Компания несет разные виды расходов, обеспечивая собственное функционирование. Не все они имеют прямую связь с основным видом деятельности. Однако они также нуждаются в учете и признании. Начиная с 2006 года градация расходов упрощена: помимо трат на основные виды деятельности, выделяются прочие расходы. К этой категории относятся и операционные.
Что входит в состав прочих расходов в целях бухгалтерского учета?
Какие издержки можно отнести к этой статье, как правильно рассчитать и учесть операционные расходы, а также оценить успешность управления ими, читайте в этой статье.
Что такое операционные расходы?
Операционные расходы согласно НК РФ
Операционные расходы – это издержки предприятия, которые не имеют отношения к производству товаров или оказанию услуг. Они необходимы для функционирования предприятия.
ПБУ 10/99 четко не определяет термин и не разграничивает потери в результате изменения классификации согласно Приказу № 116н. Как известно, до 2006 года прочие расходы разделялись на внереализационные, операционные и чрезвычайные. Согласно сегодняшним нормам принят упрощенный вариант градации на расходы / доходы для предприятий, действующих в любой отрасли.
Аналогично расходам существуют и прочие операционные доходы – это финансовые поступления, не связанные с реализацией основного продукта. Если нет доказательств непрямой доходности, необходимо прибыль указывать на субсчете 90, как доход от основной деятельности.
Состав операционных расходов
Классификация расходов
Если представить себе комплекс существующих на предприятии трат, то можно сразу же понять, какие расходы являются основными и обеспечивают производство предприятия, а какие из них необходимы для поддержки его функционирования, и это операционные расходы предприятия.
Перечень непрямых издержек регламентирован ПБУ 10/99 п.11, гл.3. согласно документу, к операционным расходам относятся:
- арендованные активы или полученные прочим путем для временной эксплуатации на возмездной основе;
- арендуемые права на интеллектуальную продукцию;
- учредительские вливания в процесс других предприятий;
- любая форма отчуждения собственного имущества – продажа, аренда и прочее;
- создание фондов для резервирования денег;
- уплата по банковским счетам комиссий и процентов.
Важно: отнести расходы к операционным можно только в том случае, если эти траты не использовались для создания нового продукта или оказания услуг.
Еще существует перечень операционных затрат, относимых к прочим:
- погашение штрафных санкций, предусмотренных различными договорными обязательствами;
- уплата убытков, нанесенных действиями компании третьим субъектам;
- убытки по финансовым обязательствам, невозможные к взысканию;
- размер разницы в валютных колебаниях, из-за чего компания несет убытки при увеличении расходов на закупку сырья;
- убытки от списания активов, которые выбыли из строя и согласно заключению комиссии, непригодны к восстановлению или частичной реализации;
- терминальные расходы, связанные с перемещением грузов и командировками путем использования различного наземного, воздушного или дорожного транспорта.
В число операционных доходов включены те же пункты, только принесшие пользу предприятию, например, сдача в аренду помещений и прочих активов предприятия, поступления от представительской деятельности, полученные проценты по кредитам или возврат кредиторской задолженности с истекшим периодом давности.
Операционных возникших затрат у предприятия может быть намного больше, все зависит от вида его деятельности, например, для магазина такими издержками являются ремонт помещения и кассового оборудования, выплата зарплаты и взносов во внебюджетные фонды.
Учет и управление операционными расходами
Как происходит учет расходов
Все операционные расходы должны учитываться, и при необходимости уменьшаться без потери качества работы предприятия. Кроме этого их необходимо заранее планировать на такие случаи как простой предприятия, в связи с праздниками или отсутствием деятельности, на период возникновения обстоятельств, не зависимых от предприятия, например, пожар, форс-мажор и прочие.
Среди популярных методов оптимизации расходов можно выделит сокращение фонда заработной платы за счет уменьшения численности работников, но такое решение может негативно сказаться на качестве и количестве производимой продукции.
В результате возникают задержки с поставкой продукции, и как следствие происходят убытки для компании.
OpEx и CapEx в сфере IT
Сфера IT тоже относится к числу тех, где предприниматель может выбирать: вкладывать ли ему в эту сферу капитальные расходы, приобретая дорогостоящее оборудование и нанимая сотрудников в штат, или ограничиться тем, чтобы отдать это на аутсорсинг. Плюсы и минусы в обоих случаях те же, что и в ситуации с автомобилем или офисным зданием. Однако есть один нюанс: сегодня имеется возможность использовать «облачные» технологии, которые позволяют сократить множество расходных статей, например, приобретение и обслуживание оборудования. Кроме того, появляется возможность подключать возможности и увеличивать мощность системы по мере необходимости.
По сравнению с классическим решением по модели CapEx (приобретение большого количества оборудования и наём специалистов, которые будут его обслуживать) вариант с «облаком» несоизмеримо дешевле и проще.
Но, если сравнивать с классическим решением по модели OpEx (отдать всё сторонним специалистам и платить им за услуги), то создание IT-решения в облаке и дальнейшая его поддержка также и дешевле, и проще, потому что зачастую основную часть функций бизнес-пользователи могут настраивать и регулировать своими силами. Что же касается оборудования, то в большинстве случаев облачные решения позволяют пользоваться обычными ПК, ноутбуками и мобильными устройствами.
Отражение операционных расходов в бухгалтерии
Отражение по счету 91
После выяснения, какие расходы компании не относятся к основным, нужно разобраться с особенностью их учета. В бухгалтерии они учитываются на счете 91, при этом доходы идут по субсчету 91.1, а расходы по субсчету 91.2.
Важно: записи вносятся в открытые счета накопительно, а по итогам расчетного периода разница между издержками и прочими доходами рассчитывается и вносится на субсчет 91.9 с отображением по дебету убытка, а по кредиту прибыли.
Учет проводится так, чтобы можно было легко провести аналитику по каждой выполненной ранее операции.
Как снизить капитальные затраты?
Итак, бюджет капзатрат на практике снижается быстро и чётко, например:
Уменьшение затрат на здание: не купить новое здание, а арендовать подержанное, что переведёт затраты из области капитальных затрат в ранг операционных расходов. То же самое относится к организации отдельного склада, не являющегося частью задействованного здания и располагающегося, возможно, в другой части города или даже в другом районе.
Для организации каналов связи использовать не собственную, “с нуля” построенную инфраструктуру, а арендовать облачный сервис или отдельно взятый сервер Интернета.
Расчет эффективности операционных расходов
Расчет эффективности
Индекс эффективности по возникшим операционным расходам устанавливается управленческим органом на каждой регулируемой компании. Используется один из методов – эффективность инвестиционного капитала или индексации установленных тарифов для оптимизации их уровня.
Учитываются инвестиции, привлеченные для снижения трат, изучается их влияние на уровень издержек на этапе разработки и внедрения плана применения.
Важно: если благодаря внедренной программе инвестирования снизить траты можно на 5%, то и индекс эффективности применяется в 5-процентном значении.
При этом для предприятий:
- по производству тепловой энергии применяется индекс на уровне 1%, максимум 5%;
- для предприятий, передающих энергию индекс используется полученный в результате применения следующей формулы ИОРj = max (ИОРj инв; ИОР jсрав), но не более 5%.
После установления метода руководящий состав каждые 5 лет проводит контроль деятельности предприятий и анализирует их деятельность путем сравнения. В результате после сравнительных мероприятий определяется индекс эффективности рабочего процесса компаний.
Необходим такой расчет индекса эффективности и сравнительный анализ для определения уровня издержек и поиска путей их оптимизации. Чтобы можно было снизить себестоимость продукции, если она окажется слишком высокой. Коэффициент дает четкое представление какой процент идет на поддержание деятельности компании.
При составлении графической динамики деятельности с использованием коэффициента можно повысить производительность компании совершенно избавившись от издержек.
Факторы, влияющие на коэффициент операционных расходов
Основные факторы влияния на прибыльность предприятия
Чтобы вести эффективную деятельность, необходимо оптимизировать неоперационные расходы – это основная цель управленческого состава. При их снижении наблюдаются темпы развития производительности и доходности предприятия. Факторов, влияющих на уровень издержек существует несколько, и они делятся на внутренние и внешние.
Внешние факторы
Внешние факторы, влияющие на размер операционных расходов, не зависят от воли и активности компании и к ним относятся:
- Инфляция. Чем выше ее уровень, тем больше компании несут дополнительных трат – это и выплата зарплаты и премий, процентов по займам в банки, на транспортировку или услуги сторонних компаний;
- Увеличение налоговых ставок и по внебюджетным расходам. Отчисления занимают значительный процент в расходной части предприятия и увеличение их ставок существенно влияет на рост расходов.
Внутренние факторы
К внутренним относятся:
- Объем производства и реализации готового товара. Несмотря на то что увеличение производственных мощностей требует дополнительных трат, себестоимость продукции может значительно снизиться за счет неизменного количества обслуживающего персонала. Например, механик обслуживал один станок, когда их стало 3-и зарплата механика прежняя, обслуживается уже трое станков, а продукции больше, значит и себестоимость ее ниже.
- Длительность цикла производства. С его сокращением снижается уровень инвестиционных затрат, кассовых операций, расходов на хранение продукции, уменьшаются издержки по дебиторской задолженности, расходы на оплату труда работников и управленцев.
- Показатель производительности труда из расчета на одно рабочее место. Чем больше это значение, тем меньше сумма по операционным расчетам с сотрудниками.
- Техническое состояние основных средств на предприятии. Чем больше изношено оборудование, тем больше требуется денег на амортизацию. В итоге возникает вопрос в эффективности приобретения новых станков.
- Количество собственного оборотного капитала. Чем выше процент собственных средств, используемых в деятельности компании, тем меньше потребности в заемном капитале, а значит происходит и снижение на обслуживание кредитов и займов.
Покупка основных средств
Приобретение компанией дорогостоящего объекта (недвижимости, оборудовании и т.д.) которые будут использованы в операционном процессе, чаще всего не вызывает проблем – такие затраты, естественно, капитализируются.
Но в практике нередки случаи, кода покупается несколько небольших недорогих объектов, запчасти для оборудования, производится модернизация арендованных объектов недвижимости.
Каждый из таких случаев может вызвать затруднения.
Для решения вопроса следует знать, что в соответствии со стандартами международной отчетности (МСФО) приобретение основных средств следует относить к капитальным затратам.
Соответственно, для вышеперечисленных и аналогичных способов, если необходима капитализация расходов, следует соблюсти условия признания основного средства.
Для этого должны быть соблюдены 4 перечисленных ниже критерия, 2 первых из которых определяют основное средство, а 2 последних – обязательные условия признания.
- Объекты предназначены для использования в операционной деятельности предприятия (производстве продукции, оказании услуг, поставке товаров, аренде, управлении и пр.).
- Предполагается использование объектов в течение длительного времени, которое многократно превышает длительность отчетного периода.
- Использование объектов делает вероятным получение предприятием экономических выгод в будущем.
- Стоимость объектов поддается оценке.
При соблюдении всех критериев, затраты можно капитализировать, например, учитывать как одно основное средство множество мелкой офисной мебели, или запасных частей, или инструментов, когда стоимость оного предмета незначительна, расходы на приобретение партии оказываются серьезными для компании.