Плата за негативное воздействие на окружающую среду: проводки

Товары, утратившие потребительские свойства в результате использования, загрязняют окружающую среду. Они представляют собой отходы. Порядок обращения с ними регламентирует Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон 89-ФЗ). При этом не все отходы подлежат обезвреживанию и захоронению. Некоторые виды подвергают утилизации. Под утилизацией понимается использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов. Выделяют повторное применение отходов по прямому назначению – рециклинг, их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки – регенерацию, а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения – рекуперацию (ст. 1 Закона 89-ФЗ).

Требования по утилизации отходов от использования товаров (за исключением транспортных средств) содержит статья 24.2 Закона 89-ФЗ. В соответствии с ней статьей 24.5 Закона 89-ФЗ введен экологический сбор. Разберемся в этих вопросах, недостаточно известных большинству читателей.

Кто обязан платить

Плата за негативное воздействие на окружающую среду не относится к налогам. Это – денежная сумма, исчисляемая на базе производимых компанией технологических выбросов или размещения отходов, образующихся в рабочем процессе. Закон «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 регулирует вопросы расчета платежей, которые исчисляются в соответствии в установленной категорией опасности предприятия.

Правительственным Постановлением № 1029 от 28.09.2015 разграничены четыре категории по степени оказания вредного воздействия на природу, из которых объекты, характеризующиеся минимальным негативным воздействием, относятся к 4-й категории, а максимальным – к 1-й. Категорию опасности производства предприятию присваивает Росприроднадзор.

Требования закона

На основании пункта 1 статьи 24.1 Закона 89-ФЗ утилизацию отходов от использования товаров, утративших потребительские свойства, обязаны обеспечивать их производители либо импортеры. Но чтобы выполнить это требование, отходы нужно собрать. Производители, импортеры товаров могут либо самостоятельно организовать сбор, обработку, утилизацию отходов от использования аналогичных товаров, либо заключить соответствующий договор с лицами, осуществляющими профессиональную деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов (п. 4 ст. 24.1 Закона 89-ФЗ).

Производитель (импортер), не осуществляющий утилизацию вышеозначенными способами, уплачивает экологический сбор.

Как рассчитывается плата за загрязнение окружающей среды

Расчет платежа за НВОС достаточно сложен. На него влияет множество факторов – количество выбросов, их состав, а также индивидуальность учитываемых значений. Поэтому говорить о расчете в обзорной публикации можно лишь обобщенно. Ключевое влияние на размер платы оказывают:

  • количество производимых отходов;
  • достижение установленных значений. К примеру, существуют показатели нормативные, для которых определена одна ставка (различная в зависимости от вида отходов), сверхнормативные, т. е. превышающие допустимые нормы (для них ставка расчета существенно выше). Постановлением Правительства № 913 от 13.09.2016 утверждены ставки платы за НВОС;
  • различие видов отходов по представляющей для природной среды степени опасности.

Исходя из перечисленных критериев, к основным видам вредных веществ применяются ставки, а также коэффициенты (повышающие или понижающие в зависимости от деятельности предприятия, инфляции, региона, в котором находится предприятие). Размер платежа рассчитывают произведением объемных показателей отходов (по каждому виду) на применяемую ставку и коэффициент, затем суммированием всех исчисленных значений.

Памятка по экологическому налогу

Плательщиками экологического налога признаются организации и ИП при наличии объектов налогообложения.

Экологический налог не уплачивают:

— бюджетные организации;

— организации — плательщики единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции;

— плательщики, применяющие УСН.

Однако при приобретении ими права собственности на отходы производства в целях их последующего захоронения они будут являться плательщиками экологического налога на захоронение отходов производства <*>.

Экологический налог за транспортировку по территории Республики Беларусь магистральными трубопроводами нефти и (или) нефтепродуктов транзитом исчисляют и уплачивают только организации <*>.

Объекты налогообложения

Объектами налогообложения экологическим налогом признаются <*>:

1) выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанные в соответствующих разрешениях;

Примечание

Разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу необходимо получать при производстве выбросов от стационарных источников <*>.

Обратите внимание! Не признаются объектами обложения экологическим налогом выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух при общих суммарных объемах выбросов в целом по плательщику 3 тонны в год и менее.

2) сброс сточных вод на основании соответствующих разрешений;

Обратите внимание! Не признаются объектами обложения экологическим налогом сброс сточных вод, отводимых в окружающую среду через систему дождевой канализации с территории, на которой они образовались в результате выпадения атмосферных осадков и таяния снега, а также сброс сточных вод, образующихся при поливке и мытье дорожных покрытий на территории населенных пунктов, сброс сточных вод от опорожнения чаш фонтанов. х объемах выбросов в целом по плательщику 3 тонны в год и менее.

3) хранение отходов производства;

Обратите внимание! Не признаются объектами обложения экологическим налогом: — хранение отходов производства на объектах обезвреживания и (или) использования таких отходов, предназначенных к обезвреживанию и (или) использованию, в количестве, соответствующем технологическому регламенту этих объектов; — хранение отходов производства, предназначенных для захоронения, обезвреживания и (или) использования, в целях накопления количества отходов производства, необходимого для перевозки 1 транспортной единицей на объекты захоронения, обезвреживания и (или) использования таких отходов; — хранение радиоактивных отходов, загрязненных радионуклидами в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также иных отходов, продуктов, материалов и других веществ, загрязненных радионуклидами в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС; — хранение в установленном порядке выведенного из эксплуатации оборудования, материалов и отходов производства, содержащих полихлорированные бифенилы. х объемах выбросов в целом по плательщику 3 тонны в год и менее.

4) захоронение отходов производства;

Внимание! Не признаются объектами обложения экологическим налогом: — захоронение отходов, подобных отходам жизнедеятельности населения, при общем объеме захоронения 50 и менее тонн в год; — захоронение радиоактивных отходов, загрязненных радионуклидами в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также иных отходов, продуктов, материалов и других веществ, загрязненных радионуклидами в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.

5) транспортировка по территории Республики Беларусь магистральными трубопроводами нефти и (или) нефтепродуктов транзитом (далее — транспортировка нефти и (или) НП).

Налоговая база

Налоговая база экологического налога определяется исходя из фактических объемов <*>:

1) выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. При расчете фактических объемов выбросов суммируются выбросы по всем классам (группам) опасности веществ, указанным в разрешениях, без разбивки на отдельные вещества. При общих суммарных объемах выбросов более 3 тонн в год налогом облагается весь объем выбросов;

2) сбросов сточных вод, который осуществляется на основании разрешений на специальное водопользование или комплексных природоохранных разрешений;

3) отходов производства, подлежащих хранению. Если фактический объем накопленных отходов на конец квартала превышает 1 транспортную единицу, с превышения уплачивается налог;

4) отходов производства, подлежащих захоронению. При общем объеме захоронения более 50 тонн в год налог исчисляется с фактического объема отходов, включая объем отходов, подобных отходам жизнедеятельности населения.

Организации и ИП при осуществлении деятельности обязаны вести учет выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, обращения с отходами, а также учет иных видов вредного воздействия на окружающую среду в порядке и в случаях, установленных Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь <*>.

На заметку Субъекты хозяйствования (за исключением ИП и микроорганизаций), осуществляющие обращение с отходами, обязаны разрабатывать и утверждать инструкции по обращению с отходами производства, а также обеспечивать их соблюдение <*>.

Внимание! Правонарушения против экологической безопасности, окружающей среды, порядка природопользования, законодательства об обращении с отходами влечет административную ответственность в виде наложения штрафа на организацию, должностное лицо организации, ИП <*>.

Налоговая база экологического налога в отношении транспортировки нефти и (или) НП определяется как произведение фактического количества нефти и (или) нефтепродуктов, перемещенных по территории Республики Беларусь магистральными трубопроводами транзитом, в тоннах и расстояния транспортировки в километрах <*>.

Ставки экологического налога

Ставки экологического налога на 2021 год установлены <*>:

— за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в приложении 4 к Указу N 503;

— за сброс сточных вод в приложении 5 к Указу N 503;

— за захоронение, хранение отходов производства в приложении 6 к Указу N 503.

Ставка экологического налога за перемещение 1 тонны нефти и (или) нефтепродуктов на 100 километров составляет 0,35 руб. <*>.

Налоговые льготы

Исчисленная сумма экологического налога уменьшается плательщикам ежеквартально на сумму произведенных расходов на финансирование капвложений (за исключением капвложений, финансируемых из бюджета) в строительство, реконструкцию <*>:

— газоочистных установок, установок по использованию возобновляемых источников энергии, а также в создание автоматизированных систем контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

— сооружений, установок и (или) устройств, предназначенных для удаления из сточных вод загрязняющих веществ, обработки осадка и выпуска очищенных сточных вод в поверхностные водные объекты;

— собственниками отходов объектов хранения, объектов захоронения, объектов обезвреживания и (или) объектов по использованию отходов.

Кроме того, к ставкам налога в некоторых случаях могут применяться понижающие коэффициенты <*>.

Налоговый период

Налоговым периодом экологического налога признается календарный квартал <*>.

Порядок исчисления размера экологического налога

Экологический налог за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, сбросы сточных вод, хранение, захоронение отходов производства рассчитывается по формуле <*>:

Н= НБ x С x К,

где Н — сумма экологического налога;

НБ — налоговая база;

С — ставка налога;

К — понижающий коэффициент (при наличии оснований).

Расчет экологического налога производится за выбросы загрязняющих веществ, сбросы сточных вод, хранение отходов производства по выбору плательщика <*>:

1) ежеквартально исходя из фактических объемов выбросов, сбросов, хранения в отчетном квартале;

2) раз в год исходя из годовых объемов выбросов, сбросов, хранения, установленных в разрешениях, с последующим уточнением фактических объемов по истечении отчетного года.

На заметку При расчете фактических объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу объемы выбросов по классам опасности веществ (группы веществ), указанных в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ или комплексных природоохранных разрешениях, суммируются без разбивки на отдельные вещества <*>.

Экологический налог за транспортировку нефти и (или) НП рассчитывается по формуле <*>:

Н = НБ x С / 100,

где Н — сумма экологического налога;

НБ — налоговая база;

С — ставка налога.

Сроки подачи декларации по экологическому налогу

Налоговая декларация по экологическому налогу за выбросы загрязняющих веществ, сбросы сточных вод, хранение отходов производства представляется:

1) если расчет налога производился исходя из фактических объемов <*>:

ежеквартально — тип декларации «квартальная» — не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом;

2) если расчет налога производился исходя из годовых объемов, установленных в разрешениях <*>:

— единовременно — тип декларации «годовая» — не позднее 20 апреля отчетного года;

— единовременно — тип декларации «годовая по фактическим объемам» — не позднее 20 февраля года, следующего за истекшим годом. Расчет представляется на основании фактических годовых объемов.

Владельцами объектов захоронения отходов налоговая декларация подается не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом <*>.

За транспортировку нефти и (или) НП налоговая декларация представляется <*>:

— за I — III кварталы — не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом;

— за IV квартал — не позднее 20 марта года, следующего за истекшим кварталом.

Внимание! За нарушение срока представления декларации может быть наложен штраф на должностное лицо организации, ИП. За просрочку представления декларации до 3 рабочих дней должностному лицу организации и ИП может быть вынесено предупреждение <*>.

Сроки уплаты экологического налога

Экологический налог уплачивается за выбросы загрязняющих веществ, сбросы сточных вод, хранение, захоронение отходов производства:

1) исходя из фактических объемов <*>:

ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом;

2) исходя из годовых объемов, установленных в разрешениях, по выбору плательщика <*>:

один раз в год в размере исчисленной суммы за год — не позднее 22 апреля календарного года;

ежеквартально — не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в размере 1/4 исчисленной годовой суммы налога. Не позднее 22 февраля года, следующего за истекшим отчетным годом, на основании фактических годовых объемов производится доплата либо возврат (зачет) налога в порядке, установленном ст. 66 НК.

Собственники отходов производства перечисляют экологический налог за захоронение отходов владельцам объектов захоронения отдельным платежным поручением непосредственно в момент оплаты услуг по захоронению отходов, но не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. При неперечислении экологического налога в указанный срок собственники отходов производства уплачивают налог в 3-кратном размере. Владельцы объектов захоронения перечисляют в бюджет экологический налог на захоронение отходов в пределах сумм, поступивших от собственников отходов <*>.

За транспортировку нефти и (или) НП уплата экологического налога производится за I — III кварталы не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, за IV квартал — не позднее 22 марта года, следующего за истекшим кварталом <*>.

Обратите внимание! За неуплату (неполную уплату) налога может быть наложен штраф на организацию, должностное лицо организации, ИП. За каждый календарный день просрочки начисляется пеня, включая день уплаты налога <*> .

Учет экологического налога

Суммы экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, сбросы сточных вод, хранение, захоронение отходов производства включаются <*>:

— организациями в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;

— ИП в расходы, учитываемые при исчислении подоходного налога.

В бухучете организаций экологический налог отражается проводками <*>:

Д-т 20, 23, 25, 26, 44 — К-т 68/1 — начисление налога для уплаты в бюджет;

Д-т 20, 23, 25, 26, 44, 90/10, 91/4 — К-т 60 (76) — сумма предъявленного к возмещению налога.

Суммы экологического налога за транспортировку нефти и (или) НП не включаются в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и во внеррасходы, учитываемые при налогообложении <*>.

Читайте этот материал в ilex >>*

* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

Плата за негативное воздействие на окружающую среду: проводки

В налоговом учете плата за негативное воздействие на окружающую среду в рамках регламентируемых нормативов входят в структуру материальных затрат (п. 1 ст. 254 НК РФ). В бухучете плата за НВОС относится на затраты по обычной деятельности. Поскольку этот платеж не является налогом, для обобщения затрат по нему используют счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», а не счета расчетов с бюджетом по налогам.

Начисление платежа в рамках установленных нормативов отражается по дебету производственных счетов (20, 26, 44), сверхлимитные расходы – на счете прочих затрат (91), которые не учитываются при расчете налога на прибыль (ННП). При этом образованная разница в суммах спровоцирует возникновение постоянного налогового обязательства (ПНО).

Проводки по платежам за НВОС будут следующими:

Операция Д/т К/т
Начислена плата за загрязнение ОС:
— в пределах норматива 20, 26, 44 76
— сверх норматива 91 76
Платеж осуществлен 76 51
Отражение ПНО 99 68/ННП

За какие товары и сколько платить

Производителю (импортеру), вставшему на тернистый путь самостоятельного сбора отходов, придется создавать и обслуживать территориальную инфраструктуру – например, посредством установки специальных контейнеров по видам мусора. Возможно, именно по этой причине в населенных пунктах стали появляться ящики для сбора батареек, пластиковой и алюминиевой тары. Но подобные явления массового характера пока не приобрели. Рядовому производителю, а тем более импортеру, проще уплатить экологический сбор.

Экологический сбор охарактеризован в статье 24.5 Закона 89-ФЗ. Он относится к неналоговым доходам федерального бюджета. А значит, Налоговым кодексом РФ этот платеж не регулируется.

Экосбор уплачивается по каждой группе товаров, включенных в Перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств (утв. распоряжением Правительства РФ от 24.09.2015 № 1886-р). Перечень содержит 36 товарных групп. В нем представлены, в частности, одежда, изделия из пластмассы, дерева, бумаги, стекла, оргтехника, электрические приборы. Если товар не является готовым к употреблению изделием, но реализуется в упаковке, то экологический сбор нужно заплатить только в отношении самой упаковки.

Правила взимания экологического сбора установлены постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073. В нем определены порядок исчисления сбора, срок уплаты, порядок взыскания, зачета, возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм.

Обратите внимание

Алгоритм действий по исчислению экологического сбора: выясняем, входит ли производимый товар в группы товаров, подлежащих утилизации, устанавливаем ставку экологического сбора, определяем подлежащий применению норматив утилизации, выявляем объем годового производства товара, исчисляем экосбор путем перемножения соответствующих показателей, аналогично – в отношении упаковки.

Экологический сбор исчисляется по итогам календарного года. Он рассчитывается посредством умножения ставки экологического сбора на массу подлежащего утилизации готового товара, выпущенного в обращение на территории Российской Федерации, либо на массу упаковки, использованной для производства такого товара, и на норматив утилизации.

Ставки экологического сбора по каждой группе товаров (в рублях за тонну) установлены постановлением Правительства РФ от 09.04.2016 № 284. При этом каждая ставка сформирована на основе средних сумм затрат на сбор, транспортирование, обработку и утилизацию единицы массы изделия, утратившего свои потребительские свойства.

Нормативы утилизации устанавливаются для каждой группы товаров, подлежащих утилизации, в процентах от общего количества выпущенных производителями, импортерами товаров за истекший календарный год. Раз в три года они пересматриваются. Нормативы на 2015–2017 годы приведены в распоряжении Правительства РФ от 04.12.2015 № 2491-р.
ПРИМЕР 1. СЧИТАЕМ СУММУ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СБОРА ЗА 2021 ГОД
Компания производит пластиковые бутыли. Поскольку эти товары включены в группу № 17 «Изделия пластмассовые упаковочные» Перечня, за них компании предстоит уплатить экологический сбор. В производственных планах компании на текущий год – произвести бутыли общей массой 2 тонны. Ставка экологического сбора по группе товаров № 17 – 3844 рубля за 1 тонну. Норматив утилизации для бутылей в 2017 году – 15%. При таких условиях ожидаемая сумма экологического сбора за 2021 год составит 1153,20 руб. (3844 руб./т × 2 т × 15%). Разумеется, по итогам года она будет уточнена исходя из фактического объема выпуска бутылей.

Экологический сбор придется платить, даже если у вас небольшое ателье по пошиву одежды. Ведь такие изделия отнесены к группе № 4 «Одежда верхняя прочая». А значит, бухгалтеру необходимо обеспечить учет массы готовой продукции.

Обратите внимание: если упаковка товара, подлежащего утилизации, произведена из вторичного сырья, к нормативу утилизации применяется понижающий коэффициент. Он рассчитывается как разница между единицей и долей вторичного сырья, использованного при производстве указанной упаковки (Информация Минприроды России «Об актуальных вопросах исполнения «расширенной» ответственности производителей, импортеров товаров (далее – РОП)»).

Что является объектом обложения экологической платой

Платить нужно за объекты стационарного характера, отрицательно влияющие на окружающую природу.

В числе стационарных объектов – предприятия, расположенные на земле и неразрывно с ней связанные, совершающие выбросы в воздух и сбросы в воду. Также сюда включаются сооружения, предназначенные для складирования, захоронения производственных и потребительских отходов, различного рода хранилища. Если такие объекты размещения отходов не оказывают отрицательного воздействия на природные объекты, то экологическая плата с них не совершается. При этом должны быть в наличии результаты мониторинга окружающей среды, свидетельствующие о влиянии указанных сооружений на ее состояние.

Предприятия должны выполнять платеж за вредное воздействие отдельно по каждому стационарному объекту по месту его территориального расположения.

Сроки перечисления экологического платежа

Руководствоваться при уплате экологического сбора нужно Письмом Росприроднадзора от 11.04.16 г. №AC-06-01-36/6155/.

Согласно указанному Письму, отчетным периодом признается год. Сроки и механизм уплаты зависит от типа плательщика:

  1. малые и средние предприятия совершают платеж 1 раз в год по окончанию данного периода до 1 марта;
  2. прочие предприятия обязаны совершать квартальные авансовые платежи величиной одна четвертая от аналогичного платежа за прошедший год до 20 числа следующего месяца. По итогам года доплачивается недостающая сумма сбора.

Указанные правила действуют с 1 янв. 2021г.

За 2021г. нужно уплатить экологический сбор до 1 марта 2021 г. Предприятия, за исключение малых и средних, в течение 2021г. должны совершить 3 платежа равными частями в размере ¼ от суммарного фактического платежа за 2015 г. При этом в данную сумму не нужно включать суммы, уплаченные в 2015 г. в счет покрытия долга за предшествующие годы.

Если предприятие создано в 2021 г., то авансовые платежи не совершаются, до 1 марта 2021 г. таким компаниям нужно будет совершить платеж в полном объеме за прошедший год.

Платить нужно по месту расположения стационарного источника вредного воздействия.

Пример расчета платежа в 2021 г.

Компания размещает твердые бытовые отходы. За 2015 год была перечислена сумма сбора за вредное воздействие в размере 2000 руб. (без учета доначислений за прошлые годы).

В 2021 г. нужно совершить следующие платежи:

  • 500 руб. – до 21 марта;
  • 500 руб. – до 20 июля;
  • 500 руб. – до 20 октября;
  • Исчисленная за год сумма платежа минус уплаченные авансы (1500 руб.) – до 1 марта 2021г.

Мораторий на экологические платежи ↑

Властями наложено мораторий до 2021 года на внедрение нового экологического платежа, сбора для фирм, что не утилизируют свой товар, который стал отходами.

Запускаются также повышающие коэффициенты к плате за негативное влияние на окружение для тех организаций, что не укладываются в нормы выбросов (с 2021 г.).

До 2021 года не будут вводить норму утилизации для многих товаров, кроме:

  • батарей;
  • макулатуры;
  • шин;
  • ламп накаливания;
  • продукции, которая уже утилизируется.

Мораторий водится на ввод норматива и лимита на сброс стоков в городскую канализацию (предполагается запуск с 2021 г.). Сохранено действующую лицензионную систему на управление отходами.

Общая оценка экономии для ИП от отмены экологических платежей – 351 000 000 в год, от моратория на ввод экологических сборов – 100 000 000.

Предоставление отчетности ↑

При уплате экологических сборов плательщики не опираются на нормы Налогового кодекса России, но по ним отчитываться все равно должны. Необходимо составить расчеты, которые регулируются нормативным документом № 204.

Представляется бланк, который имеет титульную страницу и сам расчетный лист для каждого вида загрязнения. Предприятиям нужно вписывать сведения только в те листы, что имеют к ним отношение.

В отчетности отражают реквизиты экологических платежей — КБК, ОТКМО или ОКМНО и т. д. Обратите внимание, что правило о переносе последнего для подачи отчета в том случае, когда он выпадает на выходной, не действует.

Документ готовят в одном экземпляре. Форму подачи можно выбрать в зависимости от размера платы — до 50 тыс. – предоставить в бумажном варианте (можно по почте), свыше такой суммы – в электронном формате или через телекоммуникационный канал связи с помощью оператора.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]