Законодательство о благотворительной деятельности состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса, Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.
Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки (ст. 1 Федерального закона О благотворительной деятельности и благотворительных организациях; далее — Закон № 135 ФЗ).
Понятие благотворительной деятельности
Понятие благотворительной деятельности содержится в Федеральном законе №135-ФЗ и понимается как оказание «бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях)» помощи тем, кто в этом нуждается.
Помощь может осуществляться в виде добровольной «передачи гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстного выполнения работ, предоставления услуг, оказания иной поддержки». Кроме того, добровольные пожертвования разрешает статья 582 Гражданского кодекса РФ.
Участники
В благотворительной деятельности всегда есть как минимум два участника:
- Благотворитель — тот, кто оказывает материальную помощь или бесплатно выполняет работы, оказывает услуги.
- Благополучатель — тот, кто принимает помощь от благотворителя в любой её форме.
И в той, и в другой роли могут выступать как физические, так и юридические лица. Существует и промежуточное звено, посредники — благотворительные фонды. Это организации, единственной деятельностью которых является привлечение средств тех, кто готов пожертвовать, и распределение собранных финансов среди выделенной группы нуждающихся.
Использование пожертвований в таком случае жестко контролируется, так как фонды имеют целевое значение: защита Амурских тигров, помощь детям с онкологическими заболеваниями и т.д.
На какие цели направлена благотворительная деятельность
Обратите внимание на то, цели благотворительной деятельности закреплены законодательно. Их перечень приведен в ст. 2 Федерального закона №135-ФЗ и выглядит так:
- социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;
- подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
- оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
- содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;
- содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе;
- содействие защите детства, материнства и отцовства;
- содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
- содействие деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;
- содействие деятельности в области физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта);
- охрана окружающей среды и защита животных;
- охрана и должное содержание зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения;
- подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, пропаганды знаний о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
- социальная реабилитация детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- оказание бесплатной юридической помощи и правовое просвещение населения;
- содействие добровольческой деятельности;
- участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- содействие развитию научно-технического, художественного творчества детей и молодежи;
- содействие патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи;
- поддержка общественно значимых молодежных инициатив, проектов, детского и молодежного движения, детских и молодежных организаций;
- содействие деятельности по производству и (или) распространению социальной рекламы;
- содействие профилактике социально опасных форм поведения граждан».
При этом направление денежных и других материальных средств, оказание помощи в иных формах коммерческим организациям, а также поддержка политических партий, движений, групп и кампаний благотворительной деятельностью не является. Также запрещено проводить одновременно с благотворительной деятельностью предвыборную агитацию или разъяснительную работу по вопросам референдума.
Кто участвует в благотворительной деятельности
В благотворительной деятельности принимают участие отдельные граждане или организации, которые оказывают благотворительную помощь, а также получатели этой помощи. Законодательство делит участников благотворительной деятельности на три категории: благотворители, добровольцы, благополучатели.
- Благотворители — это лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме «бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств, предоставления услуг благотворительным организациям для целей благотворительной деятельности».
- Добровольцы — «физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности)».
- Благополучатели — лица, получающие помощь от благотворителей и добровольцев.
В благотворительной деятельности могут участвовать как частные, так и юридические лица.
Для поощрения благотворительной деятельности, помимо Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», наше государство приняло ряд налоговых норм, которые предоставляют налоговые льготы налогоплательщикам-организациям и налогоплательщикам физическим лицам. Рассмотрим их плюсы и минусы.
Налоговые льготы для благотворителей: необходимые документы
Чтобы получить налоговые льготы для предприятий, занимающихся благотворительностью, нужно верно составить официальные бумаги.
Организациям необходимо оформить следующие документы:
- Договор между участниками. Там должно быть указано, что помощь оказывается в целях благотворительности.
- Документы, где получатель соглашается на получение даров.
- Получатель подтверждает применение дара по назначению (после получения).
Для физиц:
- Все реквизиты – от кого исходят деньги и кому идут.
- Справка о отчислениях с дохода.
- Выписка из банка.
- Квитанция, свидетельствующая о том, что благотворительная организация получила средства.
Налог на прибыль
Действующее налоговое законодательство предписывает организациям, которые занимаются благотворительной деятельностью, оказывать помощь нуждающимся только из средств чистой прибыли. В связи с этим организации не освобождены от уплаты налога на прибыль из тех сумм, которые были направлены на благотворительность.
Так, в силу пп. 16 и 34 ст. 270 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы «в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей», а также «целевые отчисления, сделанные налогоплательщиком на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности».
Министерство финансов РФ считает, что расходы, произведенные организацией в рамках благотворительной деятельности, не отвечают требованиям ст. 252 Налогового кодекса РФ и, следовательно, не могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль (см. Письмо от 16 апреля 2010 г. № 03-03-06/4/42, Письмо от 4 апреля 2007 г. № 03-03-06/4/40). Однако региональные власти, при желании, могут уменьшать налоговые ставки, по которым осуществлляется налогообложение благотворительного фонда. Такое право им дает статья 284 Налогового Кодекса РФ, в соответствии с которой органам законодательной власти субъектов РФ дано право уменьшать ставки налога на прибыль в части, подлежащей зачислению в региональный бюджет (до 13,5%) для отдельных категорий налогоплательщиков.
8 июня 2021 года вступил в силу Федеральный закон № 172-ФЗ о внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации. В законе установлены преференции по налогу на прибыль для юридических лиц — жертвователей в социально ориентированные некоммерческие организации, а также в те, которые пострадали от распространения COVID-19. Кроме этого, перечисленные НКО освобождены от обязанности по уплате налогов за 2-й квартал 2021 года. Минэкономразвития России сформирован реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, которым будут предоставлены дополнительные меры поддержки. В него вошли 24 тысячи организаций.
Юрист Благотворительного фонда «КАФ» Константин Воробьёв не мог пропустить это историческое событие и ответил на главные вопросы о том, какими будут налоговые льготы для бизнеса на благотворительность, какие НКО могут получить эту помощь и какие ещё льготы ждут некоммерческий сектор.
Пойдём по порядку. Что изменилось в Налоговом кодексе?
Безвозмездная передача имущества социально ориентированным некоммерческим организациям теперь признаётся внереализационным расходом (ст. 265 НК РФ), то есть плательщики налога на прибыль смогут уменьшить налоговую базу (доход) также на величину переданных пожертвований, но в размере не более 1% от выручки, полученной в результате реализации товаров (услуг, работ).
Главные меры поддержки НКО и предпринимателей во время пандемии
Чем вызвано решение принять эту поправку?
Причина исключительно политическая — срочная помощь некоммерческим организациям в привлечении финансовых ресурсов. Это не закономерная эволюция правил определения расходов по налогу на прибыль, так как положения главы 25 НК РФ, посвящённые регулированию налога, ещё со времени принятия в 2001 году содержат требование об экономической оправданности (п. 1 ст. 252 НК РФ) любых затрат для уменьшения налоговой базы, из чего до настоящего дня логично следовало, что расходы в виде безвозмездной передачи имущества (целевые поступления) и целевого финансирования не учитываются для целей налогообложения в силу прямого указания п.п. 16–17 ст. 270 НК РФ, так как не являются обязательными для предпринимательской деятельности и не связаны с получением прибыли в дальнейшем. Позиция налогового органа последовательно основывалась на том, что указанные расходы не имеют экономического обоснования и поэтому не могут быть приняты к вычету.
Так что можно с уверенностью сделать вывод, что поручение президента о необходимости поддержки социально ориентированных НКО и его реализация в форме изменения статей 265 и 270 НК РФ меняет и сложившийся подход к пониманию расходов при определении объекта налогообложения.
Какие компании смогут воспользоваться такой льготой?
Все юридические лица, которые уплачивают налоги в рамках общей системы налогообложения. К ним относятся главным образом организации, не применяющие специальные налоговые режимы (УСН, ЕНВД, ЕСХН). То есть речь в первую очередь идёт о крупных и очень крупных компаниях, которым закрыт доступ к упрощённой системе налогообложения — к примеру, для перехода на УСН доходы компании по итогам девяти месяцев не должны превысить 112,5 млн рублей (п. 2 ст. 346.12 НК РФ).
Вычет распространяется только на передачу вещей?
Нет, гораздо шире! Категория имущества в соответствии со ст. 128 ГК РФ включает в себя как вещи, так и имущественные права, в том числе безналичные денежные средства, ценные бумаги. Другими словами, всё, что может выступать предметом договора пожертвования, может быть отнесено к вычету.
Кто может получить эту помощь?
Список получателей ограничен, это не все НКО, но получить помощь несложно, для этого будут сформированы два реестра организаций. Учитываются расходы по передаче имущества социально ориентированным организациям, которые отвечают следующим критериям:
- получатели грантов Фонда президентских грантов с 2017 года;
- получатели субсидий и грантов по программам федеральных, региональных и местных органов исполнительной власти с 2017 года;
- наличие статуса исполнителя общественно полезных услуг, поставщика социальных услуг.
Из соответствующих критериям организаций будет составлен реестр социально ориентированных НКО, пожертвования которым и будут приняты к вычету в качестве внереализационных расходов.
Кроме этого, аналогичные льготы предусмотрены для НКО, в наибольшей степени пострадавших в связи с распространением коронавирусной инфекции. Реестр указанных организаций и критерии включения в него будут впоследствии разработаны под контролем правительства Российской Федерации.
Уже к 1 июля 2021 года уполномоченному на ведение реестров органу поручено предоставить сведения об организациях, включённых в соответствующие реестры. Поэтому долго ждать реализации нововведений не придётся.
Зачем так ограничивать круг благополучателей?
Идея создания реестра социально ориентированных НКО заключается в следующем:
- с одной стороны — в условиях ограничения по времени и необходимости принятия срочных мер поддержки стимулировать крупный бизнес к участию в благотворительной деятельности;
- с другой стороны — не допустить злоупотреблений, использования некоммерческого сектора в качестве способа ухода от налогов.
Следуя такой логике, в реестр (по всей видимости, автоматически) будут включены уже проверенные организации: на федеральном уровне — Фондом президентских грантов, правительством РФ и министерствами, а на региональном и местном — органами власти субъектов и местного самоуправления. Таким образом, удастся в короткий срок сформировать максимально широкий круг надёжных и проверенных благополучателей.
Нужно будет подавать заявку на включение в реестр?
Пока неизвестно, но логично предположить, что в целях экономии времени данные о грантополучателях Фонда президентских грантов, федеральных, региональных и местных конкурсов и субсидий будут объединены с данными реестров поставщиков социальных услуг и исполнителей общественно полезных услуг в один большой реестр социально ориентированных организаций.
Поэтому есть вероятность, что заявку подавать не придётся, процесс будет устроен автоматически.
Получится ли избежать мошенничества, вызванного похожей нормой в 1990-е?
Определённо!
Действовавший до этого Закон РФ от 27.12.1991 № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» содержал условие о возможности уменьшения налогооблагаемой прибыли за счёт взносов на благотворительные цели, в экологические и оздоровительные фонды и так далее.
Причём перечень возможных получателей ежегодно расширялся и к 2001 году включал в себя даже общероссийские общественные объединения, специализирующиеся на решении проблем национального развития и межнациональных отношений — отсутствие как системного регулирования, так и предварительных проверок благонадёжности получателей пожертвований стало причиной массовых мошеннических действий в целях ухода от уплаты налога в полном объёме.
Предложенные законодателем чёткие критерии отбора социально ориентированных некоммерческих организаций, а также участие органов государственной власти разных уровней в проверке их статуса помогут избежать совершённых ошибок и сделать процедуру включения в реестр прозрачной.
Что делать НКО, если она не подпадает под критерии включения в реестр, но очень хочет оказаться в нём?
Многое зависит от ресурсов и эффективности деятельности некоммерческой организации. Но, пожалуй, самый быстрый путь — статус исполнителя общественно полезных услуг. Решение принимает Минюст России и его территориальные подразделения, а сам порядок регулируется Постановлением правительства РФ от 26.01.2017 № 89 (ред. от 10.03.2020) «О реестре некоммерческих организаций — исполнителей общественно полезных услуг».
Главным образом, организации необходимо получить заключение о соответствии качества оказываемых услуг установленным критериям.
В зависимости от вида общественно полезной услуги определяется орган, который и осуществляет оценку. Так, к примеру, психологическая поддержка безработных граждан — Минтруд России; содействие в предоставлении бесплатной юридической помощи детям, инвалидам и другим категориям граждан — Минюст России; оказание медицинской, социальной помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, — Минздрав России и так далее.
Среди критериев оценки качества — квалификация и опыт работы сотрудников, отсутствие жалоб на действия некоммерческой организации, объём, сроки и качество предоставления услуг, открытость и доступность информации о некоммерческой организации. К заявлению необходимо приложить все обосновывающие соответствие критериям документы (справки, характеристики, экспертные заключения), а также подтверждение отсутствия задолженности по налогам и сборам.
В случае выдачи положительного заключения Минюст России или его территориальные органы дополнительно проверят достоверность представленных сведений и надлежащее оформление документов, после чего примут решение о признании организации исполнителем общественно полезных услуг — что будет также основанием для включения его в реестр социально ориентированных организаций.
В любом случае для крупных фондов не будет проблем с получением субсидии/гранта или с тем, чтобы стать таким исполнителем — это работает в заявительном порядке.
Открыт ли доступ в реестр для иностранных агентов?
Прямых ограничений нет. Необходимо учитывать, что иностранные агенты, к примеру, не могут быть исполнителями общественно полезных услуг, но имеют право участвовать в грантах ФПГ, а также конкурсах и субсидиях исполнительных органов власти — таким образом, иностранные агенты могут рассчитывать на включение в реестр, однако им придётся проявить больше активности.
Когда должно быть совершено пожертвование, чтобы его можно было учесть в качестве расхода?
Норма применяется к отношениям, возникшим с 1 января 2021 года. Таким образом, все пожертвования, сделанные в 2021 году социально ориентированным НКО, включённым в новый реестр, могут быть приняты к вычету.
Хорошо! Перейдём к уплате налогов — какие здесь нововведения?
Всё просто! Две перечисленные группы некоммерческих организаций (социально ориентированные и пострадавшие от коронавируса) освобождены от обязанности по уплате следующих налогов на период пандемии:
- налог на прибыль — в части ежемесячных авансовых платежей во втором квартале 2021 года;
- налог в рамках применения УСН — в части авансового платежа за полугодие (уменьшенного на сумму за первый квартал) 2021 года;
- налог на имущество организаций — в части налога и авансовых платежей за период владения объектом с 1 апреля по 30 июня 2020 года;
- налог на доходы физических лиц, исчисляемый и уплачиваемый в соответствии с п. 1 ст. 227 НК РФ — в части авансового платежа, исчисленного за полугодие 2021 года (уменьшенного на сумму за первый квартал).
А также земельного, транспортного, единого сельскохозяйственного налогов, торгового сбора и других.
Помимо налогов, организации также освободили от уплаты страховых взносов в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, начисленных за апрель, май и июнь 2021 года.
О других мерах поддержки НКО и предпринимателей во время пандемии Константин Воробьёв писал в предыдущей статье. Эти меры будут актуальны, пока продолжается пандемия коронавируса.
Льготы по НДС
А вот по уплате НДС для благотворителей льгота есть.
В силу пп. 12 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ безвозмездная передача товаров, работ, услуг, имущественных прав в рамках благотворительной деятельности освобождена от обложения НДС еще с 2016 года. Главное условие — надо, чтобы такая деятельность велась в соответствии с Федеральным законом №135-ФЗ и не касалась подакцизных товаров.
Чтобы можно было применить льготное налогообложение благотворительной помощи по НДС, необходимо соблюдать определенные условия. Как было сказано выше, главным из них является оказание благотворительной помощи только в определенных законодательством целях.
Допустим, строительная организация на безвозмездной основе произвела работу по ремонту помещения школы с закупкой необходимых для ремонта материалов. Эти работы освобождаются от обложения НДС (см. Письмо Минфина России от 10.05.2012 N 03-07-07/49). Также вручение обществом подарков работникам, уходящим на пенсию, относится к хозяйственным операциям, преследующим такую цель, как «социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных», и освобождаемым от обложения НДС (см. Постановление ФАС ЦО от 04.07.2012 N А14-2540/2011).
Безвозмездная передача детских подарков работникам предприятия для их детей с целью пропаганды и укрепления семейных ценностей, проявления заботы о подрастающем поколении, содействия защите материнства, детства и отцовства, — это благотворительная помощь; налогообложение применяется льготное: организация освобождается от обложения НДС, так как эти действия не могут быть охарактеризованы как передача товаров для собственных нужд налогоплательщика или как операция по реализации товаров. (см. Постановление ФАС МО от 06.04.2009 N КА-А40/2403-09).
Помимо соблюдения целей организация, которая занимается благотворительностью, должна документально подтвердить такие операции для получения права на льготу. Примерный перечень документов, на основании которых это можно сделать, привел Минфин России в письме от 26.10.2011 № 03-07-07/66. Налоговые органы, оценивая правомерность того, что организация претендует на льготное налогообложение спонсорской помощи, примут в расчет такие документы:
- договор с получателем благотворительной помощи на безвозмездную передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг в рамках осуществления благотворительной деятельности;
- копии документов, подтверждающих принятие на учет получателем благотворительной помощи указанных товаров, работ, услуг;
- документы, свидетельствующие о целевом использовании полученных в рамках благотворительной деятельности товаров (работ, услуг).
Если благотворительную помощь получает физическое лицо, достаточно представить документ, подтверждающий фактическое безвозмездное получение гражданином товаров, работ или услуг (см. письмо УФНС России по г. Москве от 02.12.2009 № 16-15/126825, письмо Минфина России от 26.10.2011 №03-07-07/66).
Если пожертвования (не обязательно благотворительные) осуществляются только в денежной форме некоммерческим организациям на осуществление уставной деятельности, не связанной с предпринимательством, или физическим лицам, то пакет документов собирать вообще не нужно. И более того, в таком случае не следует заявлять и благотворительную льготу. Безвозмездная передача денежных средств в форме пожертвования не признается реализацией товаров, работ, услуг и, соответственно, не облагается НДС у передающей стороны по другим основаниям (п. 3 ст. 39, подп. 1 п. 2 ст. 146 Налогового кодекса РФ). Эта позиция подтверждается также решениями арбитражных судов (см. постановление ФАС МО от 26.01.2009 № КА-А40/13294-08, ФАС ПО от 26.01.2009 № А55-9610/2008).
И наконец, если благотворитель осуществляет операции, как облагаемые НДС, так и освобожденные от налогообложения, он обязан вести их раздельный учет (п. 4 ст. 149 НК РФ). При этом порядок раздельного учета операций налогоплательщик разрабатывает самостоятельно и раскрывает в учетной политике.
Итак, налогоплательщик-благотворитель вправе применить освобождение от обложения НДС по операциям, осуществляемым в рамках благотворительной деятельности, только при соблюдении им вышеперечисленных условий.
Отказ от льготы по НДС
Организации могут доброворльно отказаться от льготы по НДС. Об этом сказано в пункте 5 ст. 149 Налогового кодекса РФ: «отказ от льготного налогообложения может быть осуществлен только в отношении тех операций, которые предусмотрены п. 3 указанной статьи». При этом, налогоплательщик должен представить заявление об отказе от льготы в налоговый орган по месту регистрации не позже первого числа того налогового периода (года), в котором он желает отказаться от льготы или приостановить ее использование.
Возможно, вы решили заняться благотворительностью всерьез и надолго и планируете приобретать для этого товар регулярно. В таком случае, отказавшись от льготы по НДС, согласно п. 1 ст. 172 и п. 1 ст. 171 Налогового кодекса вы получите возможность принимать к вычету сумму «входного» НДС. Иногда это выгоднее самого освобождения от налога.
Благотворительный фонд и прочие налоги
Под налогообложение благотворительного фонда попадает также его имущество. По налогу на имущество налогоплательщиками являются организации, владеющие имуществом, являющимся объектом для этого налога. Если имущества нет на балансе, то декларация не подается вообще. Если у НКО есть имущество, являющееся объектом налога, то необходимо уплачивать налог на имущество и подавать соответствующие расчеты и декларации (исключения в ст. 381 НК РФ). Эта обязанность лежит на НКО независимо от того, ведется или нет предпринимательская деятельность.
При этом НКО не начисляют амортизацию по основным средствам, полученным по целевым программам и участвующим в некоммерческой деятельности (подп. 2 п. 2 ст. 256 НК РФ). Для таких активов налог на имущество считается согласно п. 1 ст. 375 НК РФ.
Какие еще налоги платит благотворительный фонд? Что касается транспортного налога, то уплата по нему и сдача декларации происходят, если на БФ зарегистрированы транспортные средства (ст. 357 НК РФ). Аналогично и с земельным налогом: отчетность ведется только теми юридическими и физическими лицами, которые владеют земельными участками на правах собственности, постоянного пользования или пожизненного владения (п. 1 ст. 388 НК РФ).
«Входной» НДС
По нормам ст. 170 Налогового кодекса РФ суммы НДС, предъявленные продавцом товаров, передаваемых в рамках благотворительности, должны быть учтены в стоимости и не подлежат вычету. При этом бухгалтерский учет НДС требует, чтобы, если товар изначально был приобретен для деятельности, облагаемой НДС, и налог был принят к вычету, то при его передаче ранее принятый к вычету НДС следует восстановить (абз. 1 пп. 2 п. 3 ст. 170 Налогового кодекса РФ). Восстановлению также подлежат суммы налога в отношении основных средств и нематериальных активов пропорционально их остаточной стоимости без учета переоценок.
Таким образом, если имущество, по которому ранее «входной» НДС был принят к вычету, передается на благотворительность, налог необходимо восстановить в том налоговом периоде, в котором произошла операция в рамках благотворительной деятельности. В соответствии с порядком, предусмотренным абз. 3 пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ, восстановленный налог не включается в стоимость передаваемого имущества, а учитывается в составе прочих расходов налогоплательщика, как это предусмотрено ст. 264 НК РФ.
Бухгалтерский учёт и отчётность
Налоговые льготы для фондов и предприятий выдаются только при соблюдении правильного бухгалтерского учета. Если фирма ведет благотворительную деятельность, то нужно вести бухгалтерский учёт, фиксировать все документально. Поскольку суммы являются даром, то необходимо составить договор по благотворительности. Документ составляется в письменной форме. Расходы на подобный вид деятельности в бухгалтерском учёте прописываются как прочие расходы, и используются по дебету счету 91. Финансовая помощь идёт под номером счёта 76.
Штраф за неуплату транспортного налога
Налоговые льготы коммерческим организациям выдаются при соблюдении этих же правил.
Счет-фактура
С 1 января 2014 года при совершении операций, которые не облагаются НДС согласно ст. 149 НК РФ, не нужно выставлять счета-фактуры, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж. Изменения внесены в п. 5 ст. 168 НК РФ и п. 3 ст. 169 НК РФ. Упомянутые обязанности сохранились для налогоплательщиков, которые применяют налоговую льготу по ст. 145 НК РФ. Такие лица составляют счета-фактуры без выделения соответствующих сумм налога (п. 5 ст. 168 НК РФ).
Бухгалтерский учет благотворительной помощи
Организации, которые занимаются благотворительной деятельностью, обязаны отражать это в своем бухгалтерском учете. Общий порядок признания расходов в бухгалтерском учете установлен (далее по тексту — ПБУ 10/99).
В пункте 17 ПБУ 10/99 сказано, что расходы хозяйствующего субъекта подлежат признанию в бухгалтерском учете независимо от его намерения получить выручку или другие доходы, а также от формы осуществления такого расхода (денежной, натуральной и иной). Все расходы, соргласно пункта 4 ПБУ 10/99 подразделяются на:
- расходы по обычным видам деятельности;
- прочие расходы.
Согласно п. 11 ПБУ 10/99 к прочим расходам, в том числе, относится перечисление средств (взносов, выплат и т.д.), связанных с благотворительной деятельностью, а также расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера и иных аналогичных мероприятий. Таким образом, с учетом положений Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденных Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, в бухгалтерском учете организации перечисление пожертвований будет отражаться с использованием счета 91 «Прочие доходы и расходы».
В соответствии с п. п. 4, 7 организация должна исключить из расчета налоговой базы по налогу на прибыль как отчетного, так и последующих периодов, затраты, возникшие в связи с оказанием безвозмездной благотворительной помощи. По этому показателю в бухгалтерском учете образуется постоянное налоговое обязательство. Проводки следующие:
Дебет 76 — Кредит 51 — перечислены денежные средства в форме пожертвований; Дебет 76 — Кредит 41 — переданы в рамках благотворительной помощи товары; Дебет 91 — Кредит 76 — расходы на пожертвование отнесены в состав прочих расходов; Дебет 91 — Кредит 76 — стоимость товаров, переданных на пожертвование, отнесена в состав прочих расходов; Дебет 91 — Кредит 68 — начислен НДС со стоимости безвозмездно переданных товаров; Дебет 99 — Кредит 68 — отражено постоянное налоговое обязательство со стоимости перечисленных денежных средств, переданных товаров и суммы НДС.
Рассмотрим примеры отражения в учете операций, связанных с благотворительностью
Пример 1 Организация передает в целях благотворительности подакцизный товар — автомобиль с мощностью двигателя 150 л. с.
Согласно утвержденному прайс-листу, цена реализации автомобиля — 200 000 руб. Фактическая себестоимость, согласно бухгалтерской справке, — 110 000 руб.
Акцизы
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса легковой автомобиль является подакцизным товаром. Передача прав собственности на подакцизные товары одним лицом другому лицу на безвозмездной основе признается реализацией подакцизных товаров (абз. 2 подп. 1 п. 1 ст. 182 НК РФ).
С 1 января по 31 декабря 2011 года включительно ставка акциза для автомобилей легковых с мощностью двигателя свыше 0,75 кВт (90 л. с.) и до 112,5 кВт (150 л. с.) включительно установлена в размере 27 руб. за 0,75 кВт (1 л. с.) (п. 1 ст. 193 НК РФ).
В данном случае на дату безвозмездной передачи организация начисляет акциз в размере 4050 руб. (27 руб. x 150 л. с.) (п. 1 ст. 194, п. 2 ст. 195 НК РФ).
Суммы акциза, исчисленные при реализации подакцизных товаров на безвозмездной основе, относятся за счет соответствующих расходов по указанным подакцизным товарам (абз. 2 п. 1 ст. 199 НК РФ).
Налог на добавленную стоимость (НДС)
Как сказано выше, при передаче в целях благотворительности подакцизных товаров у благотворителя возникает обязанность начислить НДС (абз. 2 подп. 1 п. 1 ст. 146, подп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ). Налоговая база в данном случае определяется как стоимость переданного автомобиля, исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному статья 40 Налогового кодекса. Согласно утвержденному прайс-листу, цена реализации автомобиля — 200 000 руб. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен (п. 1 ст. 40 НК РФ). Итак, сумма НДС в данном случае начисляется на сумму реализации с учетом акциза без НДС 36 729 руб. (200 000 руб. + 4050 руб.) х 18%(п. 2 ст. 154 НК РФ).
Налог на прибыль организаций
При безвозмездной передаче стоимость готовой продукции в целях налогообложения прибыли не учитывается. Не признаются расходами в целях налогообложения прибыли и расходы, связанные с такой передачей, а именно суммы начисленных акциза и НДС. На это указывает прямая норма пункта 16 статьи 270 Налогового кодекса.
Бухгалтерский учет. ПБУ 18/02
В бухгалтерском учете расходы организации в сумме фактической себестоимости переданной готовой продукции, а также начисленных акциза и НДС учитываются в составе прочих расходов (п. 11 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утв. приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н). Признание прочих расходов отражается по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-2 «Прочие расходы» ( Инструкция по применению Плана счетов).
Расходы организации, осуществленные в благотворительных целях, не учитываются в налоговом учете, но признаются в бухгалтерском. Вследствие этого возникают постоянная разница и соответствующее ей постоянное налоговое обязательство (ПНО) (п. 4, 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02, утв. приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. № 114н).
Бухгалтерские проводки Сумма, руб.Дебет 91-2 Кредит 43Организацией передан в благотворительных целях легковой автомобиль110 000 Дебет 91-2 Кредит 68 акцизы Начислен акциз 4050Дебет 91-2 Кредит 68 НДС Начислен НДС36729Дебет 99 Кредит 68 Налог на прибыль(110 000 руб. + 4050 руб.+ 36 729 руб.) х 20% Отражено ПНО30 156
Заполняем налоговую декларацию
Согласно Порядку заполнения декларации по НДС, утв. Приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/[email protected], операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), подлежат отражению в разд. 7 декларации по НДС. В графе 1 по строке 010 разд. 7 декларации отражаются коды операций, установленные в приложении 1 к данному Порядку. Для безвозмездной передачи товаров и/или имущественных прав (при безвозмездном выполнении работ, оказании услуг) в рамках благотворительной деятельности предусмотрен код 1010288.
Заполнение декларации
И юридические, и физические лица, рассчитывающие получить налоговые льготы при благотворительной деятельности, обязаны подавать в органы ФНС соответствующую налоговую декларацию.
Для организаций возможность отражения расходов на благотворительность реализована в декларации по НДС. Операции, освобожденные от налогообложения, необходимо указывать в ней в 7 разделе. Передача товаров или оказание услуг на безвозмездной основе, как осуществление благотворительности, отражается кодом 1010288. Данный код нужно проставить в первой графе в строке 010.
Физические лица в целях получения налогового вычета должны обратиться в налоговую инспекцию с заполненной декларацией по форме 3-НДФЛ за год, в котором осуществлялась помощь.
Документы для скачивания (бесплатно)
- Бланк формы 3-НДФЛ
- Договор благотворительного пожертвования
Необходимые документы
Помимо деклараций органам ФНС потребуются документы, подтверждающие факт благотворительности. Для организаций это:
- Договор между получателем и благотворителем, в котором указаны предоставленные безвозмездно работы, товары, услуги.
- Документ, содержащий согласие получателя принять на учет перечисленные варианты помощи.
- Доказательства целевого использования товаров и услуг, которые были получены в качестве благотворительности.
Физическим лицам для оформления налогового вычета нужно предъявить заявление, справку о доходах по форме 2-НДФЛ и документы, свидетельствующие о перечислении денежных средств. Ими могут быть:
- Платежные поручения, в которых заполнено назначение платежа, реквизиты отправителя и получателя.
- Справка с места работы об осуществленных отчислениях с дохода.
- Банковская выписка.
- Квитанция о внесении средств в кассу организации, принимающей благотворительную помощь.
Часть конференции относительно благотворительности представлена ниже.
Благотворительная деятельность физических лиц и НДФЛ
Налоговое законодательство РФ также поддерживает благотворителей – физических лиц. Статьей 219 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что граждане — благотворители имеют право на социальный налоговый вычет. Это означает, что налогоплательщику вернут часть средств, потраченных им на благотворительность: налоги уменьшат на размер социального налогового вычета в сумме, равной этой помощи. То есть он получит из бюджета часть уплаченного им за год налога на доходы физических лиц (НДФЛ), то есть фактически 13 % от суммы его расходов на благотворительность.
Кому помогать
Граждане могут рассчитывать на уменьшение НДФЛ в случае оказания ими безвозмездной помощи организациям, деятельность которых имеет социальную направленность. Так, согласно пп. 1 п. 1 ст. 219 Налогового кодекса РФ налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме доходов, перечисляемых им в виде пожертвований следующим организациям:
- благотворительные организации;
- социально ориентированные некоммерческие организации (на осуществление ими деятельности, предусмотренной законодательством РФ о некоммерческих организациях);
- некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области науки, культуры, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), образования, просвещения, здравоохранения, защиты прав и свобод человека и гражданина, социальной и правовой поддержки и защиты граждан, содействия защите граждан от чрезвычайных ситуаций, охраны окружающей среды и защиты животных;
- религиозные организации (на осуществление ими уставной деятельности);
- некоммерческие организации (в вопросе формирования или пополнения целевого капитала согласно Федеральному закону от 30.12.2006 N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»).
Согласно пункту 2 статьи 11 Налогового кодекса РФ под организациями в этом случае понимаются все юридические лица, которые образованы в Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации. Таким образом,если финансовая помощь была оказана филиалам и представительствам российских организаций, она не будет учитываться при получении социального налогового вычета. Также, если гражданин окажет финансовую помощь непосредственно физическому лицу, уменьшить свою налоговую базу он также не сможет.
Налоговый вычет при неденежной благотворительности
Благотворительность — это не только пожертвование денег, но и дарение вещи или права в общеполезных целях. Основание: ч. 1 ст. 582 ГК РФ.
Что такое вещи, прописано в ст. 128 ГК РФ — это объекты гражданских прав, включая:
- наличные деньги и документарные ценные бумаги;
- имущество, включая безналичные денежные средства;
- бездокументарные ценные бумаги;
- имущественные права;
- результаты работ и оказание услуг;
- охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним
- средства индивидуализации (интеллектуальная собственность);
- нематериальные блага.
Это значит, что вы можете пожертвовать в благотворительный фонд или некоммерческую организацию (см. список организаций выше) не только деньги, но и имущество.
Кроме того, вы можете претендовать на налоговый вычет, если оказали безвозмездную услугу или передали имущественные права. Основание: письмо ФНС России от 16 ноября 2015 №БС-4-11/[email protected], письмом Минфина России от 30 декабря 2013 №03-04-08/58234.
При подаче декларации 3-НДФЛ вы должны приложить платежные документы, подтверждающие стоимость пожертвованного имущества и Акт приема-передачи.
Пример:
В 2021 году вы подарили музыкальной школе два фортепиано. При этом был подписан Акт приема-передачи. Общая стоимость имущества составила 300 тыс. рублей, что подтверждено чеком из магазина и платежными документами.
В 2021 году вы можете заявить свое право на налоговый вычет. Для этого подаете в налоговую инспекцию пакет документов, включая декларацию 3-НДФЛ, Акт приема-передачи, чек на покупку музыкальных инструментов и платежки, подтверждающие оплату.
Если сумма пожертвования не превышает 25% от вашего дохода за 2020 год, вы имеете право на налоговый вычет в размере пожертвования. На ваш счет вернется 39 000 рублей = 13% х 300 000 рублей.
Узнайте, какие документы необходимо подать в вашем случае!
Получить консультацию
В какой форме оказывать помощь
Налоговики и финансовые ведомства (см. Письмо Минфина от 02.03.2010г. №03-04-05/8-78) полагают, что для получения социального вычета благотворительное пожертвование обязательно должно быть сделано в денежной форме.
Арбитражные суды придерживаются иного мнения (см. Постановлении ФАС УО от 08.12.2008 N Ф09-9086/08-С2, Постановлении ФАС ПО от 28.06.2006 по делу N А12-29703/05-С51). Пожертвование может быть сделано путем передачи продуктов питания, и в этом случае налогоплательщик сохраняет право на получение социального налогового вычета. В обоснование своей позиции суды опираются на норму п. 1 ст. 582 Гражданского кодекса РФ, в силу которой «пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях».
В соответствии со ст. 1 Федерального закона N 135-ФЗ «под благотворительностью понимается благотворительная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки».
Из смысла указанных норм следует, что передача денежных средств является лишь одним из возможных способов оказания благотворительной помощи.
В этой связи ограничительное толкование налоговиками пп. 1 п. 1 ст. 219 Налогового кодекса РФ противоречит п. 3 ст. 39 Конституции РФ. Там сказано, что «в России поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность».
Благотворительный фонд и зарплатные налоги
При выплате доходов физическим лицам необходимо помнить об НДФЛ и социальных взносах. Если таких выплат не было, а сотрудники работают на добровольных началах (п. 2 ст. 7.1 закона № 135-ФЗ), то справка 2-НДФЛ и расчет 6-НДФЛ не подаются, поскольку БФ не будет считаться налоговым агентом (п. 1 ст. 226 НК РФ). При оказании благотворительной помощи физическим лицам для целей освобождения этих выплат от НДФЛ нужно руководствоваться ст. 217 НК РФ: от НДФЛ освобождаются выплаты от благотворительных организаций (п. 8.2 ст. 217 НК РФ).
По страховым взносам плательщиками являются страхователи, которые производят выплаты застрахованным лицам. По этим выплатам и взносам БФ отчитывается в налоговую. Если выплат нет, но есть застрахованные (работники, физлица-подрядчики), представляется нулевой расчет. Так требуют чиновники (письма Минфина от 24.03.2017 № 03-15-07/17273, ФНС от 12.04.2017 № БС-4-11/[email protected]). Сдавать расчет не нужно лишь в том случае, если застрахованные отсутствуют. Но такую ситуацию представить сложно.
О заполнении отчетности по страховым взносам читайте в этой статье.
Как рассчитать сумму вычета и подлежащий возврату налог
Вычету подлежит та сумма, которую налогоплательщик израсходовал из личных средств. Но общий размер льготы не может превышать 25% от годового дохода, причем это ограничение распространяется в целом на все расходы, связанные с благотворительностью и пожертвованиями.
Вместе с тем, учитывается только доход, облагаемый налогом по ставке 13%. Поэтому налогоплательщики – нерезиденты Российской Федерации, для которых ставка НДФЛ иная, не могут воспользоваться социальным вычетом. При этом, остаток социального налогового вычета на благотворительность на следующий год не переносится. Он так и остается неиспользованным.
Пример: Гражданин А. в 2021 г. пожертвовал на уставную деятельность религиозной организации 200 000 руб. Также им была оказана благотворительная помощь некоммерческой спортивной организации на сумму 275 000 руб.
Сумма годового дохода гражданина А. за 2021 г. до применения всех налоговых вычетов составила 4 521 000 руб., в том числе не облагаемая НДФЛ — 300 000 руб.
Таким образом, общий лимит для благотворительности и пожертвований составляет 1 055 250 руб. ((4 521 000 — 300 000) руб. x 25%). Общая сумма благотворительности составила 475 000 руб. (200 000 + 275 000).
Так как сумма пожертвований меньше, чем сумма возможного лимита, вся она учитывается при расчете НДФЛ за год.
Вычет НДФЛ
Каждый сотрудник компании может самостоятельно заниматься благотворительностью. В таком случае гражданин может потребовать налоговый вычет, и вернуть какую-то часть своих денежных средств. Но имеются ограничения размеров:
- Возвращается сумма не превышающая 13% от тех денег, которые были потрачены лично.
- Возвратить можно только ту сумму, которая в год не превышает 13% от уплаченного НДФЛ.
Чтобы рассчитать вычет, необходимо использовать сумму пожертвования, которая равняется примерно 25% от дохода гражданина в город.
Как перечислить деньги на благотворительные цели
Граждане могут перечислить свои средства на благотворительность следующими способами:
- через бухгалтерию по месту работы, подав соответствующее заявление главному бухгалтеру;
- с банковского счета или наличными через банк;
- через кассу организации, которой гражданин оказывает помощь.
Перечисление через организацию
Организация — источник дохода гражданина может перечислить денежные средства на благотворительные цели только на основании его письменного заявления. В заявлении можно указать периодичность перечисления, конкретные суммы или доли (проценты) от заработной платы и другую информацию. И обязательно привести реквизиты счета организации-благополучателя. Форма заявления свободная.
В данном случае документами, подтверждающими произведенные расходы, будут копии платежных поручений на перечисление денег на благотворительные цели с отметкой банка об исполнении. При оформлении платежного поручения в поле «назначение платежа» необходимо указать: «От ФИО помощь интернату», «От ФИО на осуществление уставной деятельности». Некоторые налоговые органы требуют, помимо копий платежек, представить также справку от организации о произведенных перечислениях.
Перечисление через банк
Если денежные средства налогоплательщик перечислил со своего банковского счета, то расходы подтверждаются банковской выпиской о перечислении средств на благотворительные цели.
Удобно перечислять деньги через отделения Сбербанка России. Обращаю ваше внимание на то, что при заполнении документа по форме № ПД-4 в строке «наименование платежа» следует написать «перечисление средств на благотворительные цели». В налоговый орган представляется квитанция к этой форме с отметкой банка.
Если гражданин вносит деньги непосредственно в кассу организации, которой он оказывает финансовую помощь, то подтверждающим документом будет квитанция к приходному ордеру с указанием цели использования вносимых средств. Например: «Благотворительная помощь на проведение спортивных мероприятий».
Способы перечисления денежных средств
При взаимодействии двух юридических лиц, одно из которых выступает в роли благотворителя, а второе является благополучателем, перечисления финансовой помощи происходит в виде денежного перевода со счета одной организации на счет другой.
Физические лица могут выбрать удобный способ перечисления:
- Через банк переводом со своего счета на счет благотворительной организации или социального учреждения.
- Непосредственно в кассе организации, которая является благополучателем.
- По месту работы, через отчисления с заработной платы при наличии заявления от работника.
- С помощью различных интернет и смс-сервисов (если нет необходимости в подтверждающих документах).
Благотворительность юридических лиц в адрес фондов
Среди российских бизнесменов чаще практикуется оказание помощи не напрямую нуждающимся, через специально созданные структуры — благотворительные фонды, одним из которых является Петербургский благотворительный фонд AdVita («Ради жизни»). В большинстве случаев такой подход вызван желанием самостоятельно определять круг получателей пожертвований, а также уверенностью в контроле над расходами. Ведь фонд, который собирает и распределяет средства, например на лечение больных раком, зарегистрирован на территории России, как НКО, его деятельность регулируется законом и жертвователь может быть уверен в адресном расходовании своих средств. Такие фонды имеют штат сотрудников, отвечающих за поиск проектов, а также обязательно сдают отчеты в налоговые органы.
Хотя, все благотворительные организации, в том числе и фонды освобождаются от налогообложения прибыли в рамках своей уставной деятельности, они обязаны ежегодно направлять в налоговые органы отчеты о расходовании средств, полученных в рамках благотворительных взносов. Если в ФНС сочтут такие расходы несоответствующими уставным целям, то все полученные средства будут признаны доходом фонда, подлежащим налогообложению. Например, благотворительный фонд не имеет права купить за деньги жертвователей недвижимое имущество или осуществить иные инвестиции.
Что касается, самих организаций-благотворителей, то, как уже было сказано выше, перечислить благотворительному фонду деньги или передать имущество можно только за счет своей прибыли, если налогоплательщик применяет общую систему налогообложения. Налогоплательщики на упрощенной системе налогообложения также не могут уменьшать свои доходы на суммы благотворительной помощи. Закрытый перечень расходов, на которые организации на УСН могут уменьшить полученный доход, приведен в статье 346.16 НК РФ, и затраты на благотворительность в него не входят.
Благотворитель на спецрежиме. Расходы при УСН
Благотворитель, применяющий УСН, не может уменьшить доходы на сумму расходов, связанных с благотворительностью, поскольку такие расходы не поименованы в перечне расходов, приведенных в статье 346.16 Налогового кодекса.
Благотворитель, применяющий УСН, учитывает стоимость материалов с НДС в расходах в месяце их приобретения по мере оплаты (подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).
Расходы на приобретение материалов, использованных при производстве готовой продукции, переданной в благотворительных целях, не признаются экономически оправданными, поскольку не связаны с деятельностью, направленной на получение дохода. Согласно пункту 2 статьи 346.16 Налогового кодекса при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, расходы принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 Налогового кодекса (п. 2 ст. 346.16 НК РФ). Следовательно, при передаче готовой продукции в порядке благотворительности, следует восстановить стоимость материалов, ранее признанную в расходах. Восстановление производится в месяце, в котором произошла безвозмездная передача. Такой вывод подтверждается консультацией от 10 марта 2009 г. Ю.В. Подпорина, заместителя начальника отдела специальных налоговых режимов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России.