Рассмотрим пример, помогающий бенефициару сориентироваться по основным проводкам в бухучете.

ООО «Трейдинг» закупило партию товаров стоимостью 1 693 461 руб. на условиях отсрочки платежа. Продавец ПАО «Поставка» затребовал в качестве обеспечения обязательства по оплате банковскую гарантию.

Проводки у бенефициара (ПАО «Поставка») после получения гарантии и поставки товара:

Бухгалтерские проводки Сумма, руб. Содержание операции
Дебет Кредит
008 1 693 461 Отражена за балансом полученная банковская гарантия
62 90 1 693 461 Отгружен товар покупателю ООО «Трейдинг»

Покупатель в обозначенный договором срок товар не оплатил. ПАО «Поставка» направило в банк письменное сообщение о необходимости уплаты долга принципала по банковской гарантии, приложив необходимые документы.

После рассмотрения документов и их проверки банк перечислил деньги по гарантии. В учете ПАО «Поставка» произведены следующие проводки:

Бухгалтерские проводки Сумма, руб. Содержание операции
Дебет Кредит
51 76 1 693 461 Получены деньги от банка по гарантии
76 62 1 693 461 Погашен долг ООО «Трейдинг»
008 1 693 461 Списано обеспечение оплаты с забалансового учета

Если бы покупатель вовремя погасил задолженность за товар, в учете бенефициара было бы значительно меньше бухгалтерских проводок. Всё ограничилось бы отражением и списанием полученного обеспечения на забалансовом счете.

Неоднозначные вопросы бухучета и налогового учета банковских комиссий

Постоянные затраты организации на выплату комиссионных за банковские услуги нужно корректно проводить по бухгалтерии. Это на первый взгляд несложный вопрос содержит несколько «подводных камней», которые нужно обойти грамотному бухгалтеру.

Какие это расходы: прочие или внереализационные?

К какой затратной статье следует отнести деньги, взимаемые за услуги банком? С одной стороны, это средства, напрямую связанные с деятельностью организации. Но с другой, эта связь при оплате банковских операций далеко не всегда очевидна. Например, фирма взяла кредит и открыла счет для его сопровождения. Поскольку данный счет сопровождает целевой кредит, предназначенный на ведение бизнеса, можно говорить о «прочих расходах на производство и реализацию» (п. 1 ст. 264 НК РФ). Но сам сопроводительный счет не имеет отношения к основной деятельности юрлица, он лишь сопровождает кредит, так что комиссию за него можно квалифицировать как внереализационные расходы (п. 1 ст. 265 НК РФ).

ВАЖНО! Налоговики не сочтут ошибкой любую из принятых организацией позиций, поскольку ни прочие, ни внереализационные расходы не влияют на базу налога на прибыль.

Сложности кредитования

Взятие кредита – популярная и широко востребованная банковская услуга. Нередко в договор кредитования включаются условия о внесении фирмой в пользу банка дополнительных платежей. Как правильно учесть комиссию за эти услуги? Министерство финансов отвечает двояко:

  • если комиссионные выражены фиксированной цифрой, то эти траты можно расценивать как прочие либо как внереализационные расходы;
  • если комиссия представляет собой некую долю (процент), расходы будут проходить как «проценты по долговым обязательствам» (ст. 269 НК РФ).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Как процент от обязательства по долгу следует квалифицировать и комиссию за ряд других банковских услуг, таких как открытие аккредитива, договор факторинга и др. (письма Минфина РФ от 18 июня 2009 года №03-03-06/1/408 и от от 13 мая 2009 года №03-07-11/136).

Проведение оплаты за покупку активов

Банк может участвовать в таких операциях, не только проводя платежные средства, но и, например, открывая аккредитив. У бухгалтера назревает вопрос: входят ли комиссионные банку в первоначальную стоимость купленного таким образом актива? Ведь она складывается из всех расходов на его приобретение. Или же отнести ее к прочим либо внереализационным расходам как плату за банковскую услугу?

Фирме выгоднее последняя позиция, потому что:

  • сумма списывается с налогооблагаемого дохода сразу, а не через амортизацию;
  • договоры на приобретение актива и на оплату банковской услуги не связаны между собой.

Обслуживание зарплатных карточек

Это способ выплаты трудового вознаграждения сегодня является преобладающим. Банк, естественно, берет комиссию за зачисление денег на карточные счета сотрудников, а также за сами пластиковые карты. Налоговики не признают одинаковым признание этих расходов:

  1. Плата за обработку документов на зачисление зарплатных средств – это часть производственных расходов на организацию расчетов с персоналом. Поэтому эти деньги правомерно учитывать как производственные затраты, уменьшающие прибыль организации (письма Министерства финансов РФ от 20 апреля 2009 года №03-03-06/2/88 и от 04 августа 2008 года №03-04-06-02/88).
  2. Плата банку за выпуск, перевыпуск и обслуживание пластиковых карт не относится напрямую к затратам на выплату зарплаты, то есть не обосновывается с точки зрения расходов фирмы (затраты несет организация, а используют карты работники). В свете последних разъяснений Минфина эти затраты разрешено включать в прочие расходы, при этом исключая из дохода сотрудников, потому что работники не выбирают именно эту форму получения заработной платы, она прописывается в их трудовых договорах, а значит, карточки делаются банком именно для компании, а не для них лично.

Комиссия за «небанковские» услуги, оказываемые банком

Один из важных моментов при отражении комиссии банка в расходах, отражающихся на налогооблагаемой базе, состоит в том, чтобы определить, относятся ли они напрямую именно к банковским услугам. Если банк взял комиссию за услугу, не входящую в перечень из ФЗ №395, например, оказал консультацию, эти средства компания уже не может признать прочими или внереализационными расходами и уменьшить налогооблагаемую прибыль. Придется квалифицировать подобные платежи как затраты на консультационные и иные услуги либо как прочие расходы по производству или реализации (подпункты 15 и 49 пункта 1 ст. 264 НК РФ).

Учет денежных средств на расчетном счете — минимум теории

Главное назначение этого участка – хранение части денежных средств фирмы и взаиморасчеты с контрагентами. Деньги, хранящиеся на расчетном счете называют безналичные деньги, или в обиходе – БезНал.

Самые распространенные взаиморасчеты по БезНалу (по расчетному счету) происходят для «оплаты поставщику», «получение оплаты от покупателей», «перечисление налогов», «выплата заработной платы на карточки сотрудников», «погашение кредитов, займов», «снятие денег в кассу фирмы».

Предприятие может иметь больше чем один расчетный счет. Может иметь в одном банке несколько расчетных счетов, а может открыть расчетные счета в разных банках. Как правило, предприятие открывает расчетные счета в тех банках, где условия обслуживания более выгодные. Да, да «за работу» расчетного счета банк ежемесячно выставляет нашей фирме определенную сумму.

Бухгалтерский счет, ответственный за учет денежных средств на расчетном счете – 51 «Расчетные счета». Суть всех действий по расчетному счету – это приход денег на него и расход, в смысле, уход с него. Все события фирмы, затрагивающие расчетный счет оформляются своими первичными документами.

Пример заполнения объявления на взнос наличными

С заполненным бланком и наличкой, работник учреждения отправляется в банк. В расчетную кассу банка сотрудник передает заполненную бумагу и денежные средства. Кассир банка проверяет документ, пересчитывает наличные. Если ошибок не обнаружено, банковский работник заполняет поля бланка 0402021, заверяет подписью во всех разделах и штампом в блоке «Квитанция». Табличный блок «Ордер» остается в банке, а остальные части документа остаются у работника учреждения.

Операцию по взносу наличности нужно оформить специальным документом, и вместе с ним отвезти наличности в банк. Предварительно кассир должен оформить расходный кассовый ордер на сумму лишней наличности, и сформировать отчет, завершающий операции по рабочему дню.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]