Какой порядок распределения чистой прибыли (нюансы)?


Формирование прибыли

Процесс суммирования прибылей и убытков, полученных от производимых операций, называется формированием прибыли. К таким операциям относят:

  • продажу продукции;
  • деятельность, связанную с инвестированием;
  • внереализационные операции,
  • реализацию основных фондов компании.

Образуется прибыль за счет различных источников, основным из которых является объем реализации, определяемый как разница между доходом от продаж и сопровождающими их затратами. Величина прибыли зависит от:

  • объема продаж;
  • уровня цен на продукцию;
  • соответствия уровня издержек произведенным затратам.

Объем продаж, в свою очередь, зависит от грамотной коммерческой деятельности, создания условий для продаж, организации рекламы, удачной ценовой политики, товарного производства. Оптимальный уровень издержек характерен для правильной организации труда, технологии производства, технической оснащенности.

Не последнее место в формировании прибыли играет инновационная деятельность предприятия. Она обеспечивает обновление выпускаемых конкурентоспособных продуктов, рост объемов продаж и, соответственно, прибыли.

Распределение прибыли предприятия

В условиях конкуренции любая компания не только стремится к получению максимальной прибыли, но и к такому ее объему, который даст возможность удерживать приемлемые позиции на рынке сбыта и целенаправленно развивать производство. Поэтому не менее важно правильно распределить прибыль, грамотно реализовав политику поощрения и формирования собственных ресурсов.

Распределяя прибыль, компании учитывают состояние рыночной среды, диктующей необходимость расширения производственных мощностей компании. Исходя из этого фактора, определяются масштабы отчислений в фонды, предназначающиеся для финансирования капвложений, увеличения оборотных активов, внедрения новых технологий и методов труда, обеспечения НИОКР и т.п.

Управление финансовыми результатами

Повышение эффективности формирования и распределения прибыли достигается путем грамотного управления и планирования. Для этого руководство организации обязано подходить к принятию любого решения относительно финансового результата комплексно и обоснованно. В процессе управления организацией управленцы должны применять различные подходы.

Также необходимо соблюдать интересы не только собственников предприятия, но и государства. В процессе планирования требуется тщательно анализировать уровень риска. Чтобы постепенно увеличивать сумму финансового результата, требуется повышать конкурентоспособность продукции.

Рассмотрев, как происходит формирование и распределение прибыли предприятия, можно правильно управлять этим процессом, устранять негативные, сдерживающие развитие факторы.

Порядок распределения и использования прибыли

Полученную прибыль компания использует согласно действующему законодательству и положениям, закрепленным в учредительных документах, придерживаясь такой схемы распределения прибыли:

  • из сформированной прибыли уплачиваются все налоги и обязательные платежи в бюджет (на прибыль, землю, ТС, рентные, др.);
  • из оставшейся в распоряжении компании прибыли (чистой) отчисляются средства в фонды накопления и потребления (резервный, инвестиционный, развития производства, дивидендный, социального развития, материального поощрения и другие предусмотренные уставом или учредительными документами). Нормативы отчислений в фонды устанавливаются компанией по предварительному согласованию с учредителями.

При всем многообразии подходов к распределению прибыли, для всех предприятий характерны одни и те же принципы распределения прибыли – направление ее:

  • на накопление, т. е. развитие компании (образование и пополнение резервных и инвестиционных фондов, вложение в УК других компаний, финансовые инвестиции на разные сроки). Эта часть прибыли отражается в блоке нераспределенной и формирует фонды;
  • на потребление, т.е. распределенная прибыль (выплата дивидендов, обеспечение социальной и материальной поддержки персонала, приобретение акций, др.)

Таким образом, распределение прибыли является способом реализации разработанной дивидендной политики и политики формирования собственных ресурсов компании.

Производственный кооператив

Проблемы формирования и распределения прибыли производственных кооперативов связаны с редкостью такой формы организации в нашей стране. Это коммерческое предприятие объединяет людей для осуществления хозяйственной деятельности посредством их совместного труда. При этом основой функционирования таких организаций не является финансовый вклад участников. Члены кооператива вносят в него свой труд, а не денежные средства. Наличие субсидиарной ответственности в этом случае не прибавляет популярности кооперативам.

Прибыль, которая распределяется между участниками, также предварительно облагается налогом. Из нее вычитают штрафы, задолженности и прочие необходимые платежи. Остаток прибыли распределяется между членами кооператива в соответствии с их трудовым или паевым взносом в деятельность организации. В уставе эта процедура должна быть четко прописана. Если участник не вносил в отчетном периоде трудового взноса в развитие кооператива, прибыль начисляется в соответствии с его паем.

Распределение и использование прибыли предприятия

Законодатель регулирует распределение прибыли в части налоговых поступлений в бюджеты. Определение других направлений расхода оставшейся части прибыли – прерогатива копании. Порядок распределения и использования прибыли обязательно фиксируется в учредительных документах и утверждается руководителем компании.

Нормативы распределения прибыли не оговариваются законодателем, но определенное влияние, например, через льготы по налогам, стимулирует направленность прибыли на капвложения, инновации, благотворительность и иные цели. Законодатель ограничивает размер резервного фонда, регулирует порядок формирования резерва по сомнительным долгам. Рассмотрим некоторые аспекты распределения прибыли в компаниях разных организационно-правовых форм.

Как построить партнерство в компании

Для того чтобы бизнес развивался и приносил прибыль необходимо взаимопонимание между партнерами, общие цели и взгляды. Рано или поздно, раздел бизнеса все равно произойдет, вопрос лишь в том, мирно или нет. Причины бывают разные: это может быть и внутренний конфликт, так и желание одного из партнеров выйти из бизнеса и заняться другим делом. В любом случае, всегда возникает вопрос: «Как делить прибыль между партнерами?».

Самой распространенный вариант разделения прибыли у многих начинающих бизнесменов, работающих с одним или несколькими партнерами, является равномерное распределение дохода между всеми участниками. На первых парах это может показаться вполне подходящей схемой, ведь все вкладывают одинаковое количество средств, сил и времени. Однако все хорошо только до тех пор, пока один из партнеров не поймет, что он должен получать больше других. Вот тогда-то и начинаются проблемы, разногласия, судебные тяжбы, крах бизнеса.

Во избежание ссор и недоразумений касательно вопроса о разделении прибыли между учредителями, наилучшим вариантом станет составление корпоративного соглашения, которым будет регулироваться этот процесс. Разумеется, на первых порах можно работать по устной договоренности и соглашению, но чем раньше будет заключен юридический документ, тем безопаснее будет себя чувствовать каждый учредитель.

Корпоративное соглашение будет объективным только в том случае, когда оно грамотно составлено и учтены следующие нюансы:

  • Какую роль в бизнесе играет каждый участник: инвестор, управленец, основатель, ментор;
  • Какая роль для бизнеса важнее на данном этапе, без кого бизнес не сможет существовать;
  • Кто пользуется большим авторитетом, чье слово остается последним;
  • Какая прибыль будет разделяться: балансовая, управленческая или доход с оборота;
  • Что будет подвергаться разделу: белое, серое, черное;
  • Как и в каком объеме будет происходить реинвестирование в бизнес;
  • Когда будет происходить распределение прибыли между партнерами: ежемесячно, ежеквартально, ежегодно.

Распределение прибыли в ООО и АО

Участники ООО вправе распределять полученную прибыль или убытки согласно закону от 08.02.1998 № 14-ФЗ. Чистая прибыль ООО распределяется общим собранием участников, но оно не вправе принимать решения, если:

  • не оплачен УК;
  • не выплачена доля участника или ее часть;
  • имеются признаки несостоятельности компании;
  • если стоимость чистых активов ООО меньше УК и резервного фонда.

Основными вопросами при распределении прибыли в ООО могут быть такие:

  • увеличение УК с пропорциональным увеличением доле участников;
  • погашение убытков прошлых лет;
  • выплата дивидендов.

Увеличить УК возможно лишь после его полной оплаты и при принятии такого решения 2/3 голосов. Часть прибыли, распределяемая на уплату дивидендов, делится между участниками пропорционально их долям в УК, если уставом не установлен другой алгоритм распределения.

Пример распределения дивидендов в ООО «Дом»

Участниками компании являются три отечественные фирмы с разделением УК:

  • ООО «А» — 10%;
  • ООО «Б» — 40%;
  • ООО «В» — 50%.

В уставе ООО «Дом» указано, что распределение прибыли между участниками осуществляется поровну. По решению собрания от 28.03.2018 чистая прибыль за 2021 год в сумме 900000 руб. подлежит распределению между участниками.

Поскольку распределение дивидендов осуществляется не пропорционально, а поровну, то каждому участнику полагается по 300000 руб. (900000 / 3) за вычетом налога. Если бы оно осуществлялось пропорционально долям в УК, то расчет был бы таким:

– ООО «А» — 90 000 руб. (900 000 х 10%);

– ООО «Б» — 360 000 руб. (900 000 х 40%);

– ООО «В» — 450 000 руб. (900 000 х 50%).

Порядок распределения прибыли в АО регламентирует закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ. Согласно ему, АО использует чистую прибыль на создание фондов (в т.ч. специального фонда акционирования сотрудников), увеличение УК (размещением дополнительных акций или увеличением их стоимости), выплату дивидендов. Принятие решения о направлении прибыли АО – компетенция общего собрания акционеров.

Распределение дивидендов осуществляется на основании объявления об их выплате по размещенным акциям, принимаемого обычно по результатам каждого квартала. При этом размер дивидендов не может быть больше размера, рекомендованного советом директоров. АО не может объявлять о выплате дивидендов по акциям, если:

  • не оплачен УК;
  • не полностью выкуплены акции;
  • имеются признаки несостоятельности;
  • стоимость чистых активов ООО меньше УК и резервного фонда.

АО обязано создавать резервный фонд, формируя его обязательными ежегодными отчислениями (не менее 5% от чистой прибыли) до размера, предусмотренного уставом (не менее 5% от УК).

Пример отчислений в резервный фонд АО «Трио»

АО получило чистую прибыль за 2021 год в сумме 900 000 руб. УК составляет 2 000 000 руб., резервный фонд на 01.01.2017 составил 80 000 руб. Уставом АО установлен процент отчислений — 7% от УК до размера 140 000 руб. (2 000 000 х 7%).

Сумма отчислений должна составить 63 000 руб. (900 000 х 7%), но общая сумма резерва составит 143 000 руб. (80 000 + 63 000), т. е. превысит максимальный размер резерва на 3 тыс. руб. (143 000 – 140 000). Поэтому на пополнение фонда будет направлена сумма 60 000 руб.

Счет 84 Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

В течение отчетного года финансовый результат деятельности организации (прибыль или убыток) отражается на счете 99 «Прибыли и убытки».

31 декабря каждого года при реформации баланса сумма полученной чистой прибыли (убытка) списывается со счета 99 на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

Для удобства учета использования прибыли к счету 84 открываются субсчета:

  • «Прибыль, подлежащая распределению»;
  • «Нераспределенная прибыль»;
  • «Непокрытый убыток».

Прибыль, полученная по итогам отчетного года, отражается по кредиту счета 84:

Дебет 99 Кредит 84 субсчет «Прибыль, подлежащая распределению» — отражена чистая прибыль отчетного года.

Убыток, выявленный по итогам отчетного года, отражается по дебету счета 84:

Дебет 84 субсчет «Непокрытый убыток» Кредит 99 — отражен чистый непокрытый убыток отчетного года.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]