Принятие к учету субсидии для малого и среднего бизнеса и отражение расходов в программе 1С 8.3 Бухгалтерия

Надеемся, что уже все знают о Постановлении Правительства РФ от 24 апреля 2021г. № 576, согласно которому предприятиям и ИП, удовлетворяющим требованиям Постановления, предоставляются безвозмездные гранты, выделяемые из федерального бюджета страны.

А теперь рассмотрим отражение субсидии в программном продукте 1С: Бухгалтерия предприятия 8 ред. 3.0 на примере разных систем налогообложения.

Как вести учет при получении субсидии

Согласно п.1 ст.346.17 НК РФ субсидии за первые два года «упрощенцами» отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет субсидий.

Если по окончании второго года сумма субсидии превысит сумму признанных расходов, то разница в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода.

Этот порядок признания доходов применяется налогоплательщиками, применяющими в качестве объекта «Доходы минус расходы», а также для объекта «Доходы», при условии ведения ими учета сумм выплат.

Таким образом, эти доходы должны появиться в КУДиР (графа 4) в размере произведенных расходов из них (графа 5). Суммы будут одинаковые. Это и будет ведением учета субсидий.

Те налогоплательщики, которые применяют «Доходы минус расходы», первые два года делают расход и тут же отображают КУДиР доход. Если не истратили всю субсидию за два года и есть остаток, то на третий год включаете субсидию как доход, вне зависимости от расхода.

Нормативное регулирование

Субсидии, полученные из федерального бюджета в связи с распространением COVID-19 (Постановления Правительства РФ от 24.04.2020 N 576, от 12.05.2020 N 658) налогоплательщиками, включенными по состоянию на 01.03.2020 в реестр МСП из пострадавших отраслей, отражаются в следующем порядке:

  • суммы субсидий не учитываются в доходах в целях налога на прибыль (пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ);
  • НДС принимается к вычету по расходам, произведенным за счет таких субсидий (п. 2.1, пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ);
  • расходы, произведенные за счет субсидий, указанные в пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ, не признаются в целях налога на прибыль (п. 48.26 ст. 270 НК РФ).

Подробнее Как получить помощь малому бизнесу от государства в связи с коронавирусом

Как провести получение субсидии в 1С 8.3

Шаг 1. Поступила субсидия на приобретение материалов

Тут могут быть разные варианты с методологией, по плану счетов методологию можно предусмотреть свою. Например:

  • Получена субсидия на расчетный счет: проводка Дт 51 Кт 76.09. Оформляется документом «Поступление на расчетный», вид операции «Прочие поступления»;
  • Начисление субсидии: проводка Дт 76.09 Кт 86.01. Оформляется документом «Операция, введенная вручную». При этом сколько получено, столько и начислили по Кт счета 86.01.

Шаг 2. Приобрели материалы

Поступление материалов: проводка Дт 10.01 Кт 60.01. Оформляется документом «Поступление (акт, накладная)». Одновременно идет запись в регистр «Расходы УСН».

Шаг 3. Перечислили денежные средства поставщику

За материалы перечислили денежные средства поставщику: проводка Дт 60.01 Кт 51. Оформляется документом «Списание с расчетного счета» с видом операции «Оплата поставщику». И в этот момент после перечисления идет расход в КУДиР в размере стоимости приобретённых материалов и входного НДС.

Шаг 4. Признан доход в объеме понесенных расходов

Когда появился расход, необходимо параллельно отразить доход в Книге учета доходов и расходов. Признаете доход в бухгалтерском учете проводкой Дт 86.01 Кт 91.01 документом «Операция, введенная вручную» и делаете запись в КУДиР вручную:

Иными словами, сколько отражено в расходе, столько вручную этим документом включаете в доход. И так ровно первые два года. Это и будет «ведением учета сумм субсидий», то есть доходы равны расходам.

На сайте ПРОФБУХ8 можно ознакомиться с другими бесплатными статьями и видеоуроками по конфигурации 1С Бухгалтерия 8.3.

Более подробно особенности упрощенной системы налогообложения, возможности программы 1С 8.3 при применении УСН и как избежать ошибки в учете при УСН, рассмотрено на нашем мастер-классе, где Вы сможете разобраться и понять, как требования законодательства при УСН должны быть отражены в программе 1С 8.3 Бухгалтерия.

Поставьте вашу оценку этой статье: (
4 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Зарегистрированным пользователям доступны более 300 видеоуроков по работе в 1С:Бухгалтерия 8, 1С:ЗУП

Зарегистрированным пользователям доступны более 300 видеоуроков по работе в 1С:Бухгалтерия 8, 1С:ЗУП
Я уже зарегистрирован
После регистрации на указанный адрес Вы получите ссылку на просмотр более 300 видеоуроков по работе в 1С:Бухгалтерия 8, 1С:ЗУП 8 (бесплатно)

Отправляя эту форму, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и даете согласие на обработку персональных данных

Войти в кабинет

Забыли пароль?

Кто может получить субсидию на проведение мероприятий по профилактике коронавируса

Субсидии предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП), а также социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в отраслях экономики, требующих поддержки для проведения в 2021 году мероприятий по профилактике коронавируса.

Субсидия предоставляется единоразово и на безвозмездной основе. Организации и индивидуальные предприниматели (ИП) могут использовать субсидию на любые расходы по проведению мероприятий по профилактике коронавируса.

Субсидия на профилактику коронавируса и дезинфекцию: как получить и куда потратить

Контроль за направлениями расходования субсидии не осуществляется, никакие отчеты по расходованию средств не предусмотрены.

Операции с целевыми субсидиями капитального характера

Бюджетные (автономные) учреждения отражают операции с данными субсидиями в следующем порядке*(2):

1. Дебет КДБ1 5 205 62 561 Кредит КДБ1 5 401 40 162 — начисление доходов будущих периодов по целевым субсидиям капитального характера в сумме Соглашения. 2. Дебет КБК2 5 201 11 510 (увеличение счета 17, код аналитики 150, КОСГУ 162) Кредит КДБ1 5 205 62 661 — отражено получение субсидии капитального характера. 3. Дебет КДБ1 5 401 40 162 Кредит КДБ1 5 401 10 162 — признание доходов в виде целевой субсидии капитального характера доходами текущего года на основании информации о достижении условий предоставления субсидии (Извещения, Отчета, иного документа, предусмотренного Соглашением). 4. Дебет КДБ1 5 401 40 162 Кредит КДБ1 5 205 62 661 — уменьшение доходов будущих периодов по целевой субсидии капитального характера на основании измененного Соглашения и (или) дополнительного Соглашения. 5. Формирование по завершении года расчетов по субсидии капитального характера на основании Извещения, Отчета о выполнении условий Соглашения (операции отражаются последним днем отчетного года, если учредителем не предусмотрено иное): 5.1. Дебет КДБ1 5 401 40 162 Кредит КБК3 5 303 05 731 — закрытие расчетов в сумме неиспользованных остатков целевых субсидий капитального характера, подлежащих возврату в очередном году в бюджет. 5.2. Дебет КДБ1 5 401 40 162 Кредит КДБ1 5 205 62 661 — закрытие расчетов в сумме неиспользованного финансового обеспечения субсидии, если ее перечисление учреждению не осуществлялось. 5.3. Дебет КДБ1 5 401 40 162 Кредит КДБ4 5 303 05 731 — формирование расчетов по неиспользованному остатку при наличии принятых за счет него и неисполненных обязательств (необходимости подтверждения потребности в данных средствах). При подтверждении потребности отражается запись: Дебет КДБ4 5 303 05 831 Кредит КДБ1 5 401 40 162 5.4. Если расчеты с учредителем по субсидии «закрыты» полностью, но у учреждения осталась кредиторская задолженность, принятая за счет средств субсидии (принятые и неисполненные денежные обязательства), то дополнительно записей отражать не нужно. Остаток средств на лицевом счете в очередном году будет направлен на погашение принятого денежного обязательства. 5.5. Если за счет целевой субсидии капитального характера был выплачен аванс, не подтвержденный документами контрагента за отчетный год, то разница между показателями Дт 5 205 62 000 и Кт 5 401 40 162 равна данному авансу. В случае принятия решения о возврате (не подтверждения целевого характера принятых денежных обязательств) в очередном финансовом году отражается указанная в п. 5.1 операция. 6. Дебет КБК3 5 303 05 831 Кредит КБК2 5 201 11 510 (увеличение счета 18, код аналитики 610, КОСГУ 610) — возврат неиспользованного остатка целевой субсидии капитального характера прошлых лет.

Еще по теме: Коронавирус: причина отмены командировок и мероприятий в бюджетных учреждениях

Каким образом указать получение субсидии предприятию и ИП на ОСНО?

В соответствии с Положением по бух. учету 13/2000 бюджетные деньги, выделенные в установленном порядке на финансирование расходов, понесенных фирмой в прошлые отчетные периоды, относятся на увеличение финансового результата организации. А значит, получение средств от государства на выплату зарплат нужно отразить как 91.01 «Прочие доходы». В статье 251 действующего налогового законодательства России «Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы» написано, что к подобным доходам причисляют субсидии, выделенные из федерального бюджета вследствие неблагоприятной ситуации, обусловленной распространением опасного вируса. Тогда для счета 91.01 понадобится создать такую статью расходов, которая причисляла бы субсидию к прочему доходу в бух. учете и не показывала ее в налоговом. Зайдем в категорию «Справочники» и нажмем «Прочие доходы и расходы». В открывшейся вкладке кликнем «Создать» и введем название «Субсидия из федерального бюджета». В поле «Вид статьи» необходимо выбрать «Возмещение убытков к получению (уплате)» и убрать флаг «Принимается к налоговому учёту».


Затем внесем документ «Поступление на расчётный счёт» во вкладке «Банк и касса» — «Банковские выписки». В сделанном документе «Вид операции» нужно выбрать «Прочее поступление». Во вкладке «Счёт расчётов» указать 91.01, а также созданное ранее субконто «Субсидия из федерального бюджета».


Проведённый документ сделает такие проводки:


Полученные деньги можно потратить на затраты, связанные с выплатой зарплаты или другие срочные нужды. К примеру, оплатить долги за коммунальные платежи, аренду и другие важные статьи расходов. Чтобы отразить эти траты, потребуется ввести новую статью расходов в категории Справочники» — «Статьи затрат». При этом «Вид расхода» на основании 217 статьи налогового законодательства, должен относится к пункту «Не учитываемые в целях налогообложения».


Если вы решили направить субсидию, чтобы выплатить работникам зарплаты, понадобится зайти во вкладку «Зарплата и кадры», затем кликнуть «Настройки зарплаты» и нажать «Способы учёта зарплаты». В предоставленной вкладке понадобится сделать новое отражение на расходный счёт с субконто «Затраты, осуществлённые за счёт субсидии».


После того, как вы сохраните отражение, вернитесь обратно к настройкам зарплаты и отправьтесь по ссылке «Начисления». Тут требуется ввести новое начисление, которое облагается страховыми взносами и подоходным налогом. Однако «Способ отражения» будет связан с деньгами, выделенными государством.


Далее начислим зарплату. Для этого нужно во вкладке «Зарплата и кадры» кликнуть «Все начисления», выбрать пункт «Создать» и из открывшегося перечня выберем «Начисление зарплаты». Укажем период (а именно месяц), в который будут начислены средства и нажмем на клавишу «Заполнить». Затем необходимо нажать на начисленную сумму, которая будет выплачена за счет субсидии.


Далее нужно откорректировать отражение оформленным до этого начислением, разделив сумму на полученные от государства деньги и обычные затраты предприятия на выплату зарплаты.


При осуществлении начисления сумма потраченных федеральных средств будет указана в бух. учете и не поспособствует росту прибыли, облагаемой налогами.

Возврат субсидий

Важной особенностью использования средств субсидии является обязанность компании расходовать их неукоснительно по целевому назначению, четко соблюдая оговоренные условия предоставления. Никаких альтернативных вариантов законодательством не предусматривается, при невозможности реализовать проекты, на которые поступила бюджетная субсидия, полученные средства придется вернуть. Возврат субсидии осуществляется в зависимости от метода отражения полученных средств и момента возникновения обязательства по возврату средств.

Если дотация возвращается в год ее получения, то компании достаточно сторнировать проводки, которыми сопровождалось ее поступление (кроме Д/т 51 К/т 76) и использование. На момент фактического перечисления возвращенной дотации делают обратную бухгалтерскую запись – Д/т 76 К/т 51.

Возврат субсидии, полученной в прошлые годы, оформляется так:

Операции Д/т К/т
По капвложениям
Отражена задолженность по возврату субсидии 86 76
Восстановлены дотационные средства в сумме начисленного износа 91/2 86
Восстановлена сумма субсидии 98/2 86
По текущим затратам
Задолженность по возврату ранее предоставленной субсидии 86 76
Размер субсидии восстановлен в сумме реально понесенных расходов 91/2 86

Операции с целевыми субсидиями текущего характера

Бюджетные (автономные) учреждения отражают операции с данными субсидиями следующим образом*(2):

1. Дебет КДБ1 5 205 52 561 Кредит КДБ1 5 401 40 152 — начисление доходов будущих периодов по целевым субсидиям в сумме Соглашения. 2. Дебет КБК2 5 201 11 510 (увеличение счета 17, код аналитики 150, КОСГУ 152) Кредит КДБ1 5 205 52 661 — отражено получение субсидии текущего характера. 3. Дебет КДБ1 5 401 40 152 Кредит КДБ1 5 401 10 152 — признание доходов в виде целевой субсидии доходами текущего года на основании информации о достижении условий предоставления субсидии (Извещения, Отчета, иного документа, предусмотренного Соглашением). 4. Дебет КДБ1 5 401 40 152 Кредит КДБ1 5 205 52 661 — уменьшение доходов будущих периодов по целевой субсидии на основании измененного Соглашения и (или) дополнительного Соглашения. 5. Формирование по завершении года расчетов по субсидии на основании Извещения, Отчета о выполнении условий Соглашения (операции отражаются последним днем отчетного года, если учредителем не предусмотрено иное): 5.1. Дебет КДБ1 5 401 40 152 Кредит КБК3 5 303 05 731 — закрытие расчетов в сумме неиспользованных остатков целевых субсидий текущего характера, подлежащих возврату в очередном году в бюджет. 5.2. Дебет КДБ1 5 401 40 152 Кредит КДБ1 5 205 52 661 — закрытие расчетов в сумме неиспользованного финансового обеспечения субсидии, если ее перечисление учреждению не осуществлялось. 5.3. Дебет КДБ1 5 401 40 152 Кредит КДБ4 5 303 05 731 — формирование расчетов по неиспользованному остатку при наличии принятых за счет него и неисполненных обязательств (необходимости подтверждения потребности в данных средствах). При подтверждении потребности отражается запись: Дебет КДБ4 5 303 05 831 Кредит КДБ1 5 401 40 152. 5.4. Если расчеты с учредителем по субсидии «закрыты» полностью, но у учреждения осталась кредиторская задолженность, принятая за счет средств субсидии (принятые и неисполненные денежные обязательства), то дополнительно записей отражать не нужно. Остаток средств на лицевом счете в очередном году будет направлен на погашение принятого денежного обязательства. 5.5. Если за счет целевой субсидии был выплачен аванс, не подтвержденный документами контрагента за отчетный год, то разница между показателями Дт 5 205 52 000 и Кт 5 401 40 152 равна данному авансу. В случае принятия решения о возврате (не подтверждения целевого характера принятых денежных обязательств) в очередном финансовом году отражается указанная в п. 5.1 операция. 6. Дебет КБК3 5 303 05 831 Кредит КБК2 5 201 11 510 (увеличение счета 18, код аналитики 610, КОСГУ 610) — возврат неиспользованного остатка целевой субсидии текущего характера прошлых лет.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]