По каким операциям нужно подтверждать льготу по уплате НДС
Прежде чем перейти к разъяснениям по заполнению реестра, давайте определимся, по каким операциям нужно представлять документ, подтверждающий льготу по уплате НДС, а по каким — нет. Для этого ознакомимся с понятием налоговых льгот.
Льготами по налогам признаются налоговые послабления для определенных групп налогоплательщиков, в том числе возможность вообще не платить налоги или платить их в меньшем размере (п. 1 ст. 56 НК РФ). Иными словами, к льготам по НДС относятся операции, которые у одних налогоплательщиков не облагаются налогом, а у других — облагаются. И по ним необходимо формировать реестр документов.
А вот операции, по которым освобождение от НДС доступно для всех категорий налогоплательщиков, к льготируемым не относятся. И реестр подтверждающих документов по льготе НДС по ним составлять не надо (п. 14 постановления Пленума ВАС от 30.05.2014 № 33).
Определять операции, освобождаемые от НДС для отдельной группы налогоплательщиков и освобождаемые от НДС для всех плательщиков, поможет наш материал «Ст. 149 НК РФ (2018): вопросы и ответы».
А для получения полной и актуальной информации о льготах по НДС предлагаем заглянуть в нашу специальную рубрику.
{\rtf1\fbidis\viewkind4\ansicpg1251{\info{\title ФНС России от 26.01.2017 N ЕД-4-15/[email protected] «О направлении разъяснений» (вместе с «Порядком определения объема документов, подлежащих истребованию в разрезе кодов операций»)} {\company КонсультантПлюс Версия 4016.00.30} {\creatim\yr2017\mo2\dy1\hr22\min15} } {\fonttbl \f0\fcharset204\froman\fprq2 Arial; \f1\fcharset204\fmodern\fprq1 Courier New; \f2\fcharset204\froman\fprq2 Arial; \f3\fcharset204\fmodern\fprq1 Courier New; \f4\fcharset204\fmodern\fprq1 Tahoma; \f5\fcharset204\froman\fprq2 Tahoma; \f6\fcharset204\froman\fprq2 Arial; \f7\fcharset204\froman\fprq2 Arial; \f7\fcharset204\froman\fprq2 Arial; \f500\fcharset204;} {\colortbl; \red0\green0\blue0; \red0\green0\blue255; \red0\green255\blue255; \red0\green255\blue0; \red255\green0\blue255; \red255\green0\blue0; \red255\green255\blue0; \red255\green255\blue255; \red0\green0\blue128; \red0\green128\blue128; \red0\green128\blue0; \red128\green0\blue128; \red128\green0\blue0; \red128\green128\blue0; \red128\green128\blue128; \red192\green192\blue192; \red51\green51\blue153; \red239\green222\blue199; \red0\green0\blue0; } {\stylesheet {\s0 \f0\fs20\b0\i0\nosupersub\ul0\strike0 ConsPlusNormal;} {\s1 \f1\fs20\b0\i0\nosupersub\ul0\strike0 ConsPlusNonformat;} {\s2 \f2\fs16\b\i0\nosupersub\ul0\strike0 ConsPlusTitle;} {\s3 \f3\fs20\b0\i0\nosupersub\ul0\strike0 ConsPlusCell;} {\s4 \f4\fs18\b0\i0\nosupersub\ul0\strike0 ConsPlusDocList;} {\s5 \f5\fs20\b0\i0\nosupersub\ul0\strike0 ConsPlusTitlePage;} {\s6 \f6\fs20\b0\i0\nosupersub\ul0\strike0 ConsPlusJurTerm;} {\s7 \f7\fs20\b0\i0\nosupersub\ul0\strike0 ConsPlusTextList;} {\s8 \f7\fs20\b0\i0\nosupersub\ul0\strike0 ConsPlusTextList;} } \doctype0 \jcompress \readonlyrecommended \paperw11906 \paperh16838 \margl1133 \margr566 \margt1440 \margb1440 \expshrtn \sectd\sbkpage\pgwsxn11906\pghsxn16838\marglsxn1133\margrsxn566\margtsxn1440\margbsxn1440 \linex0\guttersxn0\headery0\footery0 \pard\plain\outlinelevel0\s2\f2\fs16\qc\fi0\li0\b\i0\nosupersub\ul0\strike0 МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ\par \pard\plain\s2\f2\fs16\qc\fi0\li0\b\i0\nosupersub\ul0\strike0 \par \pard\plain\s2\f2\fs16\qc\fi0\li0\b\i0\nosupersub\ul0\strike0 ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА\par \pard\plain\s2\f2\fs16\qc\fi0\li0\b\i0\nosupersub\ul0\strike0 \par \pard\plain\s2\f2\fs16\qc\fi0\li0\b\i0\nosupersub\ul0\strike0 ПИСЬМО\par \pard\plain\s2\f2\fs16\qc\fi0\li0\b\i0\nosupersub\ul0\strike0 от 26 января 2021 г. N ЕД-4-15/[email protected]\par \pard\plain\s2\f2\fs16\qc\fi0\li0\b\i0\nosupersub\ul0\strike0 \par \pard\plain\s2\f2\fs16\qc\fi0\li0\b\i0\nosupersub\ul0\strike0 О НАПРАВЛЕНИИ РАЗЪЯСНЕНИЙ\par \pard\plain\s0\f0\fs20\qj\fi0\li0\b0\i0\nosupersub\ul0\strike0 \par \pard\plain\s0\f0\fs20\qj\fi540\li0\b0\i0\nosupersub\ul0\strike0 ФНС России в целях повышения эффективности администрирования НДС, при одновременном сокращении объема истребуемых у налогоплательщиков документов, направляет рекомендации по проведению с применением риск-ориентированного подхода камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по НДС, в которых отражены операции, не подлежащие (освобождаемые от налогообложения) налогообложению НДС в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 149 Кодекса и подпадающие под понятие налоговая льгота с учетом пункта 1 статьи 56 Кодекса и позиции Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость», изложенной в пункте 14 Постановления от 30 мая 2014 г. N 33 (далее — налоговая льгота).\par \pard\plain\s0\f0\fs20\qj\fi540\li0\b0\i0\nosupersub\ul0\strike0 При проведении камеральных налоговых проверок целесообразно учитывать совокупность следующих факторов:\par \pard\plain\s0\f0\fs20\qj\fi540\li0\b0\i0\nosupersub\ul0\strike0 — уровень налогового риска, присвоенного Системой управления рисками АСК «НДС-2» (далее — СУР),\par \pard\plain\s0\f0\fs20\qj\fi540\li0\b0\i0\nosupersub\ul0\strike0 — результат предыдущих камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по НДС по вопросу правомерности применения налогоплательщиками налоговых льгот.\par \pard\plain\s0\f0\fs20\qj\fi540\li0\b0\i0\nosupersub\ul0\strike0 В соответствии с пунктом 6 статьи 88 Кодекса необходимо истребовать у проверяемого налогоплательщика пояснения об операциях (по каждому коду операций), по которым применены налоговые льготы (далее — Пояснения). Налогоплательщик вправе представить Пояснения в виде реестра подтверждающих документов (далее — Реестр), а также перечень и формы типовых договоров, применяемых налогоплательщиком при осуществлении операций по соответствующим кодам. Рекомендуемая форма Реестра приведена в приложении N 1 к настоящему письму.\par \pard\plain\s0\f0\fs20\qj\fi540\li0\b0\i0\nosupersub\ul0\strike0 На основании информации, содержащейся в представленном налогоплательщиком Реестре, налоговому органу в порядке статьи 93 Кодекса следует истребовать документы, подтверждающие обоснованность применения налоговых льгот. В целях настоящего письма под документами понимается комплект документов, подтверждающих обоснованность применения налоговых льгот по отдельным операциям (далее — Документы).\par \pard\plain\s0\f0\fs20\qj\fi540\li0\b0\i0\nosupersub\ul0\strike0 Объем подлежащих истребованию Документов определяется для каждого кода операции в соответствии с алгоритмом, изложенным в Приложении N 2 к настоящему письму. При этом не менее 50% от объема Документов, подлежащих истребованию, должны подтверждать наиболее крупные суммы операций, по которым применены налоговые льготы.\par \pard\plain\s0\f0\fs20\qj\fi540\li0\b0\i0\nosupersub\ul0\strike0 При непредставлении налогоплательщиком Реестра или при представлении Реестра не по рекомендуемой форме (в случае невозможности идентификации подтверждающих документов, невозможности их соотнесения с используемыми льготами, невозможности выполнения требований настоящего письма, неуказания в реестре суммы операции) истребование Документов производится без использования риск-ориентированного подхода.\par \pard\plain\s0\f0\fs20\qj\fi540\li0\b0\i0\nosupersub\ul0\strike0 При наличии в налоговом органе сведений, свидетельствующих о возможном неправомерном применении льготы по отдельным операциям, налоговому органу необходимо истребовать документы, подтверждающие правомерность применения льгот по указанным операциям.\par \pard\plain\s0\f0\fs20\qj\fi540\li0\b0\i0\nosupersub\ul0\strike0 Управлениям Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации довести вышеизложенное до территориальных налоговых органов и обеспечить его исполнение.\par \pard\plain\s0\f0\fs20\qj\fi0\li0\b0\i0\nosupersub\ul0\strike0 \par \pard\plain\s0\f0\fs20\qr\fi0\li0\b0\i0\nosupersub\ul0\strike0 Действительный\par \pard\plain\s0\f0\fs20\qr\fi0\li0\b0\i0\nosupersub\ul0\strike0 государственный советник\par \pard\plain\s0\f0\fs20\qr\fi0\li0\b0\i0\nosupersub\ul0\strike0 Российской Федерации\par \pard\plain\s0\f0\fs20\qr\fi0\li0\b0\i0\nosupersub\ul0\strike0 2 класса\par \pard\plain\s0\f0\fs20\qr\fi0\li0\b0\i0\nosupersub\ul0\strike0 Д.В.ЕГОРОВ\par \pard\plain\s0\f0\fs20\qj\fi0\li0\b0\i0\nosupersub\ul0\strike0 \par \pard\plain\s0\f0\fs20\qj\fi0\li0\b0\i0\nosupersub\ul0\strike0 \par \pard\plain\s0\f0\fs20\qj\fi0\li0\b0\i0\nosupersub\ul0\strike0 \par \pard\plain\s0\f0\fs20\qj\fi0\li0\b0\i0\nosupersub\ul0\strike0 \par \pard\plain\s0\f0\fs20\qj\fi0\li0\b0\i0\nosupersub\ul0\strike0 \par \pard\plain\outlinelevel0\s0\f0\fs20\qr\fi0\li0\b0\i0\nosupersub\ul0\strike0 Приложение N 1\par \pard\plain\outlinelevel0\s0\f0\fs20\ql\fi0\li0\b0\i0\nosupersub\ul0\strike0 {\i\cf2 {\line} ФНС России от 26.01.2017 N ЕД-4-15/[email protected] «О направлении разъяснений» (вместе с «Порядком определения объема документов, подлежащих истребованию в разрезе кодов операций») \{КонсультантПлюс\}}{\line}\par}
Когда и как нужно заполнять реестр документов, подтверждающих обоснованность льгот по НДС
Итак, мы определились с перечнем операций, по которым применяется льгота по НДС. Теперь давайте посмотрим, как нужно заполнять реестр документов, подтверждающих обоснованность льгот по НДС. Для начала берем бланк, рекомендованный налоговым органом. Скачать его можно в конце нашей статьи «Для обоснования льгот по НДС налоговики потребуют новый реестр».
Конечно, вы можете создать собственный бланк реестра, но во-первых, в этом нет необходимости, а во-вторых, если реестр будет составлен в другом формате, то ФНС откажет вам в выборочном подходе к проверке и запросит полный список документов.
Что касается сроков, то реестр подтверждающих документов по льготе НДС подается в ФНС в ответ на требование о представлении документов в течение 5 рабочих дней со дня его получения налогоплательщиком, применяющим льготы.
А вот официальные разъяснения о порядке внесения сведений в реестр документов отсутствуют. Зато в приложении № 3 к письму ФНС России от 26.01.2017 № ЕД-4-15/[email protected] показан образец реестра.
Мы изучили его и теперь расскажем о порядке заполнения.
Совет: прежде чем перейти к внесению в реестр сведений о подтверждающих документах, сгруппируйте их вначале по кодам операций, потом по видам операций (деятельности) и затем — по контрагентам. Документы по операциям располагайте по убыванию сумм, т. е. вначале указывайте документы по крупным суммам реализации, а под конец — по мелким.
Вначале переносим сведения из граф 1 и 2 раздела 7 декларации по НДС в графы 1 и 3 (соответственно) реестра подтверждающих документов по льготе НДС. Если под одним кодом операции проводились разные виды подопераций, то сумму в графе 3 нужно разбить еще и по этим подоперациям. Причем их названия должны быть прописаны в графе 2 реестра.
В графах 4, 5, 6 напротив соответствующей группы операций и подопераций вставляем наименование, ИНН и КПП контрагентов. А напротив каждого контрагента в графах 7, 8, 9 и 10 прописываем вид документа, подтверждающего обоснованность применения налоговых льгот, а также номер, дату и сумму этого документа.
В НК РФ нет перечня или описания документов, которыми может быть доказана правомерность использования налоговых льгот. Поэтому в рассматриваемом нами реестре подтверждающих документов по льготе НДС прописываем все первичные и иные сопровождающие документы, относящиеся к проведению конкретной операции. В частности, это:
- договор на оказание услуг (работ), в котором есть описание льготируемой операции;
- счет-фактура, где указаны наименование операции и сумма с пометкой «без НДС»;
- платежное поручение, чек ККТ или иной платежный документ с указанием льготируемой операции и ее стоимости с примечанием «без НДС»;
- лицензия на оказание льготируемой операции, если она подлежит обязательному лицензированию, и др.
Постарайтесь указать в реестре наиболее полный список документов. Чем больше в нем будет представлено подробностей, тем меньше документов запросят потом налоговые инспекторы.
После представления правильно заполненного реестра проверяющие смогут запросить не более 40% документов, причем в эти 40% должно входить не более 500 документов.
Исключением является ситуация, когда число подтверждающих документов составляет менее 30 штук. В этом случае налогоплательщику придется подготавливать полный пакет документов независимо от того, представлял он реестр в ФНС или нет.
Письмо от 26.01.2017 № ЕД-4-15/[email protected]
ФНС России в целях повышения эффективности администрирования НДС, при одновременном сокращении объема истребуемых у налогоплательщиков документов, направляет рекомендации по проведению с применением риск-ориентированного подхода камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по НДС, в которых отражены операции, не подлежащие (освобождаемые от налогообложения) налогообложению НДС в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 149 Кодекса и подпадающие под понятие налоговая льгота с учетом пункта 1 статьи 56 Кодекса и позиции Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость», изложенной в пункте 14 Постановления от 30 мая 2014 г. № 33 (далее – налоговая льгота).
При проведении камеральных налоговых проверок целесообразно учитывать совокупность следующих факторов:
- уровень налогового риска, присвоенного Системой управления рисками АСК «НДС-2» (далее – СУР),
- результат предыдущих камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по НДС по вопросу правомерности применения налогоплательщиками налоговых льгот.
В соответствии с пунктом 6 статьи 88 Кодекса необходимо истребовать у проверяемого налогоплательщика пояснения об операциях (по каждому коду операций), по которым применены налоговые льготы (далее – Пояснения). Налогоплательщик вправе представить Пояснения в виде реестра подтверждающих документов (далее – Реестр), а также перечень и формы типовых договоров, применяемых налогоплательщиком при осуществлении операций по соответствующим кодам. Рекомендуемая форма Реестра приведена в приложении № 1 к настоящему письму.
На основании информации, содержащейся в представленном налогоплательщиком Реестре, налоговому органу в порядке статьи 93 Кодекса следует истребовать документы, подтверждающие обоснованность применения налоговых льгот. В целях настоящего письма под документами понимается комплект документов, подтверждающих обоснованность применения налоговых льгот по отдельным операциям (далее – Документы).
Объем подлежащих истребованию Документов определяется для каждого кода операции в соответствии с алгоритмом, изложенным в Приложении № 2 к настоящему письму. При этом, не менее 50% от объема Документов, подлежащих истребованию, должны подтверждать наиболее крупные суммы операций, по которым применены налоговые льготы.
При непредставлении налогоплательщиком Реестра, или при представлении Реестра не по рекомендуемой форме (в случае невозможности идентификации подтверждающих документов, невозможности их соотнесения с используемыми льготами, невозможности выполнения требований настоящего письма, не указания в реестре суммы операции), истребование Документов производится без использования риск-ориентированного подхода.
При наличии в налоговом органе сведений, свидетельствующих о возможном неправомерном применении льготы по отдельным операциям, налоговому органу необходимо истребовать документы, подтверждающие правомерность применения льгот по указанным операциям.
Управлениям Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации довести вышеизложенное до территориальных налоговых органов и обеспечить его исполнение.
Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса Д.В. Егоров