Как отразить в учете списание затрат на производство?

20.11.2020

Материалы после оприходования передают для использования в производство, на управленческие цели, на капитальное строительство, на использование в социально-культурной сфере. Учитывать подобные операции непросто.

Во-первых, появляется огромная номенклатура. Во-вторых, непрерывно меняются цены. Есть и множество других факторов. Поэтому учёт материалов, которые передаются по назначению, требует применения специальных методов.

Каждая компания вправе самостоятельно определить метод учёта и списания материалов на затраты. Выбранный метод нужно зафиксировать в учётной политике компании (как для бухучёта, так и для налогообложения).

Рассмотрим три распространённых метода:

  • списание затрат по средней себестоимости;
  • списание по себестоимости единицы запасов;
  • метод ФИФО.

Расходы будущих периодов: что именно отражаем на балансе

В бухгалтерском учете следует отражать стоимость активов – средств, над которыми организация получает контроль в результате актов своей деятельности, в расчете на финансовые или иные выгоды. Так проясняет этот термин Концепция бухучета РФ, принятая в Методологическом совете по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов Российской Федерации, Президентским советом ИПБ РФ 29 декабря 1997 года.

Когда проводят инвентаризацию расходов будущих периодов?

Стоимость актива составляется из средств, затраченных на его приобретение, создание, введение в производство и т.п. Все эти затраты попадают на баланс в том отчетном периоде, когда их документально производили (признавали), даже если реально оплачивали не в это время (п. 18 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).

Вопрос: Как отражаются в бухгалтерском и налоговом учете расходы на страхование имущества (в том числе лизингового, арендованного), если страховая премия квалифицируется организацией в качестве расхода будущих периодов? Посмотреть ответ

Однако закон разрешает для некоторых активов прописать в бухгалтерских нормативных актах условия, по которым некоторые затраты на них отражаются и списываются по другим, отличным от общих, правилам. Тем не менее они точно так же входят в себестоимость активов, просто это включение состоится не в момент оплаты, а позже. Естественно, их нельзя отразить на балансе в момент оплаты, потому что прибыль от их вложений проявится в других отчетных периодах и должна списываться постепенно и равномерно в течение всего срока службы такого актива. Поэтому эти затраты относят к расходам будущих периодов.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ: РБП – это траты, произведенные в один отчетный период и включаемые в себестоимость активов в последующие периоды хоздеятельности организации, необходимые для получения прибыли в будущем. Отличие их от других затрат фирмы существует исключительно в бухгалтерском учете.

Удобства РБП для бухгалтеров

Относить на будущие периоды определенные виды расходов оказывается во многих случаях целесообразнее, чем признавать их в текущем периоде. Бухгалтеры любят данный вид учета по нескольким причинам, иногда сознательно применяя его не совсем корректно, поскольку это удобно.

    Можно ли отражать расходы на добровольное медицинское страхование в составе расходов будущих периодов?
  1. Можно не опасаться больших сумм в текущих расходах. Например, фирма приобрела дорогое оборудование или сделала затратный ремонт. Даже если эти деньги можно списать сразу, это ухудшит отчетность, ведь прибыль, если она в итоге получится, сразу показать будет нельзя.
  2. РБП позволяют «спрятать» убытки. Даже обоснованные финансовые убытки – неприятные сигналы для налоговиков-проверяющих, отбирающих «жертв» для выездной проверки. Поэтому бухгалтеры иногда идут на меньшие нарушения, отражая на этом счете «убыточные» статьи текущих расходов, хотя это и неверно.
  3. Легче свести бухучет с налоговым учетом. Случаются ситуации, которые могут повлиять на расхождения в данных видов учета, к примеру, основное средство было продано еще до истечения его эксплуатации, в результате получился убыток. Он не может быть списан сразу, ведь до окончания срока полезного использования еще есть определенное время, в течение которого и нужно отражать появившийся убыток. Проще занести средства от продажи основного средства не в «Прочие доходы и расходы», а в «РБП» и списывать одновременно с налоговым учетом, хотя это не совсем правомерно.
  4. Простое списание. Если учетная политика позволяет равномерное списание средств на РБП, это можно ввести как автоматическую функцию, что сокращает труд бухгалтера и уменьшает возможность ошибок.

ВАЖНО! С целью разумной классификации и предупреждения нарушений учета РБП Минфин предусмотрел четкую идентификацию данного вида расходов.

Как отграничить РБП от остальных расходов

Работая в той или иной отрасли, бухгалтер принимает во внимание конкретную специфику расходов организации. Учитывая нюансы, он может определить критерии, по которым те или иные траты следует отнести в РБП. Эти критерии фиксируются в учетной политике.

Первым шагом является корректное разделение обычных расходов и активов, которыми по определению являются РБП.

Признаки актива:

  1. Подотчетность и подконтрольность данной организации.
  2. Направленность на будущие выгоды:
      применение отдельно или вкупе с другими активами для осуществления основной деятельности организации;
  3. обмен на иной актив;
  4. использован в качестве погашения обязательства;
  5. распределен между владельцами бизнеса.

Второй шаг – выделение среди активов расходов будущих периодов согласно определениям, приведенным в учетной политике. Примеры РБП – вложений, произведенных раньше, чем можно оприходовать прибыль от них, а значит, отразить в отчетном периоде:

  • расходы на планирование и подготовку строительных работ;
  • приобретение лицензионного программного обеспечения;
  • средства, затраченные на сертификацию продукции, лицензирование, получение патента;
  • приобретение полисов добровольного страхования (медицинского, имущественного, транспортного);
  • средства на рекламные акции, которые еще продолжают длиться;
  • финансы на запуск новых мощностей, освоение оборудования;
  • затраты на рекультивацию земель;
  • средства, затраченные не в сезон (для сезонных производств);
  • расходы на перенесение филиалов в другие точки;
  • деньги на проведение техосмотров транспорта;
  • комиссия за гарантию банка;
  • оплата аренды;
  • иные расходы, которые списываются постепенно.

ВАЖНО! Первые два пункта отнесения активов к РБП определяет ПБУ, а остальные дополняет Налоговый кодекс РФ.

Не относят к РБП выданные авансовые платежи, в том числе и подписку на периодику, а также суммы, выплачиваемые в качестве отпускных.

Чем примечателен метод ФИФО

В основе метода ФИФО (first in — first out) лежит допущение, что использование материальных ресурсов предприятия осуществляется на протяжении некоторого времени в той последовательности, в которой они приобретаются (т. е. поступают на предприятие). Таким образом, ресурсы, которые поступили в производство первыми, нужно оценивать на основе себестоимости тех, которые были приобретены первыми по времени, учитывая себестоимость тех запасов, которые числятся к моменту начала данного периода.

Данный способ подойдёт для:

  • оптовых компаний;
  • промышленных предприятий;
  • логистических фирм.

А вот для торговли метод ФИФО не подойдёт, поскольку не позволяет сформировать себестоимость по отдельным видам товаров в точной оценке.

Когда списание затрат осуществляется по данному методу, каждую вновь поступающую партию материала нужно отражать в бухучёте в виде самостоятельной категории вне зависимости от того, есть ли уже такие же материалы в бухучёте.

Иными словами, данный метод основан на допущении, что для целей производства отпущены те материалы, которые были в партии, поступившей на склад раньше других.

В случае, когда количество содержащегося в 1-й партии материала меньше количества израсходованного материала, следует списывать материал 2-й партии, и т. д.

Рассчитать цену материалов, которые были списаны на производственные цели, можно двумя способами.

  1. Стандартным. Рассчитываются приходуемые и расходуемые материалы, а неиспользованные материалы учитываются единожды в конце месяца.
  2. Модифицированным. Расчёты проводятся в обратном порядке. Сначала определяется остаток материалов на определенный момент времени по цене последних по времени приобретения, а затем рассчитывается стоимость списанных в производство МПЗ.

Стандартная расчётная модель ФИФО достаточно трудоёмка в случаях, когда в течение месяца часто закупаются материалы.

Ограничения в составе затрат

В уменьшение принимаются не любые затраты, а только прямо поименованные в ст. 346.16 НК РФ. В частности, допускается списать в расходы при УСН:

  • стоимость товаров и материалов, канцтоваров;
  • расходы на оплату труда и командировочные;
  • страховые взносы;
  • расходы на приобретение и ремонт основных средств;
  • арендные платежи;
  • расходы на НИОКР;
  • затраты на нотариальные, юридические, бухгалтерские и аудиторские услуги;
  • проценты по кредитам и займам;
  • транспортные расходы;
  • обслуживание ККМ;
  • суммы, потраченные на охрану имущества и пожарную безопасность;
  • расходы на услуги связи, почты;
  • налоговые платежи, за исключением НДС, предъявленного контрагентам, и единого налога по УСН.

В 2021 г. список расходов был дополнен (Федеральный закон от 22.04.2020 № 121-ФЗ) – с 01.01.2020 к учету можно принимать расходы на дезинфекцию помещений, приобретение приборов, спецодежды, иных средств индивидуальной/коллективной защиты в связи с исполнением санитарно-гигиенических требований властей по противодействию коронавирусу (пп. 39 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Условия для списания расходов: УСН «доходы минус расходы»

Порядок признания затрат при «упрощенке» описан в ст. 346.17 НК РФ. Необходимое условие для любых операций – фактическая оплата расходов. Для некоторых видов расходов установлены дополнительные требования. Рассмотрим их подробнее.

По основным средствам

В расходы по УСН стоимость ОС, приобретенных в период применения «упрощенки», включается с момента ввода их в эксплуатацию (п. 3 ст. 346.16 НК РФ). Отнести на расходы стоимость такого ОС компания может до окончания года, в котором оно приобретено. Списание происходит равными долями по числу отчетных периодов, оставшихся до конца года. Например, ОС стоимостью 110 000 руб., приобретенное в июле 2021 г., компания полностью спишет в третьем и четвертом кварталах 2021 г. (по 55 000 руб. за каждый квартал).

Если ОС было приобретено до перехода с иной системы налогообложения, учет производится по остаточной стоимости объекта на дату смены режима. При этом списание расходов при УСН «доходы минус расходы» зависит от срока полезного использования имущества:

  • менее 3-х лет — в течение первого года эксплуатации;
  • от 3 лет до 15 – половина стоимости списывается в первый год, 30 % — на 2-й год эксплуатации, 20% — в 3-ий год использования;
  • 15 лет и более – равными долями в течение 10 лет.

Затраты распределяются равномерными долями в течение срока списания.

Пример

Кафе применяет УСН 15% с начала 2021 года. В октябре 2021 г. кафе приобрело посудомоечную машину. Остаточная стоимость ее на 01.01.2020 составила 120000 руб. Срок эксплуатации техники 6 лет. Как бухгалтерия спишет затраты на приобретение:

  • в 2021 г. в расходах будет учтено 50% от остаточной стоимости посудомоечной машины (60 000 руб.), т.е. по 15 000 руб. в каждом квартале (120 000 руб. х 50% / 4 квартала);
  • за 2021 г. спишется 36000 руб., по 9000 руб. за квартал (120 000 руб. х 30% / 4 кв.);
  • в 2022 г. стоимость ОС спишется полностью — годовая сумма расходов составит 24 000 руб., ежеквартальная — 6000 руб. (120 000 руб. х 20% / 4 кв.).

В случае продажи ОС в течение первых 3-х лет со дня начала учета расходов (для ОС со сроком эксплуатации 15 лет и более при продаже в течение первых 10 лет) налоговая база за прошедшие периоды до даты реализации корректируется, сумма начисленной амортизации из состава расходов исключается. Стоимость ОС включается в затраты на день продажи объекта. Уплачивается дополнительная сумма налога и пени.

Списание товаров, приобретенных для реализации

Для учета стоимости товаров важна не только дата их оприходования и оплата поставщику, но и момент их реализации, поскольку списание затрат на приобретение товаров производится по мере их продажи покупателям (пп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

То есть, списание расходов УСН возможно при условии, что:

  • товар оприходован;
  • расчет с поставщиком произведен;
  • товар реализован покупателю.

Транспортные и иные расходы, связанные с реализацией товаров, учитываются после их фактической оплаты.

Метод учета товаров (ФИФО, средняя стоимость, по стоимости единицы) компания выбирает самостоятельно. Принятие к учету происходит без учета НДС, уплаченного поставщику.

Как списать материалы по средней себестоимости

Большая часть компаний использует для отпуска материалов в производство оценку именно по средней себестоимости.

Вот краткий алгоритм:

  1. Отразите принятый метод в учетной политике. Обратите внимание на обязательные критерии.
  • метод списания по средней себестоимости должен применяться для всех определенных политикой видов и/или групп запасов;
  • нужно соблюсти принцип последовательности применения.
  • Необходимо соблюсти параметры:
  • рабочая аналитика должна позволить четко идентифицировать виды и группы номенклатуры запасов;
  • порядок оприходования и фактического отпуска в производство должен позволять точно определять количество принятых или списываемых запасов в установленных единицах измерения;
  • на счетах бухучета нужно оперативно отразить себестоимость каждой партии запасов.
  • Установите и закрепите во внутренних регламентах методику расчета средней себестоимости. Есть две основные методики, закреплённые Письмом Минфина «Об учете МПЗ» от 10.03.2004 № 16-00-14/59:
    • взвешенная оценка — стоимостной расчет производится за установленный период (обычно месяц); при этом в течение периода списание сырья и материалов в производство происходит только в количественном выражении;
    • скользящая оценка — средняя себестоимость определяется по каждой партии запасов, отпускаемой в производство; при этом учет ведется сразу в двух измерениях — количественном и стоимостном по средней себестоимости.

    Среднюю себестоимость определяют по каждому из видов материалов, вычисляя её путём деления общей себестоимости данного вида материалов на их количество.

    Общая формула расчета средней себестоимости (ССт):

    ССт = Общая себестоимость вида (группы) запасов / Количество запасов по виду (в группе).

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]