Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда РФ № 303-КГ17-2377 от 26.06.2017 по делу № А04-12175/2015.
Верховный суд РФ пришёл к выводу, что организацию нельзя привлечь к ответственности за несообщение налоговому органу об открытии обособленного подразделения как за непостановку на налоговой учёт (ст. 116 НК РФ). Нарушение, выразившееся в непостановке на учёт обособленного подразделения, квалифицируется как непредставление сведений налоговому органу (ст. 126 НК РФ).
Постановка подразделения на учет
ОП ставится на учет только тогда, как через него ведется финансово-хозяйственная деятельность. Делается это в течение одного месяца с момента открытия новой обособленной структуры (п. 4 ст. 83 НК РФ). Если деятельность в момент создания ОП не ведется, регистрировать отделение нет необходимости. Но в тот момент, как головное предприятие начнет проводить операции через ОП, его придется зарегистрировать в установленный срок.
ВАЖНО!
Штраф за несообщение об открытии обособленного подразделения — до 40 000 рублей.
Если не сообщить об открытии
Помимо регистрации, головная организация обязана уведомить территориальное отделение налоговой службы об открытии обособленного подразделения. Сделать это необходимо в любом случае, независимо от того, ведется через ОП деятельность или нет. Нарушение сроков и несоблюдение правила об обязательном уведомлении влечет штрафные санкции.
Вот таблица всех возможных штрафов за несообщение об открытии. Какое взыскание назначат головной компании, зависит от решения проверяющих специалистов ИФНС.
Величина штрафа | Норма | Основание |
10 000,00 рублей | П. 1 ст. 116 НК РФ | Нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в отделение Федеральной налоговой инспекции |
10% от доходов, полученных в течение всего времени деятельности ОП, но не меньше 40 000,00 рублей | П. 2 ст. 116 НК РФ | Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в ИФНС |
5000,00 рублей | П. 1 ст. 129.1 НК РФ | Несвоевременное сообщение в ИФНС обязательных сведений |
200 рублей | П. 1 ст. 126 НК РФ | Непредоставление в ФНС обязательных документов в установленный срок |
За непредоставление сведений об открытии ОП назначают штраф по п. 1 ст. 126 НК РФ в размере 200 рублей. Но есть случаи, когда контролеры принимали другую позицию и определяли максимальный штраф в размере 10% от недополученных в региональный бюджет доходов. Логика проста: отделение открылось, деятельность ведется в конкретном регионе, но налоги в региональный бюджет не попадают, так как ОП не поставили на учет в территориальном отделе Федеральной налоговой инспекции.
Создание обособленного подразделения
Создание обособленного подразделения порождает для налогоплательщика ряд последствий, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации — постановка на учет в налоговых органах, а также исчисление и уплата налогов и сборов не только по месту нахождения организации, но и по месту нахождения обособленных подразделений (ст. 19 НК РФ).
Обязанность извещения налогового органа о создании обособленного подразделения предусмотрена пунктом 2 статьи 23 НК РФ, обязанность же постановки налогоплательщика на учет в налоговых органах по месту нахождения обособленного подразделения предусмотрена пунктами 1 и 4 статьи 83 НК РФ. За несоблюдение приведенных требований статьей 116 НК РФ и 15.3 КоАП РФ предусмотрены налоговая и административная ответственность (до 10 000 рублей и до 30 МРОТ соответственно). При этом необходимо учитывать, что если налогоплательщик уже состоит на учете в налоговом органе, то обязанность по постановке на учет в этом же налоговом органе, но по иному основанию (в том числе в случае создания обособленного подразделения) отсутствует (п. 39 постановления Пленума ВАС России от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).
Сроки подачи заявления о постановке на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения приведены и в статье 23, и в статье 83 НК РФ:
- в соответствии с пунктом 2 статьи 23 НК РФ — в течение одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;
- в соответствии с пунктом 4 статьи 83 НК РФ — в течение одного месяца после создания обособленного подразделения (необходимо обратить внимание, что данная норма НК РФ связывает обязанность по направлению заявления о постановке на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения с фактом осуществления организацией деятельности через указанное обособленное подразделение).
В соответствии со статьей 9 НК РФ под налоговыми органами при применении положений НК РФ понимаются Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его подразделения в Российской Федерации. Поскольку законодатель при решении вопроса о постановке на налоговый учет налогоплательщика при создании обособленного подразделения делает акцент на месте образования такового, можно сделать вывод, что налогоплательщик должен подать соответствующее заявление именно в налоговый орган с соблюдением территориальной юрисдикции, не принимая во внимание специфику учета отдельных групп налогоплательщиков в специализированных налоговых органах (налоговые органы отраслевой или субъектной направленности — строительная, автотранспортная, банковская и т. п.). Данный вывод подтверждается также и тем, что необходимость постановки на учет в налоговых органах по месту создания обособленных подразделений обусловлена положениями НК РФ, предусматривающими обязанность по распределению налоговых обязательств налогоплательщика, в том числе по месту нахождения указанных обособленных подразделений. Поскольку часть налоговых обязательств налогоплательщика подлежит распределению в бюджеты иных территорий, логично предположить механизм, при котором уплату налогов, приходящихся на указанные территории, контролировали бы территориальные органы по месту нахождения обособленного подразделения. При этом нельзя не признать справедливость доводов о том, что под обособленными подразделением в рамках налоговых правоотношений следует понимать такое подразделение, которое приводит к возникновению у налогоплательщика обязанности по уплате налогов в различные бюджеты субъектов Российской Федерации или муниципальных образований. В противном случае обособленность такого подразделения приводит лишь к территориальной обособленности, ни коим образом не влияя на размер налоговых обязательств налогоплательщика. Однако подобная аргументация при всей ее логичности не получила оценки судебными инстанциями.
Стационарные рабочие места
Необходимым признаком создания обособленного подразделения является наличие стационарных рабочих мест, то есть созданных на срок не менее одного месяца. В соответствии со статьей 209 ТК РФ под рабочим местом понимается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Между организацией и физическим лицом могут заключаться как трудовые, так и гражданско-правовые договоры, что существенно влияет на установление факта наличия рабочих мест. Поскольку понятие рабочего места является элементом системы трудовых отношений (регулируются ТК РФ), следует признать, что рабочие места в принципе могут возникать только в том случае, если с физическим лицом заключен трудовой договор. Заключение любых иных договоров, в том числе выполнения работ или оказания услуг не может приводить к образованию рабочих мест и, следовательно, к образованию обособленного подразделения. Данный подход был полностью поддержан Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа при вынесении постановления от 14.02.2001 № Ф03-А59/01-2/96. Применительно к вопросу о количестве стационарных рабочих мест необходимо обратить внимание налогоплательщиков на отдельные арбитражные дела, разрешение которых состоялось не в пользу последних — суд констатировал возможность создания обособленного подразделения и при наличии одного стационарного рабочего места (постановление ФАС МО от 23.01.2003 № КА-А41/9052-02, постановление ФАС ВСО от 09.01.2001 № А33-8564/00-С3-Ф02-2926/00-С1).
Таким образом, можно констатировать, что обязанности налогоплательщика, вытекающие из факта образования обособленного подразделения, возникают с момента оборудования стационарных рабочих мест, контролируемых работодателем, при условии ведения деятельности через указанное обособленное подразделение.
Данная позиция нашла подтверждение во многих судебных актах.
|
Если не сообщить о закрытии обособленного подразделения
О закрытии ОП сообщают в течение трех дней с момента принятия такого решения (пп. 3.1 п. 2 ст. 23 НК РФ). Если этого не сделать, то головная компания получит штраф за несообщение о закрытии обособленного подразделения. Есть специальная форма № С-09-3-2 для уведомления территориальной ИФНС. Если не отправить сообщение в трехдневный срок, организацию оштрафуют на 200 рублей по п. 1 ст. 126 НК РФ. Руководитель получит штраф в размере от 300 до 500 рублей.
Помимо бланка С-09-3-2, надлежит подавать уведомление по форме Р 13002. Если не предоставить его вовремя, штраф составит 5000,00 рублей (п. 1 ст. 129.1 НК РФ).
Обособленное подразделение, филиал или представительство?
Понятие обособленного подразделения необходимо четко отграничивать от схожих по содержанию гражданско-правовых понятий «филиал» и «представительство». К последним в соответствии со статьей 55 ГК РФ относится обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту (представительство) или осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (филиал). В силу прямого указания ГК РФ представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица. При отсутствии такого указания представительство или филиал не могут считаться созданными.
Данная проблема, в частности, проявилась при применении положений главы 26.2 НК РФ «Упрощенная система налогообложения». В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ не вправе применять упрощенную систему организации, имеющие филиалы и (или) представительства. Именно подобная формулировка стала в отдельных случаях поводом для воспрепятствования в применении налогоплательщиками УСН.
Судебная практика
Головные организации обращаются в суд по поводу величины штрафа и размера наказания. Есть несколько решений по поводу взыскания о несообщении об открытии обособленной структуры:
- В соответствии со статьями 23, 83 и 84 НК РФ, организации обязаны уведомлять ИФНС только о создании обособленного подразделения, но не о действиях предприятия по постановке ОП на учет. Нарушителю назначают штраф по ст. 126 НК РФ (Постановление АС УО № Ф09-7309/15 от 19.10.2015 по делу № А76-2261/2015, Постановление АС УО № Ф09-10484/15 от 28.12.2015 по делу № А60-4800/2015).
- Некоторые судьи назначают наказание за несвоевременное информирование налоговых органов об открытии или закрытии обособленных отделов по п. 1 ст. 129.1 НК РФ (Постановление АС МО № Ф05-11191/14 от 30.10.2014 по делу № А40-130227/2013).
- В некоторых случаях налоговики и арбитражные судьи определяют высшую меру наказания по п. 1 ст. 116 НК РФ. Основание — ведение деятельности без постановки на учет в ИФНС по месту нахождения отдельной структуры (Постановление АС ЗСО № Ф04-5897/2016 от 27.01.2017 по делу № А70-2645/2016).
У Верховного Суда РФ есть четкая позиция по этому вопросу. НК РФ установил для налогоплательщиков обязательство сообщать в ИФНС о наличии особых структур в установленный срок. Нарушением является непредоставление документов в территориальный налоговый орган, а значит, нарушителей надлежит штрафовать по п. 1 ст. 126 НК РФ (Определение ВС РФ № 303-КГ17-2377 от 26.06.2017 по делу № А04-12175/2015). Это решение является основанием для аналогичных дел и итоговых вердиктов.
Место нахождения организации и ее подразделения
В соответствии с положениями НК РФ понятие места нахождения организации не раскрывается, вследствие чего с учетом норм статьи 11 НК РФ в полной мере может быть задействован понятийный аппарат гражданского законодательства. В соответствии с пунктом 2 статьи 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такового — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Поскольку соответствующие нормы ГК РФ, а также Постановление Пленума ВС России и Пленума ВАС России от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» используют отсылочную норму к положениям законодательного акта, регулирующего вопросы государственной регистрации юридических лиц, обратимся к тексту последнего. Исходя из смысла подпункта «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» под местом нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица понимается его адрес. Дополнительная информация в отношении понятия «адрес» содержится в подпункте «д» пункта 2 этой же статьи, в котором под адресом понимается совокупность реквизитов, определяющих местонахождение объекта в пространстве:
- наименование субъекта Российской Федерации;
- наименование района, города, иного населенного пункта;
- наименование улицы;
- номер дома и квартиры.
Таким образом, создание обособленного подразделения как юридический факт можно констатировать, когда последнее (то есть стационарные рабочие места) создается по иному адресу, нежели адрес государственного регистрации (и, следовательно, места нахождения) организации.