Как соотносятся общие правила и местные особенности
Правила начисления и уплаты земельного налога закреплены в главе 31 Налогового кодекса. Положения данной главы едины для всех муниципалитетов РФ, но при этом местные власти вправе устанавливать некоторые особенности в рамках общих правил.
Так, муниципалитет может утвердить свои ставки налога, но эти ставки не должны превышать максимальных значений, закрепленных в Налоговом кодексе. Кроме того, для организаций муниципальное образование имеет право установить собственный срок уплаты налога и авансовых платежей при условии, что последняя дата перевода денег не ранее той, что названа в НК РФ. Для физических лиц срок уплаты налога закреплен непосредственно в Налоговом кодексе. Наконец, местные власти могут ввести свои льготы по земельному налогу, а также установить, либо не устанавливать отчетные периоды в рамках налогового периода.
Чем грозит нарушение сроков уплаты?
Соблюдение сроков уплаты налогов является обязанностью организаций. В случае нарушения, когда юридическое лицо допустило просрочку платежа, налоговый орган вправе взыскать с него пени. Они начисляются в соответствии со статьей 75 НК за каждый календарный день, превышающий установленный срок.
По итогам года налоговая инспекция с нерадивой организации взыщет штраф по ст.122 НК, подлежащего к уплате в бюджет. Размер его составляет:
- 20% от суммы налога при неумышленном ошибке;
- 40% от суммы налога при умышленном ошибке.
Кто не платит земельный налог
Физические лица и организации, арендующие земельные участки или владеющие ими на праве безвозмездного срочного пользования.
Кроме того, в Налоговом кодексе приведен закрытый перечень налогоплательщиков, освобожденных от земельного налога. В список входят религиозные организации (в отношении участков под церковными и благотворительными строениями); общественные организации инвалидов (в отношении участков, используемых для уставной деятельности); любые предприятия в отношении земли, занятой государственными автодорогами общего пользования и ряд других категорий. Данный перечень действует во всех без исключения местностях.
Помимо этого каждый муниципалитет вправе дополнительно установить собственные льготы.
Подведем итоги
Если вы внимательно прочитали данный текст, то понятие земельного налога для компаний, фирм и организаций не должно оставлять у вас вопросов. Мы выяснили, что налог платят только собственники земли, даже если они сдают участок земли в аренду. Высчитывает сумму сбора по простой формуле, ставка и финансовая база исчисляются также просто – достаточно знать кадастровый номер участка и его целевое назначение.
Декларация должна быть подана один раз в год, но муниципалитеты оставляют за собой право назначать предварительные платежи – авансы каждый квартал. Законом также контролируются сроки выплат и выполнение налогового обязательства по земельным участкам организациями в принципе. Если юридическое лицо пренебрегает своими налоговыми обязанностями, штраф не заставит себя ждать.
На что не начисляется налог
На участки, изъятые из оборота в соответствие с законами РФ. Также от начисления налога освобождены участки, ограниченные в обороте, на которых расположены особо ценные объекты культурного наследия, либо объекты, предназначенные для обеспечения нужд обороны, безопасности и таможни. Наконец, под земельный налог не подпадают земли лесного фонда и участки, занятые государственными водными объектами.
Также предусмотрено, что объектом обложения земельным налогом не признаются земельные участки, которые входят в состав общего имущества многоквартирного дома.
Изменения в 2021 году
В 2021 году в земельное налогообложение было введено немало изменений, но ключевым считается изменение порядка расчетов.
Одно из таких изменений – ранее в основе расчета лежала балансовая стоимость участка, ныне же используют стоимость по кадастру. Основополагающую сумму налогообложения можно узнать на сайте Росреестра.
Измененные правила расчета вступили в силу в 2021 году, но только в 29 федеральных субъектах. Так сказать, проба пера, и, если она будет признана успешной, то на основе новых правил будет рассчитана наиболее оптимальная формула для последующих расчетов.
Специалисты признают, что предлагаемые принципы расчета земельного налога не идеальны. Поэтому в дальнейшим предполагается внесение дополнений и изменений. Но уже известно одно дополнение – ставка будет ежегодно увеличиваться в течение ближайших пяти лет. Так что к 2021 году мы получим окончательную сумму.
Налоговая ставка
Каждый муниципалитет утверждает собственные ставки земельного налога с учетом ограничений, установленных Налоговым кодексом. В нем названы максимальные значения для различных категорий земли. Так, для участков сельскохозяйственного назначения, участков, занятых жилищным фондом и участков, предназначенных для личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, огородничества и животноводства предельно допустимая ставка равна 0,3%. Для всех прочих земель максимальная ставка составляет 1,5%.
К тому же местные власти вправе дифференцировать ставки в зависимости от категорий земель и разрешенного использования участка. Узнать, какие ставки и льготы введены в вашей местности, можно в своей налоговой инспекции.
Кто рассчитывает земельный налог самостоятельно
До 2021 года налогоплательщики-организации вычисляли сумму земельного налога самостоятельно. Налог за 2021 год и более поздние периоды рассчитывают как организации, так и инспекторы. ИФНС направляет в адрес компании сообщение, где указана ставка, сумма к уплате и другие сведения. В случае несогласия компания вправе оформить пояснения и приложить к ним документы (например, о льготе), а налоговики обязаны их рассмотреть.
Индивидуальные предприниматели и физлица без статуса ИП уплачивают земельный налог на основании налоговых уведомлений, которые направляет инспекция. При этом работники ИФНС вправе предъявить налог к уплате не более чем за три года, предшествующих году, когда отправлено уведомление. Если же они включат в уведомление земельный налог за более ранние периоды, налогоплательщик вправе не перечислять деньги.
Чтобы налоговая инспекция могла рассчитать налог, информацию об участках налоговикам присылают работники органа, осуществляющего кадастровый учет, ведение кадастра недвижимости и госрегистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Госреестра). Налоговый кодекс обязывает данную структуру ежегодно до 1 февраля сообщать в налоговые инспекции сведения об участках по состоянию на 1 января этого же года.
На практике случается, что в налоговую инспекцию своевременно не поступает информация о приобретении физическими лицами объектов обложения земельным налогом (например, земельных участков). В связи с этим налоговые уведомления не направляются и налог из-за этого не уплачивается. Чтобы урегулировать эту проблему, введена обязанность физлиц — сообщать в инспекцию об объектах обложения земельным налогом, если за весь период недвижимостью физическое лицо не получало уведомлений и не платило налог. Помимо сообщения требуется представить также и правоустанавливающие документы. Сделать это нужно до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Физлиц, не исполнивших указанную обязанность, могут оштрафовать в размере 20% от неуплаченной суммы налога в отношении «сокрытого» от инспекторов участка земли.
Последствия просрочки
Налоговое законодательство предусматривает крайне жесткие сроки для каждого из платежей. В частности, земельный налог может уплачиваться частями или одним взносом, но срок его конечного перечисления должен быть сохранен. Несвоевременная уплата налоговых обязательств считается серьезной провинностью и влечет за собой применение штрафных санкций. Существует два вида штрафов, которые применяются в зависимости от нарушения:
- Штраф за несвоевременно поданную отчетность с расчетом суммы земельного налога. Он начисляется в размере 5% от суммы взноса за каждый месяц просрочки, но не меньше 1 000 рублей.
- Штраф за не перечисленные в бюджет налоги равняется 20% от общей неуплаты за каждый месяц неуплаты, если речь идет о неумышленном происшествии. А вот при выявленном намерении уклонения от налогов ставка повышается в двойном размере.
Если санкции применяются по отношению к конкретному должностному лицу, которое не сдало вовремя отчет или не провело платеж, то выписывается штраф в размере 300-500 рублей.
Штрафы могут применяться или не применяться в зависимости от возникшей ситуации, а вот пени начисляются с первого дня просрочки в обязательном порядке. Размер пени прописан в Налоговом кодексе и всегда равен 1/300 ставки рефинансирования за каждый день неуплаты.
Юридические лица обязаны самостоятельно определять код бюджетной классификации для уплаты земельного налога.
Специалисты ФНС обязаны содействовать организациям в правильной идентификации своей группы. Некорректно указанная информация в части КБК приведет к тому, что деньги поступят на другой счет, и не будут считаться уплаченными. Налоговая инспекция расценит данный факт как нарушение и начнет начислять пени и штрафы на невыплаченную сумму.
Ошибки в платежном поручении, способствующие неверному зачислению денег, могут касаться не только непосредственно КБК. Часто при заполнении неверно вносятся:
- наименование банка, который является получателем платежа,
- счета Федерального казначейства.
Направленная не туда сумма налога может быть возвращена плательщику после письменного требования с разъяснениями об ошибочности зачислений. На эту процедуру может уйти до месяца, а между тем земельный налог потребуется перечислить раньше, чтобы избежать серьезных штрафных санкций.
Как рассчитать земельный налог
Нужно определить налоговую базу и умножить ее на ставку налога. База и сумма налога рассчитывается отдельно по каждому участку земли. Если участок расположен на территории нескольких муниципалитетов, то нужно отдельно определить базу для каждой части, приходящейся на каждый из муниципалитетов. Если участок находится в общей собственности у нескольких лиц, то надо отдельно определить базу для каждой доли, принадлежащей каждому лицу.
Налоговая база — это кадастровая стоимость участка (либо его доли) по состоянию на 1 января. Если участок сформирован в середине года, то налоговая база — это кадастровая стоимость на дату постановки на кадастровый учет.
В НК РФ приведен перечень категорий налогоплательщиков, для которых база уменьшается на необлагаемую сумму. Она равна кадастровой стоимости 600 кв. м. площади участка. В число лиц, которые вправе воспользоваться данной льготой, вхдят, в числе прочих, ветераны Великой отечественной войны, герои Советского Союза и Российской Федерации, инвалиды и пенсионеры. Муниципальные власти могут подкорректировать перечень или изменить величину вычета.
Определять базу и начислять налог следует по итогам налогового периода, который равен одному календарному году. В случае, когда право собственности (бессрочного пользования или пожизненного наследуемого дарения) возникло или прекратилось в середине года, то земельный налог нужно рассчитывать с учетом коэффициента. Чтобы его найти, надо взять число полных месяцев, в течение которых участок принадлежал налогоплательщику, и разделить на количество календарных месяцев в году.
Если право возникло или прекратилось до 15 числа включительно, то за полный месяц принимают месяц возникновения прав. Если же право возникло или прекратилось после 15 числа, то за полный месяц принимают месяц прекращения прав. Этот же алгоритм следует применять в ситуации, когда в середине года поменялся вид разрешенного использования участка, либо участок был переведен из одной категории земель в другую.
Поясним на примере. Допустим, организация приобрела земельный участок 25 февраля, и продала 20 сентября. Получается, что предприятие владело участком на протяжении семи полных месяцев (март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь). Значит, коэффициент равен 0,59 (7 мес.: 12 мес.).
Когда перечислять деньги
Налогоплательщики-организации и предприниматели перечисляют земельный налог не позднее даты, установленной местным законодательством. Согласно нормам главы 31 НК РФ такая дата не может быть более ранней, чем 1 февраля года, следующего за налоговым периодом.
Автоматически сформировать платежку на уплату налога по данным из декларации и сдать отчетность через интернет
Муниципальные образования могут ввести отчетные периоды по земельному налогу. Это первый, второй и третий кварталы соответственно. В местностях, где введены отчетные периоды, предприятия и ИП должны в течение года делать авансовые платежи. Размер такого платежа — одна четвертая кадастровой стоимости по состоянию на 1 января, умноженной на ставку. Перечислять авансовые платежи нужно в сроки, установленные муниципалитетом. При уплате итоговой суммы налога необходимо учитывать авансовые платежи, сделанные в течение года. Муниципалитеты, в которых введены отчетные периоды, вправе освободить отдельные категории налогоплательщиков-организаций и предпринимателей от авансовых платежей.
Налогоплательщики — физические лица не делают авансовых платежей по земельному налогу. Они перечисляют только итоговую сумму налога, указанную в уведомлении. Срок уплаты физлицами земельного налога прописан непосредственно в НК РФ — не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим (вне зависимости от субъекта РФ).
Кроме того, физические лица могут добровольно внести так называемый единый налоговый платеж физического лица. Для этого нужно просто перевести некую сумму на соответствующий счет Федерального казначейства. Деньги будут списаны в счет исполнения обязанности по уплате «имущественных» налогов, в том числе земельного налога. Инспекция сама решит, как зачесть средства: в счет предстоящих платежей либо в счет уплаты недоимки.
Коды бюджетной классификации
Формирование федерального и региональных бюджетов происходит по строго установленной системе. Бюджеты пополняются за счет налоговых отчислений и распределяются на те нужды, что были предусмотрены в этом году. Вся эта система весьма многоканальная – пополнение происходит из сотен, а то и тысяч источников, распределение бюджетных средств также сложная и многоэтапная процедура.
На территории Российской Федерации действует своя особая система, которая делится на четыре основных класса:
- Доходов бюджета.
- Расходов бюджета.
- Источников финансирования дефицита бюджетов.
- Операций публично-правовых образований или сектора госуправления.
Каждый класс имеет подклассы, которые обозначаются номерами.
Понятие
Бюджетная классификация – это разбивка на сходны группы доходной части бюджета и его расходов, а также источников финансирования их дефицитов. Она предусматривает расчет унифицированных показателей расходов и доходов и присвоение им специальных группировочных кодов.
КБК используется исключительно юридическими лицами, как средство идентификации совершаемого платежа. Физические лица не имеют особых градаций по месторасположению участков и вносят средства на общий бюджетный счет.
Назначение
Основным назначением кодов бюджетной классификации считают возможность идентификации проведенного платежа. Налогоплательщик может довольно легко доказать, что свои обязанности перед бюджетом он выполнил, а надзорные органы, в свою очередь, проверить, что данный платеж прошел в полном объеме и своевременно.
КБК делит земельные участки по территориальному признаку, позволяя тем самым определить границы участков. Такой порядок неслучаен, ведь земельный налог формирует местные бюджеты, а они подразделяются на городские, региональные, сельские. Зачисление налога по конкретному КБК позволяет определить, какая сумма идет в тот или иной бюджет.
- Какой налог платить с зарплаты gross?
- Исчисление налога на имущество, льготы и правила