Возражение на акт камеральной или выездной проверки ПФР или ФСС

ФСС периодически проводит плановые и неплановые выездные проверки страхователей. Ведомство контролирует правильность начисления и уплату взносов от несчастных случаев на производстве («травматизм»), а также проверяет правильность произведенных выплат. Если выявлены нарушения, ФСС принимает решение о взыскании штрафов и отказе в приеме выплаченных сумм к зачету.

В случае несогласия страхователя с результатами выездной проверки ФСС, изложенными в акте, он имеет право составить возражение в письменной форме (п. 5 ст. 26.19 закона № 125-ФЗ от 24.07.1998). В этом документе необходимо изложить весомые аргументы в свою защиту и приложить к нему заверенные копии документов, которые подтверждают правоту страхователя. Затягивать с подачей возражения не следует, иначе возможность обжалования действий проверяющих будет упущена.

Камеральная проверка: нарушения есть

По итогам камеральной проверки проверяющие пришли к выводу, что организация нарушала законодательство о страховых взносах. В этом случае результаты мероприятия они зафиксируют в акте (ч. 1 ст. 38 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Формы актов для каждого контролирующего ведомства свои. Они есть в приложениях к Постановлению Правления ПФ РФ от 11.01.2016 N 1п, Приказу ФСС РФ от 11.01.2016 N 2.

Сотрудники Пенсионного фонда РФ составляют акт по форме 7-ПФР, а ФСС России – акт по форме 17-ФСС.

Ситуация: можно ли отменить решение проверяющих из внебюджетного фонда, принятое по итогам камеральной проверки, если акт о найденных нарушениях они не составили?

Да, можно.

Ведь если по итогам камеральной проверки проверяющие пришли к выводу, что организация нарушала законодательство о страховых взносах, то они обязаны составить акт (ч. 1 ст. 38 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Этот документ является одним из основных материалов камеральной проверки страховых взносов, после рассмотрения которых проверяющие выносят окончательное решение по итогам мероприятия (ч. 1, 8 ст. 39 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Если же акта нет, значит, проверяющие тем самым нарушили условия процедуры рассмотрения материалов камеральной проверки. И это может стать основанием для отмены решения по проверке.

ИСК в СУД

На акт проверки представленных сведений,необходимых для осуществления индивидуального(персонифицированного) учета в системеобязательного пенсионного страхования»___»_________ ____ г.

главным специалистом Управления N __ был составлен акт N ____ установления факта нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.Согласно этому акту выявлено неполное представление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.В связи с совершением нашей организацией нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования предложено взыскать с нашей организации штраф за неполное представление индивидуальных сведений в размере 10% от сумм, причитающихся за отчетный период страховых взносов в ПФР, что составляет ______ рублей, и привлечь к ответственности по ст.

17 ФЗ

«Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»

.Указанный акт получен нашей организацией «___»_______ ____ года.Наша организация не согласна с данным актом в связи со следующим.Нашей организацией не были представлены сведения в Управление N __ в отношении работника ____________, являющегося военным пенсионером (копии документов об этом прилагаются).В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ

«Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»

, на основании которой наша организация была привлечена к ответственности, страхователи привлекаются к ответственности за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.Необходимо отметить, что в силу ст. 15 этого Закона страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда РФ сведения о застрахованных лицах.

При этом застрахованными лицами являются лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, а также занятые на рабочих местах с особыми (тяжелыми и вредными) условиями труда, лица, за которых уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ в соответствии с законодательством РФ (ст. 1 ФЗ

«Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»

).В то же время на работника ___________________, являющегося военным пенсионером, на основании ст. 1 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел.

«, распространяются нормы именно этого закона, а не законодательства РФ о пенсионном страховании, в том числе ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».Поскольку пенсионным законодательством РФ не предусмотрена выплата одному

Камеральная проверка: составление акта

Законодательство о страховых взносах устанавливает четкие требования к оформлению актов камеральной проверки (ч. 1 ст. 38 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Составить акт камеральной проверки сотрудники Пенсионного фонда РФ и ФСС России должны не позднее 10 рабочих дней после ее окончания (ч. 1 ст. 38 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

О сроках проведения камеральной проверки страховых взносов Пенсионным фондом РФ и ФСС России подробнее см.:

  • Как проводятся проверки Пенсионным фондом РФ;
  • Как проводятся проверки ФСС РФ.

Проверяющие составляют два экземпляра акта: один из них остается на хранении во внебюджетном фонде (Пенсионный фонд РФ, ФСС России), другой вручают проверенной организации.

Камеральная проверка: вручение акта организации

Вручить организации ее экземпляр акта проверяющие должны в течение пяти рабочих дней с даты подписания акта (ч. 4 ст. 38 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Передать акт проверяемой организации контролеры могут:

  • лично законному или уполномоченному представителю организации под расписку;
  • в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи;
  • иным способом, свидетельствующим о дате получения акта организацией (например, через курьерскую службу).

Это следует из части 4 статьи 38 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФСС России от 10 февраля 2012 г. № 15-03-11/08-1395.

Камеральная проверка: отправка акта по почте

Если организация (ее представитель) уклоняется от получения акта камеральной проверки, проверяющий отражает этот факт в акте и направляет его по почте заказным письмом в адрес организации (обособленного подразделения). В этом случае акт считается полученным по истечении шести рабочих дней с даты отправки. При этом отсчет шестидневного срока начинается со дня, следующего за днем отправки (он указан на штемпеле). Это следует из положений части 4 статьи 38, части 2 статьи 4 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФССРоссии от 10 февраля 2012 г. № 15-03-11/08-1395.

Камеральная проверка: возражения по акту проверки

Если с выводами проверяющих, отраженными в акте, не согласны, то можете оформить свои письменные возражения и передать их в фонд, который проводил проверку (Пенсионный фонд РФ, ФСС России). Сделать это нужно в течение 15 рабочих дней с того дня, как получили акт. К возражениям можно приложить подтверждающие документы (их заверенные копии). Например, копии платежных поручений. Это следует из положений части 5 статьи 38 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Назначения выплат, проверяемые Фондом

В процессе контроля расходов ревизоры ФСС проверяют целевые затраты работодателя, направляемые на оплату:

  • Пособий, выплачиваемых при наступлении временной нетрудоспособности, включая выплаты по беременности и родам.
  • Единовременных выплат при рождении ребенка.
  • Пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет.
  • Пособий на погребение.
  • Оплаты дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом.
  • Путевок в оздоровительные учреждения.
  • Расходов по травматизму и профессиональным заболеваниям.

Каждое направление расходов имеет свой перечень оправдательных документов, используемых при проверке инспектором. О наличии подтверждающих выплаты документов работодатель и сотрудники бухгалтерии должны позаботиться до произведения расчетов.

При подаче в Фонд пакета бумаг для подтверждения целевого назначения расходов перечень документов уточняется у ревизора.

Рассмотрим пример №1 перечня документов при выплате единовременного пособия при рождении ребенка. Работник предприятия ООО «Восток» Ковалева В.М. обратилась к работодателю за выплатой пособия при рождении ребенка. В бухгалтерию организации Ковалева В.М предоставила: заявление с просьбой о выплате пособия, копию свидетельства о рождении ребенка, оригинал справки из органов ЗАГСа о регистрации ребенка, оригинал справки, выданной работодателем супруга об отсутствии выплат.

По итогам квартала ООО «Восток» произвело возмещение расходов из бюджета и предоставило документы для проверки. Камеральная проверка ТО ФСС определила полноту документов для произведения выплаты.

Камеральная проверка: решение по акту проверки

На основе всех имеющихся материалов проверки (акта камеральной проверки, письменных возражений организации на акт, документов, истребованных у организации или ее контрагентов) сотрудники фонда принимают окончательное решение и оформляют его. На это им отведено 10 рабочих дней. В некоторых случаях 10-дневный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц. Решение подписывает руководитель отделения фонда (Пенсионного фонда РФ или ФСС России). Это следует из положений частей 1, 8 статьи 39 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

В зависимости от сделанных выводов руководитель контрольного органа (его заместитель) принимает по итогам проверки:

  • либо решение о привлечении организации к ответственности за совершение нарушения законодательства о страховых взносах;
  • либо решение об отказе в привлечении организации к ответственности.

Это следует из положений части 8 статьи 39 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

В первом случае Пенсионный фонд РФ составляет решение по форме 18-ПФР, ФСС России – решение по форме 20-ФСС.

Во втором случае Пенсионный фонд РФ составляет решение по форме 19-ПФР, ФСС России – решение по форме 21-ФСС.

По итогам рассмотрения всех необходимых материалов проверки руководитель органа контроля (его заместитель) делает ряд последовательных выводов:

  • нарушила ли организация законодательство о страховых взносах;
  • предусмотрена ли законодательством о страховых взносах ответственность за выявленное нарушение;
  • есть ли обстоятельства, которые освобождают организацию от ответственности (отсутствие вины, окончание срока давности).

Об этом говорится в части 6 статьи 39 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Важно: привлекая страхователя к ответственности, фонд не может учесть обстоятельства, смягчающие его вину. Законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ это не предусмотрено. Однако игнорирование смягчающих обстоятельств противоречит позиции Конституционного суда РФ, который признал неконституционным исключение из Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ положений о смягчении ответственности (постановление Конституционного суда РФ от 19 января 2021 г. № 2-П).

Более того, Конституционный суд РФ обязал законодателей либо восстановить прежние нормы, либо внести в закон аналогичные поправки. А до тех пор, пока такие поправки не приняты, этот закон нужно применять с учетом позиции Конституционного суда РФ (п. 2 постановления от 19 января 2021 г. № 2-П).

Таким образом, если у организации есть смягчающие обстоятельства, то можно добиться снижения размера штрафа, оспорив решение по итогам проверки в суде. Учитывая позицию Конституционного суда РФ, шансы выиграть спор – 100-процентные. Например, организация сдала расчет РСВ-1 на один день позже установленного срока. Нарушение налицо. Но суд признал непродолжительное опоздание смягчающим обстоятельством и снизил штраф в два раза (постановление Арбитражного суда Московского округа от 1 апреля 2021 г. № А41-30902/2015).

В вышестоящие отделения фондов не обращайтесь – там вам не помогут. По закону они не могут рассматривать и учитывать обстоятельства, смягчающие ответственность. Это прерогатива арбитражного суда (п. 5 постановления от 19 января 2021 г. № 2-П).

О том, что обязательно должно быть в решении, см. таблицу ниже.

Что должно быть в решении
о привлечении к ответственности об отказе в привлечении к ответственности
  • обстоятельства нарушения, совершенного организацией. При этом указанные обстоятельства должны быть квалифицированы так, как они установлены проверкой, то есть так же, как они отражены в акте проверки;
  • документы и сведения, подтверждающие выявленные обстоятельства;
  • решение привлечь организацию к ответственности за конкретные нарушения с указанием соответствующих нарушению статей Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ;
  • размер недоимки по взносам, сумма штрафов и пеней.

Основание: часть 9 статьи 39 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ

  • обстоятельства, на основании которых было принято решение об отказе в привлечении организации к ответственности;
  • могут быть отражены суммы недоимки, выявленные в ходе проверки, и соответствующие им суммы пеней.

Основание: часть 10 статьи 39 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ

  • срок на обжалование вынесенного решения;
  • порядок обжалования решения в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов;
  • наименование и адрес органа контроля, который уполномочен рассматривать дела по обжалованию решения;
  • иные необходимые по мнению руководителя органа контроля (его заместителя) сведения.

Основание: часть 11 статьи 39 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ

Пояснения в ходе камералки

Законодательство о страховых взносах предусматривает право проверяющих письменно запрашивать пояснения у плательщиков взносов, если камеральной проверкой выявлен

  • ошибки в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам;
  • противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах;
  • несоответствия сведений, представленных плательщиком страховых взносов, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у фонда.

А нужны ли вообще пояснения?

Кто-то может решить, что можно не откликаться на требование о представлении пояснений при камеральных проверках. Организацию за это не штрафуют. Ведь законодательством:

  • предусмотрено, что давать пояснения — это право, а не обязанность плательщика взносо
  • не установлено никакой ответственности за непредставление пояснений и за невнесение исправлений в расчет по начисленным и уплаченным страховым взноса

А если и встречается практика, когда мировые судьи штрафуют руководителя или главбуха за непредставление пояснений, то это всего К тому же некоторые организации успешно обжалуют требования о представлении пояснений в

ВНИМАНИЕ

Можно не давать пояснения, если требование об их представлении:

  • передано по телефону;
  • выставлено не по форм
  • не содержит подписей людей, проводящих проверку;
  • содержит ошибочные сведения о страхователе (предположим, указано не ваше наименование);
  • вручено по окончании 3 месяцев со дня подачи вами расчета, по которому запрашивают пояснени

Но посмотрите на пояснения под другим углом. С их помощью вы можете:

  • сформулировать свою позицию, донести до проверяющих, почему вы поставили в расчете именно такую сумму, а не иную;
  • указать на имеющуюся по спорному вопросу судебную практику или разъяснения ПФР, ФСС.

То есть можете попытаться снять претензии ревизоров еще на этапе проверки. А если не удастся убедить их при помощи пояснений, то вы уже будете в курсе проблемы и сможете предметно подготовить свои контраргументы в возражениях по акту проверки.

Как составить пояснения

Если вы не обнаружили явных формальных нарушений при запросе у вас «камеральных» пояснений фондом, советуем такие пояснения представить. Специальной формы для них законодательством не установлено. Поэтому можете составить пояснения письменно в произвольном виде, к примеру так. Заместителю руководителя Управления Пенсионного фонда РФ в г. Горячий Ключ Проверкину А.П., Кому именно направлять пояснения, вы увидите из присланного вам требования ул. Ленина, д. 240, г. Горячий Ключ, Краснодарский край, 353290,
Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

от ООО «Молния», ул. Объездная, д. 2В, г. Горячий Ключ, Краснодарский край, В ответ на ваше требование от 15.04.2015 № 05900113 ЗП 0000115 о представлении пояснений по Расчету по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР и на обязательное медицинское страхование в ФФОМС за 2014 год (вручено 17.04.2015) сообщаем следующее. ООО «Молния» (далее — страхователь, организация) создано 03.12.2014 путем преобразования ЗАО «Молния». Страхователь рассчитал страховые взносы за декабрь 2014 г. с применением пониженных ставок по тарифам, установленным законодательством (ч. 1 ст. 58.2 Закона от 24.07.2009 с достижением предельной величины базы для начисления страховых взносов в отношении работников, суммы выплат которых превысили 512 000 руб. с начала расчетного периода. Такой расчет считаем правомерным по следующим основаниям. 1. При изменении организационно-правовой формы страхователя ко вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом (п. 5 ст. 58 ГК РФ). Правопреемник реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него обязанностей по уплате страховых взносов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном законодательством (ст. 58 ГК РФ; ч. 16 ст. 15 Закона от 24.07.2009 2. Преобразование работодателя не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации (ст. 75 ТК РФ): трудовые отношения с согласия работников продолжаются и оплата труда им начисляется по прежним трудовым договорам. Следовательно, реорганизация не изменяет условия и порядок оплаты труда работников. Обязанность работодателя по начислению взносов в пользу работника после реорганизации сохраняется, а не возникает вновь в силу того, что трудовые отношения длятся и в процессе реорганизации, и после ее завершения. Поэтому работодатель-правопреемник при определении облагаемой базы по страховым взносам обязан учитывать: — выплаты по трудовым договорам работодателя-предшественника; — период работы сотрудников у работодателя-предшественника. 3. Законом от 24.07.2009 не установлен иной порядок определения базы для начисления страховых взносов в случае реорганизации организации — плательщика страховых взносов. Никаких специальных условий для прерывания порядка такого расчета также не предусмотрено, следовательно, законодательно не установлен особый порядок исчисления страховых взносов в случае реорганизации юридического лица. В связи с тем что трудовые договоры с работниками не расторгались, ООО «Молния» правомерно: — исчислило расчетный период с 01.01.2014 по 31.12.2014 (ч. 1, 2 ст. 10 Закона от 24.07.2009 — учло в облагаемой базе по страховым взносам выплаты и вознаграждения, начисленные в пользу работников до изменения организационно-правовой формы.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Такая позиция подтверждается и судебной практикой (Постановления АС ЦО от 09.10.2014 АС МО от 04.02.2015 Приложения 1. Копия решения участников ЗАО «Молния» о преобразовании в ООО «Молния». 2. Копии трудовых договоров с работниками ЗАО «Молния», оставшимися работать в ООО «Молния», суммы выплат которым за 2014 г. превысили 512 000 руб. Вы можете прикладывать любые документы (вплоть до выписок из регистров бухгалтерского учета), подтверждающие правильность и достоверность сведений, внесенных в расчет по начисленным и уплаченным страховым взноса

Камеральная проверка: вручение решения

В течение пяти рабочих дней после принятия и оформления решения по итогам проверки фонд должен вручить его организации. Срок отсчитывают со дня, следующего за тем, когда подписали решение (ч. 13 ст. 39 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Например, если решение по проверке приняли 7 марта 2014 года (пятница), то вручить его организации фонд должен не позднее 17 марта 2014 года.

Решение сотрудники внебюджетного фонда могут передать следующими способами:

  • лично законному или уполномоченному представителю организации под расписку;
  • по почте заказным письмом;
  • в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Решение, направленное по почте заказным письмом, считается полученным по истечении шести рабочих дней с даты отправки. При этом отсчет шестидневного срока начинается со дня, следующего за днем отправки (он указан на штемпеле).

Это следует из положений части 13 статьи 39 и части 2 статьи 4 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

По общему правилу решение по проверке вступает в законную силу через 10 дней со дня его вручения организации (ч. 12 ст. 39 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

После этого внебюджетный фонд в течение 10 рабочих дней направит в организацию требование уплатить недоимку по страховым взносам, пени и штрафы, доначисленные по итогам проверки (ч. 3 ст. 22, ч. 14 ст. 39 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Исполнить это требование надо в течение 10 рабочих дней после его получения. Хотя в самом требовании может быть установлен более продолжительный срок (ч. 5 ст. 22 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Если не согласны с решением по проверке или с доначисленными в нем суммами, то можете его обжаловать (ст. 53 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Решение территориального отделения фонда можно обжаловать в региональном отделении или в суде. Причем сделать это можно как одновременно, так и последовательно (ч. 2 ст. 54 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Выездная проверка: справка об окончании проверки

В последний день выездной проверки страховых взносов руководитель проверяющей группы (Пенсионный фонд РФ, ФСС России) составляет справку о проведенной проверке (ч. 23 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, п. 9.1 Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 3 февраля 2011 г. № 34р). Формы справок о проведенной проверке приведены в приложениях к Постановлению Правления ПФ РФ от 11.01.2016 N 1п, Приказу ФСС РФ от 11.01.2016 N 2.

О сроках проведения выездной проверки страховых взносов Пенсионным фондом РФ и ФСС России см.:

  • Как проводятся проверки Пенсионным фондом РФ;
  • Как проводятся проверки ФСС РФ.

Пенсионный фонд РФ составляет справку по форме 15-ПФР, ФСС России – справку по форме 13-ФСС.

Если сотрудники фонда составили справку, то проверку можно считать законченной. При этом представители внебюджетных фондов уже не вправе находиться на территории организации, истребовать документы и проводить какие-либо контрольные мероприятия (ч. 14 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, абз. 3 п. 6.1 Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 3 февраля 2011 г. № 34р).

Необходимые документы

Перечень документации, которую обязательно запросят органы ФСС при проведении проверки, законодательно не установлен. Сотрудники исполнительных органов ФСС в каждом случае определяют индивидуальный набор документов.

ВАЖНО! Запрашиваемые бланки следует представлять в форме копий, за исключением таких документов, как больничные листы – их потребуют предъявить в оригинале.

Документы общего характера

В этот список попадает учредительная и регистрационная документация, которая необходима для идентификации плательщика взносов и определения специфики его работы. Проверяющих может заинтересовать информация, содержащаяся в:

  • учетных регистрах;
  • расчетах по взносам;
  • книге учета доходов и расходов;
  • главной книге и журналах операций;
  • кассовых и банковских бланках;
  • актах выполненных работ или оказанных услуг;
  • авансовых отчетах;
  • кадровой документации.

Дополнительно могут попросить представить для анализа показателей финансовой деятельности отчетность и имеющиеся аудиторские заключения.

ВАЖНО! При отказе работодателя представить для проверки какие-либо из запрашиваемых документов на него может быть наложен штраф в размере 200 рублей за каждый такой бланк.

Выездная проверка: вручение справки

Справку о проведенной проверке фонды должны вручить представителю организации в день составления (т. е. в последний день проверки). Нужно будет поставить свою подпись в том, что получили справку. Если откажетесь, проверяющие направят документ на адрес организации заказным письмом по почте. В этом случае справка считается полученной по истечении шести рабочих дней с даты отправки заказного письма. При этом отсчет шестидневного срока начинается со дня, следующего за днем отправки (он указан на штемпеле). Это следует из положений части 23 статьи 35, части 2 статьи 4 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, абзаца 3 пункта 9.1 Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 3 февраля 2011 г. № 34р.

Как в бухгалтерском учете отражаются операции по не принятым к зачету суммам страховых взносов?

Пример 1 Сотруднику учреждения здравоохранения по коду вида финансового обеспечения 7 в 2012 году было излишне начислено пособие по временной нетрудоспособности в сумме 5 000 руб. Ошибка бухгалтера, производившего расчет пособия, состояла в том, что он не учел предельную величину базы для начисления страховых взносов. Общая сумма пособия, которая была выплачена работнику, – 15 000 руб. Сотрудник отказывается вернуть излишне начисленное ему пособие. В бухгалтерском учете операции по сторнированию суммы начисленного пособия за счет средств ФСС будут отражены так:

Выездная проверка: акт проверки

Не позднее чем через два месяца со дня оформления справки проверяющие составляют акт выездной проверки (ч. 2 ст. 38 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, п. 9.2 Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 3 февраля 2011 г. № 34р). Формы актов выездной проверки приведены в приложениях к Постановлению Правления ПФ РФ от 11.01.2016 N 1п, Приказу ФСС РФ от 11.01.2016 N 2.

Пенсионный фонд РФ составляет акт по форме 16-ПФР, ФСС России – акт по форме 18-ФСС.

Составить акт проверяющие должны, даже если по результатам проверки они не выявили никаких нарушений. В этом случае контролеры также описывают все, что проверили, и фиксируют в акте, что нарушений не найдено (ч. 2 ст. 38 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, п. 9.2 Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 3 февраля 2011 г. № 34р).

Акт выездной проверки сотрудники фонда должны составить строго по установленным правилам. В этом они должны руководствоваться частью 2 статьи 38 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и соответствующими приложениями к Постановлению Правления ПФ РФ от 11.01.2016 N 1п, Приказу ФСС РФ от 11.01.2016 N 2.

Проверяющие составляют два экземпляра акта по форме 18-ФСС: один из них остается на хранении в отделении ФСС России, другой вручают проверенной организации. Акт по форме 16-ПФР составляют в трех экземплярах: один остается на хранении в отделении Пенсионного фонда РФ, второй – у проверенной организации, третий передают налоговой инспекции, которая участвовала в проверке. Такие правила установлены Постановлением Правления ПФ РФ от 11.01.2016 N 1п и Приказом ФСС РФ от 11.01.2016 N 2.

Выездная проверка: вручение акта организации

Вручить организации ее экземпляр акта проверяющие должны в течение пяти рабочих дней с даты подписания акта (ч. 4 ст. 38 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, п. 9.2 Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 3 февраля 2011 г. № 34р).

Передать акт проверенной организации контролеры могут:

  • лично законному или уполномоченному представителю организации под расписку;
  • в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи;
  • иным способом, свидетельствующим о дате получения акта организацией (например, через курьерскую службу).

Это следует из части 4 статьи 38 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, пункта 9.2 Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 3 февраля 2011 г. № 34р.

Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФСС России от 10 февраля 2012 г. № 15-03-11/08-1395.

Выездная проверка: отправка акта по почте

Если организация (ее представитель) не распишется в получения акта выездной проверки, проверяющий отразит этот факт в акте и направляет его по почте заказным письмом в адрес организации (обособленного подразделения). В этом случае акт считается полученным по истечении шести рабочих дней с даты отправки. При этом отсчет шестидневного срока начинается со дня, следующего за днем отправки (он указан на штемпеле). Это следует из положений части 4 статьи 38, части 2 статьи 4 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, пункта 9.2 Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 3 февраля 2011 г. № 34р.

Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФСС России от 10 февраля 2012 г. № 15-03-11/08-1395.

Выездная проверка: возражения по акту

Если организация не согласна с проверяющими, она может оформить письменные возражения и передать их в фонд, который проводил проверку (Пенсионный фонд РФ, ФСС России). Сделать это нужно в течение 15 рабочих дней со дня получения акта. При этом организация вправе приложить к таким возражениям подтверждающие документы (их заверенные копии). Например, копии платежных поручений. Это следует из положений части 5 статьи 38 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, пункта 9.2 Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 3 февраля 2011 г. № 34р.

Когда можно избежать штрафа

По мнению специалистов Пенсионного фонда, штрафа можно избежать. если:

  1. Ошибки обнаружены специалистами ПФР, но организация устранила их в пятидневный срок после получения уведомления о них.
  2. Организация сама нашла ошибку и направила исправления до истечения срока подачи формы. Например, первичный СЗВ-М сдан 5 апреля. 10 апреля организация обнаружила, что не сдала форму на нового работника и сразу предоставила дополняющий СЗВ-М.
  3. После 15-го числа исправляется ошибка по тем сотрудникам, по которым сведения уже поданы.

Верховный Суд в 2021 году дважды высказал мнение, что применять штрафные санкции к страхователю, который самостоятельно обнаружил, что не сдал на сотрудника СЗВ-М и сдал корректировочный отчет с исправлением, неправомерно (п. 38 Обзора Президиума ВС РФ от 26.12.2018 и Определение ВС РФ от 05.09.2018 № 303-КГ18-5702).

Но на местах инспекторы по-прежнему штрафуют организации, самостоятельно исправившие ошибки. Если вы столкнулись с такой ситуацией, возражение на акт в ПФР СЗВ-М со ссылкой на позицию Верховного Суда поможет отменить или значительно снизить штраф.

Выездная проверка: решение по акту

На основе всех имеющихся материалов проверки (акта выездной проверки, письменных возражений организации на акт, документов, истребованных у организации или ее контрагентов) проверяющие принимают окончательное решение по итогам выездной проверки и оформляют его. Это следует из положений частей 1, 8 статьи 39 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, пункта 9.3 Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 3 февраля 2011 г. № 34р.

Принимая решение по итогам проверки, руководитель отделения фонда (его заместитель) обязан выяснить, есть ли обстоятельства, которые освобождают организацию от ответственности (отсутствие вины, окончание срока давности) (п. 4 ч. 6 ст. 39 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Кроме того, в суде можно доказать наличие у страхователя обстоятельств, смягчающих его ответственность (постановление Конституционного суда РФ от 19 января 2021 г. № 2-П).

Сроки, порядок и правила оформления решения по итогам выездной проверки страховых взносов аналогичен порядку оформления решения по результатам камеральной проверки.

За что может оштрафовать Пенсионный фонд работодателя

Каждый работодатель обязан предоставлять отчетность в ПФР со сведениями о своих работниках:

  • СЗВ-М — ежемесячно до 15-го числа следующего месяца;
  • СЗВ-СТАЖ — ежегодно до 1 марта следующего года.

За непредоставление сведений хотя бы на одного работника организация может быть оштрафована на 500 руб. Если число работников велико, штраф может достигнуть существенных сумм. При несогласии с требованиями ПФР важно грамотно составить возражения на акт Пенсионного фонда.

Как обжаловать решение внебюджетного фонда

Обжаловать решение можно как в вышестоящем отделении фонда, так и в суде. В отличие от решений налоговых инспекций подать жалобы можно одновременно: чтобы обратиться в суд, ждать заключения вышестоящего отделения фонда не нужно (ст. 54 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Срок для обжалования – три месяца с момента вынесения решения (ч. 4 ст. 198 АПК РФ, п. 2 ст. 55 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Ситуация: как обжаловать решение территориального отделения Пенсионного фонда РФ или ФСС России о привлечении страхователя к ответственности?

Решение территориального отделения внебюджетного фонда о привлечении к ответственности можно обжаловать как в вышестоящем отделении фонда, так и в суде. Причем обратиться в суд и в вышестоящее отделение фонда можно одновременно (ч. 2 ст. 54 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Обжалование в вышестоящем отделении фонда

Наименование вышестоящего органа, куда можно подать жалобу, и его местонахождение вы увидите в самом решении. Решение вступает в силу по истечении 10 дней с того момента, когда представитель организации получил его лично. Но подать жалобу можно и после этого срока. Главное, не позже трех месяцев с момента, когда страхователь (т. е. ваша организация) узнал о том, что его права нарушены. Как правило, это происходит уже по факту получения решения. Об этом сказано в частях 11, 12 статьи 39, части 2 статьи 55 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Жалобу в вышестоящее отделение фонда составьте письменной форме. В ней укажите:

  • какой фонд проводил проверку;
  • сведения о заявителе, то есть о вашей организации;
  • причину жалобы;
  • аргументы для обоснования возражений;
  • требования к вышестоящему отделению фонда.

Такой порядок, в частности, предусмотрен пунктом 55 Административного регламента, утвержденного приказом Минтруда России от 18 сентября 2013 г. № 467н.

Отправить жалобу можно по почте, в электронном виде (в т. ч. через портал госуслуг) или лично отвезти в отделение фонда. Фонд рассмотрит ее в течение месяца. После чего примет одно из следующих решений:

  • оставит жалобу без удовлетворения;
  • отменит решение нижестоящего отделения полностью или частично;
  • изменит решение нижестоящего отделения или вынесет новое решение.

О принятом решении вышестоящее отделение фонда должно сообщить в письменной форме в течение трех дней со дня его принятия.

Такой порядок изложен в части 1 статьи 55 и частях 2–4 статьи 56 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Мероприятия

Теги: Семинар-практикум для руководителей компаний, бухгалтеров, юристов 29-30 октября 2021 года г.

Составляются возражения в Пенсионный фонд СЗВ-М в произвольной форме. Регламентированного бланка нет.

Москва, отель «Гамма-Дельта», ТГК «Измайлово» 71 Всероссийский семинар-практикум для руководителей компаний, бухгалтеров, юристов 28-29 октября 2021 года г. Краснодар, отель «Congress hotel Krasnodar» 4* 12 Всероссийский семинар-практикум для руководителей компаний, бухгалтеров, юристов 17-18 октября 2021 года г.

Казань, отель «Кристалл» 3*, ул. Рустема Яхина, д. 8 18 Всероссийский семинар-практикум для руководителей компаний, бухгалтеров, юристов 07-08 октября 2021 года г.

Санкт-Петербург, отель «Русь» 4* 15 Семинар-практикум для руководителей компаний, бухгалтеров, юристов 30 сентября – 01 октября 2021 года г. Москва, отель «Гамма-Дельта», ТГК «Измайлово» 427 Семинар-практикум для руководителей компаний, бухгалтеров, юристов 09-10 сентября 2021 года г. Москва, гостиница «Бета», ТГК «Измайлово» Договор глазами главного бухгалтера.

Практические рекомендации. Риски и налоговый контроль.

Важнейшие Изменения законодательства для коммерческих организаций в 2021 году 322 Оптимизация налогообложения фирмы, схемы дробления бизнеса. Актуальные методики уменьшения выплат для организаций и физических лиц. Руководство по безопасной минимизации налогов и налоговому планированию.

Проверки контролирующими органами Семинар-практикум для руководителей компаний, бухгалтеров, юристов 05-06 сентября 2021 года г. Москва, гостиница «Гамма-Дельта», ТГК «Измайлово» 594 26-27 августа 2021 года г.

Москва, ул. Кузнецкий мост, 21/5, АСМ-холдинг Межрегиональный практический семинар по теме:

«Сложные вопросы ведение бухгалтерского и налогового учета расходов на НИОКР в соответствии с изменениями в 2021-2020гг., в том числе: калькуляция, признание и учет НМА, определение и правила нормирования состава расходов, учет затрат, ФСБУ «Запасы»

:, новый ФСБУ «Нематериальные активы». Получение субсидий ПП 1312. Выполнение НИОКР по государственному контракту и в рамках госзаданий.

Ценообразование и раздельный учет по НИОКР.

Методы ведения позаказного учета. Организация документооборота. Усиление мер налогового контроля» 162 Международные контракты и сделки.

Правовые и налоговые аспекты.

Методы ценообразования и штрафные санкции Семинар-практикум для руководителей, бухгалтеров, финдиректоров и юристов 08-09 августа 2021 года г.

Москва, Измайловское ш., 71, корпус 2Б, отель «Бета», Измайлово 175 Семинар-практикум Договор глазами бухгалтера: выявляем налоговые риски 02 августа 2021 года г.

Москва, Измайловское ш., 71, корпус 2Б, отель «Бета», Измайлово 444 1

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]