Активы и пассивы предприятия – это важные экономические понятия, которые позволяют оценить эффективность и результативность деятельности компании, ее успешность и надежность. Далее мы рассмотрим, что они представляют собой с точки зрения экономики и бухучета, чем отличаются, значение и взаимосвязь между собой.
Активы – это совокупность ресурсов компании, которые используются в экономической деятельности и могут приносить прибыль. К ним относятся как имущество и денежные средства, так и ценности, не имеющие материального выражения. В качестве примера нематериального ресурса можно привести интеллектуальную собственность и, в частности, патенты. Причем такие активы могут быть даже более ценными, чем имущество в классическом понимании: всем известно противостояние корпораций Apple и Samsung и их борьба за обладание патентами, которые способны в будущем принести миллиарды долларов прибыли. Соответствующий раздел бухгалтерского баланса состоит из оборотных и внеоборотных активов, а также отражается общая сумма по таковым.
Пассивы предприятия – это источники, из которых формируются активы. Любой ресурс, имеющийся в распоряжении организации, должен происходить из чего-то. Раздел пассивов баланса показывает капитал и обязательства компании, которые являются источниками получения имеющегося имущества. Укрупненную структуру баланса можно изобразить в виде таблицы.
Актив | Пассив |
|
|
Важно! В бухгалтерском балансе активы группируют по ликвидности, т.е. по возможности конвертации в деньги. Для пассивов используют группировку по срочности оплаты.
Рассмотрим подробнее каждое из понятий.
Для чего нужен счет 02
Основные средства (ОС) — это активы, которые компания использует для производства продукции или оказания услуг больше года. На ОС регулярно начисляют амортизацию — их стоимость по мере износа частями переносят на стоимость товаров, работ, услуг. Большинство объектов ОС очень дорогие, поэтому единовременное списание стоимости на затраты приведет к тому, что себестоимость продукции будет сильно завышена.
Счет 02 по плану счетов называется «Амортизация основных средств». На нем бухгалтеры ведут учет начисленной амортизации, ее увеличение и уменьшение, списание, через него же оформляют выбытие ОС.
Нельзя путать амортизацию и износ. Учет износа ведут на забалансовом счете 010, а начисляют его в конце года по объектам жилфонда, ЖКХ или основных средств некоммерческих организаций.
Пояснения по счету 02 даны в плане счетов, утвержденном приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н.
Затраты: постоянные, переменные, косвенные, прямые
То, каков будет износ, крайне мало зависит от производственных объемов и их изменений. Это позволяет отнести начисления по износу к постоянным тратам. Фирма принимает решение в пользу конкретной методики начисления средств и ежемесячно учитывает одну и ту же величину. Это означает, что при выпуске сотни единиц продукта на амортизацию делают отчисления такие же, как и выпуская тысячу штук.
По действующим в нашей стране в настоящее время законам предпринимателей не ограничивают в том, куда и как относить затраты. При желании можно конкретную статью квалифицировать как косвенную, а другую назвать прямой, можно сделать наоборот. Этому посвящена 25-я глава Налогового кодекса, но конкретных разъяснений или правил работы в ней пока еще нет. Налогоплательщик может самостоятельно принять решение и настроить бухгалтерский учет так, как ему выгодно. На практике начисление по износу практически всегда классифицируют как косвенные расходы.
Как работает амортизация
Начать начисление амортизации нужно уже с первого числа месяца, следующего за тем, когда основное средство приняли к учету. Приняли ОС в августе — начисляем амортизацию с сентября.
Пока не закончится срок полезного использования, останавливать начисления нельзя. Приостановка работы или прекращение использования оборудования — не повод останавливать начисление. Приостановка разрешается только при консервации на срок более 3 месяцев или на период восстановления сроком свыше 12 месяцев.
Прекратить начисление нужно с первого числа месяца, следующего за тем, в котором объект списали с учета или полностью погасили его стоимость. То есть амортизацию не нужно начислять на любые полностью самортизированные ОС с нулевой остаточной стоимостью, даже если ваша компания продолжает их использовать.
Амортизацию для отражения в учете, считают ежемесячно в соответствии со способом, который утвержден в учетной политике по отдельным группам или объектам ОС:
- линейный;
- уменьшаемый остаток;
- по сумме чисел лет срока полезного использования;
- пропорционально объему производства.
Для любого способа важен срок полезного использования — это период, в течение которого амортизируемый объект приносит доходы. Организация определяет срок, когда принимает ОС к учету. При ремонте или улучшении оборудования срок полезного использования увеличивают.
Что такое активы и пассивы в бухгалтерии — понятие простыми словами
Активы — это имущество организации, используемое в хозяйственной деятельности, основная его задача — приносить прибыль.
К активам относится:
- денежные средства — наличные в кассе, безналичные на расчетном счете, в иностранной валюте, на специальных счетах, денежные документы;
- имущество — товары, продукция, материалы, недвижимость, транспорт, оборудование;
- задолженность других лиц перед организацией — покупателей, поставщиков, других организаций;
- выданные кредиты и займы — работникам, другим организациям.
Пассивы — долги, обязательства и капитал, которые показывают, откуда взялись активы и являются их источниками.
В целом, это задолженность перед кем-то, которую рано или поздно нужно вернуть — вклады в уставный капитал возвращаются учредителям при закрытии, кредиты возвращаются в банки, зарплата выдается работникам, долги — контрагентам, налоги перечисляются в бюджет.
К пассивам относится:
- собственный капитал — уставный, добавочный, резервный, проданные акции, паи;
- заемный капитал — кредиты и займы, предоставленные предприятию банками и другими лицами;
- долги организации перед другими лицами — кредиторская задолженность;
- задолженность по заработной плате перед персоналом;
- налоги — задолженность перед бюджетом.
Таблица примеров
Активы | Пассивы |
Деньги наличные и безналичные и денежные документы | Долги перед персоналом (зарплата и другие) |
Выручка от обычной деятельности | Уставный капитал |
Объекты основных средств | Резервный капитал |
Объекты нематериальных активов | Добавочный капитал |
Товары и материальные ценности | Паи |
Продукция на всех стадиях производства | Выкупленные акции |
Сырье и полуфабрикаты | Результаты переоценки стоимости ОС, НМА |
Долги контрагентов | Долги перед контрагентами |
Предоставленные кредиты и займы | Взятые кредиты и займы |
Финансовые вложения | Долги перед бюджетом (налоги и взносы) |
НДС по приобретенным ценностям | Нераспределенная прибыль и непокрытый убыток |
Почему всегда равны в бухучете?
Активы и пассивы всегда равны — это главное правило бухгалтерского учета, показывающее безошибочное ведения учетной деятельности.
Почему выполняется равенство?
Пассивы — это источники активов, они формируют их.
Пример 1:
Операция: Поступление товара на склад от поставщика.
Пассив (кредиторская задолженность перед поставщиком) создал актив (товары на складе).
Пример 2:
Операция: Получение кредита в банке.
П. (кредит) создал А. (деньги на расчетном счете).
Пример 3:
Операция: Внесение учредителем взноса в уставный капитал в виде автомобиля.
П. (взнос в уставный капитал) создал А. (автомобиль).
Так как пассивы формируют активы, то их общие суммы должны быть равны. При изменении пассивов на ту же сумму меняются активы.
Пример 4:
Операция: Перечисление оплаты за товар поставщику в размере 200 000 руб.
В ходе операции уменьшение П. (погашение кредиторской задолженности) на 200 000 привело к уменьшению А. (количества денег на расчетном счете) на ту же сумму 200 000.
То есть любое изменение пассивов всегда влечет за собой соответствующее изменение активов (↑ П. → ↑ А., ↓ П. → ↓ А.). В итоге после любой совершенной операции общая сумма активов равняется общей сумме пассивов в любой момент времени.
Несоблюдение данного равенство говорит о неправильном ведении бухгалтерского учета и допущении ошибок.
Бухгалтерский баланс
Важно уметь отличать активы от пассивов, это позволит правильно составить бухгалтерский баланс и проверить правильность бухучета.
Весь бухгалтерский учет в конечном итоге сводится к составлению итогового годового отчета — баланса, который показывает финансовое состояние предприятия. На протяжении года ведется учет всех хозяйственных операций, по завершению года все учтенные суммы группируются по статьям баланса.
Бухгалтерский баланс — это двусторонняя таблица: в левой половине собирается имущество организации, в правой — капитал, резервы и обязательства с группировкой по однородным критериям. Далее считается общая сумма по каждой стороне баланса и проверяется итоговое равенство активов и пассивов.
Форма баланса утверждена, однако возможно ее дополнение в зависимости от особенностей деятельности компании.
Малые предприятия вправе применять упрощенный вариант бухгалтерского баланса, где приводятся данные в обобщенном виде.
Активы в бухгалтерском балансе делятся на:
- внеоборотные — предназначены для получения прибыли в долгосрочной перспективе (нематериальные, основные средства, долгосрочные вложения);
- оборотные — подвижные и быстро расходумые, требуют постоянного пополнения, способны приносить прибыль в короткие сроки (товары, продукция, материалы, деньги, сырье, дебиторская задолженность).
Пассивы в бухгалтерском балансе делятся на:
- капитал и резервы — резервный, добавочный, уставный, итоги переоценки стоимости, выкупленные собственные акции;
- долгосрочные обязательства — долги, срок возврата которых превышает 1 год;
- краткосрочные обязательства — долги, которые нужно вернуть в течение 1 года.
Пример составленного годового баланса предприятия:
Счет 02 — активный или пассивный
Счет 02 относится к пассивным. Это значит, что начисление и накопление амортизации отражают по кредиту. Уменьшение или списание начисленных сумм проводится по дебету счета 02. Закрытие счета оформляется проводкой Дебет 02 — Кредит 01.
Хоть счет и пассивный, в разделах III-V бухбаланса он не отражается, но участвует в формировании актива — строки основных средств. Напомним, что ОС в балансе отражаются по остаточной стоимости, то есть уменьшаются на кредитовое сальдо счета 02.
Ведите учет экспорта и импорта в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Простой учет, зарплата и отчетность в одном сервисе
Аналитический учет по счету 02
Амортизация плотно привязана к объектам ОС, поэтому вся аналитика по 02 счету строится вокруг отдельных инвентарных объектов ОС. Они включают в себя как сам актив, так и все необходимые приспособления и принадлежности для его функционирования.
Ведут аналитический учет в одном из трех типовых документов, которые используются и для аналитики по ОС:
- инвентарная карточка объекта ОС;
- инвентарная карточка группового учета объектов ОС;
- инвентарная книга учета объектов ОС.
В них отражают сведения о поступлении, перемещении, выбытии, доработках, улучшениях основных средств, а также вносят записи о начисленной с начала эксплуатации амортизации.
Отдельная история
Возможна такая ситуация, когда есть некоторый объект ОС, разбитый на несколько компонентов, и анализ по каждому из них показывает одинаковые временные промежутки для отражения амортизации в балансе, а также теория рекомендует применять одинаковые методики расчетов. При подобном совпадении допускается группировка сходных объектов. Период эксплуатации объекта зависит:
- от временного интервала, запланированного фирмой для использования объекта;
- от числа производственных единиц, аналогичных, запланированных к получению в ходе эксплуатации объекта.
Корреспонденция счета 02 с другими бухгалтерскими счетами
Счет 02 по дебету | Счет 02 по кредиту |
01 Основные средства 02 Амортизация 03 Доходные вложения в материальные ценности 79 Внутрихозяйственные расчеты 83 Добавочный капитал | 02 Амортизация 08 Вложения во внеоборотные активы 20 Основное производство 23 Вспомогательные производства 25 Общепроизводственные расходы 26 Общехозяйственные расходы 29 Обслуживающие производства и хозяйства 44 Расходы на продажу 79 Внутрихозяйственные расчеты 83 Добавочный капитал 91 Прочие доходы и расходы 97 Расходы будущих периодов |
Стандартные операции по счету 02
У любой компании есть основные средства — свои или арендованные. Поэтому 02 счетом пользуются практически все. Можно выделить типовые бухгалтерские проводки, которые встречаются чаще всего.
Проводка | Суть операции |
Дт 02-1 Кт 02-2 | Отражены суммы амортизации арендованных ОС, которые перешли в собственность |
Дт 02 Кт 01 | Начисленная за время использования амортизация списана |
Дт 02 Кт 83 | Уменьшена амортизация в результате уценки |
Дт 02 Кт 79 | Уменьшена амортизация по ОС переданным ОП на отдельном балансе |
Дт 20 (25, 23, 26, 44, 91) Кт 02 | Начислена амортизация по ОС |
Дт 79 Кт 02 | Начислена амортизация по ОС обособленного подразделения |
Дт 83 Кт 02 | Увеличена амортизация в результате дооценки ОС |
Дт 91 Кт 02 | Начислена амортизация организацией-арендодателем по арендованным ОС |
Воспользуйтесь облачным сервисом Контур.Бухгалтерия, чтобы автоматизировать расчет и начисление амортизации. Ведите учет, сдавайте отчетность, начисляйте зарплату и считайте больничные — 14 дней в подарок для всех новых пользователей.