Последствия низкой налоговой нагрузки
По мнению налоговиков, низкая налоговая нагрузка по НДС – повод для вызова налогоплательщика на комиссию.
Выявление таких налогоплательщиков осуществляется на основании деклараций по НДС, представленных за ряд налоговых периодов, в которых отношение суммы НДС, подлежащей вычету, к сумме исчисленного налога с налоговой базы составила 89 процентов и более (письмо ФНС РФ от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы»). Правда, недавно Минфин РФ отменил данное разъяснение налоговой службы (письмо от 21.03.2017 № ЕД-4-15/5183).
Но это вовсе не означает, что налоговики перестанут сопоставлять размер вычета налогоплательщиков, указанный в декларациях, с допустимыми показателями по региону. В любом случае в п. 3 Общедоступных критериев оценки рисков прописано, что у компании есть риск попасть в план выездных проверок, если доля вычетов по НДС равна либо превышает 89 процентов суммы начисленного налога. Обратите внимание: сама по себе низкая налоговая нагрузка не является доказательством неуплаты налогов.
Доначислить налоги и оштрафовать за их неуплату ИФНС может, только если по итогам налоговой проверки установлены нарушения НК РФ (п. 50 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57).
Действия при превышении безопасной доли
Если после сдачи декларации вы посчитали, что доля вычетов превышает среднюю региональную или 89 %, тогда есть два варианта действии:
Подаем уточненную декларацию
У налогоплательщика всегда есть право подать уточненную декларацию. В ней заявите к вычету сумму меньше, чем в первичном отчете. Большую часть вычетов можно без проблем заявить в течение 3-х лет.
Важно! Убедитесь, что ваши вычеты можно перенести.
Безопасная доля вычетов по НДС в регионах Российской Федерации на I квартал 2021 года
Регион | Доля, % | |
01 | Адыгея республика | 85,8 |
02 | Башкортостан республика | 88,1 |
03 | Бурятия республика | 80,1 |
04 | Алтай республика | 92,2 |
05 | Дагестан республика | 86,4 |
06 | Ингушетия республика | 98,2 |
07 | Кабардино-Балкарская республика | 94,4 |
08 | Калмыкия республика | 74,7 |
09 | Карачаево-Черкесская республика | 95,1 |
10 | Карелия республика | 86,1 |
11 | Коми республика | 81,2 |
12 | Марий Эл республика | 92,4 |
13 | Мордовия республика | 88,5 |
14 | Саха /Якутия/ республика | 88,1 |
15 | Северная Осетия — Алания республика | 86,7 |
16 | Татарстан республика | 88,4 |
17 | Тыва республика | 78,4 |
18 | Удмуртская республика | 81,0 |
19 | Хакасия республика | 92,8 |
20 | Чеченская республика | 102,0 |
21 | Чувашская Республика — Чувашия | 82,2 |
22 | Алтайский край | 89,7 |
23 | Краснодарский край | 89,4 |
24 | Красноярский край | 78,4 |
25 | Приморский край | 95,9 |
26 | Ставропольский край | 90,4 |
27 | Хабаровский край | 87,9 |
28 | Амурская область | 113,4 |
29 | Архангельская область | 84,9 |
30 | Астраханская область | 55,7 |
31 | Белгородская область | 90,7 |
32 | Брянская область | 95,2 |
33 | Владимирская область | 83,7 |
34 | Волгоградская область | 87,3 |
35 | Вологодская область | 84,8 |
36 | Воронежская область | 92,3 |
37 | Ивановская область | 93,8 |
38 | Иркутская область | 80,4 |
39 | Калининградская область | 67,7 |
40 | Калужская область | 88,2 |
41 | Камчатский край | 90,9 |
42 | Кемеровская область | 84,1 |
43 | Кировская область | 86,7 |
44 | Костромская область | 85,1 |
45 | Курганская область | 88,8 |
46 | Курская область | 89,1 |
47 | Ленинградская область | 85,1 |
48 | Липецкая область | 91,4 |
49 | Магаданская область | 99,7 |
50 | Московская область | 90,1 |
51 | Мурманская область | 79,9 |
52 | Нижегородская область | 88,0 |
53 | Новгородская область | 84,5 |
54 | Новосибирская область | 90,0 |
55 | Омская область | 85,1 |
56 | Оренбургская область | 74,5 |
57 | Орловская область | 92,3 |
58 | Пензенская область | 89,6 |
59 | Пермский край | 79,4 |
60 | Псковская область | 90,6 |
61 | Ростовская область | 91,6 |
62 | Рязанская область | 86,9 |
63 | Самарская область | 86,0 |
64 | Саратовская область | 85,5 |
65 | Сахалинская область | 86,6 |
66 | Свердловская область | 87,4 |
67 | Смоленская область | 91,6 |
68 | Тамбовская область | 96,7 |
69 | Тверская область | 88,7 |
70 | Томская область | 74,2 |
71 | Тульская область | 93,3 |
72 | Тюменская область | 85,9 |
73 | Ульяновская область | 90,8 |
74 | Челябинская область | 88,6 |
75 | Забайкальский край | 91,2 |
76 | Ярославская область | 85,6 |
77 | Москва город | 89,0 |
78 | Санкт-Петербург город | 90,4 |
79 | Еврейская автономная область | 90,6 |
83 | Ненецкий автономный округ | 125,7 |
86 | Ханты-Мансийский Автономный округ — Югра автономный округ | 63,0 |
87 | Чукотский автономный округ | 90,9 |
89 | Ямало-Ненецкий автономный округ | 71,0 |
91 | Крым республика | 87,8 |
92 | Севастополь город | 81,4 |
99 | Байконур город | 50,9 |
НДС — это сколько процентов?
Многих налогоплательщиков волнует вопрос, сколько НДС необходимо исчислять при тех или иных операциях. В зависимости от конкретной хозяйственной операции применяемая ставка может быть разной: 0, 10 или 18%. Чтобы решить, сколько НДС нужно начислить, необходимо разобраться с условиями применения ставок.
То, какой процент НДС в России составляет для различных налогоплательщиков и разных ситуаций, оговаривается в ст. 164 НК РФ.
Максимальная ставка 18% не изменялась с 2004 года после принятия закона от 07.07.2003 № 117-ФЗ. Так что вопрос, какой процент НДС в России является максимальным, для многих уже неактуален.
Чем грозят завышенные вычеты партнеров
Даже когда ваша компания вписалась в безопасные пределы, ей грозит углубленная проверка, если контрагенты заявили сверхнормативные вычеты. Налоговики захотят убедиться, что сделки провели не на бумаге. В результате можно потерять миллионы. Будьте готовы к запросам налоговиков по «встречке». Представьте им досье на контрагента, чтобы убедить их в своей должной осмотрительности. Досье можно подготовить в этом сервисе . Вам нужно доказать, что сделка реальна и исполнил ее именно ваш партнер. Иначе доначислений не избежать.
Отсрочка уплаты НДС: возможна ли?
Законодатель продумал и закрепил схему отсрочки платежа по налогам. То значит, что заплатить НДС позже возможно на законных основаниях. Давайте посмотрим, на какое число сместится тогда уплата НДС за 2 квартал 2021 года, если к 25 июля у нас не будет достаточной суммы для расчета с бюджетом.
Правила отсрочки платежей в бюджет закреплены в ст. 64 НК РФ. Алгоритм един для всех налогов, в том числе и НДС: можно оформить рассрочку или получить отсрочку платежа. Если существуют веские основания, уплату можно отсрочить на период до года. Вносить платежи разрешается поэтапно.
ВАЖНО: отсрочить платеж по федеральным налогам в федеральный бюджет можно на срок до 3-х лет, это же правило действует в отношении страховых взносов.
Веским считается основание, по которому текущее финансовое положение налогоплательщика не позволяет ему сейчас уплачивать налоги:
- Ущерб в результате стихийных бедствий.
- Несвоевременное зачисление бюджетных ассигнований.
- Угроза банкротства.
- Сезонный характер производства.
- В связи с отсрочкой, предусмотренной законодательством Таможенного союза.
- Нехватка средств для уплаты сразу всех налогов, сборов и штрафных санкций, предъявленных ФНС налогоплательщику по результатам налоговой проверки.
Чтобы использовать свое право на отсрочку (рассрочку) платежа по НДС, следует составить соответствующее заявление (п. 5 ст. 64 НК РФ) и приложить документы-основания.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Перед сдачей квартального отчета по НДС бизнес на основной системе налогообложения прежде всего интересует, какую часть налога принять к вычету, чтобы ФНС не постучала в дверь с проверкой. О том, какая доля вычетов по НДС безопасна для вашего региона в 2020 году, расскажем далее.
Как посчитать нагрузку по страховым взносам
Что сравнить нагрузку компании со средней по конкретному виду деятельности, ее необходимо рассчитать. Нагрузку компании по взносам посчитайте по формуле.
Нагрузка по взносам = Сумма взносов : Выручку х 100%
Специалисты ФНС порекомендовали при расчете брать ту сумму взносов, которую компания начислила в 2021 году и уплатила в этом же году. А взносы, которые компания начислила в 2021 году, но перечислила в 2021 году, не учитывать, поскольку компания рассчитывала их еще по Закону № 212-ФЗ, а ФНС в своих данных учитывает только взносы по главе 34 Налогового кодекса. Выручку возьмите из строки 2110 отчета о финансовых результатах.
Если в цепочке поставщиков — Однодневки и спец режимы
По мнению ФНС и СК основной признак налоговых нарушений при уменьшении налогов — имитация реальной экономической деятельности. Об имитации экономической деятельности свидетельствуют дробление бизнеса через использование спец режимников, и применение (взаимодействие) с фирмами-однодневками.
При использовании спец режимов, создается имитация работы нескольких лиц на спец режимах (подставных лиц), в то время, как в реальности все они действуют как одно лицо. Задача налоговых и следственных органов — эти признаки выявить и документально закрепить. Причем, грамотная работа налоговых органов в рамках налоговых проверок является основой для своевременного закрепления необходимых доказательств, с целью мотивированного направления материалов в следственные органы.
Выявлении фирм-однодневок в цепочке поставщиков товаров, работ, услуг является сигналом для инспекций ФНС, что эти фирмы – элемент налоговой схемы по уклонению от уплаты налогов, и принадлежат однодневки либо поставщику, либо покупателю.
В таких ситуациях действия налоговых органов во время налоговой проверке должны быть направлены на установление принадлежности посредников-однодневок поставщику/покупателю, что свидетельствует о прямом умысле на уклонение от уплаты налогов. В случае установления подобных обстоятельств в ходе налоговой проверки, они должны быть отражены налоговыми органами в материалах налогового контроля, как доказательства совершения умышленной неуплаты или неполной уплаты сумм налога.
Оценка действий конкретных должностных лиц. С 2017г. налоговым органам вменено в обязанность всегда выявлять роль конкретных лиц в совершении налогового правонарушения. Даже в тех случаях, когда об уголовном преследовании речи не идет. Сведения о таких должностных лицах и их умышленных действиях отражаются в акте налоговой проверки, а доказательства – приобщаются к материалам проверки.
Какими доказательствами налоговая обосновывает умысел:
Прямыми доказательствами:
- показания свидетелей,
- наличие изъятых документов, раскрывающих фактические намерения лица и их реализацию (записи, документы и (или) файлы «черной бухгалтерии»),
- видео- и аудиозаписи,
- результаты прослушивания телефонных и иных переговоров.
Поскольку неуплата налогов совершается организацией, суды выявляют вину, установив отсутствие случайностей в последовательности событий и действий, имеющих отношение к обстоятельствам совершенного правонарушения. При этом конкретный ряд неслучайных действий, пусть и якобы независимых лиц должен быть подчинен единой воле и приводить к противоправному результату.
Для доказывания используются установленные Кодексом мероприятия налогового контроля:
- получение пояснений налогоплательщика,
- допросы,
- истребование документов (информации),
- осмотры,
- выемка,
- направление запросов в банки.
- В качестве доказательств налоговые органы могут использовать вступившие в силу приговоры в отношении должностных лиц контрагентов.
Сроки уплаты НДС в 2021 году
Мы разделили налогоплательщиков на 4 группы, чтобы было проще сориентироваться в сроках внесения платы в бюджет:
Группа 1: налогоплательщики и налоговые агенты кроме фирм, указанных во 2 пункте нашего списка.
К примеру, за 1 квартал 2021 года такие плательщики НДС должны внести причитающуюся к уплате сумму в срок до 25.04.2018 включительно. Общую величину налога допускается разбить на части и перечислять по 1/3: в апреле, мае и июне не позднее 25-х чисел этих месяцев. Подробнее о том, как платить НДС таким налогоплательщикам можно прочитать в п. 1.1 ст. 174 НК РФ.
Пример:
НДС к уплате за 3 квартал 2021 г. – 185 260 руб. При делении суммы на три получается 61 753,33 руб. (185 260 руб. / 3).
Уплатить НДС нужно в такие сроки:
- не позднее 25.10.2018 – первый платеж 61 753 руб.
- не позднее 26.11.2018 – второй платеж 61 753 руб.
- не позднее 25.12.2018 – третий платеж 61 754 руб.
Далее приведем единую таблицу со сроками уплаты НДС в 2018 году:
Группа 2: налоговые агенты, купившие продукцию или работы у лиц, которые не должны и не состоят на налоговом учете на территории России.
Такие налогоплательщики НДС вносят плату в тот самый день, когда произошла фактическая оплата за приобретенные товары или услуги (п. 4 ст. 174 НК РФ).
Группа 3: неплательщики НДС, которые тем не менее выставили счет-фактуру с НДС на основании требований ст. 173 НК РФ.
Срок уплаты НДС, например, за 1 квартал 2021 года для них — 25.04.2018 включительно. Разбивать сумму на 3 части в данном случае нельзя.
Группа 4: импортеры продукции из ЕАЭС и прочих стран.
Для них есть 2 правила:
- При импорте из стран ЕАЭС налог уплачивают не позднее 20 числа месяца, когда товары приняты на учет. Это правило вытекает из норм Договора о ЕАЭС (п. 19 Приложения № 18).
- При импорте из других стран платить НДС нужно сразу на таможне при уплате прочих таможенных платежей, не дожидаясь окончания отчетного периода по НДС.
Вот таблица со сроками:
Период, за который уплачивается НДС | Крайний срок уплаты |
Январь 2018 | 20.02.2018 |
Февраль 2021 года | 20.03.2018 |
Март 2021 года | 20.04.2018 |
Апрель 2021 года | 21.05.2018 (20 мая – воскресенье) |
Май 2021 года | 20.06.2018 |
Июнь 2021 года | 20.07.2018 |
Июль 2021 года | 20.08.2018 |
Август 2021 года | 20.09.2018 |
Сентябрь 2021 года | 22.10.2018 (20 октября – воскресенье) |
Октябрь 2021 года | 20.11.2018 |
Ноябрь 2021 года | 20.12.2018 |
Декабрь 2021 года | 21.01.2019 (20 января – воскресенье) |
Что проверяют для установления умысла на уклонение
В первую очередь исследуют вопрос о конкретных должностных лицах организации, в результате действий которых совершено налоговое правонарушение. Прежде всего, это лица, в обязанности которых входит подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, обеспечение полной и своевременной уплаты налогов и сборов, а равно иные лица, если они были специально уполномочены органом управления организации на совершение таких действий. К ним могут быть отнесены:
— руководитель организации-налогоплательщика,
— главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера).
С этой целью в ходе налоговой проверки исследуются:
1) штатное расписание;
2) приказы о назначении на должность лиц, ответственных за финансово-хозяйственную деятельность организации в проверяемом периоде, и материалы о привлечении их к административной ответственности (если привлекались);
3) договор с управляющей организацией или управляющим (при наличии);
4) доверенности на совершение отдельных действий, которые повлияли на совершение налогового правонарушения;
5) должностные инструкции лиц, ответственных за финансово-хозяйственную деятельность организации в проверяемом периоде;
6) пояснения должностных лиц организации по фактам налоговых правонарушений, выявленных в ходе проверки (при отсутствии письменных возражений по акту налоговой проверки).
Вместе с тем, в ходе налоговой проверки налоговые органы обязаны устанавливать, проверять и затем отражать в акте налоговой проверки обстоятельства (при их наличии), исключающие вину конкретного лица в совершении организацией налогового правонарушения, например, в результате введения в заблуждение другими должностными лицами и менеджерами, в результате добросовестного заблуждения. Но, регулярно, на установление этих обстоятельств у налоговиков не хватает времени, желания или квалификации.
В виду сложности и трудоемкости доказывания умысла на уклонение от уплаты налогов, инспекции ФНС РФ регулярно и тесно взаимодейтсвуют с оперативными подразделениями МВД и СК РФ.
При изложенных обстоятельствах, с 2021г. поведение налогоплательщиков во время налоговых проверок (камеральных, выездных) а так же вне мероприятий налогового контроля находится под постоянным и перекрестным контролем и ФНС РФ и правоохранительных органов.
Москва
По состоянию на 18 декабря 2021 года
Как определяется безопасный размер
Вы не уверенны в том, достаточную ли сумму НДС указали в декларации и правильно ли она рассчитана? Это частая проблема многих ИП и организаций, так как точные объемы добавочной стоимости, определяются многими факторами, начиная от собственной наценки компании при покупке сырья или товара, заканчивая сезонностью, объемами продаж, отраслью производства изменением котировок валют, прочих факторов
Для того чтобы исключить ложности расчетами был введен размер безопасного вычета, процент которого определяется налоговой службой на основе ряда экономических показателей по стране. Доля вычетом по НД по регионам в значительной степени отличается друг от друга. Где то этот показатель не превышает 70%, а в других областях напротив, держится на уровне в 100% и более. Средний уровень по России по итогам 2021 года составляет 87,08%. По Москве он равен 88,20% при этом предельный вычет, не должен быть выше этого процента. Далее мы рассмотрим, как этот процент влияет на формирование отчетности.