О различных видах жалоб на налоговиков с примерами и образцами


1-й образец: апелляционная жалоба на решение налогового органа

Другими вариантами названия документа могут быть: апелляционная жалоба на решение налоговой инспекции или апелляционная жалоба в налоговую. В любом случае речь идет об одном и том же.
Апелляционная жалоба (АЖ) — это обращение лица в налоговую инстанцию с просьбой обжаловать решение налоговиков о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в таком привлечении, которое вынесено по ст. 101 НК. При этом необходимо соблюдение двух условий:

  • по мнению лица, обжалуемое решение нарушает его права;
  • оно не вступило в силу.

Теперь о том, куда писать жалобу на налоговую инспекцию.

Как таковое обжалование происходит в вышестоящем налоговом органе (ВНО), но по п. 1 ст. 139.1 НК жалоба в вышестоящий налоговый орган подается через ту инстанцию, решение которой обжалуется, поскольку именно оттуда она (со всеми прилагаемыми материалами) в течение трех рабочих дней (с момента поступления) передается в ВНО. Таким образом, прямая подача жалобы в вышестоящий налоговый орган невозможна.

Поступление АЖ для ИФНС означает, что ее решение не обретает силу, поэтому требование на уплату налога (пени, штрафа) по обжалуемому решению не выставляется.

Выше ИФНС стоят Управления ФНС по субъектам РФ. Выше этих управлений и межрегиональных ИФНС находится ФНС, чьи решения, по п. 4 ст. 139.1 НК, оспаривают уже только в суде.


Как подается жалоба онлайн на сайте ФНС

Подача обращения через сайт Федеральной Налоговой Службы — nalog.ru является наиболее оптимальным способом проведения процедуры ввиду полной автоматизации системы, а значит, что у обращающегося не получится выполнить противоречивое требование налогового органа действие.

Отправка документа в высшую инстанцию путем сторонних способов в сети интернет, включая письмо по электронному адресу, излишне затруднительный процесс в связи с отсутствием конкретного регламента процедуры.

Оформить жалобу можно из Личного кабинета, предоставляемого сервиса. При таком способе личность и полномочия заявившего считаются полностью подтвержденными. Чтобы получить доступ в Личный кабинет, налогоплательщик должен лично единожды обратиться в налоговую, где необходимо заверить удостоверение личности, после чего получить реквизиты для доступа к профилю на сайте.

Проходя процедуру проверки личности и полномочий также потребуется заполнить регистрационную форму обращения, а именно следующие строки:

  1. Наименование налоговой инстанции.
  2. Фамилия Имя Отчество лица.
  3. ИНН.
  4. В какой орган подавалось обращение.
  5. Содержимое документа.

Помимо этого, регистрационная карта жалобы может дополняться вложением файла фото или сканированной версии обращения, которое изложено в письменном виде и содержит личную подпись заявившего.

Алгоритм подачи без личного кабинета налогоплательщика

Шаг 1

  • Зайти на сайт ФНС – nalog.ru
  • Выбрать регион в левом верхнем поле
  • Выбрать статус лица, которое подает жалобу – физическое, юридическое или ИП

Шаг 2

После перехода по ссылке, прокрутить вниз и найти блок “Подача жалобы в налоговые органы”. Нажать на него.

Шаг 3

Выбрать пункт “Я хочу обратиться по иному вопросу”.

Нажать кнопку “Создать обращение”, выбрать жизненную ситуацию и заполнить данные в пошаговом режиме.

Если же вашей ситуации нет в списке, то вернитесь обратно и выберите кнопку “Иные обращения”. Заполните форму.

Как отправить обращение через личный кабинет налогоплательщика

На главной странице нужно выбрать статус лица, которое подает жалобу – физическое, юридическое или ИП. Нажать ссылку “Войти в личный кабинет”. Вводите регистрационные данные и после этого в личном кабинете выбираете пункт “Подать обращение”.

Подробно о том, как жаловаться на налоговую инспекцию через интернет, читайте на нашем сайте.

О способах подачи АЖ

Необходимые документы можно передать как лично, так и через представителя следующим образом:

  • по телекоммуникационным каналам связи, через личный кабинет налогоплательщика;
  • почтой;
  • лично в соответствующую канцелярию или окно приема документов.

Прошение содержит:

  1. Персональные данные подателя (Ф.И.О. плюс место жительства для физлица или наименование плюс адрес для организации).
  2. Предмет обжалования (решение относительно конкретных лиц — в данном случае, в других ситуациях это могут действия, бездействие сотрудников налоговой).
  3. Название органа-нарушителя.
  4. Причины, по которым податель полагает, что его права нарушены.
  5. Итоговые требования подателя.
  6. Сведения о том, как удобно получить ответ по итогам его рассмотрения: на бумажном носителе, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Дополнительными данными могут быть телефонные, факсовые номера, электронные почтовые адреса, другая необходимая информация. АЖ дополняется максимумом доказательств, свидетельствующих о правоте жалующегося, также к ней прикладывается представительская доверенность (если необходимо подать через представителя). Документ должен быть подписан подателем (его представителем).

Нюансы подачи жалобы, технические особенности

Перечислим некоторые особенности, которые следует учесть при желании обжаловать решение налогового органа:

  1. Жалобу можно подавать как на бумажном носителе, так и при помощи доступных средств связи;
  2. Документ должен содержать в себе всю информацию, определённую для его содержания;
  3. В жалобе обязательны ссылки на нормативные акты, а также приведение иных весомых аргументов, которые помогут доказать правоту заявителя;
  4. Если имеются какие-либо ещё процессуальные нарушения со стороны сотрудников органа ФНС, необходимо также их указать.

Технические особенности оформления будут следующие:

  1. Недопустимо приведение неаргументированных фактов. После каждого примера необходимо ссылаться на закон, нормы НК РФ, судебную практику арбитражных и высших арбитражных судов, письма и разъяснения соответствующих ведомств;
  2. Требуется указание фактов, свидетельствующих об исключении ответственности, смягчении наказания, отсутствии вины налогоплательщика.

О рассмотрении АЖ

Пункт 1 ст. 140 НК позволяет до разрешения претензии (в ходе ее рассмотрения) предоставлять дополнительные документы. Причем нужно будет пояснить, почему эти дополнения не предоставлялись раньше (п. 4 ст. 140 НК). ВНО рассматривает АЖ без участия подавшего ее лица. Исключениями будут случаи выявления противоречий между сведениями из материалов проверки и информацией, поступившей от налогоплательщика. При таком развитии событий податель прошения извещается о том, где и когда оно будет рассматриваться.

АЖ можно полностью или частично отозвать до ее разрешения. Также ВНО может оставить претензию без рассмотрения полностью или частично, для этого есть три причины:

  1. Нарушен порядок из п. 1 ст. 139.2 НК (не письменная форма, нет подписи подателя, его представителя, не указано, что именно нарушило права жалующегося).
  2. Лицо, подавшее претензию, заявило о ее полном или частичном отзыве до ее рассмотрения.
  3. АЖ по тем же основаниям уже подана.

АЖ разрешается ВНО в течение месяца после ее получения. Этот срок могут продлить максимум на месяц.

Возможных итогов рассмотрения апелляции также три:

  1. Требования из претензии не удовлетворяются.
  2. Оспариваемое решение налоговиков отменяется полностью или частично.
  3. Отмена сопровождается принятием нового решения по делу.

Решение по АЖ в течение трех дней после его принятия вручается (направляется) заявителю.

Сроки и порядок подачи апелляции

После того, как решение налоговой окажется на руках у заявителя, апелляцию необходимо успеть направить в течение 10 суток. Если данный срок будет упущен, то вышестоящий орган подобную жалобу рассматривать не будет.
Процедура подачи рассматриваемого документа выглядит примерно так:

  • После получения налоговым органом документа, он обязательно перенаправляется со всеми имеющимися приложениями и документацией в старшую инспекцию в течение 3 суток.
  • Подавать апелляцию можно в любое время, но не позже, чем данное решение налоговой вступит в законную силу. Если это произошло, то подавать нужно не апелляционную жалобу, а обычную. А если срок был пропущен, можно попробовать восстановить свои права.
  • Решение по апелляции (если не было решено оставить её без рассмотрения) должно быть принято в течение 30 суток со дня получения данной бумаги. Этот срок может быть продлён ещё на 30 суток в соответствии с п. 6 ст. 140 НК РФ.
  • Гражданина, который составлял заявление, в обязательном порядке оповестят о решении, принятом по его жалобе. Случится это не позднее 3 суток со дня, когда результат рассмотрения будет готов. Если этого не произошло – это серьёзное нарушение со стороны государственных органов.

Все сроки исчисляются исключительно в рабочих днях. Если апелляция была подана 1 числа месяца, в понедельник, а рассматривается в течение 30 суток, то срок будет истекать на 10 дней позже (т. к. выходные не считаются).
Апелляционная жалоба – неплохой метод заявить о нарушении своих прав. Если любое действие или бездействие, отражённое в решении налоговой, является ненормативным, то правильно поданная апелляция способна многое изменить. Учитывайте сроки, порядок и прочие нюансы подачи этого документа, чтобы в ключевой момент не последовал отказ.

2-й образец: жалоба на бездействие налоговой инспекции

Другим вариантом названия такой претензии может быть «Образец жалобы на бездействие налогового органа». Обжалуется в данном случае бездействие должностных лиц инспекции. Причем нюансы обжалования практически идентичны вышеизложенным. Правда, срок рассмотрения в данном случае равен 15 дням с возможностью продления еще на 15, а не 30, как в предыдущем варианте.

Подача иска в суд

Если налогоплательщик не согласен с решением вышестоящего налогового органа или вышестоящий налоговый орган не рассмотрел жалобу в установленный срок, можно подать иск в суд (п. 2 ст. 138 НК РФ). Для этого нужно уплатить пошлину в размере 3000 руб. (ст. 333.21 НК РФ).

Информацию, которую нужно указать в иске

  • наименование арбитражного суда, в который подается исковое заявление;
  • для организаций — наименование истца, место нахождения; для ИП — место госрегистрации, номер телефона и e-mail;
  • наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт и вышестоящего налогового органа;
  • название, номер и дата принятия оспариваемого акта;
  • цену иска (если иск подлежит оценке);
  • какие права заявителя были нарушены;
  • ссылки на законы и нормативные правовые акты, которым не соответствует решение налогового органа;
  • требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) должностных лиц незаконными.

4-й образец: жалоба на налоговую инспекцию в прокуратуру

Прокуратура надзирает за правильностью применения законодательства, в том числе налогового. Поэтому туда можно обращаться при любых нарушениях прав налогоплательщиков со стороны ИФНС. Нюансы таких обращений урегулированы ст. 10 ФЗ от 17.01.1992 № 2202-1 и Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 № 45.

Жаловаться нужно в прокуратуру по месту нахождения ИФНС.

Структурно претензия включает три элемента:

  1. Заголовок, где первоначально указывают данные о прокуратуре (полное название с адресом, а также Ф.И.О. и чин руководителя). Следующими будет персональная информация заявителя (его Ф.И.О., адрес регистрации, контакты для обратной связи). Финальными будут данные налоговой — нарушителя ваших прав.
  2. Информативный блок: максимально кратко и точно нужно изложить суть проблемы, описав события, которые привели к спору, нарушения, которые были допущены, а также вашу просьбу к органу прокуратуры.
  3. Заключение. Тут перечисляют прилагаемые к обращению доказательства. Это могут быть свидетельствующие о нарушении аудио- и видеозаписи, документы и т. д. Здесь же обращение датируют и подписывают.

Составляя жалобу в прокуратуру, следует придерживаться делового стиля и четких формулировок, без оскорблений и ненормативной лексики, с указанием только правдивых фактов.

Для подачи претензии существует несколько способов:

  • по почте — заказным или ценным письмом с уведомлением о вручении или описью вложения соответственно;
  • через установленный в прокуратуре ящик «для обращений и заявлений граждан»;
  • в канцелярию прокуратуры. Здесь на первом и втором экземплярах жалобы проставляют печать, а также отметку и подпись о принятии с присвоением документу входящего номера;
  • через интернет-приемную Генпрокуратуры.

Прокуратура рассматривает поступающие претензии в порядке и сроки, которые установлены Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 № 45. Обычный срок разбора претензии — 30 дней после ее регистрации. Если не требуется дополнительная проверка и изучение поступивших материалов, их разберут за 15 дней. При необходимости обозначенное время продлевается на аналогичное. Подавший жалобу извещается о продлении.

Для заявителя возможны два итога разбора его обращения: позитивный и негативный. Последний означает, что, с точки зрения прокуратуры, ИФНС права. Соглашаться с таким вариантом или нет, решает сам налогоплательщик, его несогласие означает дальнейший поход в суд. Позитивный сценарий означает, что прокуроры выявили нарушение закона и будут принуждать налоговиков к его соблюдению, о чем обратившегося также известят.

Образцы жалоб:

Апелляционная

На бездействие

На действия

Основания для составления жалобы

Жалобу на налоговый орган целесообразно подавать, когда Вы не согласны с его решениями или действиями, но сама инспекция устранять свои нарушения отказывается. Наиболее распространенными причинами возникновения таких ситуаций являются:

  • отказ в предоставлении налогового вычета;
  • были разглашены персональные данные, полученные при обработке личной информации;
  • неправильно начислены суммы налогов;
  • отказ в приеме или в обслуживании в часы приема;
  • начисление пени за уже уплаченный налог;
  • начисление налога на имущество, которого уже нет в собственности.

При этом, нарушение со стороны налоговых органов может проявляться не только в незаконном отказе или ином действии, но и в бездействии, игнорировании поступивших заявлений.

Важно! Особенностью обжалования действий ИФНС является то, его порядок урегулирован Налоговым кодексом РФ, а не Законом об обращениях граждан. Поэтому при подаче жалобы следует учитывать положения Главы 19 Налогового Кодекса РФ.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]