Как сдать отчет СЗВ-М?
Среди множества видов отчетности в Пенсионный фонд есть не так давно появившийся отчет – форма СЗВ-М (сведения о застрахованных лицах). Эта форма понадобилась госорганам в связи с приостановлением индексации пенсий работающим пенсионерам, которых теперь нужно «отслеживать».
Форму должны заполнять ИП и организации, где есть хоть один сотрудник, работающий по трудовому или гражданско-правовому договору. Форма СЗВ-М сдается ежемесячно до 15-го числа месяца, следующего за отчетным. На бумаге эти сведения могут подавать работодатели с числом сотрудников менее 25 человек, а остальные работодатели обязаны сдавать СЗВ-М только в электронном виде.
Штраф за просрочку сдачи формы или неправильное заполнение составляет 500 рублей за каждого работника. А если вместо обязательного электронного документа сдать бумажный, штраф за такой случай составит 1000 рублей.
Состав формы и правила ее заполнения
Бланк включает 4 раздела:
- реквизиты страхователя;
- отчетный период;
- тип формы (код);
- сведения о застрахованных гражданах.
Отдельных правил, как заполнить СЗВ-М, нет, но интуитивно понятно, что делать. В первом разделе указывают наименование организации, ИНН, КПП и регистрационный номер в Пенсионном фонде.
В разделе «Отчетный период» указывают месяц, за который предоставляется отчет.
В третьем отмечают тип заполняемой формы. Если бланк за отчетный период заполняется впервые, то его отмечают как исходный. Если вы подаете дополнительный отчет, выбирайте тип «дополняющий». Если ранее отправленный отчет содержал неточности, подают документ с типом «отменяющий».
Четвертый раздел представляет собой таблицу, в которой напротив Ф.И.О. граждан, имеющих договоры, указывают их ИНН (необязательно) и СНИЛС.
Образец заполненной формы
Программы Пенсионного фонда
Их можно в разделе «бесплатные программы для работодателей». Для подготовки СЗВ-М подходят несколько программ: «Документы ПУ 6», «Spu_orb», «ПД СПУ», «PsvRSV». Однако чтобы разобраться, какая между ними разница, и правильно установить выбранную программу, понадобятся советы специалиста, разбирающегося в этих вопросах.
Чтобы завести на сайте ПФР личный кабинет, придется пройти непростую процедуру регистрации. Не выходя из офиса это можно сделать только с помощью ЭЦП. Либо нужно обратиться в ПФР лично и получить регистрационную карту для входа в кабинет.
Нужно ли отразить переименование работодателя?
Согласно пункту 2.4 статьи Закона № 27-ФЗ, в форме СЗВ-ТД фиксируются только четыре кадровых события: прием, увольнение, перевод или подача заявления о выборе формы трудовой книжки.
Однако в постановлении ПФР № 730п приведен расширенный перечень мероприятий, которые нужно указать в отчете о трудовой деятельности. В него, в числе прочего, входит пункт «переименование работодателя» (подробнее см. в статье «Как правильно заполнить и сдать форму СЗВ‑ТД»).
Возникает вопрос. Если последняя запись в трудовой книжке — это смена названия компании-работодателя, нужно ли указать эти сведения в СЗВ-ТД по состоянию на начало 2021 года? Или вместо этой записи следует отразить предыдущую?
Подобная ситуация рассмотрена на сайте одного из региональных отделений ПФР в разделе «Вы нас спрашивали: электронная трудовая книжка» (пункт 3). Специалисты фонда прямого ответа не дали. Но подчеркнули, что переименование организации не является сведением о трудовой деятельности застрахованного лица по состоянию на 1 января 2020 года. Отсюда можно сделать вывод: смену наименования компании фиксировать в СЗВ-ТД не нужно.
Пример
Инженер Петров числится в ООО «Трейд» на должности инженера. В трудовой книжке Петрова нет ни одной записи, датированной 2020-м годом.
Последними записями являются:
24 октября 2021 года — ООО «Вымпел» с 24.10.19 переименовано в ООО «Трейд»;
8 апреля 2021 года — принят на должность инженера (в ООО «Вымпел»).
Бухгалтер подал сведения о трудовой деятельности Петрова по состоянию на 1 января 2021 года. Таблица в СЗВ-ТД заполнена следующим образом:
По клику откроется таблица в большем размере.
Вести кадровый учет в веб‑сервисе, заполнять и сдавать СЗВ‑ТД через интернет
Профессиональные бухгалтерские программы
Если вам не хочется возиться с программами пенсионного фонда или проходить регистрацию в личном кабинете, можно использовать профессиональное бухгалтерское ПО.
Наиболее известная и популярная — это, конечно, 1СБухгалтерия. Но есть и другие программы для ведения бухгалтерии и сдачи налоговой отчетности. Из отечественных это «Галактика» и «Парус», обе существуют на рынке более 20 лет. Из зарубежных наиболее известна SAP.
Но зачастую компания не нуждается в том объеме функций, которые предлагают данные программы. Программы бухучета с «навороченным» функционалом по карману только крупным компаниям. Но есть более современные и «легкие» программы для бухгалтерского и налогового учета, ориентированные в основном на небольшие , «Мое дело», «Контур.Экстерн» и некоторые другие.
Какой период указать в отчете
В бланке СЗВ-ТД есть поле, в котором следует проставить отчетный период: месяц и год. К какому периоду относятся сведения о трудовой деятельности по состоянию на 1 января 2021 года?
Мнения расходятся. Одни специалисты утверждают, что необходимо указать январь 2021 года. Объясняется это тем, что рассматриваемая форма сдается не позднее 15 февраля 2021 года. А это — последняя дата для представления СЗВ-ТД в отношении некоторых кадровых событий, которые были в январе.
Другие полагают, что раз сведения относятся к первому дню 2020 года, отчетный период — декабрь 2021 года.
Официальных разъяснений Пенсионного фонда по данному вопросу пока не было. Но есть информация, что отчеты, где указано «декабрь 2020», успешно прошли проверку. Вероятно, этот вариант является допустимым.
Онлайн-сервисы на постоянной основе
Другой вариант без проблем заполнить СЗВ-М — воспользоваться услугами онлайн-сервисов.
Существует несколько порталов, позволяющих отчет СЗВ-М заполнять онлайн: «Мое дело», «Контур», «Небо».
Для наглядности приведем таблицу по этим сервисам:
Название сервиса | На кого ориентирован | Преимущества | Цена |
Мое дело | ИП на УСН и ЕНВД | Специализируется на наиболее популярных у малого бизнеса налоговых режимах. | От 3990 в год. |
Контур.Экстерн | Малый бизнес, применяющий УСН и ЕНВД, средний бизнес (в том числе в сфере алкогольной продукции) и бюджетные предприятия, находящиеся в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. | Возможность сформировать отчеты во все госороганы, в том числе РПН и РАР, возможность работать с разных компьютеров, бесплатный доступ по акции в течение 3 месяцев. | От 2900 в год |
Небо | Компании, желающие сдавать отчетность в электронном виде. Возможно составление деклараций УСН, ЕНВД, ЕУНД, НДС. | Есть бесплатный тариф «Только отчетность» | 100–170 рублей за один документ при одновременной отправке документа при наличии ЭП Неба. |
А теперь посмотрим, как заполнить СЗВ-М в этих программах.
Проверка СЗВ-М
Прежде чем отправить документ в ПФР, его обязательно нужно проверить. Это можно сделать двумя способами:
- проверка в программах Пенсионного фонда;
- проверка СЗВ-М онлайн бесплатно в сервисах интернет-бухгалтерии.
1. Программы ПФР, позволяющие заполнить СЗВ-М, позволяют и протестировать его. Особенной популярностью пользуются программы CheckXML и CheckPFR. Чтобы проверить форму, предварительно нужно и установить на компьютере.
2. Проверить СЗВ-М онлайн без регистрации в онлайн-сервисах практически невозможно, но процедура регистрации не займет много времени.
Что указать в СЗВ-ТД, если работник «на удаленке»
В прежней редакции статьи 312.2 ТК РФ (действовала по декабрь 2020 года включительно) говорилось, что по соглашению сторон сведения о дистанционной работе можно не вносить в трудовую книжку.
Получается, что у «дистанционщика», который воспользовался данной нормой, в трудовой книжке нет записей о кадровых событиях, по которым надо сдать форму не позднее 15 февраля 2021 года. На основании каких документов работодатель должен заполнить СЗВ-ТД по состоянию на начало 2021 года? На основании приказов о приеме на работу, о переводе и других кадровых документов. Это прямо следует из пункта 1.2 Порядка заполнения сведений о трудовой деятельности (утв. постановлением № 730н).
При «удаленке» необходимо обмениваться электронными документами с сотрудниками Начать обмен
Отправка СЗВ-М
После того как вы проверили отчет СЗВ-М онлайн или программой ПФР, необходимо убедиться, что файл сформирован в нужном формате. Следует перевести файл в нужный формат. ФНС принимает документы в формате xml. Если ваш документ сформирован в формате excel, нужно повозиться, чтобы перевести файл в xml. Придется разбираться в нерядовых функциях excel.
Если же бланк сформирован в pdf-формате, можно воспользоваться онлайн-конвертером файлов из pdf в excel. Затем файл excel сохраняем в формате xml через функцию «сохранить как».
Но чтобы избежать ошибок при сохранении файла в нужном формате, лучше изначально заполнить его в специально предназначенной для этого программе или онлайн-сервисе.
Кто освобожден от сдачи отчетности
Для отдельных категорий хозяйствующих субъектов и работников предусмотрены исключения. Так, отчет СЗВ-М не предоставляют:
- крестьянские фермерские хозяйства, где нет наемных работников;
- индивидуальные предприниматели, арбитражные управляющие, частнопрактикующие адвокаты и нотариусы, которые уплачивают фиксированные страховые взносы только за себя;
- работодатели в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, которые временно пребывают в России или работают дистанционно, на которых не распространяется обязательное пенсионное страхование;
- работодатели в отношении военнослужащих, сотрудников органов МВД и ФСБ (за исключением вольнонаемных), так как к ним обязательное пенсионное страхование не применяется, и для них государством предусмотрены иные гарантии.
Отправка СЗВ-М в электронном формате
Пенсионный фонд не предоставляет работодателям возможности отправить отчет из личного кабинета на сайте ПФР, поэтому в электронном виде направить бланк можно через оператора электронного документооборота (ЭДО).
Операторы ЭДО — это специализированные компании, которые предоставляют сервисы не только по формированию отчетности, но и по ее отправке в налоговые органы по защищенным каналам связи с использованием электронной цифровой подписи.
Для этого потребуется заключить договор с оператором ЭДО, чтобы подключиться к его сервису и получить ЭЦП, и уведомить ПФР о сдаче документов в электронном виде.
Отправка СЗВ-М на бумаге или лично
Для отправки документа почтой его нужно распечатать, поставить печать (если она есть), заполнить два экземпляра описи вложений и заполнить конверт (адрес ПФР и адрес отправителя). Незапечатанный конверт с отчетом и двумя экземплярами описи отнесите на почту. Сотрудник отделения поставит печать и подпись на втором экземпляре описи и выдаст квитанцию об оплате, на которой будет указан идентификатор отправки. Храните эти документы на случай, если в Пенсионном фонде потеряют ваш отчет.
Подача СЗВ-М лично
Чтобы лично представить форму СЗВ-М в ПФР, распечатайте его в двух экземплярах (с подпись и печатью, если есть), возьмите паспорт и/или доверенность от организации на сдачу отчетности. Передайте сотруднику ПФР оба экземпляра отчета. Один экземпляр инспектор оставит себе, а на втором (вашем) поставит отметку о приемке.
Сведения на внешних совместителей
Если в компании (или у ИП) трудятся внешние совместители, принятые на работу до 2021 года, нужно учесть следующее.
Во-первых, на них необходимо подать сведения о трудовой деятельности по состоянию на начало 2021 года — так же, как и на штатных сотрудников. Если в прошлом году кадровых событий не было, и отчет не сдан — его следует представить не позднее 15 февраля 2021 года.
Во-вторых, кадровое событие «выбор формы трудовой книжки» фиксировать в СЗВ-ТД не нужно. Это должен сделать работодатель по основному месту работы. Подробнее об особенностях трудоустройства совместителей см. «Работа по совместительству: как правильно оформить прием на работу сотрудника».
О том, как составить отдельные поля СЗВ-ТД на совместителя, см. «Пенсионный фонд разъяснил, как заполнить СЗВ‑ТД на совместителя».