Налоговая нагрузка по НДС – информационный показатель, на который налоговики обращают самое пристальное внимание. Ведь, если он ниже заявленных норм, то это повод для камеральной или выездной проверки. Определяется он расчетным путем. Порядок действий проверяющих регламентирован письмом ФНС от 17.07.2013г. №АС-4-2/12722@ «О работе комиссий по легализации налоговой базы». В данной статье мы рассмотрим как рассчитывается налоговая нагрузка по ндс на основе двух практических примеров.
Суть проблемы
Проверка ФНС — это настоящая головная боль для любого экономического субъекта. В особенности если проверка выездная, и темой контрольных мероприятий является налог на добавленную стоимость.
Стоит отметить, что инспекция инициирует внеплановые проверки довольно редко. Для этого нужны веские основания, например существенные нарушения НК РФ и умышленное уклонение от уплаты налогов. В остальных случаях выездные контроли ФНС проходят в штатном режиме, по утвержденному списку налогоплательщиков. Кто и в каких случаях попадает в эти самые «черные» списки?
Чиновники предусмотрели специальный расчетный показатель — налоговая нагрузка по НДС в 2021 году. Это значение, которое определяет соотношение фискальных обязательств к объемам применяемых вычетов. Так, если компания заявляет солидные вычеты по НДС, тем самым существенно занижая фискальные платежи в бюджет, это вызовет большой интерес налоговиков. То есть у инспекторов возникнет подозрение, что компания ведет нечестную игру. Следовательно, именно такой субъект будет проверен лично на выездной проверке.
Этот расчетный показатель называется «налоговая нагрузка по НДС», формула подсчета представлена ниже.
Выполнить проверку
В рассказанной истории налоговики в своем требовании сами написали, что они сверяют при проверке деклараций. Значит, составив отчетность, бухгалтер должен внимательно перепроверить объемы выручки, указанные в декларациях за предыдущие периоды. Что должен был сделать новый специалисту учета? Ему нужно было отталкиваться от истинного объема дохода, подгоняя под него уточненную отчетность. Однако просто считать мало – надо понимать, как работает расчет налоговой нагрузки, которую не смог определить опростоволосившийся бухгалтер. Ведь искажения в объемах – это не просто орфографическая ошибка, это просчет неграмотного учетчика, который и увидели ревизоры.
Рассмотрим простой пример и проанализируем, отчего зависит налоговая нагрузка. Итак задача.
Пример
У ООО «Ромашка» выручка по итогам расчетного периода составила 2 000 000 рублей.
а) НДС в размере 2 000 000 * 18% = 360 000 рублей;
б) зарплата + налоги с ФОТ = 1 000 000 рублей ;
в) стоимость полученных товаров, работ и услуг от контрагентов-плательщиков НДС = 500 000 рублей + НДС (18%) в размере 90 000 рублей;
г) Стоимость полученных товаров, работ услуг от контрагентов – неплательщиков НДС = 200 000 рублей.
В каком размере заплатит НДС и налог на прибыль ООО «Ромашка»?
НДС рассчитывается как: 360 000 – 90 000 =270 000 рублей.
Налог на прибыль: 2 000 000 – 1 000 000 – 500 000 – 200 000 = 60 000 рублей.
Итого компания оплатит: 270 000 + 90 000 = 360 000 рублей налогов.
Данный пример – достаточно простой, однако суть его состоит в том, что руководитель может, задав три простых вопроса своему главному бухгалтеру, самостоятельно просчитать налоговую нагрузку, а потом проверить специалиста учета, который принесет подписывать декларации по НДС и налогу на прибыль.
Как считать
Итак, чтобы определить, какую фискальную нагрузку по налогу на добавленную стоимость несет конкретный экономический субъект, необходимо провести несложный арифметический расчет. Сумму налоговых вычетов по НДС за 12 месяцев разделите на сумму начисленного налога за этот же период, а затем полученный результат переведите в проценты. То есть умножьте на 100 %.
Налоговая нагрузка по НДС — формула расчета:
Отметим, что отчетный период для налога на добавленную стоимость — квартал. Следовательно, налоговики для исчисления показателя будут учитывать данные представленных деклараций за последние четыре квартала. Используйте для подсчетов аналогичные сведения.
ВАЖНО!
Исчисляемый показатель актуален только для налогоплательщиков, применяющих общий режим налогообложения. Компании и ИП на спецрежимах не обязаны отслеживать данный показатель, к ним он не применяется.
Пример #1 расчета налоговой нагрузки
Рассмотрим на примере как влияет входящий НДС на налоговую нагрузку предприятия.
- закупила в 1 квартале 2021 г. товары стоимостной оценкой 3 923 500 руб. (В т.ч. НДС 598 500 руб.)
- Продала за 4 618 200 руб. (в т.ч. НДС 704 471,18 руб.)
- Доп. Расходы (доставка, консультационные услуги и проч.) – 397 300 руб. (в т.ч. подтвержденный НДС 60 605,08руб.).
- НДС к уплате 45 365,10 руб. (704 471,18 – 598 500 – 60 605,08).
- Прибыль до налогообложения: 3 913 728,82 – 3 325 000 – 336 694,92– 45 365,10= 206 668,8 руб.
- Налог на прибыль 41 333,76 руб. ( 206 668,8 × 20%).
- Чистая прибыль составила 165 335,04 (206 668,8–41 333,76)
Рассмотрим типовые проводки
Дебет | Кредит | Сумма | Расчет | Содержание |
41 | 60 | 3 325 000 | Поступили товары от поставщика | |
19 | 60 | 598 500 | Входящий НДС | |
60 | 51 | 3 923 500 | ТМЦ оплачены поставщику | |
68.2 | 19 | 598 500 | НДС предъявлен к вычету | |
62 | 90 | 4 618 200 | Продажа ТМЦ | |
90.3 | 68.2 | 704 471,18 | Исходящий НДС | |
51 | 62 | 4 618 200 | ТМЦ оплачены покупателем | |
44 | 76 | 336 694,92 | Доп. Расходы | |
19 | 76 | 60 605,08 | Входящий НДС по доп. Расходам | |
76 | 51 | 397 300 | Доп. услуги оплачены контрагенту | |
68.2 | 19 | 60 605,08 | НДС к вычету | |
44 | 68.4 | 41 333,76 | 206 668,8 × 20 % | Прибыль |
68.4 | 51 | 41 333,76 | Оплачен налог на прибыль | |
90 | 99 | 165 335,04 | 206 668,8 – 41 333,76 | Чистая прибыль |
Рассчитаем удельный вес НДС к возмещению:
659 105,08 (598 500 + 60 605,08) (Нв) ÷ 3 913 728,82 × 100 = 16,84
Рассчитаем налоговую нагрузку на компанию:
45 365,10 (НДС упл) ÷ 3 913 728,82 (Бн) × 100 = 1,16
Нормативные значения
Какой результат считать нормой, или когда ждать встречи с представителями инспекции? Результаты расчетов предусматривают два уровня фискальной нагрузки:
- Значение меньше 89 %. Тогда уровень фискального обременения по налогу на добавленную стоимость считается нормальным. То есть такая компания не заинтересует налоговиков. Этот результат еще называют «безопасной долей вычетов».
- Значение равно или более 89 % — это низкая налоговая нагрузка. При таких обстоятельствах внимания со стороны ФНС не избежать. Налоговики в обязательном порядке потребуют разъяснений.
Анализируя расчет, представленный в примере, можно смело сказать, что ООО «Весна» имеет стандартный уровень налоговой нагрузки. То есть показатель 83 % ниже заявленных 89 %.
Чтобы избежать проблем с контролерами, советуем систематически проводить расчеты и сверять полученные результаты с нормативными показателями. Такой подход позволит заранее подготовиться в общению с инспекцией.
Существует ли «безопасный» размер вычета по НДС?
Как оценить, достаточно ли налога на добавленную стоимость платит организация? Ведь абсолютные цифры в этом плане совершенно неинформативны. Размер налога зависит от совокупности факторов, среди которых вид деятельности, рентабельность, наценка, сезонность и множество других, вплоть до общеэкономической ситуации в стране. Поэтому формулировка вопроса «сколько платить НДС, чтобы налоговики не пожелали приехать с проверкой?» сама по себе некорректна.
Гораздо правильнее задаться вопросом о доле вычетов в общей сумме начисленного НДС, ведь именно на этот показатель обращают внимание налоговики. Официально он называется удельный вес вычетов НДС в исчисленной сумме НДС по налогооблагаемым объектам.
Средний для Российской Федерации пороговый размер этого показателя на 01.11.2018 составляет
86,89%
Информацию по безопасной доле вычета по регионам смотрите ниже — именно на эти цифры ориентируется местная налоговая при проверке.
Средний пороговый размер этого показателя ранее на 1 августа 2018 года составлял 86,59%
Как действовать
Итак, предположим, что у вашей компании выявлен высокий уровень фискальных вычетов по НДС. В таком случае действуйте по порядку:
- Подготовьте пояснения. Высокий уровень вычетов по НДС — это не преступление. Вас ни в чем не обвиняют, а просто хотят проверить, правильно ли вы применяете нормы действующего законодательства. Паниковать не стоит. Подготовьте подробные и детальные разъяснения сложившихся обстоятельств.
- Если пояснений налоговикам недостаточно и вас приглашают в инспекцию для беседы, то уклоняться от встречи не стоит. Явитесь с паспортом в назначенный час. При необходимости захватите с собой учредительные документы. Отвечайте на все вопросы. Беседа с представителем ФНС — это определенный вид проверки, который позволяет выяснить, не является ли фирма однодневкой.
- Если и личная встреча не убедила, и ФНС инициировала выездной контроль, то отчаиваться не стоит. Инспекторы проверят документацию (договора, счета-фактуры, книги покупок и продаж). Содействуйте контролерам, чинить препятствий не стоит.
Напомним, что высокий уровень вычетов по НДС — не преступление. ФНС вправе доначислить налог только на основании выявленных правонарушений по результатам выездной проверки.
Теория и практика
Нормы Налогового Кодекса становятся все более однозначными, а расходы – понятными, надо только их обосновать. Изложенная в статье методика предварительного определения налогового результата позволяет любому руководителю не ожидать с ужасом 20-го и 28-го чисел месяца после окончания периода, думая, сколько же сборов придется заплатить в бюджет. Теперь вы сами можете спрогнозировать налоговый бюджет по НДС и налогу на прибыль. И будьте осторожнее с оптимизацией!
Дмитрий Васильев, эксперт журнала «Расчет»
Все о налоге на прибыль
Практическая энциклопедия бухгалтера
Все изменения 2021 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.
Отбирая организации для выездной налоговой проверки, специалисты ФНС оценивают их деятельность по определенным критериям. Для каждого из них существует пороговое значение. Если показатель компании по этому критерию выходит за пороговое значение, то ее шансы стать кандидатом для выездной проверки увеличиваются. Всего таких критериев более 40, однако относительно НДС для налоговых органов главный критерий — удельный вес вычетов по НДС.
Безопасный вычет по НДС по регионам
Информация о безопасной доле вычета НДС на I, II, III и IV кварталы 2021 года и I квартал 2021 года можно рассчитать по данным отчета налоговой 1-НДС.
Все данные уже рассчитаны нами и сведены в одну таблицу:
Безопасная доля вычетов на 01.11.2018 | Безопасная доля вычетов на 01.08.2018 | Безопасная доля вычетов на 01.05.2018 | Безопасная доля вычетов на 01.02.2018 | Безопасная доля вычетов на 01.01.2018 | |
РОССИЯ | 86,89% | 86,59% | 87,08% | 87,43% | 88,06% |
в том числе: | |||||
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ | |||||
город Москва | 88,52% | 88,37% | 88,10% | 88,96% | 90,00% |
Московская область | 90,27% | 90,30% | 90,51% | 90,00% | 90,39% |
Белгородская область | 89,40% | 88,73% | 89,57% | 90,60% | 91,23% |
Брянская область | 87,77% | 86,47% | 92,15% | 95,37% | 91,75% |
Владимирская область | 85,56% | 84,95% | 84,79% | 84,13% | 86,18% |
Воронежская область | 92,88% | 92,65% | 92,64% | 92,70% | 94,60% |
Ивановская область | 92,51% | 92,55% | 92,74% | 93,54% | 93,23% |
Калужская область | 88,09% | 87,24% | 86,60% | 88,35% | 89,59% |
Костромская область | 85,21% | 84,71% | 84,15% | 85,06% | 88,53% |
Курская область | 91,27% | 92,86% | 88,30% | 88,94% | 91,16% |
Липецкая область | 92,57% | 87,30% | 88,32% | 90,39% | 89,89% |
Орловская область | 94,51% | 94,00% | 92,90% | 92,04% | 90,79% |
Рязанская область | 84,92% | 85,11% | 85,11% | 86,84% | 85,68% |
Смоленская область | 94,13% | 93,03% | 91,67% | 91,51% | 93,33% |
Тамбовская область | 95,44% | 95,81% | 95,50% | 96,96% | 95,17% |
Тверская область | 88,88% | 89,03% | 88,89% | 88,68% | 87,83% |
Тульская область | 92,71% | 91,49% | 91,57% | 93,26% | 91,81% |
Ярославская область | 87,10% | 86,35% | 85,70% | 85,52% | 86,46% |
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ | |||||
город Санкт-Петербург | 90,05% | 89,83% | 90,13% | 90,31% | 90,47% |
Ленинградская область | 81,52% | 81,19% | 86,18% | 85,09% | 81,24% |
Республика Карелия | 83,65% | 84,26% | 84,56% | 86,13% | 84,18% |
Республика Коми | 78,51% | 79,25% | 79,33% | 81,23% | 75,59% |
Архангельская область | 81,89% | 82,44% | 88,38% | 84,88% | 81,79% |
Вологодская область | 88,18% | 83,39% | 83,48% | 84,83% | 87,27% |
Калининградская область | 62,83% | 64,04% | 65,70% | 67,64% | 66,49% |
Мурманская область | 81,49% | 79,25% | 78,73% | 80,33% | 76,79% |
Новгородская область | 89,92% | 86,92% | 87,39% | 84,43% | 87,19% |
Псковская область | 87,26% | 88,11% | 88,85% | 90,63% | 93,09% |
Ненецкий АО | 121,00% | 119,79% | 116,18% | 126,09% | 111,71% |
СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ | |||||
Республика Дагестан | 85,00% | 85,42% | 86,21% | 85,54% | 87,01% |
Республика Ингушетия | 96,33% | 93,89% | 94,11% | 97,86% | 98,17% |
Кабардино-Балкарская Республика | 92,41% | 92,47% | 93,37% | 93,05% | 92,72% |
Карачаево-Черкесская Республика | 91,59% | 92,78% | 93,28% | 95,03% | 92,39% |
Республика Северная Осетия-Алания | 87,15% | 86,56% | 87,56% | 86,39% | 87,63% |
Чеченская Республика | 101,07% | 101,54% | 103,37% | 102,19% | 104,44% |
Ставропольский край | 88,74% | 88,37% | 88,77% | 90,58% | 88,74% |
ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ | |||||
Республика Адыгея | 85,48% | 85,40% | 86,29% | 85,39% | 87,47% |
Республика Калмыкия | 82,39% | 80,57% | 79,74% | 76,70% | 69,49% |
Республика Крым | 87,73% | 87,89% | 88,07% | 87,53% | 97,28% |
Краснодарский край | 89,87% | 89,63% | 89,45% | 89,67% | 89,71% |
Астраханская область | 62,76% | 60,96% | 58,25% | 55,68% | 72,08% |
Волгоградская область | 86,34% | 85,62% | 86,88% | 87,21% | 86,01% |
Ростовская область | 92,02% | 91,71% | 92,13% | 91,53% | 93,48% |
город Севастополь | 82,06% | 82,12% | 82,30% | 81,23% | 85,89% |
ПРИВОЛЖСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ | |||||
Республика Башкортостан | 87,99% | 87,39% | 87,39% | 87,53% | 88,66% |
Республика Марий-Эл | 90,86% | 89,75% | 90,78% | 92,39% | 89,29% |
Республика Мордовия | 89,97% | 89,91% | 89,50% | 88,37% | 87,52% |
Республика Татарстан | 87,89% | 87,91% | 88,31% | 88,21% | 88,96% |
Удмуртская Республика | 81,13% | 80,12% | 80,12% | 80,94% | 83,32% |
Чувашская Республика | 83,57% | 83,17% | 83,03% | 82,21% | 84,65% |
Кировская область | 86,51% | 86,46% | 84,78% | 86,72% | 85,68% |
Нижегородская область | 87,92% | 87,84% | 87,00% | 87,68% | 87,22% |
Оренбургская область | 69,82% | 69,62% | 71,30% | 74,43% | 75,76% |
Пензенская область | 90,74% | 90,13% | 89,94% | 89,49% | 89,99% |
Пермский край | 79,25% | 78,83% | 79,23% | 79,42% | 79,65% |
Самарская область | 84,49% | 84,02% | 84,82% | 86,11% | 86,22% |
Саратовская область | 84,92% | 85,14% | 85,51% | 85,23% | 86,36% |
Ульяновская область | 91,97% | 91,63% | 91,14% | 90,78% | 91,89% |
УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ | |||||
Курганская область | 87,22% | 87,23% | 87,40% | 88,68% | 85,15% |
Свердловская область | 88,18% | 87,17% | 86,66% | 87,37% | 87,88% |
Тюменская область | 84,02% | 83,35% | 83,68% | 85,37% | 84,93% |
Челябинская область | 88,31% | 86,68% | 87,08% | 88,30% | 87,07% |
Ханты-Мансийский АО — Югра | 58,52% | 60,29% | 62,01% | 63,14% | 66,24% |
Ямало-Hенецкий АО | 69,40% | 65,95% | 97,08% | 71,02% | 69,97% |
СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ | |||||
Республика Алтай | 89,85% | 90,48% | 89,99% | 92,31% | 91,40% |
Республика Бурятия | 88,92% | 88,30% | 85,57% | 80,25% | 88,74% |
Республика Тыва | 76,53% | 74,91% | 73,91% | 77,57% | 77,38% |
Республика Хакасия | 89,73% | 89,89% | 89,91% | 92,82% | 88,44% |
Алтайский край | 90,37% | 89,95% | 89,51% | 89,71% | 89,98% |
Красноярский край | 76,32% | 75,02% | 76,02% | 78,26% | 77,68% |
Иркутская область | 77,39% | 77,80% | 79,33% | 80,34% | 82,71% |
Кемеровская область | 83,41% | 82,57% | 81,46% | 84,07% | 82,91% |
Новосибирская область | 89,51% | 89,17% | 88,92% | 89,62% | 90,47% |
Омская область | 83,97% | 82,89% | 82,00% | 85,11% | 81,68% |
Томская область | 75,41% | 73,80% | 73,76% | 73,32% | 81,57% |
Забайкальский край | 89,53% | 89,94% | 90,81% | 91,29% | 96,89% |
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ | |||||
Республика Саха (Якутия) | 86,35% | 86,97% | 84,69% | 87,66% | 85,86% |
Приморский край | 95,78% | 95,28% | 95,02% | 92,84% | 92,82% |
Хабаровский край | 89,64% | 89,13% | 88,16% | 88,38% | 88,36% |
Амурская область | 116,47% | 113,68% | 116,87% | 106,62% | 107,17% |
Камчатский край | 89,66% | 89,08% | 88,70% | 82,70% | 82,75% |
Магаданская область | 98,83% | 99,88% | 100,13% | 90,77% | 90,96% |
Сахалинская область | 98,65% | 97,73% | 93,50% | 103,17% | 99,87% |
Еврейская автономная область | 97,01% | 94,46% | 87,04% | 94,24% | 94,21% |
Чукотский АО | 104,79% | 102,98% | 96,14% | 104,12% | 104,25% |
БАЙКОНУР | |||||
Байконур | 60,44% | 61,08% | 59,18% | 45,87% | — |
Актуальный размер средней доли вычетов, можно рассчитать по данным отчета 1-НДС публикуемом на сайте ФНС России nalog.ru. Безопасная доля вычетов НДС рассчитывается по формуле: Доля НДС-вычетов по региону = Сумма вычетов по НДС (столбец 210.1 отчета 1-НДС по региону) / Налог к начислению (столбец 110.1 отчета 1-НДС по региону) х 100%
Для примера цифры по Москве из отчета 1-НДС на 01.01.2018: 12 742 673 812 / 14 159 263 499 * 100% = 90,00%
Переход на УСН, ограничения
Переход на данный вид налогообложения осуществляется добровольно. Для переходы на УСН юр. лицам необходимо подать специальную форму уведомления в органы ФНС по месту учета в срок до конца календарного года (31.12). Для недавно зарегистрировавшихся организаций для сдачи уведомления дается срок до 30 дней с момента гос. регистрации.
Про различные налоговые режимы ООО (УСН, ОСНО, ЕСХН, НДС) читайте следующую статью:
Ст. 346.12НК РФ предусмотрен ряд ограничений для использования УСН: (нажмите для раскрытия)
- если выручка более 60 млн. руб. по итогам налогового периода;
- если среднее количество сотрудников более 100;
- если конечная цена амортизируемых ОС превышает 100 млн. руб.;
- если фирма имеет филиалы;
- НПФ;
- банки;
- ломбарды;
- инвестиционные фонды;
- нотариусы;
- страховщики и проч.
НК предусмотрены 2 варианта применения УСН доходы 6% или доходы минус расходы. Существует негласное правило: если сумма расходов выше 60% от суммы доходов, лучше перейти на объект доходы минус расходы.
Декларацию необходимо сдать один раз в год. Но рассчитывать и оплачивать налог необходимо каждый квартал нарастающим итогом.
Повод для проверки
Превышение вышеуказанных величин безопасной доли вычетов чревато проверкой организации налоговой. Об этом ФНС объясняет в своем письме от 17.07.2013 № АС-4-2/12722.
для организаций на общем режиме налогообложения
Налоговая нагрузка выступает основным индикатором налоговой дисциплины налогоплательщиков и рассчитывается как отношение уплаченных налогов (без агентских платежей: налога на прибыль организаций с дивидендов, НДФЛ, а также без страховых взносов) к доходам организации по отчету о финансовых результатах (без доходов от участия в других организациях).
Уровень налоговой нагрузки может дифференцироваться в зависимости от отраслевой принадлежности, масштабов деятельности компании, региональных факторов, влияющих на условия ведения бизнеса. Поэтому одним из общепринятых методов определения обоснованности налоговой нагрузки компании является ее сравнение со средними значениями по отраслям экономики (*за исключением финансового и бюджетного секторов экономики, что обусловлено спецификой их налогообложения). В дальнейшем планируется реализовать возможность выбора масштаба деятельности организации.
Сервис предназначен для организаций в целях повышения налоговой дисциплины и грамотности.