Уменьшаем транспортный налог на «платоновскую» плату

На территории России работает система налогообложения транспорта, которая имеет название «Платон». Действует она лишь на крупные грузовые авто. Именно поэтому ее так и назвали. Актуальным вопросом сейчас является уменьшение Платона на сумму транспортного налога в 2021 году.

Основной функцией данной системы является взимание финансовых средств с водителей большегрузных автомобилей за ущерб, которые они наносят дорогам.

Разработка описанной системы была необходимостью, поскольку грузовых автомобилей становится с каждым годом все больше и больше. Дороги быстрее теряют свое качество. А финансовых средств, которые накапливаются от налога на транспорт у налоговиков, оказывается недостаточно для проведения восстановительного ремонта. Именно поэтому была создана система «Платон».

Итак, рассмотрим Платон и сам транспортный налог, какие есть нюансы.

Учет в составе расходов транспортного налога и «платоновской» платы

Внесенная сумма предварительного платежа в адрес оператора государственной системы взимания платы ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» (далее по тексту — ООО «РТИТС») не является расходом и, соответственно, не отражается в налоговом учете (п.14 ст.270 НК РФ).

В «прибыльных» расходах признается разница между «платоновской» платой и величиной транспортного налога, исчисленного за налоговый (отчетный) период в отношении большегрузов — транспортных средств с разрешенной максимальной массой свыше 12 т (п.48.21 ст.270 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 21.11.2016 г. №03-05-05-04/68317).

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ «ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНЫЕ» ЛЬГОТЫ

Важно!

То есть в состав налоговых расходов будет включаться не вся «платоновская» плата целиком, а в части превышения суммы транспортного налога, исчисленного по большегрузу, за который она внесена (п.48.21 ст.270 НК РФ — для компаний на ОСН, пп.37 п.1 ст.346.16 НК РФ — для «упрощенцев», пп.45 п.2 ст.346.5 НК РФ — для плательщиков ЕСХН).

НАПРИМЕР

Авансовый платеж по транспортному налогу составил 120 рублей, а «платоновская» плата — 100 рублей. В этом случае компания по итогам I квартала, полугодия и 9 месяцев не учтет разницу в части превышения транспортного налога над «платоновской» платой. И только по итогам года включит в налоговые расходы 20 рублей.

По общему правилу уменьшить транспортный налог на сумму «платоновской» платы может одна компания. Например, если транспортные средства были переданы в лизинг, а большегрузы зарегистрированы на лизингодателя, то транспортный налог уменьшить на «платоновскую» плату, внесенную лизингополучателем, нельзя (Письмо Минфина РФ от 18.07.2016 г. №03-05-04-04/41940).

То есть в данной ситуации (большегрузы зарегистрированы на лизингодателя), а не на лизингополучателя, лизингодатель не вправе уменьшить транспортный налог на сумму «платоновской» платы за большегруз.

В «прибыльных» расходах учесть можно только фактически уплаченную сумму транспортного налога (пп.1 п.1 ст.264 НК РФ, п.48.21 ст.270 НК РФ, п.2 ст.362 НК РФ). Это означает, что нельзя одновременно учесть в налоговых расходах и сумму начисленного транспортного налога, и вычет по «платоновской» плате.

ПРОВЕРКА КОНТРАГЕНТА

Важно!

Таким образом, «платоновская» плата уменьшает прибыль только в части превышения транспортного налога, а не в полном объеме.

В том случае, если транспортное средство предоставляется в аренду, то собственник транспортного средства начислит и признает в полной сумме транспортный налог, а арендатор начислит и уплатит «платоновскую» плату и учтет ее в составе прочих расходов.

Отражение транспортного налога и платы «Платон» в бухгалтерском учете

Порядок отражения в бухгалтерском учете операций по начислению и перечислению «платоновской» платы за проезд с последующим вычетом транспортного налога в отношении большегрузов рекомендован финансистами в Письме Минфина РФ от 28.12.2016 г. №07-04-09/78875.

Внесенная сумма предварительного платежа в адрес оператора государственной системы взимания платы ООО «РТИТС» не является расходом и, соответственно, не отражается на счетах учета затрат, а учитывается в составе дебиторской задолженности (п.3, п.16 Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 10/99 «Расходы организации», утв. Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 г. №33н).

Таким образом, перечисленная предварительная оплата денежных средств оператору «Платона» отражается по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

В соответствии с п.16 ПБУ 10/99 расходами признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества). Учитывая это, сумма «платоновской» платы, подлежащая уплате экономическим субъектом, в бухгалтерском учете признается расходом.

Исходя из этого и Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. №94н, начисленная сумма «платоновской» платы отражается по дебету счетов учета затрат в корреспонденции со счетом учета расчетов с бюджетом.

Это означает, что начисленная оператором ООО «РТИТС» плата за проезд в полной сумме включается в состав расходов по обычным видам деятельности в периоде начисления оператором платы за проезд (п.18 ПБУ 10/99).

При отражении в бухгалтерском учете транспортного налога, причитающегося к уплате в бюджет по итогам налогового периода, в кредит счета учета расчетов с бюджетом относится сумма такого налога за вычетом фактически уплаченной в данном налоговом периоде суммы «платоновской» платы.

ВВЕДЕНИЕ ПРОСТОЯ ПО ПРИЧИНАМ, НЕ ЗАВИСЯЩИМ ОТ РАБОТОДАТЕЛЯ

Важно!

Авансовые платежи по транспортному налогу за большегрузы, за которые уплачена «платоновская» плата, в бухгалтерском учете не отражаются.

То есть в отношении большегрузов, по которым уплачивается «платоновская» плата, транспортный налог отражается на счетах бухгалтерского учета по итогам года и в части превышения транспортного налога, начисленного по итогам календарного года, над начисленной в течение этого периода платой за проезд.

Как работает закон от 03.07.2016 № 249-ФЗ

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! С 2021 года описанный ниже льготный порядок взимания платежей свое действие завершил. Он вводился временно, сроком до 31.12.2018. Поэтому с 01.01.2019 за большегрузы следует платить и ТН, и авансы в «Платон». Подробности см. в материале «Вычет на «Платон» оПлатон» — личный кабинет пользователя (нюансы)».

Следует заметить, что для уменьшения налога не имеет значения, является плательщиком физлицо или юрлицо. Вместе с тем в порядке расчета налога есть различия: «юрики» считают налог сами, а «физиков» обсчитывает ФНС с последующей рассылкой уведомлений.

См. также «Применение вычета по платежу в «Платон» не зависит от статуса «физика» — владельца большегруза».

НАПРИМЕР

Компания перечислила оператору системы «Платон» авансовый платеж в размере 50 000 рублей. По данным отчета оператора ООО «РТИТС» плата за проезд за I квартал 2021 г. составила 20 000 рублей.

На счетах бухгалтерского учета данные операции будут отражаться следующими бухгалтерскими записями:

Дебет 76 «Расчеты с оператором ООО «РТИТС» Кредит 51 «Расчетный счет» 50 000 руб. Перечислен авансовый платеж оператору ООО «РТИТС»
Дебет 20,23,25,26,29,44 Кредит 68 «Расчеты с бюджетом по плате «Платон» 20 000 руб. Учтена в составе расходов по обычным видам деятельности плата за проезд большегрузов
Дебет 68 «Расчеты с бюджетом по плате «Платон» Кредит 76 «Расчеты с оператором ООО «РТИТС» 20 000 руб. Отражена уплата в бюджет плата за проезд большегрузов

Примечание.

Бухгалтерские записи приведены в отношении большегрузов, по которым перечисляется «платоновская» плата. В отношении остальных транспортных средств по-прежнему уплачиваются авансовые платежи (если Законом субъекта РФ предусмотрен такой порядок), которые отражаются ежеквартально на счетах бухгалтерского учета (в последний месяц отчетного квартала).

Следует отметить, что порядок учета платы за проезд компания определяет самостоятельно и закрепляет в учетной политике (п.4 и п.7 Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утв. Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 г. №106н).

Поэтому компания может использовать иную схему бухгалтерских записей.

В какой величине будут отражены расходы в налоговом учете в I квартале 2021 г.?

Как уже было отмечено, в целях исчисления налога на прибыль «платоновская» плата учитывается в составе прочих расходов с учетом ограничений, предусмотренных п.48.21 ст.270 НК РФ.

Предположим, что сумма рассчитанных авансовых платежей по большегрузам (сумма определяется исключительно для расчета налоговых обязательств, но не отражается на счетах бухгалтерского учета) составила 5 000 рублей.

Тогда за I квартал 2021 г. компания учтет в налоговых расходах 15 000 рублей (20 000 рублей — 5 000 рублей).

А сами авансовые платежи по транспортному налогу компания не включает в состав налоговых расходов, поскольку авансовые платежи представляют собой предварительные платежи, уплата которых предусмотрена в течение налогового периода (п.3 ст.58 НК РФ), а значит учесть их на основании п.1 ст.264 НК РФ нельзя.

То есть на каждое последнее число 3 месяца I, II и III квартала «платоновскую» плату, можно учесть в расходах в части, превышающей авансовый платеж по транспортному налогу, исчисленный за этот же грузовик и за этот же квартал.

БУХГАЛТЕРСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ КОМПАНИЙ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА И ЛОГИСТИКИ

1с:франчайзи консультантбухгалтера

В результате создания этого документа будут сформированы соответствующие проводки. Для просмотра результата проведения документа «Регламентная операция» с видом операции «Расчет налога на прибыль» (рис. 10) нажмите кнопку ДтКт. Рис.10 Расчет отложенных налогов, связанных с оплатой по сумме платы «Платон», перечисленной в бюджет оператором за 2021 г. Признаны постоянные налоговые обязательства = Сумма платы «Платон», перечисленная в бюджет оператором * Ставка налога на прибыль (1 530,00 руб. = 7 650,00 руб. * 0,20). Расшифровку суммы отложенных налогов можно посмотреть в отчете «Справка-расчет налоговых активов и обязательств» (рис. 11) (меню: Операции – Закрытие периода – Справки-расчеты – Налоговые активы и обязательства). Рис.11 6.

Документальное подтверждение вычета транспортного налога

Оператор в отношении каждого зарегистрированного большегруза в реестре системы взимания платы ведет персонифицированную запись собственника (владельца) транспортного средства, содержащую следующую обновляемую не реже чем один раз в сутки информацию по каждому транспортному средству собственника (владельца):

  • маршрут, пройденный транспортным средством;
  • планируемый маршрут;
  • время и дата движения транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения в соответствии с маршрутной картой;
  • операции по внесению владельцем транспортного средства платы оператору с указанием ее размера, а также даты и времени поступления;
  • другие операции.

Документальным подтверждением платы за проезд служат отчет оператора, в котором указан маршрут большегруза с привязкой ко времени (дате) начала и окончания движения большегрузов, и первичные учетные документы, составленные самим налогоплательщиком, подтверждающие использование данного большегрузов на соответствующем маршруте (Письма Минфина РФ от 11.01.2016 г. №03-03-РЗ/64, от 28.12.2015 г. №03-03-06/1/76740).

Для того чтобы признать расходы в целях исчисления налога на прибыль необходимо иметь в наличии документальное подтверждение расходов (п.1 ст.252 НК РФ).

НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ МАЛОМУ БИЗНЕСУ ПО ПРИМЕРЕ Г. МОСКВЫ

Важно!

Вычет при исчислении транспортного налога в отношении большегрузов, должен применяться исходя из размера, указанного в маршрутной карте или реестре (за соответствующий календарный год) относительно данного большегруза. А применение вычета при исчислении транспортного налога в сумме уплаченного авансового платежа в систему взимания платы в счет планируемых маршрутов неправомерно (Письмо Минфина РФ от 26.01.2017 г. №03-05-05-04/3747).

Таким образом, вычет транспортного налога на «платоновскую» плату применяется исходя из размера платы только за фактически пройденный большегрузом маршрут.

Порядок предоставления льготы

Владельцы ТС могут получить льготу в той ситуации, если:

  1. Авто было занесено в реестр;
  2. Сотрудники системы передали автомобилисту квитанцию, в которой указано, что платежи были проведены.

Один раз в год составляет отчет, на основе которого предлагаются льготы. Заказать его можно на сайте или в офисе «Платона».

Транспортный налог и налог по системе платон физические и юридические лица должны оплачивать на равных. Тем, кто хочет уменьшить налог, необходимо показать такие документы:

  1. Заявление;
  2. Данные о хозяине ТС;
  3. Паспорт ТС;
  4. Данные о внесении оплаты за использование автотрасс.

Можно отправить документы как самостоятельно, так и посредством представителя.

Заявление на льготу нужно отправлять до того, как налоговая начнет формировать уведомления за прошедший период. Заявление должно быть написано в 2 экземплярах. Первый остается в налоговой, второй — у хозяина ТС. Если владелец ТС предоставит заявление позже срока, у него останется право на получение льготы. Сумма переплаченного налога будет пересчитана.

НАПРИМЕР

3,73 руб./км, коэффициент 0,41

— путь, пройденный транспортными средствами, зарегистрированными в Реестре Системы взимания платы (км).

Например, 4 975,311 км.

Остаток на начало периода

(руб.)

Начислено за период (руб.) Корректировка начисления (руб.) Зачислено денежных средств (руб.) Возврат/перенос зачисления (руб.) Остаток на конец периода (руб.)
0 7 608,51 0 50 000,00 0 42 391,49

Размер платы, подлежащей внесению при движении большегруза по планируемому маршруту, указывается в маршрутной карте или рассчитывается посредством системы взимания платы на основании данных, полученных от бортового устройства или стороннего бортового устройства в автоматическом режиме.

Штрафы

Штраф до 5000 руб. придется оплатить следующим лицам:

  1. Водителям ТС, являющегося собственностью зарубежного перевозчика;
  2. Владельцам автомобилей

Если штраф на сумму 5000 не был уплачен, он увеличивается вдвое.

Если программа засекла одного и того же водителя за несколькими аналогичными нарушениями в один день, то оплате будет подлежать только первый штраф. Другие нарушения не будут облагаться штрафными санкциями, ведь штрав взимается однократно.

Штрафные санкции также придется оплачивать при совершении следующих действий:

  1. Поездке без «Платона» и маршрутной карты;
  2. Осуществление поездки во время, которое не прописано в маршрутной карте;
  3. Недостаточном количестве авансовых платежей на балансе «Платона».

Программа «Платон» действует на уровне государства. Так что нарушителям будут приходить уведомления. Нарушителей на дорогах засекают видеокамеры.

Сведения с этих камер поступают сотрудникам ГИБДД, которые и выписывают автомобилистам штрафы.

Расчет выглядит следующим образом:

3,73 руб./км х 0,41 х 4 975,311 км = 7 608,51 руб.

При этом расчет учитывает суммы по отмененным маршрутным картам и произведенным корректировкам начислений по бортовым устройствам.

Такой отчет формируется автоматически из государственной системы взимания платы «Платон». Подобный документ подготавливает оператор государственной системы взимания платы ООО «РТИТС», действующий на основании Распоряжения Правительства РФ от 29.08.2014 г. №1662, постановления Правительства РФ от 14.06.2013 г. №504, от 18.05.2015 г. №474, от 03.11.2015 г. №1191.

Выписка необходима для отслеживания состояния расчетов по «платоновской» плате.

В ней нет информации о датах движения, номерах большегрузов.

Для этого необходимо через личный кабинет компании заказать детализацию операций по дате проезда.

Детализация операций по дате проезда.

Каких новшеств можно ожидать в ближайшем будущем

В планах законодателей на сегодняшний день — внедрение аналога системы взимания платы Платон для автодорог региональной принадлежности.

Кроме того, в самом Платоне совершенствуют и расширяют систему контроля за большегрузными «зайцами» — увеличивают количество контрольных рамок на трассах, количество специализированных патрульных автомобилей.

Отдельным путем идет рассмотрение возможности объединения контрольных бортовых устройств различных типов в одно, многофункциональное. Но пока подобные предложения вызывают достаточное количество обоснованных возражений.

Например, Минтранс против объединения ЭРА-ГЛОНАСС с какими бы то ни было другими устройствами, тем более с фискальными функциями. По мнению чиновников — ЭРА (экстренное реагирование при авариях) создавалась и предназначается для минимизации ущерба в первую очередь жизни и здоровью людей на дорогах. Объединение с тем же Платоном может снизить эффективность ЭРА.

Больше информации о Платоне — в статье «Последние новости о системе Платон».

Еще по теме Получение свидетельства о регистрации транспортного средства

В этом отчете приводятся следующие данные:

Номер расчетной записи, баланс, количество большегрузов и затем детализация операций в разрезе дат и большегрузов.

Дата движения ГРЗ Тип операции Путь по фед. трассам, км Зачисление Списание
30.12.2016 Е285ВА174 Начисление платы (БУ) 75,129 км 114,88 руб.
30.12.2016 Е275МА174 Начисление платы (БУ) 74,03 км 115,22 руб.

По итогам года подтвердить право на вычет транспортного налога можно с помощью отчета «Сведения об автомототранспортных средствах, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, а также сведения о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого федеральным автомобильным дорогам», который формируется в разрезе каждого большегруза (Письмо ФНС РФ от 26.08.2016 г. №БС-4-11/15777).

Авансовая оплата

Принять в расходы можно только ту сумму, которую начислит оператор. И неважно, каким методом признаете расходы – кассовым или начисления. Потому что платеж начисляют и списывают за счет

С 15 ноября 2015 года с целью возмещения причиняемого ущерба с грузовиков с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн взимается плата за проезд по бесплатным федеральным автодорогам. Для этого каждый грузовик регистрируется в системе Платон.

Оператор системы Платон — коммерческая организация. Поэтому у бухгалтеров и возникает вопрос, как же вести бухгалтерский учет взимания платы Платон.

Где собственник (владельца) транспортного средства может получить такую информацию?

Информационное взаимодействие собственника и оператора осуществляется посредством использования следующих каналов обслуживания:

  • центры информационной поддержки пользователей;
  • информационный ресурс системы взимания платы, размещенный в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.platon.ru), и личный кабинет собственника (владельца) транспортного средства, обеспечивающий предоставление собственнику (владельцу) транспортного средства информации, содержащейся в персонифицированной записи собственника (владельца) транспортного средства, включающей расчетную запись (расчетные записи);
  • центр информационной поддержки пользователей, представляющий собой комплекс технических средств без персонала, обеспечивающий в том числе возможность регистрации в системе взимания платы и внесения платы собственником (владельцем) транспортного средства.

Важно!

Все приведенные отчеты собственник большегрузов может сформировать через личный кабинет на официальном сайте «Платона» (https://platon.ru) или в аналогичном мобильном приложении.

Отражение в декларации по транспортному налогу «платоновской» платы

Декларация по транспортному налогу, в которой налогоплательщик может указать налоговую льготу и (или) вычет по транспортному средству, имеющему разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, утверждена Приказом ФНС РФ от 05.12.2016 г. №ММВ-7-21/[email protected]

Несмотря на то, что Приказ ФНС действует, начиная с представления налоговой декларации за 2021 год, по новой форме уже за 2021 г. могли отчитаться те налогоплательщики, которым необходимо применить льготу по большегрузу (п.3 Письма ФНС РФ от 29.12.2016 г. №ПА-4-21/[email protected]).

Как действует система «Платон»?

Она выполняет несколько основных задач:

  1. Обработку информации;
  2. Сбор необходимых сведений;
  3. Сохранение данных о перемещении грузовиков по автомагистралям.

Автомобилисты могут бесплатно использовать данную систему. Однако они должны в обязательно порядке зарегистрироваться на сайте системы. За услуги сервиса каждый месяц придется уплачивать 600 рублей.

Блок платоновской программы устанавливается в автомобиль. Через мобильное соединение он сообщает координаты транспортного средства в специальный центр. Полученные данные обрабатываются. После этого водителю выписывается счет за поездки по федеральным трассам.

Функционирование системы «Платон» происходит автоматически. Если автомобиль сворачивает с федеральной трассы, система самостоятельно выключается. Все автомобили массой выше 12 тонн обязаны присоединиться к системе. От уплаты налогов освобождены только те авто, которые осуществляют перевозку людей, а также различные служебные авто.

Схема уплаты налога по данной системе является авансовой. Т.е. сначала вносятся деньги, а после этого оператор постепенно списывает необходимую сумму. Оплата выполняется за каждый километр пути.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]