После того как готовая продукция предприятия передается на склад или в другие места хранения, материально ответственное лицо, сдающее товар, оформляет накладную по форме МХ-18. Это первичный документ бухгалтерского учета, поэтому к вопросу заполнения бланка нужно подходить ответственно. Расскажем, как правильно оформить накладную на перемещение готовой продукции на склад.
- Бланк и образец
- Бесплатная загрузка
- Онлайн просмотр
- Проверено экспертом
ФАЙЛЫ
Что это такое?
Федеральная служба государственной статистики в 1999 году Постановлением №20 утвердила пакет первичных документов, необходимых для осуществления бухгалтерской деятельности на предприятии. Один из таких документов — накладная по форме МХ-18 на передачу готовых изделий в места хранения.
Все предприятия, которые осуществляют производственную деятельность, обязаны вести документооборот, который снабдит всей необходимой информацией бухгалтерскую службу.
Форма МХ-18 фиксирует перемещение изделий производственными отделами на склады. То есть, эта форма является внутренним документом организации.
Налоговые нюансы
Поскольку законодательство имеет много недочетов касаемо схемы с давальческим сырьем, определим главные моменты, на которые нужно обратить особое внимание, чтобы избежать претензий со стороны налоговых органов:
- Нельзя реализовать давальцу изготовленную им ранее продукцию.
- При определении цены за услуги переработки нужно учитывать рыночные показатели.
- Нужно решить вопрос с правом собственности на лом и неделовые отходы, чтобы действия не расценивались как безвозмездная передача.
- У подрядчика необходимо вести раздельный учет операций с давальческим сырьем и собственным.
Применение давальческих схем значительно упрощает производственный процесс заказчика, но несет определенные угрозы для исполнителя, так как стабильность и непрерывность функционирования будут напрямую зависеть от финансового состояния давальца.
Этот подход к ведению бизнеса «таит угрозу» привлечения внимания со стороны налоговых органов, поэтому обе стороны сделки должны приложить максимум усилий и умений в документальном оформлении всех этапов взаиморасчетов.
Как отразить давальческие материалы в 1С, можно узнать из данного видео.
Для чего используется?
Форму МХ-18 обычно используют на производстве, поскольку торговые организации, а также работающие в сфере услуг, в таком документе не имеют нужды — накладная используется для перемещения изготовленной продукции.
Производственное предприятие обязано подтверждать все свои хозяйственные операции бухгалтерской первичкой, а изготавливаемые им товары проходят множество стадий, прежде чем очутиться на складе.
В момент, когда изделия произведены и могут быть перемещены внутри предприятия, например, в другие подразделения, либо же на склады для дальнейшей реализации, и составляют рассматриваемый документ.
Отражение операций на бухгалтерских счетах
Приведем основные бухгалтерские проводки, которые используются для отражения хозяйственных операций по ДС.
Бухучет у исполнителя:
Хозяйственная операция | Дебет | Кредит |
Получение предоплаты по договору | 50 (51) | 62.02 |
Начисление НДС с полученной суммы | 76 (AB) | 68.02 |
Оприходование ДС | 003 | — |
Передача сырья в переработку | — | 003 |
Отражение выпуска продукции и формирование себестоимости | 20.02 | 20.01 |
Списание израсходованного сырья, возврат ДС давальцу | — | 003 |
Закрытие себестоимости в расходы на продажу | 90.02 | 20.02 |
Выручка | 62.01 | 90.01 |
Зачет предоплаты | 62.02 | 62.01 |
НДС с реализации | 90.03 | 68.02 |
Вычет НДС по полученному ранее авансу | 68.02 | 76 (AB) |
Оплата услуг от заказчика | 51 | 62.01 |
Проводки собственника сырья:
Хозяйственные операции | Дебет | Кредит |
Перечисление предоплаты | 62.01 | 50 (51) |
Вычет по НДС с выданного аванса | 68.02 | 76 (BA) |
Передача ТМЦ в переработку | 10.07 | 10.01 |
Списано ДС, израсходованное на изготовление ГП | 20.01 | 10.07 |
Отражение стоимости услуг по переработке | 20.01 | 60.01 |
Входной НДС к вычету | 19 | 60.01 |
Прочие затраты по выпуску ГП | 20.01 | 10, 02, 70, 69 и др. |
Готовая продукция | 43 | 20.01 |
По какой форме составляется?
Форма МХ-18 является унифицированной, то есть стандартной и соответствующей всем законодательным предписаниям. Форма имеет код по ОКУД 0335018.
Однако, с 2013 унифицированные формы не являются обязательными, каждое предприятие имеет право самостоятельно выбрать форму накладной, но она должна соответствовать всем необходимым требованиям.
В документе, использующемся для передачи готовых изделий обязательно должны быть такие графы, как:
- Дата и номер документа.
- Отправитель — подразделение, передающее изделия.
- Получатель — подразделение, получающее изделия.
- Корреспондирующий счет.
- Табличная часть с наименованием, количеством и другими характеристиками передаваемых изделий.
- Подписи передающей и получающей стороны.
Определение
Давальческое сырье – товарно-материальные ценности, передаваемые во временное распоряжение стороннему лицу для обработки и выпуска готовых изделий или проведения работ.
Отличительная черта применения схемы с ДС – отсутствие необходимости исполнителем производить оплату стоимости поставляемых давальцем материалов. ТМЦ предназначены для целевого использования, остатки подлежат возврату владельцу.
Правила учета ДС оговорены в п.156 Методических указаний, утвержденных Приказом Минфина РФ №119н от 28.12.2001.
Составление и оформление
Ответственное лицо
Составлять документ по форме МХ-18 необходимо ответственному за передачу продукции лицу в передающем подразделении, то есть материально ответственному лицу.
Сколько экземпляров нужно?
Накладная на передачу готовой продукции обязательно составляется в двух экземплярах:
- один экземпляр остается в подразделении, откуда изделия будут переданы, после чего бухгалтерия произведет списание;
- второй передается в подразделение, получающее изделия, куда оприходуют поступление.
Заполнение
В шапке указывается:
- Полное наименование предприятия.
- Информация об организации.
- ОКПО.
- ОКДП.
- Номер и дата.
Далее следует табличная часть, в которой указывается такая информация, как:
- Наименование передающего подразделения с кодом по ОКДП.
- Наименование получающего подразделения с кодом по ОКДП.
- Бухгалтерские проводки: субсчет и код по аналитике.
- Характеристика продукции:
- Наименование изделия.
- Характеристика изделия.
- Единицы, в которых измеряется продукция, а также код по ОКЕИ.
- Вид упаковки.
- Количество изделий.
- Вес передаваемой изделий.
- Учетные цены на изделия — как за единицу товара, так и общая сумма.
- Количество и стоимость продукции прописью.
- Все необходимые подписи.
Особое внимание стоит обратить на шапку документа, наименование и количество изделий, а также на подписи ответственных лиц.
При неполном заполнении документа можно столкнуться с проблемами при фискальных проверках.
Подписание документа
Накладную по форме МХ-18 необходимо подписывать с двух сторон: материально ответственным лицом подразделения, передающего изделия, и материально ответственным лицом подразделения, получающего изделия.
В ином случае, при возникновении спорной ситуации будет отсутствовать лицо, на которое возможно будет возложить ответственность за случившееся.
В некоторых организациях также есть лицо, наделенное контролирующими функциями при таких операциях. В таких случаях этот сотрудник также оставляет свою подпись на документе.
Подпись производится по форме: указание должности, подпись и расшифровка подписи. Отметим, что накладная без всех необходимых подписей считается недействительной.
Проставление печатей
С 2015 года проставление печатей на первичке является необязательной функцией. И если с внешней передачей/продажей лучше перестраховаться и проставить печати, то делать это во внутренних документах, таких как МХ-18, нет никакой необходимости.
Учет
Между сторонами заключается договор подряда (глава 37 ГК РФ), статьи которого четко разграничивают права участников сделки и не предполагают факта перекладывания собственности на ДС.
Давалец продолжает учитывать ДС на счете 10 «Материалы» в разрезе отдельного субсчета 7 «Материалы, переданные в переработку на сторону». Подрядчик не может использовать балансовые счета для учета ДС, поэтому все операции с давальческими материалами отражаются на забалансовом счете 003 «Материалы, принятые в переработку».
При осуществлении сдачи ТМЦ в переработку давалец оформляет проводку по перемещению между субсчетами счета 10. После выпуска изделий исполнитель предоставляет давальцу подтверждающие расход ДС документы. Стоимость ТМЦ у заказчика включается в затраты по изготовлению.
Переработчик ведет аналитический учет ДС на всех стадиях обработки в разрезе субсчетов счета 003. Бухучет организуется отдельно по контрагентам, территории нахождения сырья.
Сколько времени хранить?
МХ-18 является первичной бухгалтерской документацией, в соответствии с этим, как и всю остальную первичку, ее следует хранить не менее пяти лет.
Для учета существуют разные виды накладных, предлагаем узнать о товарной, требовании-накладной, транспортной, ТТН, расходно-приходной, расходной и приходной, возвратной и на отпуск товара.
Форма МХ-18 — самый легкий и точный способ отразить перемещение готовой продукции внутри организации. Заполнение ее не составляет труда, однако, к нему, как и к заполнению любой первичной документации, следует отнестись ответственно во избежание дальнейших проблем.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Движение готовой продукции
ти задачи решаются с помощью надлежащей документации и обеспечения правильной
организации учета движения готовой продукции.
Учет готовой продукции осуществляется в количественных и стоимостных показателях.
Обязательные реквизиты
- наименование – объясняет, что это за деловая бумага;
- место и полная дата заполнения;
- сведения об участниках сделки (названия компаний, Ф. И. О. руководителей и их паспортные данные, юридические адреса, контактные телефоны);
- ссылка на важные параметры договора (предмет, число заключения, порядковый номер);
- развернутое и подробное описание товара (количественные и качественные показатели, ключевые особенности, если есть, то и дефекты);
- печати компаний и подписи МОЛ.
Стоимость направленных на хранение запасов тоже необходимо вписать. Так акт приема-передачи склада (образец которого совпадает с уже приведенными выше бланками) будет отражать ценность актива. Для полноты картины нужно указать еще и НДС (либо законную причину для неуплаты налога) – это поможет избежать споров и недопонимания со второй стороной.
При заключении сделок напрямую сведения о получении полной или частичной предоплаты необязательны, но крайне желательны, так как существенно упрощают дальнейшие взаиморасчеты. Если же задействованы третьи лица, эту информацию нужно приводить в обязательном порядке.
Акт приемки-передачи между материально ответственными лицами
В этом случае говориться не о товарно-денежных отношениях. Такой документ требуется для передачи ценностей от одного работника к другому. Поводы для этого различны. Это перестановка штатных единиц в расписании (например, повышение человека и назначение на его место младшего по должности), также увольнение штатника и т. д. Последнее, пожалуй, требует подписания такой бумаги в наибольшей степени. Так новый коллега полностью знакомится с имуществом, передаваемым ему в ведение и берет за него ответственность. Обычно списки здесь обширны и могут занимать несколько страниц. Лучше одновременно проводить ревизию и составлять указанный документ. Рекомендуется дать его на заверение и удостоверение подлинности главному бухгалтеру и руководству. При отсутствии кандидата, закрывающего появившуюся вакансию, принятие и подпись ложится на руководителя.
Хотите внедрить «Магазин 15»? Получите всю необходимую информацию у специалиста.
Спасибо!
Спасибо, ваша заявка принята.
Применение документа
Она может пригодиться той и другой стороне для предъявления претензий или отстаивания интересов. Разбирательства можно уладить своими силами или при обращении в суд. Тогда такая бумага будет приложением к иску или доказательством защиты. Надо помнить, что государством определена давность для подачи искового заявления. По их истечении содержание бумажных носителей в данных целях не имеет смысла. Только для внутреннего пользования. Например, если возникли неполадки с программным обеспечением и бухгалтер может поднять документацию (для уточнения и вычисления растрат).