Общие нарушения в сфере трудового права
1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 421, который внес изменения в КоАП: развел нарушения трудового законодательства на разные составы административных правонарушений, усилил ответственность, увеличил штрафные санкции.
Наиболее часто в актах по результатам проверки инспекторы отмечают следующие общие нарушения трудового законодательства:
- локальные нормативные акты работодатель утверждает без учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации;
- в трудовой договор не внесена запись о получении работником своего экземпляра на руки (ст. ТК РФ);
- на книге учета движения трудовых книжек или книге учета бланков трудовой книжки нет пломбы или сургучной печати — это устаревшее, но пока не отмененное требование (Постановление Правительства Российской Федерации от 16.04.2003 № 225);
- в нарушение требований ст. 140 ТК РФ расчеты с сотрудниками проведены не в день их увольнения;
- в нарушение ст. 236 ТК РФ денежная компенсация за задержку расчета при увольнении работников не начисляется и не производится;
- в личной карточке работника не ведется учет отпусков (Постановление Госкомстата России от 05.01.2004 № 1);
- личные карточки работников не содержат подписей об ознакомлении с записями о приеме на работу, переводах и увольнениях (п. 12 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2003 № 225).
Штрафные санкции
Нарушение законодательства о труде, если иное не предусмотрено ч. 3, 4, 6 ст. 5.27 или ст. 5.27.1 КоАП РФ (ч. 1, 2 ст. 5.27 КоАП) | Для должностных лиц | Предупреждение или штраф от 1 000 до 5 000 руб. |
Для ИП | Штраф от 1 000 до 5 000 руб. | |
Для юридических лиц | Штраф от 30 000 до 50 000 руб. |
Порядок назначения проверки
Основанием для проведения проверки трудовой инспекцией в отношении конкретного работодателя является распоряжение руководителя (заместителя руководителя), типовая форма которого, утверждена приказом Минэкономразвития от 30.04.2009 N 141.
В распоряжении должны быть указаны следующие данные (ст. 14 ФЗ № 294-ФЗ):
- наименование государственной инспекции труда соответствующего субъекта РФ, а также дата и номер распоряжения;
- вид и форма проводимой проверки;
- наименование юридического лица или ФИО индивидуального предпринимателя;
- адрес (адреса) места нахождения работодателя (по этому адресу будет проводиться проверка, если она выездная);
- ФИО и должность лица, уполномоченного на проведение проверки, а также привлекаемых экспертов, представителей экспертных организаций;
- цель и задачи проверки (если проверка внеплановая, то указываются реквизиты жалобы работника).
- предмет проводимой проверки, правовые основания её проведения, нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке, и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
- срок проведения проверки, а также дата её начала и окончания
- перечень соответствующих административных регламентов;
- документы, которые необходимо представить инспектору для проведения проверки.
ЮРИДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ
Копия распоряжения заверяется печатью и вручается инспектором, проводящим проверку, под роспись руководителю (уполномоченному лицу). Указанное основание для проведения проверки является одинаковым и для плановых и для внеплановых проверок.
Нарушение правил оплаты труда
Это самый популярный вид нарушений, выявляемых при проведении проверок ГИТ. Чаще всего работодатели попадаются на невыплате заработной платы и иных начислений, неполной выплате, нарушении сроков расчетов, а также на том, что назначают зарплату меньше, чем это предусмотрено законодательством. В 2021 году в очередной раз ужесточили ответственность за нарушения в этой сфере (Федеральный закон от 03.07.2016 № 272-ФЗ): для организаций штрафы могут составить до 50 000 рублей. Повторные нарушения караются гораздо строже — вплоть до дисквалификации, то есть лишения руководителя предприятия права занимать должность на срок от года до трех.
Штрафные санкции
| Для должностных лиц | Штраф от 10 000 до 20 000 руб. |
Для ИП | Штраф от 1 000 до 5 000 руб. | |
Для юридических лиц | Штраф от 30 000 до 50 000 руб. | |
Повторное нарушение законодательства об оплате труда, то есть лицо ранее подвергалось наказанию за аналогичное правонарушение (ч. 7 ст. 5.27 КоАП РФ) | Для должностных лиц | Штраф от 20 000 до 30 000 руб. либо дисквалификация от года до трех лет. |
Для ИП | Штраф от 10 000 до 30 000 руб. | |
Для юридических лиц | Штраф от 50 000 до 100 000 руб. |
Как правило, к ответственности за нарушения в сфере оплаты труда привлекают руководителя организации или сотрудника, временно замещающего его, но привлечь к ответственности можно и главного бухгалтера, если будет установлена его вина в несвоевременной выплате отпускных или задержке заработной платы.
Проверки могут быть плановые и внеплановые (ст.ст 9, 10 Закона N 294-ФЗ)
Плановой является проверка, проводимая трудовой инспекцией с определенной периодичностью и только на основании утвержденного плана. Внеплановой же является проверка, проводимая трудовой инспекцией независимо от времени проведения предыдущей проверки при возникновении соответствующих оснований.
Плановые проверки носят комплексный характер и проводятся с целью установления фактического соблюдения работодателем требований трудового законодательства в целом или отдельных норм, разделов, например оплаты труда или порядка увольнения. Внеплановая проверка, в отличие от плановой, носит разовый характер, так как проводится по обращениям граждан (работников) о нарушении работодателем трудового законодательства.
Нарушения в сфере охраны труда
Соблюдение требований охраны труда — обязанность руководства компании. За халатное отношение к требованиям по организации безопасных условий работодатель может быть привлечен к административной и даже уголовной ответственности. Тот же Федеральный закон от 28.12.2013 № 421 (вступил в силу 01.01.2015) выделил все нарушения в сфере охраны труда в особую статью — ст. 5.27.1 КоАП.
В ней отдельным пунктом (п. 2 ст. 5.27.1 КоАП) стоят нарушения порядка проведения спецоценки условий труда. В ходе проверки ГИТ особое внимание обращает на то, был ли включен в комиссию по проведению СОУТ представитель профсоюзной организации, назначены ли компенсации за вредные и опасные условия труда. Кроме того, работодатель обязан в 30-дневный срок ознакомить сотрудников с результатами оценки под подпись и разместить результаты спецоценки на сайте организации.
Много вопросов возникает у инспекторов и по допуску сотрудников к работе (п. 3 ст. 5.27.1 КоАП). В числе наиболее распространенных ошибок можно назвать:
- отсутствие или ненадлежащее ведение журналов инструктажей, отсутствие программы проведения инструктажей;
- непроведение обучения и проверки знаний по охране труда или обучение в неаккредитованных организациях (Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утв. Постановлением Минтруда и Минобразования РФ от 13.01.2013 № 1/29);
- отсутствие комиссии для проверки знаний по охране труда;
- отсутствие перечня контингента и поименного списка лиц, подлежащих обязательному медицинскому осмотру (нарушение Приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н);
- непроведение обязательных предварительных/периодических/предрейсовых медицинских осмотров (ст. 213 ТК РФ);
- непроведение обязательных психиатрических освидетельствований в специализированных клиниках, имеющих аккредитацию (ст. 213 ТК РФ, Постановление Правительства РФ от 28.04.1993 № 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» в ред. от 23.09.2002).
Порядок проведения проверки
Порядок проведения проверки, зависит от ее формы. Она может быть документарной или выездной. Документарная форма проведения проверки означает, что инспектор будет исследовать только документы работодателя без выезда к нему. Выездная проверка также подразумевает ее проведение на основе представленных работодателем документов и письменной информации, но она уже будет проходить по месту нахождения работодателя.
ВЕДЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
При документарной проверке, инспектор сначала рассматривает документы, которые имеются в его распоряжении, например акты предыдущих проверок или ранее выданные предписания. В случае отсутствия или недостаточности таких документов для проведения проверки, работодателю направляется запрос с требованием представить необходимые документы, объяснения и информацию в письменной форме (п.п. 49, 50 Административного регламента N 354н). Конкретный перечень запрашиваемых документов и информации определяется исходя из цели проводимой проверки, а также в зависимости от объема уже имеющихся в распоряжении трудовой инспекции документов.
Работодатель обязан лично представить истребуемые документы в виде копий, заверенных печатью и подписью руководителя (уполномоченного представителя) вместе со всеми пояснениями не позднее 10 рабочих дней со дня получения запроса (ч. 5 ст. 11 Закона N 294-ФЗ).
Представляемые документы, как правило, рассматриваются инспектором сразу в присутствии работодателя. Однако в некоторых случаях для этого может потребоваться несколько дней. Когда достоверность сведений, содержащихся в представленных работодателем документах, вызывает у инспектора обоснованные сомнения, либо эти сведения содержат ошибки или противоречия, то трудовой инспектор запрашивает дополнительные пояснения в письменной форме, которые должны быть представлены в течение десяти рабочих дней.
Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения инспектором труда, так как только инспектор, указанный в распоряжении о проведении проверки, имеет право ее проводить. Отметим, что инспекторы не проводят обыск работодателя, выемку документов, очные ставки и допросы свидетелей. Процедура проведения выездной проверки во многом схожа с документарной. В рамках выездной проверки инспектор труда проверяет сведения, содержащиеся в представленных работодателем документах и письменной информации, а также проверяет соответствие их фактическим отношениям с работниками и условиям их труда. Обязанностью работодателя является обеспечение доступа на свою территорию инспекторов и экспертов, проводящих проверку, а также предоставить возможность ознакомиться непосредственно с запрошенными оригиналами документов.
ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕРКИ ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ
Что такое риск-ориентированный подход
Мы уже упоминали, что до 1 июля 2021 года проверке по спискам контрольных вопросов, содержащихся в проверочных листах трудовой инспекции, подвергаются только фирмы и ИП, которые относятся к категории умеренного риска, а с 1 июля – все остальные. Таким образом применяется подход, который основан на степени рисков (ч. 1 ст. 8.1 ФЗ «О защите прав…» от 26.12.2008 № 294). Разберемся, что это такое.
Метод состоит в том, что проверяющие используют систему градации рисков при проверке. Такая градация зависит от того, насколько серьезную опасность может повлечь несоблюдение обязательных требований. Определяет категорию опасности организаций и ИП именно ГИТ, используя правила, утвержденные Постановлением Правительства от 17.08.2016 № 806. От категории риска зависит в том числе количество возможных плановых проверок.
В области трудового законодательства применяется следующая градация рисков:
- Высокий. Для таких проверяемых возможна только одна проверка в 2 года.
- Значительный. Возможна одна проверка за 3 года.
- Средний. Возможна одна проверка за 5 лет.
- Умеренный. Возможна одна проверка за 6 лет.
- Низкий. Плановые проверки вообще не проводятся.
Таким образом, имеет смысл проверить, не относится ли фирма к последней категории. Возможно, что и проверок по чек листам не будет.
Как уже упоминалось, можно направить в Роструд запрос и узнать, к какой группе риска относится фирма или ИП. Ответ дают в течение 15 дней. Если проверяемый отнесен к категории высокого или значительного риска, такие данные публикуются на сайте ГИТ. Сведения доступны начиная с 1 июля года, который предшествует году проверки.
Допускается возможность направить в Роструд заявление о снижении класса риска, если есть на то основания. Оно рассматривается должностными лицами Роструда. Решение можно оспорить, например в порядке административного судопроизводства (КАС РФ).
Какой перечень проверочных листов принят ГИТ
Вопросники изданы в соответствии с определенной тематикой. Всего проверочных листов ГИТ – 107. Приведем некоторые из них, для примера:
- вопросы прекращения трудового договора (лист № 4);
- вопросы заработной платы (лист № 7);
- вопросы проведения специальной оценки условий труда (СОУТ) (лист № 21);
- обучение по вопросам охраны труда (лист № 28).
С полным перечнем вопросов можно ознакомиться, изучив Приказ № 655, а скачать все документы можно по ссылке в конце статьи.
Проверочные вопросы выглядят как таблица, разделенная на несколько граф:
- в первой из них содержатся номера пунктов;
- во второй отражается содержание конкретных требований;
- в третьей – нормативные акты, регулирующие соответствующую обязанность;
- в четвертой – ответы на поставленный вопрос (да, нет, не относится).
Приведем пример. Вопросник, который содержится в Приложении № 5 к Приказу № 655 призван дать возможность проверить, соблюдается ли режим работы и учет рабочего времени в проверяемой фирме или у ИП. Пример вопроса выглядит следующим образом:
№ | Вопросы | Реквизиты НПА | Ответы на вопросы | ||
Да | Нет | Не относится | |||
1 | Установлен ли режим рабочего времени? | Ч. 1 ст. 100 ТК РФ |
Чтобы быть готовым к проверке необходимо заранее изучить содержание конкретных вопросов, и ответить на них. Если все соблюдается, то и оснований для привлечения к ответственности не будет.
Введение проверочных листов Роструда: с какой даты начинают действовать рассматриваемые правила
Список проверочных чек листов для проверки ГИТ введен в действие Приказом Роструда от 10 ноября 2021 года № 655. При этом следует обратить внимание на то, что с даты введения в действие Приказа (4 февраля 2021 года) вопросники применяются в случае проведения плановых проверок в отношении не всех компаний и индивидуальных предпринимателей, а лишь тех, которые относятся к категории умеренного риска. Чтобы понять, к какой категории отнесена конкретная компания, можно подать запрос в территориальное отделение Роструда по месту регистрации, либо проверить данные на их официальном сайте.
Что касается иных категорий, то проверки проводятся по чек листам с 1 июля 2021 года. Применяемые с этой даты проверочные листы ГИТ утверждены тем же Приказом № 655, что означает, что проверочные действия при плановых ревизиях с 1 июля 2021 года проводятся в отношении любых компаний и ИП, а не только относящихся к категории умеренного риска.
Важно понимать, что вопросники могут быть применены только при плановых проверках. Если проверочные мероприятия проходят вне плана, требования к организациям и ИП такие же, однако официально листы проверок не применяются. В любом случае, если все требования к проверяемым, указанные во введенных вопросниках будут соблюдены, это основание полагать, что оснований для привлечения к административной ответственности нет.