В России могут отменить или снизить транспортный налог для владельцев экологичного транспорта, в частности, газомоторного, по всей стране. Эту меру прорабатывает Минэкономразвития, она будет внесена на рассмотрение в комплексный план повышения энергоэффективности российской экономики. Министерство также изучает возможность выплачивать субсидии покупателям автомобилей с объемом двигателя до 1 литра, а также прорабатывает различные меры стимулирования производителей экологичных автомобилей. Нововведения будут способствовать улучшению экологической ситуации в стране, считают эксперты.
Важен ли для транспортного налога экологический класс автомобиля?
Величина параметров, участвующих в расчете транспортного налога, в существенной степени зависит от правил, установленных в субъектах РФ (ст. 356 НК РФ). Регионам дана возможность не только самостоятельно вводить льготы, устанавливать порядок и сроки уплаты, но и определять величину ставки для исчисления налога.
Размер ставки в зависимости от вида транспорта привязывается к разным параметрам. Для авто-, мото-, нереактивного авиа-, самоходного водного транспорта он зависит от мощности двигателя. Базовые величины ставок приведены в НК РФ (п. 1 ст. 361), но в регионе они могут меняться как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения и дифференцироваться. Важно, чтобы конечный результат не отклонялся от базового более чем в 10 раз и не касался авто с мощностью, не превышающей 150 л. с. (п. 2 ст. 361 НК РФ).
Дифференцирование ставок может быть связано (п. 3 ст. 361 НК РФ):
- с категорией транспорта;
- его возрастом;
- экологическим классом.
Таким образом, экологический класс транспортного средства для транспортного налога приобретает значение при выборе ставки, если такая зависимость установлена законом региона. В декларации по налогу на транспорт для указания экологического класса отведена строка 110 в разделе 2. Если ставка не привязана к этому показателю, то в соответствующей строке будет проставлен прочерк (письмо ФНС России от 20.07.2012 № БС-4-11/12083).
Подробнее о процедуре заполнения декларации читайте в статье «Порядок заполнения декларации по транспортному налогу».
Примерные расчеты и сравнение с транспортным сбором
Поскольку точные налоговые ставки и механизмы расчета еще не известны, можно только предполагать, в какие суммы обойдется гражданам вводимый сбор. Однако очевидно, что его сумма увеличится по сравнению с транспортным налогом. Существует несколько версий относительно расчёта пошлины.
- Маловероятная. Согласно ей, налог будет складываться из количества выделяемого углекислого газа, помноженного на ставку и на годовой пробег. Почему этот вариант маловероятен? Даже если предположить, что ставка составит 0,5 р. за 1 г СО2, то сумма получается внушительной. Минутка математики: предположим, что автомобиль выделяет 100г СО2 на 1 км, а годовой пробег составил 1000 км. Тогда сумма, которую нужно будет уплатить владельцу, составит 50000 рублей.
- Сбор также может рассчитываться, исходя из класса автомобиля, объема двигателя и срока службы. В этом случае, наибольший платеж придется на владельцев подержанных автомобилей. Эксперты предполагают, что закон будет предусматривать скидки для владельцев автомобилей высокого эко-класса.
Точно сказать, как будет рассчитываться сумма сбора, повлияет ли на нее пробег автомобиля и введут ли дополнительные льготы, невозможно.
Существует не только экологический налог, но и на роскошь, выигрыш, ввоз ТС. О нюансах этих видов налога, а также о налогах за старые авто, самоходный транспорт, мотоцикл, грузовые и электромобили можно прочитать на нашем сайте.
Экологический класс транспортного средства — что это?
Что характеризует учитываемый при расчете транспортного налога экологический класс автомобиля?
Работа авто сопровождается выбросом загрязняющих веществ. Их состав определяется:
- вредными веществами, содержащимися в выхлопных газах;
- испарениями, образующимися от топлива определенного вида.
Объем этих веществ создает вполне конкретный уровень загрязнения, возникающий при эксплуатации легкового или грузового авто. По нему-то автотранспорт и поделили на экологические классы.
В РФ в настоящее время применяется деление, установленное решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877 (подп. 1.4 п. 1 приложения № 1). Согласно ему выделяется 6 экологических классов (от 0 до 5). Каждый из них привязан к автотранспорту определенных типов и виду топлива, на котором работает их двигатель, и соотнесен с правилами, определяющими допустимый уровень выбросов, возникающих при работе исправного авто. Более высокому экологическому классу соответствует более низкий уровень выбросов.
Чего ждать и что планируется учитывать при расчете?
Экологический сбор планируется вводить, опираясь на пример стран, в котором аналогичная система уже действительна, поэтому можно предположить основные параметры расчета и возможные проблемы, с которыми придется столкнуться и автомобилистам, и региональным властям.
О типе и классе авто
Тип, а точнее класс транспорта должен стать одним из основных показателей для расчета экологического налога. Так, в России большинство машин относят к классу «Евро-1», что означает высокий уровень выделения CO2.
При таком подходе оптимальными классами для транспорта станут «Евро-3» и «Евро-4». Больше всего выиграют владельцы машин на электродвигателях – для них пошлина будет равна нулю.
Разумеется, изменение налоговых ставок потребует замены автопарков. Для грузовых автомобилей и автобусов называют сроки замены в 15-20 лет, а для коммерческого транспорта – 20-25 лет.
О выбросах
Сумма сборов будет рассчитываться, исходя из количества углекислого газа на 1 км пути: чем меньше количество выбросов, тем меньше сумма налога. Это определяется, исходя из класса машины и типа используемого топлива.
Согласно предварительным расчетам сумма экологического сбора будет существенно больше транспортного налога.
Планируется также изменение акцизных ставок на бензин – чем выше экологический класс топлива, тем ниже ставка, что тоже должно привести к обновлению автопарка страны и улучшению экологической ситуации.
О возрасте транспорта
Чем старше автомобиль, тем больше СО2 он выделяет в атмосферу. Возраст транспортного средства тоже, вероятнее всего, станет одним из параметров расчета сбора. Предположительные сроки, после которых транспорт признают приносящим угрозу экологии региона, известны, хотя в этом отношении возможны и определенные перемены.
Так, называют следующие рекомендованные сроки для плановой замены автотранспорта:
- для легкового транспорта – 10 лет;
- для грузовых авто – 15 лет;
- для автобусов – 15 лет;
- для коммерческого транспорта – 20-25 лет.
Как узнать экологический класс?
Однако для того, чтобы узнать, к какому классу относится автомобиль, нет необходимости обращаться к вышеуказанному решению Комиссии Таможенного союза. Сделать это можно более простым способом.
Экологический класс указывается в специально отведенной для этого строке (№ 13) современного бланка паспорта транспортного средства (ПТС). Номер экологического класса здесь приводится не цифрой, а прописью. В старом варианте ПТС, не предусматривающем наличия специальной строки, отметка о номере экологического класса может стоять в графе «Особые отметки» в левом верхнем углу документа.
О том, как мощность двигателя авто, указанную в ПТС в киловаттах, перевести в лошадиные силы, читайте в материале «Транспортный налог на автомобили в России 2021 — 2020 годы».
Или вовсе запретят старые грузовики
Минпромторг хочет с 2021 года увеличить базовую ставку транспортного налога на автомобили экологического класса Евро-3 и ниже. В министерстве уточняют, что инициатива касается только коммерческого транспорта. Сейчас на федеральном уровне такие ставки установлены только исходя из мощности двигателя, но регионы могут дифференцировать ставки по году выпуска или классу. При этом депутаты предлагают вовсе запретить эксплуатацию коммерческого транспорта ниже классов Евро-0 и Евро-1. Таких, по данным ГИБДД, как минимум 468,2 тыс. машин по всей России, без учета автомобилей, по которым нет данных об экологическом классе (2,6 млн штук грузовиков).
Минпромторг в ближайшее время отправит Минтрансу предложение резко увеличить с 2021 года базовую ставку транспортного налога для автомобилей Евро-3 и ниже, сообщил замглавы министерства Александр Морозов в ходе совещания по развитию городского электрического пассажирского транспорта. В Минтрансе воздерживаются от комментариев.
В Минпромторге “Ъ” уточнили, что в соответствии с имеющимися поручениями правительства министерство совместно с федеральными органами исполнительной власти готовит предложения по увеличению ставок транспортного налога в отношении коммерческой техники экологического класса 3 и ниже.
Ее количество, по оценке Минпромторга, превышает 3 млн штук. Такая техника ежедневно наносит непоправимый ущерб экологии и здоровью граждан РФ, считают там, а предлагаемая мера позволит повысить привлекательность новых и более экологичных транспортных средств, что в свою очередь окажет позитивное воздействия на окружающую среду.
Этот налог — региональный. Сейчас базовые ставки транспортного налога устанавливаются на федеральном уровне исходя из мощности двигателя. Также НК РФ разрешает регионам устанавливать дифференцированные ставки в отношении каждой категории транспортных средств, а «также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса».
Глава комитета по транспорту и строительству Госдумы Евгений Москвичев выступил с более радикальным предложением — запретить коммерческие автомобили с классом Евро-0 и Евро-1.
«Давайте скажем «нет» через два года автомобилям, которые работают на коммерческой основе, (с экологическим классом) Евро-0 и Евро-1, давайте мы их в историю сдадим, им по 35–37 лет, а мы покупаем, покупаем запчасти»,— сказал он (цитата по ТАСС).
По данным ГИБДД на конец 2021 года (последние актуальные данные), в РФ зарегистрировано почти 60,6 млн транспортных средств. Из них легковых автомобилей (всего 47,4 млн машин) класса Евро-0 — 2,1 млн штук, первого — 651,5 тыс. машин, второго — 2,6 млн машин, Евро-3 — 4,8 млн машин. При этом экологический класс не установлен у 14,3 млн автомобилей. Грузовиков в РФ зарегистрировано 6,5 млн штук. Из них для 2,6 млн машин не установлен экологический класс. К Евро-0 относятся 397,2 тыс. автомобилей, Евро-1 — почти 89 тыс. машин, Евро-2 — 576,8 тыс. штук, Евро-3 — 1 млн машин.
В КамАЗе “Ъ” сказали, что концерн против какого-либо запрета на эксплуатацию автомобилей низкого экологического класса. «Мы за экономические меры стимулирования вывода из эксплуатации таких грузовиков и создания условий безболезненного перехода эксплуатантов техники на более высокий экологический класс,— поясняют там,— а что это будет — вопрос обсуждения экспертного сообщества и заинтересованных ведомств». В КамАЗе добавляют, что поддерживают инициативу Минпромторга. В группе ГАЗ говорят, что правительство не может не реагировать на факт стремительного устаревания парка и решает проблему безопасности пассажирских перевозок и перевозок опасных грузов.
«Соллерс» также поддерживает инициативу повышения ставки транспортного налога на коммерческие автомобили класса Евро-3 и ниже, говорят в компании. Сейчас процент выбытия старого автопарка в коммерческом сегменте очень низкий — 3% в год, тогда как нормальный уровень выбытия составляет не менее 7%, поясняют там. В результате доля машин старше 10 лет в парке коммерческого транспорта превышает 70% от общего объема и остается критически высокой, что представляет собой и экологическую (объем загрязняющих выбросов), и экономическую (эксплуатация автопарка в серой зоне) проблему, о. Кроме того, при использовании в частных перевозках устаревший автопарк ещё и представляет собой потенциальную угрозу безопасности для пассажиров, заключают в концерне.
“Ъ” подсчитал, сколько машин не пустят в центр Москвы и Санкт-Петербурга из-за грязного выхлопа
С точки зрения безопасности подобные инициативы, направленные на то, чтобы так или иначе ограничить эксплуатацию «старых» автомобилей, верные, считает директор по маркетингу автодилера «Авилон» Андрей Каменский. Но он отмечает, что государству необходимо поддержать собственника, на которого ложится дополнительная нагрузка. Подобную идею непросто реализовать без специальных стимулирующих программ, которые бы помогли способствовать обновлению автопарка, поясняет господин Каменский: это может быть возобновление ранее доказавших свою эффективность госпрограмм по обновлению автомобильного парка, в рамках которых автовладельцы при сдаче старой машины получали бы скидку на новую.
Источник “Ъ” в одном из концернов поддерживает необходимость возобновления господдержки обновления парков.
«У Минпромторга всегда была позиция, что обновления парка нужно добиваться стимулирующими мерами, но вместе с тем министерство само же похоронило наиболее эффективную меру — программу обновления парка, а без неё с этой задачей они никогда не справятся»,— добавляет он.
Ольга Никитина, Иван Буранов
Итоги
Одним из показателей, влияющих на величину применяемой ставки по транспортному налогу, может оказаться экологический класс, к которому принадлежит конкретное транспортное средство. Вопрос о его использовании зависит от решения, принятого при установлении ставок в регионе.
Номер класса указывается в ПТС транспортного средства современного образца в специально отведенной для этого строке. Если ПТС оформлен на старом бланке, то сведения о номере экологического класса могут отражаться в графе «Особые отметки».
Источники:
- Налоговый кодекс РФ
- Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
На новый уровень
Минпромторг давит на газ: в России разочаровались в электромобилях
Власти существенно скорректировали стратегию развития национального автопрома
Новые меры поддержки должны позитивно сказаться на развитии экологически чистого транспорта, считает первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев.
— Мы поддерживаем указанные инициативы. В части поддержки владельцев автомобилей, использующих газ и газовые смеси в качестве моторного топлива, в некоторых регионах транспортный налог уже отменен или существенно снижен. Это дает хорошие темпы роста парка такого транспорта, — заявил он.
Льгота по транспортному налогу в размере 50% для организаций и ИП предоставляется в Нижегородской области, для физических лиц — в Республике Башкортостан, напомнил Владимир Гутенев. В Новосибирской области транспортные компании платят сбор в размере 10% от установленных ставок. В Республике Татарстан утверждена госпрограмма развития рынка газомоторного топлива, предусматривающая как налоговые льготы, так и компенсации на приобретаемое оборудование, отметил эксперт.
Энергичные меры
Фото: Depositphotos
Старикам здесь не ездить: депутаты предложили запретить автохлам
Автомобилям преклонного возраста хотят запретить выезжать на дороги
Различные налоговые послабления для владельцев газомоторного транспорта также действуют в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Они есть и во Владимирской, Калужской, Костромской, Калининградской, Кировской, Кемеровской, Курганской, Самарской, Сахалинской, Смоленской и Челябинской областях, а также в ХМАО, Адыгее, Забайкалье, Чувашии и Башкортостане, отметил автоэксперт Петр Баканов.
Обсуждаемые меры положительно скажутся на состоянии окружающей среды, считает председатель Российского экологического общества Рашид Исмаилов. На практике они уже показали эффективность в Челябинской области, отметил он. Спрос у автовладельцев на экологизацию личного транспорта есть, добавил эксперт.
Что признается объектом налогообложения?
Все предприятия, которые наносят ущерб окружающей среде, признаются объектами налогообложения.
Таким объектом признается загрязнение окружающей среды, которое произошло в результате:
- Выбросы загрязнений в атмосферу;
- Слив в водоемы сточных вод, если в их составе есть загрязняющие вещества;
- Образования и обращения с отходами I-V класса опасности.
Из объектов налогообложения исключается загрязнение окружающей среды, если:
- Деятельность финансируется государственным бюджетом любого уровня;
- Образуются отходы на объектах, которые не причиняют вреда природе;
- Отходы после накопления отходов утилизируются в течение 11 месяцев с момента образования.
Во втором случае потребуется официальное заключение. Для этого понадобится экспертиза, согласование с местным природоохранным ведомством, получение от него соответствующего документального подтверждения.
Налоговая база и налоговый период
Налоговая база определяется как масса выбросов и сбросов веществ в атмосферный воздух и водные объекты от стационарных источников загрязнения, масса образованных отходов производства и потребления.
Налогоплательщик определяет налоговую базу самостоятельно, на основе данных производственного экологического контроля:
- для каждого стационарного источника, который использовался в налоговый период;
- в отношении каждого загрязняющего вещества;
- для каждого класса опасности отходов производства и потребления.
Расчет ставки производится исходя из 1 тонны загрязняющих веществ (отходов).
За налоговый период принимается календарный год. Налог предлагается сделать авансовым.
В проекте закона сохранился весь объем вычетов из налоговой базы в случае, если плательщик реализовал меры по компенсации негативного воздействия на природу (70 % от исчисленной за налоговый период суммы налога). Кроме того, учитываются повышающие коэффициенты к платежам, если нагрузка организаций превышает объемы, установленные регулятором.
С чего рассчитывается база для начисления экологического налога?
На каждом субъекте хозяйственной деятельности ведется подсчет объемов выбросов, которые загрязняют окружающую среду, а также образуемых и размещенных отходов. Данные заносятся в соответствующие журналы строгой отчетности. Именно эти объемы загрязняющих отходов и станут базой, с которой будут рассчитываться и удерживаться фискальные платежи.
При этом из объема образуемых отходов будет вычитаться та масса, которая отправлена на переработку и утилизацию. Это дает возможность субъектам хозяйственной деятельности снижать налогооблагаемую базу за счет оперативной утилизации вредных отходов и выбросов.
Кроме того, следует учитывать, что ставки экологического налога существенно выросли, если сравнивать их с экологическим сбором. Например, для диоксинов они составляют 13,4 млрд р. на 1 тонну.
Уже в 2021 году ставки для экологического налогообложения будут регулярно корректироваться. Их будут умножать на коэффициент, который учитывает изменение потребительской стоимости товаров в стране.
Также применяется и коэффициент 2 при расчете суммы фискального сбора, если деятельность предприятия осуществляется на охраняемой законом территории. Изменяется коэффициент и в случае принятия предприятия мер по снижению загрязнений окружающей среды. По мнению Законодателя, это будет стимулировать ускорение внедрения очистных технологий.
Необходимость существования экоклассов автотехники
Появление и введение на законодательном уровне экостандартов для транспортных средств обуславливается заботой об экологии планеты.
Страны пытаются снизить вредное влияние автомобилей на окружающую среду, растительный и животный мир, а также самого человека. Ведь все названные вещества вредны, а в больших количествах опасны. Экологическая ситуация страдает и из-за других факторов, то вкупе с постоянным увеличением количества автомобилей на дорогах, экологические стандарты регулярно пересматривались и ужесточались.
На данный момент запрет двигателей внутреннего сгорания невозможен в принципе, в связи с отсутствием полноценной альтернативы.
Ограничения для ТС
Хотя сами евростандарты и являются обязательными для всех стран, подписавших женевскую конвенцию, и используются рядом других государств на добровольных началах, существует некоторая неравномерность сроков введения каждого из стандартов в разных странах.
Об этом уже говорилось на примере Евро-6, а если вспомнить недавно действовавшие стандарты, то Евро-4 на территории большинства стран ЕС действовал с 2005 года, в России был утвержден несколько позже, а в Казахстане и Украине вовсе в 2013 и 2014 годах, соответственно.
Мало того, уже внутри самого государства могут быть дополнительные ограничения для въезда транспортных средств на определенные территории и дороги. Также часто предусматривается возможность игнорирования общих требований спецтехникой, как, например, машинами полиции, пожарной службы, медтранспортом и так далее.
Нужно понимать, что за исключением специальных зон, класс экологической безопасности автомобиля, даже если это Евро-0, -1 или -2, не подразумевает запрета на эксплуатацию такого транспортного средства.
Норма установлена для производителей автотехники внутри страны, где она действует, а также ограничение по ввозу машин из-за рубежа. Точнее, ввезти такой автомобиль можно, но растаможить и получить на него сертификат с техпаспортом нет.
Кто будет платить экологический налог?
Он распространяется на организации и физические лица, включая индивидуальных предпринимателей, занимающиеся хозяйственной и другой деятельностью в России, из-за которой причиняется вред окружающей среде.
Для справки! Изначально планировался новый экологический налог с 1 января 2021. Затем проект предусматривал его введение через год. Переходной период рассматривается до 1 января 2021 года.
На практике это означает, что налог придется уплачивать всем, кто образует отходы. Исключение делается для твердых коммунальных отходов (ТКО/ТБО). За их утилизацию население уплачивает плату региональным операторам. А вот с них и будет взыматься налог в бюджет государства.
Кроме этого, экологический налог не должны уплачивать субъекты предпринимательской деятельности, а также физические лица, деятельность которых:
- Не загрязняет окружающую среду, они не находятся на учете в природоохранных ведомствах, например, в Росприроднадзоре;
- Реализуется на объектах IV категории;
- Образует исключительно ТКО.
Указанную IV категорию нужно подтверждать документально. Для этого необходимо получить свидетельство о постановке на учет.
Территориальные налоговые органы самостоятельно ставят на учет все субъекты хозяйственной деятельности, которые подпадают под экологическое налогообложение. Предпринимателям не нужно дополнительно заниматься этим вопросом, идти и подавать заявления в ФНС.
Возможные изменения в законодательстве
В Госдуме уже неоднократно поднимается вопрос о введении льготных налоговых ставок на экологически чистые автомобили с целью их популяризации у населения. Министерство промышленности РФ предлагает снизить налоги и ввозные пошлины для гибридных авто на 50%, а для электромобилей отменить полностью. На сегодня такая возможность прорабатывается специалистами министерства и депутатами Думы. По оценке экспертов, изменения в существующие сегодня законодательные акты, можно ожидать в конце 2021 – начале 2020 года.
Изменение налогооблагаемой базы для гибридного автомобиля
Чтобы уменьшить размер начисляемого транспортного налога, владельцу гибридного автомобиля потребуется изменить налогооблагаемую базу. То есть, уменьшить указанную в ПТС мощность автомобиля, вычтя из неё мощность электродвигателя. Такое допускается действующим законодательством, но для этого потребуется произвести независимую экспертизу.
Независимый эксперт, после обследования бимоторного автомобиля, выдаёт официальное заключение о реальной мощности его ДВС. Далее владелец гибрида должен обратиться в местный отдел ГИБДД с просьбой изменить данные в ПТС. К заявлению нужно приложить акт технической экспертизы. На основании поданных бумаг, сотрудники регистрационного отдела автоинспекции оформляют новую ПТС с изменёнными данными относительно мощности автомобиля.
В случае отказа вносить изменения, что бывает довольно часто, собственник гибридного ТС вправе обратиться с исковым заявлением в судебные инстанции. Как показывает практика, суды в 95% случаев принимают сторону автовладельца, признавая его право платить транспортный налог только исходя из мощности ДВС.
С чего всё началось
Документы, связанные с регламентацией выбросов транспортными средствами ядовитых веществ, начали появляться в 1992 году. Уже тогда состояние экологии в европейских странах оставляло желать лучшего. Первый стандарт, ограничивающий объём вредных выбросов, назывался Евро 1. Несколько лет спустя был принят второй стандарт, Евро 2, содержащий ещё более жёсткие нормы. В последующем благодаря активной деятельности природозащитных организаций возникли третья, четвёртая и пятая редакции экологических стандартов. В результате в таком вопросе, как экологические классы автомобилей, евро – это основной стандарт.
В нашей стране первым экостандартом для автомобилей был введённый в 2006 году Евро 2. Затем каждые два года происходила смена документа на более новый. Что касается машин, ввозимых в Россию в текущем году, они уже должны соответствовать самому современному стандарту – Евро 5.
Как законы об экологическом классе автомобиля сказываются на жизни обычных людей? В первую очередь они ограничивают возможность ввоза в страну иностранных автомобилей, которые не соответствуют актуальным нормам.
Объясним на примере, как это работает.
Допустим, кто-то приобрёл в Европе автомобиль Ситроен 2003 года выпуска и хочет перевезти его в Россию. Проблема в том, что зарегистрировать данную машину и получить на неё технический паспорт невозможно. Так как в 2003 году в европейских странах действовал стандарт Евро 3, а в России сейчас актуален более новый стандарт, экологический класс этого авто считается устаревшим. Чтобы такой проблемы не возникло, нужно было выбирать более новый Ситроен, в год производства которого уже действовал текущий экологический стандарт.