Любое предпринимательство предусматривает определенные виды затрат. Среди них значительное место занимают так называемые коммерческие расходы. От их формирования и управления зависит эффективность всей хозяйственной и производственной системы предприятия.
Рассмотрим, что представляют собой коммерческие расходы организации, на что влияет их распределение и анализ, как их правильно отражать при финансовом учете, а также приведем конкретные примеры расчетов, касающихся коммерческих расходов.
Как отразить в учете производственной организации расходы на продажу (коммерческие расходы), если учетной политикой для целей бухгалтерского учета предусмотрено полное списание таких расходов на себестоимость продаж?
Расшифруем термин коммерческие расходы
Если организация занимается производством и реализацией товаров и/или услуг, у нее непременно возникают затраты, непосредственно связанные с ее прямой деятельностью. Затраты непосредственно на производство учитываются отдельно, остальные же и называются коммерческими, иначе внепроизводственными.
Какие расходы включаются в состав коммерческих?
К таким видам трат относятся:
- расходы, связанные с отгрузкой реализуемого товара;
- траты, связанные с процессом реализации;
- стоимость упаковки или тары, если ее не производят, а приобретают в другой организации;
- оплата сторонним упаковщикам, если используются их услуги;
- затраты на доставку товара до места назначения, определенного договором;
- рекламные и маркетинговые расходы;
- комиссии и отчисления посредникам;
- аренда складских помещений, магазинов и т.п.;
- обеспечение хранения товара;
- представительские издержки;
- расходы на лицензирование и/или сертификацию;
- заработная плата реализаторам;
- иные траты, близкие по назначению.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Допускается включение в коммерческие расходы затрат не только на реализацию, но и на покупку товаров. Такие затраты называются транспортно-заготовительными (ТЗР). Их распределяют между уже проданным и пока еще не реализованным товаром.
Роль коммерческих расходов в хозяйственном механизме организации
Успешной будет лишь та предпринимательская деятельность, которая ведет эффективный учет и управление своих финансовых результатов деятельности, к которым относятся и коммерческие расходы. Факторы их влияния на механизм хозяйствования весьма значительны и разноплановы.
- Прямая связь с рентабельностью производства – анализ динамики коммерческих расходов и способов управления ими показывает пути повышения эффективности предпринимательства, а также «слабые места», которым следует уделить повышенное внимание.
- Определение резервов снижения себестоимости продукции. Рост или падение коммерческих затрат ясно показывает финансовый потенциал по разным видам деятельности и типам производимых товаров.
- Ценовая политика – учет коммерческих расходов позволяет верно устанавливать расценки на продукцию предприятия.
- Расчет экономической эффективности в случае изменений технологий, модернизации, приобретения нового оборудования и т.п.
- Формирование ассортимента продукции – обоснование принятия решений о снятии каких-либо товаров с производства или внедрении новых.
- Доминантное положение в финансовом учете организации – именно коммерческие показатели являются главными бухгалтерскими отчетными единицами.
- Влияние на национальный доход в масштабах всего государства.
Какие данные бухучета используются при заполнении строки 2210 «Коммерческие расходы»?
Что относится к управленческим затратам?
К управленческим расходам относятся суммы, формируемые на счете 26 и связанные с содержанием общего имущества фирмы и организацией ее деятельности. Отличительный признак таких расходов — они не связаны напрямую с производством, оказанием услуг или торговлей. Примером управленческих расходов могут служить траты:
- на охрану;
- оплату интернета, услуг ЖКХ и связи;
- представительские расходы;
- зарплату бухгалтеров, юристов, кадровиков и прочего административно-управленческого персонала;
- охрану труда и семинары для работников;
- канцелярские принадлежности.
Управленческие расходы могут быть включены в себестоимость по мере продажи произведенной продукции. Тогда бухгалтер должен списать их проводкой по дебету счета 20 (23 или 29) и кредиту счета 26.
Второй способ учета управленческих расходов — отнести их в полной сумме в себестоимость того отчетного периода, в котором они возникли. Бухгалтер сделает в таком случае проводку Дт 90 Кт 26.
Выбранный порядок учета управленческих расходов должен быть указан в учетной политике компании (п. 20 ПБУ 10/99).
Подробнее о счете 26 узнайте из публикации «Счет 26 в бухгалтерском учете (нюансы)».
Как учитываются коммерческие расходы
Одна из ключевых коммерческих характеристик товара – его себестоимость. Определить ее можно только в процессе производства, поскольку она состоит из суммы средств, затраченных на само изготовление (производственные расходы) и на реализацию (коммерческие расходы).
Бухгалтерия организации должна учитывать такие затраты на счете 43 «Коммерческие расходы». Дебет показывает расходы на сбыт продукции по отчетному месяцу, кредит – суммы, которые были списаны на продукцию, проданную в отчетном месяце, а сальдо – затраты на отгруженную продукцию, которая еще не оплачена на начальные даты месяца.
Дебет счета 43 «Коммерческие расходы» позволяет учитывать этот тип затрат, проходящий по кредитам следующих счетов:
- затраты на тару и упаковку – счет 10 «Материалы»;
- расходы на транспортную доставку реализуемой продукции на склад покупателя или в пункт дальнейшего отправления (аэропорт, порт, железнодорожную станцию) – счет 23 «Вспомогательные средства»;
- плата за доставку покупателю, если она осуществляется сторонней организацией – счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
- зарплата сотрудникам, сопровождающим продукцию, продавцам и т.д. – счет 70 «расчеты с персоналом по оплате труда».
Ведомость 15 по учету общехозяйственных расходов, будущих и внепроизводственных, отражает результат аналитического учета коммерческих расходов.
Когда истекает отчетный месяц, эти виды расходов списываются на себестоимость проданных товаров. Можно использовать для этого прямой путь (на конкретные виды продукции), а допустимо распределить расходы пропорционально себестоимости и количеству проданных товаров (если затруднительно отнести продукцию к той или иной группе). Для этого применяется следующая проводка по бухгалтерии:
- дебет 46 «Реализация продукции, работ, услуг»;
- кредит 43 «Коммерческие расходы».
К СВЕДЕНИЮ! Если за отчетный месяц продана не вся планируемая продукция, а только какая-то ее часть, то коммерческие расходы по реализованной и нереализованной части продукции целесообразно распределить, например, по себестоимости товаров или иным приемлемым способом.
Новый план счетов и коммерческие расходы
Одно из новшеств бухучета предусматривает проведение коммерческих расходов по счету 44 «Расходы на продажу». Дебет этого счета накапливает суммы средств, затраченных на реализацию товаров, услуг, произведенных работ. Списание активов по этому счету идет по дебету счета 90 «Продажи».
Коммерческие расходы в бухгалтерском балансе
Баланс не предусматривает специальной статьи для коммерческих расходов. При составлении баланса остаток средств на счете 43 «Коммерческие расходы» приплюсовывается к остаткам, накопившимся на счете 45 «Отгруженные товары».
Правила ведения бухгалтерского учета в торговле
Внимание
Списание расходов полностью В соответствии с пунктом 9 ПБУ 10/99 коммерческие и управленческие расходы можно полностью включать в себестоимость проданной продукции, если они признаются расходами по обычным видам деятельности. Если фирма с начала года перешла на такой порядок списания, то несписанный остаток коммерческих расходов за прошлый отчетный период она должна списать на счет 84 «нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» (п. 15 ПБУ 1/2008). Пример ООО «Пассив» производит продукцию. Согласно учетной политике на отчетный год коммерческие расходы признаются расходами по обычным видам деятельности и полностью учитываются в себестоимости проданной продукции.
На начало года в учете «Пассива» числится остаток коммерческих расходов в сумме 6000 руб. Эту сумму бухгалтер «Пассива» спишет проводкой:ДЕБЕТ 84 КРЕДИТ 44 — 6000 руб.
Коммерческие расходы и налогообложение
Сложность состоит в том, что приходится отделять затраты на сбыт продукции и траты на рекламу, которые также являются внереализационными, но нормируются по другой статье Налогового Кодекса (п. 4 ст. 264 НК РФ).
В налоге на прибыль доля налога на рекламу составит не более 1% выручки, что составит разницу в налоговом и бухгалтерском учете.
НАПРИМЕР. ООО «Примавера» за отчетный период по нарастающей получила выручку в размере 6 500 000 руб. без учета налога на добавленную стоимость. Расход на рекламу по данным бухгалтерского учета составил 70 000 руб. Рассчитаем, в каком количестве может использоваться затраты на рекламу для вычисления налога на прибыль.
По норме расходов на рекламу, приведенной в п. 4 ст. 264 НК РФ, рекламные траты не могут превышать 1% от выручки: 6 500 000 х 1% = 65 000 руб. Этот процент меньше, чем реально затраченные на рекламу средства – 70 000 руб. Следовательно, налог на прибыль будет считаться только с 65 000 руб., а разница в налоговом и бухгалтерском учете составит 5 тыс. руб.
Делаем выводы
Учитывая, что интересующая нас организация занимается исключительно торговыми операциями, все расходы, кроме стоимости приобретения товаров, следует считать связанными с куплей-продажей товаров и необходимо учитывать в бухгалтерском учете на счете 44. Счет 26 такая организация задействует только в том случае, если начнет осуществлять другие виды деятельности, связанные с производственным процессом.
В то же время это не означает, что в отчете о прибылях и убытках все эти расходы должны быть указаны как коммерческие. Предприятие вполне может принять решение отражать в такой форме и коммерческие, и управленческие расходы, если эта информация важна для пользователей отчетности (если быть точнее — уместна). Откуда это следует?
В соответствии с п. 6.1 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России <2> информация, формируемая в бухгалтерском учете, должна быть полезной пользователям. Информация считается полезной, если она уместна, надежна и сравнима. С точки зрения заинтересованных пользователей информация уместна, если ее наличие или отсутствие оказывает или способно оказать влияние на решения (включая управленческие) этих пользователей, помогая им оценить прошлые, настоящие или будущие события, подтверждая или изменяя ранее сделанные оценки. В свою очередь, на уместность информации влияют ее содержание и существенность.
<2> Одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России, Президентским советом ИПБ РФ 29.12.1997.
Поскольку российское бухгалтерское законодательство стремительно сближается с требованиями МСФО, считаем уместным заглянуть и в МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности» <3>, в котором нас интересует раздел «Информация, подлежащая представлению в отчете о совокупном доходе или в примечаниях». В соответствии с п. 99 этого Стандарта предприятие должно представить анализ расходов, признанных в составе прибыли или убытка, с использованием классификации, основанной либо на характере затрат, либо на их функции в рамках предприятия в зависимости от того, какой из подходов обеспечивает надежную и более уместную информацию. То есть находим все то же требование — уместность.
<3> Введен в действие на территории РФ Приказом Минфина России от 25.11.2011 N 160н.
В МСФО (IAS) 1 предприятиям на выбор предложен один из двух вариантов раскрытия информации о расходах в отчете о совокупном доходе за период (у нас это отчет о прибылях и убытках) (руководство компании выбирает наиболее уместный и надежный способ представления информации).
Первой формой анализа является метод «по характеру затрат». При его использовании расходы объединяются в зависимости от их характера (например, амортизация основных средств, закупки материалов, транспортные расходы, вознаграждения работникам и затраты на рекламу).
Оптимизация коммерческих расходов
Эффективное снижение затрат на реализацию – прямой путь к повышению прибыльности и рентабельности. Можно выделить следующие пути оптимизации данного типа расходов:
- уменьшение затрат не должно быть самоцелью, гораздо важнее организовать эффективное управление;
- любая единица трат должна приносить максимально эффективный итог;
- следует помнить, что расходы – результат как действий, так и бездействий;
- снижение расходов невозможно без соответствующих затрат, вложенных в это;
- поддержание уровня трат на оптимальном уровне уже считается удачным с точки зрения экономической эффективности;
- не следует жалеть расходы, которые помогут застраховаться от более существенных затрат;
- аналитическая работа по оптимизации коммерческих затрат должна быть постоянной.