1 октября 2021 года вступила в силу новая редакция Налогового кодекса РФ. В кодекс внесено 68 поправок, которые касаются увеличения госпошлины, порядка определения налоговой базы по НДС, применения нулевой ставки НДС при экспорте, а также других вопросов, связанных с применением налога на добавленную стоимость.
Редакцию Налогового кодекса РФ с 1 октября 2021 года изменили сразу несколько новых законов:
- Федеральный закон от 03.08.2018 N 303-ФЗ;
- Федеральный закон от 03.08.2018 N 302-ФЗ;
- Федеральный закон от 03.08.2018 N 301-ФЗ;
- Федеральный закон от 27.06.2018 N 159-ФЗ;
- Федеральный закон от 04.06.2018 N 143-ФЗ;
- Федеральный закон от 04.06.2018 N 143-ФЗ.
Большей частью все поправки в НК РФ связаны с НДС. В частности, определены условия применения нулевой ставки, установлен обновленный порядок определения налоговой базы, а также уточнены обязанности налоговых агентов. Кроме того, одно изменение касается государственной пошлины.
Государственная пошлина
Изменилась редакция статьи 333.33 НК РФ, в ее пункт 1 добавлен новый подпункт 138. Его нормами установлена государственная пошлина за выдачу федеральных специальных и (или) акцизных марок с двухмерным штриховым кодом для маркировки алкогольной продукции. Ее размер составляет 0,16 рубля за каждую марку.
По нормам новой редакции статьи 333.18 НК РФ при обращении за совершением юридически значимого действия, указанного в новом подпункте 138 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ, оплату госпошлины необходимо произвести после подачи заявления и документов на совершение такого действия, но до выдачи федеральных специальных марок и акцизных марок.
Возврат госпошлины
25 октября вводится новый порядок возврата государственной пошлины при заключении мирового соглашения в суде (Федеральный закон от 26.07.2019 № 198-ФЗ).
По новым правилам при заключении мирового соглашения до принятия решения судом первой инстанции истцу возвращается 70% уплаченной им госпошлины. То же самое касается случаев отказа от иска и признания иска.
Если мировое соглашение заключено в суде апелляционной инстанции, возврату подлежит 50% госпошлины. Если в суде кассационной инстанции – 30% госпошлины. Напомним, сейчас максимально возможная к возврату сумма составляет 50% от величины уплаченной госпошлины.
Порядок определения налоговой базы по НДС при получении предоплаты
В соответствии с новой редакцией статьи 154 НК РФ, при уступке денежного требования, вытекающего из договора реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав на жилые дома или жилые помещения и доли в них, гаражи и машино-места, и получении за это предоплаты, налоговая база определяется по новым правилам. В частности, в статью добавлен абзац следующего содержания:
При получении налогоплательщиком оплаты, частичной оплаты в счет предстоящей передачи имущественных прав в случаях, предусмотренных абзацем вторым пункта 1 и пунктами 2 — 4 статьи 155 НК РФ, налоговая база определяется как разница между суммой оплаты, частичной оплаты, полученной налогоплательщиком в счет предстоящей передачи имущественных прав, и суммой расходов на приобретение указанных прав (размера денежного требования, в том числе будущего требования), определяемой исходя из доли оплаты, частичной оплаты в стоимости, по которой передаются имущественные права.
При этом НДС, уплаченный с предоплаты, можно принять к вычету по номам новой редакции статьи 171 НК РФ и в порядке, определенносм статьей 172 НК РФ.
Новое правило пяти процентов
В настоящее время пункт 4 статьи 170 Налогового кодекса предписывает вести раздельный учет входящего НДС по приобретению товаров, работ или услуг, которые используются в облагаемой и не облагаемой данным налогом деятельности. В то же время налогоплательщик вправе не соблюдать это правило, то есть не вести раздельный учет операций, если доля затрат, направленных на не облагаемые налогом на добавленную стоимость операции, не превышает 5% от общей суммы расходов. К вычету просто принимается весь НДС, выставленный поставщиками.
С введением в действие новых поправок ситуация с таким водящим НДС с 2021 изменится. Право на вычет всей суммы входящего НДС при соблюдении 5-процентного ограничения сохранится, однако вести раздельный учет облагаемых и не облагаемых налогом операций все же придется.
Новые налоговые агенты
Статья 161 НК РФ дополнена новым пунктом 5.1, в соответствии с которым российские перевозчики на железнодорожном транспорте признаются налоговыми агентами при предоставлении на территории РФ железнодорожного подвижного состава или контейнеров на основе договоров поручения, комиссии либо агентских договоров. Данное положение применяется в отношении услуг, оказанных начиная с 1 октября 2021 года, и не распространяется на случаи оказания услуг:
- по международной перевозке товаров;
- транспортно-экспедиционных услуг;
- услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава или контейнеров для осуществления перевозки,
но только при условии, что пункт отправления и пункт назначения находятся на территории России.
Повышение зарплат
С 1 октября будет повышена зарплата работников бюджетной сферы (распоряжение Правительства РФ от 13.03.2019 № 415-р). Заработная плата работников федеральных казенных, бюджетных и автономных учреждений, финансируемых из бюджета, будет повышена на 4,3%.
На столько же повысится зарплата работников федеральных государственных органов, гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти.
Нулевая ставка НДС
Новыми нормами статьи 164 НК РФ «Налоговые ставки» предусмотрена возможность применния с 1 октября 2021 году нулевой ставки по НДС при:
- оказании услуг по внутренним воздушным перевозкам с пунктом отправления или назначения на территории Дальневосточного федерального округа (до 1 января 2025 года);
- осуществлении без лицензии на пользование недрами производства драгоценных металлов из лома и отходов;
- реализации товаров, вывезенных с территории Российской Федерации на территорию государства — члена Евразийского экономического союза, в случаях, предусмотренных Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года;
- оказании услуг по предоставлению морских судов, судов смешанного (река-море) плавания и услуг членов экипажей таких судов в пользование на определенный срок на основании договоров фрахтования судна на время (тайм-чартер) для целей перевозки (транспортировки) вывозимых за пределы территории РФ или ввозимых на территорию РФ товаров.
Налоги-2018: важные изменения. Часть вторая: НДС
Раздельный учет НДС
В Налоговый кодекс внесены следующие уточнения:
- выполнение правила 5 процентов позволяет, как и прежде, принимать «входной» НДС к вычету в полном объеме. Однако при этом обязательно нужно вести раздельный учет;
- закреплено, что правило 5 процентов не работает, когда товар используется только в не облагаемых НДС операциях. Ранее такую точку зрения высказывали Минфин, ФНС и ВС РФ.
Отказ от нулевой ставки НДС
Внесены поправки в ст. 164 НК РФ, которые позволяют с 1 января 2018 г. отказаться от применения ставки 0% при реализации товаров, вывезенных в процедуре экспорта, а также при выполнении в отношении таких товаров некоторых видов работ или услуг. В их числе:
- услуги по международной перевозке товаров;
- работы и услуги, выполняемые и оказываемые организациями трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов по транспортировке, перевалке или перегрузке нефти и нефтепродуктов; услуги по организации транспортировки трубопроводным транспортом природного газа.
Отмена вычета НДС при покупке за счет субсидий
А вот изменения, которые коснутся налогоплательщиков, приобретающих товары, работы или услуги за счет бюджетных средств, вряд ли порадуют. Напомним, что до 2021 г. действовали следующие правила. Если налогоплательщик принял НДС к вычету по товарам (работам, услугам), а позже затраты на их приобретение или на уплату ввозного НДС компенсируются за счет субсидий, то налог надо восстановить. С 1 января 2021 г. восстанавливать налог придется также при получении бюджетных инвестиций. Уточнены правила такого восстановления (пп. «в» п. 12 ст. 2 Закона № 335-ФЗ):
- НДС восстанавливается независимо от того, включен он в субсидии (бюджетные инвестиции) или нет;
- при частичном возмещении затрат сумма НДС восстанавливается в доле, которая определяется исходя из стоимости товаров (работ, услуг) без НДС, приобретенных за счет субсидий (бюджетных инвестиций), в общей стоимости приобретенных товаров (работ, услуг) без учета НДС. Ранее в такой ситуации контролирующие органы рекомендовали восстанавливать налог в части полученных субсидий (см. письмо Минфина РФ от 19.01.2012 № 03-07-11/15).
Законодатель не ограничился только восстановлением НДС, а запретил с 1 января 2021 г. заявлять вычет по товарам, работам и услугам (в том числе основным средствам и нематериальным активам), которые приобретены за счет субсидий или бюджетных инвестиций (пп. «б» п. 12 статьи 2 Закона № 335-ФЗ).
НДС, который не был принят к вычету, можно включить в расходы по налогу на прибыль при одновременном выполнении двух условий:
- расходы на приобретенные товары, работы и услуги учитываются в расходах при исчислении прибыли, в том числе через начисленную амортизацию;
- ведется раздельный учет сумм НДС по товарам, работам и услугам, приобретенным за счет субсидий или бюджетных инвестиций.
Поскольку изменения вступают в силу с 1 января2018 г., не рекомендуем заявлять налоговый вычет по тем товарам, которые приобретены (отгружены продавцом) за счет субсидий (инвестиций) после 1 января 2021 г.
Обновление формы декларации по НДС
Изменение формы налоговой декларации по НДС (утв. Приказом от 29.10.2014 № ММВ-7-3/[email protected]) обусловлено внесением Федеральным законом от 28.12.2016 № 463-ФЗ поправок в статью 149 НК РФ нормы, в соответствии с которой не подлежат обложению НДС услуги, оказываемые в рамках арбитража.
Новые форматы документов по НДС
В новом году налоговики обновят электронные форматы журнала учета счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, а также дополнительных листов к ним. Изменение действующих форматов обусловлено утверждением с 1 октября 2021 г. новых форм журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок, книги продаж. С указанной даты уже вступили в силу поправки в формы документов по НДС (утв. Постановлением Правительства РФ от 19.08.2017 № 981). В 2021 г. оформлять документы по НДС необходимо будет уже по новым форматам.
Уплата НДС плательщиками ЕСХН
Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ признает сельхозпроизводителей на ЕСХН плательщиками НДС. По мнению властей, это необходимая мера в целях беспрепятственного встраивания сельхозпроизводителей в хозяйственные отношения с плательщиками НДС. Помимо изменений в части НДС для плательщиков ЕСХН освобождение от налога на имущество предлагается применять только в части имущества, используемого в предпринимательской деятельности, в отношении которой применяется этот специальный налоговый режим.
Расширение перечня налоговых агентов Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ возлагает функции налоговых агентов по НДС на покупателей некоторых видов продукции. Таким образом, в 2021 г. покупателей как налоговых агентов обяжут уплачивать НДС при приобретении сырых шкур животных, лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов. Не признаются налоговыми агентами только физлица, не являющиеся ИП. Указанные налоговые агенты обязаны исчислить расчетным методом и уплатить в бюджет НДС вне зависимости от того, являются ли они сами налогоплательщиками НДС или нет. Это, в свою очередь, поднимет вопрос о ПО с функционалом, обеспечивающим необходимый учет и отчетность.
Свяжитесь c нами, и мы ответим на них, 8(804) 333-16-02
С уважением, команда e-office24!
Поделитесь с друзьями!
Порядок подтверждения нулевой ставки НДС
По нормам новой редакции статьи 165 НК РФ подтвердить нулевую ставку НДС при экспорте теперь можно, кроме прочего, контрактом (копией контракта) с российской организацией на поставку товара ее обособленному подразделению, которое расположено за пределами ЕАЭС. При этом, если такие контракты ранее были представлены в орган ФНС для обоснования применения нулевой налоговой ставки по НДС или обоснования освобождения от уплаты акциза за предыдущие налоговые периоды, их повторное представление не требуется. Вместо этого необходимо представить уведомление с указанием реквизитов документа, которым были представлены указанные документы, и наименования налогового органа, в который они были представлены.
Также налогоплательщики теперь могут не представлять в ФНС России копии транспортных, товаросопроводительных или иных документов с отметками таможенных органов мест убытия, подтверждающих вывоз товаров за пределы РФ. При экспорте в ЕАЭС так можно не представлять указанные документы, если перечень заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов представлен в электронной форме. Но если налоговый орган обнаружит несоответствие сведений, представленных налогоплательщиком, либо их отсутствие, налоговики получают право истребовать копии документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы РФ. Эти нормы начинают действовать в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), совершенных начиная с 1 октября 2021 года.
При компенсации сумм налога участникам системы «tax free» в орган ФНС необходимо представить реестр, в котором указываются сведения из документов (чеков) для компенсации суммы налога, содержащих отметку таможенных органов РФ, подтверждающую вывоз товаров за пределы таможенной территории ЕАЭС и сведения о компенсированной сумме НДС. В этом реестре должна быть указана информация о размере налоговой базы, к которой налогоплательщиком применяется нулевая налоговая ставка.
Последствия перемен: ↑
У организаций еще долго будут вызывать вопросы, связанные с нововведениями, которые появились благодаря принятому ФЗ № 238-ФЗ от 21.07.2014 г.
Правительство постаралось учесть все нюансы и слабые стороны действующего ранее законодательства.
С вступлением в силу нововведений упростилось ведение коммерческой деятельности, как организаций-продавцов, так и предприятий-покупателей.
Плюсы
Среди достоинств принятых изменений стоит отметить:
- упрощение документооборота;
- уменьшение количества показателей в книге покупок (нет необходимости отмечать цену без НДС);
- определение даты реализации недвижимости;
- снижение образования несогласованности финансовых операций;
- исключение двойного налогообложения. Это новшество благоприятно отразиться на предприятиях, которые открывают или имеют заграницей представительства или филиалы;
- частичная отмена ведения журналов по движению счетов-фактур.
Плюсы принятых изменений достаточно ощутимы для организаций, работающих как на внутреннем рынке России, так и за рубежом. Однако у каждого принимаемого закона есть и свои слабые стороны.
Недостатки
Деятельность каждого предприятия очень специфична. Ведь организацию можно назвать живым организмом, который ежедневно меняется.
Современные компании должны эффективно работать и моментально реагировать на различные внешние и внутренние факторы.
Власти постоянно принимают и вносят изменения в действующее законодательство. Руководители предприятий обязаны принимать во внимание нововведения, особенно те, которые касаются системы налогообложения.
Изменения, которые принес принятый летом ФЗ № 238-ФЗ от 21.07.2014 г., должны благоприятно отразиться на деятельности организаций.
Возможно из-за выполнения каких-либо специфических операций, некоторые компании ощутят недостатки введенных изменений. Покажет время.
Практические примеры
Компания продавец, находящаяся на ОСНО (общей системе налогообложения) оказала услуги фирме, использующей УСН (упрощенную систему налогообложения).
Согласно законодательству, которое действовало до 01.10.2014 г. продавец должен выставить счет-фактуру с выделенным НДС.
Однако организации заключили соглашение о невыставлении счетов-фактур. В данном случае продавец имеет право не оформлять счет-фактуру покупателю.
Следующий пример. Продавец получил аванс от покупателя в размере 118 000 руб. и с этой суммы заплатил в бюджет НДС 18 000 руб.
Фирма-покупатель эту сумму приняла к вычету. Продавец передал продукции на сумму 94 400 руб. (в том числе НДС 14 400 руб.).
Как платить НДС с выданных авансов читайте в статье: НДС с авансов. Какая ставка по НДС в России, смотрите здесь.
Заполнение декларации по НДС квартал, узнайте здесь.
Согласно заключенного договора в счет оплаты отгрузки идет в зачет только половина авансового платежа, то есть 59 000 руб., где НДС 9 000 руб.
Благодаря принятым нововведениям продавец, выполнив первую отгрузку, имеет право заявить к вычету, а компания-покупатель должна восстановить налог, который приходится на 59 000 руб., те есть 9 000 руб.
Сумму оставшегося авансового НДС продавец примет к вычету, а покупатель восстановит, когда произойдет зачет аванса в счет состоявшейся отгрузки.
Уплата акцизов
По нормам статьи 198 НК РФ с 10 млрд до 2 млрд рублей снижена минимальная сумма уплаченных организацией налогов для освобождения от уплаты акциза при реэкспорте без представления банковской гарантии. Аналогичные поправки внесены в отношении уплаченных поручителем сумм налогов. При этом сумма обязательств по поручительствам увеличивается с 20% до 50% от стоимости чистых активов.
Новой редакцией статьи 203.1 НК РФ предусмотрено, что банковская гарантия не представляется налогоплательщиками — организациями, которые осуществляют производство подакцизных товаров на основании договора переработки давальческого сырья, в случае, если у собственника сырья (материалов) совокупная сумма уплаченных налогов составляет не менее 2 млрд рублей.
Изменения в части авиаперевозок и аэропортовых услуг
Подпункт 22 пункта 2 статьи 149 НК РФ освобождает от НДС услуги по обслуживанию воздушных судов, которые производятся в аэропортах и на территории воздушного пространства России. Однако указания на конкретные виды услуг в Кодексе нет. С 1 января 2021 года правом определять такие услуги наделено Правительство — оно должно закрепить их перечень отдельным документом.
Кроме того, по внутренним авиаперевозкам пассажиров и багажа по Калининградской области с начала текущего года введена нулевая ставка НДС.
Общие вопросы
Повторный запрос документов ИФНС
В действующей редакции пункта 5 статьи 93 Кодекса есть норма, запрещающая налоговикам запрашивать повторно те документы, которые ранее предоставлялись налогоплательщиками. С 3 сентября 2021 года этот запрет будет отменен. Иначе говоря, специалисты ИФНС смогут потребовать на проверку документы повторно.
За налогоплательщиком останется право не представлять такие документы, однако об этом нужно своевременно уведомить ИФНС. В уведомлении следует указать, что запрашиваемые документы представлялись в инспекцию (в какую именно), а также привести параметры документа, по которому они передавались или к которому прилагались. С уведомлением нужно уложиться в срок, который указан в требовании их представить.
Однако если инспекторы затребуют подлинники документов, которые уже подавались в ИФНС и были возвращены налогоплательщику, то отказаться от их представления последний не сможет. То же самое относится и к документам, утраченным специалистами ИФНС из-за воздействия обстоятельств непреодолимой силы. Придется подавать запрашиваемые бумаги вновь.
Оформление результатов дополнительных контрольных мероприятий
Также с 3 сентября будет изменена статья 101 НК РФ, а именно добавлен пункт 6.2 и подкорректирован пункт 6.1. Эти нормы затрагивают результаты мероприятий дополнительного налогового контроля.
В рамках проверки может потребоваться истребование документов, экспертиза, вызов свидетеля на допрос. Подобные мероприятия назначаются по решению руководителя инспекции, в котором указывается сроки их проведения. В этой части никаких изменений не произошло.
Поправки затронули результаты таких проверок, а точнее, их оформление. Раньше по этому поводу в Налоговом кодексе ничего сказано не было. А вот с 3 сентября 2021 года вступит в силу норма следующего содержания: результаты упомянутых мероприятий должны быть оформлены документом «дополнение к акту налоговой проверки». Он должен быть составлен в течение 15 дней после того, как мероприятие проведено. В документе инспекторы должны отразить даты начала и окончания проведения, описание сути мероприятия, а также собранные в его ходе доказательства.
Дополнение к акту, а вместе с ним и полученные материалы, передаются налогоплательщику в течение 5 рабочих дней. Если проверяемый субъект не согласен с выводами, изложенными в документе, у него будет 15 рабочих дней для письменного возражения. Напомни, что пока на возражение дается 10 рабочих дней со дня окончания срока мероприятия.
Приведенные выше изменения вступит в силу 3 сентября 2018 года и будут применяться в отношении решений по проверкам, завершенным после этой даты.
Увеличение срока на предоставление документов по сделке
Как известно, затребовать документы налоговики могут не только в ходе проверки. Такое случается, например, когда они собирают сведения о какой-то определенной операции. 3 сентября 2021 года вступит в силу новая редакция пункта 5 статьи 93.1. На предоставление документов будет отводиться 10 рабочих дней с момента получения требования, а не 5, как раньше. Если ответить налоговикам нечего — нет запрашиваемой информации или документов — в тот же срок нужно об этом сообщить.
Новый срок не распространяется на предоставление документов и сведений, поступивших в ходе «встречной» проверки. Как и прежде, такие требования должны быть удовлетворены в течение 5 рабочих дней.
Изменения по контролируемым сделкам
В статью105.14 НК РФ, посвященную контролируемым сделкам, будет внесено несколько изменений:
- Появится новый критерий отнесения сделки к контролируемым. Это применение сторонами в отношении доходов от такой сделки разных ставок по налогу на прибыль. Исключение составляют ставки, по которым облагаются дивиденды, отдельные видов долговых обязательств, а также доходы иностранных организаций, действующих в России без представительств.
- Иначе излагается критерий, касающийся освобождения от налога на прибыль. В новой редакции он звучит так: одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика по налогу на прибыль. Ранее сделка считалась контролируемой, если одна сторона освобождена от налога или применяет нулевую ставку, а другая нет.
- Упраздняется один из критериев отнесения сделки к контролируемым. А именно то обстоятельство, что одна из сторон является резидентом особой экономической зоны или участником регионального инвестпроекта.
- Меняется стоимость контролируемых сделок. Признать сделку контролируемой можно будет лишь в том случае, если она удовлетворяет какому-нибудь критерию и доход ее участников превышает 1 млрд рублей в год. Иначе говоря, если один из критериев исполняется, но цена сделки ниже, контролируемой она не является. В старой редакции превышение ценового порога в 1 млрд рублей являлось самостоятельным критерием отнесения сделки к контролируемым.Внесено изменение и в части стоимости и для сделок, приравненных к операциям между взаимозависимыми лицами. Подразумеваются сделки с участием третьих лиц, которые являются номинальными — не берут на себя никаких рисков, не осуществляют функций, не используют активов. Такая сделка будет считаться контролируемой при условии, что сумма доходов участников от нее превысит 60 млн рублей в год.
Эти изменения будут учитываться при определении налоговой базы за 2021 год и далее. При этом неважно, когда именно стороны заключили договор.
Консолидированные группы налогоплательщиков исчезнут
Вскоре не станет такого объединения, как консолидированная группа налогоплательщиков. Полностью от него отказаться решено к 2023 году. Группы, которые были созданы в 2018 году, будут считаться незарегистрированными. Те же КГН, которые сформировались до начала текущего года, будут действовать лишь до конца 2022 года.