Особенности налогового и бухгалтерского учета на крупном предприятии

Микропредприятия, наряду с малыми и средними предприятиями, составляют особую категорию хозяйствующих субъектов РФ. В сфере малого и среднего предпринимательства (МСП) действуют упрощенные правила учета, кроме того, такие предприятия законодательно освобождены от проверок контролирующих органов до конца текущего года. Законодательно закреплены критерии, характеризующие предприятие как «микро». В частности предельный доход обозначен в правительственном Постановлении №265 от 04-04-16 г.

Статус микропредприятия может быть присвоен коммерческой организации: партнерству, обществу, кооперативу, КФХ. ИП также могут быть отнесены к указанной категории (ФЗ №209 от 24-07-07, ст. 3).

Понятие микропредприятия

Микропредприятие — это одна из активно развивающихся форм малого бизнеса.

Под ним понимается хозяйственное общество (АО, ООО), кооператив, крестьянско-фермерское хозяйство (КФХ) или индивидуальный предприниматель (ИП), которые соответствуют определенным критериям, прописанным в федеральном законе о малом предпринимательстве.

Понятие микропредприятия

На основании этих критериев 1 августа каждого года действующие бизнесы заносятся в специальный реестр.

Подтверждать этот статус какими-либо документами не требуется, это происходит автоматически на основе подаваемой налоговой и статистической отчетности.

За 2021 год Росстатом зарегистрировано свыше 2,5 млн подобных организаций.

Узнать о нахождении какой-либо компании в этом списке можно на сайте ФНС при помощи поиска по ИНН, ОГРН либо инициалам индивидуального предпринимателя.

Крупные предприятия: плюсы и минусы

По сравнению с МСБ крупные предприятия серьезно влияют на национальную экономику. Работают они намного эффективнее.

Позитивные стороны крупных предприятий:

  1. Наличие огромной ресурсной базы. Именно через крупные предприятия проходят основные финансовые потоки.
  2. Большие масштабы производства позволяют сократить затраты на изготовление единицы продукции, то есть, снизить себестоимость. Это делает предприятия конкурентоспособными не только на внутреннем, но и на внешнем рынке.
  3. Доступность дешевых кредитов. Банки с большей охотой работают с крупными фирмами, а не с мелкими или средними.
  4. Значительные денежные потоки позволяют выстоять в периоды кризисов или иных финансовых потрясений.
  5. Возможность привлекать высококвалифицированные кадры и обеспечивать им достойную оплату труда.
  6. Высокий уровень социального обеспечения.
  7. Развитая инфраструктура.
  8. Выход на рынки развивающихся стран и возможность воздействовать на их экономическую систему.
  9. Доступность международного рынка и использование сравнительно недорогих ресурсов, которые предоставляет мировая экономика.

Слабые стороны:

  1. Значительная концентрация.
  2. Излишняя локализация хозяйственных связей.
  3. Высокий уровень бюрократии и неповоротливость способны загубить любую инициативу. Какие-либо изменения возможны только по указанию с самого верха. Они приживаются медленно и с трудом.
  4. Противодействие любым горизонтальным хозяйственным связям. Выход их за границы компании блокируется.

Основой успеха крупных предприятий являются бизнес-модели их деятельности. Они придуманы давно и настолько эффективны, что продолжают успешно функционировать и приносить прибыль. Безусловно, модели слегка усовершенствованы и обновлены с учетом современных условий.

Критерии микропредприятия

Для включения в реестр микропредприятия в 2021 году требуется соответствие предприятия следующим критериям:

  • доля государства, регионов или муниципалитетов в уставном капитале не должна быть больше 25 %, а доля иностранных и крупных российских компаний не более 49 %;
  • число работников до 15 человек;
  • финансовые поступления от предпринимательской деятельности не должны «переваливать» за планку в 120 миллионов рублей.

Критерии микропредприятия

В состав доходов теперь включается не только выручка от реализации, но и доходы от других видов деятельности.

Размер дохода определяется из деклараций по налогу на прибыль или по специальным налоговым режимам, если таковые применяются.

Если в течение трех календарных лет один или несколько показателей не достигаются, фирма будет исключена из списка микропредприятий, но не ранее 10.08.2019.

Функции крупных предприятий

Крупные компании выполняет функции:

  1. Изготовление продукции и ее реализация потребителю.
  2. Обеспечение сырьем, материалами, оборудованием.
  3. Учет хозяйственных и финансовых операций.
  4. Управление всеми составными производственного процесса и кадрами.

Для крупных компаний характерны и дополнительные функции:

  1. Научная работа и исследовательские изыскания.
  2. Тесные связи со СМИ и общественностью.
  3. Поддержка предпринимательства.

Крупные предприятия представлены в виде таких основных форм:

Формы крупного бизнесаХарактеристика
1. Самостоятельное предприятиеНеделимый объект хозяйствования с единой структурой производства.
Может состоять из нескольких юридических лиц, но деление только номинальное
2. Компания1) Объединены воедино несколько фирм.
2) Их связывает подобный вид деятельности.

3) Компания:

  • обладает одним центром управления;
  • все комплексы находятся под контролем собственника.

4) Каждая составная компании – самостоятельная единица. Она вправе, в случае надобности, работать самостоятельно

3. Интегрированная бизнес-группаНесколько компаний с общими собственниками.
Предприятия часто относятся к различным отраслям

Важно! Крупные предприятия функционируют не просто как элемент экономической системы. Они в силе изменять окружающее пространство. Такие предприятия влияют на экономическую ситуацию в отрасли, к которой они принадлежат.

Бухгалтерская отчетность микропредприятий

Руководство микропредприятия имеет массу законных возможностей для оптимизации учета. Его особенности зависят от избранной формы бухгалтерского учета.

Существует несколько видов упрощенного бухучета для малого бизнеса.

[А]. При полной форме организация использует множество регистров и счетов для ведения учета. Ведется учет обязательств и активов по рекомендованным формам.

Такой вид учета имеет смысл применять, если организация совершает множество разнообразных операций.

Бухгалтерская отчетность микропредприятий

Для определения базы по налогам целесообразно использовать метод начисления.

[Б]. Сокращенная форма. Если операции фирмы имеют однообразный характер, то нет необходимости пользоваться большим количеством счетов, и некоторые однородные счета можно объединить в один.

Например, можно учитывать на двадцатом счете расходы не только по основному, но и по вспомогательному производствам и общехозяйственные расходы и так далее.

Все операции учитываются в одном журнале в хронологическом порядке двойной записью.

В качестве этого журнала рекомендуется применять книгу учета фактов хозяйственной жизни К-1МП.

Также будет полезно использовать ведомость по расчетам по заработной плате (8МП).

Для расчета налоговой базы лучше использовать кассовый метод.

[В]. Простая форма. Не применяется двойная запись.

Операции заносятся в хронологическом порядке в единый журнал – «К-2МП» или «КУДиР» (книгу учета доходов и расходов), если это ИП или предприятие на «упрощенке».

Выбранный метод учета закрепляется в учетной политике, как и формы соответствующих регистров с обязательными реквизитами (наименование, название организации, даты, ответственные за ведение лица и т.п.).

Льготы для субъектов малого предпринимательства

На государственном уровне для организаций и ИП, отвечающих критериям микропредприятия, предусмотрен ряд льгот.

  • Возможность применения упрощенного бухучета.
  • Приоритет при участии в госзакупках (на долю микропредприятий должно приходиться не менее 15% общего годового объема госзакупок).
  • Упрощенный порядок кассовых операций.
  • Минимум кадровой документации.
  • Право на субсидии и гранты.
  • Мягкие санкции. При первом нарушении микропредриятия отделываются предупреждением, а не штрафом. Такой подход применяется только при отсутствии ущерба имуществу, гражданам, окружающей среде.
  • Применение сниженных налоговых ставок. С 2021 года местным органам власти предоставлено право снижать ставки для спецрежимников. Для УСН «Доходы без расходов» – 7,5 % (до 2 раз), УСН «Доходы» 1 % (в 6 раз).
  • Финансовая поддержка со стороны государства. Микропредприятия могут рассчитывать безвозмездные субсидии для компенсации части расходов в рамках договора лизинга, на обеспечение кредита и расходов, понесенных в связи с участием в профильных и тематических мероприятиях (конференции, выставки и т.д.).

Особенности бухгалтерского учета микропредприятий

В положениях по бухгалтерскому учету (ПБУ) и других нормативных актах предусмотрен ряд послаблений для малого бизнеса. Так, микропредприятие вправе:

  • признавать доходы и расходы по фактическому поступлению или списанию денежных средств (кассовый метод);
  • нивелировать разницу между налоговым и бухгалтерским учетами при исчислении налога на прибыль и не формировать отложенные налоговые активы и обязательства;
  • не использовать оценочные обязательства (не создавать резервы);
  • не исправлять ошибки ретроспективно; можно сделать это в том месяце, когда они были обнаружены; возникшие при этом прибыль или убыток отражаются на 91 счете;
  • учитывать все расходы по займам в составе прочих расходов (счет 91);
  • делать амортизационные отчисления раз в год (для остальных предприятий раз в месяц);
  • не устанавливать кассовый лимит.

В качестве отчетности достаточно сдать баланс и отчет о финансовых результатах.

Допускается применять упрощенные формы этих документов, в которых отдельные статьи сгруппированы в укрупненные группы.

Например, в активе баланса остается всего 5 показателей, вместо 15 в полной форме: материальные и нематериальные активы, запасы, денежные и финансовые активы.

Кадровый учет для микропредприятий

С 01.01.2017 можно применять упрощенный кадровый документооборот.

Это значит, что фирма освобождается от обязанности составлять локальные нормативные акты, такие как график сменности, положение о премировании и остальные.

Кадровый учет для микропредприятий

Указанные моменты нужно прописать индивидуально в типовом трудовом договоре с каждым работником.

Инструктажи по охране труда на микропредприятии может проводить его руководитель.

Аттестация рабочих мест по-прежнему нужна, кроме дистанционных и надомных рабочих.

Если есть потребность, то трудовые договоры можно заключать на срок до 5 лет, в общем случае такие договоры бессрочные.

Видео о кадровом документообороте микропредприятий:

mb.jpg

Похожие публикации

Критерии отнесения предприятия к категории малых предприятий регламентированы законодательно. Соблюдение всего комплекса обязательных требований позволит субъекту малого предпринимательства воспользоваться широким набором льгот. Основным нормативным актом в регулировании работы малого бизнеса является Закон о развитии малого и среднего бизнеса от 27.11.2017 г. № 209-ФЗ.

Читать дальше: Выписка из сбербанка по карте трехлетней давности

Статистическая отчетность микропредприятий

Росстат может проводить сплошной и выборочный сбор данных о компаниях.

Статистическая отчетность микропредприятий

В первом случае обычно подается стандартная отчетность:

  • для ИП, подпадающих под понятие микропредприятия, сдается отчет о деятельности 1 ИП;
  • сведения об основных показателях деятельности — МП (микро);
  • данные о произведенной продукции — МП (микро)-натура;

С 2021 года в розничной торговле отменена форма ТОРГ (микро), для торгующих алкоголем отменена форма 1-алкоголь.

Росстат может организовать выборочные проверки и тогда придется сдавать дополнительную отчетность.

Узнать о том, находится ли какое-либо микропредприятие в выборке, можно на сайте государственной службы статистики.

За нарушение сроков сдачи для организаций предусмотрен штраф от 20 до 70 тысяч, для руководителей — от 10 до 20 тысяч рублей.

Охрана труда

Ответственность за охрану труда на микропредприятии целиком возлагается на работодателя. Ему необходимо пройти обучение на специальных курсах и получить сертификат. Только после этого он вправе проводить занятия с сотрудниками на тему охраны труда и пожарной безопасности. В его обязанности входит также обязанность по оформлению журнала инструктажа.

Комплекс мероприятий по охране труда на микропредприятии включают в себя:

  • обеспечение безопасности рабочих помещений;
  • соблюдение санитарно-гигиенических требований на рабочем месте;
  • проведение инструктажа и его письменное оформление;
  • фиксирование и отслеживание несчастных случаев;
  • регистрация и наблюдение за сотрудниками с профессиональными заболеваниями;
  • обязательное социальное страхование наемного персонала;
  • обеспечение СИЗ;
  • выплата предусмотренных законом компенсаций.

В некоторых случаях необходим медицинский осмотр. Это касается вредного производства и водителей.

Для таких маленьких организаций законодательно допустимо нанимать для реализации функции охраны труда специализированные компании. Они берут на себя оформление всех документов, проведение учебных мероприятий с руководителем и персоналом.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]