Бухгалтера очень часто встречаются с необходимостью создания авансовых отчетов при расчетах наличными с сотрудниками. Данный документ необходим для подтверждения израсходованной суммы либо денежных документов, выданных сотруднику ранее.
Приведем простой пример. Сотрудника отправили в командировку и выдали определенную сумму на покупку билета. По возвращении он предоставляет этот билет бухгалтеру для того, чтобы подтвердить, сколько денег он израсходовал фактически. Затем бухгалтер на его основании делает авансовый отчет.
Можно привести еще множество примеров. Это покупка материалов, товаров (канцтовары, хоз. инвентарь и пр.), плата за ГСМ, суточные, почтовые расходы и многое другое.
В этой статье мы рассмотрим инструкцию по шагам создание авансового отчета в 1С 8.3 и приведем образец его заполнения.
Выдача средств под отчет
Порядок выдачи ДС под отчет регулируется Положением о порядке ведения кассовых операций от 12.10.2011 № 373-П.
Основанием для выдачи является заявление подотчетного лица. На заявлении обязательно должна быть собственноручная подпись руководителя о сумме и сроке, на который выдаются наличные деньги, его подпись и дата.
В 1С 3.0 выдача ДС сотруднику/отчет осуществляется:
- Посредством «Расходный кассовый ордер» с видом хозоперации «Выдача подотчетному лицу»;
Рис.1 Выдача денег/отчет посредством расходного кассового ордера - Документом «Платежное поручение» с видом операции «Перечисление подотчетному лицу»;
Выдача денег под отчет документом Платежное поручение - «Выдача денежных документов» подотчетному лицу. В качестве денежного документа может, к примеру, выступать топливная карта, абонемент на проезд и т.д. Несмотря на то, что денежный документ – это материальный объект, учет таких документов ведется в суммовом выражении.
Во всех документах выдачи ДС под отчет с соответствующими видами операций присутствует обязательное для заполнения поле «Получатель», в котором необходимо из справочника «Физические лица» выбрать работника, которому выдаются (перечисляются) денежные средства.
Независимо от способа выдачи денежных средств под отчет – наличными из кассы или безналичным переводом на р/с сотрудника (на карту), суть хозяйственной операции не меняется. В 1С Бухгалтерия учет ДС, выданных под отчет, ведется на счете 71: ДС 71 счет (по дебиту) корреспондирует со счетом 50 или 51 (по кредиту) в зависимости от того, каким образом выдавались деньги.
Расходный кассовый ордер
Доступ к документу в разделе “Банк и касса” — “Касса” ― “Кассовые документы”:
Создадим новый документ по выдаче наличных с видом операции “Выдача подотчетному лицу”.
Результатом проведения документа будет проводка, отражающая выдачу денежных средств сотруднику из кассы организации:
Как оформить авансовый отчет
Поскольку ДС выдаются на основании заявления сотрудника, можно сделать вывод, что организация имеет право не принимать авансовый отчет от сотрудника, которому ранее не выдавались денежные средства под отчет (или выдавались, но с другими целями). В этом случае информация о понесенных сотрудником затратах в системе не отражается.
Создать новый документ «Авансовый отчет» можно из подсистемы «Банк и касса», далее команда «Авансовые отчеты».
В шапке документа обязательно указывается, кому и от какой фирмы были выданы денежные средства, по которым отчитывается сотрудник.
Рис.3 Оформление авансового отчета работника
В документе также присутствует ряд необязательных для заполнения полей, используемых для печати авансовых отчетов сотрудником (печатная форма АО-1) или, если авансовый отчет содержит приобретенные сотрудником товары, для печати приходного ордера (печатная форма М-4).
Если вам необходимо изменить или дополнить печатные формы, обратитесь к нашим специалистам, мы в кратчайшие сроки предоставим услуги по доработке 1С.
С помощью авансового отчета можно отразить целый спектр расходов сотрудника:
- Приобретение товарно-материальных ценностей (закладка табличной части «Товары»). В этой части функционал Авансового отчета дублирует возможности документа «Поступление товаров и услуг»;
- Оформить поступление возвратной тары (закладка «Возвратная тара»);
- Отразить оплату ДС поставщику в счет будущих поступлений или за ранее поставленные товары/оказанные ). Ключевым отличием этой операции от операции отражения закупки ТМЦ, является то, что при отображении операции на закладке «Товары» бухгалтеру необходимо указать конкретные ценности купленные сотрудником, выбрав их из справочника «Номенклатура», тогда как при отражении расхода денежных средств на закладке «Оплата» достаточно указать сумму и получателя денежных средств. Еще можно указать в свободной форме реквизиты входящего документа и содержание операции. Эти данные будут использованы при заполнении печатной формы Авансового отчета (АО-1).
- Отразить прочие расходы (закладка «Прочее»). На закладке можно отразить прочие расходы, уточнив счета учета расходов вручную.
Особняком стоит закладка «Авансы», где необходимо перечислить документы, которыми выдавались денежные средства сотруднику под отчет.
Согласно текущему законодательству, работник, получивший денежные средство под отчет, обязан отчитаться в использовании этих средств не позднее 3-х рабочих дней с момента окончания срока выдачи этих средств. Если срок выдачи средств явно не определен (он может быть указан как в приказе по организации (общий для всех сотрудников), так и уточнен руководителем в заявлении на выдачу денежных средств), то три дня отчитываются с момента выдачи денежных средств.
Сумма выданных денег и сумма, потраченная подотчетным лицом, может не совпадать:
- В случае перерасхода (если перерасход отражен документом Авансовый отчет, значит компания признала факт перерасхода), формируется кредитовое сальдо на счете 71 на сумму перерасхода, которое можно закрыть выдачей денежных средств сотруднику.
- В случае наличия остатка денежных средств у сотрудника, он может оформить их использование новым авансовым отчетом или вернуть остаток неизрасходованных денежных средств.
Если работа с авансовыми отчетами вызывает у вас вопросы, обратитесь к нашим специалистам по сопровождению программ 1С:Предприятие. Мы с радостью вам поможем!
Окончательные расчеты с подотчетными лицами
Состояние расчетов с подотчетными лицами можно проанализировать с помощью стандартного бухгалтерского отчета “Оборотно-сальдовая ведомость по счету” (раздел “Отчеты” ― ”Стандартные отчеты”). Пример отчета по счету 71.01. “Расчеты с подотчетными лицами” дан ниже:
При расчетах с подотчетными лицами возможны следующие ситуации:
- сумма израсходованных средств превышает выданные подотчетные денежные средства. В оборотно-сальдовой ведомости такие суммы будут отражены в кредитовом сальдо и представляют собой задолженность организации перед сотрудником. В таком случае сотруднику будут выданы денежные средства для погашения возникшей задолженности. Операции по выдаче подотчетных сумм аналогичны рассмотренным выше при первоначальной выплате.
- после предоставленного авансового отчета подтвержденные расходы меньше ранее выданной суммы. В таком случае сотрудник может или использовать остаток денежных средств для других приобретений и подать новый авансовый отчет, или вернуть неиспользованные средства в предприятие.
Возврат средств в кассу организации оформляется документом “Приходный кассовый ордер” с видом операции “Возврат от подотчетного лица”. В нашем примере дебиторская задолженность сотрудника Могова А.П. составляет 1400 руб., что демонстрирует дебетовое сальдо в оборотно-сальдовой ведомости по субсчету 71.01.
Убедимся, что после возврата денежных средств расчеты с подотчетным лицом закрыты:
Материалы данной статьи иллюстрируют пошаговые операции по учету расчетов с подотчетными лицами для помощи в работе с данными документами начинающим пользователям программы.
Возврат неиспользованных средств в кассу предприятия
Возврат ДС осуществляется через «Приходный кассовый ордер/Возврат от подотчетного лица», либо перечислением на расчетный счет организации.
К особенностям операции возврата неизрасходованных ДС подотчетником на расчетный счет организации (по безналичному расчету) можно отнести то, что данная операция не регламентируется действующим законодательством, поэтому желательно исключить ее из факта хозяйственной деятельности. В крайнем случае, можно попробовать определить порядок таких расчетов в локальных актах, например, выпустить приказ о порядке выдачи и возврата неизрасходованных средств подотчетными лицами по безналичному расчету.
Платежное поручение
Для перечисления подотчетных сумм в безналичной форме создаем документ “Платежное поручение” с видом операции “Перечисление подотчетному лицу”:
После заполнения реквизитов документа устанавливаем состояние “Оплачено” и вводим документ “Списание с расчетного счета”:
который после проведения формирует проводку по перечислению сотруднику средств с банковского счета организации:
Итоги
Купив программу 1С:Бухгалтерия вы получаете достаточный для регулярной хозяйственной деятельности функционал по выдаче и возврату ДС из кассы предприятия. Заполнить авансовый отчет в 1С Бухгалтерия предприятия 3.0 несложно, но сам процесс потребует определенных методологических знаний.
Авансовые отчеты оформляются отдельным документом, которым можно оформить как поступление товаров или оплату поставщику за товары и услуги, так и специфические операции, например, оплату налогов или командировочные расходы.
Отчет по приобретению ТМЦ
Подтверждающими документами для отчета по приобретению ТМЦ являются счета-фактуры, накладные, чеки кассовых аппаратов, товарные чеки, квитанции к приходному ордеру, документы строгой отчетности. На второй странице авансового отчета бухгалтерские проводки будут по кредиту счета 71, расписывается только корреспонденция по дебету:
Дебет | Кредит | Содержание операции |
10.1 | 71 | Приобретение сырья и материалов |
10.3 | 71 | Приобретение ГСМ |
10.5 | 71 | Приобретение запасных частей |
41 | 71 | Приобретение товаров |
Заполнив свою часть, подотчетное лицо ставит подпись и передает отчет бухгалтеру, который должен заполнить расписку внизу первой страницы, указав, сколько документов, на скольких листах и на какую сумму он принял. Подписав и отрезав расписку, бухгалтер передает ее подотчетному лицу.
Как отчитаться за использование суточных в служебной командировке
Вам будет интересно:Режим работы Сбербанка в Екатеринбурге. Адреса отделений и банкоматов Сбербанка в Екатеринбурге
Служебные командировки — неотъемлемая составляющая предпринимательской деятельности. Выезды сотрудников для заключения контрактов, приемки товаров, в обособленные подразделения требуют правильного оформления и отражения в учете. Служебные поездки оформляются на основании письменного решения руководителя. Командировочное удостоверение не обязательно, подтвердить количество дней пребывания можно приказом, проездными билетами, документами о проживании.
Размер суточных определяется в «Положении о командировках», являющемся приложением к коллективному договору. Налоговый кодекс не ограничивает верхний предел суточных, однако надо помнить, что сумма суточных, превышающая 700 руб. в командировках по России и 2500 руб. в заграничных служебных поездках облагается НДФЛ, а с 2017 г. и страховыми взносами.
В авансовом отчете по командировке проводки зависят от того, какие цели она преследовала:
Дебет | Кредит | Содержание операции |
20 | 71 | Расходы на поездки, связанные с основной производственной деятельностью |
44 | 71 | Расходы на поездки, связанные с основной деятельностью торгового предприятия |
28 | 71 | Расходы на поездки, связанные с сопровождением бракованной продукции |
Составляем отчет о проживании в служебной командировке
Проживание в служебной командировке может оплачиваться двумя способами: по фактическим расходам и в твердой сумме. Способ оплаты закрепляется в Положении о командировках, если выбран второй вариант, устанавливается сумма за проживание за одни сутки. В первом случае придется предоставлять счета из гостиниц, чеки ККМ или справки, что заведение работает без кассового аппарата. Проводки по авансовому отчету аналогичны учету суточных.
Отчет о проезде в служебную командировку
Расходы по проезду в служебную командировку подтверждаются проездными документами на все виды транспорта: самолет, поезд, автобус, теплоход или катер, кроме такси. Включаются расходы на бронирование, провоз багажа.
Также разрешено возмещать затраты работнику, отправившемуся в служебную поездку на личном транспорте. В этом случае подтверждением расходов будут чеки заправочных станций, справка о норме расхода ГСМ, ПТС, справка о расстоянии до цели поездки и обратно. Если все документы приняты и утвержден авансовый отчет, проводки аналогичны приведенным по учету суточных.