Абонент коммунальных услуг
Арендованное имущество является собственностью арендодателя. То есть именно он выступает абонентом коммунальных услуг. Такой вывод позволяют сделать положения статьи 608, пункта 2 статьи 539 и статьи 548 Гражданского кодекса РФ.
В то же время в отношении подачи электроэнергии законодательство не запрещает энергоснабжающей организации поставлять энергию не только абоненту (арендодателю), но и другим организациям, зависимым от него (например, арендаторам). То есть абонент (арендодатель) с согласия энергоснабжающей организации вправе передавать энергию, принятую им через присоединенную сеть, субабоненту (арендатору). А субабонент (арендатор) должен иметь возможность получать энергию посредством специального оборудования, а также подключаться к энергосетям абонента (арендодателя).
Такой порядок следует из статьи 545 Гражданского кодекса РФ. В общем случае он распространяется и на отношения, связанные со снабжением иными коммунальными услугами (тепловой энергией, газом, водой и т. д.) (ст. 548 ГК РФ).
Никаких других требований, кроме указанных выше, Гражданский кодекс РФ не устанавливает. Это позволяет арендатору выбирать между различными способами оформления отношений по получению коммунальных услуг и их последующей оплате.
Способы расчетов
Расчеты по коммунальным услугам могут быть организованы следующими способами:
- арендатор оплачивает арендодателю коммунальные услуги в составе арендной платы;
- арендатор отдельным платежом (по отдельному счету) компенсирует арендодателю стоимость коммунальных услуг;
- арендатор заключает с арендодателем посреднический договор на приобретение коммунальных услуг;
- арендатор напрямую заключает с коммунальными службами договор на поставку электроэнергии. В отношении услуг по оплате водоснабжения такой вариант расчетов неприменим.
Блог
В сегодняшней статье я затрону «больную» тему для огромного количества бухгалтеров УК и ТСЖ, а именно включаются ли в налогооблагаемую базу по УСНО денежные средства, полученные от собственников помещений (потребителей) в оплату коммунальных услуг. Тема сейчас ой, какая актуальная, так как Госдума подготовила очередные поправки в Налоговый кодекс, вступающие в силу 1 января 2020 года.
Начну с того, что вся «войнушка» происходила и происходит из-за того, что согласно п.38 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (далее по тексту – Правила) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам для ресурсоснабжающих организаций. Проще говоря, если УК купила у РСО кубический метр холодной воды за 30 рублей, то и продать этот кубический метр потребителю можно только за 30 рублей, а значит, не возникает никакой прибыли
.
Если УК работает на общей системе налогообложения
(далее по тексту – ОСНО), то у нее, в большинстве случаев, (обратную ситуацию в этой статье я рассматривать не буду) в отношении коммунальных услуг
не возникает добавленной стоимости
, а значит и НДС,
а также прибыли
и, как следствие, налога на прибыль.
В ситуации, когда УК работает на упрощенной системе налогообложения (далее по тексту – УСНО), то тут абсолютно все равно, есть у тебя прибыль или нет, так как законодатель для особо «хитропопых» придумал минимальный налог в 1% от суммы всех поступлений на расчетный счет и в кассу УК
(п.6 ст.346.18 НК РФ).
К примеру, «обороты» УК на УСНО составили 100 миллионов рублей, значит, в бюджет придется оплатить 1 миллион рублей минимального налога
, что конечно печалит не только бухгалтеров УК, но и учредителей, которые (как им не стыдно) уплачивать налоги в бюджет не особо то и хотят.
В данной статье я постараюсь разобрать подробно этот вопрос.
Итак, давайте «разобьем» хронологию изменений НК РФ на три этапа
:
- этап первый – до 2021 года
- этап второй – с 01 января 2021 года до 01 января 2020 года
- этап третий – с 01 января 2021 года
Этап первый – до 2021 года.
Писать тут особо нечего, так как налоговые органы и суды всех инстанций однозначно включали все денежные средства, полученные от собственников помещений (потребителей) в оплату коммунальных услуг в состав доходов, учитываемых при определении налогооблагаемой базы по УСНО.
Попытки некоторых управляющих организаций доказать суду и налоговикам после 2021 года, что денежные средства за коммунальные услуги не включаются в налогооблагаемую базу по УСНО ни к чему не привели.
Суды не принимали доводы налогоплательщиков, основанные на неверном толковании норм НК РФ, а если быть точнее основанные на «лапше», которую вешали на уши бухгалтерам лекторы на семинарах и вебинарах
, рассказывающие про то, что отсутствие прибыли по коммунальным услугам равно отсутствие дохода и, как следствие, налогооблагаемой базы по УСНО.
Примеров доначислений в справочно-правовых системах можно найти огромное количество, среди них можете почитать
:
- Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 04.06.2018 № Ф01-1869/2018 по делу № А79-11145/2016 (Определением Верховного Суда РФ от 13.11.2018 N 301-КГ18-12610 отказано
в передаче дела № А79-11145/2016 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления).
- Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 07.03.2018 № Ф04-461/2018 по делу № А70-7080/2017 (Определением Верховного Суда РФ от 28.06.2018 № 304-КГ18-8109 отказано
в передаче дела № А70-7080/2017 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления).
Обратите внимание, что суды ссылки на «льготу» в пп.4 п.1 ст.346.15 НК РФ в расчет не брали, так как, по мнению судей, «льгота» начинала действовать лишь с 1 января 2021 года, а значит УК в налогооблагаемую базу по УСНО денежные средства, поступившие в оплату коммунальных услуг, обязаны были включать
(да, на семинарах вам лекторы, называющие себя «лучшими лекторами России в ЖКХ», рассказывали другое, но
сидеть-то за налоговые правонарушения не им
…).
Этап второй – с 01 января 2021 года до 01 января 2020 года.
Группа лиц в количестве 400 с лишним человек, гордо называющих себя депутатами Госдумы РФ, по предварительному сговору в конце 2017 года приняла поправки в НК РФ, согласно которым (тут нужно процитировать новую норму целиком):
«Статья 346.15. Порядок определения доходов
1.1. При определении объекта налогообложения не учитываются:
4) доходы, полученные товариществами собственников жилья, товариществами собственников недвижимости, управляющими организациями, садоводческими, огородническими или дачными некоммерческими товариществами (некоммерческими партнерствами), жилищными, садоводческими, огородническими, дачными или иными специализированными потребительскими кооперативами от собственников (пользователей) недвижимости в оплату коммунальных услуг, оказанных сторонними организациями».
Про
Оплата услуг в составе арендной платы
В данном случае стоимость потребленных коммунальных услуг арендатор компенсирует арендодателю в составе арендной платы. Возможность применения данного варианта вытекает из норм законодательства, регулирующих арендные отношения.
Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 616 Гражданского кодекса РФ арендатор должен нести расходы на содержание арендованного имущества, если иное не установлено законом или договором. При этом за арендатором не закреплена обязанность оплачивать коммунальные услуги непосредственно их поставщикам. В данной ситуации арендодатель, который является абонентом по договору с коммунальными службами, вправе разрешить арендатору (субабоненту) пользоваться своими сетями. За это арендатор должен компенсировать арендодателю не только арендную плату, но и стоимость потребляемых им коммунальных услуг.
Указанное соглашение между арендодателем и арендатором является способом формирования стоимости аренды и не может быть квалифицировано как отдельный договор (см., например, п. 22 информационного письма Президиума ВАС РФ от 11 января 2002 г. № 66).
Включить сумму компенсации коммунальных услуг в состав арендной платы можно двумя способами:
- сумма арендной платы с учетом коммунальных расходов определяется в фиксированном виде. Стоимость коммунальных услуг отдельно в договоре не выделяется;
- сумма арендной платы в договоре складывается из двух частей: фиксированный платеж (собственно плата за аренду) и переменный платеж (расходы на коммунальные услуги, потребленные арендатором в расчетном периоде).
Использование первого способа в некоторых случаях может быть невыгодно. Дело в том, что фактическая стоимость коммунальных услуг, как правило, меняется. Такие изменения могут происходить несколько раз в течение года. Однако учесть их в договоре и, соответственно, скорректировать размер арендной платы в общем случае стороны могут только раз в году (п. 3 ст. 614 ГК РФ). Кроме того, величина оплаты некоторых услуг напрямую зависит от размера их потребления, а предугадать заранее, сколько, например, электроэнергии потребит арендатор, получается не всегда. Таким образом, может возникнуть ситуация, когда фактически потребленные арендатором коммунальные услуги не покрываются размером коммунальных платежей, учтенных в составе арендной платы.
При использовании второго способа переменная часть, то есть стоимость коммунальных услуг, может изменяться каждый месяц в зависимости от изменения тарифов или величины потребляемых услуг. При этом положения пункта 3 статьи 614 Гражданского кодекса РФ о недопустимости пересмотра арендной платы чаще одного раза в год не нарушаются. Неизменным должно быть условие о сумме арендной платы, устанавливающее способ ее расчета, а не размер (п. 11 информационного письма Президиума ВАС РФ от 11 января 2002 г. № 66).
Общая сумма коммунальных услуг и поставок энергии определяется по фактическому потреблению на основании счетов, выставленных поставщиками. Доля расходов компенсируемых арендатором по договору аренды (переменная часть арендной платы), может определяться следующими способами:
- по доле занимаемых арендатором площадей помещений;
- по показаниям отдельных счетчиков;
- исходя из мощности используемого арендатором оборудования и времени его работы.
Методику расчетов закрепите в договоре аренды (п. 1 ст. 615 ГК РФ).
При включении компенсации коммунальных расходов в состав арендных платежей отдельно первичные документы на коммунальные платежи не оформляются. Арендодателю достаточно оформить документы по аренде и приложить копии документов коммунальных служб (счета, расчеты), если такое условие предусмотрено договором аренды.
Бухучет
Сумма компенсации расходов на ЖКХ в рамках бухучета не признается доходами организации. Объясняется это тем, что поступление этих средств в бюджет арендодателя не приводит к экономическим выводам (пункт 2 ПБУ 9/99 «Доходы организации»). Арендодатель – это лишь переходное звено между арендатором и организациями, предоставляющими коммунальные услуги.
Однако здесь есть важный нюанс. Если фирма в рамках налогового учета включила суммы возмещения в доходы и расходы, в бухучете нужно зафиксировать постоянное налоговое обязательство (ПНО), а также постоянный налоговый актив (ПНА). Это подтверждается ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль». ПНА и ПНО образуются из-за постоянных разниц между бухучетом и налоговым учетом.
В рамках ПБУ 18/02 под постоянными разницами подразумеваются доходы и траты, учитываемые при установлении базы по налогу на прибыль, которые не признаются для целей бухучета доходами и тратами отчетного и следующего периодов (пункт 4 ПБУ 18/02).
ПНО и ПНА признаются фирмой в том отчетном периоде, в котором они образуются. Постоянные обязательства равны величине, составляющей произведение постоянной разницы отчетного периода на ставку налога на прибыль. Подразумевается ставка, установленная законом и актуальная на отчетную дату (пункт 7 ПБУ 18/02).
Если фирма использует ПБУ 18/02, применяются эти проводки:
- ДТ60 КТ51. Оплата услуг ЖКХ и связи включая НДС.
- ДТ26 КТ60. Учет собственных трат на коммуналку и услуги связи.
- ДТ19 КТ60. Частичное принятие к зачету НДС.
- ДТ76 КТ60. Выставление актов без выделения НДС.
- ДТ51 КТ76. Получение выплат от арендаторов.
- ДТ99 КТ68. Постоянное налоговое обязательство.
- ДТ68 КТ99. Постоянные налоговые активы.
Все записи в бухучете должны основываться на соответствующих документах.