Чем опасны разрывы по НДС и как себя вести на проверке

Чем опасны разрывы по НДС и как себя вести на проверке

30.10.2018 09:26 КИРА ГИН — управляющий партнер юридической , налоговый юрист, аудитор. Окончила Уральскую государственную юридическую академию. Юридический стаж с 1995 года. Специализируется на налоговом, корпоративном и гражданском праве. Имеет большой опыт решения сложных вопросов применения налогового законодательства, выявления налоговых рисков, судебного обжалования ненормативных актов и действий проверяющих. Увлечения: классическая музыка, йога, путешествия.

Налоговый разрыв по НДС: что это?

Анализом «разрывов» НДС, наличия схем по неуплате налогов, уровня нагрузки по налогам, иных подобных вопросов в данный момент занимаются несколько информационых ресурсов: АСК НДС (тестируется 4-я версия), аналитических ресурсов ФИР «сведения Банка России», ФИР «трансфертная цена», ФИР ЕГРЮЛ, ФИР «таможня», ПК «ППА Отбор». Иногда применяется информационный ресурс «Супераналитик», изучающий базу банковских выписок.

Особое внимание фискалы уделяют «разрывам» по НДС. Речь идёт о ситуациях, когда у покупателя в книге покупок отражена счёт-фактура, но при этом она же отсутствует в книге продаж у продавца. Это означает, что покупатель получил налоговый вычет, связанный с тем, что отчисления в пользу бюджета должен был сделать продавец. Но вместе с тем продавец ничего не выплатил в казну.

Такие «разрывы» называются «прямыми».

Но самое пристальное внимание налоговики уделяют так называемым «сложным разрывам», когда у налогоплательщика и у его контрагента первого «звена» счета-фактуры и суммы НДС отражаются в отчетности исправно, но «разрыв», а следовательно и неуплата НДС происходит на 3-5 или далее звеньям. Как правило, такие «разрывы» указывают на умышленные «схемы» по неуплате НДС, в которые вовлекаются различные «площадки», управляющие «фирмами-однодневками», а иногда и сотрудники ИФНС и банков. Борьба с такими схемами — один из приоритетов политики ФНС России, поэтому организации со сложными разрывами сразу попадают под особый контроль не только своей инспекции, но и регионального Управления ФНС России.

Упомянутые базы находит несовпадения, после как правило, на уровне регионального Управления ФНС России готовятся списки организаций, у которых выявлены «разрывы» НДС. Эти списки направляются в местные Инспекции, которые формируют Требования о представлении соответствующих документов и вызывают Налогоплательщиков для дачи пояснений.

Должная осмотрительность

Этот блок вопросов также будет непосредственно связан с выяснением характера взаимоотношений Вашей компании с контрагентами, а точнее, с критериями их выбора.

Цель налогового инспектора в данном случае — выяснить, насколько ответственно в Вашей компании относятся к выбору контрагентов и по каким конкретным критериям осуществляется такой выбор.

Примерный перечень вопросов здесь будет выглядеть так:

1. Каким образом и где компания обычно находит своих контрагентов?

2. Какие источники и ресурсы используются для проверки информации о контрагентах?

3. Какие сведения о контрагенте подлежат проверке до заключения договора?

4. Почему для совершения сделки, интересующей налоговую, был выбран именно этот контрагент?

5. Кто несет ответственность за выбор контрагентов компании вообще и конкретно за выбор контрагента, интересующего налоговую в частности?

6. Какой информацией о конкретном контрагенте компания располагает и каким образом она может подтвердить те или иные данные?

При подготовке ответов на эти вопросы важно понимать, что в соответствии с требованиями действующего законодательства, при выборе контрагентов руководителю или иному ответственному лицу компании предписывается проявлять должную осмотрительность, которая заключается в необходимости предварительного изучения контрагента, путем проведения его проверки на благонадежность по налоговым и иным справочно-информационным ресурсам. Судебная практика показывает, что отсутствие должной осмотрительности при выборе контрагентов является достаточным основанием для возникновения у компании неблагоприятных юридических последствий.

Чего стоит опасаться?

Как правило, большинство предпринимателей в настоящее время сначала вызывают чаще всего в налоговую на дачу пояснений по деятельности или «комиссию». Налоговые проверки сразу после обнаружения «разрыва» не назначают, так как это слишком затратно и неэффективно. Да и общая политика в сфере налогового администрирования направлена на сокращение проверок. Именно поэтому вы сначала попадете на комиссию в ИФНС РФ.

При этом, подобные вызовы указывают на риск проведения проверки. Поэтому как только ИФНС вами заинтересовалась, необходимо сразу же начать подготовку. И уже на этой стадии нужно обращаться за профессиональной помощью к юристу, специализирующемуся на решении таких вопросов.

В частности, если к вам поступило Уведомление о явке в налоговый орган для даче пояснений по деятельности компании, Требование о предоставлении документов и информации по тому или иному контрагенту за квартал или более, то наши налоговые адвокаты помогут Вам сориентироваться и правильно выстроить диалог с ИФНС. Мы подскажем, какие документы нужно представить в ИФНС, в том числе, дополнительно к запрошенным.

Достоверность и фактическая полнота сделки

В случаях, когда программа АСК-НДС показывает разрыв цепочки, разумеется, что, помимо ее сомнительных звеньев, налогового инспектора заинтересуют и непосредственно сами сделки, по которым налог не поступил в казну. Проверять будут прежде всего реальность сделки и ее фактическую полноценность. Задача инспектора в этом случае установить, совершалась ли сделка в действительности или проходит только по документам? И если факт сделки удается подтвердить в целом, то все ли этапы такой сделки, отраженные в документах фактически, имели место?

Примерный перечень вопросов этого блока будет выглядеть так:

1. Когда и где происходила отгрузка товара? Укажите точную дату и время отгрузки;

2. Кто из сотрудников принимал товар?

3. Как была упакована продукция?

4. На каких автомобилях осуществлялась перевозка?

5. ФИО и контактные данные экспедиторов?

6. Кто принимал первичную документацию по сделке?

7. Кто из сотрудников лично присутствовал при принятии товара?

8. Иные вопросы, касающиеся различных этапов сделки и установления лиц, ответственных за проведение соответствующего этапа.

Также инспектора несомненно будет интересовать и экономическая обоснованность сомнительной сделки, поэтому он будет проверять:

-соответствуют ли произведенные компанией затраты предпринимательским целям (например, получение прибыли);

-являются ли произведенные затраты по сделке рациональными;

-имело ли место искусственное завышение расходов;

-являются ли произведенные затраты необходимостью с точки зрения обычаев делового оборота.

При подготовке ответов на вопросы этого блока необходимо опираться на возможность предоставить налоговому инспектору документальное подтверждение факта совершения сделки поэтапно и доказательства ее экономической обоснованности.

Как показывает практика, если у налоговой возникают подозрения, что у компании образовалась необоснованная налоговая выгода, назначается проверка, в ходе которой налоговики обычно поднимают все сделки компании как минимум за 3 года.

Как взаимодействовать с налоговой?

Итак, вас вызвали. Что вы можете сделать?

Есть 2 варианта:

  1. Признать «разрыв», подать уточненную налоговую декларацию и доплатить сумму налога, пеней и не бояться больше инспекторов. Это самый лёгкий вариант, причём, в некоторых случаях его стоит иметь в виду. Учтите, если вам начислят НДС по итогам выездной налоговой проверки, то вы должны будете дополнительно заплатить также штраф размером 40% от соответствующей суммы.
  2. Отстаивать своё право на налоговый вычет. Сам факт наличия недобросовестного контрагента, тем более второго или последующих «звеньев» ещё не говорит о том, что именно вы что-то нарушили. Если контрагенты первого «звена» вам неподконтрольны, работали в реальности то налоговые органы могут изменить свою позицию и отозвать свои претензии к Вам. Это выполнимо, если запастись надлежащими доказательствами.

Обратите внимание! Недобросовестные действия контрагентов второго и третьего уровня сами по себе ещё не являются основанием для предъявления претензий

к налогоплательщику.

Одним словом, отстоять вашу позицию вполне реально. Для этого требуется собрать необходимый пакет первичных документов, которые относятся к конкретным сделкам, а также доказательства должной осмотрительности. Также впечатление производит своевременное привлечение

к разбирательствам
налогового адвоката
.

Риск-ориентированный подход налоговиков при проведении камеральных проверок

При проведении камеральных налоговых проверок налоговики должны учитывать уровень налогового риска, присвоенного системой управления рисками «АСК НДС-2», а также результат предыдущих камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по НДС (Письмо ФНС РФ от 26.01.2017 г. №ЕД-4-15/[email protected]). Налоговиками в этом Письме предложен алгоритм определения объема документов, истребуемых у налогоплательщика при проведении камеральной налоговой проверки декларации по НДС.

При проведении камеральных налоговых проверок налоговики должны учитывать совокупность следующих факторов:

  • уровень налогового риска, присвоенного Системой управления рисками АСК «НДС-2»;
  • результат предыдущих камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по НДС по вопросу правомерности применения налогоплательщиками налоговых льгот (Письмо ФНС РФ от 26.01.2017 г. №ЕД-4-15/[email protected]).

Чем мы можем вам помочь?

Необходимо отметить, что ФНС РФ в последние годы стремительно повышает эффективность проведения выездных проверок. Это означает опасность выездной налоговой проверки для вас, поскольку если проверку всё-таки назначат из-за «разрывов» НДС, то с вероятностью 98% доначислят существенные суммы налогов, штрафов, плюс могут возбудить уголовное дело за уклонение от уплаты налогов. Следовательно, очень важно не допустить назначения и проведения проверки и начать действовать на опережение.

В то же время высокий процент эффективности налоговых проверок означает, что ФНС РФ старается не устраивать такие мероприятия без выявления существенных нарушений.

Мы неоднократно оказывали квалифицированную помощь в подобных ситуациях. Мы знаем, что нужно сделать, чтобы минимизировать любые риски.

Наши адвокаты помогут Вам минимизировать риск назначения проверки из-за “разрыва” НДС. Детали предлагаем обсудить.

У нас есть огромный опыт оказания помощи при любых вызовах в ИФНС, а консультация наших адвокатов абсолютно бесплатна!

Фирмы-однодневки

Часто бывает так, что в цепочке присутствуют и фиктивные операции, или, как их называют технические. Они проводятся с фирмами-однодневками, основной задачей которых является транзит денежных средств для последующего обналичивания. Как правило, такие фирмы имеют формальное, некачественное бухгалтерское обслуживание или не обслуживаются вовсе и живут 1-2 квартала, после чего фирму просто-напросто бросают.

Большинство разрывов и образуется при взаимоотношениях с такими фирмами. Существуют определенные критерии отнесения фирм к разряду однодневок – массовый руководитель, адрес массовой регистрации, отсутствие численности сотрудников, транзитное движение денежных средств по расчетному счету и т.д.

А взаимоотношения с фирмами-однодневками – это повод для проведения тщательной проверки любого из контрагентов цепочки. Ведь если кто-то из цепочки связан с фирмой-однодневкой, возможно, что и вся цепочка связана, или цепочка вообще построена ради обналичивания средств.

Выводы

Безусловно, для бухгалтера выявленные расхождения по НДС — лишняя головная боль и забота. Чтобы сократить количество таких проблем, рекомендуем сверять счета-фактуры с контрагентами перед отправлением декларации в ИФНС.

Однако сами по себе расхождения еще не являются основанием для налоговых санкций и для выездной проверки. Главное — не игнорировать требования о пояснениях и постараться убедить налоговиков, что происхождение — всего лишь досадное недоразумение. И даже если в результате проверки налоговые органы доначислили НДС, за компанией сохраняются все шансы оспорить это в суде. Конечно, если она тщательно выбирает контрагентов, не сотрудничает с однодневками и не участвует в схемах ухода от НДС.

Сложные разрывы — не ваша боль

Разрыв НДС может быть простым и сложным — это зависит от числа партнеров, которые причастны к сделке.

Простой — когда есть один продавец и один покупатель, как в случае с «Ванилькой» и поставщиком молока. Сложный разрыв происходит, если поставщик молока не сам доил корову, а купил молоко у крестьянского подворья, а те — у другой фермы по соседству. Кто-то один не указал сделку в декларации, и вот уже разрыв НДС в цепочке.

По опыту, «Ванильку» сложный разрыв не должен волновать, налоговая вряд ли придет к ним. Главное, чтобы сам поставщик молока указал сделку в своей декларации. В этом случае «Ванилька» уменьшит НДС, а там уже налоговая будет разбираться между теми участниками цепочки, у которых возник разрыв.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]