Нужно ли сдавать авансовый расчет по налогу на имущество за 3 квартал 2021 года

Налоги и взносы

Денис Покшан

Эксперт по налогам, бухгалтерии и кадровому учету

Актуально на 1 октября 2018

Расчет авансового платежа по налогу на имущество за 3 квартал 2018 сдают все плательщики этого налога, кроме льготников. Как правильно сделать расчет и сдать его, чтобы у налоговиков не возникло вопросов — изучим в данной статье.

Общие правила расчета авансов по налогу на имущество

Порядок исчисления и уплаты налога на имущество организаций регламентируется главой 30 НК РФ.

В общем случае объектом налогообложения признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств.

Налоговым периодом является календарный год, а отчетным – периоды, кратные кварталу.

Прежде чем начать расчет авансового платежа по налогу на имущество за 3 квартал 2021 года следует сделать следующее:

  1. Проверить, нужно ли вам вообще производить данный расчет. Налоговый Кодекс дает органам власти субъектов РФ право отменять авансовые платежи по налогу на имущество как в регионе в целом, так и по отдельным категориям налогоплательщиков (п. 3 ст. 379, п. 6 ст. 382 НК РФ).
  2. Уточнить категорию имущества. Для некоторых видов объектов налоговая база определяется в особом порядке (по кадастровой стоимости).
  3. Учесть место нахождения объектов. Если они расположены на территориях, подведомственных разным ИФНС, то их следует «разнести» по разным отчетам.

Также см. “Расчет аванса по имуществу за 2 кв. 2021 года“.

Общие положения

Отчитываться в части «промежуточных» платежей компании обязаны 3 раза в год — за 3, 6 и 9 месяцев. Срок сдачи формы — 30 число месяца, следующего за отчетным периодом.

Перед тем, как заполнять расчет, следует выяснить ряд важных нюансов:

  • необходимость его сдачи в принципе, т. к. региональные власти имеют право отменять авансы по налогу на имущество на своей территории;
  • ставку в вашем регионе, которую устанавливают власти субъекта;
  • наличие налоговых льгот, что позволяет снизить сумму налога;
  • категорию имущества: от этого зависит способ расчета налога — по остаточной или кадастровой стоимости;
  • кадастровые номера объектов налогообложения — по их первым цифрам можно понять, в какую инспекцию территориально следует направить форму.

Расчет авансовых платежей по налогу на имущество в зависимости от категории объектов

Порядок исчисления налога на имущество, исходя из кадастровой стоимости, определен ст. 378.2 НК РФ. Этим способом ведется расчет налога для следующих объектов:

  1. Деловые или торговые центры (комплексы) и помещения внутри них. Эти объекты должны удовлетворять следующим условиям:

– разрешенное использование земельного участка под зданием предусматривает размещение офисных зданий или торговых объектов;

– не менее 20% площадей здания должны иметь разрешенное использование в качестве офисных или торговых помещений, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо фактически использоваться в этих целях.

  1. Отдельные нежилые помещения, которые разрешено использовать под офисы, для торговли, бытового обслуживания или общественного питания, либо которые фактически используются для указанных целей.
  2. Объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не связанные с работой через постоянные представительства.
  3. Жилые дома и помещения, не учитываемые на балансе в качестве основных средств.

Конкретный перечень «офисных» и «торговых» объектов, по которым налог на имущество исчисляется на основе кадастровой стоимости, определяется региональными властями на начало каждого налогового периода (п. 7 ст. 378.2 НК РФ).

Авансовый платеж по налогу на имущество за 3 квартал 2018 года в отношении таких объектов определяется, как 1/4 их общей кадастровой стоимости на 01.01.2018, умноженной на соответствующую налоговую ставку (пп. 1 п. 12 ст. 378.2 НК РФ).

Налоговая база по всем остальным облагаемым объектам, кроме «кадастровых», определяется на основании их стоимости по данным бухгалтерского учета. База за 9 месяцев 2021 года рассчитывается, как сумма значений остаточной стоимости на начало каждого месяца, с января по октябрь, деленной на 10. Сумма авансового платеже будет равняться ¼ произведения налоговой базы на ставку, установленную для этой категории объектов (п. 4 ст. 382 НК РФ).

Пример.

ООО «Альфа» имеет в собственности офисное помещение. Его кадастровая стоимость на начало 2021 года КС = 10 000 тыс. руб. Остаточная стоимость прочих объектов, облагаемых налогом на имущество, за 9 месяцев 2021 года составила:

ДатаОстаточная стоимость, тыс. руб.
01.01.185 000
01.02.184 900
01.03.184 800
01.04.184 700
01.05.184 600
01.06.184 500
01.07.184 400
01.08.184 300
01.09.184 200
01.10.184 100

Ставка налога по объектам, облагаемым по кадастровой стоимости – С1 =1,5%, по остальному облагаемому имуществу – С2 = 2,2%. Льготами по налогу на имущество предприятие не пользуется.

Авансовый платеж за 3 квартал 2021 года по «кадастровым» объектам составит:

АПк = ¼ х КС х С1 = ¼ х 10 000 х 1,5% = 37,5 тыс. руб.

Аванс по объектам, облагаемым по средней стоимости:

АПс = ¼ х СС х С2,

где СС – средняя остаточная стоимость объектов за период

СС = (5 000 + 4 900 + 4 800 + 4 700 + 4 600 + 4 500 + 4 400 + 4 300 + 4 200 + 4 100) /10 = 4 550 тыс. руб.

АПс = ¼ х 4 550 х 2,2% = 25,025 тыс. руб.

Общая сумма авансового платежа ООО «Альфа» по налогу на имущество за 3 квартал 2021 года составит:

АП = АПк + АПс = 37,5 + 25,025 = 62,525 тыс. руб.

Образец заполнения расчета на основе данных примера можно скачать здесь.

Определение налоговой базы

Расчет налога ведут по остаточной стоимости (Разд. 2 формы) либо по кадастровой стоимости (Разд. 3). От чего это зависит — мы рассмотрим далее.

Принцип и в том, и в другом случае одинаковый: стоимость имущества умножают на налоговую ставку и делят на 4 (по количеству кварталов). Однако налоговые базы исчисляются по-разному.

В Разд. 2 за 3 квартал 2021 года укажите остаточную стоимость объектов на первое число каждого месяца, включая и 1 октября. Далее сосчитайте среднюю стоимость имущества за 10 месяцев. Эта сумма и будет являться налоговой базой для расчета авансов.

Причем ее можно уменьшить, если у компании есть льготируемое имущество, которое налогом не облагается. Для этого нужно высчитать его среднюю стоимость за 10 месяцев и вычесть из средней стоимости всего имущества.

При втором варианте расчета налога — по кадастровой стоимости — следует уточнить перечень «кадастровых» объектов, утвержденный в регионе. Если имущество (а это, в основном, офисные и торговые здания) есть в региональном списке, значит, просто поставьте в Разд. 3 кадастровую стоимость на начало года, которая и будет налоговой базой.

Пример

ООО «Радиус», работающее в Великом Новгороде, владеет офисным зданием, кадастровая стоимость (КС) которого составляет 14 851 тыс. руб. на начало 2021 года. Это и будет налоговой базой для Разд. 3.

Остаточная стоимость других объектов ООО «Радиус», которые облагаются налогом на имущество, и стоимость льготируемых объектов приведены в таблице:

ДатаОстаточная стоимостьСтоимость льготируемого имущества
01.01.1878 90010 250
01.02.1876 00810 090
01.03.1875 8519 989
01.04.1879 85211 560
01.05.1878 82011 020
01.06.1877 00110 801
01.07.1876 52010 020
01.08.1875 0069 985
01.09.1873 0059 020
01.10.1871 0068 540

Ставка налога по кадастровой стоимости в Великом Новгороде принята на уровне 2%. Сосчитаем аванс за 3 квартал для объекта исходя из его кадастровой стоимости (Ак):

Ак = КС х 2% / 4= 14 851 х 2% / 4 = 74,2 тыс. руб.

Ставка налога по имуществу с остаточной стоимостью равна 2,2%.

Таким образом, аванс за 3 квартал по имуществу на основании остаточной стоимости (Ас) будет рассчитан так:

Ас = (Со – Сл) х 2,2% / 4,

где:

  • Со — средняя остаточная стоимость объектов за 10 месяцев:

Со = (78 900 + 76 008 + 75 851 + 79 852 + 78 820 + 77 001 + 76 520 + 75 006 + 73 005 + 71 006) / 10 = 76 197 тыс. руб.

  • Сл — средняя стоимость льготируемого имущества:

Сл = (10 250 + 10 090 + 9 989 + 11 560 + 11 020 + 10 801 + 10 020 + 9 985 + 9 020 + 8 540) / 10 = 10 127 тыс. руб.

Ас = (76 197 – 10 127) х 2,2% / 4 = 363,4 тыс. руб.

Общая сумма аванса для ООО «Радиус» составит:

А = Ак + Ас = 74,2 +363,4 = 437,6 тыс. руб.

Образец оформления расчета по данным нашего примера можно скачать здесь.

Правила заполнения расчета авансового платежа по налогу на имущество за 3 квартал 2021г.

Форма расчета авансовых платежей по налогу на имущество и Порядок заполнения (далее по тексту – Порядок) утверждены приказом ФНС РФ от 31.03.2017 N ММВ-7-21/

Расчет состоит из следующих разделов:

  1. Титульный лист.
  2. Раздел 1, содержащий сведения о суммах авансового платежа, подлежащих перечислению в бюджет.
  3. Раздел 2, в котором производится расчет авансовых платежей, исходя из средней стоимости объектов.
  4. Раздел 2.1 в котором расшифровывается информация об объектах недвижимости, облагаемых налогом на имущество на основе их средней стоимости.
  5. Раздел 3, в котором приводятся сведения об объектах, облагаемых по кадастровой стоимости и расчет авансового платежа по ним.

Российские организации и иностранные компании, работающие через постоянные представительства, должны сдавать все листы расчета. При отсутствии показателей в соответствующих полях проставляется прочерк. В сокращенной форме (титульный лист, раздел 1 и раздел 3) расчет могут сдавать только иностранные компании в отношении объектов, не связанных с деятельностью через постоянные представительства.

Рассмотрим правила заполнения отдельных листов в том порядке, в каком это происходит на практике.

Кто не должен сдавать расчет

Если у организации нет основных средств, признаваемых объектами налогообложения, отчитываться по налогу на имущество не нужно. Основания для этого – п. 1 ст. 373, ст. 374, п. 1 ст. 386 Налогового кодекса РФ, письмо Минфина России от 23 сентября 2011 г. № 03-05-05-01/74.

Также не нужно подавать расчеты в отношении льготируемого имущества, связанного с добычей нефти на морских месторождениях (абз. 2 п. 1 ст. 386, п. 24 ст. 381 НК РФ). Остальное имущество, которое является объектом налогообложения, в расчет включите. Подробнее прочтите в статье, какое имущество облагается налогом. Даже если на это имущество распространяются другие льготы. Например, движимое имущество, которое относится к 3–10 амортизационным группам, нужно включить в расчет. Даже если оно было приобретено после 1 января 2013 года (письмо ФНС России от 17 декабря 2014 г. № БС-4-11/26159).

И само собой, расчет авансовых платежей по налогу на имущество (как и декларацию по этому налогу) не сдают предприниматели и граждане. Они такой налог не платят в принципе (п. 1 ст. 373 НК РФ).

Ситуация: кто должен сдавать расчеты авансовых платежей по налогу на имущество – учредитель доверительного управления или доверительный управляющий?

Учредитель доверительного управления.

Налоговые расчеты обязаны подавать налогоплательщики (подп. 4 п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 386 НК РФ). А по объектам, переданным в доверительное управление, плательщиком налога на имущество признается учредитель доверительного управления (ст. 378 НК РФ). То есть организация, которая передала свое имущество управляющему. Таким образом, именно она должна составлять и сдавать налоговую отчетность по налогу на имущество. Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 23 сентября 2008 г. № 03-05-05-01/58, абзацах 3–4 пункта 3 письма Минфина России от 2 августа 2005 г. № 07-05-06/216.

Ситуация: нужно ли сдавать расчеты авансовых платежей по налогу на имущество, если остаточная стоимость основных средств равна нулю? Организация применяет общую систему налогообложения.

Да, нужно.

Расчеты авансовых платежей по налогу на имущество должны сдавать все плательщики этого налога (ст. 386 НК РФ). А это все организации, у которых есть основные средства, облагаемые налогом (п. 1 ст. 373, ст. 374 НК РФ). Величина остаточной стоимости имущества при этом не важна – такого ограничения нет в Налоговом кодексе РФ.

При нулевой остаточной стоимости основных средств, признаваемых объектом налогообложения, налоговая база и сумма налога, которые нужно указывать в расчетах, будут равны нулю. Тем не менее организация обязана подать расчеты авансовых платежей по налогу на имущество. Это подтверждается письмом ФНС России от 8 февраля 2010 г. № 3-3-05/128.

Также у организации могут быть объекты недвижимости, налоговой базой для которых признается их кадастровая стоимость. Сумма авансового платежа по налогу на имущество по таким объектам не зависит от их остаточной стоимости. А значит, в этом случае организация также должна сдавать расчеты авансовых платежей по налогу на имущество.

Титульный лист

Этот раздел можно заполнить в начале работы над отчетом, за исключением информации о количестве листов, т.к. оно зависит от числа объектов, данные о которых включены в форму.

Титульный лист включает в себя общие сведения о налогоплательщике:

  • Коды ИНН и КПП. В поле «КПП» нужно указать код, соответствующий тому налоговому органу, в который подается отчет. Это может быть подразделение ФНС по месту регистрации самой организации, ее обособленного подразделения, либо облагаемого объекта недвижимого имущества.
  • Номер корректировки. Цифра в этом поле показывает, является ли данный отчет первой «версией» или содержит уточненные данные. Для первичной формы в этом поле указывается «0 – -», затем «1 – -», «2 – -» и т.д. Измененный отчет нужно сдавать по «старой» форме, действовавшей в том периоде, за который была найдена ошибка.
  • Код отчетного периода указывается в соответствии с приложением 1 к Порядку. Для 3 квартала это – «18».
  • Отчетный год заносится в четырехзначном формате, т.е. в данном случае – 2021.
  • Код налогового органа указывается в соответствии со свидетельством о постановке на налоговый учет.
  • Коды предоставления расчета показывают, по какой причине форма предоставляется именно в это подразделение ФНС. Коды выбираются из приложения 3 к Порядку. В «типовой» ситуации, когда российская организация предоставляет отчет по месту своего нахождения, используется код 214.

  • Полное наименование организации указывается в соответствии с учредительными документами.
  • Поле «Форма реорганизации (код)» заполняется, если расчет предоставляет правопреемник. Коды выбираются из приложения 2 к Порядку. В этом случае нужно заполнить и поля «ИНН/КПП реорганизованной организации». В них заносятся коды, которые были присвоены компании первоначально.
  • Номер контактного телефона должен включать код страны и города и не содержать пробелов и иных знаков, кроме цифр.
  • Количество страниц расчета и подтверждающих документов.
  • В поле «Достоверность и полноту сведений подтверждаю» заносится информация об ответственном лице, подписавшем расчет, его подпись и дата заполнения. Если форму сдает представитель, то в этом же поле указываются реквизиты доверенности.
  • Поле «Сведения о предоставлении расчета» заполняется сотрудником ИФНС. Оно содержит информацию о способе подачи формы, дату предоставления, количество листов, регистрационный номер и подпись ответственного лица.


Раздел 2

Эта часть формы содержит расчет авансового платежа по имуществу за 3 квартал 2021 года, в отношении которого налоговая база определяется по средней стоимости.

Раздел 2 заполняется отдельно по:

  1. Видам имущества в соответствии с Приложением 5 к Порядку.
  2. Обособленным подразделениям, имеющим отдельный баланс.
  3. Местам нахождения имущества по кодам ОКТМО.
  4. Налоговым ставкам и налоговым льготам (за исключением льгот в виде уменьшения всей суммы налога и понижения налоговой ставки).

При заполнении раздела 2:

  • По строке 001 указывается код вида имущества из Приложения 5 к Порядку.
  • Строка 010 содержит код ОКТМО, по которому будет производиться оплата налога.
  • Строки 020 – 110 включают в себя информацию об остаточной стоимости имущества на 1 число каждого месяца с января по октябрь 2018 года. При этом графа 3 содержит общую стоимость облагаемых объектов, а графа 4 – стоимость льготируемого имущества из графы 3.

  • По строке 120 указывается средняя стоимость имущества за 9 месяцев 2021 года. Она определяется путем деления на 10 суммы значений строк 020-110 по графе 3.
  • Строка 130 состоит из двух частей. Первая часть содержит семизначный код налоговой льготы в соответствии с приложением 6 к Порядку. Если льгота установлена законом субъекта РФ в виде понижения налоговой ставки (код 2012400) или уменьшения общей суммы налога (код 2012500), то строка 130 не заполняется. Для иных региональных налоговых льгот (код 2012000) заполняется и правая часть строки. В ней последовательно указывается статья, пункт и подпункт соответствующего регионального закона. Для каждого реквизита отведено 4 позиции, «лишние» ячейки в каждом блоке заполняются нулями слева. Например, пп. 3.3 п. 2 ст. 11 закона субъекта РФ будет «закодирован» следующим образом: 0 0 1 1 0 0 0 2 0 3 . 3
  • По строке 140 указывается средняя стоимость необлагаемого имущества за 9 месяцев 2021 года. Она рассчитывается аналогично средней стоимости всего имущества по стр. 120, только данные берутся не из графы 3, а из графы 4.

  • Строка 150 заполняется только в случае, когда облагаемый объект находится на территории нескольких субъектов РФ (код вида имущества 02). В этом поле содержится доля балансовой стоимости объекта, относящегося к данному субъекту РФ.
  • Строка 160 заполняется, если законом субъекта РФ установлена налоговая льгота в виде снижения ставки. В первой части строки указывается код льготы 2012400, а во второй части – данные о соответствующей статье регионального закона, аналогично строке 130.
  • В строке 170 указывается налоговая ставка с учетом предоставленной льготы
  • Строка 175 заполняется только, если объект представляет собой железнодорожные пути общего пользования или их неотъемлемые части (код вида имущества – 09). В этом случае строка будет содержать понижающий коэффициент Кжд, который определяется в соответствии с п. 2 ст. 385.3 НК РФ.
  • Строка 180 содержит сумму авансового платежа по налогу на имущество за 3 квартал 2021 года. В общем случае разность значений строк 120 и 140 умножается на налоговую ставку (строка 170) и делится на 4. Для железнодорожных объектов дополнительно применяется понижающий коэффициент Кжд из строки 175. Для объектов, расположенных на территории нескольких субъектов, сумма налога определяется с учетом доли стоимости объекта (строка 150).
  • Строка 190 заполняется только в случае, когда в регионе установлена льгота в виде уменьшения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет. Сначала указывается код льготы 2012500, а затем – сведения о норме регионального закона, аналогично строкам 130 и 160.
  • В строке 200 отражается сумма этой налоговой льготы.
  • В строке 210 нужно указать остаточную стоимость основных средств на 01.10.2018. Стоимость объектов, не облагаемых налогом на основании пп. 1 – 7 п. 4 ст. 374 НК РФ, в строку 210 не включается.

Порядок сдачи формы и уплаты налога

Форму необходимо сдать в течение 30 дней по истечении отчетного периода (п. 2 ст. 386 НК РФ). За 3 квартал 2021 года крайний срок сдачи — 30.10.2018.

Небольшие компании могут сдавать форму в бумажном виде. Если же численность работников организации превышает 100 человек, расчет обязательно подают в электронном виде.

Штраф за несвоевременное предоставление расчета составляет 200 рублей (п. 1 ст. 126 НК РФ). Кроме того, должностные лица могут быть оштрафованы на сумму от 300 до 500 руб. (ст. 15.6 КоАП).

Сроки уплаты налога не установлены на федеральном уровне, поэтому обязательно выясните, какой регламент существует в вашем регионе.

Раздел 2.1

Этот раздел позволяет идентифицировать объекты недвижимого имущества, которые облагаются налогом по средней стоимости. По каждому такому объекту заполняется блок строк 010-050, содержащий в себе:

  1. По строкам 010 и 020 указываются соответственно кадастровый и условный номер объекта (при их наличии).
  2. Строка 030 заполняется при отсутствии данных по строкам 010 и 020 и содержит инвентарный номер объекта.
  3. По строке 040 указывается код объекта в соответствии с классификатором ОКОФ.
  4. Строка 050 содержит сведения об остаточной стоимости объекта на 01 октября 2021 года.

Если по состоянию на 01.10.2018 объект выбыл по любым основаниям, то раздел 2.1 по нему не заполняется.

Раздел 3

Этот раздел содержит как информацию о самих «кадастровых» объектах, так и расчет суммы авансового платежа по ним.

  • Строка 001 содержит код вида имущества, в соответствии с приложением 5 к Порядку.
  • В строке 010 содержится код ОКТМО, по которому платится налог.
  • В строке 014 указывается кадастровый номер здания (сооружения).
  • Строка 015 содержит кадастровый номер помещения, если в отношении него проведен кадастровый учет.
  • По строке 020 указывается кадастровая стоимость объекта. Если речь идет о помещении, стоимость которого не определена, то показатель строки 020 рассчитывается, исходя из кадастровой стоимости всего здания и доли площади помещения, приведенной в сроке 035.
  • По строке 025 из строки 020 выделяется необлагаемая налогом кадастровая стоимость.
  • Строка 030 заполняется только в случае нахождения объекта в общей собственности. Она содержит информацию о доле налогоплательщика в праве на объект.
  • По строке 035 указывается доля площади помещения в общей площади здания. Она заполняется, если не определена кадастровая стоимость помещения, а стоимость всего здания – известна.

  • Строка 040 состоит из двух частей. Первая включает код налоговой льготы из приложения 6 к Порядку. Если льгота установлена законом субъекта РФ в виде понижения налоговой ставки (код 2012400) или уменьшения общей суммы налога (код 2012500), то строка 130 не заполняется. Для остальных региональных налоговых льгот (код 2012000) заполняется и правая часть строки. Пример заполнения приведен в п. 5 описания раздела 2.
  • Строка 050 заполняется, если облагаемый объект расположен на территории нескольких субъектов РФ. Тогда в поле заносится доля кадастровой стоимости, которая относится к части объекта, находящейся в данном регионе.
  • Строка 060 заполняется, если законом субъекта РФ установлена налоговая льгота в виде снижения ставки. В левой части поля содержится код льготы 2012400, а в правой – реквизиты статьи регионального закона, аналогично строке 040.
  • Строка 070 содержит налоговую ставку с учетом льгот (при их наличии).
  • Строка 080 используется только если объект находился в собственности налогоплательщика в течение части отчетного периода. Коэффициент в данном случае равняется количеству полных месяцев нахождения объекта в собственности, деленному на 9.
  • В строке 90 указывается сумма авансового платежа. В общем случае это ¼ часть от разности значений строк 20 и 25, умноженная на налоговую ставку (строка 070). В случае необходимости сумма платежа умножается на дополнительные корректирующие коэффициенты из строк 030, 050 и 080.
  • Строка 100 используется, если законом субъекта установлена льгота в виде уменьшения суммы платежа в бюджет. Сначала указывается код льготы 2012500, а затем – сведения о норме регионального закона, аналогично строкам 040 и 060.
  • По строке 110 при этом указывается сумма льготы.

Согласование централизованной отчетности

Сдавать расчеты централизованно за все подразделения организации можно только по согласованию со своей налоговой инспекцией. Для этого направьте в инспекцию уведомление в произвольной форме. В документе укажите структурные подразделения, их местонахождение и коды ОКТМО, а также инспекцию, в которую будет подаваться отчетность.

Об этом сказано в письмах ФНС России от 20 марта 2014 г. № БС-4-11/5132 и от 23 декабря 2013 г. № БС-4-11/23185.

Ситуация: можно ли сдавать расчеты авансовых платежей по налогу на имущество централизованно – по местонахождению головного отделения организации, если в одном субъекте РФ у нее находятся несколько обособленных подразделений с отдельными балансами?

Ответ на этот вопрос зависит от того, распределяется налог на имущество между местными бюджетами или нет (п. 5 ст. 56, ст. 58 Бюджетного кодекса РФ).

Если региональное законодательство не предусматривает зачисления части налога в местные бюджеты, то в отчетности отражайте всю сумму налога на имущество к уплате в бюджет субъекта РФ. В том числе и по обособленным подразделениям и объектам недвижимости, которые находятся на территории этого субъекта РФ. В таком случае организация вправе подавать налоговую отчетность централизованно – по местонахождению головного отделения организации. Но сперва согласуйте подачу отчетности централизованно со своей инспекцией.

Например, такой порядок установлен для организаций, имеющих обособленные подразделения или территориально отдаленные объекты недвижимости на территории Москвы. Организация, имеющая в разных округах Москвы обособленные подразделения с отдельными балансами, на которых числятся объекты имущества, может платить налог на имущество и сдавать отчетность по таким объектам по местонахождению головного отделения (если находится в Москве) или одного из таких обособленных подразделений. Если у организации есть территориально удаленные объекты недвижимости в разных округах Москвы, то она может платить налог на имущество и сдавать отчетность по таким объектам по местонахождению своего головного отделения в Москве.

Аналогичные разъяснения содержатся в абзацах 2–6 письма Минфина России от 12 февраля 2009 г. № 03-05-04-01/08 и в письме ФНС России от 30 октября 2012 г. № БС-4-11/18282.

Следует отметить, что по объектам недвижимости, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, сдавать расчеты нужно только по месту их нахождения. При этом не имеет значения, как распределяется налог в регионе и вправе ли организация сдавать отчетность централизованно. Такой вывод можно сделать из писем ФНС России от 2 июня 2014 г. № БС-4-11/10451 и от 23 декабря 2013 г. № БС-4-11/23185.

Если суммы налога на имущество зачисляются (полностью или частично) в местные бюджеты, то возможно несколько вариантов. Все они представлены в таблице.

При этом для таких муниципальных образований, как муниципальные районы, предусмотрено следующее. Организация не может подать единый расчет по имуществу, находящемуся на территории муниципального района, если по решению представительного органа этого муниципального района часть налога на имущество зачисляется в бюджеты его поселений.

Такой порядок установлен пунктом 1.6 Порядка заполнения расчета авансовых платежей, утвержденного приказом ФНС России от 24 ноября 2011 г. № ММВ-7-11/895.

Пример представления расчетов авансовых платежей по налогу на имущество. Региональное законодательство не предусматривает зачисления части налога в местные бюджеты

Головное отделение организации, ее обособленные подразделения и территориально удаленные объекты недвижимости находятся на территории одного субъекта РФ, но в разных муниципальных образованиях (территорию каждого муниципального образования курирует отдельная налоговая инспекция). Региональным законодательством не предусмотрено зачисление части налога на имущество в местные бюджеты. Объектов недвижимости, налоговой базой по которым признается их кадастровая стоимость, у организации нет.

Бухгалтер организации составляет один расчет авансовых платежей по налогу на имущество. В нем он указывает общую сумму авансового платежа по всему имуществу, которое находится на территории субъекта РФ (т. е. по головному отделению организации, ее обособленным подразделениям и территориально удаленным объектам недвижимости). Этот расчет бухгалтер подает в налоговую инспекцию по местонахождению головного отделения организации. Поэтому в нем указывается код ОКТМО того муниципального образования, в котором находится головное отделение организации.

Пример представления расчетов авансовых платежей по налогу на имущество. Региональное законодательство предусматривает зачисление части налога в местные бюджеты. Территорию каждого муниципального образования курирует отдельная налоговая инспекция

Головное отделение организации, ее обособленные подразделения и территориально удаленные объекты недвижимости находятся на территории одного субъекта РФ, но в разных муниципальных образованиях (территорию каждого муниципального образования курирует отдельная налоговая инспекция). Региональным законодательством предусмотрено зачисление части налога на имущество в местные бюджеты.

Расчеты авансовых платежей по налогу на имущество бухгалтер организации составляет по каждому муниципальному образованию. В каждом расчете отражается сумма авансового платежа по тому имуществу, которое находится на территории данного муниципального образования. Расчеты бухгалтер подает в налоговые инспекции по местонахождению головного отделения организации, ее обособленных подразделений и территориально удаленных объектов недвижимости. В каждом из расчетов указывается код ОКТМО по соответствующему муниципальному образованию.

Пример представления расчетов авансовых платежей по налогу на имущество. Региональное законодательство предусматривает зачисление части налога в местные бюджеты. Территории всех муниципальных образований курирует одна налоговая инспекция

Головное отделение организации, ее обособленные подразделения и территориально удаленные объекты недвижимости находятся на территории одного субъекта РФ, но в разных муниципальных образованиях (территории всех муниципальных образований курирует одна налоговая инспекция). Региональным законодательством предусмотрено зачисление части налога на имущество в местные бюджеты.

Бухгалтер организации составляет один расчет авансовых платежей по налогу на имущество. В нем он отдельно указывает суммы авансового платежа по каждому муниципальному образованию, на территории которого находятся обособленные подразделения и территориально удаленные объекты недвижимости. Относительно каждой суммы указывается код ОКТМО соответствующего муниципального образования. Этот расчет бухгалтер подает в налоговую инспекцию по местонахождению головного отделения организации.

Раздел 1

Заполнение этого раздела завершает работу над расчетом. Он содержит сведения об итоговых суммах авансовых платежей по налогу на имущество, подлежащих уплате в бюджет.

Раздел состоит из нескольких блоков строк. В каждом блоке указана сумма налога, подлежащая уплате по конкретному коду ОКТМО. В целом раздел содержит информацию о платежах по кодам муниципальных образований, подведомственных ИФНС, в которую подается расчет.

  1. По строке 010 указывается код ОКТМО.
  2. В строке 020 содержится КБК платежа.
  3. В строке 030 приводится сумма налога к уплате. Она рассчитывается путем суммирования значений из всех разделов 2 и 3 расчета по этому ОКТМО. Из разделов 2 берется разность строк 180 и 200, а из разделов 3 – разность строк 090 и 110. Таким образом, по каждому ОКТМО группируются платежи по всем видам имущества за вычетом льгот (если они установлены в данном регионе).


Сведения раздела 1 заверяются подписью ответственного лица.

Куда сдавать расчет

Чтобы правильно определить, куда сдавать расчет авансовых платежей по налогу на имущество, ответьте на три вопроса:

  • Ваша организация является крупнейшим налогоплательщиком?
  • Исходя из какой стоимости считали налоговую базу для имущества, по которому сдаете расчет: из средней или кадастровой?
  • Есть ли у организации обособленные подразделения, на балансе которых числится имущество? И если есть, то как распределяется налог по местным бюджетам?

Если ваша организация – крупнейший налогоплательщик, то по всем объектам, даже по тем, которые облагаются по кадастровой стоимости, сдавайте единую отчетность по месту постановки на учет организации в качестве крупнейшего налогоплательщика. Об этом сказано в пункте 1.5 приложения 6 к приказу ФНС России от 24 ноября 2011 г. № ММВ-7-11/895.

А вот если организация к крупнейшим не относится, то по каждой недвижимости с кадастровой налоговой базой сдавайте отдельные расчеты по месту нахождения этих объектов. Такие разъяснения ФНС России направила налоговым инспекциям письмом от 29 апреля 2014 г. № БС-4-11/8482.

Переходим к следующему вопросу. У организации есть обособленные подразделения? Если нет, то расчет по имуществу, налоговую базу по которому рассчитываете из средней стоимости, сдавайте в инспекцию по местонахождению организации.

По имуществу же обособленных подразделений (налоговая база по которому рассчитывается из средней стоимости) отчитывайтесь в зависимости от бюджетного устройства конкретного региона. Суммы налога на имущество или авансовых платежей могут:

  • полностью поступать в региональный бюджет;
  • частично или полностью поступать в бюджеты муниципальных образований;
  • распределяться между поселениями, входящими в муниципальное образование.

Если в вашем регионе нет распределения налога на имущество между муниципальными бюджетами, то расчеты авансовых платежей можно подавать централизованно – по местонахождению организации. Но это нужно согласовать с инспекцией. Об этом сказано в пункте 1.6 приложения 6 к приказу ФНС России от 24 ноября 2011 г. № ММВ-7-11/895.

Налог на имущество в регионе зачисляют (полностью или частично) в местные бюджеты? Тут есть несколько вариантов, все они в таблице ниже:

Где расположены организация, ее обособленные отделения с отдельным балансом или территориально удаленная недвижимость В какую налоговую инспекцию представлять отчеты Сколько отчетов сдавать Как отражать налог в отчетах
В нескольких муниципальных образованиях, подведомственных разным налоговым инспекциям По местонахождению каждого обособленного подразделения с отдельным балансом или территориально удаленной недвижимости По каждому подразделению с отдельным балансом и по каждому территориально удаленному объекту недвижимости сдавайте отдельные расчеты В представленных формах отражайте только налог, уплату которого контролирует налоговая инспекция соответствующего муниципального образования
В нескольких муниципальных образованиях, подведомственных одной налоговой инспекции По местонахождению головного подразделения организации Представляйте единый отчет в отношении всего имущества, с которого платите налог на территории муниципального образования Налог в отчетности рассчитайте отдельно по каждому муниципальному образованию
В одном муниципальном образовании В отчетах отражайте весь налог на имущество по одному коду ОКТМО – муниципального образования по месту нахождения головного подразделения организации

Аналогичные разъяснения содержатся в абзаце 7 письма Минфина России от 12 февраля 2009 г. № 03-05-04-01/08.

При этом для таких муниципальных образований, как районы, предусмотрено следующее. Единый расчет представить не получится, если по решению местных законодателей часть налога на имущество зачисляют в бюджеты поселений района. Тогда придется сдавать отдельные расчеты.

Все эти правила прописаны в пунктах 1 и 5 статьи 386 Налогового кодекса РФ, а также изложены в письме ФНС России от 29 апреля 2014 г. № БС-4-11/8482. Не запутаться в том, куда платить налог на имущество (в т. ч. авансы) и куда подавать отчетность, поможет схема ниже и таблица..

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]