Текущий и капитальный ремонт, прохождение периодических техосмотров автомобилей – насущная необходимость, позволяющая поддерживать имущество в состоянии, пригодном для эксплуатации, с целью извлечения прибыли. В ходе этих мероприятий возникают расходы, которые необходимо отражать в налоговом и бухгалтерском учете. К таким расходам можно отнести приобретение запчастей, ремонтные работы технических специалистов СТОА, ремонтных мастерских, профилактические осмотры техники.
Вопрос: Как отразить в учете организации-арендатора расходы на текущий ремонт автомобиля, полученного по договору аренды без экипажа, произведенный вспомогательным производством организации? Затраты на текущий ремонт автомобиля составили 40 000 руб. (в том числе материалы, заработная плата работников, страховые взносы). В месяце завершения ремонтных работ использованные материалы стоимостью 24 000 руб. полностью оплачены, а заработная плата и страховые взносы оплачены в следующем месяце. Автомобиль используется в основном производстве организации. Резерв на ремонт основных средств (ОС) для целей налогообложения прибыли организацией не создавался. Организация составляет промежуточную бухгалтерскую отчетность на последнее число каждого календарного месяца. Посмотреть ответ
Капремонт двигателя автомобиля как отразить в бухучете
Дата публикации 29.07.2019
В связи с поломкой двигателя в автомобиле организация закупила и установила в автомобиль новый двигатель стоимостью 126 000,00 руб. (в т.ч. НДС 20% – 21 000,00 руб.). Как в бухгалтерском и налоговом учете отразить операцию по замене двигателя?
Для отражения в бухгалтерском и налоговом учете операций по замене автомобильного двигателя необходимо понять, что было сделано – капитальный ремонт основного средства или его модернизация.
Двигатель в нерабочем состоянии, т.е. дальнейшая эксплуатация его невозможна. Если в результате замены двигателя на новый первоначальные технико-экономические характеристики автомобиля не изменились, можно говорить о ремонте основного средства. Если же в результате замены двигателя в автомобиле произошли качественные (функциональные) изменения (увеличилась мощность двигателя, сократилось время разгона автомобиля и т.п.), тогда можно говорить о модернизации основного средства.
Если мощность нового двигателя больше, то даже при наличии дефектной ведомости и письменного заключения эксперта или автосервиса о невозможности эксплуатации автомобиля без замены двигателя безопаснее расценивать такую замену как модернизацию (техническое перевооружение, реконструкцию). Например, Минфин России отнес к расходам по техническому перевооружению замену на самолете сломанных агрегатов на новые с улучшенными техническими характеристиками (письмо Минфина России от 18.04.2006 № 03-03-04/1/358). Судебная практика в этом вопросе неоднозначна.
При этом стоимость двигателя и затрат на его установку в автомобиль не является критерием для разграничения ремонта и модернизации автомобиля (письмо Минфина России от 24.03.2010 № 03-03-06/4/29).
Двигатель, приобретенный для автомобиля, относится к материально-производственным запасам (МПЗ) организации и принимается к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости за минусом НДС и иных возмещаемых налогов (п. 2, п. 5, п. 6 ПБУ 5/01).
После ремонтных работ стоимость самого двигателя и затрат на его установку включается:
- в расходы по обычным видам деятельности, если автомобиль используется в производственной деятельности или для управленческих нужд организации (п. 5, п. 7 ПБУ 10/99);
- в прочие расходы в иных случаях (п. 11, п. 12 ПБУ 10/99).
В налоговом учете расходы на произведенный ремонт автомобиля (включая стоимость двигателя и сумму затрат на установку его в автомобиль) признаются единовременно в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены (независимо от оплаты), в размере фактических затрат (ст. 260, п. 5 ст. 272 НК РФ).
Затраты на ремонт автомобиля, который не используется в деятельности, направленной на получение доходов, при расчете налога на прибыль в расходах не учитываются (п. 1 ст. 252 НК РФ).
В бухгалтерском и налоговом учете затраты на модернизацию автомобиля (включая стоимость двигателя и сумму затрат на установку его в автомобиль) увеличивают первоначальную стоимость объекта основных средств (п. 26, п. 27 ПБУ 6/01, п. 2 ст. 257 НК РФ) и погашаются путем начисления амортизации (п. 17 ПБУ 6/01, п. 1 ст. 256 НК РФ).
Входной НДС по принятому к учету двигателю и работам по его установке в автомобиль (вне зависимости от того, ремонт это или модернизация) можно принять к вычету в обычном порядке, если автомобиль используется в облагаемой НДС деятельности (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).
Налогообложение организаций (ИП), работающих в системе автосервиса
От применяемого налогового спецрежима в организации (ИП) зависят расходы на сборы, взносы и собственно принцип работы в системе автосервиса.
Режим налогообложения | Особенности применения | Налоговая нагрузка |
УСН (6% с прибыли) | Штат работающих не более 100 чел.; годовая прибыль до 60 млн; БСО за ремонт с физлицами; работа с юрлицами посредством ККМ, расчетного счета | Имущественный налог не уплачивается; основной налог снижается за счет страховых сборов; обязательно ККМ при реализации запчастей |
УСН (прибыль — траты) | Особенности применения как и при УСН с 6% от прибыли | Не взимается налог на имущество; обязательно ККМ при реализации запчастей; если дохода нет, уплачивается 1% от дохода |
ЕНВД | Только штатные ограничения в 100 чел.; БСО за ремонт с физлицами, а запчасти по чекам; работа ведется посредством ККМ, расчетного счета — с юрлицами; запчасти по чекам | Не уплачивают имущественный налог; основной налог уплачивают ежеквартально в любом случае, подсчитывается он с учетом численности работающих; уплаченные страховые сборы за работников снижают основной налог на 50% |
ОСН с НДС | Без лимитирования; БСО с физлицами по ремонту; с юрлицами — ККМ, расчетный счет | Много налогов, включая НДС; если дохода не будет, налоги не уплачивают либо их размер минимален |
ОСН без НДС | Лимитирование только по части прибыли — до 2 млн за квартал; БСО с физлицами, а с юрлицами — счет либо ККМ | Большая нагрузка в отношении налогов; если прибыли нет, размер налогов существенно снижается либо их не платят |
Таким образом, свою деятельность в системе автосервиса организации и ИП могут осуществлять, находясь на системе налогообложения УСН либо ОСН. При этом некоторые виды деятельности могут подпадать под ЕНВД (НК РФ, ст.346.26, п.2, пп.3). Выбор налогового режима следует производить с учетом указанных выше особенностей их применения и налоговой нагрузки.
Возникновение расходов на автомобиль и их текущий учет
Организация, эксплуатирующая автомобиль, может производить ремонт самостоятельно, а может поручить техническое обслуживание и ремонтные работы специалистам на стороне. В налоговом учете такие расходы относят к прочим согласно п. 1 ст. 260 НК РФ. Их следует признать в том периоде, когда они осуществлялись. Бухгалтерский учет производится на основе первичных документов, подтверждающих понесенные расходы.
Рассмотрим учет ремонтов на примере ОСНО.
Ремонт и техобслуживание сторонней организацией
Исчерпывающего перечня документов законодательством не предусмотрено. Практикой выработан следующий порядок оформления работ:
- заключение договора со СТОА, сервисным центром, как правило, на год;
- составление заявки на ремонт с перечнем работ и необходимых запчастей;
- акт приема-передачи авто в ремонт с описанием дефектов и проблемных зон;
- составление заказа-наряда с подробным описанием работ и их стоимостью;
- акт приема-сдачи работ после их окончания;
- счет-фактура (при необходимости);
- акт приема-передачи автомобиля в натуре.
Пусть ООО «Звездочка» приняло решение, обратившись в стороннюю организацию, отремонтировать автомобиль КамАЗ. Стоимость работ, согласно счету на оплату, составила 175000 рублей, включая НДС.
Проводки будут выглядеть следующим образом:
- Дт 25 Кт60 — 175000,00 руб. Задолженность СТОА;
- Дт 19 Кт 60 — 26694,92 руб. Отражен НДС;
- Дт 60 Кт 51 — 175000,00 руб. Уплачено СТОА за работу;
- Дт 68 Кт 19 — 26694,92 руб. Предъявлен к вычету НДС.
Ремонт и техобслуживание внутри организации
Как правило, внутри организации используются следующие документы, учитывающие и подтверждающие ремонт:
- план ремонтов;
- дефектные ведомости;
- заявки ответственных за состояние парка лиц на покупку запчастей, первичные накладные, счета-фактуры и другие документы;
- требования-накладные на выдачу запчастей;
- акты на списание запчастей и материалов на ремонт;
- инвентарные карточки и книги с отметками о ремонтах.
Пусть ООО «Звездочка» отремонтировало КамАЗ своими силами. Стоимость запчастей составила 75000 рублей, а заработная плата работников мастерской, занятых ремонтом – 25000 рублей.
Проводки будут такими:
- Дт 25 Кт 10/5 — 75000,00 руб. Списаны запасные части на ремонт;
- Дт 25 Кт 70 — 25000,00 руб. Начислена заработная плата;
- Дт 25 Кт 68,69 — 7500 руб. Отчисления в фонды с заработной платы.
Создание резерва на проведение ремонтов
Резервирование средств для будущих ремонтов – право организации, а не ее обязанность. Необходимо прописать необходимость такого резерва в учетной политике. Расчет отчислений в резерв базируется на данных дефектных ведомостей, стоимости автомобиля, сроках его службы и технических характеристиках. Составляется годовая смета ремонта и обслуживания автомобиля.
Пусть расчетная сметная стоимость на год — 360000,00 рублей, на месяц — 30000,00 рублей.
Проводки и расчеты используются такие: Дт 25 Кт 96 30000,00 руб.
ООО «Звездочка» произвело ремонт КамАЗа в СТОА в январе на сумму 75000, руб., включая НДС 11440,68 руб. Резерв составил 30000,00 руб. Сумма без НДС 63559,32 руб.:
- Дт 60 Кт 51 — 75000, 00 руб. Оплачен ремонт СТОА;
- Дт 96 Кт 60 — 30000, 00 руб. Ремонт за счет фонда.
63779,32 — 30000,00 = 33779, 32
- Дт 97 Кт 60 — 33779,32 руб. Оставшаяся сумма включена в расходы будущих периодов;
- Дт 19 Кт 60 — 11440,68 руб. Учтен НДС;
- Дт 68 Кт 19 — 11440,68 руб. НДС предъявлен к вычету.
Следует сказать об особенностях учета ремонтов в случаях, когда автомобиль арендуется или берется по договору лизинга.
Бюджетный учет. Ремонт автомобиля – дело хлопотное
Организовать ремонт автомобиля сегодня не проблема. А вот правильно определить, на какую статью расходов отнести сделанные затраты задача для бухгалтера-бюджетника непростая. Тем более Инструкцией № 25н в счета, задействованные для отражения таких операций, внесены некоторые изменения.
Журнал «Бюджет» Автомобиль давно перестал быть роскошью, а приобрел статус незаменимого средства передвижения. И, когда он ломается, работа любого учреждения выходит из привычного ритма. Если автомобилю требуется мелкий ремонт, то его, как правило, проводят собственными силами. Когда же поломка серьезная, либо транспортному средству нужен капитальный ремонт, то в этом случае учреждение обращается к сторонней организации, например в автосервис. От того, каким способом производятся ремонтные работы, зависит, на какую статью расходов будут отнесены потраченные средства.