плитка терраццо купить Плитка Терраццо от производителя. Закажите бесплатные образцы плитки Terrazzo.

Налог на имущество физических лиц (глава 32 НК РФ)


Как соотносятся общие правила и местные особенности

Правила начисления и уплаты налога на имущество физических лиц закреплены в главе 32 Налогового кодекса. Положения данной главы едины для всех муниципальных образований РФ, но при этом местные власти вправе устанавливать некоторые особенности в рамках общих правил.

Так, муниципалитет может утвердить свои ставки налога. Главное, чтобы «местное» значение укладывалось в установленные главой 32 НК РФ рамки. К тому же «местные» ставки могут быть не едиными, а дифференцированными, то есть зависящими от вида объекта, его местонахождения, кадастровой или суммарной инвентаризационной стоимости, либо от вида территориальной зоны.

Помимо этого муниципалитетам разрешено увеличивать закрепленные в НК РФ размеры налоговых вычетов и вводить дополнительные льготы. А вот уменьшать вычеты и сокращать перечень льгот местные власти не вправе.

Размеры налоговых ставок и вычетов можно узнать в своей налоговой инспекции.

Статья 399. Общие положения

1. Налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе — налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе налог устанавливается настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации.

2. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.

При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут также устанавливаться налоговые льготы, не предусмотренные настоящей главой, основания и порядок их применения налогоплательщиками.

Кто платит налог

Физические лица (в том числе индивидуальные предприниматели) — собственники жилых домов, комнат, квартир, гаражей, машино-мест, единых недвижимых комплексов, объектов незавершенного строительства и прочих зданий, строений, помещений и сооружений (в том числе нежилых). Налогоплательщиками также являются владельцы жилых построек, которые расположены в приусадебных хозяйствах, на огородах, в садовых товариществах и на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства.

Заполните и сдайте через интернет декларации по земельному, транспортному и «имущественному» налогам Сдать бесплатно

Кто не платит налог

В главе 32 НК РФ приведен закрытый перечень граждан, освобожденных от налога на имущество физлиц. Это инвалиды I и II групп, инвалиды детства, пенсионеры, ветераны, герои Советского Союза, герои Российской Федерации и ряд других категорий.

Если человек, имеющий право на льготу, владеет сразу несколькими однотипными объектами недвижимости, льгота предоставляется только в отношении одного из них по выбору самого налогоплательщика. Поясним на примере. Допустим, в собственности ветерана находятся две квартиры и три гаража. Тогда ему полагается льгота по одной квартире и одному гаражу. Оставшаяся квартира и два гаража облагаются налогом на общих основаниях.

Существуют и другие ограничения. Так, льготу можно получить только в отношении недвижимости, незадействованной в предпринимательской деятельности. Кроме того, под льготу ни при каких условиях не подпадают объекты незавершенного строительства и единые недвижимые комплексы.

Чтобы получить льготу за текущий год, нужно до 1 ноября этого года уведомить налоговую инспекцию о выбранном льготном объекте. Изменить свой выбор можно только со следующего года. Также следует написать заявление (о форме заявления см. «Утверждена новая форма заявления о предоставлении физлицам льготы по «имущественным» налогам»). Если «льготник» не известит ИФНС о том, какой объект он хочет освободить от налога, инспекторы сами сделают выбор. Это будет объект, сумма налога по которому максимальна.

Статья 407. Налоговые льготы

КОММЕНТАРИЙ Подробно о том,кто вправе получить льготы по налогу и как их оформить смотрите по ссылке.

1. С учетом положений настоящей статьи право на налоговую льготу имеют следующие категории налогоплательщиков:

1) Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;

2) инвалиды I и II групп инвалидности;

3) инвалиды с детства, дети-инвалиды;

4) участники гражданской войны, Великой Отечественной войны, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан, а также ветераны боевых действий;

5) лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;

6) лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и Федеральным законом от 10 января 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;

7) военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;2Федеральные льготы по налогу на имущество физических лиц;

8) лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

9) члены семей военнослужащих, потерявших кормильца, признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»;

10) пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание;

11) граждане, уволенные с военной службы или призывавшиеся на военные сборы, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия;

12) физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;17

13) родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей;

14) физические лица, осуществляющие профессиональную творческую деятельность, — в отношении специально оборудованных помещений, сооружений, используемых ими исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также жилых домов, квартир, комнат, используемых для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек, — на период такого их использования;

15) физические лица — в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

2. Налоговая льгота предоставляется в размере подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога в отношении объекта налогообложения, находящегося в собственности налогоплательщика и не используемого налогоплательщиком в предпринимательской деятельности.

3. При определении подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот.

4. Налоговая льгота предоставляется в отношении следующих видов объектов налогообложения:

  • квартира, часть квартиры или комната;
  • жилой дом или часть жилого дома;
  • помещение или сооружение, указанные в подпункте 14 пункта 1 настоящей статьи;
  • хозяйственное строение или сооружение, указанные в подпункте 15 пункта 1 настоящей статьи;
  • гараж или машино-место.

5. Налоговая льгота не предоставляется в отношении объектов налогообложения, указанных в подпункте 2 пункта 2 статьи 406 настоящего Кодекса, за исключением гаражей и машино-мест, расположенных в таких объектах налогообложения.

6. Физические лица, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.

Подтверждение права налогоплательщика на налоговую льготу осуществляется в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному пунктом 3 статьи 361.1 настоящего Кодекса.

Форма заявления о предоставлении налоговой льготы и порядок ее заполнения, формат представления такого заявления в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

7. Уведомление о выбранных объектах налогообложения, в отношении которых предоставляется налоговая льгота, представляется налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору до 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанных объектов применяется налоговая льгота.

Налогоплательщик, представивший в налоговый орган уведомление о выбранном объекте налогообложения, не вправе после 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, представлять уточненное уведомление с изменением объекта налогообложения, в отношении которого в указанном налоговом периоде предоставляется налоговая льгота.

При непредставлении налогоплательщиком, имеющим право на налоговую льготу, уведомления о выбранном объекте налогообложения налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога.

Форма уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Кто рассчитывает налог

Сумму налога на имущество физических лиц рассчитывают налоговики. Они же присылают налогоплательщику уведомление об уплате. При этом работники ИФНС могут предъявить налог к уплате не более чем за три года, предшествующих году, когда отправлено уведомление. Если же они включат в уведомление налог за более ранние периоды, налогоплательщик вправе не перечислять деньги.

На практике нередко случается, что информация о приобретенных квартирах, домах, гаражах и проч. не поступает к налоговикам своевременно. В связи с этим уведомления не направляются, и, как следствие, налог не уплачивается.

Чтобы урегулировать эту проблему, введена следующая обязанность физлиц. Граждане-собственники недвижимости должны самостоятельно сообщить в инспекцию об объектах обложения налогом на имущество. Но делать это нужно не всегда, а только в том случае, если за весь период владения имуществом инспекторы так и не прислали уведомление об уплате налога. Помимо сообщения требуется представить документы, подтверждающие право собственности. Сделать это нужно до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Физлиц, не исполнивших указанную обязанность, могут оштрафовать в размере 20% от неуплаченной суммы налога в отношении «сокрытого» от инспекторов объекта.

Налог на имущество физических лиц в Санкт-Петербурге

Налог на имущество физических лиц в Санкт-Петербурге установлен Законом Санкт-Петербурга от 26.11.2014 № 643-109.

Ставки налога на имущество физических лиц в Санкт-Петербурге:

  1. жилых домов в следующих размерах:
    Кадастровая стоимость, руб.Ставка налога
    До 5000000 (включительно)0,1 процента
    Свыше 5000000 до 10000000 (включительно)0,15 процента
    Свыше 10000000 до 20000000 (включительно)0,2 процента
    Свыше 200000000,25 процента
  2. жилых помещений в следующих размерах:
    Кадастровая стоимость, руб.Ставка налога
    До 7000000 (включительно)0,1 процента
    Свыше 7000000 до 20000000 (включительно)0,15 процента
    Свыше 200000000,2 процента
  3. гаражей и машино-мест — в размере 0,3 процента от кадастровой стоимости объекта налогообложения;
  4. объектов незавершенного строительства (далее — ОНС) в следующих размерах:
    Тип объекта налогообложенияСтавка налога
    Для ОНС в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом0,1 процента
    Для ОНС иного назначения0,5 процента
  5. единых недвижимых комплексов в следующих размерах:
    Кадастровая стоимость, руб.Ставка налога
    До 10000000 (включительно)0,1 процента
    Свыше 10000000 до 25000000 (включительно0,2 процента
    Свыше 250000000,3 процента
  6. для торговых и административно-деловых комплексов и помещений в них площадью от 3000 квадратных метров ставка налога — 1% от кадастровой стоимости.
  7. прочих объектов налогообложения — в размере 0,1 процента от кадастровой стоимости объекта налогообложения.

Особенности определения налоговой базы:

Начиная с 2021 года налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.

Льготы по налогу на имущество физических лиц в Санкт-Петербурге:

От уплаты налога на имущество физических лиц освобождаются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Они получают льготу на период пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, независимо от форм собственности, а также на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации.

Эту льготу нужно подтвердить документально. Список необходимых документов указан в законе № 643-109.

Напомним, что Налоговым кодексом утвержден основной перечень льготных категорий граждан по налогу на имущество. Закон Санкт-Петербурга дополняет этот перечень, а не заменяет его.

Как определяется налоговая база и налоговая ставка

Чтобы рассчитать сумму налога, необходимо знать значения таких показателей, как налоговая база и налоговая ставка. До 2021 года включительно были возможны два варианта определения базы и ставки: исходя из кадастровой стоимости объекта и исходя из инвентаризационной стоимости объекта.

В 2021 году и далее остается только первый вариант. Другими словами, во всех без исключения регионах база и ставка по налогу на имущество физлиц определяется только по кадастровой стоимости.

Как определяется налоговая база исходя из кадастровой стоимости

Налоговая база расчитывается по каждому объекту. Налоговая база — это кадастровая стоимость объекта по состоянию на 1 января. Если объект образован в середине года, то берется кадастровая стоимость на дату постановки объекта на кадастровый учет. Кадастровую стоимость можно узнать в документах на объект, в офисах Росреестра и кадастровой палаты, в Многофункциональных центрах (МФЦ) или на официальном сайте Росреестра. Данная информация предоставляется бесплатно.

При расчете суммы налога кадастровая стоимость уменьшается на величину налогового вычета. В главе 32 НК РФ приведены следующие значения вычетов: для квартиры — кадастровая стоимость 20-ти квадратных метров, для комнаты — кадастровая стоимость 10-ти квадратных метров, для дома — кадастровая стоимость 50-ти квадратных метров, для единого недвижимого комплекса — 1 000 000 руб. Расчет базы проиллюстрируем на примере.

Пример

Кадастровая стоимость квартиры составляет 4 500 000 руб., а кадастровая стоимость одного квадратного метра — 90 000 руб. Тогда сумма налогового вычета будет равна 1 800 000 руб.(20 х 90 000 руб.), а размер налоговой базы — 2 700 000 руб.(4 500 000 — 1 800 000).

Муниципалитеты вправе без каких-либо ограничений увеличивать вычеты. Если в результате размер вычета окажется больше, чем кадастровая стоимость объекта, налоговая база станет равной нулю. Отрицательное значение базы не предусмотрено.

Как до 2021 года определялась налоговая база исходя из инвентаризационной стоимости

Налоговая база расчитывалась по каждому объекту. В тех регионах, где до 2021 не вводили расчет налога исходя из кадастровой стоимости, база по налогу на имущество физлиц — это была инвентаризационная стоимость объекта. Ее устанавливало бюро технической документации (БТИ) и сообщает налоговикам.

При расчете суммы налога инвентаризационная стоимость умножалась на коэффициент-дефлятор, значение которого ежегодно устанавливало правительство РФ (в 2021 году оно составляло 1,518).

Инвентаризационную стоимость можно узнать в отделении БТИ по месту жительства. Для этого необходимо написать заявление, предъявить паспорт, документы на объект недвижимости и оплатить услуги.

Налог на имущество физических лиц: что нового в 2021 году?

Коэффициент-дефлятор для расчета налога на имущество физических лиц на 2021 год составляет 1,425. В 2021 году его значение равнялось 1,329. Новый коэффициент установлен Приказом Минэкономразвития России от 03.11.2016 N 698.

При уплате недоимок по всем налогам с 1 октября 2021 года изменяются правила начисления пеней. При длительной просрочке предстоит уплачивать большие суммы пеней — это касается недоимок, возникших после 1 октября 2021 года. Изменения внесены в правила расчета пеней, которые установлены для организаций п. 4 ст. 75 НК РФ.

Если, начиная с указанной даты, просрочить платеж более чем на 30 дней, пени предстоит рассчитывать так:

  • исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период с 1-го по 30-й календарные дни (включительно) такой просрочки;
  • исходя из 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, актуальной в период начиная с 31-го календарного дня просрочки.

При просрочке в 30 календарных дней и меньше юрлицо заплатит пени исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

При уплате недоимок до 1 октября 2021 года количество дней просрочки не имеет значения, ставка в любом случае составит 1/300 ставки рефинансирования ЦБ. Напомним, что с 2021 года ставка рефинансирования равна ключевой ставке.

Налоговые ставки

При определении базы исходя из кадастровой стоимости

Для жилых домов и жилых помещений, недостроенных жилых домов, гаражей и машино-мест ставка составляет 0,1% от кадастровой стоимости. Местные власти вправе увеличить данное значение, но не более чем в три раза. Также муниципалитеты могут понизить ставку до любого значения вплоть до нуля.

Для административно-деловых и торговых центров, нежилых помещений, используемых под офисы, торговых объектов, объектов общепита и бытового обслуживания, а также объектов с кадастровой стоимостью выше 300 млн. рублей ставка составляет 2% кадастровой стоимости. Данное значение является максимально допустимым, то есть муниципальные власти могут его понизить, но не могут увеличить.

Для всех прочих объектов максимально допустимая ставка составляет 0,5% кадастровой стоимости.

При определении базы исходя из инвентаризационной стоимости (до 2020 года)

Для регионов, где налог до 2021 года определялся исходя из инвентаризационной стоимости объектов, в НК РФ были установлены допустимые значения ставок:

Суммарная инвентаризационная стоимость, умноженная на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности) Допустимое значение ставки
до 300 000 руб. включительно до 0,1 % включительно
свыше 300 000 руб. до 500 000 руб. включительно свыше 0,1 % до 0,3 % включительно
свыше 500 000 руб. свыше 0,3 % до 2 % включительно

Местные власти выбирали значение ставки из допустимо возможного диапазона и утверждали его нормативным правовым актом. Если муниципалитет не утверждал свою ставку, то применялись следующие значения. Для объектов, чья суммарная инвентаризационная стоимость, умноженная на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика), не превышала 500 000 руб. включительно, ставка составляла 0,1%. Для всех прочих объектов ставка составляла 0,3%.

Налоговый Кодекс РФ 2021

Глава 32

Налог на имущество физических лиц

Статья 399. Общие положения
(введена Федеральным законом от 04.10.2014 N 284-ФЗ)

1. Налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе — налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе налог устанавливается настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации. 2. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой. При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут также устанавливаться налоговые льготы, не предусмотренные настоящей главой, основания и порядок их применения налогоплательщиками.

Статья 400. Налогоплательщики

(введена Федеральным законом от 04.10.2014 N 284-ФЗ)

Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе — налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Статья 401. Объект налогообложения

(введена Федеральным законом от 04.10.2014 N 284-ФЗ)

1. Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество:

1) жилой дом; 2) квартира, комната; (пп. 2 в ред. Федерального закона от 30.09.2017 N 286-ФЗ) 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

2. В целях настоящей главы дома и жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам. (в ред. Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ) 3. Не признается объектом налогообложения имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома.

Статья 402. Налоговая база

(введена Федеральным законом от 04.10.2014 N 284-ФЗ)

1. Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Примечание: Актуальный перечень регионов, в которых налог на имущество физических лиц будет исчисляться исходя из кадастровой стоимости см. на сайте ФНС России по адресу https://www.nalog.ru/rn77/taxation/taxes/imuch2016/.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2021 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.

Примечание: С 01.01.2020 налог на имущество физлиц, исходя из инвентаризационной стоимости, не исчисляется (ФЗ от 04.10.2014 N 284-ФЗ).

2. Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи. 3. Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Статья 403. Порядок определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения

(введена Федеральным законом от 04.10.2014 N 284-ФЗ)

1. Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. (в ред. Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ) 2. В отношении объекта налогообложения, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта. (в ред. Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ) Изменение кадастровой стоимости объекта имущества в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Изменение кадастровой стоимости объекта имущества вследствие исправления ошибок, допущенных при определении его кадастровой стоимости, учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была применена ошибочно определенная кадастровая стоимость. (в ред. Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ)

Примечание: По вопросам, касающимся оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28

В случае изменения кадастровой стоимости объекта имущества по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. (в ред. Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ) 3. Налоговая база в отношении квартиры определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади этой квартиры. 4. Налоговая база в отношении комнаты определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 10 квадратных метров площади этой комнаты. 5. Налоговая база в отношении жилого дома определяется как его кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 50 квадратных метров общей площади этого жилого дома. 6. Налоговая база в отношении единого недвижимого комплекса, в состав которого входит хотя бы один жилой дом, определяется как его кадастровая стоимость, уменьшенная на один миллион рублей. (в ред. Федерального закона от 30.09.2017 N 286-ФЗ) 7. Представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) вправе увеличивать размеры налоговых вычетов, предусмотренных пунктами 3 — 6 настоящей статьи. 8. В случае, если при применении налоговых вычетов, предусмотренных пунктами 3 — 6 настоящей статьи, налоговая база принимает отрицательное значение, в целях исчисления налога такая налоговая база принимается равной нулю.

Статья 404. Порядок определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения

(введена Федеральным законом от 04.10.2014 N 284-ФЗ)

Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.

Статья 405. Налоговый период

(введена Федеральным законом от 04.10.2014 N 284-ФЗ)

Налоговым периодом признается календарный год.

Статья 406. Налоговые ставки

(введена Федеральным законом от 04.10.2014 N 284-ФЗ)

1. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи. 2. В случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих:

1) 0,1 процента в отношении: жилых домов, квартир, комнат; (в ред. Федерального закона от 30.09.2017 N 286-ФЗ) объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом; единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы один жилой дом; (в ред. Федерального закона от 30.09.2017 N 286-ФЗ) гаражей и машино-мест; хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства; 2) 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей; 3) 0,5 процента в отношении прочих объектов налогообложения.

3. Налоговые ставки, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, могут быть уменьшены до нуля или увеличены, но не более чем в три раза нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя). 4. В случае определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости налоговые ставки устанавливаются на основе умноженной на коэффициент-дефлятор суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), расположенных в пределах одного муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), в следующих пределах:

Суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения, умноженная на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов) Ставка налога До 300 000 рублей включительно До 0,1 процента включительно Свыше 300 000 до 500 000 рублей включительно Свыше 0,1 до 0,3 процента включительно Свыше 500 000 рублей Свыше 0,3 до 2,0 процента включительно

5. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от:

1) кадастровой стоимости объекта налогообложения (суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов); 2) вида объекта налогообложения; 3) места нахождения объекта налогообложения; 4) видов территориальных зон, в границах которых расположен объект налогообложения.

6. Если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), налогообложение производится:

1) в случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения — по налоговым ставкам, указанным в пункте 2 настоящей статьи; 2) в случае определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения — по налоговой ставке 0,1 процента в отношении объектов с суммарной инвентаризационной стоимостью, умноженной на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), до 500 000 рублей включительно и по налоговой ставке 0,3 процента в отношении остальных объектов.

Статья 407. Налоговые льготы

(введена Федеральным законом от 04.10.2014 N 284-ФЗ)

1. С учетом положений настоящей статьи право на налоговую льготу имеют следующие категории налогоплательщиков:

1) Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней; 2) инвалиды I и II групп инвалидности; 3) инвалиды с детства; 4) участники гражданской войны, Великой Отечественной войны, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан, а также ветераны боевых действий; (в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 396-ФЗ) 5) лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии; 6) лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»; 7) военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более; 8) лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах; 9) члены семей военнослужащих, потерявших кормильца, признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»; (в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 396-ФЗ) 10) пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание; 11) граждане, уволенные с военной службы или призывавшиеся на военные сборы, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия; 12) физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику; 13) родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей; 14) физические лица, осуществляющие профессиональную творческую деятельность, — в отношении специально оборудованных помещений, сооружений, используемых ими исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также жилых домов, квартир, комнат, используемых для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек, — на период такого их использования; (в ред. Федерального закона от 30.09.2017 N 286-ФЗ) 15) физические лица — в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

2. Налоговая льгота предоставляется в размере подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога в отношении объекта налогообложения, находящегося в собственности налогоплательщика и не используемого налогоплательщиком в предпринимательской деятельности. 3. При определении подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот. 4. Налоговая льгота предоставляется в отношении следующих видов объектов налогообложения:

1) квартира или комната; 2) жилой дом; 3) помещение или сооружение, указанные в подпункте 14 пункта 1 настоящей статьи; 4) хозяйственное строение или сооружение, указанные в подпункте 15 пункта 1 настоящей статьи; 5) гараж или машино-место.

5. Налоговая льгота не предоставляется в отношении объектов налогообложения, указанных в подпункте 2 пункта 2 статьи 406 настоящего Кодекса. 6. Физические лица, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу. Подтверждение права налогоплательщика на налоговую льготу осуществляется в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному пунктом 3 статьи 361.1 настоящего Кодекса. Форма заявления о предоставлении налоговой льготы и порядок ее заполнения, формат представления такого заявления в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. (п. 6 в ред. Федерального закона от 30.09.2017 N 286-ФЗ) 7. Уведомление о выбранных объектах налогообложения, в отношении которых предоставляется налоговая льгота, представляется налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору до 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанных объектов применяется налоговая льгота. Налогоплательщик, представивший в налоговый орган уведомление о выбранном объекте налогообложения, не вправе после 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, представлять уточненное уведомление с изменением объекта налогообложения, в отношении которого в указанном налоговом периоде предоставляется налоговая льгота. При непредставлении налогоплательщиком, имеющим право на налоговую льготу, уведомления о выбранном объекте налогообложения налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога. Форма уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Статья 408. Порядок исчисления суммы налога

(введена Федеральным законом от 04.10.2014 N 284-ФЗ)

1. Сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. 2. Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса. В отношении объектов налогообложения, права на которые возникли до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», налог исчисляется на основании данных о правообладателях, которые представлены в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года (за исключением объектов, расположенных на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя). (в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 334-ФЗ) 3. В случае, если объект налогообложения находится в общей долевой собственности, налог исчисляется в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи с учетом положений пункта 8 настоящей статьи для каждого из участников долевой собственности пропорционально его доле в праве собственности на такой объект налогообложения. В случае, если объект налогообложения находится в общей совместной собственности, налог исчисляется в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи с учетом положений пункта 8 настоящей статьи для каждого из участников совместной собственности в равных долях. 4. В случае изменения в течение налогового периода доли налогоплательщика в праве общей собственности на объект налогообложения сумма налога исчисляется с учетом коэффициента, определяемого в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи. 5. В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на имущество исчисление суммы налога в отношении данного имущества производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых это имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. Если возникновение права собственности на имущество произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение права собственности на имущество произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права. Если возникновение права собственности на имущество произошло после 15-го числа соответствующего месяца или прекращение указанного права произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте. 6. В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового периода права на налоговую льготу исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права принимается за полный месяц. В случае обращения с заявлением о предоставлении льготы по уплате налога перерасчет суммы налогов производится не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году обращения, но не ранее даты возникновения у налогоплательщика права на налоговую льготу. 7. В отношении имущества, перешедшего по наследству физическому лицу, налог исчисляется со дня открытия наследства. 8. Сумма налога за первые четыре налоговых периода с начала применения порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения исчисляется с учетом положений пункта 9 настоящей статьи по следующей формуле:

Н = (Н1 — Н2) x К + Н2,

где Н — сумма налога, подлежащая уплате. В случае прекращения у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на указанный объект налогообложения, возникновения (прекращения) права на налоговую льготу, изменения доли в праве общей собственности на объект налогообложения исчисление суммы налога (Н) производится с учетом положений пунктов 4 — 6 настоящей статьи; Н1 — сумма налога, исчисленная в порядке, предусмотренном пунктом 1 настоящей статьи, исходя из налоговой базы, определенной в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса, без учета положений пунктов 4 — 6 настоящей статьи; Н2 — сумма налога, исчисленная исходя из соответствующей инвентаризационной стоимости объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4 — 6 настоящей статьи) за последний налоговый период определения налоговой базы в соответствии со статьей 404 настоящего Кодекса, либо сумма налога на имущество физических лиц, исчисленная за 2014 год в соответствии с Законом Российской Федерации от 9 декабря 1991 года N 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» и приходящаяся на указанный объект налогообложения, в случае применения порядка исчисления налога в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса начиная с 1 января 2015 года; К — коэффициент, равный: 0,2 — применительно к первому налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса; 0,4 — применительно ко второму налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса; 0,6 — применительно к третьему налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса; 0,8 — применительно к четвертому налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса. Начиная с пятого налогового периода, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса, исчисление суммы налога производится в соответствии с настоящей статьей без учета положений настоящего пункта. Предусмотренная настоящим пунктом формула не применяется при исчислении налога в отношении объектов налогообложения, указанных в пункте 3 статьи 402 настоящего Кодекса. (абзац введен Федеральным законом от 24.11.2014 N 366-ФЗ) 9. В случае, если исчисленное в соответствии с пунктом 8 настоящей статьи в отношении объекта налогообложения значение суммы налога Н2 превышает соответствующее значение суммы налога Н1, сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиком, исчисляется без учета положений пункта 8 настоящей статьи.

Статья 409. Порядок и сроки уплаты налога

(введена Федеральным законом от 04.10.2014 N 284-ФЗ)

1. Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. (в ред. Федерального закона от 23.11.2015 N 320-ФЗ) 2. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. 3. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. 4. Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Чему равна сумма налога к уплате

Сумма налога, подлежащая уплате, равна налоговой базе, умноженной на налоговую ставку. Величина к уплате рассчитывается по итогам налогового периода, который равен одному календарному году.

В случае, когда право собственности на объект недвижимости возникло или прекратилось в середине года, налог на имущество нужно рассчитывать с учетом коэффициента. Чтобы его найти, надо взять число полных месяцев, в течение которых объект принадлежал налогоплательщику, и разделить на количество календарных месяцев в году. Если право собственности возникло до 15 числа включительно, то за полный месяц принимают месяц возникновения права. Если же право возникло после 15 числа, то данный месяц в расчет не берется. В случае прекращения права собственности действует противоположное правило. Если право прекратилось до 15 числа включительно, то данный месяц в расчет не берется. Если же прекращение права произошло после 15 числа, то за полный месяц принимают месяц прекращения права.

Пример

Допустим, гражданин приобрел жилой дом 20 февраля и продал 21 сентября. Получается, что владение домом длилось семь полных месяцев (март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь). Значит, коэффициент равен 0,59 (7 мес.: 12 мес.).

При наследовании объекта недвижимости налог начисляется с даты открытия наследства. В случае, когда объект находится в общей долевой собственности, сумма налога определяется для каждого дольщика пропорционально его доле. Если объект находится в общей совместной собственности, величина налога делится на всех владельцев поровну.

На третий год после того, как налог стали рассчитывать исходя из кадастровой стоимости, нужно начинать применять следующее правило определения суммы налога, подлежащей уплате. Необходимо сравнивать две величины:

первая — налог за текущий период;

вторая — налог за предыдущий период, умноженный на коэффициент 1,1.

Если окажется, что первая величина больше второй, налог за текущий период будет равен второй величине с учетом указанного выше коэффициента 1,1.

Важная деталь: обе величины следует рассматривать без учета коэффициента, который применяется в ситуации, когда в середине года у налогоплательщика произошли какие-либо изменения (поменялась доля в праве общей собственности, появилось или пропало право на льготу, появилось или пропало право собственности на объект).

Данная формула не применяется в отношении торговых, офисных комплексов и других объектов, включенных в региональный «кадастровый» перечень. Исключение касается гаражей и машино-мест, входящих в состав этих объектов — к таким гаражам и машино-местам формула применяется.

Когда перечислять деньги

Получив уведомление об уплате налога за тот или иной год, собственник недвижимости обязан перечислить указанную сумму налога не позднее 1 декабря следующего года. Авансовые платежи по налогу на имущество физических лиц не предусмотрены.

Кроме того, физические лица могут добровольно внести так называемый единый налоговый платеж физического лица. Для этого нужно просто перевести некую сумму на соответствующий счет Федерального казначейства. Деньги будут списаны в счет исполнения обязанности по уплате «имущественных» налогов, в том числе налога на имущество физлиц. Инспекция сама решит, как зачесть средства: в счет предстоящих платежей либо в счет уплаты недоимки.

Налогоплательщики

Плательщиками налога признаются физические лица — собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. О том, какое имущество признается объектом налогообложения, указано прямо в статье 401 НК РФ.

Налог на имущество физических лиц уплачивается в соответствии с налоговым уведомлением, утвержденным Приказом ФНС РФ от 05.10.2010 N ММВ-7-11/[email protected]

В случае общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком признается каждое из этих лиц соразмерно его доле в этом имуществе. Если имущество находится в общей совместной собственности нескольких лиц, то они уплачивают налог в равном размере.

Правило переходного периода

В регионах, которые только что перешли на расчет налога исходя из кадастровой стоимости, действует правило переходного периода. Оно введено, чтобы не допустить резкого увеличения налоговой нагрузки. Применять данное правило нужно на протяжении трех лет с момента перехода.

Согласно правилу сотрудники ИФНС обязаны рассчитать налог дважды: первый раз исходя из кадастровой стоимости, и второй раз исходя из инвентаризационной стоимости. Затем эти две величины нужно сравнить. И если окажется, что величина налога по кадастровой стоимости выше, то налог рассчитают по формуле:

Н = (Н1 — Н2) x К + Н2

Н — сумма налога к уплате; Н1 — сумма налога, рассчитанная исходя из кадастровой стоимости; Н2 — сумма налога, рассчитанная исходя из инвентаризационной стоимости; К — понижающий коэффициент.

Коэффициент составит:

  • 0,2 — первый год;
  • 0,4 — второго год;
  • 0,6 — третий год;

На четвертый год после того, как в регионе введен порядок расчета по кадастровой стоимости, налог будет рассчитываться по общему правилу, то есть путем умножения налоговой базы на налоговую ставку.

Примеры расчета

Чтобы проверить налог, рассчитанный налоговым органом, налогоплательщику потребуется знать следующие параметры:

  • по какой стоимости исчисляется налог в регионе;
  • стоимость недвижимости;
  • льготы и вычеты;
  • ставка;
  • дополнительные коэффициенты.

Пример расчета по инвентаризационной стоимости

Гражданин Сергеев имеет в собственности квартиру, гараж и дом. Инвентаризационная стоимость каждого объекта следующая:

  • квартира – 300 000 рублей;
  • гараж – 50 000 рублей;
  • дом – 450 000 рублей.

Все объекты расположены в одном регионе. Налогооблагаемая база за 2021 год будет равна 1 214 400 ((300000 + 50000 + 450000) × 1,518). Для расчета суммы налога нужно умножить получившуюся базу на ставку 1214400 × 0,3% = 3643,2 – сумма налога за все три объекта.

Пример расчета после 2021 года

Гражданка Селезнева Н.К. купила 10 августа 2021 года дом, площадью 80 кв. метров. Кадастровая стоимость дома – 2 миллиона рублей. В 2021 году ей необходимо будет уплатить налог, который рассчитывается по формуле:

Н = Нб × Ст × Кмв/12

Н – сумма к уплате; Нб – налоговая база после вычета; Ст – ставка; Кмв – количество месяцев фактического владения объектом.

Чтобы рассчитать налоговую базу следует вычислить цену 1 кв. метра. Для этого нужно кадастровую стоимость разделить на площадь. 2 000 000/80=25 000 рублей.

Для жилого дома предусмотрен вычет в размере 50 кв. метров. 25 000 × 50 = 1 250 000 рублей – сумма вычета. Налогооблагаемая база равна 750 000 (2 000 000 – 1 250 000).

Налоговая ставка для жилого дома 0,1%. Н = 750 000 × 0,1% × 5/12 = 312,5 рублей. В следующем году, за полные 12 месяцев владения объектом, сумма составит 750 рублей.

Пример расчета для доли в объекте недвижимости

Березкин П.Р. и Березкина Е.С.имеют в долевой собственности квартиру, площадью 42 кв. метра. Доля Березкин П.Р. составляет 40%, при этом он является инвалидом 1 группы. Доля Березкиной Е.С. – 60%. Кадастровая стоимость объекта – 4 200 000 рублей.

Цена 1 кв. метра 100 000 рублей (4 200 000/42). Не облагается налоговым сбором 20 кв. метров, то есть из кадастровой стоимости нужно вычесть 2 000 000 (100 000 × 20). Налогооблагаемая база равна 2 200 000 (4 200 000 – 2 000 000). Сумма налога – 2 200 рублей (2 200 000 × 0,1%).

Так как Березкин П.Р. является инвалидом 1 группы, он имеет льготу в размере 100% по уплате. Березкиной Е.С. принадлежит только 60% от квартиры. Для нее сумма к оплате составит 1 320 рублей (2 200 × 60%).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]