Порядок действий при обратной реализации товара поставщику

Процедура по приобретению продовольственной или промышленной продукции между продавцом и покупателем регламентируется положениями Гражданского Кодекса РФ (гл. 30).

Участниками заключается договор, по которому одна из сторон обязуется поставить определенное количество товара (услуг), а вторая сторона обязуется его оплатить. Неисполнение положений соглашения служит основанием для его расторжения и возврата товара, основания для которого законодательно определены.

Вопрос: Покупатель перепродает продавцу ранее приобретенный у него и принятый на учет товар. В этом случае покупатель как новый продавец выставляет продавцу как новому покупателю счет-фактуру. В таком случае бывший продавец принимает НДС к вычету в общем порядке как обычный покупатель. Как отразить в учете этот вариант возврата товара? Посмотреть ответ

Возврат товара в 2020-2021 годах

Итак, с 2021 года НДС при возврате товара поставщику предписано оформлять по следующим правилам:

  • Продавец составляет корректировочный счет-фактуру и регистрирует его в книге покупок.
  • Покупатель счет-фактуру больше не составляет, а регистрирует в книге продаж корректировочный счет-фактуру продавца (если успел принять НДС к вычету, если нет, то принимает вычет в невозвращаемой части).

Не важно, по какой причине происходит возврат. Так оформляют возврат и бракованного, и качественного товара, если он не соответствует договору. Если оформить возврат счетом-фактурой от покупателя (как это делали ранее, до 2021 года), продавец лишится вычета НДС. Такой же порядок действует, если покупатель не платит НДС из-за применения спецрежима (УСН, ЕНВД).

О вычетах НДС у продавца при возврате товаров рассказали эксперты КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к системе К+ бесплатно.

Такие разъяснения приводит Минфин (посмотреть реквизиты писем вы можете по ссылкам выше). Но при этом делает следующее дополнение: если товар возвращается по договору купли-продажи, где стороны меняются местами, счета-фактуры выставляются как при реализации (см., например, письма Минфина от 15.05.2019 № 03-07-09/34582, № 03-07-09/34591).

Подробнее об оформлении счетов-фактур на возврат читайте в этой статье.

Оформление корректного возврата любого некачественного товара поставщику, важные документы

Покупатель должен сообщить подрядчику об обнаружении ненадлежащих деталей партии сразу. Если не следовать этому правилу, установленному 483 ст. ГК, продавец вправе не принимать возвращенное имущество.

Например, если организация приняла поставку без проверки, не сообщила о недостатках, то требования не удовлетворят даже суд.

Согласно ст. 514, если потом все отправится обратно, получатель обязан разместить на ответственное хранение все целиком. В его задачу будет входить обеспечение сохранности коробок до момента, когда грузоотправитель заберет их. Если производитель согласен с имеющимися дефектами и вывозит партию, то стороны заключают:

  • акт выявления несоответствий (допускается оформлять по форме ТОРГ-2);
  • возвратную накладную (в качестве основы подойдет ТОРГ-12).

Если цель отправки продукции продавцу заключается в замене некритичных элементов комплектации или устранении других мелких недочетов, то все должно проводиться письменно. Следует согласовать и указать в документации дни или недели, в которые отправитель груза обязуется заменить дефектные детали, доукомплектовать или поменять части.

Когда продавец отрицает вероятность появления нарушений, не вывозит и не соглашается менять брак, оформляются доказательства:

  • претензия;
  • протокол, в соответствии с которым отбирались пробы для экспертизы;
  • письменное или отправленное заказным письмом предложение участвовать в проверке;
  • заключение экспертов.

Нельзя забывать, что акт об изъянах, написанный только предприятием получателя, лишь в ограниченном количестве случаев служит доказательной базой. Это функционирует, если при заключении контракта обе стороны подписали согласие на применение подобной инструкции. Если это не составлялось, то доказательством это не будет.

Когда возврат будет обратной реализацией

Как правило, при возврате товаров отдельный договор купли-продажи, в котором покупатель становится продавцом, а продавец — покупателем, никто не заключает. Поэтому так сразу представить себе ситуацию, о которой говорит Минфин, непросто.

Но даже если такого договора нет, обратная реализация может возникнуть. Посмотрите внимательно исходный договор. Нет ли в нем условия об обратном выкупе товаров продавцом? Например, если покупателю не удалось продать их до определенного времени. Это и есть обратная реализация, при которой покупатель должен составить счет-фактуру.

Здесь важен следующий момент. Чтобы не было претензий к вычету, в договоре стоит четко обозначить, что возврат товара производится обратной поставкой, в которой покупатель является продавцом, а продавец — покупателем. Тогда никаких оснований придраться к счету-фактуре (он будет не корректировочным, а обычным) у проверяющих не будет. Если такой конкретики в договоре нет, претензии возможны к любому оформлению сделки:

  • Вы сделали корректировочный счет-фактуру, а налоговая говорит: «У вас обратный выкуп, нужен счет-фактура от покупателя» — и снимает вычет.
  • Или наоборот, оформили обратную поставку, а контролеры вам: «У вас не написано об обратной поставке, сказано о возврате» — и вы также лишаетесь вычета и вынуждены идти в суд.

Так что сделайте ревизию своих договоров и при необходимости внесите в них изменения.

Кстати, обратный выкуп возможен не только в отношении нераспроданных качественных товаров, но и бракованных (письма Минфина от 15.05.2019 № 03-07-09/34582, № 03-07-09/34591).

Порядок оформления

возврат поставщику как оформить

Есть два вида документов, которые необходимо правильно подготовить, чтобы осуществить возврат:

  • претензия;
  • акт.

Первая бумага оформляется на фирменном бланке организации. Обязательно требуется подпись бухгалтера или другого человека, уполномоченного подписывать документацию.

Всегда указывается:

  • юридический и фактический адрес;
  • полное название;
  • данные о покупателе – реквизиты, наименование, другие сведения;
  • сведения о договоре поставки, который стал причиной претензии, дата, номер;
  • полностью и подробно расписываются основания создания бумаги – расхождения по количеству, качеству, комплекту;
  • рекомендуется сослаться на закон;
  • обоснование требования – вернуть, обменять, доукомплектовать;
  • устанавливаются сроки, в которые поставляющая сторона должна рассмотреть и дать письменный ответ;
  • перепись всего вложенного.

Дополнительно составляется акт возврата. Это документ, который оформляется несколькими уполномоченными лицами принимающей компании. Он подтверждается итогами экспертизы и считается официальной бумагой, отправляемой от покупателя к продавцу.

Здесь нужно указать информацию:

  • дата и место;
  • реквизиты обеих организаций;
  • название услуги или вещи, которая является основанием;
  • заключение эксперта;
  • расписывается, как будет возвращаться на склад купленная продукция;
  • указываются данные счета для обратного перевода за некачественные товары;
  • если будет компенсация – сроки и размеры;
  • подписи;
  • печати.

Подписывать будут обе стороны, но с каждой – только руководитель или другое уполномоченное лицо. Его право должно подтверждаться специальной доверенностью, иначе документ не имеет юридической силы.

Возврат товаров: разница в бухучете

Отличия возврата от обратного выкупа важны и для отражения операции в бухучете.

Обычный возврат

Возвращая товар, который был принят на учет, покупатель сделает следующие проводки:

  • Дт 76 (не 62!) Кт 41 — на стоимость возврата;
  • Дт 76 Кт 68 — на сумму НДС по корректировочному счету-фактуре.

Продавец должен сторнировать у себя:

  • выручку: Дт 62 Кт 90;
  • себестоимость: Дт 90 Кт 41;
  • НДС: Дт 90 Кт 68.

Обратный выкуп

Покупатель отражает реализацию товаров:

  • Дт 62 Кт 90 — на сумму выкупа с НДС;
  • Дт 90 Кт 41 — на стоимость возвращаемых товаров;
  • Дт 90 Кт 68 — на сумму НДС.

Продавец, соответственно, приходует эти товары у себя в учете:

  • Дт 41 Кт 60 — на стоимость возврата (выкупа);
  • Дт 19 Кт 60 — на сумму НДС;
  • Дт 68 Кт 19 — НДС к вычету.

Как вернуть оплату

В случае, когда текущий покупатель уже в полной мере вернул материальные ценности продавцу, поставщик обязан перевести на счет клиента оговоренную денежную сумму. Размер компенсации может быть таким же, что и при изначальной оплате услуг. Также допускается снижение/увеличение стоимости товара, но только по обоюдному согласию. Дополнительно необходимо учитывать, что продавец наделен правому удержания небольшой части денег с целью покрытия понесенных расходов. Упущение возможной выгоды не считается при расчете стоимости товара при повторной покупке.

Также по теме: В каких случаях и в какой форме может проводиться уменьшение уставного капитала ООО

Дополнительно продавец может удержать часть суммы с целью покрытия затрат на ремонт/приобретение испорченных объектов. Например, это касается овощей и фруктов, срок хранения которых очень маленький.

Как вернуть товар по договору поставки. Алгоритм для покупателя

Итоги

Порядок оформления возврата товаров поставщику изменился с 2019 года и теперь он един: поставщик составляет корректировочный счет-фактуру, а покупатель только накладную с пометкой «возврат товара». Счет-фактуру на возврат покупатель не оформляет. На основании корректировочного счета-фактуры продавец принимает НДС к вычету в периоде возврата товаров, а покупатель восстанавливает НДС.

Образец заполнения корректировочного счета-фактуры на возврат товаров поставщику см. здесь.

Источники:

  • Налоговый кодекс РФ
  • Постановление Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

6.1. Возврат товара по причине: «Брак, выявленный после установки» , будет принят к рассмотрению

Если:

— Возврат создан не позднее 6 мес. со дня реализации со склада компании; (Срок может быть увеличен в зависимости от требований Компании поставщика.)

— К возврату приложены следующие сканы; (Список может быть изменен в зависимости от бренда возвращаемого товара):

• Акт рекламации

• Заказ-Наряд

• Гарантийный талон

• Копия Сертификата станции

• Фотографии: стикеров (подтверждающих поставщика), детали (общий вид), дефекта.

Данный возврат будет рассмотрен и по нему будет принято решение в период от 1 до 14 дней, в зависимости от сроков выставленных поставщиком отгружающей компании.

6.2. Возврат товара по причине: «Ненадлежащая упаковка, Механическое повреждение, Деталь со следами установки», будет принят к рассмотрению.

Если:

— Возврат создан не позднее 1-го рабочего дня, после передачи товара клиенту, или осуществляется в момент передачи товара от водителя компании.* — К возврату приложены следующие сканы документов:

  • Акт рекламации
  • Фотографии: стикеров(подтверждающих поставщика), упаковки (общий вид), детали (общий вид), дефекта.

— если возврат осуществляется при приемке товара у водителя компании, или при получении товара через «Самовывоз», то в случае данного возврата никаких вышеперечисленных документов не требуется;

Данный возврат будет рассмотрен и по нему будет принято решение в период от 3 до 6-х рабочих дней, в зависимости от географической удаленности клиента от главного офиса компании.

6.3. Возврат товара по причине: «Пересорт артикула, Пересорт бренда», будет принят к рассмотрению.

Если:

— Возврат создан не позднее 1-го рабочего дня, после передачи товара клиенту

— К возврату приложены следующие сканы документов:

  • Акт рекламации
  • Фотографии: стикеров(подтверждающих поставщика), упаковки (общий вид), детали (общий вид).

— Артикул и/или бренд, указанный на упаковке соответствует заказу клиента, но вложение пересорченно, требуется ссылка на оригинальный сайт заказанного бренда, подтверждающая пересорт.

Данный возврат будет рассмотрен и по нему будет принято решение в период от 3 до 6-х рабочих дней, в зависимости от географической удаленности клиента от главного офиса компании.

6.4. Возврат товара по причине: «Недостача Товара-Места, Внутритарная Недостача», будет принят к рассмотрению.

Если:

— Возврат создан не позднее 1-го рабочего дня, после передачи товара клиенту, или осуществляется в момент передачи товара от водителя компании.*

Данный возврат будет рассмотрен и по нему будет принято решение в период от 3 до 6-х рабочих дней.

6.5. Возврат товара по причине: «Некомплект», будет принят к рассмотрению.

Если:

— Возврат создан не позднее 1-го рабочего дня, после передачи товара клиенту, или осуществляется в момент передачи товара от водителя компании.*

— К возврату приложена ссылка на оригинальный сайт заказанного бренда, подтверждающая некомплект. — При возврате транзитного товара по причине Некомплект: 1шт. вместо 2шт. и более, необходимо вернуть всё количество товара под данным артикулом из одной доставки.

Данный возврат будет рассмотрен и по нему будет принято решение в период от 3 до 6-х рабочих дней, в зависимости от географической удаленности клиента от главного офиса компании.

6.6. Возврат товара надлежащего качества «Возврат с уценкой» будет принят к рассмотрению в срок не позднее 10 дней с момента получения товара от компании Автосоюз.

6.7. Предоставление клиентом скана Сертификата СТО для рассмотрения Возврата, является обязательным условием при запросе Поставщиком.

*Возврат, в момент передачи товара от водителя компании, распространяется только на товар ненадлежащего качества с текущей доставки:

— механическое повреждение;

— пересорт по применяемости детали;

— отсутствие товара, указанного в документе поставки;

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]