Завод «Исеть» специализируется на изготовлении зубчатых реек и конических шестерён.. Нарезка внутреннего зуба: внутренний диаметр до ф=800 мм, до 10-го модуля. Нарезка профиля зуба: эвольвентные зубчатые колёса, шестерни с зацеплением Новикова. Виды шестерён: прямозубые, косозубые, шевронные.

Проверки ГИТ в организации: за что работодателю грозит наказание?

Общие нарушения в сфере трудового права

1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 421, который внес изменения в КоАП: развел нарушения трудового законодательства на разные составы административных правонарушений, усилил ответственность, увеличил штрафные санкции.
Наиболее часто в актах по результатам проверки инспекторы отмечают следующие общие нарушения трудового законодательства:

  • локальные нормативные акты работодатель утверждает без учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации;
  • в трудовой договор не внесена запись о получении работником своего экземпляра на руки (ст. ТК РФ);
  • на книге учета движения трудовых книжек или книге учета бланков трудовой книжки нет пломбы или сургучной печати — это устаревшее, но пока не отмененное требование (Постановление Правительства Российской Федерации от 16.04.2003 № 225);
  • в нарушение требований ст. 140 ТК РФ расчеты с сотрудниками проведены не в день их увольнения;
  • в нарушение ст. 236 ТК РФ денежная компенсация за задержку расчета при увольнении работников не начисляется и не производится;
  • в личной карточке работника не ведется учет отпусков (Постановление Госкомстата России от 05.01.2004 № 1);
  • личные карточки работников не содержат подписей об ознакомлении с записями о приеме на работу, переводах и увольнениях (п. 12 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2003 № 225).

Штрафные санкции

Нарушение законодательства о труде, если иное не предусмотрено ч. 3, 4, 6 ст. 5.27 или ст. 5.27.1 КоАП РФ (ч. 1, 2 ст. 5.27 КоАП)Для должностных лицПредупреждение или штраф от 1 000 до 5 000 руб.
Для ИПШтраф от 1 000 до 5 000 руб.
Для юридических лицШтраф от 30 000 до 50 000 руб.

Порядок назначения проверки

Основанием для проведения проверки трудовой инспекцией в отношении конкретного работодателя является распоряжение руководителя (заместителя руководителя), типовая форма которого, утверждена приказом Минэкономразвития от 30.04.2009 N 141.


В распоряжении должны быть указаны следующие данные (ст. 14 ФЗ № 294-ФЗ):

  • наименование государственной инспекции труда соответствующего субъекта РФ, а также дата и номер распоряжения;
  • вид и форма проводимой проверки;
  • наименование юридического лица или ФИО индивидуального предпринимателя;
  • адрес (адреса) места нахождения работодателя (по этому адресу будет проводиться проверка, если она выездная);
  • ФИО и должность лица, уполномоченного на проведение проверки, а также привлекаемых экспертов, представителей экспертных организаций;
  • цель и задачи проверки (если проверка внеплановая, то указываются реквизиты жалобы работника).
  • предмет проводимой проверки, правовые основания её проведения, нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке, и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
  • срок проведения проверки, а также дата её начала и окончания
  • перечень соответствующих административных регламентов;
  • документы, которые необходимо представить инспектору для проведения проверки.

ЮРИДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ

Копия распоряжения заверяется печатью и вручается инспектором, проводящим проверку, под роспись руководителю (уполномоченному лицу). Указанное основание для проведения проверки является одинаковым и для плановых и для внеплановых проверок.

Нарушение правил оплаты труда

Это самый популярный вид нарушений, выявляемых при проведении проверок ГИТ. Чаще всего работодатели попадаются на невыплате заработной платы и иных начислений, неполной выплате, нарушении сроков расчетов, а также на том, что назначают зарплату меньше, чем это предусмотрено законодательством. В 2021 году в очередной раз ужесточили ответственность за нарушения в этой сфере (Федеральный закон от 03.07.2016 № 272-ФЗ): для организаций штрафы могут составить до 50 000 рублей. Повторные нарушения караются гораздо строже — вплоть до дисквалификации, то есть лишения руководителя предприятия права занимать должность на срок от года до трех.

Штрафные санкции

  1. Невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работнику
  2. Установление заработной платы в размере менее предусмотренного трудовым законодательством (ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ)
Для должностных лицШтраф от 10 000 до 20 000 руб.
Для ИПШтраф от 1 000 до 5 000 руб.
Для юридических лицШтраф от 30 000 до 50 000 руб.
Повторное нарушение законодательства об оплате труда, то есть лицо ранее подвергалось наказанию за аналогичное правонарушение (ч. 7 ст. 5.27 КоАП РФ)Для должностных лицШтраф от 20 000 до 30 000 руб. либо дисквалификация от года до трех лет.
Для ИПШтраф от 10 000 до 30 000 руб.
Для юридических лицШтраф от 50 000 до 100 000 руб.

Как правило, к ответственности за нарушения в сфере оплаты труда привлекают руководителя организации или сотрудника, временно замещающего его, но привлечь к ответственности можно и главного бухгалтера, если будет установлена его вина в несвоевременной выплате отпускных или задержке заработной платы.

Проверки могут быть плановые и внеплановые (ст.ст 9, 10 Закона N 294-ФЗ)

Плановой является проверка, проводимая трудовой инспекцией с определенной периодичностью и только на основании утвержденного плана. Внеплановой же является проверка, проводимая трудовой инспекцией независимо от времени проведения предыдущей проверки при возникновении соответствующих оснований.

Плановые проверки носят комплексный характер и проводятся с целью установления фактического соблюдения работодателем требований трудового законодательства в целом или отдельных норм, разделов, например оплаты труда или порядка увольнения. Внеплановая проверка, в отличие от плановой, носит разовый характер, так как проводится по обращениям граждан (работников) о нарушении работодателем трудового законодательства.

Нарушения в сфере охраны труда

Соблюдение требований охраны труда — обязанность руководства компании. За халатное отношение к требованиям по организации безопасных условий работодатель может быть привлечен к административной и даже уголовной ответственности. Тот же Федеральный закон от 28.12.2013 № 421 (вступил в силу 01.01.2015) выделил все нарушения в сфере охраны труда в особую статью — ст. 5.27.1 КоАП.

В ней отдельным пунктом (п. 2 ст. 5.27.1 КоАП) стоят нарушения порядка проведения спецоценки условий труда. В ходе проверки ГИТ особое внимание обращает на то, был ли включен в комиссию по проведению СОУТ представитель профсоюзной организации, назначены ли компенсации за вредные и опасные условия труда. Кроме того, работодатель обязан в 30-дневный срок ознакомить сотрудников с результатами оценки под подпись и разместить результаты спецоценки на сайте организации.

Много вопросов возникает у инспекторов и по допуску сотрудников к работе (п. 3 ст. 5.27.1 КоАП). В числе наиболее распространенных ошибок можно назвать:

  • отсутствие или ненадлежащее ведение журналов инструктажей, отсутствие программы проведения инструктажей;
  • непроведение обучения и проверки знаний по охране труда или обучение в неаккредитованных организациях (Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утв. Постановлением Минтруда и Минобразования РФ от 13.01.2013 № 1/29);
  • отсутствие комиссии для проверки знаний по охране труда;
  • отсутствие перечня контингента и поименного списка лиц, подлежащих обязательному медицинскому осмотру (нарушение Приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н);
  • непроведение обязательных предварительных/периодических/предрейсовых медицинских осмотров (ст. 213 ТК РФ);
  • непроведение обязательных психиатрических освидетельствований в специализированных клиниках, имеющих аккредитацию (ст. 213 ТК РФ, Постановление Правительства РФ от 28.04.1993 № 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» в ред. от 23.09.2002).

Порядок проведения проверки

Порядок проведения проверки, зависит от ее формы. Она может быть документарной или выездной. Документарная форма проведения проверки означает, что инспектор будет исследовать только документы работодателя без выезда к нему. Выездная проверка также подразумевает ее проведение на основе представленных работодателем документов и письменной информации, но она уже будет проходить по месту нахождения работодателя.

ВЕДЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА


При документарной проверке, инспектор сначала рассматривает документы, которые имеются в его распоряжении, например акты предыдущих проверок или ранее выданные предписания. В случае отсутствия или недостаточности таких документов для проведения проверки, работодателю направляется запрос с требованием представить необходимые документы, объяснения и информацию в письменной форме (п.п. 49, 50 Административного регламента N 354н). Конкретный перечень запрашиваемых документов и информации определяется исходя из цели проводимой проверки, а также в зависимости от объема уже имеющихся в распоряжении трудовой инспекции документов.

Работодатель обязан лично представить истребуемые документы в виде копий, заверенных печатью и подписью руководителя (уполномоченного представителя) вместе со всеми пояснениями не позднее 10 рабочих дней со дня получения запроса (ч. 5 ст. 11 Закона N 294-ФЗ).

Представляемые документы, как правило, рассматриваются инспектором сразу в присутствии работодателя. Однако в некоторых случаях для этого может потребоваться несколько дней. Когда достоверность сведений, содержащихся в представленных работодателем документах, вызывает у инспектора обоснованные сомнения, либо эти сведения содержат ошибки или противоречия, то трудовой инспектор запрашивает дополнительные пояснения в письменной форме, которые должны быть представлены в течение десяти рабочих дней.

Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения инспектором труда, так как только инспектор, указанный в распоряжении о проведении проверки, имеет право ее проводить. Отметим, что инспекторы не проводят обыск работодателя, выемку документов, очные ставки и допросы свидетелей. Процедура проведения выездной проверки во многом схожа с документарной. В рамках выездной проверки инспектор труда проверяет сведения, содержащиеся в представленных работодателем документах и письменной информации, а также проверяет соответствие их фактическим отношениям с работниками и условиям их труда. Обязанностью работодателя является обеспечение доступа на свою территорию инспекторов и экспертов, проводящих проверку, а также предоставить возможность ознакомиться непосредственно с запрошенными оригиналами документов.

ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕРКИ ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ

Что такое риск-ориентированный подход

Мы уже упоминали, что до 1 июля 2021 года проверке по спискам контрольных вопросов, содержащихся в проверочных листах трудовой инспекции, подвергаются только фирмы и ИП, которые относятся к категории умеренного риска, а с 1 июля – все остальные. Таким образом применяется подход, который основан на степени рисков (ч. 1 ст. 8.1 ФЗ «О защите прав…» от 26.12.2008 № 294). Разберемся, что это такое.

Метод состоит в том, что проверяющие используют систему градации рисков при проверке. Такая градация зависит от того, насколько серьезную опасность может повлечь несоблюдение обязательных требований. Определяет категорию опасности организаций и ИП именно ГИТ, используя правила, утвержденные Постановлением Правительства от 17.08.2016 № 806. От категории риска зависит в том числе количество возможных плановых проверок.

В области трудового законодательства применяется следующая градация рисков:

  1. Высокий. Для таких проверяемых возможна только одна проверка в 2 года.
  2. Значительный. Возможна одна проверка за 3 года.
  3. Средний. Возможна одна проверка за 5 лет.
  4. Умеренный. Возможна одна проверка за 6 лет.
  5. Низкий. Плановые проверки вообще не проводятся.

Таким образом, имеет смысл проверить, не относится ли фирма к последней категории. Возможно, что и проверок по чек листам не будет.

Как уже упоминалось, можно направить в Роструд запрос и узнать, к какой группе риска относится фирма или ИП. Ответ дают в течение 15 дней. Если проверяемый отнесен к категории высокого или значительного риска, такие данные публикуются на сайте ГИТ. Сведения доступны начиная с 1 июля года, который предшествует году проверки.

Допускается возможность направить в Роструд заявление о снижении класса риска, если есть на то основания. Оно рассматривается должностными лицами Роструда. Решение можно оспорить, например в порядке административного судопроизводства (КАС РФ).

Какой перечень проверочных листов принят ГИТ

Вопросники изданы в соответствии с определенной тематикой. Всего проверочных листов ГИТ – 107. Приведем некоторые из них, для примера:

  • вопросы прекращения трудового договора (лист № 4);
  • вопросы заработной платы (лист № 7);
  • вопросы проведения специальной оценки условий труда (СОУТ) (лист № 21);
  • обучение по вопросам охраны труда (лист № 28).

С полным перечнем вопросов можно ознакомиться, изучив Приказ № 655, а скачать все документы можно по ссылке в конце статьи.

Проверочные вопросы выглядят как таблица, разделенная на несколько граф:

  • в первой из них содержатся номера пунктов;
  • во второй отражается содержание конкретных требований;
  • в третьей – нормативные акты, регулирующие соответствующую обязанность;
  • в четвертой – ответы на поставленный вопрос (да, нет, не относится).

Приведем пример. Вопросник, который содержится в Приложении № 5 к Приказу № 655 призван дать возможность проверить, соблюдается ли режим работы и учет рабочего времени в проверяемой фирме или у ИП. Пример вопроса выглядит следующим образом:

ВопросыРеквизиты НПАОтветы на вопросы
ДаНетНе относится
1Установлен ли режим рабочего времени?Ч. 1 ст. 100 ТК РФ

Чтобы быть готовым к проверке необходимо заранее изучить содержание конкретных вопросов, и ответить на них. Если все соблюдается, то и оснований для привлечения к ответственности не будет.

Введение проверочных листов Роструда: с какой даты начинают действовать рассматриваемые правила

Список проверочных чек листов для проверки ГИТ введен в действие Приказом Роструда от 10 ноября 2021 года № 655. При этом следует обратить внимание на то, что с даты введения в действие Приказа (4 февраля 2021 года) вопросники применяются в случае проведения плановых проверок в отношении не всех компаний и индивидуальных предпринимателей, а лишь тех, которые относятся к категории умеренного риска. Чтобы понять, к какой категории отнесена конкретная компания, можно подать запрос в территориальное отделение Роструда по месту регистрации, либо проверить данные на их официальном сайте.

Что касается иных категорий, то проверки проводятся по чек листам с 1 июля 2021 года. Применяемые с этой даты проверочные листы ГИТ утверждены тем же Приказом № 655, что означает, что проверочные действия при плановых ревизиях с 1 июля 2021 года проводятся в отношении любых компаний и ИП, а не только относящихся к категории умеренного риска.

Важно понимать, что вопросники могут быть применены только при плановых проверках. Если проверочные мероприятия проходят вне плана, требования к организациям и ИП такие же, однако официально листы проверок не применяются. В любом случае, если все требования к проверяемым, указанные во введенных вопросниках будут соблюдены, это основание полагать, что оснований для привлечения к административной ответственности нет.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]