В июне 2021 года ФНС обнародовала среднеотраслевые показатели налоговой нагрузки – сведены воедино данные за 2021 год.
Именно на эти показатели компаниям и нужно ориентироваться при расчете своей налоговой нагрузки. Для чего компаниям необходимо знать среднеотраслевые показатели налоговой нагрузки, как правильно
рассчитать налоговую нагрузку– на эти и другие вопросы ответим в этой статье.
Налоговая нагрузка – изменения в цифрах.
Налоговая нагрузка на российский бизнес растет.
10,8% — среднерыночный показатель налоговой нагрузки за 2017 год в РФ.
11,2% — среднерыночный показатель налоговой нагрузки за 2019 год в РФ.
Налоговая нагрузка — это совокупный показатель всех налогов и сборов, которые компания должна перечислить в бюджет государства. Согласно «свежим» цифрам, налоговая нагрузка на бизнес в России продолжает расти. Ощутимую динамику за последние пару лет налоговая нагрузка демонстрирует на рынке добычи полезных ископаемых, в строительстве, на рынке управления недвижимостью, в кожевенном производстве, подросла налоговая нагрузка для гостиниц, организаций сферы общественного питания, связистов и многих других. Справедливости ради нужно отметить, что по небольшому перечню видов деятельности налоговая нагрузка за последние два года снизилась, например, на производство продуктов питания, сигарет, напитков среднеотраслевой налог сократился с 28,2% до 20,9%, на производство нефтепродуктов – с 5,1% до 4,2%. В итоге среднеотраслевой показатель налоговой нагрузки в РФ составляет 11,2%, нагрузка по страховым взносам составляет 3,7%. Для чего компаниям необходимо знать среднеотраслевые показатели налоговой нагрузки, как правильно рассчитать налоговую нагрузку – на эти и другие вопросы читайте ответы далее.
Налоговая нагрузка по отраслям. Данные за 2021 год.
Состав видов деятельности
Традиционно показатели налоговой нагрузки по видам экономической деятельности закреплены Приложением № 3 к упомянутому приказу. Теперь уже – за 2021 год (ФНС обновляет их ежегодно). В документе речь идёт об укрупненных направлениях деятельности согласно классификатору ОКВЭД-2. Ищите тот который наиболее соответствует вашей сфере.
Также см. «Период выездной налоговой проверки: что придут смотреть».
Налоговая нагрузка по конкретным налогам.
Для юридических лиц:
- По налогу на прибыль:
Налоговая нагрузка = Налог на прибыль / (доход от реализации + внереализационный доход).
- По НДС (вариант 1):
Налоговая нагрузка = НДС / налоговая база, определенная по данным раздела 3 декларации по НДС (рынок РФ).
- По НДС (вариант 2):
Налоговая нагрузка = НДС / налоговая база, определенная как сумма налоговых баз, отраженных в разделах 3 и 4 декларации по НДС (рынок РФ + экспорт).
Для ИП:
- По НДФЛ:
Налоговая нагрузка= НДФЛ по декларации / доход по декларации 3-НДФЛ.
- По УСН:
Налоговая нагрузка = Налог по УСН / Доход по УСН.
- По ЕСХН:
Налоговая нагрузка = Налог по ЕСХН / Доход по ЕСХН.
- По ОСНО:
Налоговая нагрузка = НДС + Налог на прибыль/ выручка без НДС.
Виды показателей
Отметим, что коэффициенты налоговой нагрузки по видам экономической деятельности в Концепции выездных проверок ФНС всегда представлены в табличном виде. И их 2 вида:
- просто налоговая нагрузка;
- и для справки – фискальная нагрузка по страховым взносам.
Обращаем внимание, что значения налоговой нагрузки по видам экономической деятельности за 2021 год показаны в процентах.
Налоговая нагрузка – это отношение налогов (в т. ч. НДФЛ) и сборов по данным официальной статотчетности ФНС России к обороту организаций по данным Росстата, умноженное на 100%.
Далее вашему вниманию представлен полный официальный перечень показателей налоговой нагрузки по видам экномической деятельности на 2021 год за период 2021 год.
Вид экономической деятельности (по ОКВЭД-2) | Период 2021 года | |
Налоговая нагрузка, % | Справочно: фискальная нагрузка по СВ, % | |
ВСЕГО | 10,8 | 3,6 |
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство, рыбоводство – всего | 4,3 | 5,5 |
растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях | 3,5 | 5,4 |
лесоводство и лесозаготовки | 7,5 | 6,8 |
рыболовство, рыбоводство | 7,9 | 5,5 |
Добыча полезных ископаемых – всего | 36,7 | 1,8 |
добыча топливно-энергетических полезных ископаемых -всего | 45,4 | 1,0 |
добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических | 18,8 | 4,1 |
Обрабатывающие производства – всего | 8,2 | 2,2 |
производство пищевых продуктов, напитков, табачных изделий | 28,2 | 2,4 |
производство текстильных изделий, одежды | 8,1 | 4,2 |
производство кожи и изделий из кожи | 7,9 | 4,7 |
обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения | 2,0 | 3,6 |
производство бумаги и бумажных изделий | 4,4 | 1,8 |
деятельность полиграфическая и копирование носителей информации | 9,2 | 4,3 |
производство кокса и нефтепродуктов | 5,1 | 0,2 |
производство химических веществ и химических продуктов | 1,9 | 2,4 |
производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях | 6,9 | 3,0 |
производство резиновых и пластмассовых изделий | 6,3 | 2,6 |
производство прочей неметаллической минеральной продукции | 8,9 | 3,5 |
производство металлургическое и производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования | 4,4 | 2,4 |
производство машин и оборудования, не включенные в другие группировки | 8,8 | 3,9 |
производство электрического оборудования, производство компьютеров, электронных и оптических изделий | 9,9 | 4,3 |
производство компьютеров, электронных и оптических изделий | 12,5 | 5,3 |
производство электрического оборудования | 6,7 | 3,0 |
производство прочих транспортных средств и оборудования | 4,7 | 4,8 |
производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов | 5,1 | 1,7 |
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха – всего | 6,8 | 2,4 |
производство, передача и распределение электроэнергии | 8,1 | 2,2 |
производство и распределение газообразного топлива | 1,3 | 1,4 |
производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха | 6,5 | 4,5 |
Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность и ликвидация загрязнений – всего | 8,4 | 4,8 |
Строительство | 10,2 | 4,3 |
Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов – всего | 3,2 | 1,2 |
торговля оптовая и розничная автотранспортными средствами и мотоциклами и их ремонт | 2,7 | 1,1 |
торговля оптовая, кроме оптовой торговли автотранспортными средствами и мотоциклами | 3,1 | 0,9 |
торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами | 3,6 | 2,2 |
Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания – всего | 9,5 | 5,7 |
Транспортировка и хранение – всего | 6,8 | 4,8 |
деятельность железнодорожного транспорта: междугородные и международные пассажирские и грузовые перевозки | 8,5 | 6,8 |
деятельность трубопроводного транспорта | 4,5 | 2,1 |
деятельность водного транспорта | 9,3 | 4,1 |
деятельность воздушного и космического транспорта | отр. | 3,0 |
деятельность почтовой связи и курьерская деятельность | 14,4 | 11,6 |
Деятельность в области информации и связи – всего | 16,4 | 5,2 |
Деятельность по операциям с недвижимым имуществом | 21,3 | 6,3 |
Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги | 15,4 | 9,2 |
Источник информации о налоговой нагрузке по видам экономической деятельности на 2021 год – официальный сайт ФНС России.
С нашего сайта бесплатно скачать показатели налоговой нагрузки по видам экономической деятельности за 2021 год по прямой ссылке можно здесь.
Читать также
17.05.2018
Для чего это нужно
Чтобы помочь налогоплательщикам оценить вероятность включения в план выездных налоговых проверок, ФНС России опубликовала значения среднеотраслевых показателей по видам экономической деятельности за 2017 год. Опираясь на эти сведения в 2021 году, бухгалтеры могут сравнить показатели своей финансово-хозяйственной деятельности с общедоступными критериями налоговых рисков.
В таблице приведены данные налоговой нагрузки, рентабельности проданных товаров, продукции, работ, услуг и рентабельности активов организаций по видам экономической деятельности, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщиков.
Оценка рисков и уточнение налоговых обязательств позволяют значительно снизить вероятность включения налогоплательщика в план выездных налоговых проверок.
В последние годы изменен подход к организации контрольной работы налоговых органов. Акцент сделан на комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, и, как следствие, отказ от тотального контроля и переход к контролю, основанному на критериях риска.
В связи с чем Федеральной налоговой службой разработана и утверждена Концепция планирования выездных налоговых проверок, предусматривающая новый подход к построению системы отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.
Согласно Концепции планирование выездных налоговых проверок – открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения выездного контроля по общедоступным критериям риска совершения налогового правонарушения. Данный процесс носит открытый характер. Налогоплательщик, соответствующий таким критериям, с большой долей вероятности будет включен в план выездных налоговых проверок.
Федеральная налоговая служба стремится к усилению аналитической составляющей контрольной работы налоговых органов в целях побуждения налогоплательщиков к добровольному уточнению своих налоговых обязательств.
Другие критерии
Дополнительно повышают такие риски одновременное присутствие следующих обстоятельств:
- контрагент, имеющий вышеуказанные признаки, выступает в роли посредника;
- наличие в договорах условий, отличающихся от существующих правил (обычаев) делового оборота (например, длительные отсрочки платежа, поставка крупных партий товаров без предоплаты или гарантии оплаты, несопоставимые с последствиями нарушения сторонами договоров штрафными санкциями, расчеты через третьих лиц, расчеты векселями и т.п.);
- отсутствие очевидных свидетельств (например, копий документов, подтверждающих наличие у контрагента производственных мощностей, необходимых лицензий, квалифицированных кадров, имущества и т.п.) возможности реального выполнения контрагентом условий договора, а также наличие обоснованных сомнений в возможности реального выполнения контрагентом условий договора с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг;
- приобретение через посредников товаров, производство и заготовление которых традиционно производится физическими лицами, не являющимися предпринимателями (сельхозпродукция, вторичное сырье (включая металлолом), продукция промысла и т.п.);
- отсутствие реальных действий плательщика (или его контрагента) по взысканию задолженности. Рост задолженности плательщика (или его контрагента) на фоне продолжения поставки в адрес должника крупных партий товаров или существенных объемов работ (услуг);
- выпуск, покупка/продажа контрагентами векселей, ликвидность которых не очевидна или не исследована, а также выдача/получение займов без обеспечения. При этом негативность данного признака усугубляет отсутствие условий о процентах по долговым обязательствам любого вида, а также сроки погашения указанных долговых обязательств больше трех лет;
- существенная доля расходов по сделке с «проблемными» контрагентами в общей сумме затрат налогоплательщика, при этом отсутствие экономического обоснования целесообразности такой сделки при одновременном отсутствии положительного экономического эффекта от ее осуществления и т.п.
Соответственно, чем больше вышеперечисленных признаков одновременно присутствуют во взаимоотношениях налогоплательщика с контрагентами, тем выше степень его налоговых рисков.
Характер взаимоотношений с контрагентами
При оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, налогоплательщику рекомендуется исследовать следующие признаки:
- отсутствие личных контактов руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-поставщика и руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-покупателя при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров;
- отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
- отсутствие документального подтверждения полномочий представителя контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
- отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских и/или производственных и/или торговых площадей;
- отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (нет рекламы в СМИ, нет рекомендаций партнеров или других лиц, нет сайта контрагента и т.п.). При этом негативность данного признака усугубляется наличием доступной информации (например, в СМИ, наружная реклама, Интернет-сайты и т.д.) о других участниках рынка (в том числе производителях) идентичных (аналогичных) товаров (работ, услуг), в том числе предлагающих свои товары (работы, услуги) по более низким ценам;
- отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ (общий доступ, официальный сайт ФНС России www.nalog.ru).
Наличие подобных признаков свидетельствует о высокой степени риска квалификации подобного контрагента налоговыми органами как проблемного (или «однодневки»), а сделки, совершенные с таким контрагентом, сомнительными.