Переход на новую систему нормирования, особенности которого зависят от категории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), порождает сопредельные вопросы о порядке исчисления платы за НВОС.
Забегая вперед, отметим, что начиная с 2021 г. (при исчислении платы по итогам 2021 г.) хозяйствующим субъектам придется несколько перестроиться и привыкнуть к новым особенностям исчисления платежей.
В то же время применительно к исчислению платы за НВОС за 2018 г. можно сказать, что законодательные изменения в области нормирования не должны повлиять на размер платы за НВОС, определяемой к 01.03.2019. Для того чтобы в этом убедиться, поговорим о применимых нормах.
Порядок определения величины авансов по НВОС
Основным документом, определяющим ключевые моменты расчета и порядка внесения платежей за загрязнение, является закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ. Именно в нем предусмотрена обязанность для юрлиц, не относящихся к числу субъектов малого и среднего предпринимательства, оплачивать в течение текущего года авансовые платежи за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС). По завершении года сумма этих платежей уменьшит общую величину платы, начисленной за год в декларации по НВОС.
Кто должен платить за негативное воздействие на окружающую среду в 2020-2021 годах, а кто нет, см. в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Начислять и уплачивать авансовые платежи предписывается 3 раза за год, по завершении 1, 2 и 3 кварталов, до 20-го числа каждого из месяцев, наступающего после окончания соответствующего квартала (п. 3 ст. 16.4 закона № 7-ФЗ).
Как определить сумму вносимого аванса? С 2021 года таких способов три. Аванс можно определять, как:
- ¼ платы за НВОС, подлежащих к уплате за предшествующий год;
- ¼ платы, исчисленной исходя из объема или массы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в пределах нормативов, временно разрешенных выбросов (сбросов) или лимитов на размещение отходов производства и потребления;
- произведение платежной базы, которая определена на основе данных производственного экологического контроля об объеме или о массе выбросов (сбросов) или о массе размещенных отходов производства и потребления в предыдущем квартале, и соответствующих ставок платы за НВОС с применением предусмотренных законом коэффициентов.
Санкции при непредставлении отчетов по экологии или нарушении их сроков
Законодатель мотивирует организации и ИП сдать вовремя отчетность методом кнута – грозит штрафными санкциями при нарушении порядка.
Рычагов воздействия у контролирующих органов достаточно:
- Ст. 13.19 КоАП РФ. Непредставление информации либо ее представление по истечении установленного срока расценивается как нарушение порядка сдачи статотчетности и карается штрафными санкциями на юрлиц до 70 тыс. рублей, должностных – до 20 тыс. рублей;
- Ст. 8.5 КоАП РФ. Согласно этой норме, нарушение расценивается как намеренное сокрытие либо искажение экоинформации. Штраф – до 6 тыс. рублей для ответственного лица в организации и до 80 тыс. рублей – на само предприятие;
- С. 8.2 КоАП РФ. Затрагивает Субъекты МСП, при работе которых создаются отходы. Санкции – до 30 тыс. рублей на ответственного сотрудника, до 250 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток – на организацию, до 50 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток — для ИП;
- С. 19.7 КоАП РФ. Если проверяющий расценит как непредставление сведений, если их сдача предусмотрена законом, то нарушителя ждет самое «мягкое» наказание – до 500 рублей на должностной лицо, до 5 тыс. рублей – на юридическое.
Региональным КоАП Нижегородской области за нарушение порядка представление экологической отчетности в Минэкологии предусмотрена ответственность по ст. 5.17. Она предусматривает штраф до 10 тыс. рублей на сотрудника предприятия. В отношении организации региональный законодатель более суров, чем федеральный – штраф может достигать 100 тыс. рублей с минимальным порогом 50 тыс. рублей.
Как рассчитать плату за 2021 год
Расчет платы за загрязнение по году производится в декларации, в состав которой входят:
- титульный лист;
- раздел со сводными результатами расчетов, в котором начисленные суммы подвергаются уменьшению за счет расходов, снижающих негативный эффект загрязняющего воздействия, и за счет уплаченных в течение года авансов;
- 3 специальных раздела (по числу основных видов источников загрязнения), каждый из которых представляет собой таблицу с параметрами, необходимыми для расчета платежа по соответствующему источнику загрязнения, и заполняется только при наличии у плательщика такого источника.
Расчет в специальных разделах происходит по правилам, детально описанным в приказе Минприроды России от 09.01.2017 № 3 (в примечаниях к форме бланка декларации) и в постановлении Правительства РФ от 03.03.2017 № 255. Оба этих документа также содержат необходимые значения применяемых в расчетах коэффициентов.
Подробнее о параметрах, участвующих в расчетах, читайте в статье «Расчет платы за загрязнение окружающей среды — 2021 – 2021».
Метод подачи
Декларация представляется в исполнительный орган одним из двух вариантов:
- в электронном виде;
- на бумаге.
При этом отметим, что согласно рекомендациям Минприроды РФ, предпочтительнее электронный вариант документа. Бумажная форма допускается только при наличии таких обстоятельств:
- отсутствует возможность подключения к сети интернет;
- отсутствие электронной подписи;
- объем платежа по результатам года не превышает 25 000 рублей (но и в этом случае рекомендуется дополнительно представить электронный вариант документа).
Сроки для платежей за загрязнение
Оплату авансов юрлица, обязанные делать такие платежи, производят 3 раза в год. Завершаются расчеты по году еще 1 платежом — оплатой итоговой суммы, полученной в разделе декларации, отведенном сводным данным, в результате арифметических действий, совершенных над исчисленной в специальных разделах суммой.
Таким образом, видов сроков для уплаты существует два.
- Для авансовых платежей — в 2021 году они истекут 20 апреля, 20 июля и 20 октября.
ВАЖНО! Если срок оплаты за НВОС совпадает с выходным, перечислить платеж надо накануне, поскольку переноса сроков на следующий рабочий день (как в НК РФ) закон № 7-ФЗ не предусматривает.
- Для окончательного расчета по году — предельная дата этого срока соответствует 1 марта года, наступающего за отчетным, т. е. платеж за 2021 год нужно будет осуществить не позднее 01.03.2021.
Что будет, если не перечислить плату за НВОС в срок, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все последствия.
Те организации, которые не обязаны уплачивать авансы, перечисляют платежи на НВОС один раз (по итогам года), т. е. срок для них существует только один (1 марта).
Переплату по НВОС можно зачесть или вернуть. С 07.09.2019 порядок зачета/возврата закреплен нормативно.
Общим для всех юрлиц вне зависимости от масштабов их бизнеса является срок, установленный для представления декларации по НВОС, истекающий 10 марта года, наступающего вслед за отчетным.
О возможных способах представления декларации по НВОС читайте в материале «Как сдать декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду?».
Как отразить в учете плату за негативное воздействие на окружающую среду, уплачиваемую в текущем отчетном году в виде авансовых платежей? Ответ на этот вопрос есть в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
В какой форме нужно отчитываться в РПН
Плательщики, у которых сумма платы за предыдущий отчётный период составила 25 тысяч рублей и менее, могут отчитаться за НВОС на бумаге или в электронном виде(п. 6 Приказом Минприроды от 10.12.2020 № 1043). Если компания отчитывается на бумаге, она обязательно должна приложить к распечатке электронный вариант декларации.
Все остальные должны представлять декларации за НВОС только в электронном формате. Сделать это можно через личный кабинет на портале РПН или через оператора электронного документооборота (ЭДО).
Специалисты советуют всем компаниям переходить на электронный формат отчетности в РПН, поскольку это во многом облегчает процесс подготовки и сдачи декларации.
На что обратить внимание при подготовке декларации за НВОС | Форма представления отчета | ||
на бумаге | в электронном формате | ||
через личный кабинет сервиса РПН | через оператора ЭДО | ||
Определитесь заранее, в каком формате вы будете сдавать отчет, чтобы учесть все нюансы | По почте или лично в надзорный орган. Только для субъектов МСП, если их годовой размер платы за предыдущий отчетный период ≤ 25 тысяч рублей | Приобретите сертификат электронной подписи (ЭП). Если отчет не будет подписан ЭП, его нужно будет продублировать на бумаге | Сертификат электронной подписи уже входит в стоимость сервиса, за процесс документооборота с ведомством отвечает оператор ЭДО |
Изучите самостоятельно особенности экологического законодательства и технические нюансы отправки отчетности в РПН | Видеоинструкции и консультации по работе в сервисе, заполнению форм, законодательству для абонентов | ||
Следите за актуальностью форм декларации и другими изменениями законодательства | Формы декларации за НВОС всегда актуальны | ||
Проверьте декларацию на возможные ошибки, сверьте все данные в ней, чтобы минимизировать вероятность отправки некорректного отчета | Встроенная система проверки ошибок выделит цветом возможные недочеты | ||
Декларация сдается до 10 марта года, следующего за отчетным. Постарайтесь представить декларацию заблаговременно, чтобы избежать возможных сложностей с отправкой и последующих санкций (ст. 8.5 КоАП РФ) | Отправка отчетов в один клик. Вы можете отправить отчет буквально в последнюю минуту — и он будет сдан | ||
Возможны очереди в почтовых отделениях или в отделениях надзорных органов при сдаче отчета на бумаге | В последний день сдачи отчетности возможны перегрузки портала и сбои в отправке отчетности | ||
Отслеживайте статус вашего отчета: принят ли отчет, есть ли уведомления об ошибках | Контролируйте процесс документооборота с РПН, чтобы не пропустить уведомления | Отслеживание статуса документа в режиме онлайн. Если возникнут проблемы со статусом отчета, обратитесь в техподдержку сервиса | |
Своевременно отвечайте на уведомления об ошибке, которые присылает РПН | Выясните, какие ошибки нужно исправить в соответствии с уведомлением, и отправьте ответ по почте или через личный кабинет | Специалисты техподдержки помогут разобраться в уведомлении, исправить ошибку, подготовить и отправить ответ в сервисе |
Куда и как платить авансы за НВОС
В части места оплаты плата за загрязнение привязана следующим образом (п. 1 ст. 16.4 закона № 7-ФЗ):
- за выбросы и сбросы ее вносят в бюджет по месту расположения источника загрязнения;
- за размещаемые отходы она платится там, где происходит размещение этих отходов.
То есть ОКТМО для платы, осуществляемой по разным видам загрязняющих объектов, может оказаться разным. И учесть это необходимо не только при составлении декларации, но и при уплате авансовых платежей.
Разными в зависимости от вида источника загрязнения будут и значения указываемого в платежном документе КБК.
О применяемых для платежей за НВОС значениях КБК читайте в статье «КБК на негативное воздействие на окружающую среду».
В России введут новый налог Порядок внесения платы
Администрированием взносов за загрязнение природы занимается Росприроднадзор. Реквизиты для уплаты необходимо узнавать в территориальном отделении ведомства. Если источники загрязнения находятся в нескольких субъектах, перечислять средства нужно в бюджет каждого из них. Стоит помнить, что различаются не только реквизиты территориальных органов, но и КБК в зависимости от типа загрязнения. Ознакомиться с ними можно в Приложении 1.1 к Приказу Минфина России от 01.07.2013 № 65н.
Будьте внимательны: начиная с 2021 года плата за НВОС может быть заменена экологическим сбором — такая инициатива обсуждается.
Что отличает платежи по НВОС от платежей по экологии
Кроме платежей по НВОС, существует еще один платеж экологического характера, имеющий официальное название «экологический сбор». Он регулируется иным нормативным актом — законом «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ.
Отличий от платежей за загрязнение у него много:
- круг плательщиков, представленный лицами, осуществляющими производство или импорт изделий, требующих их утилизации по завершении использования;
- налоговая база, определяемая как объем утилизируемого товара, скорректированный на норматив утилизации;
- ставка, зависящая от вида утилизируемого изделия;
- срок, установленный для оплаты и являющийся единственным, совпадает со сроком подачи отчетности по сбору и соответствует дате 15 апреля года, наступающего за отчетным.
Уплаты авансов по экологическому сбору законодательство не предусматривает. Таким образом, авансовые платежи по экологии в 2021 году делать не нужно.
Подробнее об экологическом сборе читайте в материале «Кто должен платить экологический сбор в 2021 — 2021 годах?».
Как поставить объект на учет вредных производств
От того, какую категорию дадут действующему объекту, зависят следующие показатели:
- Определение платы, которая должна вноситься в рамках действующих норм за загрязнение окружающей среды.
- Планы природоохранных программ.
- Нормативы допустимых воздействий, которые допускаются в процессе его эксплуатации.
- Если объект было решено отнести к 1 категории, для него актуален порядок внедрения современных технологий экологической эффективности.
Реестр объектов ведет государство
Если влияние на окружающую среду негативно, объекты вносятся в государственный реестр в обязательном порядке. Указанный механизм справедлив как для юридических лиц, так и для частных лиц, получивших статус индивидуальных предпринимателей.
Регистрация опасного для природы объекта должна быть произведена не позже 6 месяцев после начала его работы – об этом говорит федеральный закон.
Алгоритм действий таков:
Этап 1. Специалисты предприятия или частный предприниматель определяют категорию объекта в рамках Постановления Правительства № 1029. Если указанное соответствие не выявлено, ставить его на учет не нужно. В противном случае, переходят ко второму пункту алгоритма.
Этап 2. Пользователи заходят на портал Росприроднадзора и, выбрав категорию, заполняют необходимые элементы формы заявки для постановки на учет.
Если по уровню воздействия объект можно отнести к нескольким группам, уровень опасности устанавливается, исходя из максимального.
Заявка направляется посредством доступа в личный кабинет. При отсутствии у владельца или арендатора объекта возможности подписывать электронные документы, надо продублировать заявление в документальной форме. В него вписывают идентификатор отчета, который был выдан при передаче данных в формате портала РПН. К бумажному варианту составляют документальное сопровождение. Датой заявления является дата поступления сведений в контролирующий орган.
Таблица 1. Кто отвечает за прием заявок
Характеристика деятельности | Структура, которая уполномочена осуществлять надзор за своевременным представлением отчетности |
Деятельность предприятия находится под федеральным экологическим контролем | Региональное подразделение РПН |
Часть объектов находится под контролем федерации, часть – в ведении региональных экологических подразделений | Региональное подразделение РПН |
Деятельность объекта отслеживается на региональном уровне | Территориальная исполнительная структура (один из вариантов – министерство экологии) |
Объекты НВОС находятся в разных регионах | На каждый регион формируется самостоятельная заявка |
Этап 3. В личном кабинете природопользователя можно узнать ответ по заявке – положительный с получением свидетельства, либо отрицательный, с указанием ошибок и прошением об их исправлении.
Также на этапе обращения к специалистам можно актуализировать текущую информацию, заявить о ликвидации объекта или приостановке деятельности.
При изменении учетных сведений может меняться и присвоенная объекту категория. Обновление данных необходимо в следующих случаях:
- Вводится другая технология производства.
- Объект перемещается в другое место.
- Природоохранные технологии и оборудование совершенствуются, благодаря чему снижается нагрузка на окружающую среду.
Чтобы получить свидетельство о присвоенной категории объекта с учетом новых данных, нужно передать их сотруднику ведомства. Дальнейший механизм идентичен первичному алгоритму – для изучения документов у них есть 10 дней, после чего выдается официальный документ.
Если объект замораживается или проходит процесс ликвидации, его изымают из реестра — процедура государственного учета подтверждается актом, после чего по прошествии 10 дней предприятие получает свидетельство.
Если объект остается без регистрационного номера, штраф для юридических лиц в этом случае составит от 30 до 100 тысяч рублей, а должностные лица могут получить денежное взыскание в размере от 5 до 20 тысяч рублей – данная информация содержится в Кодексе об административных правонарушениях. Аналогичные штрафные санкции ждут руководителей и владельцев бизнеса, когда данные предоставлены не в полном объеме.
Встать на государственный учет необходимо для начисления платежа
Услуга по предоставлению государственного свидетельства бесплатна. Также нужно помнить о некоторых моментах при сборе сведений, представленных ниже.
Если на одной производственной площадке задействовано несколько объектов, формирование реестра производится по каждому из них. Когда действующие объекты находятся в разных субъектах РФ, природопользователь самостоятельно определяет, в какой территориальный орган Росприроднадзора послать заявку. В случае аренды ее подает лицо, заключившее договор. Ведение деятельности на строящемся объекте предполагает, что реестр пополняется новыми данными уже после введения его в эксплуатацию.
Когда в ведомство поступают данные об объекте или комплексе, наносящем урон окружающей среде, для вынесения решения у его специалистов есть 10 дней (при условии, что по этим объектам собран полный комплект сведений). Отказать могут по причине отсутствия тех или иных документов или некорректного заполнения, о чем заявителю сообщается в течение 5 дней с даты обращения по заявке. В случае положительного исхода Росприроднадзор выдает соответствующее свидетельство.
Подробная информация о категориях содержится в официальном документе Постановления РФ. Чтобы оценить масштабы загрязнений для разных объектов, следует рассмотреть примеры:
- К объектам 1 категории можно отнести свиноферму, поголовье которой превышает 2000 шт., добывающее предприятие.
- Ко второй группе объектов относится аэропорт, который оснащен взлетно-посадочной полосой протяженностью более 2 100 метров, объект для разведения и содержания коров численностью более 400 голов.
- Объект 3 категории – к данной группе можно отнести хлебокомбинат с полным циклом производства, включающим заготовку муки, производство продукции и упаковку.
Итоги
Авансы по платежам за НВОС должны платить юрлица, не относящиеся к числу субъектов малого или среднего предпринимательства. Осуществляются такие платежи трижды в год, по завершении 1, 2 и 3 кварталов, не позднее 20-го числа месяца, наступающего по окончании соответствующего квартала. Сумма каждого аванса определяется одним из трех способов, указанных в законе № 7-ФЗ.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Как сформировать заявку
В режиме онлайн доступно заполнение заявления через личный кабинет и программный модуль.
Вне зависимости от способа оформления и передачи сведений, в состав данных об объекте войдут:
- Общая информация с наименованием, контактами, реквизитами, и др.
- Сведения о местонахождении.
- Дата ввода объекта в эксплуатацию и технические характеристики, в том числе его проектная мощность.
- Категория опасности согласно установленным критериям и нормативам.
- Наличие у организации или ИП природоохранных технологий и мероприятий, а также их соответствие современным требованиям.
- Характер отчетности перед государственными структурами.
- Подробная информация о видах и объемах загрязнений и источниках образования.
- Разрешительные документы, которые позволяют осуществлять сброс вредных веществ.
Указанный набор сведений можно получить в отделах, которые отвечают за соответствие деятельности объекта нормативным требованиям Росприроднадзора – в частности, их можно запросить у инженерной службы.
Для внесения в реестр нужна актуальная информация
Организации и ИП должны знать примерный перечень документов, которые имеют право требовать в государственных инстанциях.
Нужны ли к расчету платежей дополнительные документы?
Действующее законодательство не предполагает предоставление сопутствующих сведений к расчету в декларации НВОС. При этом Росприроднадзор может запросить в целях проверки корректности расчета платежей такие копии документов, как:
- Договор об аренде или собственности на объекты (к данной группе могут относиться помещения, здания, земельные участки коммерческого и производственного назначения).
- Нормативные сведения для конкретной организации.
- Договор на передачу отходов.
- Документы, в которых зафиксировано непосредственное использование отходов, и т.д.
Данное условие особенно касается крупных плательщиков.
В отдельных случаях представители Росприроднадзора могут ограничиться справкой о производственной деятельности. Многое зависит и от территориального расположения подразделений и конкретных требований на местах. Дополнительные сведения желательно уточнить в том подразделении учета, где было получено свидетельство о типе объекта в сфере загрязнения.