Нет времени вести кадровый учёт?
Возьмём его на себя от 833 рублей в месяц
Узнать подробнее
Учёт оплаты труда на предприятии начинается с документов, которые являются основанием для начисления зарплаты: штатное расписание, трудовые договоры, приказы о приеме на работу, наряды, книги учета выработки, табели учета рабочего времени, приказы о поощрениях и т.д.
Организации могут применять унифицированные формы первичных документов или использовать самостоятельно разработанные формы. Формы используемых документов должны быть закреплены в учетной политике предприятия.
Организация бухгалтерского учета заработной платы на предприятии
С целью организации бухучета труда и зарплаты на предприятии в учетной политике прописывается, какие формы первичных документов для этой цели будут использованы. При этом со вступлением в силу закона о бухучете от 06.12.2011 № 402-ФЗ использование унифицированных форм перестало быть обязательным.
Но многие бухгалтеры при организации учета оплаты труда на предприятии отдают предпочтения формам первичных документов, утвержденным постановлением Госкомстата от 05.01.2004 № 1. Первичной документацией по учету движения персонала являются приказы (о приеме на работу, увольнении, переводах, предоставлении оплачиваемого отпуска и т. д.). Для каждого принятого на работу сотрудника заводится личная карточка и открывается персональный лицевой счет.
На лицевой счет, открываемый, как правило, на год, заносятся данные о начисленной и выплаченной зарплате, суммах удержаний и вычетов. Данные в лицевые карты переносятся из табелей учета рабочего времени, листов нетрудоспособности, нарядов на выполнение сдельной работы, приказов (о произведении удержания или начислении премии) и проч.
О порядке организации первичного бухучета на предприятии можно узнать из статьи «Порядок организации первичного бухгалтерского учета».
Уплата НДФЛ в бюджет
Уплата НДФЛ в бюджет осуществляется не позднее дня, следующего за днем выплаты заработной платы сотруднику (п. 6 ст. 226 НК РФ).
Уплата НДФЛ в бюджет отражается документом Списание с расчетного счета вид операции Уплата налога в разделе Банк и касса — Банк — Банковские выписки — кнопка Списание.
Необходимо обратить внимание на заполнение полей:
- Вид операции — Уплата налога.
- Налог — НДФЛ при исполнении обязанностей налогового агента.
- Вид обязательства — Налог.
- за —Июль 2018, месяц начисления доходов (заработной платы).
Изучить подробнее про отражение уплаты НДФЛ в бюджет
Проводки по документу
Документ формирует проводку:
- Дт 68.01 Кт 51 — уплата НДФЛ в бюджет за май.
Бухучет расчетов с персоналом по оплате труда — счет для учета
Для учета расчетов по оплате труда персоналу используется бухсчет 70 — на нем обобщаются соответствующие сведения по каждому работнику предприятия.
По дебету счета показываются суммы выплаченной зарплаты, а также суммы удержаний (по налогам (сч. 68), по исполнительным документам (сч. 76), недостачам (сч. 73) и порче ценностей (сч. 94) и т. д.). Если работник своевременно не получил начисленную ему зарплату, то данная сумма отражается по дебету сч. 70 в корреспонденции со сч. 76.
По кредиту отображаются:
- суммы начисленной зарплаты в корреспонденции со счетами, на которых собираются соответствующие затраты;
- суммы начисленных отпускных в корреспонденции со сч. 96;
- начисленные дивиденды сотрудникам фирмы в корреспонденции со сч. 84.
На предприятиях должен быть организован аналитический учет по бухсчету 70 в отношении каждого работника.
Как учесть расходы на оплату труда в натуральной форме, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
О регистре бухгалтерского учета, обобщающим информацию о расчетах с сотрудниками по оплате труда, читайте в статье Особенности оборотно-сальдовой ведомости по счету 70.
Ключевые аспекты
Зарплата — это вознаграждение работника, исчисленная исходя из объемов выполненной работы, квалификации, стажа и нагрузки (ст. 129 ТК РФ). Объемы выплат определяются в соответствии с нормами действующего законодательства, а также с учетом системы оплаты, установленной на предприятии.
Оплата труда персонала — это солидная доля затрат любого экономического субъекта. Именно поэтому так важно организовать полный и достоверный учет труда и заработной платы на предприятии. Систематический анализ информации позволит оценить эффективность затрат, а также выявить резервы (финансовые и трудовые).
Следует учитывать, что расходы на заработную плату напрямую влияют на себестоимость произведенной продукции. Причем в расчет себестоимости включается не только заработок работников основного производства, но и выплаты в пользу вспомогательного персонала.
Экономический субъект вправе самостоятельно разрабатывать систему оплаты, учитывая род деятельности, специфику, сложность и вредность (опасность) производств. На данном этапе следует руководствоваться ключевыми принципами:
- Законность. Условия начисления вознаграждений не могут нарушать действующих требований и норм трудового законодательства.
- Справедливость. Оплата должна быть равноценной выполняемым работам.
- Направленность на результат. Предусмотрите систему стимулирования и(или) премирования работников за достижение конкретных результатов.
- Своевременность и периодичность. Заработок должен выплачиваться систематически, без задержек, в полном объеме.
Также следует отметить, что размеры оплаты труда должны быть экономически обоснованы. В противном случае об эффективности данных затрат не может быть и речи.
Бухучет: зарплата к выдаче
Бухучет заработной платы и удержаний из нее должен также наглядно отражать сумму к выплате работникам на руки. В связи с этим начисленные по дебету сч. 70 суммы заработной платы будут уменьшены.
Из зарплаты всех сотрудников в обязательном порядке удерживается НДФЛ — с этой целью делается проводка Дт 70 Кт 68.
Выплата зарплаты (без НДФЛ и удержаний по исполнительным листам и др.) производится через кассу или путем перечисления средств на карточный счет сотрудника. При выдаче зарплаты сч. 70 корреспондирует со сч. 50 (51).
О том, как перечисляется зарплата на карту, вы сможете узнать из статьи «Порядок перечисления зарплаты на банковскую карту».
Как выглядит в плане счетов
Настало время заглянуть в настройки плана счетов по 70 счету. Представляю вашему вниманию настройки 70 счета из программы 1С Бухгалтерия 7.7 и вариант настройки 70 счета в программе 1С Бухгалтерия 8.2.
Ваша задача, как мы уже это умеем делать – написать, что рассказывают характеристики счета и что это означает. Затем, найдите отличия в характеристиках и предположите, на что это повлияет в проводках, ОСВ и Балансе.
Ответы доступны только подписчикам!
Если Вы подписаны на обновления блога по почте, введите код доступа из последнего письма рассылки. Чтобы получить код доступа, подпишитесь на новости блога.
Бухгалтерский учет труда и заработной платы у упрощенцев
Учет зарплаты на ОСН и УСН производится одинаково, за тем исключением, что не все упрощенцы смогут уменьшить свои доходы на сумму затрат по оплате труда. Такое право сохраняется лишь для тех упрощенцев, которые выбрали объект упрощенного налогообложения «доходы за вычетом расходов».
Как учесть расходы на оплату труда при УСН, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к системе К+ бесплатно.
Отражение в отчетности 6-НДФЛ
Исчисление сумм НДФЛ производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода нарастающим итогом с начала налогового периода (п. 3 ст. 226 НК РФ). Дата фактического получения доходов в виде оплаты труда — последний день месяца, указанный в поле Зарплата за документа Начисление зарплаты PDF (п. 2 ст. 223 НК РФ). Она будет отражаться по стр. 100 Раздела 2 формы 6-НДФЛ.
Расчет заработной платы за июль 2021 года: PDF
- Начислено — 35 000 руб.
- Вычет на детей — 1 400 руб.
- НДФЛ — 4 368 руб.
В форме 6-НДФЛ выплата заработной платы отражается в:
Разделе 1 «Обобщенные показатели»:
- стр. 070 — 4 368, сумма удержанного налога.
Разделе 2 «Даты и суммы фактически полученных доходов и удержанного налога на доходы физических лиц»: PDF
- стр. 100 — 31.07.2018, дата фактического получения дохода;
- стр. 110 — 10.08.2018, дата удержания налога;
- стр. 120 — 13.08.2018, срок перечисления налога;
- стр. 130 — 35 000, сумма фактически полученного дохода;
- стр. 140 — 4 368, сумма удержанного налога.
Трудности с малым бизнесом
Малые и средние предприятия играют все большую роль в отечественной экономике. Конечно же условия в нашей стране далеки от идеальных, особенно если сравнивать их с другими странами. Есть целый перечень причин, которые препятствуют развитию подобных предприятий на территории нашей страны.
По мнению специалистов одна из причин – чрезмерный контроль над их деятельностью со стороны различных государственных органов. Отсутствие государственной поддержки на должном уровне также сказывается на том, что развитие малого предпринимательства продвигается далеко не теми темпами, как хотелось бы.
Свою лепту внесли также и трудности, связанные с предоставлением кредитов и других льгот для тех, кто занимается малым или же средним бизнесом в РФ. Если в других странах для подобных предприятий разработана льготная система налогообложения или же и вовсе отменена выплата налогов в первое время, то у нас на данный момент малые предприниматели об этом могут только мечтать.
Но несмотря на все трудности, малые предприятия все-таки развиваются, и есть надежда, что рано или поздно государство примет меры, направленные на устранение вышеперечисленных и других проблем. А поскольку предприятия подобные существуют и с каждым днем их все больше, актуальным является им вопрос о том, каким образом организовывается учет на предприятиях малого бизнеса и есть ли с ним проблемы.
Как организовать такой учет?
В первую очередь необходимо сказать о том, что крайне важно чтобы в бухгалтерии занимались проверкой правильности всех записей, касающихся движения ТМЦ, проводились не реже раза в неделю. Так намного проще выявить расхождения, недостачи.
Для того чтобы существенно облегчить контроль над ТМЦ, имеющимися на складе, многие компании прибегают к автоматизации учета. Прибегнув к автоматизации, можно устранить множество нежелательных проблем, например, связанных с поставкой. Это существенно экономит время, плюс ко всему в любой момент можно узнать реальный остаток ТМЦ.
Есть программы, которые помогут контролировать сроки годности хранимой продукции. А при большом объеме запасов справится с этим без автоматизации довольно проблематично. Приложений, которые помогут наладить подобный контроль очень много. Каждый может подобрать для себя оптимальный вариант, в зависимости от целей.
Как контролировать использование рабочего времени?
Для работодателей вопрос о том, насколько эффективно его персонал использует рабочее время с каждым годом все актуальней. Ведь не все работают на сдельной основе. И нет гарантии того, что сотрудник на ставке использует время, за которое ему платят, по назначению. Конечно, проконтролировать это довольно проблематично. Чаще всего основанием для выводов служат результаты работы.
Но вот тех сотрудников, работа которых связана с компьютерами, можно проконтролировать с помощью специально разработанных для этого программ. Подобные приложения выполняют мониторинг, в результате которого работодатель сможет понять, действительно ли человек занят делом или же просто тратит время вещи, не имеющие отношения к его непосредственным обязанностям.
Некоторые приложения позволяют увидеть, посещал ли сотрудник сайты, связанные с поиском работы. Таким образом, можно предотвратить потерю ценного сотрудника, повысив ему ЗП или же создав более благоприятные условия.
Также для подобного контроля некоторые работодатели устанавливают турникеты с датчиками в разных местах. Но необходимо помнить, что подобные меры вызывают раздражительность у персонала, поэтому необходимо соблюдать меры.
Материалы со склада и их учет
Предприятия, чья деятельность невозможна без хранения определенных ценностей (ТМЦ), должны знать, что очень важно организовать должным образом учет материалов на складе и в бухгалтерии. Поскольку склад не является независимой от предприятия единицей, контроль над ресурсами, которые в нем хранятся, проводится одновременно сотрудником склада (кладовщиком) и бухгалтером.
Контроль над количеством ТМЦ должен вестись на постоянной основе. В первую очередь такая процедура снижает риск хищений – можно вовремя заметить недостачу и вычислить виновного. Благодаря подобному учету всегда ясно, какой запас ТМЦ сейчас находится на складе. Это позволяет вовремя заказать необходимые материалы, до того как они закончатся. А это в свою очередь позволит избежать простоев.
Как только ТМЦ поступают на склад, ответственный за контроль над этим процессом, должен проверить, соответствуют ли они указанным в накладной данным.
Если расхождения не найдены, можно оформлять приходной ордер, экземпляр которого необходимо предоставить и в бухгалтерию. Такая же процедура должна соблюдаться и в случае, когда ТМЦ передаются со склада. Только ордер в этом случае будет расходным. Помимо оформления ордеров, на складе должны вести еще и специальные товарные карточки, в которых также отображаются все движения ТМЦ, а также их остаток.
Бухгалтер же должен контролировать все движения ТМЦ используя для этого ордера, первичные документы, информацию со складских карточек.