Форма ИНВ-5. Инвентаризационная опись ТМЦ, принятых на ответственное хранение

Форма ИНВ-5 является инвентаризационной описью товаров, принятых на ответственное хранение в складские помещения. Она является важным документом первичной отчетности, подтверждением сдачи и оприходования материальных ресурсов. Форма удобна тем, что с ее помощью сразу осуществляется сравнение данных о фактическом наличии ТМЦ на складе и информации относительно этого наличии в бухучете.

  • Бланк и образец
  • Бесплатная загрузка
  • Онлайн просмотр
  • Проверено экспертом

ФАЙЛЫ

Инвентаризация: распорядительные документы

Перед проведением общей инвентаризации имущества предприятия или инвентаризации имущества, переданного на ответственное хранение конкретному лицу, издается приказ по предприятию, которым предписывается и назначается:

  • проведение инвентаризации с указанием по состоянию на какое число проводится проверка имущественных и финансовых активов;
  • создание комиссии
      в состав включается не менее 3 человек, председатель и члены комиссии;
  • период проведения
      с указанием даты начала проверки и точной даты ее окончания;
  • дата сдачи ИНВ-5;
  • лицо, контролирующее исполнение распоряжения.
  • После подписания распоряжения, с ним должны быть ознакомлены материально-ответственные лица, члены комиссии и должностное лицо, назначенное контролировать его исполнение. На основании данного документа, материально ответственное лицо обязано обеспечить доступ членам комиссии к находящимся на доверенном хранении ТМЦ и учетной документации по ним.

    Характерные особенности

    Характерная черта в заполнении подобного рода форм в том, что для их корректности и дальнейшей юридической силы требуется формировать специальную комиссию. Она должна состоять минимум из трех человек, помимо основного материально ответственного за складское хранение ТМЦ лица.

    В комиссии должен быть выбран председатель, остальные представители назначаются членами комиссии. Весь документ построен на перечислении установленных комиссией фактов.

    Кто именно будет заполнять бланк, не имеет особого значения. Причем подпись свою ставить обязательно всем членам комиссии, даже если они не согласны с итогами его проведения. Помимо подписей, в этом случае они просто делают приписку о том, что именно в итоговых показателях их не устраивает или не соответствует установленным ими фактам.

    Важно знать, что не все графы должны быть заполнены к завершению процесса описи. Некоторые из них специально оставляются пустыми, так как форма ИНВ-5 после заполнения поступает в бухгалтерию и там в нее вносятся остальные необходимые данные.

    ИНВ-5: структура документа

    Утвержденная Госкомстатом форма ИНВ-5 представлена в четырех основных элементах:

    • титульная часть установочные данные предприятия
    • данные о распоряжении на проведение инвентаризации
  • расписка материально-ответственного лица
      подтверждает снятие остатков, и их фактическое наличие в соответствии с бухгалтерским учетом на момент начала проведения инвентаризации;
  • учетный сегмент
      таблица для внесения данных о ТМЦ и их движении;
  • резюмирующая часть
      выводы и дополнительная информация комиссии;
  • информация и претензии материально-ответственного лица;
  • информация должностного лица, осуществляющего бухгалтерский учет ТМЦ;
  • подписи (с указанием должностей) членов комиссии, материально ответственных и должностных лиц.
  • Составные части формы

    Опись имеет несколько страниц. Первая является вводной, на ней располагается часть с распиской, второй и последующий элементы представлены в виде таблицы. В заключении ставятся подписи ответственных лиц.

    Первая часть формы

    В начале указываются принципиально важные моменты. В виде небольшой таблицы в крайней правой стороне листа перечисляются номера формы по ОКУД, ОКПО, код вида деятельности организации, номер документа и дата его составления, две даты: начала и завершения инвентаризации (даже если она проводилась одним днем, указание обеих идентичных обязательно), вид проводимой операции и номер счета бухгалтерского учета. Последние две графы заполняются бухгалтером уже после проставления подписей членов комиссии и рассмотрения руководителем.

    Также отдельные строчки оставлены под полное наименование организации (допустимы сокращения до ООО, ОАО, ИП и пр.), название подразделения. Последним в подавляющем большинстве случаев является склад под каким-либо порядковым номером, так как форма ИНВ-5 наиболее распространена в складской политике.

    Важный момент! В верхней части непременно должно быть обозначено основание для проведения инвентаризации. Это может быть приказ, уведомление либо распоряжение руководителя компании в целом или ее подразделения.

    В любом случае процесс инвентаризации должен производиться под руководством и с ведома заинтересованных лиц. Этот факт должен иметь документальное подтверждение.

    Часть с распиской

    На первом же листе документа располагается расписка материально ответственного лица о том, что к моменту начала проведения инвентаризации все необходимые для этого документы первичной отчетности были сданы в бухгалтерию, а ТМЦ (товарно-материальные ценности) оприходованы и приняты под ответственное хранение.

    Также на начало процесса прохождения проверки все материальные ресурсы, списанные со счетов, должны указываться в бумагах на выбытие. Нежелательно их фактическое нахождение в самом складском помещении во избежание недопонимания.

    В расписке также обязательно указывается дата ее подписи и срок снятия остатков материальных ценностей.

    Вторая часть формы — табличная

    Информация очень компактно размещена в таблице. Использование последней чрезвычайно удобно. Бланк был сформирован в 90-е годы, но до сих пор остается актуальным. Строки таблицы заполняются по мере сличения фактического наличия товарно-материальных ценностей на складе с данными в существующих документах. Столбцы должны содержать следующую информацию:

    • Порядковый номер строки.
    • Название и код по ОКПО поставщика либо получателя.
    • Номенклатурный номер товара, его сорт, вид или группа, полное наименование.
    • Место хранения (обычно указывается номер ячейки или места).
    • Дата, когда был принят товар на ответственное складское хранение.
    • Наименование, номер и дата документа, который свидетельствует о поступлении ТМЦ на склад (например, накладная 25 от 23.08.2019 года).
    • Единица измерения оприходованного товара и код этой единицы по ОКЕИ (г, кг, л, шт. и пр.).
    • Сколько фактически есть ТМЦ, общее количество и стоимость.
    • Сколько товара имеется по данным ведущегося в настоящее время бухгалтерского учета.

    Если последние два столбца у одной и той же колонки не идентичны, то это недоработка бухгалтера либо кладовщика (или другого материально ответственного за описываемый товар лица). Форма ИНВ-5 удобна именно тем, что есть возможность проиллюстрировать подобного рода расхождения.

    Заключительная часть

    Когда инвентаризация близится к завершению, председатель комиссии и все ее члены должны просмотреть составленную таблицу и поставить свои подписи в конце инвентаризационной описи товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение. Подписи будут свидетельствовать о том, что наличие товаров, их фактическое количество и стоимость проверены.

    Важно! Отдельно в конце указывается общая сумма всех ТМЦ цифрами и прописью.

    Материально ответственное лицо ставит свою подпись после всех членов комиссии в знак того, что претензий к их работе не имеет и согласен с предоставляемыми данными. В бланке оставлено место для подписей двух таких МОЛ, но их может быть и больше. Ниже подписи ответственного лица обычно располагается подпись бухгалтера, сверяющего произведенные в документе вычисления.

    Работа с инвентаризационными описями

    Перед проведением ревизионной проверки, члены комиссии должны досконально изучить структуру ИНВ-5, образец заполнения ведомости, принцип приема-передачи и учета ТМЦ, находящихся на ответственном хранении.

    До начала работы комиссии, материально ответственными лицами должна быть предоставлена председателю комиссии расписка о наличии и сохранности ТМЦ, которая содержится в заголовочной части документа.

    По мере проведения проверки, члены комиссии заполняют унифицированную форму инвентаризационной описи ИНВ-5, бланк которой утвержден Госкомстатом.

    В описи по каждой позиции хранения должны быть отражены следующие данные:

    • о поставщике;
    • ТМЦ (наименование, код);
    • дате принятия и месте хранения;
    • данные о документах, подтверждающих оборот и остаток ТМЦ после их принятия на хранение;
    • единицу измерения и фактическое наличие ТМЦ на хранении;
    • информацию о количестве и стоимости ТМЦ, находящихся на хранении у ответственного лица, согласно остаткам по бухгалтерскому учету.

    Заполнение инвентаризационной описи выполняют члены комиссии, в присутствии материально-ответственного лица, отображая фактическое наличие ТМЦ и их денежное выражение на момент проведения проверки, а также наличие и данные документов по их движению.

    Скачать опись товарно-материальных ценностей. Бланк и образец ИНВ-5

    Скачивайте образцы форм для инвентаризации на предприятии: ИНВ-1 Инвентаризационная описьИНВ-1а Инвентаризационная опись нематериальных активов ИНВ-3 Внесение данных в инвентаризационную опись ИНВ-4 Инвентаризация отгруженных ТМЦ ИНВ-6 Инвентаризация ТМЦ, находящихся в путиИНВ-15 Инвентаризация наличия денежных средствИНВ-17 Инвентаризация расчетов с покупателями и поставщикамиИНВ-18 Сличительная ведомость результатов инвентаризацииИНВ-19 Сличительная ведомость ТМЦ ИНВ-22 Приказ на инвентаризацию ИНВ-26 Учет результатов инвентаризацииКак проводится инвентаризация материалов?

    Как проводится инвентаризация

    Для начала разберемся с вопросом, как компании инвентаризируют основные средства и товарно-материальные ценности. В первую очередь оформляется соответствующий приказ. Для него разработана унифицированная форма № ИНВ-22, форма по ОКУД 0317018. В ней содержится такая информация:

    • наименование организации;
    • структурное подразделение;
    • состав инвентаризационной комиссии;
    • перечень проверяемых обязательств, имущества и основных средств;
    • время и место инвентаризации;
    • основание для проведения инвентаризации.

    Инвентаризации подлежат как основные средства и активы, находящиеся в собственности организации, так и ОС, которые пришлось арендовать.

    Перечень составляется в двух экземплярах. Первый — для бухгалтерской службы для составления сличительной ведомости (если есть расхождения с бухгалтерским учетом). Второй — для материально ответственного лица (МОЛ).

    ВАЖНО!

    При смене материально ответственного лица опись составляется в трех экземплярах.

    До начала процедуры у материально ответственного лица берется расписка, что все документы сданы в бухгалтерию, следовательно, приняты к учету или списаны в расход. Она составляется на унифицированной форме описи, внизу на заглавном листе. Отдельного документа не нужно.

    Бланк инвентаризационной описи ТМЦ

    Бланк «инвентаризационная опись товарно материальных ценностей» — это унифицированный документ № ИНВ-3 (форма по ОКУД 0317004), утвержден Постановлением Госкомстата № 88. Он необходим в ходе инвентаризации материалов, товаров и готовой продукции. Вы можете инвентаризационной описи товарно материальных ценностей, а затем мы поэтапно расскажем, как правильно заполнить его. Напоминаем, что опись по результатам инвентаризации основных средств составляется отдельно.

    Заполнение инвентаризационной описи основных средств

    Образец заполнения инвентаризационной описи основных средств представляет собой унифицированную форму № ИНВ-1. Документ для основных средств заполняется аналогично примеру для формы № ИНВ-3. Смело используйте приведенную инструкцию.

    Также на нашем сайте можно инвентаризационной описи основных средств.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]