Списание компьютерной техники в бухгалтерском учете

Почти каждая компания имеет на своем балансе оргтехнику. У оргтехники ограниченный срок службы. По его окончании или в результате поломки приходится прибегать к списанию оргтехники.

Также смотрите:

  • Дефекты мебели для списания
  • Дефектная ведомость на списание мебели

Порядок списания оргтехники

Как правило, оргтехника – это дорогостоящие объекты, стоимость которых превышает 40 000,00 рублей и срок полезного использования у них более 1 года. Поэтому офисную технику чаще всего учитывают в составе основных средств.

При списании оргтехники обязательно проводят следующие мероприятия:

  1. Осмотр техники и определение технического состояния. Возможно составление дефектной ведомости.
  2. Оформление акта списания оргтехники.
  3. Разборка, демонтаж техники.
  4. Утилизация.
  5. Списание с баланса.

Далее рассмотрим каждый пункт подробнее.

Необходимо также определиться с понятием оргтехники. Этот вопрос мы подробно разбирали в статье «Что относится к оргтехнике и её учёт». Компьютер не считается оргтехникой. Поэтому вопросы о списании ПК мы здесь не рассматриваем.

Напомним только, что причины списания компьютера могут быть различными. Ознакомиться с вопросом его списания можно в нашей статье «Как правильно списывать компьютерную технику».

Осмотр оргтехники

Как понятно, осмотр оргтехники производят для оценки ее технического состояния и определения возможности дальнейшей эксплуатации.

Осмотр должны делать квалифицированные специалисты. Для этого назначают специальную комиссию, в функции которой входит выдача технического заключения.

Если в компании нет штатных ИТ-специалистов или их квалификация не позволяет сделать такое заключение, привлекают стороннюю организацию.

Услуги внешних специалистов платные. Однако наличие от них акта минимизирует риски замечаний со стороны проверяющих органов по вопросу списания техники.

Специально назначенная или привлеченная комиссия производит визуальный осмотр оргтехники и её тестирование. В результате будет ясно, пригодна ли данная техника к дальнейшей эксплуатации после ремонта или восстановление ее нецелесообразно.

Комиссия может установить причину выхода оргтехники из строя. Был ли это:

  • физический (естественный) износ;
  • нарушение условий эксплуатации техники;
  • умышленное нанесение повреждений.

Также штатная комиссия проводит осмотр места происшествия при краже или пропаже оргтехники. Она может провести служебное расследование и выяснить причины пропажи техники. Например, ошибки в учете или несвоевременное (некорректное) отражение операций по перемещению оргтехники.

Критические неисправности лазерных принтеров

Принтеры данной категории попадают под списание вследствие:

  • Неполадки компонента, переносящего изображение на бумагу. Причиной может быть неисправно работающий блок лазера или изношенный картридж, в котором первым выходит из строя фотобарабан.
  • Проблемы с прохождением бумаги по циклу.
  • Неисправность компонента, отвечающего за закрепление изображения, которая возникает вследствие неполадок нагревателя или термопленки.
  • Перегоревшая плата. Подобное может случиться из-за короткого замыкания. Понять это можно по тому, что помимо невозможности печати, принтер не сканирует документы либо делает некачественные копии данных документов.

почему не печатает после заправки картриджа

Если говорить в целом, то все лазерные принтеры выходят из строя из-за загрязнений внутренних узлов. Во избежание этого, стоит проводить регулярную чистку устройства.

Акт на списание

Акт на списание оформляют и подписывают члены комиссии, о которой сказано выше. В этом акте должны быть указаны причины списания оргтехники: моральный или физический износ, неустранимая поломка или порча, пропажа техники.

Для оргтехники – больше чем для другой техники – характерен быстрый моральный износ. Часто приходится списывать, например, хорошо работающий принтер только потому, что купили более производительное и экономичное устройство.

Поэтому срок службы оргтехники для списания установлен от 3 до 5 лет. В течение этого срока стоимость техники будет перенесена на затраты через амортизацию. И к моменту списания остаточная стоимость будет нулевой.

Законодательно форма акта списания оргтехники не утверждена. Каждая компания разрабатывает такой документ самостоятельно. Также за образец акта списания оргтехники можно взять формы ОС-4 или ОС-1. Данные бланки или разработанные компанией необходимо закрепить в учетной политике.

Также к акту на списание должен быть выпущен приказ о списании оргтехники. К акту необходимо приложить техпаспорта техники, заключения технических специалистов и другие документы, подтверждающие обоснованность списания оргтехники с баланса.

Итоги

Списание компьютерной техники с учета оформляется актом на списание. Но списание с учета не отменяет утилизацию списанного оборудования. Списываемая компьютерная техника, как правило, содержит драгоценные металлы и относится к опасным отходам, поэтому ее утилизацией занимаются только организации, у которых есть разрешение на подобную деятельность.

Источники:

  • Налоговый кодекс РФ
  • Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ
  • Федеральный закон от 26.03.1998 № 41-ФЗ
  • Приказ Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Разборка и демонтаж

Перед направлением техники на утилизацию надо провести ее разборку и демонтаж.

Демонтаж проводят, чтобы отключить все периферийные устройства от данного объекта.

Разборку проводят с целью извлечения материалов или запчастей, которые могут послужить для ремонта другой техники. Например, от разборки многофункциональных устройств часто остаются детали, которые вполне могут быть использованы для другого МФУ.

Также разборку и демонтаж могут проводить специализированные компании. В этом случае затраты списываются на счет 91 «Прочие расходы» проводкой:

Дебет 91.02 – Кредит 60, 76

Полученные в ходе демонтажа или разборки материалы приходуют по оценочной стоимости:

Дебет 10 – Кредит 91.01

Бухгалтерские записи по списыванию компьютерного оборудования

Применяемый на сегодня порядок списания оргтехники обязателен для исполнения. Все сопутствующие действия должны документироваться и отображаться в учете по выбытию объекта.

Основные счета для фиксирования операций — 08 (Вложения во внеоборотные активы) и 01 (ОС), 010 (износ ОС). К ним по необходимости открываются счета второго порядка (при проведении ремонта, модернизации и др.). Так, для учета выбытия оргтехники создается счет второго порядка 01.2 (Выбытие ОС). По ДТ указанного субсчета отображают цену ликвидируемой компьютерной единицы, а по КТ — накопившуюся амортизацию.

  • ДТ 01 КТ 08 — принятие к учету объекта (изменение его первоначальной цены);
  • ДТ 01 КТ 83 — изменение первоначальной цены объекта в случае его переоценки;
  • ДТ 01.2 КТ 01.1 — первоначальная цена объекта при его выбытии списана;
  • ДТ 02 КТ 01.2 — списание накопленной амортизации при выбытии;
  • ДТ 10 КТ 91.1 — учтены детали с драгметаллами, которые получены при выбытии объекта;
  • ДТ 08 КТ 10 — списываются компьютерные комплектующие.

При организации учета по выбытию компьютерной техники (ОС) следует руководствоваться Планом счетов и Инструкцией по его применению (утверждены приказом Минфина РФ № 94н от 31.10.2000 г. в ред. от 8.11.2010).

Утилизация

Оргтехнику нельзя просто вывезти на свалку, т. к. эта техника часто содержит в себе элементы, опасные для окружающей среды, и драгметаллы. Поэтому утилизацию необходимо доверить специализированной конторе, имеющей все лицензии. Для этого при списании оргтехники заключают договор на утилизацию. И в случае претензий со стороны надзорных органов ответственность за неправильную утилизацию будет лежать на исполнителе.

О наличии в оргтехнике драгоценных металлов можно узнать из технического паспорта. Если ваша техника, подлежащая списанию, содержит такие металлы, заниматься её утилизацией может только фирма, которая имеет специальное регистрационное удостоверение. Его выдает комитет по драгметаллам и драгкамням при Министерстве финансов Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 25.06.1992 № 431).

Драгметаллы

Практически во всех компьютерах, принтерах и другой оргтехнике в незначительном количестве имеется золото, серебро и иные драгоценные металлы. Каждое учреждение обязано в документальной форме фиксировать их поступление, инвентаризацию, движение и выбытие.

Организация, в соответствии с инструкцией №68 о порядке учета и хранения драгметаллов, драгоценных камней, товаров из них, а также ведения отчетности при их изготовлении, обращении, использовании, утвержденной Министерством финансов РФ, организация вправе:

  • Самостоятельно перерабатывать (обрабатывать) собранный лом, который содержит драгметаллы, реализовывать его без дополнительных разрешений;
  • Передавать аффинажным организациям или компаниям, осуществляющим работу по заготовке отходов и лома, переработке и первичной обработке, для последующего аффинажа и производства.

В большинстве случаев, организации не имеют возможности самостоятельно осуществлять утилизацию оргтехники и изымать детали с содержанием драгметаллов. Помимо этого, их самостоятельное изъятие в ряде случае невозможно. Это обуславливается тем, что кроме драгметаллов в оргтехнике зачастую содержаться вредоносные для здоровья и жизни человека вещества (к примеру, свинец, ртуть). Мониторы вообще относятся к категории опасных отходов, потому что за несколько лет беспрерывной работы в них накапливается радиация. В подобных случаях избавляться от таких отходов самостоятельно запрещено. Это является деятельностью специализированных и лицензированных организаций, согласно постановлению Правительства России №524). Поэтому организации обязаны планировать затраты с учетом утилизации оргтехники при помощи специализированных компаний.

Список организаций, которые имеют право выполнять аффинаж драгметаллов, утвержден Правительством РФ в постановлении №972 «Об утверждении порядка деятельности учреждений, выполняющих аффинаж драгметаллов, и списка учреждений, которые имеют право выполнять аффинаж драгметаллов». Между аффинажным учреждением и организацией заключается специальный контракт, в котором прописываются все основные условия. В сопроводительной документации к договору следует указать:

  • Массу, количество и наименование драгметаллов, которые находятся в переданных деталях и узлах;
  • Способ, при помощи которого определяется содержание драгметаллов (к примеру, на основе паспорта на оргтехнику или в соответствии с техническими документами на аналогичные модели (формулярами, руководствами по эксплуатации, этикетками, справочниками и т.п.)), или при отсутствии этой информации (зарубежное, устаревшее российское оборудование и т.д.) – по данным компаний-разработчиков или комиссионно, основываясь на аналогах, расчетах).

После того, как будут проведены работы по извлечению драгметаллов из лома, аффинажное учреждение представляет организации паспорт (акт) аффинажа, в котором указывается настоящее количество драгметаллов, полученных из лома, их общая стоимость. Как правило, эти данные с изначальными сведениями не совпадают. Поэтому в первичные документы вносятся соответствующие корректировки (зачеркиваются изначальные записи и над ними проставляются сведения, которые указаны в паспорте аффинажа).

Пример 1

Организация осуществляет списание изношенного физически и морально устаревшего оборудования. Например, компьютерный монитор, который был куплен за счет средств деятельности, приносящей доход (остаточная стоимость – 7000 рублей). Организация демонтировала основные средства. После проведения демонтажа были получены содержащие драгметаллы детали. Их масса в чистом виде составила 40 г, что равно сумме в 4000 рублей. Акт приема-передачи узлов и деталей был оформлен аффинажной организацией. По завершению работ в представленном акте указано содержание драгметаллов – 35 г на сумму в 3 500 рублей (НДС – 534 рубля). Эта сумма поступает на счет организации, который был открыт в муниципальном органе Федерального казначейства в целях учета процедур со средствами, приобретенными от деятельности, принесшей доход.

Стоит заметить, что пункт «Назначение платежа» в платежном поручении в этом случае указывает наименование источника поступления дохода или пункта разрешения, которое было выдано организации. Организация после поступления денег на счет по деятельности, принесшей доход, должна перечислить данные средства на счет 40101 в федеральный бюджет. В платежном поручении в пункте 104 указывается код бюджетной классификации 000 1 1400 440 «Доходы, полученные от продажи имущества, пребывающего в оперативном управлении федерального учреждения (исключение – имущество автономных федеральных учреждений), в части продажи материалов по обозначенному имуществу» с указанием в 1-3 полях кода дохода кода основного администратора дохода (федеральный орган исполнительной власти), за которым закрепляется право распоряжаться федеральным имуществом. В свою очередь, пункт «Назначение платежа» заполняется кодом 000 3 0200 440 и обоснование перечисления: «Перечисление для федерального бюджета средств от продажи имущества, которое находится в оперативном управлении».

Генеральное разрешение на создание лицевых счетов по учету денежных средств, которые получены от деятельности, принесшей доход, в этом случае должно содержать указания на источник формирования доходов, поступающих на лицевой счет: «Продажа лома и отхода драгметаллов и/или доходы от аффинажа, с дальнейшим перечислением приобретенных средств в федеральный бюджет». Организация впоследствии перечислила денежные средства в федеральный бюджет.

Пример 2

Используем первый пример, с той лишь разницей, что организация, которая приняла отходы драгметаллов, денежные средства перечисляет непосредственно в федеральный бюджет на счет 40101. В пункте 104 платежного поручения при этом указывается код бюджетной классификации 000 1 11400 440 «Доходы, полученные от продажи имущества, которое находится в оперативном управлении федеральных организаций (исключение – имущества автономных федеральных организаций), в части продажи материальных запасов по обозначенному имуществу» с обозначением в 1-3 полях кода дохода кода основного администратора дохода (федеральный орган исполнительной власти), за которым закрепляется право распоряжаться федеральным имуществом.

Сен 10, 2019adminlawsexp

голос

Рейтинг статьи

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]