Подтверждение основного вида деятельности в 2021 году обязательно для всех страхователей. Бюджетные учреждения не являются исключением. Документ необходим для определения тарифа страховых взносов в части страхового обеспечения от несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
Хотя администрирование страховых взносов передано в ФНС (гл. 34 НК РФ), эти взносы контролирует по-прежнему ФСС (закон № 125-ФЗ от 24.07.1998). Предельный срок предоставления заявления о подтверждении основного вида деятельности — до 15 апреля текущего года.
То есть подтвердить вид экономической деятельности на 2021 год нужно будет не позднее 15.04.2019.
Как и куда сдавать подтверждение основного вида деятельности
Предоставить подтверждение вида экономической деятельности нужно в территориальное отделение Фонда социального страхования по месту нахождения бюджетной организации или филиала. Допустимы два варианта сдачи: на бумаге или электронно. Бумажную документацию следует принести лично в отделение Соцстраха или сдать через официального представителя (по доверенности).
В 2021 году у большинства компаний бюджетной сферы возникли проблемы с предоставлением бумажной отчетности. Сотрудники ФСС попросту отказывались принимать документы, требуя отчитываться электронно через официальный сайт «Госуслуги» или другие сервисы (необходима регистрация). Такая ситуация незаконна, но идти на конфликт решились не многие.
Источник информации о присвоенных кодах при обращении в органы Росстата
Данные об ОКВЭД, несмотря на хранение учетных сведений в реестрах ИФНС, распространяются органами статистики. При обращении представителя предприятия территориальный орган предоставит письмо об указанных видах деятельности, актуальных на момент обращения. Основанием для выдачи информации служит письменное заявление лица.
Документ выдается законному представителю юридического лица или ИП с доверенностью. Обратиться без доверенности может руководитель организации или индивидуальный предприниматель. До 2021 года данные представлялись на бумажном носителе в форме письма с печатью официального органа. Сегодня доступными являются данные, полученные через сайт статистического ведомства. Лицо, обладающее регистрационными данными о предприятии, имеет возможность получить актуальные данные ОКВЭД организации в электронном виде.
Как подтвердить основной вид деятельности в ФСС
Все плательщики взносов на травматизм обязаны заполнить такие документы:
- бланк заявления о подтверждении основного вида экономической деятельности;
- бланк справки подтверждения основного вида экономической деятельности.
Формы заявления и справки подтверждения вида экономической деятельности определены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2006 № 55 (последние изменения 25.01.2017).
Страхователи вправе самостоятельно определить тариф взносов на травматизм, а также определить размер скидки, в зависимости от класса риска по ОКВЭД.
Способы подачи документов
Сдать заявление на подтверждение деятельности и справку можно одним из следующих способов:
- Лично работнику ФСС руководителем либо его доверенным лицом;
- Отправить документы почтовым отправлением либо курьерской службой;
- Передать в электронном формате при помощи сайта «Госуслуги».
Если документы подает представитель организации, то ему нужно иметь на руках доверенность для выполнения указанного действия. Сдача данных документов в электронном формате не предусмотрена через популярные системы ЭДО – «Сбис», «Контур-Экстерн» и т. д. Для этих целей нужно только использовать сайт «Госуслуги».
Если у организации на нем еще нет учетной записи, то нужно предварительно выполнить регистрацию директора как физического лица, подтвердить ее, и только после этого из-под него провести регистрацию компании.
Подтверждение регистрации можно выполнить при помощи усиленной цифровой подписи, которую можно оформить в ближайшем удостоверяющем центре. В дальнейшем с ее помощью можно будет заходить на портал.
Внимание! На одной учетной записи руководителя может быть зарегистрировано несколько организаций. Однако для каждой из них должен существовать отдельный ключ ЭЦП.
Справку в бумажной форме можно передать только тогда, когда средняя численность не более 20 человек. Компании, у которых количество работников выше, должны производить передачу пакета документов только электронно. Бумажные бланки в этом случае приняты не будут, и игнорирование этого факта будет расценено как не предоставление справки с соответствующими последствиями.
Кто может претендовать на пониженные тарифы
Тип организации | Условия |
Общественные организации инвалидов | Не менее 80 % от всех выплат физическим лицам полагаются инвалидам или их законным представителям |
Организации, уставный капитал которых сформирован из взносов общественных организаций инвалидов (100 %) | Не менее 50 % от среднесписочной численности — инвалиды, а также не менее 25 % от всех выплат полагаются инвалидам |
Учреждения, созданные для достижения социально значимых направлений (целей) для инвалидов | Для культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям. Дополнительное условие: единственными собственниками могут являться только общественные организации инвалидов |
Все государственные организации | Выплаты инвалидам (1, 2 или 3 группы) |
Если учреждение не предоставит заявление и справку-подтверждение основного вида экономической деятельности в ФСС, наказания не будет. Законом не предусмотрено административной ответственности за данное нарушение. Но для таких страхователей Соцстрах установит максимальные тарифы, которые нельзя будет снизить в течение всего года.
Ответственность предприятия за использование незаявленных ОКВЭД
В процессе ведения деятельности предприятия часто не следят за актуальностью данных об ОКВЭД, внесенных в реестр. Об изменении кодов ОКВЭД предприятие обязано сообщить в трехдневный срок (п. 5 ст. 5 ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ). В отдельных случаях организации или ИП не придают значения внесению изменений в реестр.
Положения ст.49 ГК РФ устанавливают правоспособность юридического лица. Организации имеют право заниматься всеми разрешенными видами бизнеса. Ограничения действуют только в случаях использования в деятельности лицензирования, участия в СРО или отдельных видов допуска по типам работ саморегулируемой организацией.
Законодательством предусмотрено административные наказания предприятиям за нарушения, состоящие в непредставлении данных или подаче недостоверных либо заведомо ложных сведений. Санкции предусмотрены ст. 14.25 КоАП.
Характеристика нарушения | Статья КоАП | Форма санкции |
Несвоевременное представление организациями или ИП сведений, предусмотренных законом, в регистрирующий орган | п. 3 ст. 14.25 КоАП | КоАП предусмотрено предупреждение или наложение штрафа в размере 5 тысяч рублей. Штраф налагается на должностных лиц (директора организации или ИП) |
Непредставление сведений или подача недостоверных данных об организации или ИП в регистрирующий орган | п. 4 ст. 14.25 КоАП | Штраф в размере от 5 до 10 тысяч рублей, налагаемый на должностных лиц |
Повторное непредставление данных или подача заведомо ложных сведений, не попадающий под положения УК РФ | п. 5 ст. 14.25 КоАП | Дисквалификация должностных лиц на срок от 1 года до 3 лет |
Особенность предъявления протокола об административном правонарушении состоит в ограниченном сроке наложения санкции. Если административное наказание, по которому не были представлены сведения об ОКВЭД, наложено по истечении 2 месяцев, правомочность санкций отсутствует. Срок исчисляется с даты совершения нарушения.
Пошаговая инструкция заполнения для бюджетников
Сначала определите вид экономической деятельности. Для чего это необходимо? Зачастую бюджетные учреждения функционируют по нескольким видам ОКВЭД. Например, дошкольное и общее образование в одной организации (школа-сад). Чтобы определить код, по которому следует отчитаться, нужно определить удельный вес для каждого вида ОКВЭД.
Определяем вид по формуле:
Например, начальная школа-сад «Колокольчик». Доходы за 2021 г. по виду ОКВЭД «Дошкольное образование» — 10 000 рублей, по виду ОКВЭД «Начальное образование» — 21 000 рублей. Доходы по виду ОКВЭД «Присмотр и уход» (вид платных услуг) — 4000 рублей. Общие доходы — 35 000 рублей.
Удельный вес по виду экономической деятельности «Дошкольное образование»: 10 000 / 35 000 × 100 % = 28,5 %.
Удельный вес по виду экономической деятельности «Начальное образование»: 21 000 / 35 000 × 100 % = 60 %.
Удельный вес по виду «Присмотр и уход за детьми»: 4000 / 35 000 × 100 % = 11,5 %.
Следовательно, основной вид деятельности для бюджетного учреждения начальная школа-сад «Колокольчик» — «Общее образование». Переходим к заполнению справки.
Как заполнить справку-подтверждение основного вида деятельности
Для заполнения справки информация берется из документов:
- Выписка из ЕГРЮЛ.
- Отчет о среднесписочной численности сотрудников за предшествующий календарный год.
- Бухгалтерская годовая отчетность за прошлый период, а именно пояснительная записка (копия), в которой указано распределение доходной части по виду ОКВЭД. Либо используйте формы ОКУД 0503737, соглашение о предоставлении субсидий (на муниципальное задание и иные цели), налоговая отчетность.
Проставляем дату — не позднее последнего срока предоставления.
Использование актуальных данных о кодах деятельности
ОКВЭД имеет важное значение для партнерских отношений при заключении контрактов, для лицензирования, открытия расчетного счета в банке и использования специальных систем налогообложения. Сведения представляются при ведении внешнеэкономической деятельности и прохождения таможни.
Государственные структуры используют коды для создания полной информации реестров учреждений. При участии в тендере на получение госзаказа предприятие должно иметь соответствующий запросу код деятельности.
Необходимость использования ОКВЭД | Описание | Особенности |
Получение предприятием налогового вычета по НДС | При проверке правомочности вычета ИФНС обращает внимание на наличии ОКВЭД, позволяющего вести деятельность, облагаемую НДС | При отказе в вычете (возмещении) НДС оспорить действия налоговых органов можно по решению суда |
Применение специального режима налогообложения ЕНВД | При использовании ЕНВД необходимо заявить о деятельности, попадающей под действие режима | ИФНС может отказать предприятию в постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД |
Использование ЕСХН | Применение ЕСХН возможно при указании в составе ОКВЭД соответствующих кодов | Применять ЕСХН могут предприятия, осуществляющие производство сельхозпродукции |
Большинство проблемных вопросов, связанных с отказом ИФНС в предоставлении профессиональных вычетов, возмещения НДС, применения специальных режимов, решаются в порядке судебного делопроизводства. Имеются положительные решения судов по искам налогоплательщиков, основанные на позиции отсутствия требования в НК РФ о необходимости соответствия деятельности и указанных кодов.
Как заполнить заявление
Алгоритм прост:
- Указываем дату составления заявления.
- Прописываем наименование территориального отделения Фонда социального страхования.
- Название организации, ее регистрационный номер и код подчиненности. Код для заявления можно узнать в ФСС.
- Указываем, что учреждение является государственным (муниципальным).
- Прописываем год, за который произведены расчеты удельного веса доходов по ОКВЭД.
- Указываем в заявлении код вида основной экономической деятельности согласно справке.
- Обозначаем сопроводительные документы и количество листов.
Не забудьте проверить, какие коды ОКВЭД вы указали в справке и заявлении. В 2021 действует новый классификатор, утвержденный Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст (ред. от 10.07.2018). Указывать в справке и заявлении на подтверждение основного вида экономической деятельности старые коды недопустимо.
Сроки предоставления справки в 2019 году
Положения законодательных актов устанавливают, что справка-подтверждение по главному направлению деятельности должна представляться не позже пятнадцатого апреля, следующего за отчетным годом. Связано это с тем, что при ее составлении потребуется использовать сведения, содержащиеся в годовом бухгалтерском отчете.
Таким образом компании должны направить в ФСС документы за 2018 год не позднее 15 апреля 2021 года. При этом никаких переносов дат из-за выпадания их на дни отдыха и праздник не предусмотрено. Этот срок в 2021 году не выпадает на выходной, поэтому крайним периодом сдачи справки-подтверждения в следующем году будет также 15 апреля 2019 года.
Вам будет интересно:
Отчетность в 2021 году для ООО и ИП: сроки сдачи, общая таблица для ООО, УСН, ЕНВД, ЕСХН
Однако, это мнение представителей ФСС. И если компания отправить справку 16 апреля, она сможет скорее всего сможет отстоять свою точку зрения в суде.
Внимание! Справку-подтверждение можно отправить и раньше, начиная с самого начала года. После ее получения, если орган ФСС примет решение об изменении тарифа, он должен до 1 мая уведомить об этом страхователя.