Минимальный размер оплаты труда или так называемый МРОТ – это то количество денег, которое должен гарантированно получать каждый рабочий за ежемесячную выполненную работу в соответствии с установленными нормами на каждом предприятии или организации, независимо от формы собственности.
Каждое государство ежегодно пересматривает сумму минимальной оплаты труда или, во всяком случае, оно должно так делать. Выполняется это по причине инфляции, изменяющейся конъюнктуры, структуры внутреннего и внешнего рынка. Пересмотр размера (величины) МРОТ в России, как в принципе и в любых других государствах, призван не допустить ухудшения жизни граждан.
Динамика
Рассмотрим подробнее, как данный показатель изменялся на протяжении последних двадцати с лишним лет. При этом следует отметить, что в 98-ом году прошлого столетия произошла деноминация валюты, которая привела к отрезанию части нулей в денежной валюте нашей страны.
График. Изменения МРОТ по годам:
Таблица. МРОТ по годам в России:
Датировано | Месячное значение МРОТ, в руб. | Регламентируется документом |
1 янв 2019 | 11280 | |
1 мая 2018 | 11163 | ФЗ-41 (7 мар 2018) |
1 янв 2018 | 9489 | ФЗ-421 (28 дек 2017) |
1 июл 2017 | 7800 | ФЗ-460 (19 дек 2016) |
1 июл 2016 | 7500 | ФЗ-164 (2 июн 2016) |
1 янв 2016 | 6204 | ФЗ-376 (14 дек 2015) |
1 янв 2015 | 5965 | ФЗ-408 (1 дек 2014) |
1 янв 2014 | 5554 | ФЗ-336 (2 дек 2013) |
1 янв 2013 | 5205 | ФЗ-232 (3 дек 2012) |
1 июн 2011 | 4611 | ФЗ-106 (1 июн 2011) |
1 янв 2009 | 4330 | ФЗ-91 (24 июн 2008) |
1 сен 2007 | 2300 | ФЗ-54 (20 апр 2007) |
1 май 2006 | 1100 | ФЗ-198 (29 дек 2004) |
1 сен 2005 | 800 | ФЗ-198 (29 дек 2004) |
1 янв 2005 | 720 | ФЗ-198 (29 дек 2004) |
1 окт 2003 | 600 | ФЗ-127 (1 окт 2003) |
1 май 2002 | 450 | ФЗ-42 (29 апр 2002) |
1 июл 2001 | 300 | ФЗ-82 (19 авг 2000) |
1 янв 2001 | 200 | ФЗ-82 (19 авг 2000) |
1 июл 2000 | 132 | ФЗ-82 (19 авг 2000) |
1 янв 1998 | 83,49* | |
1 янв 1997 | 83490 | ФЗ-6 (9 янв 97) |
1 апр 1996 | 75900 | ФЗ-40 (22 апр 96) |
1 янв 1996 | 63250 | ФЗ-159 (1 дек 95) |
1 дек 1995 | 60500 | ФЗ-159 (1 дек 95) |
1 ноя 1995 | 57750 | ФЗ-159 (1 дек 95) |
1 авг 1995 | 55000 | ФЗ-116 (27 июл 95) |
1 мая 1995 | 43700 | ФЗ-43 (20 апр 95) |
1 апр 1995 | 34400 | ФЗ-43 (20 апр 95) |
1 июл 1994 | 20500 | ФЗ-8 (30 июн 94) |
1 дек 1993 | 14620 | указ 2115 (05 дек 93) |
1 июл 1993 | 7740 | закон РФ 5432-1 (14 июл 93) |
1 апр 1993 | 4275 | закон РФ 4693-1 (30 мар 93) |
1 янв 1993 | 2250 | закон РФ 3891-1 (13 ноя 92) |
1 апр 1992 | 900 | закон РФ 2704-1 (21 апр 92) |
1 янв 1992 | 342 | закон РФ 1991-1 (06 дек 91) |
1 дек 1991 | 200 | постановление РСФСР номер 5 (15 ноя 91) |
1 окт 1991 | 180 | Закон РСФСР 1028-I (19 апр 91) |
*- в этом году произошла деноминация рубля, в соответствии с которой было сокращено количество нулей на денежных знаках.
Вернуться к содержанию
История в мире и в СССР
В мире механизмы минимального размера оплаты труда начали устанавливаться на законодательном уровне на рубеже XIX-XX веков, для урегулирования конфликтов с профсоюзами. Первый подобный акт был принят парламентом Новой Зеландии в 1894 году. В большинстве стран минимальная зарплата устанавливается не в месячном, а часовом исчислении. Например, в США с 2015 года минимальный размер оплаты труда составляет $7,25 в час, что при восьмичасовом рабочем дне и пятидневной рабочей неделе соответствует в среднем $1,3 тыс. в месяц (около 75 тыс. руб. по текущему курсу).
В РСФСР понятие «обязательный минимум оплаты» труда впервые было введено Кодексом законов о труде 1922 года. Постановлением ЦК КПСС, Совета министров СССР и Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов от 12 декабря 1972 года минимальная заработная плата рабочих и служащих была установлена в размере 70 руб. в месяц и не менялась вплоть до 1991 года.
Кто и как устанавливает?
Согласно ФЗ-82, который был принят в 2000-ом году, данный параметр на всей территории РФ может устанавливаться правительством федерального или регионального значения. При этом федеральный параметр устанавливается только федеральным правительством, а региональный — на трехстороннем заседении специальной региональной комиссии (ст 133.1).
В соответствии содержанием закона точная дата изменения МРОТ не имеет фиксированного значения и устанавливается на любое число в течение календарного года. А само намерение о его изменении объявляется специальным постановлением правительства РФ.
Вернуться к содержанию
Противоречия в законодательстве
Согласно ФЗ за №82 от 19 июля 2000 г. минимальная оплата труда привязана к показателю ПМ и не может устанавливаться ниже. Но в тот период невозможно было так резко увеличить «минималку». Этот шаг стал бы причиной ухода в тень только начавшего оправляться от дефолта бизнеса.
Часть 1 ст.133 ТК РФ не работала, и МРОТ не поспевал за растущим ПМ. Так, в период 2001–2006 годов «минималка» составляла 12–23% от ПМ по России. Правительству пришлось дополнить норму оговоркой, что привязка МРОТ к ПМ осуществляется согласно ст. 421 ТК РФ, которая предусматривает порядок и сроки повышения путем принятия федерального закона. Такой закон был принят только 25 декабря 2018 за №481.
Что в регионах?
По законодательству РФ региональные законодатели в зависимости от своего экономического развития и внутрирегиональных социальных условий имеют право устанавливать своё значение МРОТ, которое может отличаться от федерального.
Региональная минималка законодательно фиксируется на заседании, на котором значение согласовывается между тремя ответственными участниками в регионе: правительством региона, ассоциацией профсоюзов и ассоциацией работодателей. После его принятия все региональные работодатели обязаны будут платить не ниже этого установленного значения, если в течение 30 дней не пришлют в администрацию региона официальный отказ. Информацию по действующему на данный момент региональному МРОТу можно получить в государственной трудовой инспекции региона.
Вернуться к содержанию
Прожиточный минимум и потребительская корзина
В качестве прожиточного минимума выступает минимальный показатель дохода, который является необходимой суммой для обеспечения и поддержания среднего уровня жизни в стране. Этот показатель представляет собой приблизительную стоимость потребительской корзины.
Расчет прожиточного минимума осуществляется в отдельности по каждому региону. Также его определение производится для различных категорий населения – пенсионеры, дети, трудоспособные граждане.
Потребительская корзина – примерный расчетный перечень товарных позиций, который характеризует типичную структуру годового потребления одного человека. Также это значение может рассчитываться на целую семью.
Этот набор целесообразно использовать для расчетных операций по минимальному потребительскому бюджету (прожиточному минимуму). Это – своеобразная база для сравнения расчетного и реального потребительского уровня.
Если рассматривать структурный состав годовой потребительской корзины, то в нее у трудоспособного человека входит следующий годовойнабор продуктов:
- картофель – 100,4 кг;
- хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на крупу, муку, бобовые) – 126,5 кг;
- овощи и бахчевые — 114,6 кг;
- фрукты свежие — 60 кг;
- мясная продукция и полуфабрикаты – 58,6 кг;
- рыбопродукты — 18,5 кг;
- молоко и молокопродукты — 290 кг;
- масло растительное, маргарин и другие жиры — 11 кг;
- яйца – 210 шт;
- прочие продукты (соль, чай, специи) — 4,9 кг.
Помимо этого, стоит учесть еще и непродовольственные товары, которые включают в себя половину суммы, затраченной на продукты. Вдобавок стоит учесть и коммунальные платежи с прочими услугами, которые условно берутся за норму в 50% от стоимостного показателя продуктовой корзины.
Для чего используется?
Минималка предназначена для того, чтобы можно было воздействовать на нижний порог зарплаты в России, а также для установки разных соцпособий (по беременности, временной потери трудоспособности и так далее). Минимальный порог дает сигнал всем российским работодателям, что они должны платить свои работникам ЗП не ниже МРОТ.
Также это параметр применяется для начислении на его основе налоговых отчислений, штрафных платежей и иных поборов, которые установлены по закону на территории РФ. Работодатели не имеют законодательного права платить работнику месячную ЗП ниже минималке, но есть исключения. Таким исключением является работа работника по совместительству или в течение неполного рабочего времени — в таком случае ЗП может быть ниже МРОТ.
Вернуться к содержанию
Предназначение МРОТ в РФ
Минимальный размер оплаты труда в РФ устанавливает нижнюю планку месячной заработной платы работника, отработавшего полностью норму рабочего времени и выполнившего возложенные на него трудовые обязанности. Смотрите также, в каких случаях оклад и заработная плата могут быть ниже МРОТ.
Минимальный размер оплаты труда, а точнее, средний дневной заработок, исчисленный из МРОТ, используется для начисления минимальных пособий по временной нетрудоспособности и материнству.
Раньше, исходя из МРОТ, рассчитывались размеры фиксированных взносов индивидуальных предпринимателей, уплачиваемых в социальные фонды (ПФР и ФОМС). С 2021 года эти взносы уплачиваются в ФНС, а с 2018 года они откреплены от МРОТ и сумма взносов в фиксированном размере стала регулироваться Налоговым кодексом (Статья 430).
Какие штрафы?
Согласно кодексу об административных правонарушениях (п.6 ст.5.27) работодатели, в случае если выплачиваемая ими зарплата для работника составляет сумму меньше МРОТ, то им грозят следующие штрафные санкции:
- от 10 тыс до 20 тыс рублей — для лиц, занимающих ответственные должности;
- от 30 тыс до 50 тыс рублей — для юридических лиц;
- от 1 тыс до 5 тыс рублей — для физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без регистрации по юридической форме.
Органы контроля и обеспечения
Выплату вознаграждений за работу контролируют четыре ведомства:
- Министерство труда и соцзащиты населения.
- Финансовые ведомства: федеральные, муниципальные.
- Трудовая государственная инспекция: осуществляет плановые и внеплановые выездные проверки.
- Прокуратура: федеральная, муниципальная.
Некоторые инстанции проверяют качество исполнения обязательств, выезжая по плану. Но вероятны и внеплановые проверки, если служащие напишут жалобу на руководителя. Сотрудник вправе пожаловаться не только на пониженную оплату труда, но и на неверное исчисление выплат. После того, как заявление направлено в соответствующее ведомство, местные органы исполнительной власти начнут разбираться. Дело может дойти до суда, поэтому работодатели, заключившие трехстороннее соглашение чаще соблюдают закон.
Средства для выплаты МРОТ обеспечиваются бюджетными источниками. Согласно ст. 2 ФЗ № 82 от 19.06.2000 (ред. 25.12.2018), МРОТ определяется фирмами, которые финансируются из четырех видов источников:
- государственные деньги, не входящие в государственный бюджет, прибыль, поступившая от предпринимательской или другой деятельности;
- муниципальная казна;
- федеральная казна;
- личный бюджет.
МРОТ после 1991 года
19 апреля 1991 года Верховный совет РСФСР принял закон «О повышении социальных гарантий для трудящихся», который установил МРОТ в размере 180 руб. в месяц начиная с 1 октября 1991 года и 195 руб. — с 1 января 1992 года. Однако уже 15 ноября 1991 года правительство РСФСР приняло постановление, устанавливающее МРОТ в размере 200 руб. с 1 декабря 1991 года.
Всего с 1991 года и до деноминации 1998 года различными федеральными законами или прямыми указами президента РФ Бориса Ельцина МРОТ повышался 17 раз. С 1 января 1997 года минимальный размер оплаты труда составил 83 тыс. 490 неденоминированных руб. В результате деноминации с 1 января 1998 года эта сумма составила 83,49 руб. и была в пять раз меньше установленного к тому времени прожиточного минимума, т. е. стоимостной оценки потребительской корзины (450 руб.). При этом с середины 1990-х годов МРОТ стал использоваться в законодательстве для определения ставок по налогам, для исчисления штрафов и др. МРОТ в размере 83,49 руб. сохранялся до 2000 года.
Расчет больничного исходя из МРОТ с 1 июля 2021 года
Расчет больничного исходя из МРОТ с 1 июля 2021 года меняется. У всех, кто зарабатывал немного, или не успел отработать полгода до первого больничного или декрета, пособия вырастут.
МРОТ для расчета больничного листа в 2021 году ФСС
С 1 июля МРОТ вырастет с 6204 до 7500 руб. Поэтому поменяется расчет больничного исходя из МРОТ.
С 1 июля 2021 года другие суммы пособий получат работники, у которых:
- страховой стаж меньше шести месяцев (на момент болезни или декрета). В этих случаях пособие за целый месяц не превысит 1 МРОТ;
- заработок за расчетный период небольшой. Больничные и декретных не могут быть меньше минимальной величины (подробности — в следующем разделе).
Новый расчет больничного исходя из МРОТ с 1 июля 2021 года:
- коснется болезней и декретов, которые начались после этой даты;
- не повлияет на средний заработок для дополнительных больничных (например, при осложненных родах). Первичный и дополнительный больничный выдают по одному страховому случаю.
Пособия нужно пересчитать, если работница ушла в декрет до 1 июля 2021 года, и на этот момент ее страховой стаж был меньше шести месяцев. За дни декрета после 1 июля посчитатайте пособие с учетом нового МРОТ.
Размеры минимальной заработной платы по регионам
С изменениями и дополнениями от 01.07.2016
Регион Российской Федерации | Размер МРОТ в 2021 году |
Центральный федеральный округ | |
Белгородская область | 8694 |
Брянская область | 6500 |
Владимирская область | 6204 (для организаций бюджетной сферы) 7000 (для организаций внебюджетной сферы) |
Воронежская область | 6204 (для организаций бюджетной сферы) 8787 (для организаций внебюджетной сферы) |
Ивановская область | 8645 |
Калужская область | на уровне прожиточного минимума |
Костромская область | 7500 (для организаций бюджетной сферы) на уровне прожиточного минимума (для организаций внебюджетной сферы) |
Курская область | 7500 (для организаций бюджетной сферы) на уровне прожиточного минимума (для организаций внебюджетной сферы) |
Липецкая область | 6000 (для организаций бюджетной сферы) не ниже 1,2 прожиточного минимума (для организаций внебюджетной сферы) |
Московская область | 12500 |
Орловская область | 9778 |
Рязанская область | 6350 (для организаций бюджетной сферы) 7500 (для организаций внебюджетной сферы) |
Смоленская область | 6200 |
Тамбовская область | 6240 (для организаций бюджетной сферы) 7500 (для организаций внебюджетной сферы) |
Тверская область | 7500 (для организаций бюджетной сферы) 7280 (для организаций внебюджетной сферы) |
Тульская область | 11000 (с 01.08.2016) (для организаций бюджетной сферы) 13000 (с 01.08.2016) (для организаций внебюджетной сферы) |
Ярославская область | 6000 (для организаций бюджетной сферы) 8021 (для организаций внебюджетной сферы) |
г. Москва | 17300 |
Северо-Западный федеральный округ | |
Республика Карелия | 7213 (для организаций бюджетной сферы северных районов: Беломорский район, Калевальский район, Кемский район, Лоухский район, г. Костомукша) 5796 (для организаций бюджетной сферы остальных районов) на уровне прожиточного минимума (для организаций внебюджетной сферы) |
Республика Коми | 6500 |
Архангельская область | 7500 |
Вологодская область | 7500 |
Калининградская область | 10000 |
Ленинградская область | 7800 |
Мурманская область | 13650 |
Новгородская область | 6204 (для организаций бюджетной сферы) на уровне прожиточного минимума (для организаций внебюджетной сферы) |
Псковская область | 7500 |
г.Санкт-Петербург | 11700 |
Ненецкий авт.округ | 6204 |
Южный федеральный округ | |
Республика Адыгея | 7500 |
Республика Калмыкия | 7500 |
Краснодарский край | 7500 (для организаций бюджетной сферы) на уровне прожиточного минимума (для организаций внебюджетной сферы) |
Астраханская область | 7500 (для организаций бюджетной сферы) 7350 (для организаций внебюджетной сферы) |
Волгоградская область | 7500 (для организаций бюджетной сферы) не ниже 1,2 прожиточного минимума (для организаций внебюджетной сферы) |
Ростовская область | 7500 |
Северо-Кавказский федеральный округ | |
Республика Дагестан | 7500 |
Республика Ингушетия | 7500 |
Кабардино-Балкарская Республика | 7500 (для организаций бюджетной сферы) на уровне прожиточного минимума (для организаций внебюджетной сферы) |
Карачаево-Черкесская Республика | 7500 |
Республика Северная Осетия — Алания | 7500 |
Чеченская Республика | 8252 |
Ставропольский край | 8588 |
Приволжский федеральный округ | |
Республика Башкортостан | 7500 (для организаций бюджетной сферы) 8900 (для организаций внебюджетной сферы) |
Республика Марий Эл | 9251 |
Республика Мордовия | 7500 |
Республика Татарстан | 6204 (для организаций бюджетной сферы) 7309 (для организаций внебюджетной сферы) |
Удмуртская Республика | 7500 |
Чувашская Республика | 7500 (для организаций бюджетной сферы) 6988 (для организаций внебюджетной сферы) |
Пермский край | на уровне прожиточного минимума |
Кировская область | 7500 |
Нижегородская область | 7500 (для организаций бюджетной сферы) 9000 (для организаций внебюджетной сферы) |
Оренбургская область | 7500 |
Пензенская область | 7500 |
Самарская область | 7500 |
Саратовская область | 7500 (для организаций бюджетной сферы) 7900 (для организаций внебюджетной сферы) |
Ульяновская область | 6500 (для организаций бюджетной сферы) 10000 (для организаций внебюджетной сферы) |
Уральский федеральный округ | |
Курганская область | 7500 (для организаций бюджетной сферы) 7620 (для организаций внебюджетной сферы) |
Свердловская область | 8862 |
Тюменская область | 7700 (для организаций бюджетной сферы) 9300 (для организаций внебюджетной сферы) |
Челябинская область | 6100(для организаций бюджетной сферы) 8300 (для организаций внебюджетной сферы) |
Ханты-Мансийский авт.округ — Югра | МРОТ с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате |
Ямало-Ненецкий авт.округ | 12431 |
Сибирский федеральный округ | |
Республика Алтай | 7500 (для организаций бюджетной сферы) 8751 (для организаций внебюджетной сферы) |
Республика Бурятия | 7500 |
Республика Тыва | 7500 (для организаций бюджетной сферы) не ниже 6300 (для организаций внебюджетной сферы) |
Республика Хакасия | 7500 |
Алтайский край | 7500 (для организаций бюджетной сферы) 9400 (для организаций внебюджетной сферы) |
Забайкальский край | 6044 (для организаций бюджетной сферы) 8095 (для организаций внебюджетной сферы) |
Красноярский край | 6204 (для организаций бюджетной сферы) 9544 (для организаций внебюджетной сферы) |
Районы Крайнего Севера Красноярского края | 16130 (г.Норильск, Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район) 14269 (Северо-Енисейский район) 19009 (Эвенкийский муниципальный район) 15313 (Туруханский район) 15200 (г.Енисейск) |
Иркутская область | 7774 (для организаций бюджетной сферы) 9717 (для организаций внебюджетной сферы) |
Кемеровская область | 13617 |
Новосибирская область | 9030 (для организаций бюджетной сферы) 9390 (для организаций внебюджетной сферы) |
Омская область | 6204 (для организаций бюджетной сферы) 7135 (для организаций внебюджетной сферы) |
Томская область | 7500 (для организаций бюджетной сферы) 8581 (для организаций внебюджетной сферы) |
Дальневосточный федеральный округ | |
Республика Саха (Якутия) | 15390 |
Камчатский край | 16910-19510 |
Приморский край | 7500 |
Хабаровский край | 11414-15510 |
Амурская область | 7500 |
Магаданская область | 18750 (для организаций бюджетной сферы) 20250 (для организаций внебюджетной сферы) |
Сахалинская область | 16838 |
Еврейская авт.область | 7500 |
Чукотский авт.округ | 6204 |
Крым | |
Республика Крым | 6204 (для организаций бюджетной сферы) 7042 (для организаций внебюджетной сферы) |
г. Севастополь | 6204 (для организаций бюджетной сферы) 7343 (для организаций внебюджетной сферы) |
Архив:
Архив: Таблица размеров МРОТ по регионам РФ на 2015 год в формате PDF