Для предпринимателей, желающих «пустить корни» в Крыму или Севастополе (новый субъект федерации), ближайшие 25 лет обещают стать настоящим налоговым раздольем. Благоприятная налоговая ситуация коснется многих направлений бизнеса, поэтому сегодня предприниматели готовят необходимые документы, чтобы получить статус участника государственной программы поддержки Крыма.
Весь крымский полуостров до 2040 года официально признан Специальной Экономической Зоной (СЭЗ), и этот шаг можно смело считать благоприятным фактором для развития бизнеса в Крыму и привлечения новых инвестиций в экономику республики.
- Условия для участия в СЭЗ Крыма и Севастополя
- Пониженные налоговые ставки и другие льготы для бизнеса в Крыму
- Особенности налогообложения в Крыму и Севастополе
- Свобода таможенного пространства и портовых зон Крыма
- Землепользование и строительство на территории Крымской СЭЗ
- Экономическое взаимодействие с материковой Россией
- Расторжение договора участника СЭЗ добровольно и в принудительном порядке
- Законодательная база по Специальной Экономической Зоне в Крыму
- Органы управления СЭЗ
Современные условия СЭЗ в Крыму являются максимально привлекательными для инвесторов, благодаря целому ряду причин. Например, достаточно серьезный вид имеют сопутствующие различным направлениям бизнеса преференции и льготы, среди которых:
- 2% максимальной налоговой ставки на прибыль в первое 3-х летие деятельности;
- Предоставление возможности в течение первого 10-ти летия оплачивать страховые взносы с зарплаты в размере 7,6%;
- Возможность в течение 10-ти лет иметь «0» ставку налога на имущество организаций;
- Налоговая ставка при УНС до 2021 года была нулевая, следующую «пятилетку» – 4%.
Эти, как и многие другие приятные налоговые сюрпризы, призваны стимулировать и развивать хозяйственную деятельность предпринимателей на крымском полуострове. Как заявил нынешний замминистра по делам Крыма А. Соколов, правительство России стремится создать для местного бизнеса новые стимулы и возможности, помочь адаптироваться под российские законы и современные условия.
Кроме того, лояльность обусловлена еще и тем, что возникшие политические и экономические риски, санкционные настроения, имеющие непосредственное отношение к деятельности на полуострове, требуют определенной компенсации. А данные виды льгот способны подтолкнуть развитие бизнеса в Крыму, и сделать условия максимально выгодными и привлекательными, как для местных предпринимателей, так и для зарубежных спонсоров.
Пока на практике условия для работы в свободной экономической зоне на новой российской территории еще не полностью отработаны, поэтому говорить о плюсах и минусах достаточно сложно. Ясно, что в ходе настройки новой системы необходимо будет принятие дополнительных законов, поправок, или же внесение некоторых изменений в уже существующие законы – в зависимости от полученного первого опыта и сопутствующих нюансов. Зато уже сегодня можно назвать условия вхождения в зону экономической свободы довольно простыми.
Условия для участия в СЭЗ Крыма и Севастополя
Работа СЭЗ на территории полуострова регламентируется Федеральным законом, датированным 29.11.2014 года под N 377-ФЗ. Действующим законодательством пока что не предусмотрено ограничений по поводу организационно-правовой формы ИП или юридических лиц, желающих стать участниками СЭЗ.
Предпринимательская деятельность в СЭЗ ограничена, она не может касаться пользования недрами для целей разведки и добычи полезных ископаемых, разработки месторождений континентального шельфа Российской Федерации.
Это означает, что любые юр. лица и ИП, зарегистрированные и состоящие в Крыму на налоговом учете, имеют право получить положение участника СЭЗ. Обязательным является наличие соответственной инвестиционной декларации об осуществлении инвестиционного проекта на территории Республики Крым. Как заявил в интервью ИА «КрымБизнесКонсалтинг» Андрей Соколов, замминистра по делам Крыма, для полноправного вхождения в выгодно экономическую зону необходимо иметь регистрацию ИП/юридического лица в Севастополе или Крыму, а также инвестиционный проект с вложением капитала в размерах от 3-х миллионов рублей за первые 3 года осуществления деятельности. Не имея статуса самостоятельного юридического лица, войти в зону не смогут различные представительства и филиалы компаний.
Для беспрепятственного вхождения в состав свободной экономической зоны необходимо соблюдать ряд условий и формальностей. Обязательными являются:
- Регистрация ИП или организации в Севастополе или на остальной территории Крыма.
- Постановка в местных налоговых органах на учет.
- Подача соответственного заявления с просьбой заключить договор с возможностью деятельности в условиях СЭЗ. В письменном виде данное заявление подается в Совмин Крыма или Законодательное собрание города Севастополя.
- Приложение указанного пакета документации при подаче заявления. Такими документами являются: — для юр. лиц – ксерокопии учредительных документов, — копии документов о постановке на налоговый учет, — ксерокопии свидетельств о гос. регистрации ИП или юр. лица, — инвестиционная декларация, изложенная в соответствующей форме.
- Заполнение установленного образца инвестиционной декларации. Содержание декларации определяется нормативами федерального закона ФЗ-377, отражая следующие сведения: — вид деятельности, — целенаправленность инвестиционного проекта, — экономически-техническое определение инвестиционного проекта (обязательно указывается размер средней ЗП и количество планируемых рабочих вакансий), — размеры общих капитальных финансовых вложений, планируемых в рамках проекта (в частности, необходима информация о планируемых вложениях в первые 3 года, считая от даты заключения договора), — отражение реализации инвестиционного проекта в Крыму или Севастополе, — отражение графика ежегодных вложений в первые 3 года деятельности.
- Следующим пунктом идет ожидание принятия решения соответствующими органами и окончательное вынесение заключения. Порядок и сроки рассмотрения зависят от размеров капитальных вложений. При сумме вложений более 100 млн. рублей заявка с проектом договора и приложенной документацией направляется на рассмотрение в экспертный совет по вопросам СЭЗ не позднее 7-дневного срока. В совете рассмотрение заявки происходит в течение 15 дней, при этом орган может вменить заявителю внесение каких-либо изменений в поданную декларацию. При заявленной сумме менее 100 млн. рублей, заявку обязаны рассмотреть высшие исполнительные органы власти Севастополя или Республики Крым – в зависимости от места регистрации заявителя. Рассмотрение производится в течение 7-дневного периода.
- Заключение договора о работе в условиях СЭЗ. Заключенный договор затем входит в реестр участников свободной экономической зоны.
- Последним организационным вопросом является получение свидетельства о включении участника в единый реестр СЭЗ. Именно с этого времени заявитель становится полноправным участником и получает право на осуществление предпринимательской и иных видов деятельности на территории свободной экономической зоны в условиях специальных режимов налогообложения. Возможности и условия регулируются рамками заключенного договора.
Отказ в заключении договора практически невозможен, если участник выполнил все указанные требования и предоставил всю необходимую информацию и документы. Этот момент также регламентируется действующим законодательством.
Что надо иметь в виду в отношении доли вычетов?
Превышение вышеуказанных величин безопасной доли вычетов не является нарушением. Однако оно чревато повышенным интересом налоговых органов к данным, внесенным в декларацию. Как минимум, инспекция может запросить у вас пояснения.
Важно! Рекомендация от «КонсультантПлюс» Рекомендуем дать подробные пояснения и представить подтверждающие документы, даже если налоговый орган их не истребовал. Это снизит риск отбора вашей организации для выездной проверки. Пример письменных пояснений по факту высокой доли налоговых вычетов по НДС смотрите в К+. Это можно сделать бесплатно.
Подробнее переносе вычета на более поздний срок читайте здесь.
Пониженные налоговые ставки и другие льготы для бизнеса в Крыму
По законодательству России в данной ситуации предусматривается 2 разновидности льгот по налогам. К первым можно отнести льготы, определяемые для участников зоны, а вторые – это общие льготы, под которые попадают все ИП и организации, осуществляющие деятельность на территории зоны.
Льготы для резидентов СЭЗ в Крыму и Севастополе включают:
- Пониженные ставки по налогам на прибыль предприятий и возможности применения в отношении основных средств повышенного амортизационного коэффициента;
- При работе на НДС – льготы на налоги во время помещения продукции под таможенную процедуру свободной зоны таможенного контроля;
- Возможность нулевого налогообложения на имущество организаций в течение 10-ти лет;
- Общие размеры страховых взносов на 10-летний период снижены до 7,6%;
- Земельный налог не уплачивается в первый 3-летний период работы.
Законом о СЭЗ может быть установлен определенный перечень требований по поводу возмещения и уплаты НДС, а также применения налоговых вычетов по акцизам. Кроме того, существуют отдельные моменты при постановке участников СЭЗ на учет как плательщиков специальных налогов.
Как могут сочетаться налоговые режимы для малого бизнеса
Любой предприниматель имеет право осуществлять несколько видов хозяйственной деятельности, используя комбинацию разных налоговых режимов. В России распространено явление, когда малое предприятие использует сочетание УСНО (где лимит выручки составляет 64, 02 млн. рублей на 2014 год; но когда проводится его расчет, оборот, который попадает под ЕНВД, не учитывается) и ЕНВД (где отсутствует верхний предел выручки).
Чтобы было более ясно, обобщим эти возможности в таблицу.
Таблица 3. Сочетание налоговых режимов
Вариант совмещения налоговых режимов | Разрешено/запрещено | Основание (норма НК РФ) |
ОСНО + ЕНВД | Разрешено | Пункт 7 ст. 346.26 |
ОСНО + УСНО | Запрещено | Пункт 2 ст. 346.11 |
ОСНО + ЕСХН | Запрещено | Пункт 3 ст. 346.1 |
ЕНВД + УСНО | Разрешено | Пункт 4 ст. 346.12 |
ЕНВД + ЕСХН | Разрешено | Пункт 7 ст. 346.2 |
УСНО + ЕСХН | Запрещено | Подпункт 13 п. 3 ст. 346.12 |
УСНО 6% + УСНО 15% | Запрещено | Пункт 2 ст. 346.14 |
Особенности налогообложения в Крыму и Севастополе
Налог на прибыль в условиях крымской экономической зоны – наиболее приятный и выгодный, потому что участники СЭЗ уплачивают налоги на прибыль организаций по пониженным ставкам. Это в том случае, когда дело касается налога в региональный бюджет. А от уплаты налогов в федеральный бюджет резиденты полностью освобождаются – в течение 10 лет от даты получения первой прибыли. Налоговые ставки определяют высшие исполнительные органы Крыма и Севастополя, однако их размеры не будут выше установленного максимума. Например, первые 3 года участник уплачивает 2%-ный налог на прибыль в местный бюджет, в период с 4 до 8 лет осуществления деятельности – 6%, начиная с 9 года работы – 13, 5%.
Не менее комфортно и то, что участники свободной экономической зоны освобождаются и от налогообложения в отношении находящегося на балансе организаций имущества. Важный момент заключается в том, что не облагаемое налогом имущество должно приобретаться или создаваться с целью осуществления определенной деятельности на территории СЭЗ. Находиться имущество должно также на территории зоны. Освобождаются участники на 10 лет, отсчет которых начинается с последующего месяца после постановки имущества на учет.
К такого рода имуществу относится не только собственность организаций, но и имущество, переданное органами местного самоуправления на баланс предприятия. Считается, что наиболее актуальными льготы в этой сфере будут для направления ЖКХ и тех организаций, в ведении которых находятся большое количество имущественных владений.
Похожим вариантом является льгота на земельные налоги. Критерии для предоставления льгот практически те же – расположение земельного надела на территории СЭЗ, а также его эксплуатация в целях осуществления условий договора на территории зоны. Срок действия этих льгот – 3 года с того месяца как участник СЭЗ вступил в права владения конкретным участком при выполнении всех необходимых условий.
Страховые взносы оплачиваются в размере 7,6% на протяжении 10-летнего отрезка времени. Такая льгота распространяется на резидентов, которыми статус участника СЭЗ был получен не позднее 3-летнего периода от даты образования свободной экономической зоны на крымском полуострове.
Соблюдение всех правил, условий, льгот будет всесторонне контролироваться. Но хотя все налоговые проверки будут производиться Федеральной налоговой службой, любые внеплановые проверки должны строго согласовываться с Министерством по делам Крыма и отдельными экономическими органами субъектов.
Безопасный вычет по НДС по вашему региону: где посмотреть
Вся необходимая информация публикуется на веб-сайтах налоговых служб регионов. Мы настоятельно рекомендуем сверять значение доли вычетов в налоге, начисленном вашей организацией, со средним значением этого параметра по вашему региону (о том, почему это важно, читайте далее).
На 01.11.2020 ФНС обновила региональную статистику по вычетам. Актуальные данные по безопасной доле вычетов по НДС приведены в таблице ниже:
Регион | Безопасная доля вычетов на 01.11.2020 | Безопасная доля вычетов на 01.08.2020 | Безопасная доля вычетов на 01.06.2020 | Безопасная доля вычетов на 01.02.2020 | Безопасная доля вычетов на 01.11.2019 | Безопасная доля вычетов на 01.08.2019 | Безопасная доля вычетов на 01.05.2019 |
Республика Адыгея | 84,6 | 85,3 | 86,2 | 86,6 | 85,9 | 86,3 | 86,8 |
Республика Алтай | 88,9 | 90,9 | 94,0 | 101,8 | 90,8 | 91,8 | 93,3 |
Республика Башкортостан | 91,4 | 92,2 | 93,2 | 94,2 | 91,1 | 89,4 | 90,4 |
Республика Бурятия | 97,3 | 97,5 | 95,2 | 93,1 | 90,6 | 91,6 | 89,6 |
Республика Дагестан | 82,9 | 83,6 | 83,6 | 80,4 | 83,6 | 84,6 | 84,6 |
Республика Ингушетия | 92,9 | 92,3 | 91,6 | 93,0 | 93,3 | 94,3 | 93,8 |
Кабардино-Балкарская Республика | 90,7 | 89,6 | 87,5 | 93,2 | 91,6 | 91,9 | 90,4 |
Республика Калмыкия | 79,5 | 84,5 | 93,3 | 71,0 | 80,9 | 83,2 | 87,9 |
Карачаево-Черкесская Республика | 90,1 | 91,3 | 92,4 | 91,6 | 92,2 | 92,3 | 92,8 |
Республика Карелия | 79,0 | 79,9 | 79,9 | 78,4 | 74,9 | 76,7 | 80,6 |
Республика Коми | 78,4 | 79,4 | 79,1 | 80,1 | 76,4 | 76,5 | 76,1 |
Республика Марий Эл | 88,4 | 87,9 | 88,4 | 88,3 | 87,3 | 87,1 | 89,1 |
Республика Мордовия | 89,1 | 89,7 | 90,7 | 90,0 | 92,5 | 93,1 | 93,3 |
Республика Саха (Якутия) | 94,4 | 93,4 | 89,5 | 88,7 | 91,0 | 90,1 | 86,9 |
Республика Северная Осетия – Алания | 86,7 | 86,6 | 86,5 | 85,4 | 89,1 | 89,5 | 89,5 |
Республика Татарстан | 90,8 | 90,8 | 90,9 | 91,3 | 87,9 | 87,5 | 87,4 |
Республика Тыва | 81,5 | 80,7 | 78,9 | 78,0 | 78,4 | 77,2 | 82,5 |
Удмуртская Республика | 80,7 | 80,1 | 78,0 | 78,2 | 80,0 | 79,4 | 79,8 |
Республика Хакасия | 87,0 | 88,0 | 88,0 | 89,6 | 89,7 | 90,1 | 90,1 |
Чеченская Республика | 96,5 | 97,7 | 97,1 | 97,4 | 97,7 | 100,5 | 66,9 |
Чувашская Республика | 83,6 | 83,2 | 82,9 | 82,0 | 83,7 | 84,3 | 85,6 |
Алтайский край | 89,6 | 90,5 | 91,1 | 90,4 | 89,9 | 89,7 | 89,9 |
Забайкальский край | 91,4 | 91,0 | 90,0 | 88,3 | 89,6 | 87,4 | 87,5 |
Камчатский край | 92,7 | 94,0 | 92,1 | 88,4 | 90,2 | 89,8 | 82,4 |
Краснодарский край | 90,7 | 90,9 | 91,5 | 93,2 | 90,6 | 90,6 | 91,1 |
Красноярский край | 76,5 | 74,2 | 73,5 | 72,5 | 78,1 | 79,6 | 80,9 |
Пермский край | 86,9 | 87,1 | 87,6 | 87,2 | 82,1 | 80,9 | 80,9 |
Приморский край | 94,2 | 94,1 | 94,7 | 96,5 | 94,6 | 93,5 | 93,2 |
Ставропольский край | 90,0 | 89,6 | 88,8 | 89,4 | 88,8 | 88,9 | 88,8 |
Хабаровский край | 90,4 | 90,0 | 89,8 | 91,9 | 92,9 | 92,3 | 91,7 |
Еврейская автономная область | 82,7 | 82,5 | 83,2 | 89,8 | 87,2 | 90,9 | 105,8 |
Ненецкий АО | 149,2 | 142,6 | 139,3 | 157,7 | 148,5 | 141,5 | 157,2 |
Ханты-Мансийский АО – Югра | 67,0 | 67,7 | 64,6 | 64,0 | 58,7 | 57,0 | 56,6 |
Чукотский АО | 136,5 | 137,2 | 126,0 | 116,1 | 120,7 | 115,5 | 111,3 |
Ямало-Hенецкий АО | 72,4 | 72,4 | 70,9 | 69,4 | 64,4 | 62,9 | 62,0 |
Тверская область | 88,7 | 87,7 | 87,9 | 88,4 | 90,2 | 89,7 | 90,8 |
Томская область | 80,6 | 79,8 | 76,5 | 76,5 | 77,2 | 76,8 | 76,8 |
Тульская область | 95,8 | 96,0 | 96,1 | 97,1 | 97,0 | 97,5 | 96,7 |
Тюменская область | 84,6 | 85,3 | 84,4 | 87,1 | 84,2 | 84,6 | 84,5 |
Ульяновская область | 88,5 | 88,5 | 88,4 | 89,2 | 91,0 | 90,8 | 90,8 |
Челябинская область | 90,0 | 90,5 | 90,1 | 91,1 | 91,0 | 90,7 | 90,8 |
Ярославская область | 86,7 | 90,1 | 88,3 | 86,1 | 89,3 | 89,9 | 87,7 |
Москва | 88,9 | 89,1 | 89,8 | 89,0 | 88,7 | 88,0 | 88,0 |
Санкт-Петербург | 87,9 | 88,1 | 88,5 | 89,0 | 87,9 | 87,7 | 87,6 |
Амурская область | 131,2 | 131,7 | 128,4 | 136,0 | 130,1 | 127,3 | 131,1 |
Архангельская область | 85,0 | 91,1 | 93,7 | 108,3 | 77,0 | 83,0 | 78,7 |
Астраханская область | 76,5 | 74,3 | 72,0 | 71,8 | 65,9 | 64,5 | 60,4 |
Белгородская область | 92,0 | 92,6 | 92,9 | 93,3 | 91,6 | 91,8 | 92,0 |
Брянская область | 93,8 | 94,5 | 94,6 | 93,7 | 90,0 | 88,6 | 86,3 |
Владимирская область | 84,9 | 84,4 | 83,8 | 85,1 | 85,3 | 85,8 | 85,7 |
Волгоградская область | 91,6 | 92,9 | 94,6 | 96,3 | 90,7 | 88,3 | 89,2 |
Вологодская область | 98,7 | 100,0 | 98,7 | 101,3 | 98,9 | 99,3 | 99,9 |
Воронежская область | 92,9 | 93,0 | 92,8 | 92,7 | 93,0 | 92,8 | 93,6 |
Ивановская область | 91,3 | 91,3 | 92,0 | 91,9 | 92,5 | 92,5 | 92,9 |
Иркутская область | 78,4 | 78,1 | 77,1 | 77,7 | 77,1 | 77,2 | 77,9 |
Калининградская область | 64,3 | 64,3 | 62,9 | 63,6 | 60,3 | 60,3 | 61,3 |
Калужская область | 87,3 | 88,0 | 87,3 | 86,9 | 90,0 | 89,9 | 89,8 |
Кемеровская область — Кузбасс | 94,1 | 94,3 | 95,4 | 97,7 | 90,8 | 89,4 | 88,7 |
Кировская область | 88,3 | 89,3 | 91,2 | 98,0 | 87,2 | 87,6 | 88,9 |
Костромская область | 85,2 | 85,8 | 86,2 | 86,0 | 86,5 | 86,2 | 88,0 |
Курганская область | 85,2 | 85,1 | 84,3 | 85,0 | 85,8 | 86,1 | 86,2 |
Курская область | 93,5 | 94,0 | 91,9 | 93,4 | 90,0 | 90,8 | 92,1 |
Ленинградская область | 88,4 | 88,9 | 90,9 | 88,8 | 86,2 | 87,0 | 88,9 |
Липецкая область | 104,2 | 104,8 | 103,8 | 103,2 | 104,7 | 105,6 | 106,9 |
Магаданская область | 103,0 | 104,3 | 101,1 | 97,0 | 98,0 | 98,8 | 95,4 |
Московская область | 88,5 | 88,5 | 88,4 | 88,4 | 89,2 | 89,2 | 89,1 |
Мурманская область | 188,8 | 193,3 | 193,4 | 232,4 | 122,1 | 103,2 | 84,5 |
Нижегородская область | 90,4 | 91,2 | 91,3 | 92,1 | 89,0 | 88,3 | 88,6 |
Новгородская область | 96,6 | 96,0 | 95,7 | 98,6 | 95,8 | 95,1 | 97,6 |
Новосибирская область | 88,9 | 88,9 | 88,9 | 88,8 | 89,7 | 89,7 | 90,0 |
Омская область | 84,9 | 84,6 | 86,3 | 89,4 | 88,4 | 88,7 | 89,2 |
Оренбургская область | 74,3 | 74,1 | 71,6 | 73,7 | 71,5 | 69,9 | 70,8 |
Орловская область | 91,6 | 91,8 | 91,4 | 91,3 | 93,1 | 92,6 | 93,5 |
Пензенская область | 88,8 | 89,2 | 89,9 | 90,8 | 91,1 | 91,1 | 90,7 |
Псковская область | 89,7 | 90,3 | 89,3 | 90,7 | 89,2 | 88,1 | 90,7 |
Ростовская область | 92,7 | 92,0 | 92,2 | 91,0 | 92,7 | 92,9 | 93,7 |
Рязанская область | 82,0 | 81,8 | 81,7 | 82,2 | 82,1 | 83,9 | 85,6 |
Самарская область | 84,0 | 82,4 | 83,5 | 84,5 | 83,4 | 83,2 | 83,9 |
Саратовская область | 84,6 | 85,2 | 85,6 | 87,6 | 84,1 | 83,6 | 84,0 |
Сахалинская область | 95,0 | 94,9 | 93,8 | 72,0 | 98,9 | 97,2 | 94,7 |
Свердловская область | 91,0 | 91,2 | 91,0 | 91,1 | 91,7 | 91,5 | 91,3 |
Смоленская область | 92,8 | 92,7 | 91,5 | 91,7 | 95,4 | 94,6 | 94,1 |
Тамбовская область | 94,9 | 95,3 | 95,8 | 96,6 | 96,3 | 97,2 | 99,1 |
Республика Крым | 86,5 | 86,8 | 86,2 | 86,8 | 85,9 | 86,4 | 87,2 |
Город Севастополь | 81,2 | 81,4 | 80,9 | 81,1 | 81,4 | 81,3 | 81,1 |
Город Байконур | 62,1 | 71,7 | 74,1 | 72,1 | 93,4 | 71,5 | 74,5 |
Как подсчитать свою долю вычетов? Об этом вы можете узнать в КонсультантПлюс. Эксперты не только дали формулу и комментарии к ней, но и привели пример расчета. Получите пробный доступ к К+ бесплатно и переходите в Готовое решение.
Свобода таможенного пространства и портовых зон Крыма
Наряду с разработкой и созданием свободной экономической зоны создается ее аналог и в таможенном плане – Свободная таможенная зона. В пределах ведения СТЗ любые товары смогут использоваться и размещаться на территории СЭЗ без уплаты налогов и таможенных пошлин. Также не будут применяться меры нетарифного или неограниченного регулирования отдельных видов продукции, как принято в странах Таможенного союза. Для импорта товаров с нулевым налогообложением участникам СЭЗ необходимо будет представить свидетельство, подтверждающее участие резидента в реестре СЭЗ.
С вывозом продукции из зоны свободной экономической торговли все обстоит немного иначе. Например, если компанией приобретены товары в рамках СТЗ или конкретная продукция изготовлена при участии таких товаров, то при вывозе этих товаров с территории СЭЗ компания будет обязана доплачивать таможенные пошлины и сборы, от которых в других случаях она была освобождена, в том числе и ввозной НДС.
При этом исключение из правил есть. Если товары были приобретены для осуществления деятельности на территории зоны, то по истечению 5-летнего срока продукция будет доступна для вывоза в любые другие регионы России без таможенных выплат и процедур.
В данном случае резидент зоны имеет право выбора, при котором он платит НДС и таможенную пошлину за отдельные компоненты продукции, или же за товар, произведенный с применением этих комплектующих. Если при ввозе и вывозе товаров участие принимает два и более субъекта предпринимательской деятельности, то льготы на таможенные оплаты сохраняются в полной мере.
Следующим моментом является ФЗ-377 – закон, по которому предусматриваются субсидии, возмещающие затраты участников СЭЗ. К таким затратам относятся сборы, налоги, таможенные пошлины для товаров, которые ввозят для строительства, оборудования, технического оснащения объектов, необходимых резидентам зоны для реализации заявленных планов и проектов. В данное время нормативно-правовые акты, регулирующие выплаты субсидий этого типа, находятся на стадии разработки.
Этими же положениями в законодательстве РФ определяются статусы морских портов в Крыму и Севастополе – по принятым поправкам в законах они считаются свободными портами. На территории свободных портов пользуются правилами и процедурами по законодательству Таможенного союза.
Также по решению Правительства РФ в портах свободного типа устанавливается отдельный порядок таможенных процедур. Эти процедуры могут касаться перевозки пассажиров, транспортных средств, грузов, животных и различных видов товаров. В данный момент решение Правительства пока не принято, хотя проект документа уже разработан.
Порядок уплаты
Порядок уплаты налога зависит от того, есть ли у фирмы подразделения и к какой категории относится предприятие. А непосредственно сумму уплачивают двумя методами — через кассу банковской организации или онлайн на официальном ресурсе ФНС, используя сервис Заплати налоги.
При уплате через кассу банка, оператор выдает плательщику бланк платежной квитанции, которую заполняют на месте самостоятельно. Оплачивая сбор онлайн, нужно предварительно заполнить необходимые поля, а система автоматически сформирует платежку. После этого нужно нажать на кнопку «Оплатить», и средства спишутся со счета, указанного в соответствующем поле.
Главные правила для оплаты налога в зависимости от особенностей компании:
- Независимо от категории плательщика, налог и авансовые платежи уплачивают строго в срок, установленный законодательством.
- Если у российской организации есть офис на территории Крыма, то руководитель подразделения вправе самостоятельно уплачивать сбор в местную ФНС. Но глава компании также может вносить налоговые средства за все филиалы, в том числе и главный офис. Используя последний вариант оплаты, руководство в обязательном порядке уведомляет об этом налоговиков в письменном виде.
- Предприятия, которые созданы в течение первого налогового периода, при доходе менее 5 млн руб. за первый месяц работыуплачивает авансы ежеквартально. А в случае превышения поступлений, плательщик вносит налоговые средства ежемесячно.
Землепользование и строительство на территории Крымской СЭЗ
В статье 17 ФЗ-377 определены отдельные порядки, касающиеся землепользования и строительства на территории СЭЗ. Действовать закон начнет с января 2021 года, а его применение на практике будет касаться размещения тех объектов, которые считаются нужными для реализации планируемых участниками инвестиционных проектов.
При этом достаточно важно и то, что необходимые участнику для реализации планов земельные наделы будут предоставляться муниципалитетом или государством в аренду на обговоренный заранее срок – без каких-либо вариантов торгов.
Планировкой территории СЭЗ и разработкой соответствующей документации, а также принятием решений в этом направлении будет заниматься Совмин Крыма или Правительство Севастополя. Документация по планировке территории и размещения на ней объектов должна готовиться участниками за свой счет. Объекты будут размещаться по предварительному согласованию мест размещения, или же в соответствии с планировкой территории. Публичных слушаний при утверждении месторасположения объектов Федеральными органами исполнительной власти производиться не будет. Причем регламенты градостроительного направления на предназначенные для размещения объектов участки не распространяются.
Подготовительные работы можно начинать еще до непосредственной выдачи разрешения на строительство – от даты предоставления проектных документов. Местные уполномоченные органы способны определять списки разновидностей подготовительных работ. А уже сами разрешения на строительство объектов, как и на ввод объектов в эксплуатацию, выдает Совмин Республики Крым и власти Севастополя.
Экономическое взаимодействие с материковой Россией
Стоит учитывать тот момент, что любая деятельность компаний подразумевает выполнение общих положений Налогового кодекса РФ, а льготы участникам СЭЗ предоставляются лишь в отдельных случаях. Такие льготные положения могут применяться в пользу деятельности, которую осуществляет компания в рамках условий Свободной экономической зоны.
В иных случаях льготы могут быть применимы лишь при условии ведения раздельного учета, правила и положения которого также находятся в стадии разработки и планирования. Получается, что раздельный учет может быть затруднен при определенной специфике деятельности компаний, когда нужно определить рамки договора и те позиции, по которым бизнес ведется на общих основаниях.
Пример: субъект занимается консалтингом, предоставляя консультации и на территории Крыма, и в другом регионе России. При этом организация зарегистрирована в свободной экономической зоне, здесь же находится центральный офис, а филиалы – по всему материку. Но никаких ограничений и запретов участникам СЭЗ при распространении предпринимательской деятельности на другие регионы России закон не предусматривает.
Еще один вариант, при котором условия работы в СЭЗ заинтересуют материковых бизнесменов – это отсутствие запретов на использование за пределами зоны различных видов транспорта. То есть после приобретения участником СЭЗ транспортных средств, они могут в дальнейшем использоваться в эксплуатации на материке и в международных перевозках.
Это в первую очередь специализированные виды транспорта, предназначенные для перевозки пассажиров и грузов: автобусы, тракторы, тягачи, воздушные, железнодорожные и водные виды транспорта. Однако и здесь есть свои нюансы.
Во-первых, использовать транспорт в личных целях будет нельзя. А во-вторых, впоследствии такие транспортные средства будут ограничены в сроках во время нахождения на территории материковой России.
Расторжение договора участника СЭЗ добровольно и в принудительном порядке
Потеря статуса участника СЭЗ возможна по ряду причин – не только при окончании срока действия договорных условий. Кроме этого, договор может быть расторгнут по соглашению сторон или по причине прекращения деятельности компании.
Также, если в ходе проверок были выявлены определенные нарушения, участник может быть лишен своих прав в принудительном порядке – через судебные инстанции и на основании предоставленных доказательств нарушения условий договора. Требовать расторжения договора через суд исполнительные власти Крыма и Севастополя могут в случаях выявления:
- Указания неверных сведений – занижения размеров капитальных вложений с явным отличием от прописанных в договоре цифр, или необоснованного изменения графика ежегодных вложений в первые 3 года;
- Изменения целенаправленности инвестиционного проекта;
- Осуществления на территории зоны предпринимательской деятельности, которая не предусматривалась данным договором;
- Другие нарушения договорных условий по реализации установленной инвестиционной декларации.
При расторжении данного договора в связи с решением суда, участник СЭЗ исключается из единого реестра. Спорные вопросы рассматриваются Арбитражным севастопольским судом или Арбитражным судом Крыма.
С учетом 41 статьи части первой Арбитражного процессуального кодекса, участник свободной экономической зоны имеет право на приведение своих доводов в процессе рассмотрения спорных вопросов. Он может представить любые доказательства, попытаться отстоять свою позицию, обжаловать судебные решения и акты.
Как повлияет повышение НДС на цены?
Эксперты считают, что повышение ставки НДС до 20% будет сдерживать рост российской экономики в 2021 году. Первый вице-премьер и глава Минфина Антон Силуанов сказал, что повышение НДС может ускорить инфляцию в 2021 году с ожидаемых 3% до 4-4,5%.
По мнению управляющего директора по макроэкономическому анализу и прогнозированию рейтингового агентства «Эксперт РА» Антона Табаха, рост ставки НДС может разогнать инфляцию в 2021 году и тем самым стимулировать ЦБ повысить ключевую ставку. Алексей Кудрин заявлял, что повышение налога ускорит инфляцию в 2021 году на 0,4 п.п., инфляция останется на уровне 4% по году.
Президент России Владимир Путин в ходе ежегодной большой пресс-конференции сообщил, что небольшой рост цен в связи с повышением НДС в России должен ограничиться началом 2021 года. Президент также обратил внимание, что Центробанк принимает определенные действия, в их числе — увеличении ключевой ставки с 7,5% до 7,75% в середине декабря прошлого года.
Путин обратил внимание, что во многих странах НДС — 20% и выше, при этом в России даже после повышения этого налога так называемая эффективная ставка НДС в целом по экономике будет меньше 20%, так как были сохранены практически все льготы — по лекарствам, детским товарам, для IT-компаний и так далее.
Что касается влияния этого шага на рост тарифов ЖКХ, то, как подчеркнул президент, в последние годы этот показатель увеличивался примерно на 4%, и в 2021 году он вырастет в общей сложности на 4,1%. При этом индексация тарифов будет проводиться в два этапа, потому что в связи с ростом НДС ожидается определенный рост стоимости услуг и товаров, связанных с необходимостью нормального функционирования системы ЖКХ.
Законодательная база по Специальной Экономической Зоне в Крыму
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.11.2014 № 377-ФЗ «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.11.2014 № 379-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.11.2014 № 378-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
- Приказ Министерства Российской Федерации по делам Крыма от 09.02.2015 №25 «Об утверждении примерной формы договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне».
- Приказ Министерства Российской Федерации по делам Крыма от 09.02.2015 № 26 «Об утверждении формы инвестиционной декларации».
- Приказ Министерства Российской Федерации по делам Крыма от 09.02.2015 № 27 «Об утверждении формы свидетельства о включении юридического лица, индивидуального предпринимателя в единый реестр участников свободной экономической зоны».
- Приказ Министерства Российской Федерации по делам Крыма от 09.02.2015 № 28 «Об утверждении Порядка работы экспертных советов по вопросам свободной экономической зоны».
- Приказ Министерства Российской Федерации по делам Крыма от 11.03.2015 № 53 «Об утверждении персонального состава экспертного совета по вопросам свободной экономической зоны на территории Республики Крым».
- Закон Республики Крым от 29.12.2014 №61-ЗРК/2014 «Об установлении ставки по налогу на прибыль организаций на территории Республики Крым».
- Закон Республики Крым от 19.11.2014 № 7-ЗРК/2014 «О налоге на имущество организаций».
- Закон Республики Крым от 29.12.2014 №60-ЗРК/2014 «Об установлении ставки единого сельскохозяйственного налога на территории Республики Крым».
- Закон Республики Крым от 29.12.2014 №59-ЗРК/2014 «Об установлении ставки налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения на территории Республики Крым».
- Распоряжение Совета министров Республики Крым «О вопросах организации функционирования свободной экономической зоны на территории Республики Крым» от 31.12.2014 №1639-р.
Органы управления СЭЗ
- Министерство Российской Федерации по делам Крыма (нормативно-правовое сопровождение функционирования СЭЗ, осуществление ведения реестра участников СЭЗ и др.). — Адрес: 295000, г. Симферополь, ул. Карла Маркса, 28/10, «Литер Б». — Телефон/факс: +7 10 38 (0652) 788-428. — Официальный сайт: https://mincrimea.gov.ru/
- Экспертные советы по вопросам СЭЗ на территории Республики Крым и города Севастополя (рассмотрение и принятие решений о заключении договоров об условиях деятельности в СЭЗ по проектам с объемом капитальных вложений свыше 100 млн. руб.).
- Совет министров Республики Крым (уполномоченный орган — Министерство экономического развития Республики Крым) и Правительство Севастополя (уполномоченный орган — Главное управление экономического развития) (организационное и материально-техническое обеспечение деятельности экспертных советов, прием и рассмотрение документов, заключение договоров об условиях деятельности в СЭЗ по проектам с объемом капитальных вложений до 100 млн. руб., контроль за исполнением условий договоров, подготовка ежегодного отчета о результатах функционирования СЭЗ).
- Министерство экономического развития Республики Крым — Адрес: 295000, г. Симферополь, проспект Кирова, 13 — Телефон/факс: +7 10 38 (0652) 544-294, 274-404. — Официальный сайт: https://minek.rk.gov.ru/
- Главное управление экономического развития Департамента экономической политики и финансов Правительства города Севастополя — Адрес: 299011, г. Севастополь, ул. Ленина, д.2, — Канцелярия тел., приёмная тел.: +7 (8692) 54-47-73, факс
Подготовлено по материалам информ-агентства «КрымБизнесКонсалтинг»