НДС при сдаче нежилых помещений физическим лицом


Повышение ставок НДС с 2021 года

Последнее повышение НДС произошло с 2021 года. Тогда основную ставку НДС подняли с 18 до 20 процентов. Это повлекло за собой множество последствий (в частности, увеличение стоимости некоторых товаров).

Однако с 2021 года основные ставки НДС сохранены. Да, изменения по НДС с 2021 года довольно много. Но они не затронули основные ставки. Подробнее об этом см. “Как поменялся НДС с 2021 года“.

Основные ставки НДС в 2021 году

В 2021 году для расчета НДС действуют несколько основных ставок – 20%, 10% и 0%, и несколько расчетных ставок – 20/120, 10/110 и 16,67%, которые используются в зависимости от вида операции:

Ставка 20% процентов

Это общая ставка, которая применяется к большинству операций (п. 3 ст. 164 НК РФ). По этой ставке облагайте операции, которые не указаны в Налоговом кодексе РФ как основания для применения других ставок.

Ставка 10 процентов

Ставка, по которой налог начисляется при ввозе и реализации отдельных товаров, а также при реализации отдельных услуг. В п. 2 ст. 164 НК РФ указаны товары и услуги, а в перечнях, утвержденных Правительством РФ, – коды товаров. Например, эта ставка применяется при реализации продовольственных или медицинских товаров (п. 2 ст. 164 НК РФ).

Ставку 10% можно назвать пониженной. Она используется при ввозе и реализации социально значимых товаров, а также при реализации отдельных услуг.

Ставка 0% процентов

Применяется при экспорте, международных перевозках и других операциях, перечисленных в п. 1 ст. 164 НК РФ.

Ставка 0% предусмотрена в основном для экспортных операций и при перевозке товаров, пассажиров и багажа. Расчетные ставки применяются для начисления НДС с предоплаты, а также для иных случаев, когда НДС включен в налоговую базу и его нужно оттуда извлечь, а не начислять сверх цены.

Ставки 20/120 или 10/110

Это расчетные ставки, которые используются в случаях, когда налоговая база включает НДС. Основные случаи перечислены в п. 4 ст. 164 НК РФ. Например, получение авансов, удержание НДС налоговым агентом. Расчетная ставка 20/120 либо 10/110 применяется в зависимости от того, по какой ставке облагается основная операция.

Подобные ставки применяют, если надо не рассчитать НДС по ставке, а наоборот – вычленить его из общей суммы платежа. Они нужны, например, если продавец получает предоплату в счет будущей поставки товаров или оказания услуг. Также эти расчетные ставки используют, когда НДС в бюджет перечисляет налоговый агент. И еще один случай – когда имеет место уступка денежных требования новым кредитором.

А отличатся друг от друга расчетные ставки 10/110 и 20/120 размером НДС, которым облагается тот или иной товар (операция). Если была льготная ставка 10%, то в расчет идет первый вариант. Если 20 процентов, то второй.

Ставка 16,67%

Особая расчетная ставка, которая применяется только в двух случаях: при реализации предприятия в целом как имущественного комплекса и при оказании иностранными компаниями физическим лицам услуг в электронной форме (п. 4 ст. 158, п. 5 ст. 174.2 НК РФ).

НДС при аренде госимущества

Ситуация: в каких случаях организация должна исполнять обязанности налогового агента по НДС при аренде государственного (муниципального) имущества?
Организация должна исполнять обязанности налогового агента по НДС, если она или ее обособленное подразделение арендует государственное (муниципальное) имущество у органов государственной власти или местного самоуправления.

То есть если договор аренды со стороны арендодателя заключен от имени территориального подразделения Росимущества, регионального комитета по управлению имуществом или аналогичных структур местного самоуправления.

Если в договоре аренды в качестве арендодателя указана организация, у которой государственное (муниципальное) имущество находится в оперативном управлении или хозяйственном ведении (например, ГУП или МУП), то обязанности налогового агента по НДС у арендатора не возникают.

На практике широко распространены трехсторонние договоры аренды государственного (муниципального) имущества. Помимо арендатора, такие договоры подписывают представители Росимущества и балансодержателя (государственного учреждения, на балансе которого состоит имущество, сдаваемое в аренду). В этом случае действуют те же правила. Если в роли арендодателя выступает балансодержатель, а подразделение Росимущества лишь подтверждает его полномочия, то арендатор не должен исполнять обязанности налогового агента. Всю сумму арендной платы, включая НДС, он перечисляет арендодателю, который самостоятельно рассчитывается с бюджетом.

Если же арендодателем по договору является то или иное подразделение Росимущества, то арендатор исполняет обязанности налогового агента. Сумму арендной платы он должен перечислить арендодателю, а удержанный с этой суммы НДС – в бюджет.

Независимо от того, кто является арендатором – организация или ее обособленное подразделение, сумму НДС, удержанную из арендной платы, нужно перечислять в бюджет по местонахождению организации.

Такой порядок предусмотрен абзацем 1 пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ и разъяснен в определении Конституционного суда РФ от 2 октября 2003 г. № 384-О, в письмах Минфина России от 26 ноября 2010 г. № 03-07-11/448, от 23 июня 2010 г. № 03-07-11/266, от 10 июня 2004 г. № 03-03-11/92, ФНС России от 19 октября 2005 г. № ММ-6-03/886 и от 17 мая 2005 г. № ММ-6-03/404.

Такого же мнения придерживаются арбитражные суды (см., например, определения ВАС РФ от 16 мая 2008 г. № 6133/08, от 18 апреля 2008 г. № 4388/08, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 13 марта 2008 г. № Ф08-7079/07-2869А, Московского округа от 23 января 2008 г. № КА-А40/13848-07, Восточно-Сибирского округа от 11 ноября 2008 г. № А19-6940/08-20-Ф02-5533/08, от 4 мая 2006 г. № А19-11831/05-33-Ф02-1977/06-С1, Дальневосточного округа от 26 января 2005 г. № Ф03-А80/04-2/3814).

Выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями не является объектом обложения НДС (подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ, ст. 3 Закона от 5 апреля 2013 г. № 39-ФЗ). Поэтому при аренде государственного (муниципального) имущества у казенных учреждений обязанности налогового агента по НДС у арендаторов не возникают. Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 10 ноября 2011 г. № ЕД-4-3/18836.

Совет: подписывая договор аренды государственного (муниципального) имущества, проверьте, чтобы сумма арендной платы была указана с НДС. Если такое условие не прописано, арендатору придется платить налог сверх стоимости аренды, указанной в договоре.

При аренде государственного имущества налоговую базу по НДС арендаторы – налоговые агенты должны определять как сумму арендной платы с учетом налога. Перечислить НДС в бюджет арендатор обязан, удержав налог из доходов арендодателя. Сумму НДС следует исчислить по расчетной налоговой ставке. Такой порядок предусмотрен абзацем 1 пункта 3 статьи 161 и пунктом 4 статьи 164 Налогового кодекса РФ.

Если в договоре аренды государственного (муниципального) имущества не указано, как сформирована цена аренды: с учетом НДС или без налога, то исходя из требований налогового законодательства, арендатор должен самостоятельно рассчитать налог, умножив сумму арендной платы, указанную в договоре, на величину расчетной ставки НДС (18/118). Полученную сумму НДС налоговый агент обязан перечислить в бюджет, а остальную часть арендной платы – арендодателю. Правомерность такого подхода подтверждается постановлением Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 г. № 33.

На практике реализовать такой порядок расчетов с арендодателем государственного имущества очень трудно. Между тем неправильно составленный договор не освобождает арендатора от исполнения обязанностей налогового агента по НДС (п. 4 ст. 173 НК РФ). Поэтому, как правило, организации начисляют НДС не по расчетной, а по прямой ставке и перечисляют его в бюджет за счет собственных средств. Некоторые арбитражные суды считают, что такой способ уплаты НДС не противоречит законодательству (см., например, определение ВАС РФ от 23 сентября 2010 г. № ВАС-10832/10, постановления ФАС Уральского округа от 6 ноября 2012 г. № Ф09-10574/12, от 11 мая 2010 г. № А76-23629/2009-35-529, от 25 февраля 2010 г. № Ф09-832/10-С2).

Однако, оптимальный вариант в подобной ситуации – уточнение суммы арендной платы путем изменения условий договора. Арендная плата должна быть указана с учетом НДС. Изменить условия договора можно, заключив с арендодателем дополнительное соглашение (ст. 450 ГК РФ).

После уплаты сумму удержанного НДС можно принять к вычету.

Ситуация: должна ли организация (арендатор) перечислить НДС в бюджет, если она арендует государственное (муниципальное) имущество? Арендную плату в текущем налоговом периоде она не перечисляла.

Однозначного ответа на этот вопрос законодательство не содержит.

При аренде государственного (муниципального) имущества организации-арендаторы признаются налоговыми агентами по НДС (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ).

По общему правилу налоговую базу по НДС налоговые агенты – арендаторы государственного (муниципального) имущества должны определять (в зависимости от того, что наступит раньше):

  • либо на дату оказания услуг (как правило, в последний день месяца);
  • либо на дату перечисления арендной платы арендодателю.

Такой порядок следует из положений пункта 1 статьи 167 Налогового кодекса РФ.

Вместе с тем, в абзаце 1 пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ прямо предусмотрена обязанность удерживать и перечислять в бюджет налог только из средств, уплачиваемых арендодателю. Из содержания этой нормы можно сделать вывод, что сумму НДС, подлежащую перечислению в бюджет, налоговый агент должен определять именно при оплате аренды. То есть либо в момент перечисления арендодателю предварительной арендной платы, либо в момент оплаты фактически оказанных арендных услуг. Поэтому, если в текущем налоговом периоде организация-арендатор не перечисляла арендную плату (например, из-за отсутствия средств на расчетном счете), обязанностей налогового агента у нее не возникает. Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 6 апреля 2011 г. № КЕ-4-3/5402.

Следует отметить, что до выхода этого письма официальная точка зрения контролирующих ведомств по данному вопросу не высказывалась. Между тем арбитражная практика по возникавшим спорам была неоднородной. Некоторые судьи пришли к выводам, аналогичным разъяснениям ФНС России (см., например, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 5 октября 2009 г. № А53-25809/2008, Северо-Западного округа от 6 июля 2009 г. № А66-9315/2008, Западно-Сибирского округа от 13 апреля 2009 г. № Ф04-2129/2009(4293-А67-42), Уральского округа от 24 июня 2008 г. № Ф09-4480/08-С2, Московского округа от 20 декабря 2007 г. № КА-А40/11879-07, Восточно-Сибирского округа от 17 марта 2004 г. № А19-14080/03-44-Ф02-779/04-С1).

Однако в ряде судебных решений была отражена противоположная позиция (см., например, определение ВАС РФ от 12 марта 2009 г. № ВАС-2218/09, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 5 ноября 2008 г. № Ф04-6761/2008(15404-А67-42), Северо-Западного округа от 21 июня 2004 г. № А26-128/04-29). В основе этих решений лежали общие правила уплаты НДС, установленные налоговым законодательством. Налоговая база определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 167 Налогового кодекса РФ: либо на день оказания услуг, либо на день оплаты (частичной оплаты). Платить налог нужно по итогам каждого квартала (п. 1 ст. 174, ст. 163 НК РФ). Никаких исключений из этих правил для налоговых агентов не предусмотрено.

Арендодатель оказывает услуги арендатору постоянно (ежедневно) (п. 5 ст. 38 НК РФ). Следовательно, определять налоговую базу и перечислять НДС в бюджет организация-арендатор должна по итогам каждого квартала независимо от фактической оплаты услуг арендодателя (п. 4 ст. 166 и ст. 163 НК РФ).

Учитывая отсутствие единого толкования пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ, в рассматриваемой ситуации окончательное решение организация должна принять самостоятельно.

Ситуация: нужно ли перечислять НДС в бюджет налоговому агенту, который списывает невостребованную кредиторскую задолженность по платежам за аренду государственного (муниципального) имущества?

Нет, не нужно.

Действительно, арендуя государственное (муниципальное) имущество, арендатор должен платить НДС как налоговый агент. То есть каждый раз, перечисляя арендную плату, в тот же день он должен удержать из ее суммы налог и самостоятельно направить в бюджет. Так же надо поступать в момент окончательного расчета с арендодателем. Такой порядок следует из подпункта 1 пункта 3 статьи 24, статьи 161 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмами Минфина России от 19 марта 2010 г. № 03-07-11/72, от 16 сентября 2009 г. № 03-07-11/228 и ФНС России от 12 августа 2009 г. № ШС-22-3/634.

Однако в рассматриваемой ситуации таких расчетов арендатор с арендодателем не производил. Ни деньгами, ни имуществом, никаким другим способом он за аренду не расплачивался. Потому и возникла кредиторская задолженность. Не погасили ее и по истечении срока исковой давности (ст. 196 ГК РФ).

Выходит, что к моменту списания такого невостребованного долга арендодатель так и не получил доходов от сдачи имущества в аренду. И значит, налоговая база для начисления НДС отсутствует. А следовательно, и у арендатора не возникает обязанности налогового агента рассчитать и уплатить НДС со списанной суммы долга по аренде.

Такие выводы можно сделать из писем Минфина России от 18 мая 2012 г. № 03-07-11/146 и ФНС России от 6 апреля 2011 г. № КЕ-4-3/5402. Об этом же свидетельствует и арбитражная практика (решение ВАС РФ от 12 сентября 2013 г. № 10992/13, постановления ФАС Северо-Западного округа от 6 июля 2009 г. № А66-9315/2008, Западно-Сибирского округа от 13 апреля 2009 г. № Ф04-2129/2009(4293-А67-42), Московского округа от 20 декабря 2007 г. № КА-А40/11879-07, Уральского округа от 24 июня 2008 г. № Ф09-4480/08-С2). Аналогичную точку зрения специалисты Минфина России высказывают в частных разъяснениях.

Ситуация: должна ли организация исполнять обязанности налогового агента по НДС при аренде государственного (муниципального) имущества, если договор аренды официально не зарегистрирован?

Да, должна.

Если организация арендует государственное (муниципальное) имущество, она должна исполнять обязанности налогового агента независимо от того, зарегистрирован договор или нет. Налоговый кодекс РФ не соотносит порядок исчисления и уплаты НДС с выполнением требований других отраслей законодательства, в том числе Гражданского кодекса РФ.

Подтверждает данный вывод и арбитражная практика (см., например, постановления ФАС Дальневосточного округа от 1 ноября 2006 г. № Ф03-А59/06-2/3857, от 4 мая 2006 г. № Ф03-А59/06-2/1048, и Северо-Кавказского округа от 16 ноября 2005 г. № Ф08-5401/2005-2128А).

Вместе с тем, есть пример судебного решения, где судьи пришли к выводу, что обязанности налогового агента возникают у организации-арендатора только после государственной регистрации договора аренды (постановление ФАС Северо-Западного округа от 6 октября 2005 г. № А56-34788/2004).

Ситуация: должна ли организация-ссудополучатель исполнить обязанности налогового агента по НДС при безвозмездном пользовании государственным (муниципальным) имуществом?

От исполнения обязанностей налоговых агентов по НДС при безвозмездном пользовании государственным (муниципальным) имуществом освобождаются только некоммерческие организации и унитарные предприятия.

Если ссудополучатель является некоммерческой организацией, он может не исполнять обязанности налогового агента при одновременном выполнении двух условий:

  • в безвозмездное пользование получено имущество казны;
  • имущество получено для ведения уставной деятельности.

Это объясняется тем, что при выполнении перечисленных условий передача имущества в безвозмездное пользование некоммерческим организациям не признается объектом обложения НДС. Об этом сказано в подпункте 10 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ.

Если ссудополучатель является унитарным предприятием, он может не исполнять обязанности налогового агента, если в безвозмездное пользование получены основные средства. Независимо от того, кто выступает в качестве ссудодателя и для каких целей имущество передается унитарному предприятию. В таких случаях объекта обложения НДС тоже не возникает. Это следует из положений подпункта 5 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ.

В остальных случаях операции по предоставлению в безвозмездное пользование государственного (муниципального) имущества признаются объектом обложения НДС. При этом к договору безвозмездного пользования применяются правила о договоре аренды (ст. 689 ГК РФ).

Если передающей стороной выступает орган государственной власти (местного самоуправления), то, так же как и при сдаче государственного (муниципального) имущества в аренду, получающая сторона (ссудополучатель) признается налоговым агентом (п. 3 ст. 161 НК РФ). В рассматриваемой ситуации организация должна рассчитать НДС, исходя из рыночной стоимости услуги с учетом налога, и перечислить его в бюджет за счет собственных средств.

Если передающей стороной выступает бюджетная организация (унитарное предприятие), за которой имущество закреплено на праве оперативного управления (хозяйственного ведения), плательщиком НДС будет организация-ссудодатель. Получающая сторона (ссудополучатель) перечислять НДС не должна.

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 20 октября 2009 г. № 03-03-06/4/91, от 2 апреля 2009 г. № 03-07-11/100, от 28 ноября 2008 г. № 03-07-11/371, от 24 октября 2007 г. № 03-07-11/520.

Совет: есть аргументы, позволяющие организациям, которые получают в безвозмездное пользование государственное (муниципальное) имущество, не исполнять обязанности налоговых агентов по НДС. Они заключаются в следующем.

Организация – ссудополучатель государственного (муниципального) имущества должна удерживать НДС из доходов, уплачиваемых ссудодателю в денежной форме (подп. 1 п. 3 ст. 24, абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ). При безвозмездном использовании имущества организация освобождается от платы за пользование имуществом, поэтому источник для удержания НДС отсутствует. Налоговый кодекс РФ не требует, чтобы налоговые агенты перечисляли в бюджет неудержанные суммы налогов за счет собственных средств. Следовательно, в рассматриваемой ситуации у организации не возникают обязанности налогового агента. Поэтому платить НДС в бюджет она не должна (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ).

Вместе с тем, при проверке налоговая инспекция может доначислить ссудополучателю сумму НДС, исходя из рыночной стоимости услуг по аренде аналогичного имущества с учетом налога. В этом случае свою позицию организации придется отстаивать в суде. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, которые опровергают необходимость начисления НДС при безвозмездном пользовании государственным (муниципальным) имуществом (см., например, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21 октября 2005 г. № А33-18628/04-С3-Ф02-5106/05-С1).

Ситуация: должна ли российская организация исполнять обязанности налогового агента по НДС, если она арендует земельный участок, находящийся в государственной (муниципальной) собственности?

Нет, не должна.

Исполнение обязанностей налогового агента подразумевает перечисление в бюджет налогов, удержанных из доходов налогоплательщиков (п. 1 ст. 24 НК РФ). То есть из доходов лиц, которые совершают налогооблагаемые операции, но по тем или иным причинам освобождены от обязанностей самостоятельно определять налоговую базу и платить налог в бюджет.

По общему правилу организация должна исполнять обязанности налогового агента по НДС, если государственное (муниципальное) имущество она арендует непосредственно у органов исполнительной власти и управления (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ).

Однако арендная плата за право пользования природными ресурсами освобождается от обложения НДС (подп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ). Земля является природным ресурсом (ст. 9 Конституции РФ). Значит, если организация арендует государственную (муниципальную) землю, обязанности удерживать и перечислять НДС в бюджет у нее не возникает. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 1 февраля 2011 г. № 03-07-11/21.

Тем не менее включить сведения о такой операции в раздел 7 деклараций по НДС нужно: налоговые агенты должны заполнять этот раздел наряду с налогоплательщиками (п. 44 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 29 октября 2014 г. № ММВ-7-3/558).

Отдельный случай – когда организация арендует земельный участок, находящий в государственной собственности, у казенного учреждения. Эта услуга вообще не признается объектом налогообложения (подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ, письма Минфина России от 26 января 2021 г. № 03-07-11/2939, от 24 марта 2013 г. № 03-07-15/12713, ФНС России от 21 апреля 2014 г. № ГД-4-3/7605). Отражать такую операцию в декларации по НДС тоже не нужно. Дело в том, что в абзаце 1 пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ речь идет только об аренде государственного имущества у органов исполнительной власти и управления. Казенные учреждения там не указаны. А значит, организация не признается налоговым агентом в отношении этой операции. Казенное учреждение – арендодатель должно будет самостоятельно составить и сдать декларацию по НДС, отразив сумму арендной платы в разделе 7.

Пример отражения в декларации по НДС платы за аренду земельного участка, принадлежащего государству

ООО «Альфа» арендует два земельных участка, находящихся в муниципальной собственности:

  • в городе Мытищи у казенного учреждения. Месячная стоимость аренды – 100 000 руб.;
  • в городе Дмитрове непосредственно у городской администрации. Месячная стоимость аренды – 150 000 руб.

При заполнении декларации по НДС в разделе 7 бухгалтер «Альфы» указал:

По участку, находящемуся в городе Дмитрове:

  • код операции (графа 1) – 1010251;
  • стоимость приобретенных услуг, не облагаемых налогом (графа 3) – 450 000 руб. (150 000 руб. × 3 мес.).

В отношении земельного участка, арендованного у казенного учреждения в городе Мытищи, «Альфа» декларацию по НДС не заполняет.

Если земельный участок, арендованный у органов власти, был передан в субаренду, то в отношении платы, поступающей от субарендатора, организация-арендатор, применяющая общую систему налогообложения, признается плательщиком НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). С этих сумм организация должна начислять налог и платить его в бюджет на общих основаниях. Такие разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 18 октября 2012 г. № 03-07-11/436 и ФНС России от 18 июня 2015 г. № ГД-3-3/2391.

Ситуация: нужно ли российской организации удержать НДС как налоговому агенту с платы за право установки и эксплуатации рекламной конструкции по договору с городской администрацией?

Нет, не нужно.

Перечень операций, при совершении которых российские организации должны исполнять обязанности налоговых агентов по НДС, приведен в статье 161 Налогового кодекса РФ. Одной из таких операций является аренда государственного (муниципального) имущества непосредственно у органов исполнительной власти и управления (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ).

Договор, предметом которого является предоставление права на установку и эксплуатацию собственной рекламной конструкции организации, нельзя квалифицировать как договор аренды. По такому договору организация не получает никакого имущества во временное владение или пользование. А именно это условие является основным признаком договора аренды (ст. 606 ГК РФ). В рассматриваемой ситуации предоставление права на установку и эксплуатацию рекламной конструкции является услугой, которую городская администрация оказывает организации, а заключенный между ними договор следует квалифицировать как договор возмездного оказания услуг (п. 1 ст. 779 ГК РФ).

Услуги органов власти и управления освобождаются от обложения НДС при выполнении двух условий:

  • обязательность оказания таких услуг предусмотрена законодательством;
  • услуги оказаны в рамках исполнения исключительных полномочий, возложенных на органы власти и управления в той или иной сфере деятельности.

Такой порядок предусмотрен подпунктом 4 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ.

Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляется ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция (либо с другим лицом, уполномоченным собственником). Такой порядок предусмотрен частью 5 статьи 19 Закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ. Из этой нормы следует, что возможность установки и эксплуатации рекламной конструкции может быть предоставлена ее собственнику не только органами власти и управления, но и другими лицами. А поскольку предоставление права установки и эксплуатации рекламной конструкции не относится к исключительным полномочиям городской администрации, оказание такой услуги облагается НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Реализация услуг органами власти и управления не включена в состав операций, при совершении которых организации должны исполнять обязанности налоговых агентов по НДС.

Поэтому в рассматриваемой ситуации организация, как заказчик услуг, оплачивает их исполнителю с учетом НДС, но перечислить сумму налога в бюджет городская администрация должна самостоятельно (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 7 мая 2008 г. № 03-07-11/178.

Таблица с основными ставками НДС 2021 года

Таблица ниже содержит новые значения ставок НДС, которые будут применяться с 01.01.2021 года:

СтавкаОбласть применения
0%· Продажа товаров, предназначенных для экспорта, проходящих через таможенное оформление.
· Международные перевозки.
· Операции, осуществляемые организациями по транспортировке нефти и продуктов ее переработки.
10%· Реализация продуктов питания.
· Реализация товаров детского назначения.
· Реализация лекарственных препаратов и медицинских изделий.
· Реализация печатных и периодических изданий, относящихся к сфере обучения и культуры.
20%Все прочие операции, которые не попали в две предыдущие категории

Таблица со всеми ставками НДС на 2021 год

В 2021 году действуют три прямые ставки НДС – 20, 10 и 0 процентов – и три расчетные – 10/110, 20/120 и 16,67 процента. Приводим таблицу со всеми возможными ставками НДС.

Группа операцийВид операцийОснование

Ставка НДС – 0 процентов

Продажа товаров, вывозимых из РоссииПродажа товаров, которые: 1) вывезены в таможенной процедуре экспорта;
2) помещены под таможенную процедуру свободной таможенной зоны;

3) вывезены в таможенной процедуре реэкспорта. Нулевая ставка применяется, если ранее эти товары были помещены под таможенные процедуры переработки на таможенной территории, свободной таможенной зоны или свободного склада. Нулевую ставку можно применять и при вывозе продуктов переработки или отходов, которые образовались в процессе переработки;

4) вывезены на территорию государства – члена ЕАЭС в случаях, которые предусмотрены Договором о ЕАЭС от 29.05.2014

подп. 1, 1.1 ст. 164 НК
Транспортировка товаров и грузовМеждународная перевозка товаров любыми видами транспорта. Пункт отправления и пункт назначения находятся за пределами России.
Не распространяется на услуги российских перевозчиков на железнодорожном транспорте, которые облагаются НДС по ставке 0 процентов на другом основании
подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК
Услуги российских организаций и ИП по транзитной перевозке товаров воздушным транспортом через территорию России. Чтобы применить ставку 0 процентов, должны выполняться условия:
– пункт отправления и пункт назначения товаров находятся за пределами РФ; – если воздушное судно совершает посадку в России, место прибытия товаров в Россию и место их убытия совпадают
подп. 2.10 п. 1 ст. 164 НК
Услуги российских перевозчиков на железнодорожном транспорте:
1) по перевозке экспортируемых или реэкспортируемых товаров. Нулевую ставку можно применять, если на перевозочных документах проставлены соответствующие отметки таможенных органов;

2) перевозке экспортируемых товаров на территорию государства – члена ЕАЭС;

3) транзитной перевозке товаров через РФ из одного иностранного государства в другое

подп. 9, 9.1 п. 1 ст. 164 НК
Услуги, связанные с транспортировкой товаров и грузовТранспортно-экспедиционные услуги российских организаций и ИП при организации:
1) международных перевозок, в том числе перевозок железнодорожным транспортом товаров от места прибытия до станции назначения на территории России;

2) перевозки экспортируемых или реэкспортируемых товаров по территории России. Нулевую ставку можно применять, если на перевозочных документах проставлены соответствующие отметки таможенных органов;

3) перевозки железнодорожным транспортом товаров, перемещаемых через территорию России с территории иностранного государства, не являющегося членом ЕАЭС, на территорию другого иностранного государства.

Не распространяется на услуги российских перевозчиков на железнодорожном транспорте, которые облагаются НДС по ставке 0 процентов на другом основании

подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК
подп. 2.7 п. 1 ст. 164 НК

подп. 3.1 п. 1 ст. 164 НК

Услуги российских организаций и ИП по предоставлению железнодорожного подвижного состава или контейнеров:
1) для международных перевозок, в том числе для перевозок железнодорожным транспортом товаров от места прибытия до станции назначения на территории России;

2) для транспортировки экспортируемых или реэкспортируемых товаров по территории России;

3) для транзитных железнодорожных перевозок товаров через территорию РФ из одного иностранного государства в другое.

Не распространяется на услуги российских перевозчиков на железнодорожном транспорте, которые облагаются НДС по ставке 0 процентов на другом основании

подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК
подп. 2.7 п. 1 ст. 164 НК

подп. 3.1 п. 1 ст. 164 НК

Услуги (работы) по перевалке и хранению в морских и речных портах товаров, которые перемещаются через границу РФ. Пункт отправления или пункт назначения товаров находится за пределами РФ. Нулевую ставку могут применить только российские организации, кроме организаций трубопроводного транспортаподп. 2.5 п. 1 ст. 164 НК
Услуги (работы) российских организаций внутреннего водного транспорта при перевозке (транспортировке) товаров, которые вывозятся в таможенной процедуре экспорта (реэкспорта). Перевозка осуществляется на территории России из пункта отправления до пункта выгрузки или перегрузкиподп. 2.8 п. 1 ст. 164 НК
Услуги (работы), связанные с перевозкой товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита при перевозке иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия на территорию России до таможенного органа в месте убытия с территории Россииподп. 3 п. 1 ст. 164 НК
Услуги (работы) российских перевозчиков на железнодорожном транспорте, которые связаны:
1) с перевозкой экспортируемых или реэкспортируемых товаров. При этом на перевозочных документах проставлены соответствующие отметки таможенных органов;

2) перевозкой экспортируемых товаров на территорию государства – члена ЕАЭС;

3) транзитной перевозкой товаров через территорию России.

Нулевая ставка применяется, если стоимость этих услуг (работ) указана в перевозочных документах

подп. 9, 9.1 п. 1 ст. 164 НК
Перевозка пассажиров и багажаМеждународная перевозка пассажиров и багажа любым видом транспорта.
Нулевая ставка применяется, если перевозка оформлена на основании единых международных перевозочных документов
подп. 4 п. 1 ст. 164 НК
Внутренняя авиаперевозка пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения расположен в Крыму или в Севастополе.
Нулевая ставка действует до 1 января 2025 года (п. 4 ст. 2 Закона от 04.06.2014 № 151-ФЗ)
подп. 4.1 п. 1 ст. 164 НК
Внутренняя авиаперевозка пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения расположен в Калининградской области или Дальневосточном федеральном округе.
Нулевая ставка действует до 1 января 2025 года (п. 5 ст. 5 Закона от 03.08.2018 № 303-ФЗ)
подп. 4.2 п. 1 ст. 164 НК
Перевозка пассажиров железнодорожным транспортом пригородного сообщения.
Ставка НДС 0 процентов действует до 31 декабря 2029 года включительно
подп. 9.2 п. 1 ст. 164 НК
Перевозка пассажиров и багажа железнодорожным транспортом общего пользования в дальнем сообщении, кроме международных перевозок.
Ставка НДС 0 процентов действует до 31 декабря 2029 года включительно
подп. 9.3 п. 1 ст. 164 НК
Операции с углеводородным сырьемПеревозка углеводородного сырья с континентального шельфа, из исключительной экономической зоны России или из российской части дна Каспийского моря в пункт назначения за пределами РФподп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК
Транспортировка, перевалка и перегрузка нефти, нефтепродуктов:
– вывозимых за пределы России (в том числе на территорию стран – участниц ЕАЭС); – помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита.

Нулевую ставку могут применять только организации трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов.

Не распространяется на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) на основании договоров, сторонами которых являются только организации трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. То есть услуги должны оказывать организации, которые заключили внешнеэкономическую сделку по реализации нефти или нефтепродуктов

подп. 2.2 п. 1 ст. 164 НК
Транспортировка трубопроводным транспортом природного газа: – вывозимого из России; – ввозимого в Россию, в том числе для переработки; – помещенного под таможенную процедуру таможенного транзитаподп. 2.3 п. 1 ст. 164 НК
Транспортировка природного газа трубопроводным транспортом в случаях, предусмотренных международными договорами с Россиейподп. 2.3-1 п. 1 ст. 164 НК
Продажа углеводородного сырья, добытого на морском месторождении, а также продуктов его технологического передела, вывезенных за пределы России:
– с континентального шельфа; – из исключительной экономической зоны; – с российской части (сектора) дна Каспийского моря.

Не распространяется на вывоз таких товаров в соответствии с таможенной процедурой экспорта

подп. 2.9 п. 1 ст. 164 НК
Прочие операцииУслуги по передаче электроэнергии из электроэнергетической системы России в электроэнергетические системы иностранных государствподп. 2.4 п. 1 ст. 164 НК
Услуги (работы) по переработке товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территорииподп. 2.6 п. 1 ст. 164 НК
Компенсации НДС, уплаченного в России иностранными гражданами (система tax free).
Право на нулевую ставку имеют розничные торговые организации, которые включены в специальный перечень, и другие плательщики, уполномоченные этими организациями
подп. 2.11 п. 1 ст. 164 НК
Услуги российских международных аэропортов при обслуживании международных воздушных перевозок по перечню, утвержденному постановлением Правительства от 10.06.2019 № 749подп. 2.12 п. 1 ст. 164 НК
Продажа товаров (работ, услуг) в области космической деятельности:
– объектов космической техники и космической инфраструктуры, подлежащих обязательной сертификации; – работ (услуг), связанных с использованием техники в космическом пространстве, наблюдением (исследованием) космического пространства, а также работ (услуг), технологически связанных с этими работами (услугами)
подп. 5 п. 1 ст. 164 НК
Продажа драгоценных металлов, добытых или произведенных из лома и отходов.
Применяйте нулевую ставку, если реализуете такие металлы государственным и региональным фондам драгоценных металлов и драгоценных камней, Банку России, прочим банкам, а также если производите драгоценные металлы из лома и отходов, содержащих драгметаллы, без лицензии на пользование недрами
подп. 6 п. 1 ст. 164 НК
Продажа товаров (работ, услуг) для официального и личного пользования:
– иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами; – сотрудниками этих представительств и проживающих вместе с ними членов семьи.

Перечень иностранных государств, в отношении представительств которых применяется нулевая ставка, утвержден приказом от 14.12.2011 МИД № 22606, Минфина № 173н

подп. 7 п. 1 ст. 164 НК
Продажа товаров (работ, услуг) для официального использования международными организациями и их представительствами. Перечень таких организаций утвержден совместным приказом от 24.03.2014 МИД № 3913, Минфина № 19н.
Правила применения нулевой ставки утверждены постановлением Правительства от 22.07.2006 № 455
подп. 11 п. 1 ст. 164, п. 12 ст. 165 НК
Продажа топлива и горюче-смазочных материалов, вывезенных с территории России в качестве припасов.
Ставка НДС 0 процентов применяется, если топливо и горюче-смазочные материалы предназначены для эксплуатации воздушных и морских судов, судов смешанного плавания
подп. 8 п. 1 ст. 164 НК
Продажа построенных судов, подлежащих регистрации в Российском международном реестре судовподп. 10 п. 1 ст. 164 НК
Услуги по предоставлению морских судов, судов смешанного плавания (река-море) и услуг членов их экипажей на определенный срок (фрахт на условиях тайм-чартера)подп. 12 п. 1 ст. 164 НК
Продажа товаров, работ, услуг и имущественных прав в связи с проведением в России: – чемпионата Мира по футболу 2021 года; – Кубка конфедераций 2021 года; – XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года; – чемпионата Европы по футболу 2021 годаподп. 13 и 14 п. 1 ст. 164 НК

Ставка НДС – 10 процентов

Продажа и передача для собственных нужд товаров по кодам ОКПД2Продовольственные товары по перечню, утвержденному постановлением Правительства от 31.12.2004 № 908, а также фрукты и ягоды, включая виноград. Исключение – пальмовое маслоподп. 1 п. 2 ст. 164 НК, п. 1 и 2 ст. 1 Закона от 02.08.2019 № 268-ФЗ
Товары для детей по перечню, утвержденному постановлением Правительства от 31.12.2004 № 908подп. 2 п. 2 ст. 164 НК
Периодические печатные издания и книжная продукция по перечню, утвержденному постановлением Правительства от 23.01.2003 № 41
Не распространяется на периодические печатные издания рекламного и эротического характера
подп. 3 п. 2 ст. 164 НК
Медицинские товары по перечню, утвержденному постановлением Правительства от 15.09.2008 № 688подп. 4 п. 2 ст. 164 НК
Импорт товаров по кодам Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС (ТН ВЭД)Продовольственные товары по перечню, утвержденному постановлением Правительства от 31.12.2004 № 908, а также фрукты и ягоды, включая виноград. Исключение – пальмовое маслоп. 5 ст. 164 НК
Товары для детей по перечню, утвержденному постановлением Правительства от 31.12.2004 № 908
Периодические печатные издания и книжная продукция по перечню, утвержденному постановлением Правительства от 23.01.2003 № 41.
Не распространяется на периодические печатные издания рекламного и эротического характера
Медицинские товары по перечню, утвержденному постановлением Правительства от 15.09.2008 № 688
Перевозка пассажиров и багажаУслуги по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа, кроме Крыма, Севастополя, Калининградской области и Дальневосточного федерального округа.
Ставка НДС 10 процентов действует до 31 декабря 2021 года
подп. 6 п. 2 ст. 164 НК
Прочие операцииПередача в лизинг племенного скота и птицы с правом выкупа. Ставка НДС 10 процентов действует до 1 января 2021 годаст. 26.3 Закона от 05.08.2000 №118-ФЗ

Ставка НДС – 20 процентов

Продажа товаров, работ, услугРеализация и передача для собственных нужд товаров (работ, услуг), которые не облагаются по ставке 0 или 10 процентов и не освобождаются от налогообложения, включая пальмовое маслоп. 3 ст. 164, ст. 149 НК
ИмпортИмпорт товаров, реализация которых не облагается по ставке 10 процентов и ввоз которых не освобождается от налогообложения, включая пальмовое маслоп. 5 ст. 164, ст. 150 НК
СМРВыполнение строительно-монтажных работ для собственного потребленияподп. 3 п. 1 ст. 146 НК

Расчетная ставка НДС 10/110

Получение продавцом денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг)Аванс в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), облагаемых по ставке 10 процентовп. 4 ст. 164 НК
Получение денежных средств в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), облагаемых по ставке 10 процентовп. 4 ст. 164, подп. 2 п. 1 ст. 162, п. 1 ст. 155 НК
Процент или дисконт по облигациям и векселям, полученным в счет оплаты за реализованные товары (работы, услуги), облагаемые по ставке 10 процентов.
Подробнее: Как рассчитать НДС с процентов (дисконта) по векселю, полученному в счет оплаты товаров (работ, услуг)
п. 4 ст. 164, подп. 3 п. 1 ст. 162 НК
Проценты по товарному кредиту, по которому товары облагаются по ставке 10 процентов.
Подробнее: Нужно ли начислять НДС на проценты, полученные от заемщика по товарному кредиту
п. 4 ст. 164, подп. 3 п. 1 ст. 162 НК
Страховые выплаты при неисполнении покупателем своих обязательств по оплате поставленных ему товаров (работ, услуг), облагаемых по ставке 10 процентовп. 4 ст. 164, подп. 4 п. 1 ст. 162 НК
Операции, по которым НДС рассчитывают с межценовой разницыПродажа имущества, облагаемого по ставке 10 процентов, учитываемого по стоимости с учетом входного НДС.
НДС облагается разница между ценой продажи имущества с учетом НДС и акцизов и его покупной или остаточной стоимостью
п. 4 ст. 164, п. 3 ст. 154 НК
Продажа сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, облагаемых по ставке НДС 10 процентов, закупленных у физических лиц. Перечень такой сельхозпродукции установлен постановлением Правительства от 16.05.2001 № 383.
НДС облагается разница между ценой реализации с учетом налога и ценой приобретения продукции
п. 4 ст. 164, п. 4 ст. 154 НК
Операции, по которым НДС удерживает налоговый агентПродажа товаров (работ, услуг), облагаемых по ставке 10 процентов, иностранными организациями, не зарегистрированными в качестве налогоплательщикап. 4 ст. 164, п. 1, 2 ст. 161 НК

Расчетная ставка НДС 20/120

Получение продавцом денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг)Аванс в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), облагаемых по ставке 20 процентовп. 4 ст. 164 НК
Получение денег в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), облагаемых по ставке 20 процентовп. 4 ст. 164, подп. 2 п. 1 ст. 162, п. 1 ст. 155 НК
Процент или дисконт по облигациям и векселям, полученным в счет оплаты за реализованные товары (работы, услуги), облагаемые по ставке 20 процентов.
В налоговую базу включаются проценты в размере, превышающем ставку рефинансирования, действующую в период, за который начислены проценты
п. 4 ст. 164, подп. 3 п. 1 ст. 162 НК
Проценты по товарному кредиту, по которому товары облагаются по ставке 20 процентов.
В налоговую базу включаются проценты в размере, превышающем ставку рефинансирования, действующую в период, за который начислены проценты
п. 4 ст. 164, подп. 3 п. 1 ст. 162 НК
Страховые выплаты при неисполнении покупателем своих обязательств по оплате поставленных ему товаров (работ, услуг), облагаемых по ставке 20 процентовп. 4 ст. 164, подп. 4 п. 1 ст. 162 НК
Операции, по которым НДС рассчитывают с межценовой разницыПоследующая уступка (прекращение) денежного требования, вытекающего из договора реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС.
НДС облагается разница между суммой дохода, полученной новым кредитором от должника или при последующей уступке требования, и суммой расходов на приобретение требования
п. 4 ст. 164, п. 2 ст. 155 НК
Передача денежного требования, приобретенного у третьих лиц.
НДС облагается разница между доходами, полученными от должника или при последующей уступке требования, и расходами на приобретение требования
п. 4 ст. 164, п. 4 ст. 155 НК
Передача имущественных прав на жилые дома, помещения и долей в них, гаражи или машино-места.
НДС облагается разница между стоимостью, по которой передаются имущественные права (с учетом налога), и расходами на приобретение указанных прав
п. 4 ст. 164, п. 3 ст. 155 НК
Продажа товаров, работ, услугПродажа имущества, облагаемого по ставке 20 процентов, учитываемого по стоимости с учетом входного НДС.
НДС облагается разница между ценой реализуемого имущества (с учетом НДС и акцизов) и его покупной (остаточной) стоимостью
п. 4 ст. 164, п. 3 ст. 154 НК
Продажа сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, облагаемых по ставке НДС 20 процентов, закупленных у физических лиц, не являющихся плательщиками НДС.
Перечень сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки утвержден постановлением Правительства от 16.05.2001 № 383.

НДС облагается разница между ценой реализации (с учетом налога) и ценой приобретения указанной продукции

п. 4 ст. 164, п. 4 ст. 154 НК
Продажа автомобилей, приобретенных для перепродажи у физических лиц, не являющихся плательщиками НДС.
НДС облагается разница между ценой реализации (с учетом налога) и ценой приобретения автомобиля
п. 4 ст. 164, п. 5.1 ст. 154 НК
Продажа материальных ценностей из государственного материального резерва при их выпуске в связи с освежением или заменой, приобретенных ответственными хранителями в порядке заимствования.
НДС облагается разница между ценой реализации (с учетом налога) и ценой приобретения материальных ценностей
п. 4 ст. 164, п. 11 ст. 154 НК
Операции, по которым НДС удерживает налоговый агентАренда имущества государственных и муниципальных органовп. 4 ст. 164, п. 3 ст. 161 НК
Продажа товаров (работ, услуг), облагаемых по ставке 20 процентов, иностранными организациями, не зарегистрированными в качестве налогоплательщика, на территории Россиип. 4 ст. 164, п. 1, 2 ст. 161 НК
Продажа вторсырьяп. 4 ст. 164, п. 8 ст. 161 НК

Расчетная ставка НДС 16,67 процента

Реализация предприятия в целом как имущественного комплексаНДС облагается стоимость активов, включенных в имущественный комплекс. Исключение – активы, реализация которых не признается объектом налогообложения или освобождена от налогообложения. Налоговую базу определяют отдельно по каждому виду активовст. 158 НК
Реализация иностранными организациями услуг в электронной формеИностранная организация, которая оказывает услуги организациям и гражданам в электронной форме, должна встать на учет в налоговой инспекции (п. 4.6 ст. 83 НК). Такая обязанность возникает, например, если иностранная организация предоставляет доменные имена, разрешает использовать компьютерные программы (включая игры), размещает рекламу, оказывает услуги хостинга и т. д. Иностранная организация обязана заплатить НДС со стоимости электронных услугст. 174.2 НК

Читать также

23.04.2020

Ответ

Физическое лицо должно уплачивать НДС, если оно занимается предпринимательской деятельностью по сдаче собственных нежилых помещений в аренду без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Данная позиция поддерживается ФНС России и судебными органами (например, Информация Федеральной налоговой службы от 4 октября 2021 года, Определение СК по административным делам ВС РФ от 20.07.2018 года № 16-КГ18-17, Определение ВС РФ от 01.08.2018 № 301-КГ18-6363).
Физическому лицу-арендодателю можно получить статус индивидуального предпринимателя и сразу перейти на упрощенную систему налогообложения. При этом следует отметить, что при наличии факта получения физическим лицом дохода от предпринимательской деятельности (арендные платежи) в период, когда оно не имело статус ИП, риск доначисления ему НДС, пени, штрафов за соответствующий период сохраняется (например, Определение ВС РФ от 01.08.2018 № 301-КГ18-6363).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]